19.02.2019

Можно уложить на старый асфальт бетон. Сноска с снип про укладку асфальта


Асфальтовое покрытие — это самый надежный и распространенный способ перекрыть либо отремонтировать поверхность дороги. Сам процесс укладки возможен как вручную при небольших объемах работ, так и с использованием специализированной техники.

Асфальтовое покрытие самое распространенное покрытие для дороги, надежное и долговечное.

Применение катков или асфальтоукладчиков позволит добиться в работе максимального качества.

Самым распространенным для асфальта является щебеночное основание, но также возможна укладка на бетонное основание.

Асфальтобетонные покрытия имеют самые высокие показатели по износостойкости, устойчивости к различным климатическим воздействиям. Укладка асфальта — это конечный этап всего технологического процесса ремонта дорожного покрытия.

Прежде всего, организация работы начинается с устройства и стабилизации почвы.

Технические требования

Укладка асфальта — сложный технологический процесс, требующий наличия опыта и грамотности. Прежде, чем заняться производством дорожных работ, необходимо ознакомиться с рядом руководящих документов, инструкциями выполнения работы, а также с ГОСТами. Ниже приведены некоторые из них:

  1. ГОСТ 7473-85 — описывает то, каких требований либо технических условий стоит придерживаться при производстве бетонных смесей;
  2. ГОСТ 9128-97 — описывает нормативы к различным асфальтобетонным аэродромным и дорожным смесям;
  3. ГОСТ 28013-89 — содержит нормативы изготовления строительных растворов;
  4. ГОСТ 30412-96 — содержит описание методов и средств измерения уклонов и неровностей аэродромных и автомобильных дорог;
  5. ГОСТ 30413-96 — создан для автомобильных дорог и содержит методику определения коэффициентов сцепления колес автомобилей с дорожным полотном.

Кроме вышеперечисленных нормативных документов важно изучить стандартизацию СЭВ, описывающую общие нормы и требования к автомобильным дорогам. При нарушении строительных правил на любом из этапов, уложенный асфальт быстро потрескается, на поверхности асфальта могут образоваться неровности.

Материалы для покрытия

Устройство асфальта на бетонном основании.

Выбор материала для укладки асфальта в значительной степени может повлиять на стоимость всего процесса. Но стоит отметить, что экономия на материале — это не всегда хорошо.

Существуют современные строительные смеси, способные значительно укрепить грунт, что повысит износостойкость и заметно увеличит срок службы асфальтового покрытия.

За счет компонентов, из которых производят такие материалы, смесь надежно склеивает частицы грунта, делая почву твердой с каменистой структурой.

Перед заливкой бетонной смеси на грунт необходимо выполнить несколько действий:

  1. С поверхности грунта удаляется весь растительный слой, а грунт уплотняется катком весом в 1,5-2 т. Поверхность грунта должна быть достаточно ровной, при максимальной погрешности уклона в 2,5 см на каждые 3 метра.
  2. Желательно почву обработать специальными стерилизующими средствами, во избежание прорастания любых растений.
  3. Под бетон в обязательном порядке производится укладка дренажного слоя из песка и щебня, каждый из которых должен быть толщиной не менее 10 см. Подушка из песка и щебня также тщательно трамбуется. Для лучшей усадки можно пролить основание водой по всей ее площади. Важно добиться уплотнения песка в 95%.

Особенности проведения работ

Перед тем как начать заливать бетон, стоит провести ряд мер по созданию гидроизоляционного слоя поверх песчано-щебеночного основания.

Схема устройства проезжей части и тротуара с асфальтовым покрытием.

  1. Для создания необходимой для асфальта прочности, бетон должен быть армирован. Каркас под заливку, как правило, изготавливают из арматуры класса А-III либо из специальной сетки для дорожных работ.
  2. Сам же бетон заливается толщиной не менее 8 см. Для обеспечения поверхностного дренажа для жидкостей бетонное основание заливается с определенным уклоном от центра к краям в районе 2-3 мм на один м.
  3. В обязательном порядке по завершении заливки бетонное основание тестируется на образование луж. Максимальная глубина лужиц, образовавшихся при заливке поверхности водой, должна составлять не более 1,5 см.
  4. Укладка асфальта на основание, не соответствующее этим требованиям, будет труднее выровнять. Лужи, появляющиеся в ходе эксплуатации асфальтового покрытия, быстро разрушают полотно.
  5. На поверхность (бетон) производится непосредственно укладка асфальта. Как правило, эта работа должна выполняться при хороших погодных условиях. Наличие влаги на поверхности основания значительно уменьшает температуру асфальта.
  6. В основном, из-за разности теплофизических свойств асфальта и бетона, во избежание возникновения трещин в будущем, температура самого верхнего слоя должна быть максимально высокой и достигать 175 градусов.

