25.09.2019

Контролируем эмоции: техника «Я наблюдатель. Наблюдение (психология)


Огромное количество психологических проблем - от страха ошибиться до кризиса среднего возраста - имеют один общий глубинный корень. Это идентификация - то, кем вы себя считаете. То, как вы отвечаете на вопрос «кто я?».

Как корабль назовете, так он и поплывет

Как идентификация создает проблемы? Очень просто.

Например, вы учитесь в школе и получаете четверку. Если вы сильно расстроены, если вам стыдно, то вы думаете примерно так: «Я же отличница! Значит, я должна получать только пятерки!» Говоря психологическим языком, вы отождествляете себя с ролью отличницы, и поэтому вам так плохо от объективно хорошей оценки.

Во взрослой жизни этот механизм работает по такому же принципу. Женщина, соединяющая свое «я» с внешней красотой, будет в панике, обнаружив неизбежные возрастные изменения. Специалист, которого уволили, может оказаться в депрессии из-за крушения своей идентичности «я успешный, востребованный профессионал».

У каждого из нас есть список того, с чем мы себя отождествляем. Часто это социальные роли или профессия: отец, мать, сын, дочь, муж, жена, врач, пожарный, учительница, актриса.

Иногда нас полностью захватывают те или иные желания, эмоции, настроения. Есть люди, неразрывно внутренне соединенные с некими принципами, системой убеждений, теоретическими парадигмами и умозаключениями.

Важно понимать, что мы сильно зависим от того, с чем себя отождествляем или идентифицируем. Вспомните пример про отличницу: ее невротические реакции напрямую вызваны идентификацией. Хорошист или троечник из-за четверки не расстроится.

Как развязать гордиев узел?

Любая идентификация - это зауженное представление о себе. Поэтому решение проблем, связанных с ней, состоит в том, чтобы этот узел развязать.

Это понимали мудрецы и духовные учителя еще много сотен лет назад. Однако тогда еще не существовало сформированной психотехники - пошаговых приемов работы со своим сознанием.

Современная практическая психология успешно создает способы, благодаря которым обычные люди, не шаолиньские монахи, могут эффективно работать со своей психикой и решать психологические проблемы.

Во второй половине ХХ века психологами был открыт простой, но мощный способ радикального изменения представлений о том, кто я есть. Давайте прямо сейчас сделаем эту практику.

Читайте текст ниже настолько медленно и вдумчиво, чтобы внутри вас возникал отклик на слова, появлялись какие-либо ощущения или образы.

Практика

У меня есть тело. Сейчас оно не такое, как 20 лет назад, а еще через 20 лет оно будет другим. Иногда мое тело в порядке, иногда какая-то его часть болеет. Ощущения от моего тела меняются. Кроме того, я могу его осознавать. Значит, мое тело - это не я. У меня есть тело, но я - это не мое тело.

У меня есть эмоции. Они приходят и уходят. Обычно я могу осознавать и контролировать свои эмоции, но иногда они очень сильно охватывают меня. К разным своим эмоциям я отношусь по-разному: одни мне приятны, другие - нейтральны, третьи - отвратительны. Исходя из всего этого ясно, что мои эмоции - это не я. У меня есть эмоции, но я - это не мои эмоции.

У меня есть желания. Они переменчивы и даже иногда непоследовательны или противоречивы. Как правило, я могу их осознавать, наблюдать за их «поведением». Поэтому мои желания - это не я. У меня есть желания, но я - это не мои желания.

У меня бывает разное настроение. Порой я грущу, иногда злюсь, часто радуюсь. Разные настроения приходят и уходят, плюс - я могу на них смотреть со стороны («из-за чего я расстроился?»). Получается, что мое настроение - это не я. У меня есть настроение, но я - это не мое настроение.

У меня есть мысли. Некоторые из них я сосредоточенно обдумываю («Выходить ли мне замуж за Петю или лучше за Колю?» ). Чаще мысли просто сами спонтанно возникают в моей голове. Порой мне приходят в голову классные творческие мысли, а иногда - депрессивные, самообвинительные. Поскольку мои мысли вот такие разные и поскольку я могу, научившись, их осознавать и наблюдать, то ясно, что мои мысли - это не я. Несмотря на то что большинство из них - обо мне, о том, какой я. Итак, у меня есть мысли, но я - это не мои мысли.

Подводя итог этому самоисследованию, я четко вижу, что я не являюсь моими эмоциями, мыслями, желаниями, настроениями и моим телом . Я разотождествляюсь со всем этим.

Что же остается в итоге? Кто я на самом деле?

Получается, что на глубинном уровне я - это тот, кто осознает все более поверхностные явления, я - центр восприятия всех внешних и внутренних феноменов, я - наблюдатель за переменчивыми мыслями, эмоциями, телесными ощущениями.

Что значит быть наблюдателем?

Такой принципиальный переворот может остаться для вас всего лишь забавной игрой ума, а может стать мостиком в совершенно иное качество проживания жизни.

Существует громадная разница между жизнью человека, которого постоянно «накрывает» одно переживание за другим, кто «тонет» в своих эмоциях и настроениях, поступками которого управляют переменчивые, спонтанно возникающие мысли, и жизнью человека, который идентифицирует себя с наблюдателем, свидетельствующим переменчивую реальность (то есть на глубинном уровне считает себя им).

Второй вариант не делает человека безэмоциональным холодным роботом, но открывает не доступную в первом варианте внутреннюю свободу. Мысли не становятся триггерами острых переживаний, длительных дискомфортных состояний, спонтанных поступков с неприятными последствиями (а у большинства людей именно так и происходит, большинство людей именно так и живут).

Хотя от физической боли и трудных ситуаций никуда не деться в любом случае, но человек, укоренившийся в ощущении себя как наблюдателя за происходящим, воспринимает и переживает такие проблемы иначе, ведь с наблюдателем ничего негативного происходить не может. Наблюдатель или свидетель лишь осознает физические ощущения или же мыслеобразы в уме.

В духовных традициях внутреннего наблюдателя часто описывают как зеркало, отражающее все. Подчеркивается, что зеркало делает это без малейших усилий, оно отражает точно, безоценочно, и с ним самим при этом ничего не случается.

Практика

Попробуйте представить себя зеркалом: воспринимайте все, что видите, слышите, ощущаете, как отражение в зеркале: «Вот появился звук машины, вот он исчез... птичка села на ветку... улетела... в животе бурчит... стихло...»

Усложните себе задачу. Пройдитесь по комнате или выйдите на улицу, продолжая «быть зеркалом», - без комментариев просто «отражайте» все вокруг: картинки, звуки, ощущения от ветра, солнца, дождя... Осознайте новизну полученного опыта безоценочного восприятия.

Если хорошенько укорениться в новом самоощущении, то получается легко переживать разные стрессовые ситуации. Вы станете так же свободны от влияния тревожных или депрессивных мыслей, как от дождя, наблюдая за ним из теплой комнаты. Множество проблем потеряют силу и власть, ведь они не смогут вас зацепить: все мысли и ощущения оказываются просто объектами вашего наблюдения, они просто отражаются в зеркале вашей осознанности.

Вероятно, предложенный метод не является панацеей, но его возможности огромны, в чем я вам советую убедиться на собственном опыте.

