11.10.2020

Музей усадьба князей Голицыных Влахернское-Кузьминки: фото, история. История района Усадьба голицыных в кузьминках история


Один из выходных летних дней мы провели в замечательной дворянской усадьбе Влахернское-Кузьминки, которая находится неподалеку от районов Кузьминки, Люблино и Выхино-Жулебино. Ранее я слышала о Кузьминском парке, но то, что когда-то на его территории была одна из самых богатых и красивых усадеб Подмосковья, узнала совсем недавно.

Вид на конный двор

Вплоть до XVIII века это была ничем не примечательная местность, принадлежавшая Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. Единственной постройкой, которая размещалась на этих землях, была мельница, поэтому территория современных Кузьминок так и называлась в то время «Мельница». По легенде название «Кузьминки» появилось от находящейся поблизости церкви Косьмы и Дамиана, однако никаких подтверждений существования такого храма в округе не было найдено. По другой версии здешние земли стали называть «Кузьминки» в честь лучшего работника мельницы Кузьмы. В 1702 г. незастроенные земли Симонова монастыря к юго-востоку от Москвы были подарены Петром I Григорию Дмитриевичу Строганову, принадлежавшему к старинному и очень богатому купеческому роду.

По легенде родоначальник Строгановых был близким родственником татарского хана, который принял христианскую веру, крестился под именем Спиридон и породнился с Дмитрием Донским. Когда в одном из военных походов он был захвачен татарским войском, хан приказал ему отречься от православной веры, и, услыхав отказ, велел привязать Спиридона к столбу, исстрогать его тело, разрубить на части и разбросать.

Когда через какое-то время после мученической смерти Спиридона родился его сын, то ему дали фамилию Строганов, в память о пытках, которым подвергся его отец. Однако многие историки не согласны с татарским происхождением рода Строгановых и утверждают, что семья эта берет начало в новгородской земле. Тем не менее, за многие годы Строгановым удалось сколотить огромное состояние: они владели не одним десятком городов и сотнями сел, имели свои солеварни и занимались торговлей. Всегда этот род был надежной опорой великим князьям и царям в государственных делах. Именно за свои многочисленные заслуги и получил Григорий Дмитриевич от Петра Великого свои обширные владения в Кузьминках. Однако сам он ничего построить на этих землях не успел. Только при его вдове и детях началось строительство храма, который был освящен в честь семейной реликвии - Влахернской иконы Божьей матери, которую Строгановым подарил царь Алексей Михайлович.

Местность получила еще одно название - Влахернское. Изначально церковь была выполнена из дерева, поэтому неоднократно она страдала от пожара и перестраивалась. В конце XVIII века было построено каменное здание по проекту архитектора Р. Казакова. Но это случилось уже при новом владельце усадьбы Влахернское-Кузьминки князе М.М. Голицыне.

Еще при сыне Григория Дмитриевича Строганова Александре в имении началось строительство главного дома, была сооружена система прудов таким образом, что они соединялись между собой и были больше похожи на реку.


Пруд в Кузьминках

Одна из дочерей Александра Строганова Анна вышла замуж за князя М. Голицына, в приданое которому кроме других домов и предприятий досталась и усадьба Кузьминки.

Он начал масштабное преобразование и благоустройство имения: была перестроена церковь и господский дом, заложены английский и французский парк. Однако наивысшего расцвета усадьба достигла в XIX веке при его сыне Сергее Михайловиче Голицыном. Он пригласил для обустройства имения известного архитектора Д. Жилярди, который создал в усадьбе целый комплекс зданий, навеки прославивших мастера. Жилярди был автором служебных помещений слободки, Скотного двора, Египетского павильона, колоннады «Пропилеи», Конного двора и Музыкального павильона, а также руководил реконструкцией объектов, которые были построены ранее и нуждались в ремонте.