Причем асфальтовое покрытие трамбуется катком лишь спустя некоторое время после равномерного распределения по поверхности.

Экологичность

Цена

Практичность

Внешний вид

Простота изготовления

Трудоемкость при использовании

Итоговая оценка

На данный момент считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

Фракции укладываются от самой большой к наименьшей и очень тщательно прикатываются катком. На первом этапе необходимо формирование особой подушки, на которой и будет расположен асфальт.

Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

  1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
  2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

На видео — технология укладки холодного асфальта:

Нанесение пропитки

На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

  • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
  • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
  • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются и продлевается срок его службы.

Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

Укладка асфальта своими руками

В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

  • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
  • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
  • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
  • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
  • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

Температура асфальта при укладке очень важна. Она не должна опускаться менее 120С, иначе в скором времени покрытие полностью придет в негодность.

При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

Ремонт дорожного полотна

По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.

После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.

Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.

Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.

Снятие асфальта швонарезчиком

Ямочный ремонт

Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.

Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:

  1. Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
  2. Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
  3. На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.

На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:

Оценка материала

Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:

  • Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
  • Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
  • Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
  • Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
  • Невозможно изготавливать самостоятельно;
  • Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.

Могу ли я положить на старый асфальт - брусчатку, тротуарную плитку или залить бетоном? Если да, то как это лучше сделать?

Анатолий, Регина.

Привет, Анатолий из города Регина(?).

Понимаю ваш вопрос как то, что в месте площадки (парковки авто или дороги или чего-то подобного) вы желаете на старый асфальт уложить новое покрытие. А именно - брусчатку, тротуарную плитку или залить просто бетоном.

В идеале старый асфальт просто-напросто убирают. По крайней мере так всегда делают профессиональные строители государственных или частных компаний и фирм. Затем планируют участок, делают его ровным, при необходимости делают уклоны для стока дождевой воды.

Тогда, при соблюдении технологии укладки слоев песка, щебенки и верхнего покрытия в виде перечисленных вами, площадки будут служить нормально и долго.

Если же эта площадка находится у вас где-нибудь рядом с дачным домиком, будет в дальнейшем использована просто для парковки вашего легкового автомобиля, весом гораздо меньшим тонны, то допустимо вполне не ковыряться со старым асфальтом, убирать его.

Можете просто на старый асфальт подсыпать слой песка речного или горного толщиной около пяти сантиметров, чтобы выровнять все неровности и выступы старого асфальта. Песок будет служить и компенсатором нагрузок от авто.

Для выравнивания поверхности песка его можно пролить водой из лейки, он так уплотнится.

А потом укладывайте либо брусчатку либо тротуарную плитку вплотную друг к другу.

По периметру можно положить бордюры либо желоба-стоки. Бордюры прикапывают в глубину, они не дадут сместиться плиткам в сторону при наезде на плитки автомобиля.

Есть желание сделать площадку прочнее? Тогда на песок сыпят сухую смесь из цемента и песка. Также проливают водой. Смесь схватывается и прочнее держит брусчатку или тротуарные плитки.

Смесь марки М150 или выше.

Дешевле ее делать самому, чем покупать в магазинах. То есть берете два-три мешка цемента и раза в два-три больше песка, лучше речного. Магазинная смесь обойдется раз в пять дороже, чем приготовленная самим, а марка ее не выдерживает никакой критики по прочностным характеристикам.

Впрочем, если площадка больших размеров, то и компонентов надо брать больше соответственно.

Все это весьма подробно расписывалось на моем сайте "как сделать площадку под авто". Можете поискать и найти.

Если же площадка крайне неровная по причине того, что старый асфальт лежит буграми, и убрать его вовсе затруднительно, то площадку заливают бетонной стяжкой толщиной не менее 10 сантиметров.

Чтобы стяжка не расползлась в стороны, по всему периметру площадки делают опалубку из на высоту будущей заливки бетона. Доски крепят с помощью кольев либо арматуры, забивая их в землю на глубину сантиметров в 30.

Это так называемые технологические приспособления, которые после застывания бетона убирают через пару-тройку дней. И засыпают границы площадки песком либо, при отсутствии оного, просто грунтом от скалывания краев стяжки.