От редакции

«Измените мозг - изменится и жизнь!» - такой лозунг взял для своей книги нейробиолог, нейропсихиатр Дэниэл Амен. Действительно, многие проблемы в нашей жизни решаются в голове. Читайте конспект ключевых идей Амена в нашем обзоре: .

Кризис идентификации, страх потерять собственное «я», неуверенность в себе - тяжелый багаж, чтобы носить его с собой каждый день. Французский коуч Дэвид Ларош предлагает объявить семидневный марафон уверенности в себе, который поможет вам дать толчок желаемым переменам в жизни: .

Принять себя и не зацикливаться на несоответствии собственным ожиданиям быть идеальным - миссия невозможна? Life-технолог Екатерина Костина рассказывает, как принять свою уникальность: .

Проблема "наблюдателя" существует в психологии, психотерапии, духовных практиках и в квантовой механике. В последнее время данная проблема перенесена в нанотехнологии.

Решение этой проблемы дает нам возможность значительно продвинуться во многих сферах человеческой деятельности.

The issue of "observer" exists in psychology, psychotherapy, spiritual practices and in quantum mechanics.
The solution gives us the opportunity to significantly advance in these spheres of human activity.

Идеальный наблюдатель

Особый момент постижения "другого", перевоплощение в него происходит тогда, когда мы во время наблюдения отказываемся от памяти и от ожидания, забывая о своем теле (особенно лице) и только наблюдаем другого. Наблюдатель словно исчезает, и остается только осознание другого, при этом информация о другом воспринимается безоценочно (К. Роджерс, безоценочность при клиентцентрированной психотерапии. Мы понимаем другого именно при этих условиях (В. Дильтей, понимающая психология).

Именно такое наблюдение дает тот уникальный опыт переживания другого, который потом способствует распознаванию этого переживания в измененном состоянии сознания (ИСС), когда знаки этого другого (его лицо) там появляются, или предвестники этого другого становятся нам доступны.

Теряем ли мы свое Я в момент такого наблюдения? Вероятно что да! Мы становимся другим, и в этот момент нам становится доступно его восприятие мира (К. Роджерс, понимание другого в психотерапии), мы начинаем видеть мир глазами другого. В 2005 году у меня был такой талантливый клиент, который после нескольких недель наших психотерапевтических отношений мне сказал следующее: "Я на некоторое время вдруг осознала, что вижу мир Вашими глазами". Данная природная способность позволяла ей быстро познавать других людей, месте с этим, она настолько становилась зависима от этих других, что чувствовала себя не в силах быть самой собой. Это был отличный пример потери своего Я, "потери лица". Иногда такие люди боятся даже уснуть, "чтобы не потерять себя во сне".

Память привносит в нас прошлое, ожидание (предожидание или предчувствие) - будущее, переживание настоящего с помощью органов чувств - дает ощущение жизни в настоящем. Наблюдение потока сознания наряду с переживанием ощущений тела всеми органами чувств дает нам чувство настоящего. Когда мы отказываемся от ощущений тела, и останавливаем поток сознания, сосредоточившись на пустоте, или молитве, то мы "выходим" из этого мира, мира "здесь и сейчас". Чтобы "выход" был управляемым необходимо накануне уже иметь определенную цель такого выхода. Она и будет той нитью Ариадны, которая спасет наше Я и поможет вернуться назад с победой и приобретением.

Уместно напомнить, что на пути такого выхода есть некоторые препятствия, а именно: личное подсознание (З.Фрейд, подсознание как вытесненные и забытые переживания), родовая травма (С. Гроф, перинатальные матрицы при переживании ИСС), и личное бессознательное по К.Юнгу. Только преодолев эти препятствия, мы получаем доступ к пространству сознания других людей и миров.

Отказываясь от памяти, ожидания и ощущений тела (в том числе и от чувств, которые могут возникать ассоциативно или диссоциативно, благодаря опыту, что и есть оценочный подход), мы тем самым отключаем внутреннего наблюдателя (наблюдателя за самим собой), оставляя только наблюдателя внешнего.

Внешний наблюдатель без груза наблюдателя внутреннего (чего почти никогда не происходит) превращается таким образом в чистый прибор наблюдения, но прибор с особенными свойствами самоосознания и постижения мира. При этом объектом наблюдения может быть как внешний мир, так и мир внутренний, например, в аутогенной тренировке (АТ). Эффект, думаю, будет один и тот же. Есть только одно отличие - глаза. При открытых глазах сложнее отстраниться от внутреннего опыта, но зато легче удержать себя в себе, при закрытых глазах легче остановить поток сознания и чувств, но сложнее остаться самим собой и сохранить свое лицо.

Таким образом, чтобы познать настоящее при открытых глазах поле взгляда ограничивают иконой или мандалой, пейзажем или небом, при закрытых глазах - ищут, например, внутренний свет или чистое лазурное поле. При этом отказываются от памяти, ожиданий, чувств и мыслей. Тело же накануне должно быть приведено в токае состояние, в котором оно как бы и не существует. Есть только чистое созерцание, как внечувственное познание идей, составляющее основу познания истины.

Может ли быть наблюдатель без лица?

Если лицо - это форма сознания, то наблюдателя без лица быть не может. Вместе с этим, следует учесть, что потенциально возможно обезличенное наблюдение, которое дает наиболее объективное знание. Что же касается личности, то ее без лица нет!

Лицо предопределяет своеобразие восприятия, и способность к преобразованию, воображению, творчеству и творению. Тогда как просто наблюдатель ничего не творит. Он только отражает. Идеальный наблюдатель словно многомерное зеркало, способное отразить в себе самые сложные объекты мира, например, другого человека, или группу людей, часть мира, а в пределе - весь мир.

И наблюдателем и личностью быть полезно и важно. В чистом виде - это полюса континуума "человек". Первый (наблюдатель) - просто отражает воспринимаемое, заполняя себя наблюдаемым объектом. Второй (личность) - преобразует любое отражение, но не из-за ошибок восприятия-наблюдения, а из-за своей творческой натуры.

Сон дает нам опыт "быть другим" в моменты сновидений. Сновидения словно театральные подмостки. Вместе с этим, нелишне будет упомянуть, что функция сновидений заключается не только в создании условий для накопления опыта "быть другим".

Ошибки восприятия у наблюдателя возникают из-за памяти и ожиданий. И память и ожидание могут быть насыщены болезненными реакциям, патологическими установками и др.

Идеальный наблюдатель, воспринимая и понимая, способен быть безоценочным (К.Роджерс), что позволяет ему принять наблюдаемую сущность, сделать ее собой. Принятая сущность заполняет внутреннее пространство наблюдателя настолько, что он перевоплощается в объект наблюдения, тем самым теряя свою идеальность наблюдателя.

В восточных единоборствах при обучении принято повторять движения мастера, тем самым пытаясь перевоплотиться в него, и таким образом познать его мастерство.

В пределе совершенства стоит конечно же Бог. И любой диалог с ним - движение по этому пути.

Во фразе "не сотвори себе кумира" звучит предостережение в том, чтобы мы, обучаясь, не замещали другим самого себя. Учитель - не кумир. Кумир не учит. Кумир, отражаясь в наблюдателе, вытесняет его личность. Кумир учит быть только им, и не оставляет следа другой личности в душевном пространстве. Кумиру можно только подражать, быть его внешним отражением, не содержа его внутренних источников.