Усадьба Кузьминки являлась тем местом, где знаменитый архитектор мог вдоволь разгуляться. Его здания лишены вызывающих узоров и богатой лепнины, а отличаются правильными формами и пропорциями, характерными для классицизма. В XIX веке Кузьминки называли подмосковным Павловском, настолько потрясающими были все архитектурные объекты усадьбы, которые гармонично вписались в окружающий ландшафт. С.М. Голицыну принадлежали чугунные заводы, на которых отливались скульптурные группы, ворота, скамейки для парка и многие другие предметы, украсившие собой усадьбу Кузьминки.

В гостях у князя С.М. Голицына бывали и члены царской семьи и самые именитые представители русской интеллигенции. К сожалению, детей у князя не было, так как жена оставила его вскоре после свадьбы, и усадьба после смерти отошла к его племяннику. Последний владелец имения в 1912 г. продал его Московским властям. Перед революцией сгорел господский дом, а позже вся усадьба была национализирована. На ее месте возник институт ветеринарии, который просуществовал здесь до начала XXI века. При этом большинство построек было безжалостно уничтожено.

Сейчас городские власти пытаются воссоздать былое великолепие усадьбы, но получается это лишь отчасти. Давайте посмотрим, что же можно увидеть в Кузьминках в настоящее время. Свою прогулку мы начали от церкви Влахернской иконы Божьей матери, которую восстановили совсем недавно.


Церковь Влахернской иконы Божьей матери

Напротив размещаются чугунные ворота, украшенные грифонами, а за ними когда-то возвышался барский дом. Сейчас на его месте находится один из корпусов института ветеринарии, принадлежащий Россельхозакадемии.


Ворота с фонарями

Говорят, что в планах восстановление господского дома, а пока воссозданы только два боковых флигеля, в которых проходят выставки, рассказывающие об истории русской усадьбы и о роде Голицыных.


Воссозданный флигель

Перед западным и восточным флигелем выставлены скульптуры современных авторов, изображающие знаменитых русских писателей и литературных героев.


Выставка скульптур

Мы решили, что выставки можно посетить в прохладную погоду, а пока светит солнце стоит прогуляться по парку.

Выходим к Тополевой аллее и начинаем прогулку по Слободке. Так называли ранее комплекс зданий и служебных помещений, в которых жили и работали люди, обслуживающие усадьбу. В одном из флигелей в настоящее время размещается музей русской усадебной культуры.


Музей усадебной культуры

Далее мы видим деревянное здание бывшей больницы. Это было одно из первых зданий Слободки, позже поступившее в ведение земства. Именно в этой небольшой больнице скончался от чахотки известный русский живописец, автор картин «Чаепитие в Мытищах» и «Охотники на привале» В.Г. Перов.


Здание больницы

Выходим к Кузьминским прудам и идем вдоль берега.

Бывший Скотный двор виднеется за густыми деревьями, поэтому решено было идти в другую сторону. В некоторых местах на берегу нам попадались горбатые мостики, соединяющие берег с искусственными островками.


Горбатый мостик


Горбатый мостик

По пути за оградой мы видим заброшенное здание в очень плохом состоянии. Это бывшая Померанцевая оранжерея. При князе Голицыне здесь выращивали лимоны, апельсины, абрикосы и многие другие экзотические растения.


Оранжерея

Недалеко от нее находится Львиная пристань, которую восстановили не так давно. Она украшена египетскими львами. В советское время их демонтировали и отвезли в Люберцы для украшения какого-то правительственного здания. Пристань же потихоньку разрушалась и превратилась в гору булыжников. Однако сейчас она практически такая же, как на старых дореволюционных фотографиях. Не хватает только колоннады Пропилеи с другой стороны пруда, которую так и не восстановили.


Львиная пристань


Львиная пристань

Еще немного и перед нами появляются гроты, созданные для того, чтобы гости могли укрыться от жары летним днем.


Вид на гроты

А с другой стороны пруда перед нами предстает самая известная постройка усадьбы Кузьминки - Конный двор с Музыкальным павильоном. Это настоящий шедевр Д.Жилярди.