Бетон готовят примерно в пропорции - на одну часть цемента - три части песка и пару частей щебенки. Либо просто на лопату цемента (марка его особой роли при столь малых нагрузках не играет, все равно она меньше декларируемой на упаковке), берут пять лопат ПГС. То есть песчаногравийной смеси.

Ничего сложного.

Задать вопрос Семенычу (автору материалов)

Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике пиломатериалов, строительных материалов и работ, приводится авторское мнение и знания реального шабашника с опытом работы более 15 лет. Имеется раздел - забавные истории шабашников. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.

Асфальтирование дорог или других участков – важный процесс при благоустройстве территории. Широкое применение асфальта вызвано относительно небольшой стоимостью и простотой укладки. В данной статье будет описана пошаговая технология укладки асфальта на щебеночно-песчаное основание.

Укладка асфальта на даче существенного улучшает внешний вид участка. Наибольшее внимание уделяется подъездным путям и пешеходным дорожкам. Некоторые считают, что устройство асфальта во дворе ничем не отличается от строительства дорог. Однако в частном секторе нет необходимости в дорожном полотне, воспринимающее значительные нагрузки, а на ограниченную территорию нет возможности вызвать спецтехнику. Следовательно, основная часть работ выполняется вручную, что не сказывается на качестве дороги.

До начала выполнения работ следует знать предполагаемую нагрузку на будущее дорожное полотно. Это важный параметр, так как от него зависит скорость устройства асфальтированного покрытия. Если у владельца участка имеется грузовой автомобиль – следует подобрать более надежную технологию. В данном случае будет рассмотрено асфальтирование дачного участка под обычную нагрузку от легковых автомобилей, где достаточно нескольких слоев основания.

Материалы для укладки асфальта на щебень

Перечислим основные материалы, которые чаще всего используются при укладке асфальта на щебень:

  1. Горячий асфальт (АС) или асфальтобетон (АБС). Представляет под собой смесь битумных смол, играющие роль связующего элемента, и песка. Рекомендуется использовать в местах, где нет интенсивного движения транспорта. В процессе изготовления температура смеси может достигать 200 градусов. Асфальтобетон отличается большими прочностными параметрами и большей вязкостью. При транспортировке важно, чтобы температура асфальта при укладке не опускалась ниже 130 градусов, иначе он станет непригодным. Главное отличие АБС – наличие в составе щебня и гравия, использование различных добавок и меньшая пористость за счет применения минеральных порошков. Асфальтобетон может насчитывать в составе от 40 до 60 процентов щебня.
  2. Холодный АС или АБС. Главное отличие от горячего типа – наличие в составе растворителей, способствующих разжижению. Могут применяться при температуре окружающей среды до -10 градусов. Качество полотна будет оптимальным, когда работы будут выполняться при температуре от +5 градусов. Для холодного АБС оптимальная температура выполнения работ от 0 градусов.
  3. Жидкий асфальт. Производится из старого покрытия с добавлением битума и растворителей. Применяется для ремонтных работ верхнего слоя дорожного полотна.
  4. Щебень. Это компонент, используемый в процессе приготовления АБС. Перед применением проходит тщательное просеивание. Широко используется для устройства основания под дорожное покрытие. Получается при дроблении твердых пород. Для АБС необходима фракция 5-15 мм, а для основания – 5-100 мм.
  5. Песок – компонент для приготовления АС, АБС и устройства основания. Добывается в специальных песчаных карьерах или в руслах рек. Перед применением должен пройти очистку от примесей и суглинков.
  6. Битум – компонент для обработки основания, приготовления асфальта или асфальтобетона. Способ добычи – из нефти, перегонкой. Выполняет роль связующего элемента.
  7. Присадки – добавки, предназначенные для изменения свойств смеси или вяжущего материала.

Какой минимальный слой необходимо класть?

В зависимости от толщины слоя, необходимо делать уплотнение различными ручными или самоходными механизмами. Рекомендуемая толщина составляет:

  1. Для частного сектора под подъездные пути – от 5 до 7 сантиметров.
  2. Для дорожек – от 3 до 4 сантиметров.

Подготовка основания под укладку асфальта

Структура песчано-щебеночного основания состоит из:

  1. Щебня. Содержится в количестве от 10 до 20 процентов. Могут использоваться фракции 5-20 и 20-40 мм.
  2. Песка.