Обучаясь у других, следует чувствовать, беречь и развивать свой источник самости.

В социальном предвидении наблюдаемая система сложнее наблюдателя.

Мысль о том, что наблюдаемая система более сложна, чем наблюдатель, мне приходит всякий раз, как только не сбываются мои социальные предвидения, о которых я всем рассказывал накануне, дабы сделать других людей очевидцами феномена предвосхищения будущего. Когда же кроме меня о предвидении не знает никто, они чаще всего сбываются.

Возможно вербализованное предвидение становится достоянием социального сознания не только благодаря моей способности предвидеть. Вероятно я синхронно отражаю путь информации из подсознания к социальному сознанию, и этот путь информация одновременно проделывает через множество других субъектов благодаря уникальной природе массового предвосхищения будущего.

Если наблюдаемая система более сложна, чем наблюдатель, то есть Я, то она должна содержать в своей структуре помимо элементов, которые есть у наблюдателя, еще что-то, что и делает ее более сложной. В крайнем случае она не может не содержать тех элементов, которые есть у наблюдателя. Я имею ввиду сознание, память, волю и др. психологические структурные элементы. Таким образом, и сам наблюдатель является ее составной частью.

Слово Бог приходит на ум, так как "Он все в себя вбирает и во всем присутствует". По К.Юнгу - коллективное бессознательное. А сознание?

Возьмем категории поменьше. Архетип (или комплекс архетипов) может стоять между наблюдателем и Богом (коллективным бессознательным). Архетип не может принадлежать только генетической памяти, так как он выходит за пределы времени и содержит в себе перспективы (по Юнгу - праформы) развития всего, что им захвачено, охвачено.

Пантеон богов в древнем мире, иерархия святых сущностей в христианстве отражают иерархию архетипов, с которыми возможен диалог наблюдателя. Что не исключает прямых взаимодействий с Общей системой.

Здесь сложно не уйти в богословие, и все же нам надо остаться в теме "наблюдатель более сложной системы".

С позиции науки прошлого века, когда человек мыслился царем природы, покорителем и ее хозяином, такая проблема не могла быть поставлена. Если же человек, при всех его достижениях, все же является частью системы, которую называют природа, космос, биосфера, ноосфера или психосфера, то мы можем признать проблему существования системы, более сложной, чем человек, наблюдатель этой системы. Мы одновременно с этим не можем ей отказать во всем том, что есть у человека, например, самоосознание, мышление, память, воля и другие структурные элементы.

Мысль о космическом человеке (первочеловеке) не нова, с глазом которого, видимо, мы встречаемся в измененных состояниях сознания (ИСС). Первочеловек - модель антропоморфного космоса – Вселенная в образе человека. Духовный первочеловек и первообраз человеческой сущности и Вселенной, небесный человек. Символ универсального существования и образ универсума. Выражает единство микрокосма и макрокосма.

Образ подобного рода был мне лет 10 тому во время аутогенной тренировки.

Космический человек и Я.

Вполне обоснованными кажутся мысли о богочеловеке, о космическом человеке, о том, что человек не результат эволюции биологических видов на Земле, а рабочая модель космического сознания. В таком случае, человек со всеми его мыслями, предвидениями и поступками есть только часть Космического человека, который через человека Земли может вносить коррективы в его отчасти независимую "цивилизацию".

А.А.А., один из моих добровольных помощников в деле доказательства существования интуитивного предвидения, предложил следующее: "Что касается дилеммы: разгласить прогноз – погубить прогноз, скрыть прогноз – прослыть фальсификатором, есть вариант решения. На крупном независимом портале (хоть тот же ЖЖ) открыть страничку и выкладывать там прогнозы в виде запароленных архивов – есть дата создания файла и дата размещения его на сайте, а доступ к содержимому открывать только после реализации прогноза, размещая пароль к соответствующему архиву (хоть в Вашем же дневнике ИСС). Таким образом получаем факт неизменности прогноза при сохранении его тайны".

Диалог с бессознательным

Диалог с бессознательным (трансцендентальная функция по К.Юнгу) - продолжение и развитие диалога сознания, где с одной стороны наше социальное Я, а с другой - совесть, как часть бессознательного и божественного. Диалог с бессознательным - залог развития и душевного здоровья.

Каждый из нас есть наблюдатель собственного внутреннего диалога социального Я с совестью. Каждая из этих ипостасей подпитывается как из сферы социального сознания, так и от бессознательного. А так как в бессознательном есть не только божественное, то питание от него получается для обоих ипостасей.

В религиях диалогичность сознания реализуется в отношениях с Богом. Аутизм - как отсутствие диалога (Г. Назлоян), или когда диалог далеко не с Богом, и его не принимают люди, что влечет за собой тотальный конфликт с социальной средой.

В искусстве диалогичность сознания сохраняется, о чем хорошо писал в свое время М. Бахтин.

Предвосхищение в науке

Научное познание мира возможно только при выдвижении верных гипотез, то есть при верном предвосхищении научного знания, и при его дальнейшем доказательстве. Другими словами, наблюдатель первоначально должен обладать способностью к предвосхищению, прежде чем что-либо верно предположить в науке.

Может ли существовать наука без способности человека к предвосхищению? Нет, не может! Таким образом, основанием науки является выходящая за научный тезаурус категория, категория предвосхищения, которая сама требует конкретизации и доказательства, и ради которого был создан наш Центр предвосхищения.

Заключение

В особенностях наблюдателя кроются потенциалы и пороки человека и познания.

Идеальный наблюдатель должен обладать двумя противоположными качествами: отказ от своего Я и яркая выраженность этого центра субъектности, воплощающегося в лице личности (второе - для самосохранения).

Наблюдатель способен познавать системы, превосходящие его по сложности, тем самым сравниваясь с ними, и одновременно, оставаясь всего лишь их частью.

Предвосхищение будущего способствует познанию настоящего. Познавая будущее в настоящем, мы можем отличить его предвестники в настоящем, тем самым осознав чистое настоящее.

План на будущий текст

Наблюдатель с детства до глубокой старости (с утробы матери, где память отсечена родовой травмой, до послесмертных видений).

Наблюдатель в наук, религии, этике, эстетике, в мистике и духовных практиках, в стрессе и в ИСС.

В общем - наблюдатель в этике, эстетике и гносеологии, в постнеклассической науке.

Словарь понятий

Безоценочность - одна из частей триады К. Роджерса, где двумя другим являются принятие и конгруэнтность. Данная триада ассоциируется с особого типа толерантностью, построенной на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего подобной толерантностью, напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности. Такая толерантность обнаруживается также в межличностном (точнее, транс-персональном) общении персонифицированной личности, в структуре которой элиминированы персональный и теневой компоненты, тогда как проявления сущности (лика), напротив, предельно выражены.

