27.02.2019

Можно ли класть асфальт на бетон, или следует заменить основание? Укладка асфальтобетона — технология, уплотнение. Уход за покрытием


Ведущий метод по обустройству шоссе и проезжих частей – это асфальтирование. Но сама укладка асфальта на бетонное покрытие зависит от чернового основания, подготовленного для работы поверхностного слоя.

Асфальтобетон — это прочный материал, используемый для создания автомобильных дорог. Асфальтирование малых площадей, естественно, также возможно при правильной подготовке.

Смесь создается в результате смешивания нефтяных дорожных битумов и минеральных наполнителей, а свои полезные свойства обретает после укладки, уплотнения и полного остывания.

В первую очередь асфальт получил свое распространение после массового введения автомобилей, как основных средств передвижения. Применять его начали со второй половины 19 века в США и Европе. Вскоре технологию производства асфальтобетона освоила и царская Россия, первый завод в которой был открыт в городе Сызрань в 1873 году. А всего 3 года спустя асфальт уже появился на московских улицах.

Материалы для укладки асфальта на бетон

Создается асфальтобетон в результате перемешивания различных марок дорожного битума, песка, гравия и щебня. Происходит это смешение при высокой температуре и давлении в специальных печах. Полученная смесь делится на различные марки, в зависимости от размера полученных зерен. Чтобы улучшить контакт и увеличить адгезию компонентов органики и неорганики, которые входят в состав асфальтобетона, технология предусматривает добавление специальных активных растворов. А для того чтобы улучшить его прочность и сопротивление деформации, в асфальт вводят модифицирующие добавки.

Кроме того, что асфальтобетон различают по размерам зерна, его также классифицируют и по температуре укладки. Делится он на два вида: холодный и горячий. Укладка холодного происходит при температуре от 50 градусов и выше, а для горячего, уже требуется не меньше 105 градусов Цельсия. Размеры пустот, находящихся внутри асфальта, делят его на пористый, плотный и высокопористый.

Какой минимальный слой необходимо класть на бетон?

Асфальтирование небольших территорий в частных секторах или во дворах разрешено с минимальной толщиной, всего в 4 см. Но проезжие части, выдерживающие нагрузку от тяжелого автотранспорта, требуют от 7 см и более. Идеально, если укладывают на бетон до трех тонких слоев поочередно.

Технология укладки

Технология укладки асфальта на бетонное основание имеет преимущества, если сравнивать с другими дорожными покрытиями:
быстрое затвердение, из-за чего значительно сокращается срок ремонтных работ;

  • нескользящая гладкая поверхность;
  • надежность сцепления с шинами;
  • дорожная разметка долго держится и легко наносится;
  • достаточно легко чистить и мыть;
  • подвергается ремонту.
  • Важнейшее условие для технологии, предусмотренное ГОСТами, — это работа в максимально сжатые сроки и своевременная подготовка основания под асфальтирование. Идеально, когда только что подготовленный раствор идет в работу без задержек.

    Автомобильные трассы обработать вручную не удастся, здесь главные роли за самоходными катками и автоукладчиками.

    Укладка, а точнее ее качество, всегда связана с процессом уплотнения. И техник для этого всего три:

    1. Вибрационная.
    2. Трамбовка.
    3. Укатка.

    Согласно ГОСТу 9128-2009, есть норма для температуры смеси. Важно, чтобы будущий асфальт не остывал ниже 105 градусов Цельсия.

    Особенности укладки

    Главным отличием от других видов покрытий является то, что асфальтобетон можно использовать вторично. По установленному ГОСТу, верхний слой покрытий, после прихода в негодность, снимается и отправляется на завод, где его переплавляют под воздействием высоких температур и добавляют в готовую смесь. При этом его качества не ухудшаются и никак не влияют на свойства дорожного полотна, которое будет уложено из него.

    При использовании новейших технологий, можно делать это прямо на месте. Снятый слой отработанного асфальта закладывается в специальные машины, в которых и происходит процесс расплавления и смешивания будущего асфальтобетона. Применение таких машин экономит время и топливо, которое понадобилось бы на перевозку старого покрытия на завод и нового на место ремонта.

    Расчёт коэффициента уплотнения асфальта

    Коэффициент уплотнения асфальта при укладке вычисляется так:

    К уп. = Р м /Р см

    Р м — данные по фактическому среднему показателю плотности, измеряется в г/см 3.

    Р см – данные по среднему стандартному показателю плотности выбранного из полотна образца. Измеряется аналогичной величиной.