Процесс устройства основы выглядит следующим образом:

  1. Снимается старое основание.
  2. Подошву грунта уплотняют.
  3. По необходимости происходит обработка почвы, чтобы в данном месте не было растительности. см

Также песчано-щебеночное основание может выполняться из нескольких чистых слоев:

  1. Песок (10-15 см).
  2. Щебень (10-15 см).
  3. Подстилающий.

Технология укладки асфальта на щебень

Укладка асфальта на дачном участке состоит из следующих работ:

  1. Доставка на строительный участок всех материалов.
  2. Подготовка под асфальтирование (включают очистку поверхности и удаление старого покрытия).
  3. Устройство основания. Рекомендуется пропитывать специальными веществами, чтобы в будущем подушка не провалилась в почву.
  4. Устройство подушки. В зависимости от предполагаемой нагрузки на покрытие выбирается определенная фракция.
  5. Пропитка подушки из щебня битумно-эмульсионным составом. Необходимо для улучшения сцепления нижнего слоя с компонентами асфальта.
  6. Устройство бордюров.
  7. Асфальтирование (укладка, выравнивание и уплотнение). Один из самых главных этапов, в процессе которого необходимо уплотнить участок ручным катком (вес более 100 кг) или виброплитой.

Сколько стоит укладка за 1 м2?

Асфальтирование дачного участка будет стоить в зависимости от следующих факторов:

  1. Расположения участка, где необходимо выполнить работу. От этого зависит дальность доставки материалов или техники (при ее наличии).
  2. Метода асфальтирования.
  3. Выполнения работ собственноручно или с привлечением специалистов.
  4. Используемых материалов.
  5. Геологических характеристик участка.
  6. Типа основания.

Асфальтирование дачного участка по СНиП

Условия, которые необходимо соблюдать в процессе асфальтирования, содержатся в:

  1. СНиП 2.05.02-85.
  2. СНиП 3.06.03-85.
  3. Других нормативных документах.

Главными условиями являются:

  1. Осенью устройство покрытия должно выполняться при температуре от +10 градусов, а весной – +5 и более.
  2. Укладка асфальта в дождь запрещена (кроме случаев, где используется специальная технология укладки асфальта в дождь).
  3. Холодный тип асфальта укладывается в любое время года.

Заключение

Как оказалось, асфальтирование дачного участка не требует особых навыков. Главное – соблюдение технологического процесса и наличие всех необходимых материалов. Если данная статья не ответила на все волнующие вопросы, можно воспользоваться дополнительными источниками информации. Например, видео по технологии укладки асфальта на щебеночно песчаную смесь.

Самым популярным методом покрытия дорог и тротуаров, отвечающим современным понятиям о качественном покрытии и цена которого, к тому же, сравнительно невысока, можно назвать асфальтирование. Но помимо самой смеси надёжность и эффективность укладки примерно, на 50% зависит от подготовительных работ, то есть от подушки, служащей черновым основанием для лицевого слоя.

Ниже мы поговорим о технологии данного производства, а также обратим внимание на демонстрацию тематического видео в этой статье, касающегося нашей темы.

Асфальт на дороге

Примечание. Название происходит от греческого ἄσφαλτος что подразумевает горную смолу, где 60%-75% битума смешаны с минералами. В искусственном варианте битум ограничен количеством от 13% до 60%, а наполнителем служит гравием/щебнем, песком и минеральным порошком.

Этапы производства

  • В первую очередь технология укладки асфальтобетонной смеси, впрочем, как и другие строительно-монтажные работы, зависит от планировки, следовательно, перед началом производства должен быть составлен технический проект и финансовая смета . Затем следует разметка с привязкой к особенностям рельефа данной местности, чтобы обеспечить возможность отвода сточных вод и проходящих вблизи подземных и наземных коммуникаций. Кроме того, большое значение имеет наличие больших деревьев с развитой корневой системой — при необходимости их вырубают, чтобы в дальнейшем не возникало проблем.
  • По окончании подготовительных работ снимается верхний, влажный слой грунта с помощью экскаватора или бульдозера, где глубина, в первую очередь, будет зависеть от эксплуатационного назначения данного участка . Например, для асфальтирования тротуара или садовых дорожек вполне достаточно 10-25 см глубины, но для проезжей части этого, конечно, недостаточно — чем больше планируемая нагрузка, тем глубже придётся закладывать основание.
  • Кроме того, технология укладки асфальтобетона подразумевает обязательное устройство дренажной системы — вода не должна скапливаться ни на покрытии, ни под ним . В связи с этим очень важно убрать весь грунт, который был снят при подготовке основания, чтобы в период дождей его не размыло, и он не забил дренажную систему.

