22.03.2019

Лесная энтомология: предмет и задачи. Энтомология - это что за наука? Что изучает энтомология


Как выглядит? От 1 до 3 см в длину, красноватого цвета, причем самки крупнее самцов. Тело покрыто кутикулой.

Распространение. Встречается в тропических и субтропических областях Центральной и Южной Америки, Африки, Азии и частично в Европе. Заболеваемость варьируется локально и сезонно.

Заражение. Инфицирование происходит через почву.

Как выглядит? До 4 см в длину, причем самки крупнее самцов. Тело покрыто кутикулой.

Распространение. Встречается во всем мире, но чаще в регионах с умеренным климатом.

Для крупного рогатого скота характерны такие виды:

  • N. helvetianus;
  • N. spathiger.

Заражение. При поедании травы на пастбище.

Как выглядит? От 1 до 2,5 см в длину, беловатого цвета, покрыты кутикулой.

Симптомы и признаки. Понос (темный, зеленый или желтый) и обезвоживание, снижение веса, потеря аппетита. Если не лечить инфекцию, ягнята могут погибнуть.

Oesophagostomum radiatum

Геморрагические узелки в тонкой кишке рогатого скота при остром течении инфекции, вызванной O. radiatum. В них в течении примерно недели созревают личинки

Распространение. Чаще встречается в жарком и влажном климате, в тропических и субтропических регионах.

Заражение. Через почву, при поедании травы на пастбищах.

Как выглядит? От 15 до 20 мм длиной. У самца есть головных везикул. Тело червя покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки. Лихорадка, потеря аппетита и веса, колит, водянистый или слизистый понос (зеленый и темный). Хронические инфекции вызывают анемию и отеки (водянка) в дополнение к диарее, что значительно ослабляет животных. Этих глистов еще называют «узловые черви», так как они вызывают появление характерных узелков в тонкой кишке их хозяев.

Род Ostertagia

Отек под челюстью (верхнее фото) и повреждения сычуга (нижнее фото), вызванные Ostertagia ostertagi

Распространение. Чаще встречаются в районах с умеренным и прохладным климатом, северном полушарии. Для крупного рогатого скота характерны виды Ostertagia ostertagi, Ostertagia lyrata.

Заражение. При поедании травы на пастбище. Больше страдают молодые телята, которые первый год пасутся на зараженных пастбищах.

Как выглядит? До 12 мм длиной, достаточно тонкие, коричневого цвета. Тело покрыто кутикулой.

Распространение. Встречаются по всему миру, особенно в регионах с теплым и влажным климатом, преимущественно в сельских районах с плохими санитарно-гигиеническими условиями. Важным видом, который часто поражает крупный рогатый скот является Strongyloides papillosus .

Заражение. Через кожу, при употреблении инфицированной пищи или воды. Личинки могут передаваться из вымени телятам во время кормления.

Как выглядит? От 1 до 6 мм в длину и около 0,5 мм в ширину. Тело почти прозрачное, покрыто кутикулой.

Распространение . Встречается во всем мире, включая Европу, но чаще наблюдается в регионах с влажным тропическим или субтропическим климатом в Африке, Америке и Азии.

Заражение. При выпасе на загрязненных пастбищах.

Как выглядит? Длиной до 40 см и толщиной 7 мм, причем самки крупнее самцов. Они имеют беловатый цвет, почти прозрачные, похожи на вареные спагетти. Тело покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки. В легких могут вызвать инфекции с вторичными бактериями и последующим воспалением. При поражении тонкой кишки возникает понос (часто гнилостный), колики, энтерит, потеря аппетита и веса. Иногда червь мигрирует через желчный проток и вызывает холангиты.

Род Trichostrongylus

Распространение. Встречается по всему миру. Основные виды у крупного рогатого скота: Trichostrongylus colubriformis и T. axei.

Заражение. При заглатывании загрязненной почвы.

Как выглядит ? Имеет тонкую форму, коричневато-красноватого цвета, от 5 до 10 мм, покрыт кутикулой.

Симптомы и признаки . Повреждают слизистую оболочку тонкой кишки или желудка, что может привести к энтериту, гастриту, а иногда и анемии. Типичными признаками являются диарея или запор, общая слабость и истощение, потеря аппетита, снижение веса, потеря веса.