Данн Джон Уильям (1875 - 1949) - английский философ и авиатор, один из немногих, кто рискнул на себе ставить эксперименты со временем. Результаты их привели его к выводу: "каждому человеку дана во сне толика индивидуальной вечности, которая позволяет ему увидеть ближайшее прошлое и недалекое будущее. Все это сновидец окидывает одним взглядом, точно Бог, наблюдающий за космическим процессом из своей необъятной вечности" (Борхес) - и становится, таким образом, подобен Создателю. Борхес понял Данна глубже, чем тот сам себя понимал. Сам Данн строил свою гипотезу "сериализма", опираясь на теорию относительности Эйнштейна и фрейдовский психоанализ, даже не замечая, что его идеи предвосхитил еще "последний римлянин" Боэций. После Данна много воды утекло. Рассуждения о четырех измерениях, Абсолютном Времени и высшем всеобщем наблюдателе выглядели несколько наивными после работы Шредингера "Расширяющаяся Вселенная". Но попытки Данна погрузиться в мир сновидений и найти путь, ведущий в абсолютную реальность, по-прежнему актуальны и так же будоражат воображение, как эксперименты Грофа или Кастанеды. В культуре начала XX века существовала точка зрения на время, связанная с традицией английского абсолютного идеализма . Эти философы исходили из того, что ноуменально времени вообще не существует, а иллюзия времени возникает в статичном мире из-за непрерывного изменения внимания наблюдателя.
Наиболее интересной в плане семиотического рассмотрения проблемы времени является концепция Данна. Есть два наблюдателя, говорит Данн. Наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1, находящимся в обычном четырехмерном пространственно-временном континууме. Но сам этот наблюдатель 2 тоже движется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. То есть у наблюдателя 2 прибавляется еще одно временное измерение, время 2. При этом время 1, за которым он наблюдает, становится пространственноподобным, то есть по нему можно передвигаться, как по пространству - в прошлое, в будущее и обратно, подобно тому, как в семиотическом времени текста (подробно см. [Руднев 1986]) можно заглянуть в конец романа, а потом перечитать его еще раз. Далее Данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. Континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственноподобным. Нарастание иерархии наблюдателей и, соответственно, временных изменений может продолжаться до бесконечности, пределом которой является Абсолютный Наблюдатель, движущийся в Абсолютном Времени, то есть Бог.
Разнопорядковые наблюдатели могут находиться внутри одного сознания, проявляясь в особых состояниях сознания, например, во сне. Так, во сне, наблюдая за самим собой, мы можем оказаться в собственном будущем, тогда-то мы и видим пророческие сновидения. Теория Данна является синтетической по отношению к линейно-эсхатологической и циклической моделям (подробно см. Руднев, 1986). Серийный универсум Данна - нечто вроде системы зеркал, отражающихся друг в друге. Вселенная, по Данну, иерархия, каждый уровень которой является текстом по отношению к уровню более высокого порядка и реальностью по отношению к уровню более низкого порядка.

Космический Человек – гигантская всеобъемлющая фигура, которая персонифицирует и содержит в себе всю вселенную, - является одной из широко распространенных форм представления Самости в мифах и сновидениях. Космическая фигура Пань-гу древних китайцев, например, изображается покрытая листьями, что должно указывать на то, что Космический Человек (или Первочеловек) еще до всякого творения просто существовал подобно растению. Образ Космического Человека появляется во многих мифах и религиозных учениях. Обычно он описывается как несущий помощь и добро. Он появляется в образе Адама, персидского Гайомарта или в образе индийского Пуруши. Иногда его даже описывают как первооснову мира.

Лицо - цельная живая картина явленной сущности Личности.

Мандала (санскр. मण्डल, «круг», «диск») - сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала - это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма - внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Созерцание - чувственная ступень познания. В идеалистической философской традиции выделяются два основных понимания созерцания, причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции: первое из этих пониманий восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине»; второе понимание развивалось И. Кантом, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания: «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»). Домарксистский материализм истолковывал познание как созерцание, пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. С точки зрения марксизма познание есть не пассивное созерцание, а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

Литература:

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
Борхес X. Л. Юг. М., 1984 (Библиотека журнала «Иностранная литература»).
Борхес X. Л. Оправдание вечности. М., 1994.
Гамкрелидзе Т. В. Р. О. Якобсон и проблема изоморфизма между генетическим кодом и семиотическими системами // Материалы международного конгресса «100 лет Р. О. Якобсону». М.,1996.
Данн Дж. У. Серийное мироздание (фрагмент)//Даугава, 3, 1992.
Данн Дж. У. Серийное мироздание (фрагмент)//Художественный журнал, 8,1995.
Данн Д. У. Эксперимент со временем / Пер. с англ. Т. Ивлевой. - М.: Аграф, 2000. - 224 с. - (XX век +; Междисциплинарные исследования).
Иванов В. В. Фильм в фильме // Учен. зап. Тартуского ун-та, вып. 637, 1981.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
Пригожин И. Время. Хаос. Квант. М., 1994.
Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.
Руднев В. Текст и реальность: Направление времени в культуре //WienerslawistischerAlmanach, 17, 1986.
Руднев В. Серийное мышление//Даугава, 3, 1992.
Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. М., 2000.
Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.
Alexander A. Space, time and deity. L, 1903.
Bradley F. Appearance and reality. Ox., 1969.
Dunne J. W. The Serial universe. L., 1930.
Clough M. Time.L., 1950.
McTaggart J. Selected writings. L, 1968.

С.Кравченко

Итак: наша вовлечённость в систему всегда меняет наш взгляд на неё, и тем самым, меняет для нас реальность. Наша точка зрения творит реальность для нас, поэтому очень важно найти правильный взгляд на себя и на жизнь – найти правильную точку взгляда на нашу жизнь.

И этой правильной точной взгляда на жизнь является наша душа.

Как мы уже знаем, наша душа живет в своем собственном измерении времени и пространства. И это измерение отличается тем, что в нем нет дуальности. В нем нет ни хорошего, ни плохого, ни нужного, ни ненужного, ни любви, ни ненависти, ни бога, ни дьявола. Есть только состояние единого божественного замысла, состояние единения с Абсолютом.

Именно поэтому нам так сложно понять свою душу своим умом: душа – недуальна, а ум дуален (для ума есть хорошее и плохое, нужное и ненужное…), как будто душа и ум живут в двух совершенно разных реальностях. Поэтому, когда мы центрируемся в харе, нам надо помнить, что состояние тихого спокойного счастья и гармонии – это просто состояние, в котором ментал для себя интерпретирует вибрацию нашей просветленной души. Это своего рода свет от солнца, но не само солнце. Но уже близко, уже тепло J.

Если мы хотим глубже погрузиться в душу, нам надо искать в своем сознании местечко, которое не выстроено по бинарным законам хорошего и плохого, которое недуально.

Суть в том, что ментал не умеет видеть нашу душу. И поэтому такое местечко ментал воспринимает как пустоту.

Но именно из этого местечка нашего сознания душа наблюдает за жизнью. Именно из этого местечка душа реализует свой замысел. Именно из этого местечка душа получает свой жизненный опыт.

Найти это местечко – это значит найти своего внутреннего наблюдателя.

Ментал тоже наблюдает за происходящим, но в отличие от души, ментал всегда имеет свое мнение о происходящем, ментал всегда оценивает происходящее, ментал всегда реагирует эмоциями, чувствами и мыслями на происходящее.

Именно этим наблюдателя ментала очень легко отличить от наблюдателя души – от истинного внутреннего наблюдателя: когда мы его находим, мы чувствуем только пустоту. За наблюдателем ментала можно пронаблюдать – можно проследить его реакцию, его чувства, его мысли, его отношение к происходящему. А когда мы находим своего истинного внутреннего наблюдателя, мы не можем за ним пронаблюдать – это конечная инстанция, где есть только пустота.