    Методом простого лабораторного взвешивания или гидростатического (объем проб вычисляется путем вытеснения жидкости) можно получить информацию для расчетов.

    Сколько стоит укладка за 1 м 2 на бетонное основание?

    Укладка асфальта на бетон начинается с зачистки основы и проливки эмульсией. Для координации по цене за 1 м 2 нужно рассчитывать минимум на два слоя. Это сначала крупнозернистый слой в 4-5 см, а уже сверху аналогичная толщина мелкозернистого. Так создают, к примеру, площадки для парковок. Ориентировочная стоимость асфальтирования 1 м 2:

    • Мастика (проливка) от 20 руб.
    • Крупнозернистая смесь от 400 руб.
    • Мелкозернистая смесь от 400 руб.
    • Само бетонное основание (толщиной в 10 см) от 600 руб.

    «Есть множество наименований для таких работ, поскольку цена напрямую связана с толщиной каждого своя.»

    Сноска с СНИП про укладку асфальта

    СНиП асфальтирование дорог и тротуаров (2.05.02-85; 3.06.03-85) относятся к нормативным документам, соблюдение которых — это обязательное условие.

    Как уже было подмечено, самое важное – это температурные показатели. Разберем подробнее:

    1. Укладка асфальта на бетон разрешается только при положительной температуре. Осень – от +10 о С и выше. Весна – от +5 о С.
    2. Работы проводятся только в сухие периоды.
    3. Укладка асфальта на бетонное основание по СНиП разрешается и по холодному способу. Но это крайние меры, которые пригодные уже в качестве ремонта.

    Допуски

    Работы с такими материалами – это сложные процессы укладки, обработки и ремонта. Поэтому есть дилемма: а нужно ли разрешение на укладку асфальта?

    Министерством регионального развития есть четкие указания на этот счет. Любые организации, связанные с асфальтированием проезжих частей, предварительно получают свидетельства. Эти документы подтверждают допуск к работе.

    Компания также обязана стать саморегулируемой организацией, иначе говоря, получить членство СРО.»

    Заключение

    Все поиски более дешевого и доступного покрытия пока что не дали никакого результата, и разработчики сосредоточились не на том, чтобы найти достойную замену асфальтобетону. Их главная задача – это улучшить качество и увеличить срок службы, снизив при этом стоимость самого материала.

    Экологичность

    Цена

    Практичность

    Внешний вид

    Простота изготовления

    Трудоемкость при использовании

    Итоговая оценка

    На данный момент считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

    Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

    Фракции укладываются от самой большой к наименьшей и очень тщательно прикатываются катком. На первом этапе необходимо формирование особой подушки, на которой и будет расположен асфальт.

    Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

    Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

    1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
    2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

    Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

    При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

    На видео — технология укладки холодного асфальта:

    Нанесение пропитки

    На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

    • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
    • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
    • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

    При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются и продлевается срок его службы.

    Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

    На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

    Укладка асфальта своими руками

    В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

    При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

    • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
    • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
    • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
    • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
    • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

    Температура асфальта при укладке очень важна. Она не должна опускаться менее 120С, иначе в скором времени покрытие полностью придет в негодность.

    При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

    Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

    Ремонт дорожного полотна

    По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.

    После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.

    Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.

    Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.

    Снятие асфальта швонарезчиком

    Ямочный ремонт

    Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.

    Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:

    1. Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
    2. Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
    3. На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.

    На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:

    Оценка материала

    Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:

    • Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
    • Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
    • Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
    • Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
    • Невозможно изготавливать самостоятельно;
    • Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.

    Масштабное асфальтирование - многоэтапный производственный процесс, требующий соблюдения положений ГОСТа, и соответствий, существующим нормам.

    Технологические нормативы

    Технология укладки асфальта изложена в СНиПах, сборниках нормативных актов технического и правового характера, содержащих подробное описание рабочего процесса и методов контроля.

    Технология метода разделяет укладывание:

    • на подготовительный этап;
    • укладку несущего слоя (песок, щебень);
    • нанесение дорожного покрытия (крупнозернистый битум КЗ-7, КЗ-10);
    • уплотнение катком.

    Для устранения дефектов, появляющихся по окончании работ, используют холодный асфальт, отличающийся структурой, и сопротивляемостью низким температурам. Отличительная черта продукта - пластичность, позволяющая использовать холодный битум на ямочных работах, и на участках, прилегающих к ж/б полотну.

    Нанесение асфальта на асфальт

    Многих интересует вопрос о том, можно ли асфальт класть на асфальт старый?