Конный двор

В центре у колоннады проводились музыкальные концерты для друзей и гостей Голицыных. В 1846 г. павильон украсили две скульптуры «Укротители» известного мастера П.К. Клодта. Аналогичные работы скульптора украшают Аничковый мост в Петербурге, улицы в Неаполе и Берлине. Судя по фото, еще в прошлом году эти скульптуры были в удовлетворительном состоянии, однако сейчас мы заметили дыры и ржавчину, а у фигуры коня с правой стороны павильона не оказалось на месте ноги. Тем не менее, весь комплекс Конного двора в целом выглядит очень красиво.


Укротители

Устав от долгой прогулки мы посидели в одном из многочисленных уличных кафе рядом с плотиной Верхнего пруда. Кстати, небольшой белый домик также является воссозданным памятником архитектуры - это домик на плотине, построенный в 1840-х гг. XIX века на фундаменте той самой мельницы, которая дала первое название Кузьминкам.


Домик на плотине

Немного в стороне реконструировали Птичий двор, существовавший в имении в XVIII веке. На нем разводили несколько видов экзотических птиц, увезенных французами во время войны 1812 г. Позднее Д.Жилярди перестроил птичник под кузницу, а в советское время в ней разместились квартиры. С расширением Москвы жильцы покинули здание, и оно стояло в полуразрушенном состоянии. Совсем недавно его восстановили по первоначальному проекту русского архитектора И.Еготова.


На территории усадьбы Влахернское-Кузьминки можно посетить музей меда и литературный музей К. Паустовского, выставки в многочисленных павильонах и под открытым небом, в июле посмотреть на фестиваль цветников, покататься на пароме по каскаду прудов и просто отлично провести время на природе. Будем надеяться, что реконструкция утраченных архитектурных объектов продолжится, и Кузьминки снова станут одной из самых красивых и интересных усадеб Москвы.

В 1702 году Петр I пожаловал эти земли Г.Д. Строганову за помощь в оснащении флота и армии. Тогда за имением закрепилось название «Мельница». Но не забывали и об имени Кузьминка. Легенды уверяют, что первым владельцем мельницы был некий Кузьма. Также рядом мог стоять храм Косьмы и Дамиана. Но это лишь версии. А после строительства в 1720 году деревянной церкви в честь Влахернской иконы Божьей матери появилось новое имя села - Влахернское.

В 1757 году Анна Александровна, старшая дочь А.Г. Строганова, вышла замуж за князя Михаила Голицына. В приданое она принесла ему Влахернское с 518 десятинами земли. Ее супруг устроил в Кузьминках грандиозное строительство, которое шло на протяжении всего XIX века.

Тогда в усадьбе появился каскад из четырех прудов, перестроили главный дом и Конный двор, а на Липовой аллее поставили новые чугунные въездные ворота. Их специально для этого имения отлили на уральских заводах Голицыных. Это была копия Петербургских ворот по проекту Росси - двойная колоннада с аттиком и гербом Голицыных. Эти ворота впоследствии дали название улице Чугунные ворота. А продолжением Липовой аллеи стал мост, украшенный чугунными полульвами-полуорлами. Вообще тогда в Кузьминках появилось много чугунных изделий.

Михаил Голицын уделял большое внимание ландшафтному дизайну.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Кузьминский парк делился на две части. Слева от главной аллеи был регулярный парк: от круглой поляны отходили 12 лучей, украшенных статуями Аполлона, муз, Венеры, Меркурия, Флоры (т.н. «часы»). Правая часть парка имела свободную планировку.

Были в Кузьминках школа и летняя больница на 30 коек, где бесплатно проводили прием и отпускали лекарства. Голицыны содержали больницу до 1869 года, а потом передали ее Земству. Оба этих учреждения размещались в Слободке на Тополевой алее. Там же в 1835-1837 годах по проекту Александра Жилярди, двоюродного брата Доменико Жилярди, построили дом притча. Этот же архитектор в 1836-1838 построил расположенный чуть дальше скотный двор. Сейчас это здание заброшено, а стоявшие рядом с ним фигуры быков увезли к мясокомбинату имени Микояна.