На самом деле – это очень легко. Однажды, почувствовав эту пустоту, очень легко ее чувствовать буквально на 1 % от всего состояния психики. Просто есть ощущение, что в твоем сознании есть большая зона, в которой кипят эмоции, чувства, мысли, действия, события.… А в это время есть маленькая зона, в которой вообще ничего не происходит. Абсолютная тишина.


Медитация «Внутренний наблюдатель»

http://narod.ru/disk/63557027001.85fecefb4b62a2444c6a5a4eef7dd40a/Nabludatel.mp3.html

Даосы в свое время придумали одну очень простую, но эффективную медитацию, в которой есть возможность найти своего внутреннего наблюдателя, почувствовать свою душу.

Техника заключается в том, что мы сначала наблюдаем за своим состоянием, а потом мы переносим внимание на ту часть сознания, которая наблюдает за состоянием. Как правило – это ментал наблюдает за самим собой. И когда он наблюдает, он обязательно что-то чувствует, у него обязательно есть свое отношение к происходящему, проще говоря: менталу происходящее либо нравится, либо не нравится.

Но если мы направим внимание на того, кто наблюдает за менталом, который наблюдает за собой, мы можем в себе найти либо очередную субличность ментала, либо обнаружить свою просветленную душу.

В течение техники мы все время следуем за тем, кто наблюдает. И сначала мы переходит от субличности к субличности ментала, но, в конечном итоге, находим свою душу – истинного внутреннего наблюдателя, который, в отличие от ментальных субличностей, вообще не имеет никакого отношения к происходящему. Это ощущается, как будто мы наткнулись на пустоту внутри своего сознания.

И тогда нам надо как можно полнее наполниться этой пустотой, как можно глубже в нее погрузиться.

И неважно, какие эмоции и чувства параллельно испытывает ментал, а эмоции и чувства обязательно будут. Эти эмоции и чувства нам будут даже помогать – они будут оттенять ту внутреннюю пустоту, из которой на происходящее смотрит наша душа J.

1. Медитацию можно выполнять и сидя, и лежа. Дышим харой. Во время вдоха ощущаем как хара, похожая на яркое лучистое солнышко, наполняется вибрацией просветленной души. А во время выдоха равномерно, как будто лучиками солнца, жизненная энергия наполняет все наше тело и ауру состоянием тихого спокойного счастья и гармонии.

2. Мысленно от ног к центру Земли провели земной энергетический канал, от макушки в небо – космический энергетический канал. Почувствовали свою связь с Землей и космосом.

3. Призываем Рэйки, повторяя про себя три раза: Рэйки, Рэйки, Рэйки. И внутренним взглядом высоко над головой в космическом канале видим свет потока Рэйки. Свет опускается нам в макушку, наполняет голову, плечи, грудь, руки, живот, опускается по ногам и устремляется к центру Земли. Мы – существа из Света. Просто находимся в потоке Рэйки.

4. Направляем свое внимание на состояние. Как себя чувствует наше тело? Какие эмоции и чувства в нас сейчас пребывают? Может быть, по всему телу прокатываются волны энергии? А может быть, мы ощущаем покой и радость? Наблюдаем за своим состоянием. Просто смотрим на свое состояние.

5. А теперь давайте посмотрим на того, кто смотрит за состоянием. Как он себя чувствует? Что он думает о состоянии, в котором мы пребываем? Как мы чувствуем того, кто наблюдает за нашим состоянием?

А потом, мы направляем внимание на того, кто наблюдает за наблюдателем. Что он чувствует?

И так – раз за разом спрашиваем себя: кто наблюдает? Какое у него отношение к тому, что он видит? И останавливаемся только в тот момент, когда мы не можем пронаблюдать за наблюдателем. Останавливаемся только тогда, когда мы находим наблюдателя, который похож на пустоту: у него нет никаких мыслей и чувств по отношению к происходящему. Он – пуст. Такое ощущение, что его нет.

Просто наполняемся этой пустотой. Позволяем этой пустоте как можно шире растечься по нашему сознанию. Просто исчезаем, но при этом остаемся осознанными.

6. Делаем глубокий вдох, выдох. Чувствуем свое тело, чувствуем, как одежда прилегает к коже. Потягиваемся, как это делает кошка, задремавшая на теплом солнышке. Мягко открываем глаза. Медитация закончена.

Расстановки Рэйки

Итак, что мы уже знаем:

Во-первых: теория относительности верна не только применительно к физике, но и применительно к жизни вообще.

Когда мы находимся внутри неприятной для нас ситуации – она для нас выглядит одним образом, а если мы посмотрим на ситуацию со стороны – она окажется уже не такой стрессовой. То есть: когда мы находимся внутри ситуации – мы не можем ею управлять, это ситуация управляем нами и диктует нам чувства, мысли и действия; и находясь внутри системы мы не можем изменить систему.

Если мы выйдем из системы и посмотрим на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, окажется, что слона-то мы и не заметили, и что ответ всегда лежал на поверхности.

Во-вторых: чтобы уметь управлять своей жизнью и всегда видеть происходящее с нами в правильном свете, надо уметь смотреть на жизнь из точки внутреннего наблюдателя, который смотрит на происходящее не вовлечённо, а как будто со стороны. И этим внутренним наблюдателем для нас является наша душа.

Объединяя оба тезиса и включая в процесс формирования своей судьбы умение работать со знаками Рэйки, мы получаем уникальную технику управления реальность, которая называется «Расстановки Рэйки».

Первая особенность техники Расстановок Рэйки в том, что мы раскладываем по полочкам все происходящее с нами. Очень часто мы не можем решить проблему просто потому, что она нами воспринимается комплексно – все мысли и чувства свалены в одну кучу. Но как только мы разделяем мухи – отдельно и котлеты – отдельно, а потом смотрим на все глазами внутреннего независимого наблюдателя – все встает на свои места, и у нас происходит понимание ситуации, а вместе с понимание – и отпускание.

Вторая особенность техники Расстановок Рэйки заключается в том, что она позволяет нам сформировать новое гармоничное отношение к ситуации. Когда с нами случается что-то неприятное, мы знаем, что мы этого не хотим, и нам это не нравится, но мы не знаем, как поменять свои негативные чувства и мысли на позитивные, чтобы ситуация для нас больше не была стрессовой.

А когда мы делаем Расстановку Рэйки, в процессе медитации у нас формируется абсолютно новое позитивное восприятие ситуации. И что самое главное – новое позитивное восприятие для нас имеет конкретные формы и окрашено в конкретные состояния. И это новое конкретное восприятие ситуации наше подсознание принимает как своё, родное, потому что мы донесли до своей психики четкий яркий образ того, что хотим видеть в своей жизни.

Третья особенность техники Расстановок Рэйки в том, что в завершении мы плотно якорим новый позитивный результат, вкладывая образ конструктивного восприятия ситуации в солнечное сплетение. Это – тоже очень важный момент, потому что наш ум верит в то, что может почувствовать. Когда мы свой новый позитивный образ отношения к ситуации вкладываем в солнечное сплетение (которое отвечает за управление нашей психикой), наше сознание буквально через тело чувствует новые состояния, и происходит обновление программ: старое уходит, потому что новое уже пришло, и это новое отчетливо ощущается в солнечном сплетении – буквально в теле.