    Сложность технологического процесса укладки дорожного покрытия на старый асфальт зависит от уровня износа полотна. ГОСТ допускает ямочный ремонт локальных повреждений с использованием холодного битума.

    Холодный битум один из компонентов для проведения ямочного ремонта дорог

    При масштабных работах, автодорожные компании, используют метод холодной или горячей фрезеровки, предполагающий:

    • удаление верхнего пласта;
    • текстурирование;
    • укладку свежего слоя.

    Согласно принятым нормам ГОСТ, дорожные работы обязаны осуществляться при сухой погоде, с учетом влажности и температуры воздуха.

    Восстановление асфальта

    При капитальном ремонте дорог, применяется технологический прием - «восстановление» дорожного полотна. Процедура состоит:

    • из чистки старого покрытия поливомоечной машиной;
    • укладки щебенки грейдером;
    • очистки и разогрева краев покрытия;
    • укладки и утрамбовки катком свежего слоя.

    Заключительная стадия работ - пропитка битумом швов и стыков.

    При приемлемом состоянии и равномерном износе дорожного полотна, компании, занимающиеся ремонтом, также проводят «наращивание» дорожного полотна, кладя на очищенный, старый слой, свежий асфальт.

    Можно ли укладывать асфальт в дождь

    Укладка асфальта на бетон

    Укладка асфальта на предполагает использование бетона в качестве заменителя щебеночной смеси. Дороги подобного типа характеризуются прочностью и надежностью.

    К преимуществам асфальтобетона относят:

  • нескользящую, гладкую поверхность;
  • контактность и надежное сцепление с шинами автомобилей.
  • Кроме того, покрытие на бетонной основе удобно для нанесения долговечной дорожной разметки.

    Предварительный этап

    Основному процессу заливки предшествует ряд подготовительных работ:

    • очистка и утрамбовка грунта;
    • укрепление верхнего слоя почвы.

    Начальный этап включает: удаление растительности и трамбование грунта полуторатонным катком. По окончании работ, подготовленный участок должен представлять ровную поверхность, с погрешностью угла наклона не более 3 см на 3 м площади.

    Следующий этап - обработка грунта стерилизующими растворами, уничтожающими корневую систему растений и предотвращающими прорастание травы.

    Обязательная процедура, предшествующая заливке бетона - укладка дренажа. Приготовленный из щебня и карьерного песка дренаж, под бетон, рекомендуется класть чередующимися слоями, шириной не менее 10 см. Затем, дренаж утрамбовывается и проливается водой, до получения нужного уровня усадки и плотности.

    Материалы для асфальтирования на бетонной основе

    Асфальтобетон - результат смешивания разновидностей битума, с добавлением песка, гравия, щебенки. Смесь готовится в печах, при определенной температуре и соответствующем давлении.

    Смеси асфальтобетона маркируются по уровню зернистости.

    Для увеличения контактности, в полученный продукт, добавляют активирующие растворы, а для повышения прочности - модифицирующие добавки.

    Помимо классификации по уровню зернистости, асфальтобетон различают по температуре укладки.

    Существует два типа укладки:

    • , выше 50 °С;
    • горячая, от 100 °С.

    По объему внутренних пустот, уложенный асфальтобетон делят на высокопористый, пористый и плотный.

    Технология укладки

    Главное условие качественного покрытия - непрерывность процесса и проведение работ в максимально сжатые сроки, поэтому важна непрерывная подача асфальтовой массы на дорожное полотно.

    Второе условие - соблюдение температурного режима смеси. Так, согласно ГОСТУ, битумная смесь не должна остывать ниже 105 °С.

    Обработка уложенного асфальта, при масштабных дорожно-строительных работах ведется катками и автоукладчиками.

    Укладка тротуарной плитки на асфальт

    При , частый вопрос: можно класть на асфальт тротуарную плитку, и что делать с остатками старого основания, ведь демонтаж - трудоемкий и долгий процесс?

    По мнению большинства специалистов, удалять остатки старого покрытия необходимо. Считается, что такой подход избавляет дорожное полотно от проседания и разрушения.

    Технологии укладки плитки на асфальт, применяются при строительстве пешеходных дорожек, или во дворах частных домов, где нагрузка на дорогу минимальна.

    Технология укладки плитки

    Чтобы положить тротуарную плитку на асфальт понадобится:

    • песок (речной);
    • сухая цементная смесь;
    • вода.

    Из инструментов потребуются: правило и грабли.