В 1912 году Голицыны продали Кузьминки городу. Здесь хотели устроить очистные сооружения, но 19 февраля 1916 года сгорел усадебный дом. Пожар полыхал почти весь день. Помимо самого дворца пламя уничтожило хранившиеся там драгоценную старинную мебель красного дерева, старинные картины, коллекцию в несколько сотен гравюр. В прессе предположили, что пожар начался из-за неисправности печных дымоходов или из-за небрежности офицеров размещавшегося там госпиталя.

В 1917 году Кузьминки национализировали и передали выведенному из Петрограда Институту экспериментальной ветеринарии. В течение последующих десятилетий усадьба пришла в упадок.

Многие здания перестроили под лаборатории, жилые и административные помещения. Чугунные скамейки, уникальный комплект парковой мебели, все металлические памятники и чугунные ворота, украшавшие въезд в Кузьминки, сдали на металлолом. А на месте сгоревшего господского дома работы Р.Р. Казакова и И.В. Еготова построили корпус института ветеринарии, стилизованный под классицизм. Закрыли и перестроили церковь, частично вырубили парк, уничтожили несколько зданий.

Чудом сохранилась чугунная ограда с фигурами львов возле главного дома и Конный двор на левом берегу Верхнего пруда (самого крупного в Кузьминках). Это здание недалеко от плотины построили в 1805 году по проекту И.В. Еготова. А в 1823 Доменико Жилярди перестроил его. В помещениях Конного двора были конюшни, склады для хранения фуража, саней и карет.

В стену, огораживающую двор и выходящую на Верхний пруд, были встроены 2 жилых павильона. Они служили гостиницами. А в центре располагался Музыкальный павильон. Во время праздников там играл оркестр. В 1846 году возле него установили конные скульптуры Клодта - копии стоящих на Аничковом мосту в Петербурге. Их также отлили на заводах Голицыных.

В конце 1930-х дачная застройка перед въездом в Кузьминки превратилась в Ново-Кузьминский поселок. Саму усадьбу стали называть Старые Кузьминки.

В 1997 году образовался природный и историко-культурный комплекс «Кузьминки-Люблино», а в 1999 в здании Служительского флигеля на Тополевой аллее открылся Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных Влахернское-Кузьминки». Сегодня экспозиция и выставки размещаются также и на Конном дворе.

Деревянный (для лучшей акустики) Музыкальный павильон сильно пострадал от пожара в 1978 году. Его восстановили, и теперь там проходят концерты. А двухэтажная Померанцевая Оранжерея с восьмигранной башней, Ванный домик и соединенный с главным домом Египетский павильон пока еще ждут реставрации.

8 июля 2008 года, в день святых Петра и Февронии Муромских, в парке Кузьминки напротив Ванного дома поставили скамью Семьи, Любви и Верности. Для ее изготовления использовали старую французскую пушку. Это орудие участвовало в войне 1812 года. Парку ее подарил частный коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. Считается, что если поссорившаяся пара сядет на эту скамью, то они обязательно помирятся.

Говорят, что... ...в Ванном домике Петр I с С.М. Голицыным пили пиво после баньки. А потом император посадил рядом со зданием дуб. Но на самом деле, Петр был в Кузьминках лишь однажды, возвращаясь в 1722 году из Персидского похода - задолго до рождения С.М. Голицына. Об этом напоминает постамент из «дикого» камня, на котором раньше был монумент со словами «На сем месте было жилище императора Петра Великого».
Хотя есть версия, что это и не памятник вовсе, а часовня на месте невинно убитого путника.
...давным-давно один из князей-охотников заблудился и вышел к мельнице Кузьминка. Увидев дочку мельника Наташу, он был поражен ее красотой. Между молодыми завязался страстный роман. Но вскоре князю наскучила влюбленная в него девушка, и он женился на богатой невесте. А обманутая Наташа с горя утопилась рядом с мельницей и превратилась в русалку. С тех пор она является ночью случайным прохожим, заманивая в омут коварных соблазнителей.
...князь Голицын полюбил крестьянскую девушку и хотел на ней жениться. Но отец ее был против. Тогда Голицын поехал с ней кататься по окрестностям, завез в Косинские болота, и оставил в карете погибать.
...Сергей Михайлович Голицын был председателем следственной комиссии, расследовавшей преступление Герцена, Огарева и других. Когда один из подсудимых попросил отложить отъезд в ссылку из-за беременности жены, Голицын ответил: «Я в этом не виноват!» .