Род Trichuris (Власоглавы)

Взрослые самец и самка Trichuris на верхнем фото и скопление этих червей в верхнем отделе толстой кишки

Распространение. Чаще встречаются в регионах с тропическим или субтропическим климатом. Яйца устойчивы к высыханию и выживают при температуре -20 – 50 °С

Заражение. Через загрязненную пищу или воду.

Как выглядит? От 3 до 8 см длиной, белесого или желтоватого цвета. Имеет характерную форму, напоминающую хлыст с ручкой, Тело покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки. Личинки, проникая в слизистую оболочку толстой кишки, вызывают раздражение, что является причиной присоединения вторичной бактериальной инфекции. Возможно воспаление кишечника (энтерит), изъязвление, кровотечение и последующая анемия, кровавый понос, нарушается процесс усвоения жидкости, возникает обезвоживание, отсутствие аппетита и потеря веса.

Респираторные круглые черви (нематоды)

Dictyocaulus viviparus в чашке Петри (сверху) и в теле скота (внизу). Поражают трахея, бронхи и бронхиолы

Трахея, бронхи и бронхиолы

Распространение. В районах с умеренным и холодным климатом, в местах с обильными осадками. Живут в организме коров и другого КРС относительно не долго (до 6 месяцев), если не будет повторной инфекции.

Заражение. Через кожу, при употреблении зараженной пищи и воды.

Как выглядит? Средних размеров, до 8 см длиной. Самки примерно на треть больше, чем самцы. От беловатого до сероватого цвета. Тело покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки. Личинки раздражают слизистую оболочку дыхательных путей. Характерные признаки − тяжелый кашель, ускоренное и/или затрудненное дыхание, выделения из носа, потеря аппетита и веса. Тяжелые инфекции могут вызвать пневмонию, эмфизему и отек легких.

Род Mammomonogamus

Взрослый червь, принадлежащий к роду Mammomonogamus. Поражают гортань и носовые полости, но обычно не являются серьезной проблемой

Распространение. В тропических и субтропических районах Африки, Азии и Америки (Центральной и Южной). Виды, которые были зафиксированы у крупного рогатого скота:

  • M. laryngeus;
  • M. nasicola;
  • M. gangguiensis.

Заражение. До конца не выяснено.

Как выглядит? Довольно малы (от 6 до 25 мм в длину и от 0,3 до 0,6 мм в ширину), красноватого цвета, тело покрыто кутикулой.

Подкожные, сердечные и другие круглые черви (нематоды)

Род Onchocerca (Онхоцерки)

На фото многочисленные поражения Onchocerca в виде узелков под кожей. При этом у животного не проявляются никакие другие клинические признаки

Распространение. Встречаются в основном в тропических и субтропических регионах, включая Европу и США, вызывает онхоцеркоз. Вид О. gutturosa является наиболее распространенным у крупного рогатого скота и, как правило, живет в области выйной (затылочной) связки, в то время как О. lienalis часто встречается в желудочно-селезеночной связке.

Заражение. При укусах кровососущих насекомых.

Как выглядит? До 50 см в длину, достаточно тонкие. Тело покрыто кутикулой, которая напоминает кольца.

Симптомы и признаки. Часто не вызывают симптомов. Гельминты из рода Onchocerca главным образом вторгаются в подкожные ткани и вызывает появление узелков. Может возникать раздражение кожи, повреждение кожи, мастит, особенно в летнее время.

Parafilaria bovicola

Поражения кожи, вызванные Parafilaria bovicola в виде кровоточащих ран

Распространение. Восточная Европа, Россия, Скандинавия, Средиземноморье, Бельгия, Южная Африка.

Заражение. Переносчиками являются мухи рода Musca, которые питаются кровью на ранах.

Как выглядит? Беловатого цвета, до 6 см в длину. Тело покрыто кутикулой.

Распространение. В Азии, Индии. Насчитывается около 43 видов, среди низ многие поражают коров: S. labiatopapillosa, S. digitata, S. equina, S. marshalli .

Заражение. Через комариные укусы. Заболевание называется филяриатоз .