    Перед укладкой плитки (брусчатки) следует подготовить территорию:

    • Насыпать, разровнять и уплотнить, 5–10 сантиметровый слой песка.
    • Уложить смесь из цемента и песка (3:1), толщиной не менее 5 см и смочить водой.

    Укладка плитки на старое дорожное покрытие, с соблюдением технологических норм, сэкономит время, и позволит использовать старое покрытие как крепящее средство, что в перспективе улучшит эксплуатационные возможности дороги.

    Могу ли я положить на старый асфальт - брусчатку, тротуарную плитку или залить бетоном? Если да, то как это лучше сделать?

    Анатолий, Регина.

    Привет, Анатолий из города Регина(?).

    Понимаю ваш вопрос как то, что в месте площадки (парковки авто или дороги или чего-то подобного) вы желаете на старый асфальт уложить новое покрытие. А именно - брусчатку, тротуарную плитку или залить просто бетоном.

    В идеале старый асфальт просто-напросто убирают. По крайней мере так всегда делают профессиональные строители государственных или частных компаний и фирм. Затем планируют участок, делают его ровным, при необходимости делают уклоны для стока дождевой воды.

    Тогда, при соблюдении технологии укладки слоев песка, щебенки и верхнего покрытия в виде перечисленных вами, площадки будут служить нормально и долго.

    Если же эта площадка находится у вас где-нибудь рядом с дачным домиком, будет в дальнейшем использована просто для парковки вашего легкового автомобиля, весом гораздо меньшим тонны, то допустимо вполне не ковыряться со старым асфальтом, убирать его.

    Можете просто на старый асфальт подсыпать слой песка речного или горного толщиной около пяти сантиметров, чтобы выровнять все неровности и выступы старого асфальта. Песок будет служить и компенсатором нагрузок от авто.

    Для выравнивания поверхности песка его можно пролить водой из лейки, он так уплотнится.

    А потом укладывайте либо брусчатку либо тротуарную плитку вплотную друг к другу.

    По периметру можно положить бордюры либо желоба-стоки. Бордюры прикапывают в глубину, они не дадут сместиться плиткам в сторону при наезде на плитки автомобиля.

    Есть желание сделать площадку прочнее? Тогда на песок сыпят сухую смесь из цемента и песка. Также проливают водой. Смесь схватывается и прочнее держит брусчатку или тротуарные плитки.

    Смесь марки М150 или выше.

    Дешевле ее делать самому, чем покупать в магазинах. То есть берете два-три мешка цемента и раза в два-три больше песка, лучше речного. Магазинная смесь обойдется раз в пять дороже, чем приготовленная самим, а марка ее не выдерживает никакой критики по прочностным характеристикам.

    Впрочем, если площадка больших размеров, то и компонентов надо брать больше соответственно.

    Все это весьма подробно расписывалось на моем сайте "как сделать площадку под авто". Можете поискать и найти.

    Если же площадка крайне неровная по причине того, что старый асфальт лежит буграми, и убрать его вовсе затруднительно, то площадку заливают бетонной стяжкой толщиной не менее 10 сантиметров.

    Чтобы стяжка не расползлась в стороны, по всему периметру площадки делают опалубку из на высоту будущей заливки бетона. Доски крепят с помощью кольев либо арматуры, забивая их в землю на глубину сантиметров в 30.

    Это так называемые технологические приспособления, которые после застывания бетона убирают через пару-тройку дней. И засыпают границы площадки песком либо, при отсутствии оного, просто грунтом от скалывания краев стяжки.

    Бетон готовят примерно в пропорции - на одну часть цемента - три части песка и пару частей щебенки. Либо просто на лопату цемента (марка его особой роли при столь малых нагрузках не играет, все равно она меньше декларируемой на упаковке), берут пять лопат ПГС. То есть песчаногравийной смеси.

    Ничего сложного.

    Задать вопрос Семенычу (автору материалов)

    Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике пиломатериалов, строительных материалов и работ, приводится авторское мнение и знания реального шабашника с опытом работы более 15 лет. Имеется раздел - забавные истории шабашников. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.

    Асфальтовое покрытие — это самый надежный и распространенный способ перекрыть либо отремонтировать поверхность дороги. Сам процесс укладки возможен как вручную при небольших объемах работ, так и с использованием специализированной техники.

    Асфальтовое покрытие самое распространенное покрытие для дороги, надежное и долговечное.

    Применение катков или асфальтоукладчиков позволит добиться в работе максимального качества.