Photo by *vadim* / photosight.ru

Усадьба Голицыных Влахернское-Кузьминки, находящаяся ныне в черте Москвы, далеко не всегда была одним из популярнейших московских парков. Начало истории Кузьминок как зарождающегося архитектурно-паркового ансамбля принято датировать 1702 годом, года Пётр I пожаловал здешние земли Григорию Дмитриевичу Строганову, своему любимцу, за верную службу царю и отечеству. Строительство на этих землях началось при сыновьях Григория Дмитриевича - Александре, Николае и Сергее. В 1716 году здесь выросла небольшая деревянная церковь, которую в честь фамильной иконы Строгановых - Влахернской Божьей Матери - освятили как Влахернскую. По ней же получило название и близлежащее село.

Строгановы стали третьей в России семьёй, получившей баронский титул. После смерти Григория Дмитриевича строительством и благоустройством Кузьминок занимался Александр Григорьевич - будущий камергер при дворе Его Величества, получивший подмосковные угодья батюшки при разделе наследства. Именно его стараниями в Кузьминках был создан великолепный каскад прудов - после строительства плотины на реке Чурлиха. Впоследствии, когда в 1754 году Кузьминки унаследовала дочь Александра Григорьевича от первого брака - Анна Александровна Строганова, вышедшая замуж за представителя другой знатной семьи - Михаила Михайловича Голицына - имение перешло во владение Голицыных, потомки которых считают усадьбу своей собственностью и по сей день. Именно при Михаиле Голицыне Кузьминки обрели тот вид, который имеют теперь - живописного английского ампирного парка с множеством интересных зданий и павильонов, представляющих невероятную ценность как подлинные памятники архитектуры XVIII - XIX веков.

Добираться до усадьбы своим ходом довольно просто. Есть несколько вариантов маршрута: от станции метро «Волжская» или «Кузьминки».

Выйдя со станции «Волжская», Вы увидите перед собой ворота с яркой вывеской «Влахернское-Кузьминки». Пройдя по живописным дорожкам мимо маленького пруда, образующего каскад с находящимся рядом Люблинским прудом, Вы пройдёте по засаженной берёзами аллее мимо Центра военно-патриотического воспитания молодёжи ЮВАО и «Музея экипажей и автомобилей ».

Музей экипажей и автомобилей

К слову, если Вы являетесь поклонником старины вообще и ретро-автомобилей в частности, Вам стоит посетить этот музей. Там вы словно совершаете поездку на машине времени в советский союз: огромное помещение гаражного типа, где узкие полки вплотную уставлены старинными телефонными аппаратами, часовыми механизмами, советскими игрушками и другими интереснейшими вещами, заставляет забыть о ходе времени. В огороженном дворике музея и в самом здании выставлены на всеобщее обозрение несколько десятков автомобилей разных эпох, а в здании разместилась коллекция автомобилей журнала «Авто-Ревю». При входе в музей установлена телефонная будка, которая ну очень напоминает дом Чебурашки.

Продолжая прогулку по асфальтовой дорожке, через 10-15 минут Вы выйдете к самому комплексу усадебных построек. Первым на вашем пути вырастет величественное здание Конного двора , построенное в 1805 году и перестроенное по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди в 1823, является, пожалуй, одним из самых известных строений в Кузьминках. Для того, чтобы оглядеть его полностью, лучше пройти чуть подальше, до моста над плотиной - там перед вами раскинется величественная панорама водной глади пруда, над которой возвышается изящный комплекс зданий в стиле ампир, популярном в первой половине XIX века. Конный двор состоит из здания конюшни, нескольких зданий сараев, где стояли кареты, и двух жилых флигелей. Все эти строения соединяются общей оградой с Музыкальным павильоном , который находится в центре всей этой композиции.