Как выглядит? Длиной до 15 см, молочного цвета. Тело сужается к хвосту, покрыто кутикулой. Характерный признак − кольцо вокруг рта.

Распространение. В Европе, Америке, Сибири и Австралии.

Заражение. При укусах мухами.

Как выглядит? До 8 мм длиной, тело покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки . Дерматиты, выпадение волос, зуд. Со временем кожа

становится сухой и утолщенной. Активные поражения покрыты кровью или серозным экссудатом, в то время как хронические – гладкие, сухие и лишены волос.

Thelazia

Взрослые черви из рода Thelazia в глазу коровы

Распространение. Северная Америка, Африка, Азия, Европа. Основные виды, поражающие жвачных: T. skrjabini Erschow, T. rhodesii, T. lacrymalis, T. bubalis.

Заражение. Личинки заносятся прямо в глаз мухами, попадая на слизистую из хоботков этих насекомых. Заболевание называется телязиоз.

Как выглядит? До 20 мм длиной, беловатого цвета, трубчатой формы. Тело покрыто кутикулой.

Как выглядит? Плоские, овальной формы, около 10 мм длиной и до 2 мм шириной. Тело прозрачное. Имеется ротовая и брюшная присоски.

Заражение. При поедании саранчи, которая перед этим съела инфицированную улитку.

Как выглядит? Плоское тело овальной формы, 16 мм в длину и 8 мм в ширину.

Симптомы и признаки. Клинические проявления часто расплывчаты. Большинство инфекций являются доброкачественными и вызывают только легкие симптомы. Воспаление и увеличение панкреатического протока, рвота, метеоризм, диарея, запор. При остром течении гепатит является распространенным осложнений, что обычно приводит к циррозу печени при отсутствии лечения.

Род Fasciola

Многочисленные зрелые печеночные двуустки в желчных протоках и паренхиме печени

Распространение. В тропических и субтропических регионах. Включает печеночную (F. hepatica) и гигантскую (F. gigantica) двуусток.

Заражение. При поедании сена или растительности на пастбищах.

Как выглядит? Плоское тело овальной формы, до 30 мм длиной и 15 мм шириной. От розово-серого до темно-красного цвета. Имеют две присоски.

Симптомы и признаки. Гепатит, холангит. Возникает анемия, отеки, расстройство пищеварения, истощение, усталость, слабость, потеря аппетита.

Fascioloides magna (Гигантский американский печеночный сосальщик)

Fascioloides magna извлеченные из печени животного

Заражение. При употреблении зараженной водной растительности.

Как выглядит? До 10 см в длину и 3,5 см в ширину. Тело овальной формы, уплощенное, с двумя присосками.

Распространение. Регионы с умеренным климатом (например, Европа).

Заражение. При употреблении зараженной водных растительности.

Как выглядит? Мелкие гельминты до 1,5 см в длину. От сероватого до красноватого цвета. Тело не сплющено, но грушевидное, с головой на узком конце. Имеют две присоски.

Симптомы и признаки. Нарушение пищеварения, снижение иммунитета. Возникает энтерит и сильный понос с кровью, обезвоживание, вялость, потеря веса, анемия и отек челюсти.

Род Schistosoma (Шистосомы)

Зрелые черви Schistosoma bovis собранные из брыжейки кишечника африканской коровы

Распространение. Субтропические и тропические страны.

Заражение. Через кожу во время пребывания в водоеме и при поглощении зараженной воды.

Как выглядит? 7-20 мм в длину и до 1 мм в ширину. В отличие от других трематод, форма тела не плоская и не овальная. Имеются две маленькие присоски.

Симптомы и признаки. Личинки проникают в кожу, попадают в кровеносные сосуды, вызывают анемию, заражение крови. Могут также повредить желчный пузырь. Наблюдается кратковременный понос, иногда с кровью и слизью, запоры, потеря веса слабость.

Цестоды (ленточные черви)

Частыми также являются случаи заражения крупного рогатого скота некоторыми представителями . Коровы и другие копытные чаще играют для ленточных червей роль промежуточных хозяев. Поэтому большинство видов таких глистов находится в организме этих животных в личиночной стадии, ожидая пока их в будущем проглотит окончательный хозяина вместе с мясом. Но бывают и исключения, как, например, Moniezia expansa.