Давайте рассмотрим пример Расстановок Рэйки на такой распространенной ситуации, как конфликт в отношениях. Когда мы смотрим на ситуацию извне конфликта – мы всегда оказываемся либо в янской позиции – позиции агрессора, либо в иньской позиции – позиции жертвы, либо в недуальной позиции – мы не участвуем непосредственно в отстаивании интересов, но вынуждены принять ту или иную сторону.

Возьмём семью – муж, жена и ребёнок. Ребёнок хочет идти гулять, но отец его не пускает, потому что он не сделал уроки. Отец находится в янской позиции – агрессора. С его точки зрения, он прав, но это не решает конфликт. Ребёнок находится в иньской позиции – жертвы, он страдает от действий родителя и не может получить то, что хочет. Мать является третьей стороной конфликта – она напрямую не участвует, но страдает, оттого что ссорятся её близкие люди, и она вынуждена, так или иначе, принять сторону одного из них.

Где же выход в этой ситуации? Выход в том, чтобы выйти из системы и посмотреть на неё глазами стороннего наблюдателя, глазами нашей души. И тогда сразу станет ясно, как будет правильным поступить в данном конкретном случае. То есть уже мы можем управлять ситуацией, а не ситуация – нами, как когда мы находимся внутри системы.

Но это ещё не всё. С помощью Рэйки у нас есть возможность на самом глубоком уровне гармонизировать эту ситуацию. И в этом нам также поможет техника Расстановок Рэйки.

Техника заключается в следующем – мы выходим из системы и смотрим на неё со стороны. А затем мы расставляем все стороны ситуации – в нашем примере, участников конфликта – по углам воображаемого треугольника. Каждый угол треугольника соответствует одному из принципов – иньскому, янскому и недуальному.

В нашем примере, мы ставим мужа в янский угол, ребёнка – в иньский угол, а жену – в недуальный угол. При этом сами мы наблюдаем и за собой, и за другими участниками ситуации извне. Образно говоря, если наш треугольник находится на плоскости, то мы смотрим сверху.

А затем мы начинаем работать с тремя энергиями. Через мужа/янский угол мы пропускаем поток янской энергии. Через ребёнка/иньский угол мы пропускаем поток иньской энергии. И через жену/недуальный угол мы пропускаем поток недуальной энергии. И все три принципа, сливаясь и обмениваясь энергией друг с другом, образуют уникальное энергетическое поле, своего рода мандалу, которая выстраивает и гармонизирует как каждую сторону конфликта по отдельности, так и всю ситуацию в целостности.

Суть в том, что в ситуации каждый из её участников является выражением соответствующего принципа. Но они выражают эти принципы негармонично, в низшей октаве вибраций – отсюда и дисгармония, отсюда и напряжённая ситуация, конфликт. А когда мы пропускаем через них соответствующую энергию, она гармонизирует проявление принципа.

И вот янский принцип отца становится уже не бездумным упорством в отстаивании своих позиций, а разумной силой, понимающей, что где-то необходимо настаивать на своём, а где-то пойти на уступки. А иньский принцип ребёнка будет проявляться не через ощущение себя жертвой, а через чувство себя частью семьи и доверие родителям, которые хотят как лучше. А недуальный принцип жены будет уже не нахождением между молотом и наковальней, а позволением себе не вмешиваться и относиться с любовью к обоим.

То есть ситуация остаётся та же, а проживание её переходит на более высокий и гармоничный уровень. Ситуация проживается в соответствии с божественным замыслом, и все остаются довольными.

Находясь внутри системы, мы не способны понять, в чём же состоит высший смысл ситуации, чему она хочет нас научить. А, поднимаясь над ситуацией, мы вливаем в неё божественный замысел. И ситуация, вроде бы оставаясь той же, меняется.

Это можно сравнить с разными октавами. В каждой октаве одни и те же семь нот, но высота звучания от октавы к отаве меняется. И когда мы выходим из системы и применяем расстановки Рэйки, мы поднимаемся на октаву вверх и повышаем свои вибрации – а значит, и вибрации всей ситуации.

На самом деле, Рэйки всегда работает по этому принципу – по принципу расстановок. Но за нас эти расстановки проводят существа Рэйки. Когда же мы начинаем работать с этой техникой осознанно, берём на себя ответственность за гармонизацию себя и ситуации, то эффективность нашей работы увеличивается в разы.

Когда мы научаемся работать с расстановками Рэйки, мы тем самым постепенно приучаем себя проживать любую ситуацию из верхнего регистра, из верхней октавы, где более тонкие вибрации. А там уже гораздо меньше конфликтов, столкновений интересов и стрессов, а любые спорные ситуации решаются гораздо мягче.

По сути, мы приучаемся жить в другом срезе, в другом пласте нашей материальной реальности – и в этом срезе жить гораздо легче и приятнее.

И нам нужно относиться к расстановкам не просто как к технике – а как способу восприятия мира, который должен быть всегда с нами.

Когда мы начинаем жить по расстановкам, мы начинаем жить в потоке, и мы развиваем в себе внутреннего наблюдателя. Мы действия как будто пропускаем сквозь себя, мы позволяем всему, что есть в нашей жизни, течь сквозь нас, не погружаясь глубоко, а просто наблюдая и кайфуя от всего происходящего. Мы убираем заторы наших идеализаций, негативных эмоций и деструктивных установок, и через нашу жизнь беспрепятственно течёт божественный замысел, гармонизируя всё на своём пути.

Когда мы воспринимаем ситуацию изнутри, то есть, отождествляем себя с одной из переменных позиций, то наша душа не видит, что происходит в нашей жизни. Мы полностью сливаемся сознанием со своим менталом и его отношением к ситуации, мы смотрим на ситуацию глазами своих переживаний. А душа, как в подводной лодке, оказывается отрезанной от всего происходящего, и всё, что с нами происходит, «благополучно» проходит мимо неё. В этом случае у нас нет доступа к ресурсам души – нам приходится «разруливать» ситуацию, опираясь на ограниченные ресурсы энергии, которая наполняет наши чувства и мысли (наш астрал и ментал). Но проблема в том, что этой энергии никогда не достаточно для того, чтобы гармонизировать ситуацию, и в результате, пытаясь разрулить ситуацию, мы и себя выжали, как лимон, и ситуация только ухудшилась.

Когда мы начинаем жить по расстановкам, то есть видеть ситуацию сверху, то мы смотрим уже не глазами переживаний, а глазами души. И тогда душе всё прекрасно видно, потому что точка обзора, точка начала координат находится в ней самой. И она имеет возможность использовать в жизни все свои огромные ресурсы, накопленные за бесчисленные воплощения. У нас в жизни появляется гораздо больше возможностей, мы живём в полную силу, а не вполсилы, как раньше. И наша жизнь становится богаче и радостнее.