Конный двор

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон украшают знаменитые скульптуры П.И.Клодта, повторяющие скульптурные изображения с Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Они были выполнены самим Клодтом и отлиты на заводах Голицыных, как и их более знаменитые «собратья».

Скульптуры П.И. Клодта

На сегодняшний день и Музыкальный павильон, и Конный двор функционируют: в выходные и праздничные дни на ступенях павильона проводятся концерты, на территории Конного двора работает конно-спортивная школа.

С другой стороны плотины расположилось изящное строение, которое так и называется - «Дом на плотине », или Мельничный флигель .

Дом на плотине, или Мельничный флигель

Это здание, разделявшее Верхний и Нижний Кузьминские пруды, было возведено в 1840-х годах, на цоколе мельницы Козьминки. По преданию, находившаяся здесь ранее мельница (которая, к слову, была одним из древнейших здешних строений) и подарила здешним местам название «Кузьминки», а мельницу в свою очередь нарекли в честь построившего её некогда мельника по имени Козьма. Мельница неоднократно перестраивалась, причём руку к ней приложили в разное время такие именитые зодчие, как А.Воронихин, Д.Жилярди, И.Еготов и И.Жеребцов. Лишь в середине XIX века верхние этажи мельницы, которая исправно снабжала местных жителей различными сортами пшеничной и ржаной муки, было решено снести, а на её цоколе аритектор М.Быковский выстроил Дом на плотине, сохранившийся до наших дней. Это двухэтажное деревянное здание в стиле ренессанс со всех сторон окружено водой, и, несмотря на это, хорошо послужило как владельцам усадьбы, так и советской власти: Голицыны селили здесь приезжавших гостей, до 1976 года дом сдавали в аренду дачникам, а после здесь разместился Музей ветеринарии. В настоящее время флигель полностью восстановлен.

Прежде, чем двинуться дальше через мост, к главному дому усадьбы, немного вернемся назад и заглянем ненадолго в неприметный на первый взгляд уголок - к так называемому Птичнику , или Кузнице . Это здание расположилось неподалеку от Конного двора, по другую сторону улицы Заречье, обнаружить его не так просто - оно притаилось среди деревьев.

Птичник, или Кузница

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В нем, наряду с гусями, утками и индейками, разгуливали лебеди, цесарки, павлины, египетские голуби и другие экзотические пернатые. Первоначально птичник был деревянным, затем в 1805-1806 годах был перестроен в камне по проекту архитектора И.В. Еготова. Компактный центральный домик, в котором, вероятно, жил смотритель птичника, был соединен с двумя симметричными флигелями полукруглыми крыльями-галереями, затянутыми сеткой, в которых летом размещались вольеры для птиц, переносившиеся на холодный период года во флигели. В 1812 году, во время московского пожара, птичник серьезно пострадал от огня, все птицы погибли. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д.И. Жилярди перестроил останки Птичника в Кузницу, которая призвана была обеспечивать подковами и другим инвентарем соседний Конный двор. Ансамбль бывшего Птичника претерпел серьезные изменения: флигели и галереи были разобраны, центральное здание перестроено в двухэтажное (на первом этаже расположилась сама кузница, а верхний этаж был отдан под жилье кузнеца), при этом великолепный купол, украшавший его, был демонтирован, и здание увенчала куда более простая двухскатная крыша. В таком виде Кузница просуществовала до середины XX века. В советское время она использовалась под жилье и была обезображена многочисленными пристройками. В 1970-е годы обветшавшее здание было покинуто жильцами, и, оставшись бесхозным, около 30 лет пустовало, продолжая разрушаться и постепенно превращаясь в руины. Лишь к 2008 году, к 600-летию рода князей Голицыных, ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова и теперь радует наш глаз.

Ну а мы следуем далее, мимо Мельничного флигеля, вглубь усадьбы. Пройдя по мостику, который очень жалуют молодожёны (он сплошь увешан свадебными замочками), мы попадаем к нарядному, пышному Парадному двору . Справа от нас за ажурной решеткой чугунных ворот, охраняемый грифонами, высится Господский дом, Западный и Восточный флигели. От ворот к дому тянется изысканный въездной мост, который украшают фонари-канделябры. Чуть вдалеке располагается Египетский павильон, или Кухня.