  • После окончания проведения земляных работ возможна укладка асфальта на бетонное основание (жёсткая подушка) или на щебневое (гравийное) с песком (нежёсткая подушка) и это опять-таки зависит от будущей степени нагрузки при эксплуатации участка по СНиПу 06.03-85 . Например, для пешеходных дорожек высота песочно-щебневой подушки может составлять всего 5-10 см, но если это проезжая часть с малой интенсивностью движения (подъезд к дому или воротам), то здесь уже высота составит от 10 см и более. Причём, при условии, что во время эксплуатации предвидятся большие нагрузки, подушка укладывается по слоям — вначале гравий (фракция 40-60 мм), затем, щебень (фракция 20-40 мм), а поверх них — крупный речной песок.

Примечание. Для того чтобы ускорить усадку подушки перед укладкой асфальта, её обильно поливают водой. Когда подсыпка усаживается, она, к тому же, приобретает дополнительную прочность. Утрамбовка производится виброплитами, катками, а в домашних условиях это можно даже делать своими руками с помощью какой-либо биты.

  • В тех случаях, когда на проезжей части предусматривается очень интенсивное движение и, следовательно, большая механическая нагрузка, тогда для основания применяется бетонирование или укладка железобетонных плит, как это показано на верхнем фото . В связи с высокой стоимостью такого типа покрытий в нашей стране их делают крайне редко и по большей части такие конструкции ограничиваются применением для взлётно-посадочных полос или испытательных полигонов.
  • Наиболее выгодно использовать в качестве подсыпки строительный мусор — битый кирпич, камень, старые битые плиты, блоки и перекрытия, цементно-песочную штукатурку и так далее . Примечательно, что при достаточной трамбовке таких материалов они ничуть не уступают тому же щебню или гравию, при этом себестоимость подушки резко уменьшается — ведь мусор, вместо его утилизации, используют, как строительный материал. Но здесь, безусловно, значительно увеличивается трудоёмкость процесса — ведь такие отходы, как правило, имеют очень большую фракцию и из-за этого их сложнее утрамбовывать (приходится разбивать).

Примечание. Закладка основания ( подушки) подразумевает наличие отбортовки, которая выполняется из камней или специальных железобетонных бордюров — это позволяет формовать будущее покрытие. Кроме того, формовки также требует и укладка асфальта, следовательно, высота бордюра должна быть рассчитана на лицевое покрытие.

Технология укладки

В настоящее время укладка асфальта в Российской Федерации производится в согласии с ГОСТ 9128-2009 по асфальтобетонным дорожным и аэродромным смесям, причём инструкция, данная в этом документе применима и для укладки подобных покрытий в частном порядке (на дачных и загородных участках). Обычно асфальтобетон заказывают на ближайшем пункте его изготовления — это предпочтительнее кустарного производства.

Асфальтных заводов, в том числе и небольших, достаточно много, так что покупка готовой смеси обойдётся гораздо дешевле, нежели её самостоятельное изготовление, к тому же, пропорции Госстандартов проще соблюдать при поточном производстве, нежели при разовом изготовлении.

Важно учитывать, что температура воздуха на улице, должна быть не ниже 5ᶛC, причём производственный процесс должен осуществляться в сухую погоду — монтаж во время дождя категорически запрещён! При нарушении данных условий уже на следующий год после укладки будет наблюдаться растрескивание и эрозия покрытия, к тому же износостойкость асфальта значительно понизится.

Чтобы вычислить количество расходуемого материала на определённом объекте, вам нужно будет вычислить площадь участка и определиться с его толщиной — для слоя асфальта высотой 10 см и площадью 10м 2 понадобится одна тонна раствора.

Порядок укладки и уплотнение

Технология укладки асфальта на бетонное основание или на песочно-щебневую подушку подразумевает выполнение работ без малейшего промедления после того, как самосвал с раствором прибыл на строительный участок — это одна из важнейших граней требований ГОСТов и СНиПов.

Для большого объёма, например, автомобильной дороги, при монтажных работах применяются специальные автоукладчики и большие самоходные катки, но при обустройстве тех же тротуаров приходится использовать лопаты и швабры. Кроме того, малые участки не всегда можно утрамбовать даже маленьким самоходным катком, поэтому, в таких случаях используются вибрационные плиты.