Это черви из животного нильгау, они были идентифицирован, как Avitellina centripunctata. Живут в тонкой кишке и обычно не вызывают больших пробем

Распространение. В засушливых регионах Африки, Азии и Европы, в т.ч. Молдавии, Казахстане, Закавказье, южных регионах России и Украины.

Заражение. При поедании клещей (до конца пути заражения не выяснены).

Как выглядит? До 3,5 м в длину и около 3 мм в ширину. Тело поделено на тысячи сегментов с очень короткими отрезками.

Симптомы и признаки. Часто не проявляет симптомов.

Taeniarhynchus saginatus (бычий цепень)

Cysticercus bovis (инкапсулированная личинка бычьего цепня) в сердечной мышце 12-месячного бычка

Заражение. При выпасах на пастбищах, загрязненных инфицированными фекалиями человека.

Как выглядит? Небольшие белесые кисты, заполненные жидкостью, в которых содержатся незрелые черви. От 5 до 8 мм, иногда немного больше.

Симптомы и признаки. Проходит бессимптомно, за исключением поражения сердца.

Taenia hydatigena

Cysticercus tenuicollis (инкапсулированные личинки гельминта T. hydatigena) в брыжейке

Заражение. Через пищу и воду.

Как выглядит? Пузырь с жидкостью до 8 см длиной, содержащий незрелого червя.

Симптомы и признаки . В основном проходит бессимптомно. Возможен травматический гепатит (при миграции в печень).

Род Echinococcus (Эхинококки)

Киста эхинококка в сердце КРС

Распространение. По всему миру, в основном в сельских регионах. Скот – промежуточный хозяин для червя (поражает в личиночной стадии).

Заражение . Через загрязненную почву (орально).

Симптомы и признаки. Ухудшает функционирование пораженного органа. Возникают расстройства пищеварения, кашель и затрудненное дыхание.

Род Moniezia

M. expansa живет в тонкой кишке. Для КРС не представляет большой проблемы в отличии от овец и коз.

Заражение . При поедании мелких почвенных клещей.

Как выглядит? До 10 м в длину и до 1,5 см в ширину. Тело состоит из множества сегментов.

Симптомы и признаки. Понос, снижение веса и кишечная непроходимость.

Лечение

, – при трематодозах.

Многие коммерческие препараты содержат сразу два и даже более активных веществ. Это часто является хорошим вариантом, так как у многих глистов у КРС в определенных регионах развилась резистентность (сопротивляемость) к большинству основных средств.

Лекарственные средства представлены в виде порошков, таблеток или растворов для инъекций.

Часть 1

На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1).

  1. Объектом изучения энтомологии является:

а) корова;

б) коровяк;

в) божья коровка;

г) бычий цепень.

  1. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать:

б) бинокль;

в) микроскоп;

г) телескоп.

  1. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента с живым объектом;

г) наблюдения.

  1. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента;

г) наблюдения.

  1. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся:

б) минеральные соли;

в) крахмал;

  1. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков?

а) конфеты;

б) яблоко;

в) картофель;

г) творог.

  1. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ.

а) клетка состоит из тканей;

б) тело состоит из органов;

в) ткань состоит из органов;

г) ядро состоит из клеток.

  1. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы:

а) клеток потовых желёз;

б) нервных клеток;

в) клеток кровеносных сосудов;

г) клеток сальных желёз.

  1. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко – один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств:

а) проводящей ткани;

б) покровной ткани;

в) механической ткани;

г) ткани первичной коры корня.

  1. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству:

а) растений;

б) грибов;

в) животных;

г) бактерий.

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а–д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1–5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2).

  1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним).




Ответы:

а) 3, 4, 2, 1, 5

б) 2, 3, 1, 4, 5

в) 3, 2, 4, 1, 5

г) 3, 4, 1, 5, 2

д) 1, 3, 4, 5, 2

  1. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии.

Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1). 1. Объектом изучения энтомологии является: а) корова; в) божья коровка; б) коровяк; г) бычий цепень. 2. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать: а) лупу; в) микроскоп; б) бинокль; г) телескоп. 3. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента с живым объектом; г) наблюдения. 4. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента; г) наблюдения. 5. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся: а) сахар; в) крахмал; б) минеральные соли; г) жиры. 1

2 6. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков? а) конфеты; в) картофель; б) яблоко; г) творог. 7. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ. а) клетка состоит из тканей; в) ткань состоит из органов; б) тело состоит из органов; г) ядро состоит из клеток. 8. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы: а) клеток потовых желёз; в) клеток кровеносных сосудов; б) нервных клеток; г) клеток сальных желёз. 9. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств: а) проводящей ткани; б) покровной ткани; в) механической ткани; г) ткани первичной коры корня. 10. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству: а) растений; б) грибов; в) животных; г) бактерий. 2

3 Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1 5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2). 1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним). 1) клевер; 2) ландыш; 3) мать-и-мачеха; 4) одуванчик; 5) астра. а) 3, 4, 2, 1, 5 б) 2, 3, 1, 4, 5 в) 3, 2, 4, 1, 5 г) 3, 4, 1, 5, 2 д) 1, 3, 4, 5, 2 3

4 2. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии. 1) М.В. Ломоносов; 2) И.П. Павлов; 3) Д.И. Менделеев; 4) И.В. Мичурин; 5) Н.И. Лобачевский. а) 1, 3, 5 б) 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 3, 4, 5 д) 3, 4 3. К биологическим наукам могут относиться: 1) ботаника; 2) биохимия; 4) астрономия; 5) генетика. 3) этнография; а) 1, 2, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2, 5 г) 2, 3, 5 д) 2, 4, 5 4

6 Часть 4 1. На карте цифрами указаны географические точки Какие из природных зон (или поясов растительности) есть в регионах, обозначенных на рисунке цифрами 1 5? В таблице ответов внесите в строку «географическая точка» соответствующую цифру. Какие растения растут в этих природных зонах? Внесите в строку «Растения» соответствующую букву. А ковыль; Б баобаб; В агава; Г какао (шоколадное дерево); Д брусника. Какие животные живут в регионах, обозначенных цифрами? Внесите в строку «Животные» соответствующую букву. Е игрунковые обезьяны; Ж жираф; З большой тушканчик; И гремучая змея; К северный олень. 6

7 Бланк для записи ответов Часть Часть 2 Часть 3 Правильные суждения:. Неправильные суждения:. Часть 4 Природная зона Тундра Степь Пустыня Саванна Географическая точка Растения Дождевой тропический лес Животные 7


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный и внесите его в матрицу (часть

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года по биологии 7 класс Время выполнения-120 минут Максимальное количество баллов- 38 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 41 балл Задание 1. (15

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 7 КЛАСС. 2016-2017 уч. год Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного варианта ответа их

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 6 класс Максимальное количество баллов - 31 балл Задание 1. (10

Задания олимпиады школьников Юные биологи. 6 класс 1 Задание 1. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 3 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете

Контрольно- измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 5 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 5 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного

Спецификация Диагностической работы по биологии для 6-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы Март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

Итоговая контрольная работа по биологии(5 класс). Спецификатор работы. 1.Назначение работы. Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения

БИОЛОГИЯ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.857 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от

1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Планируемые результаты изучения предмета Предметные результаты: Определять роль в природе различных групп организмов; Объяснять роль живых организмов в круговороте

Переводной экзамен по биологии 5 класс Пояснительная записка Экзаменационные вопросы по биологии в 5 классе составлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Задания первого уровня (часть А) позволяют

Итоговый тест за первое полугодие биология 5 класс учитель Куклина И.А. Задание 1.Решите тест, выберите один правильный ответ. 1. Что нас окружает? а. тела живой природы б. тела неживой природы в. тела

Наименование раздела/темы МАТЕРИАЛЫ для подготовки по биологии 6 класс. Погружение 2 Знать Уметь Раздел 3: Основные процессы жизнедеятел ьности растений. Раздел 4: Многообраз ие и развитие растительно

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ в 5-ом классе (Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Введение в биологию) Тема урока Планируемые результаты 1. Методы изучения природы Предметные: знать методы изучения

Пояснительная записка. Программа дополнительного образования "Юный натуралист" предназначен для учеников 6-7 класса. Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии

Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник.