Господский дом, панорама, XIX век

Всё это великолепие было спроектировано архитектором И.В.Еготовым в 1804-1808 годах. По плану зодчего, Парадный двор отделялся от остальной усадьбы кирпичной оградой и наполненным водой рвом. На кованой металлической ограде вольготно расположились чугунные «египетские львы» - грифоны, охраняющие въезд в усадьбу, которые выполнены по проекту скульптора Кампиниони.

Несмотря на то, что чугунные ворота выглядят на общем фоне довольно-таки органично, появились они здесь не так давно, в конце XIX - начале XX века, и были призваны оградить княжескую семью от облюбовавших здешние просторы дачников. Парадный двор выстроен по всем канонам того времени: в фонари, освещавшие въездной мост, вставлялись факелы, высокие деревья не насаждались - комплекс зданий должен был хорошо просматриваться, поэтому перед главным домом расцветали лишь низенькие цветочные клумбы и кустарники. Одно жаль: до нашего времени подлинное здание господского дома, к сожалению, не сохранилось. Оно было уничтожено пожаром в 1916 году, а на его месте в 1930-х годах было выстроено новое здание по проекту архитектора Торопова.

Здание Кухни , которое сейчас находится в не самом блестящем состоянии, на самом деле является одним из уникальных памятников стиля ампир в архитектуре. Дело в том, что строгие жанровые рамки ампира здесь разбавляются мотивами древнеегипетского искусства (отсюда второе название Кухни - Египетский павильон ).

Кухня, или Египетский павильон

Немного скошенные стены, сужающиеся окна, портик, украшенный пальмообразными колоннами и головой сфинкса, усиливают ощущение присутствия духа древней цивилизации. В прохладных подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагались сами кухонные помещения, а на втором этаже жили «кухмистры» - княжеские повара. В 1839 году для удобства Кухня была соединена крытой галереей с господским домом.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Храм Влахернской иконы Божьей Матери.

Нынешняя церковь - отнюдь не первая, что стояла на этом месте. Первый деревянный храм здесь был построен в 1716 году еще при Строгановых и освящён в честь их фамильной иконы - Влахернской Божьей Матери. Именно эта церковь и подарила находившемуся здесь селу имя «Влахернское». Этот первый храм простоял недолго - в 1732 году он сгорел, и на его месте был выстроен новый храм, тоже деревянный и с прежним названием. Но и второй храм недолго радовал владельцев усадьбы - и он погиб от пожара в 1758 году. Ныне существующая церковь - третья по счёту - была построена к 1762 году, а уже к 1785 реконструирована по инициативе М.М.Голицына в классицистических традициях архитектором Р. Казаковым.

Именно здесь в течение долгого времени находилась легендарная икона Влахернской Божьей Матери, с которой связано множество чудесных легенд и преданий. Икона эта датируется VII веком, а в Россию она попала как дар отцу Петра I Алексею Михайловичу в 1653 году. Согласно приложенной к иконе грамоте, она была создана при Влахернском монастыре в Константинополе. Икона эта была почитаема государем: он брал её в военные походы, так как верил, что она поможет одержать победу в бою и убережёт от бед. Влахернская икона выполнена в редкой рельефной технике - воскомастике, а в воск её замешаны мощи христианских святых, что дарило ей поистине чудотворные свойства. По преданию, икона обратила в бегство врагов, напавших на Константинополь в 626 году. Изображение Богоматери Одигитрия, хранящееся в церкви в Кузьминках, является списком с Влахернской иконы, хранящейся в Успенском соборе Московского Кремля. Однако по семейному преданию Строгановых, а после и Голицыных, царю Алексею Михайловичу привезли не одну, а две иконы, одна из которых с тех пор по праву принадлежит им. Будучи привезённой в Россию, святыня не утратила своей чудодейственности: когда в 1830 году по всей России свирепствовала эпидемия холеры, лишь в одном Влахернском не заболел ни один человек - против тысяч погибавших повсеместно в округе. И во время второй вспышки жуткого заболевания в 1871 году икона уберегла местных жителей от неминуемой смерти. Неудивительно, что Влахернская икона является одной из самых почитаемых на Руси и по сей день: её даже чествуют 2 июля в храме, названном в её честь и остающимся выдающимся памятником истории и культуры.