Мы уже немного касались этой темы, когда говорили о том, что для того, чтобы исцелить ситуацию и человека, необходимо работать из состояния своего божественного начала. Но нам нужно идти дальше – из божественного начала, из точки своей души, из позиции внутреннего наблюдателя мы должны не только проводить целительский сеанс, но и жить. Двадцать четыре часа в сутки. J

Когда мы оказываемся в ситуации, которую воспринимаем изнутри, глазами своих переживаний, поток Рэйки, текущий через нас постоянно, конечно, исцеляет и гармонизирует ситуацию. Но ведь проблема, по большому счёту, не в ситуации. Проблема в нас, и в нашем восприятии ситуации. А когда мы отождествляем себя со своими переживаниями, Рэйки не имеет возможности нас исцелить, потому что мы ей этого просто не дадим. Наши переживания становятся частью нашей картины мира, нашего мировоззрения, и мы не готовы с ними расстаться, чтобы не потерять почву под ногами. А раз не готовы – Рэйки не будет принуждать нас делать что-то насильно. Рэйки всегда уважает нашу свободу воли, даже если эта свобода заключается в том, чтобы держаться за свою боль.

Техника Расстановок Рэйки позволяет нам мягко и бесстрессово для психики освобождаться от своих негативных программ. Ведь главная проблема здесь заключается в том, что мы зачастую сами не готовы их отпустить, и это затягивает процесс нашего исцеления. Но когда мы смотрим на себя и свои переживания со стороны, то они уже не имеют для нас такой ценности, и Рэйки получает возможность обойти наше сопротивление и заменить старую негативную программу на новую позитивную, соответствующую запросам нашей души.


Различные варианты работы с Расстановками Рэйки

Рассмотренный нами выше пример – отец, мать и ребёнок – включал в себя три стороны взаимоотношений. Но не каждая ситуация так очевидно и легко вписывается в трёхстороннюю модель. Тем не менее, абсолютно каждая ситуация этой модели соответствует. Давайте рассмотрим ещё примеры, чтобы было понятнее.

Допустим, мы работаем с проблемой в отношениях на работе, мы не можем найти общий язык с начальником, который к нам постоянно придирается. В этом случае окажется, что начальник – это янская позиция, он агрессор, работник – иньская позиция, жертва, а пространство работы, предприятия – это недуальная позиция, которая объединяет их обоих.

Когда мы делаем расстановку, смотрим на ситуацию глазами своей души, и гармонизируем все элементы этой системы и всю систему в целом с помощью энергии знаков Рэйки, то тогда мы выходим на новый уровень. И на новом уровне начальник – по-прежнему янская позиция – является инициатором движения вперёд и развития, работник гармонично выполняет свои обязанности в соответствии с божественным замыслом, а пространство работы наполняется смыслом – теперь это общее дело и пространство для творчества.

Необязательно, чтобы другие стороны ситуации вообще были представлены каким-то конкретными людьми, по данной модели расставляются любые события и явления нашей жизни.

Допустим, мы стоим в очереди в Сбербанке, чтобы заплатить за квартиру. В таком случае очередь оказывается в янской позиции, потому что она нами управляет и навязывает условия, мы – в иньской позиции, потому что вынуждены терять своё время, а сам банк – недуальная позиция, и это пространство, которое просто есть. Если мы смотрим на ситуацию глазами своих переживаний, то мы можем начать возмущаться, ругаться на медлительность кассиров и с другими участниками «стояния», которые лезут без очереди… Чем обычно люди в очередях и занимаются. J

Но если мы, прямо в очереди, не отходя от кассы, расставим ситуацию, посмотрим на неё глазами души, и гармонизируем три базовых принципа, то наше восприятие изменится. Очередь останется той же самой, но мы можем увидеть её другими глазами. Мы можем увидеть, что вокруг нас не враги, желающие подольше задержать нас в этом отвратительном месте, а такие же люди, как и мы сами, и что, стоя в очереди, мы можем, например, потренироваться в принятии и безусловной любви. А может быть, эта очередь – янский принцип – просто хочет нас сподвигнуть на какие-то действия, толкает нас к дальнейшему развитию, например, завести себе пластиковую карточку и платить за квартиру через банкомат, чтобы не стоять в очередях.

Также мы можем применять эту технику для работы с нашими целями. В этом случае мы делаем расстановку будущих событий, глядя на ситуацию со стороны, глазами нашей души.

Возьмём, например, ситуацию с поездкой на отдых. В этой ситуации мы сами являем собой янский принцип, наше место назначения – иньский принцип, а сама поездка – недуальный принцип, она просто есть и она объединяет нас и наше место отдыха.

И нам необходимо гармонизировать все три принципа, чтобы создать целостное пространство отпуска, в котором наше янское желание поездки гармонично реализуется в иньском пространстве курорта через недуальный принцип поездки. Все три принципа будут работать слаженно, обеспечивая нам удачный отдых.

В технике расстановок Рэйки очень эффективно работать с ситуациями исцеления здоровья. Для этого нам также необходимо выйти из системы и посмотреть на ситуацию со стороны, а затем расставить участвующие силы в соответствии с базовыми принципами, и гармонизировать их.

В случае работы с конкретным заболеванием, наша болезнь будет янским принципом, она активно на нас воздействует, мы сами – иньским принципом, мы от неё страдаем, и наше тело – недуальным принципом, оно просто есть. И когда мы выходим из системы, мы можем увидеть причинно следственные связи, приведшие к ситуации, понять, зачем нам нужна наша болезнь. И, гармонизируя янский принцип болезни, мы помогаем ей донести до нас своё послание.

Также в результате расстановки болезни мы можем увидеть, есть ли у нас какие-то вторичные выгоды от заболевания, и, если обнаружим, что есть, то эти вторичные выгоды можно также расставить в качестве отдельной системы. Например, возьмём ситуацию, когда у женщины болит спина, потому что болезнь позволяет её не ковыряться все выходные на грядках. В этом случае в янской позиции оказываются заведённые в их семье порядки – «все выходные обязательно работать на даче», в иньской позиции оказывается сама женщина – она не чувствует в себе сил другим путём противостоять навязанным ей стереотипам, а в недуальной позиции оказывается её семья, которая является просто полем, в котором весь это конфликт и происходит.

Расстановка на исцеление – это очень эффективная целительская техника. Её можно применять как в комплексе с традиционным контактным или дистанционным целительским сеансом, так и отдельно, потому что, в принципе – это самостоятельная техника.

Работа с расстановками Рэйки – это тантрический подход к исцелению, и вообще к нашей жизни. Потому что мы не разделяем события и явления нашей жизни на правильные и неправильные, нужные и ненужные. Всё нужно, и всё есть опыт. Просто, чтобы самим жить гармоничнее и радостнее, мы переводим этот опыт в более высокие октавы осознания, тем самым, трансформируя его.

И самое главное – помнить, что за любой ситуацией мы должны наблюдать со стороны, из точки внутреннего наблюдателя, глазами души. Если у нас возникают сложности в расстановке какой-то ситуации – накрывают негативные эмоции, не можем проработать какую-то проблему – значит, мы смотрим не глазами души, а глазами наших переживаний, и не подключаем ресурсы нашей души. А это значит, что мы всё ещё внутри системы, и нам нужно из неё выйти.


Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями, т.е. выступаем в роли УЧАСТНИКОВ. Но чтобы познать себя, понять свой истинный путь, научиться воспринимать жизнь, как игру - без эмоций воспринимая препятствия в жизни, свои действия и действия других людей, нам необходимо стать также и НАБЛЮДАТЕЛЯМИ. Пока ты УЧАСТНИК, а не НАБЛЮДАТЕЛЬ, очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сначала научиться быть НАБЛЮДАТЕЛЕМ и делать это осознанно.