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ 5 от 01.06.2016 203 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Биология Класс: 5 а, б, в, г, д, е

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится

Тема 4. Бактерии. Грибы. Лишайники. Часть А. 1. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает 1) поглощение атмосферной и почвенной влаги 2) использование света для образования питательных веществ

Задания Турнира «Знатоки биологии» для обучающихся 8-9 классов, проводимого Академией биологии и биотехнологии им. Д.И.Ивановского Задание 1 Заполните таблицу «Виды взаимоотношений между живыми организмами».

БИОЛОГИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков

Демонстрационный вариант диагностической работы по биологии для учащихся 5 классов Для заданий с выбором ответа 1-9, 14 и 15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном

Банк заданий по биологии 6 класс -2014год 1. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука 1) систематика 2) экология 3) физиология 4) палеонтология 2. Строение и функции органоидов клетки изучает

Карточки индивидуальной работы по биологии в 5 классе По теме 2 «Свойства живого» Ф.И. Дата (НУ) 1.Запишите, как называются науки, изучающие живые организмы: Изучает строение, жизнедеятельность, многообразие,

Входной контроль Часть 1 В заданиях А1 А8 отметьте один верный ответ. А1 Прибор, с помощью которого можно увидеть клетки живых организмов, называется 1) телескопом 3) штативной лупой 2) микроскопом 4)

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру

Пояснительная записка В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа из федерального компонента. В 6 классе

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (70ч 2 часа в неделю) С использованием программы автора Н.И. Сонина Учебник: Н.И. Сонина.

Банк заданий 6.3класс Биология профиль. Погружение 2 Мини-тест 1. Тема 1.ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ. 1. Цветок это орган растения, который обеспечивает: А) семенное размножение б) вегетативное размножение

Задания С по биологии. Какие механизмы обеспечивают работу иммунной системы человека? Элементы ответа) Узнавание организм узнает чужеродные антигены и их продукты и выделяет антитела) Специфичность антитела

Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать

Данная рабочая программа по биологии 6 класса рассчитана на 52 часа в год, 2 часа в неделю I полугодие, 1 час в неделю II полугодие. Составлена на основании следующих нормативных документов и методических

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Пояснительная записка. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Итоговая контрольная работа по учебному материалу разработанного по новым стандартам ФГОС, по учебнику автора: Пасечник 5 класс Биология: Бактерии, Грибы, Растения. Пояснительная записка В работе содержатся

«СОГЛАСОВАНО» Заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПбАППО Яковлева Н.Н. 2012 Директор «ИМЦ» Курортного района Санкт-Петербурга /Бережная Л.Н./ 2012 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБСКОУ

Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе. Пояснительная записка Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного,

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская

Биология 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Общие закономерности жизни», «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,

БИОЛОГИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы

Банк примерных заданий по Биология 6класс П1 база Задание 1 Верны ли следующие утверждения: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: Все живые растения состоят из клеток. Цитоплазма внутренняя

Секция 9 Химия и химическая технология (для школьников) 333 вые и ягодные натуральные. ГОСТ 656-79» количество углеводов не должно превышать 10 г на 100 г сока. Из таблицы видно, что содержание углеводов

Проверочные тесты по теме БИОЛОГИИ Биология как наука Вариант 1 А1. Естественная наука, представляющая совокупность наук о живой природе: 1) география 3) химия 2) физика 4) биология А2. Натуралист Ж.Б.

Тест «Грибы», «Водоросли», «Мхи» Вариант 1 Выберите один правильный ответ из нескольких 1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство; 2. Плесневый

Материалы для составления вариантов тестовых работ по теме: «Многообразие организмов, их классификация». 5 класс. Часть А. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один верный.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых

Вопросы к олимпиаде по окружающему миру. 3 класс 1. Прочитай предложения-утверждения. Если ты согласен с утверждением напиши «да», если думаешь по-другому напиши «нет». 1. Мы живём на звезде под названием

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» Научно-исследовательский центр фундаментальных

БЛОК 4 Систематика и многообразие живых организмов. 1. Установите последовательность развития систематических групп А) цветковые Б) голосеменные В) водоросли Г) псилофиты Д) мхи В Г Д Б А 2. Укажите способ

Календарно-тематическое планирование Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю) Дата Тема урока Формы уроков Характеристика основных видов деятельности план факт учащихся Введение

Вариант контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 6 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся

Приложение к образовательной программе Специального коррекционного образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 7 класс специального коррекционного образования Составитель:

Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету Биология, 6 класс, составлено в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с учебным планом школы и учебной программой по предмету.

недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по зоологии (беспозвоночным и позвоночным животным):
10 компьютерных (электронных) определителей , в том числе: насекомые-вредители лесов России , пресноводные и проходные рыбы , амфибии (земноводные) , рептилии (пресмыкающиеся) , птицы, их гнезда, яйца и голоса , и млекопитающие (звери) и следы их жизнедеятельности ,
20 цветных ламинированных определительных таблиц , в том числе: водные беспозвоночные , дневные бабочки , рыбы , амфибии и рептилии , зимующие птицы , перелетные птицы , млекопитающие и их следы ,
4 карманных полевых определителя , в том числе: обитатели водоемов , птицы средней полосы и звери и их следы , а также
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях).

Лесная энтомология*

Предмет и задачи лесной энтомологии

Лесная энтомология изучает образ жизни обитающих в лесах насекомых-вредителей, их взаимосвязи с древесными породами и лесными насаждениями, причины массовых размножений и хозяйственное значение. Наряду с этим изучаются энтомофаги и болезни лесных насекомых, технические средства и меры борьбы с вредителями.

Насекомые повреждают древесные породы не только в лесах, но и в декоративных посадках, парках, в полезащитных лесных полосах и питомниках. Здесь много специфичных видов вредителей. Их биология и экология часто отличны от обитателей лесов. Отличны и меры борьбы с ними. Однако до сих пор они также служат предметом изучения лесной энтомологии, что значительно раздвигает ее границы.

Лесная энтомология имеет задачей научную разработку методов борьбы с вредными лесными насекомыми. Она возникла из неотложных нужд лесного хозяйства и служит научной основой, на которой развивается защита леса от вредителей и болезней. Защита леса является составной частью лесного хозяйства и в то же время представляет собой самостоятельное целостное учение о методах, технике и организации борьбы с вредными для леса животными и растительными организмами. Роль лесозащиты возрастает с каждым днем и приобретает особенное значение в настоящее время, когда вопросы охраны природы и бережного, рационального использования природных ресурсов находятся в центре внимания.

Значение леса в жизни биосферы Земли общеизвестно. Его роль особенно возрастает в настоящее время в связи с непрерывным увеличением углекислоты в атмосфере, загрязнением воздуха, воды и почвы отходами различных производств и ядохимикатами. Многообразные полезные функции в биосфере наилучшим образом выполняют леса - здоровые, спелые и средневозрастные, хорошо сомкнутые, отличающиеся высокой производительностью. Вырастить и сохранить такие леса - трудная задача лесоводов. На протяжении всей жизни леса подвергаются воздействию многих отрицательных факторов, среди которых вредные насекомые и болезни играют большую роль. Поэтому защита их от вредных организмов становится одной из наиболее актуальных задач лесного хозяйства.

В связи с этим, лесная энтомология имеет многогранные связи с другими науками. Каждому очевидно, что трудно изучать химические вещества для борьбы с вредителями, не зная химии , и машины, с помощью которых используются ядохимикаты, не зная механики . Также очевидно, что раз насекомые являются частью лесного сообщества, нужно знать это сообщество и законы, управляющие его развитием, а их изучает лесоводство . Не менее важно знать, какие насаждения нужно создавать, чтобы они не повреждались вредителями, какова техника их создания. Для выявления очагов вредителей проводятся обследования зараженных лесов методами, в основе которых лежат приемы таксационной техники. Разумеется, что насекомые живут за счет древесных пород и травянистых растений, без знания которых бессмысленно изучать вредителей леса. Поэтому существует тесная связь между энтомологией, ботаникой и дендрологией . Кроме того, исследованию состояния дерева, поврежденного насекомыми, помогает знание физиологии и анатомии растений . Прежде чем изучать строение насекомых, необходимо иметь представление о клетках и тканях животного, знать место насекомых в общей системе животного мира, т. е. быть знакомым с зоологией .