    Самым распространенным для асфальта является щебеночное основание, но также возможна укладка на бетонное основание.

    Асфальтобетонные покрытия имеют самые высокие показатели по износостойкости, устойчивости к различным климатическим воздействиям. Укладка асфальта — это конечный этап всего технологического процесса ремонта дорожного покрытия.

    Прежде всего, организация работы начинается с устройства и стабилизации почвы.

    Технические требования

    Укладка асфальта — сложный технологический процесс, требующий наличия опыта и грамотности. Прежде, чем заняться производством дорожных работ, необходимо ознакомиться с рядом руководящих документов, инструкциями выполнения работы, а также с ГОСТами. Ниже приведены некоторые из них:

    1. ГОСТ 7473-85 — описывает то, каких требований либо технических условий стоит придерживаться при производстве бетонных смесей;
    2. ГОСТ 9128-97 — описывает нормативы к различным асфальтобетонным аэродромным и дорожным смесям;
    3. ГОСТ 28013-89 — содержит нормативы изготовления строительных растворов;
    4. ГОСТ 30412-96 — содержит описание методов и средств измерения уклонов и неровностей аэродромных и автомобильных дорог;
    5. ГОСТ 30413-96 — создан для автомобильных дорог и содержит методику определения коэффициентов сцепления колес автомобилей с дорожным полотном.

    Кроме вышеперечисленных нормативных документов важно изучить стандартизацию СЭВ, описывающую общие нормы и требования к автомобильным дорогам. При нарушении строительных правил на любом из этапов, уложенный асфальт быстро потрескается, на поверхности асфальта могут образоваться неровности.

    Материалы для покрытия

    Устройство асфальта на бетонном основании.

    Выбор материала для укладки асфальта в значительной степени может повлиять на стоимость всего процесса. Но стоит отметить, что экономия на материале — это не всегда хорошо.

    Существуют современные строительные смеси, способные значительно укрепить грунт, что повысит износостойкость и заметно увеличит срок службы асфальтового покрытия.

    За счет компонентов, из которых производят такие материалы, смесь надежно склеивает частицы грунта, делая почву твердой с каменистой структурой.

    Перед заливкой бетонной смеси на грунт необходимо выполнить несколько действий:

    1. С поверхности грунта удаляется весь растительный слой, а грунт уплотняется катком весом в 1,5-2 т. Поверхность грунта должна быть достаточно ровной, при максимальной погрешности уклона в 2,5 см на каждые 3 метра.
    2. Желательно почву обработать специальными стерилизующими средствами, во избежание прорастания любых растений.
    3. Под бетон в обязательном порядке производится укладка дренажного слоя из песка и щебня, каждый из которых должен быть толщиной не менее 10 см. Подушка из песка и щебня также тщательно трамбуется. Для лучшей усадки можно пролить основание водой по всей ее площади. Важно добиться уплотнения песка в 95%.

    Особенности проведения работ

    Перед тем как начать заливать бетон, стоит провести ряд мер по созданию гидроизоляционного слоя поверх песчано-щебеночного основания.

    Схема устройства проезжей части и тротуара с асфальтовым покрытием.

    1. Для создания необходимой для асфальта прочности, бетон должен быть армирован. Каркас под заливку, как правило, изготавливают из арматуры класса А-III либо из специальной сетки для дорожных работ.
    2. Сам же бетон заливается толщиной не менее 8 см. Для обеспечения поверхностного дренажа для жидкостей бетонное основание заливается с определенным уклоном от центра к краям в районе 2-3 мм на один м.
    3. В обязательном порядке по завершении заливки бетонное основание тестируется на образование луж. Максимальная глубина лужиц, образовавшихся при заливке поверхности водой, должна составлять не более 1,5 см.
    4. Укладка асфальта на основание, не соответствующее этим требованиям, будет труднее выровнять. Лужи, появляющиеся в ходе эксплуатации асфальтового покрытия, быстро разрушают полотно.
    5. На поверхность (бетон) производится непосредственно укладка асфальта. Как правило, эта работа должна выполняться при хороших погодных условиях. Наличие влаги на поверхности основания значительно уменьшает температуру асфальта.
    6. В основном, из-за разности теплофизических свойств асфальта и бетона, во избежание возникновения трещин в будущем, температура самого верхнего слоя должна быть максимально высокой и достигать 175 градусов.

    Причем асфальтовое покрытие трамбуется катком лишь спустя некоторое время после равномерного распределения по поверхности.