Если вы производите подобные работы на приусадебном участке, то вряд ли вы станете приглашать туда проектировщика, но, тем не менее, вам придётся придерживаться определённых параметров толщины покрытия. Поэтому, для садовых дорожек можете выдерживать слой высотой 3-4 см, в то время как для подъездных путей (если там не предусмотрена стоянка тяжёлых автотранспортных средств) потребуется толщина 5-7 см.

Качество укладки асфальтобетона и его эксплуатационный ресурс во многом зависят от правильного и вовремя сделанного уплотнения покрытия. Такой процесс можно осуществить тремя методами, это вибрация, укатка и трамбовка. Для этого можно использовать автоматический или ручной каток, вибрационный каток и вибрационную плиту.

По ГОСТ 9128-2009 температура укладки асфальтобетонной смеси должна выдерживаться не ниже 105ᶛC — это одна из предпосылок хорошего уплотнения укладываемого слоя — чем холоднее асфальтобетон, тем сложнее его утрамбовывать (больше проходов катком). Чтобы избежать налипания раствора на каток или вибрационную плиту, их можно смочить водой.

Чтобы вся поверхность получилась одинаковой, вам придётся следить за количеством проходов катка — оно должно быть одинаковым, к тому же, следует избегать реверсных движений, чтобы не нарушить целостность монолита.

Примечание. Если вам приходится производить укладку асфальта на склоне, то движение катка при уплотнении должно осуществляться только снизу вверх и никак иначе. Для разравнивания (ликвидации) образующихся в таких случаях швов движение катка осуществляется почти перпендикулярно — с тем же преимуществом движения снизу вверх.

Уход за асфальтным покрытием

Категорически запрещено допускать заезд тяжёлой гусеничной техники на такие покрытия — оно достаточно мягкое и траки обязательно оставят вмятины, которые, в свою очередь, будут способствовать разрушению. Кроме того, в жаркое время года противопоказан заезд тяжёлой колёсной техники, так как при таких температурах асфальт размягчается и опять-таки будет разрушен.

При необходимости следует вовремя заделывать все выбоины и трещины, чтобы они не вызывали дальнейшее разрушение структуры.

Виды асфальтобетона

Все асфальтобетонные смеси можно разделить на три основные группы, по виду минерального наполнителя — щебневые, гравийные и песочные. Кроме того, в соответствии с вязкостью используемого и укладочной температуры растворы могут быть горячими и холодными.

Так, горячие производятся с использованием дорожных вязких и жидких битумов и стелятся при температуре не менее 120ᶛC, в то время как холодные, с использованием тех же битумов — при температуре не менее 5ᶛC.

Асфальты могут быть крупнозернистыми, когда фракция наполнителя достигает 40 мм, мелкозернистыми, с фракцией до 20 мм и песочными, с фракцией наполнителя до 5 мм. При этом холодные смеси бывают только мелкозернистыми или песочными (крупный речной песок).

В соответствии с величиной остаточной пористости горячая асфальтовая смесь может быть: а) высокоплотным — остаточная пористость 1-2,5%; плотным — 2,5-5%; пористым — 5-10%; высокопористым — 10-18%. Для холодного асфальтобетона остаточная пористость допускается от 6% до 10%.

В зависимости от содержания щебня и гравия в горячей смеси их можно классифицировать по типам:

  • А — содержит от 50% до 60% щебня;
  • Б — от 40% до 50%;
  • В — от 30% до 40%.

Кроме того, в зависимости от содержания гравия классифицируются на типы Бх и Вх. Горячие и холодные растворы могут быть типа Г и Гх, то есть, это песок из отсевов дробления или смесь с натуральным песком, если последнего не менее 30%. Типы Д и Дх основаны на натуральном песке или если он смешан с отсевом дробления, но при этом, его содержание не менее 70%.

Таблица маркировки смесей и асфальтобетонов

Примечание. Обработка застывшего асфальта практически идентична таким действиям, как резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне. Но в этом случае лучше ориентироваться на прохладную погоду, так как при жаре битум будет налипать на круги, свёрла и корончатые фрезы, что создаст определённые неудобства в работе.

Заключение

Если укладка асфальтобетонной смеси производится у вас дома — на участке или возле него, то, скорее всего, вам не понадобятся высокоплотные асфальты первой марки. Тем не менее, как мы уже упоминали об этом выше, чтобы максимально продлить эксплуатационный ресурс, важно уделить особое внимание укатке и трамбовке не застывшего раствора.