* При составлении данного справочника использовалась книга А.И.Воронцова "Лесная энтомология". Учебник для вузов, Изд. 3-е, перераб. М., "Высш. школа", 1975. 368 стр.) с изменениями.

Остальные разделы справочника по лесной энтомологии: Введение , Предмет и задачи лесной энтомологии , Краткий очерк истории энтомологии , Основные принципы систематики насекомых , Строение насекомых , Нервная деятельность насекомых , Размножение насекомых , Развитие насекомых , Жизненные циклы , Диапауза , Защитные приспособления и общественный образ жизни , Питание и кормовая специализация насекомых , Поврежедение древесных пород насекомыми , Распространение насекомых в лесах , Колебания численности насекомых , Общие понятия о методах лесозащиты , Литература по насекомым-вредителям .

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно приобрести следующие методические материалы по энтомологии и зоологии беспозвоночных:
компьютерные определители: "Насекомые-вредители лесов России " и "Дневные бабочки Восточной Европы ",
полевой карманный определитель "Обитатели водоемов ",
цветные ламинированные определительные таблицы : "

Наука о насекомых - энтомология (от древнегреческого entomon - насекомое, logos - учение) обрела статус самостоятельной дисциплины благодаря исключительно важной роли своих объектов в природе и хозяйственной деятельности человечества. Так, хорошо известно, что среди вредителей сельскохозяйственных культур преобладают насекомые; иные животные - многоножки, клещи, нематоды, грызуны и моллюски играют более скромную роль. Обособившись от зоологии в прошлом веке, но сохраняя с ней теснейшие связи, энтомология дифференцировалась на общую и прикладную, причём различия в сферах приложения накопленных знаний привели к выделению сельскохозяйственной, лесной, медицинской и ветеринарной энтомологии, а также близких к ним технологических дисциплин, таких, как пчеловодство и шелководство.

Сельскохозяйственная энтомология разрабатывает меры по ограничению численности и вредоносности насекомых в агроценозах и таким образом включается в защиту растений, научной основой которой является экология, а важнейшими разделами наряду с энтомологией - фитопатология, изучающая болезни растений, и гербалогия, исследующая вредоносные сорняки. В свою очередь, защита растений как система научно обоснованных мероприятий входит в общую технологию возделывания сельскохозяйственных культур, то есть служит специфической подотраслью растениеводства.

Меняя сложившиеся в биоценозах отношения и связи организмов, сельскохозяйственное производство подчас провоцирует размножение и расселение вредителей, распространение болезней и сорняков, но в то же время противопоставляет этим негативным следствиям более или менее эффективные защитные мероприятия. Однако обусловленные этими причинами ежегодные потери урожая составляют примерно четвертую его часть и возрастают по мере увеличения урожайности культур и расширения посевных площадей. За последние десятилетия потери от вредоносных насекомых по меньшей мере удвоились, хотя объем направленных против них обработок посевов возрос в 10 раз. К этому времени уже были внесены миллионы тонн пестицидов, а их концентрация в атмосфере превысила 0,001 мг/м 3 . Однако отказ от их применения без сопоставимых по своей действенности альтернатив повлёк бы хроническое голодание населения многих стран. Такова ситуация на сегодняшний день.

Очевидно, что важнейшей задачей энтомологии как раздела защиты растений является поиск альтернативных способов сокращения повсеместных обработок сельскохозяйственных угодий пестицидами. Необходимость удовлетворения пищевых потребностей растущего населения Земли требует радикального изменения стратегии защиты растений, современные успехи которой в производстве и использовании пестицидов чреваты множеством серьёзных проблем.

Желая приблизиться к решению этой задачи, попробуем найти критерии, позволяющие понять и оценить своеобразие насекомых, поскольку их способность к восприятию сигналов, ускользающих от наших органов чувств, разнообразие форм, громадная численность, древность происхождения, специфичность реакций, форм поведения во взаимоотношениях с себе подобными, врагами, союзниками и конкурентами выходят за пределы обычных аналогий и требуют других масштабов, степеней и мер.