Позиция наблюдателя - это такое состояние, при котором ни психика, ни сознание, ни воля никак не вмешиваются в протекающие процессы.

Практика.

Найдите внутри собственного сознания наблюдающую часть. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. И чаще всего обычный человек попадает в это состояние неосознанно. Но если вы станете внимательнее к себе, вы заметите, что в момент любого вашего действия есть что-то, что безмолвно наблюдает за вами, не выражая эмоций и не давая оценок.

Вы можете обнаружить НАБЛЮДАТЕЛЯ, оставшись наедине с собой. Почувствуйте его присутствие и запомните это ощущение НАБЛЮДЕНИЯ. Постарайтесь возвращаться к этому ощущению во время повседневных дел. В результате вы заметите, что у вас появляется внутренняя отстраненность, вы становитесь более осознанным и эмоционально спокойным.

Не беспокойтесь о том, что ощущение НАБЛЮДАТЕЛЯ быстро теряется на первых порах. Любое внешнее событие, особенно сильные эмоции, уводят нас от состояния НАБЛЮДАТЕЛЯ, и мы вновь становимся УЧАСТНИКАМИ событий. Существует два способа оставаться наблюдателем.

Первый способ – это вспоминание о внутреннем НАБЛЮДАТЕЛЕ. Вспомните то самое ощущение, которое вы испытывали, настраиваясь на свою наблюдающую часть. И вы автоматически становитесь НАБЛЮДАТЕЛЕМ.

Поначалу вы можете столкнуться с тем, что не сможете одновременно заниматься повседневными делами и находиться в состоянии НАБЛЮДАТЕЛЯ. Но чем больше вы будете практиковать, тем сильнее будет ваш внутренний НАБЛЮДАТЕЛЬ, а вся ваша внешняя и внутренняя деятельность будет протекать легко и осознанно. Однако метод «вспоминания» слишком внешний, и он не в силах перевести сознание в постоянный режим внутреннего НАБЛЮДЕНИЯ.

Второй способ – метод «внутреннего исследования» из внутреннего НАБЛЮДАТЕЛЯ своего собственного сознания – более эффективен. После того, как вы обнаружите в себе ощущение внутреннего наблюдения, постарайтесь, будучи НАБЛЮДАТЕЛЕМ, обратить взор внутрь себя – перенаправьте внимание на свое собственное сознание и начните исследовать его изнутри. Наблюдайте за внутренними процессами, которые происходят внутри вашего сознания.

Исследуйте ваши эмоции, чувства, мысли, увидьте черты своего характера и др. Главное здесь – реально ощутить их, отделить друг от друга и запомнить внутреннее ощущение от каждого найденного внутреннего объекта, а не просто определить их.

Сначала это сделать не просто. Но благодаря тому, что внимание перенаправляется вовнутрь, внутренний НАБЛЮДАТЕЛЬ становится каждый раз все более концентрированным и стойким. А затем он переносится и во внешнюю жизнь сознания. И тогда уже нет необходимости постоянно о нем вспоминать, потому что внутренний НАБЛЮДАТЕЛЬ постепенно становится естественным состоянием.

Практические упражнения и медитации на каждый день!

Практики самонаблюдения которые я использую.

Если в общем охарактеризовать практику самонаблюдения, то наверное, надо рассматривать ее как технику переноса внимания с себя как «участника» событий, на себя как «наблюдателя» за собой «участником». Такой перенос внимания и отождествление себя с «наблюдателем» помогает изучить «участника», увидеть его таким, какой он есть на самом деле, многое в себе осознать и попытаться что-то в себе сознательно изменить.

Ум постоянно ищет себе занятие. Так почему бы ему не стать помощником человека на пути самопостижения? Почему бы уму не заняться изучением внутренних ощущений, которых будет в избытке при внутреннем наблюдении своего собственного сознания?

Для того, чтобы начать практику самонаблюдения ничего особого не требуется - только умение внутренне сосредотачиваться, да еще наверное внутренний настрой - не бояться увидеть правду о себе настоящем.

Первое, что нужно сделать - найти в себе «внутреннего наблюдателя». «Наблюдатель» есть внутри каждого человека. Это часть сознания, которая всегда наблюдает за происходящим, присутствует и свидетельствует все, что происходит с «участником». Она не вмешивается ни во что, никак не реагирует, никак не оценивает, просто бесстрастно наблюдает.

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями - мы участники. А чтобы стать исследователем себя самого, надо разотождествиться с «участником» и уйти в «наблюдателя». И затем из новой позиции наблюдать за собой «участником», ничего пока в нем не меняя. (Собирать информацию, так сказать). Пока ты «участник», а не «наблюдатель», очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сперва научиться становиться «наблюдателем» и делать это осознанно.

Нахождение внутри собственного сознания наблюдающей части - первый шаг, который надо пройти, чтобы двигаться дальше. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. Уход в него и выход из него очень часто осуществляется неосознанно, не регистрируется сознанием. Но если стать внимательнее к себе, можно заметить, что даже в разгаре очень сильных эмоций и душевных переживаний, в момент активных занятий какой-либо деятельностью, в момент обдумывания или наслаждения, всегда в сознании присутствует что-то, как бы отстраненное от этой внутренней и внешней деятельности. Оно безмолвно наблюдает, не давая оценок, не выражая эмоций, просто созерцает все, что человек делает.

«Наблюдателя» легче обнаружить во время спокойной деятельности, на едине с собой, во время размышлений или чтения. Надо просто один раз ощутить его присутствие и запомнить это внутреннее ощущение «наблюдения». А потом постараться выделять его в себе во время повседневных занятий. Если получится, можно продолжать свои обычные занятия из «наблюдателя». Тогда можно заметить, что в сознании появится некая внутренняя отстраненность, а внешние реакции станут более осознанными, поведение более спокойным, разумным, менее эмоциональным. Еще можно заметить, что ощущение «наблюдателя» очень легко теряется. Об этом не стоит беспокоится. Главное найти в сознании ощущение «внутреннего наблюдателя», попытаться вспоминать о нем время от времени и в него иногда уходить. Вот и весь первый шаг.

Если сразу не удается выделить «наблюдателя» в сознании, можно создать внутреннее намерение его обнаружить, помня о том, что он есть внутри каждого человека без исключения. Время от времени надо сосредоточено обращать внимание внутрь себя. Или же просто осознанно понаблюдать за собой как бы со стороны. Это упражнение может помочь «разбудить» внутреннего наблюдателя, выделить в себе ощущение «наблюдения» за самим собой, сделать его осознанным. Внутренний наблюдатель рано или поздно будет замечен сознанием, поскольку до этого он проявлялся неосознанно уже множество раз. Но сознание, теперь осведомленное о нем и вооруженное намерением его найти, обязательно даст о нем знать и тогда ум тоже рано или поздно сможет его обнаружить, а вы осознать.

P.S. Буду благодарна всем, кто поделится со мной своими практическими методами внутренней работы, или даст оценку моим собственным. Я отвечу на все конкретные вопросы, если кого-то заинтересует практика самонаблюдения.