Прямо напротив церкви располагается Ванный домик , или Мыльная , приобретшая свой современный облик в начале XIX века.

Ванный домик, или Мыльная

Этот павильон принадлежал лично мужу хозяйки усадьбы - М.М.Голицыну. Помимо собственно банных помещений, господин приказал соорудить здесь личные покои: спальня, гардеробная, где хранились принадлежности для охоты, столовая и передняя. Также здесь была специальная комнатка, предварявшая выход в маленький сад. Однако вскоре после смерти князя в 1804 году Мыльная обветшала, и её снесли. На месте старого помещения гениальный Доменико Жилярди в 1816-17 годах выстроил новое здание в стиле ампир, в целом сохранив планировку и функциональные особенности первой постройки.

С течением времени Мыльная сильно пострадала: она неоднократно горела, её разбирали и перестраивали бесчисленное множество раз. Здесь были жилые помещения, совет села Ново-Кузьминское и даже зал игровых автоматов (веха советского прошлого). И только в 2008 году в результате масштабных реставрационных работ здание и фонтан перед ним были восстановлены.

Недалеко от Ванного домика 8 июля 2008 года был установлен необычный памятник - скамья Любви и Верности .

Скамья Любви и Верности

Именно в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских, он же День семьи, любви и верности. Для изготовления памятника использовали французскую пушку, участвовавшую в боях 1812 года, подаренную неизвестным коллекционером. Молодожёны и влюбленные облюбовали этот скромный памятник, который в течение рекордно короткого времени оброс ленточками и замочками с именами счастливых пар.

Вернемся к прудам и осмотрим гроты , которые являются неизменными спутниками каждого ампирного парка. Гроты в Кузьминках, расположенные напротив Музыкального павильона (противоположный берег пруда) - явное тому подтверждение.

Трехарочный и Большой гроты. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Изящные Трёхарочный и Большой (Одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда изящно вписались искусственные «подводные пещеры». Гроты в ампирных парках встречаются довольно часто: яркий тому пример - грот «Руины» в Александровском саду. Температура в гротах всегда на несколько градусов отличается от температуры на открытом пространстве: это помогало гуляющей публике укрыться в тенистой прохладе и отдохнуть от полуденного зноя. В Большом гроте также устраивались любительские театральные постановки. Крепостного театра в Кузьминках не было, поэтому участие в них принимали сами хозяева и их гости. Есть у гротов еще один небольшой секрет. Как уже было сказано выше, Большой грот располагается прямо напротив Музыкального павильона, поэтому звук, долетавший до него во время музыкальных представлений, отражался и резонировал, создавая эффект более объемного звучания.

До 2004 года гроты в Кузьминках находились в весьма плачевном состоянии, и только после масштабной реконструкции эти интересные ландшафтные сооружения получили новую жизнь.

Продолжая прогулку по берегу Верхнего Кузьминского пруда, Вы вскоре придёте к знаменитой Львиной пристани , упоминание о которой впервые встречается в документах в 1762 году. Фотографии этого замечательного сооружения встречаются чуть ли не в каждой работе, посвященной усадебной культуре.

Львиная пристань. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Известно, что пристань, как и другие усадебные строения, неоднократно реконструировалась и перестраивалась. Первоначальный вариант строения выглядел так: две закруглённые площадки соединялись с помощью изящно изогнутых лестниц, украшенных белокаменными скульптурами: вазами, изображениями лежащих львов и собак. В 1830 году в ходе одной из реконструкций Д.Жилярди была отстроена заново верхняя площадка пристани, вместо каменной балюстрады появилась кованая металлическая решётка, а вместо гипсовых скульптур - знаменитые египетские львы, отлитые из чугуна. Пережив еще несколько реставраций, в советские годы памятник постепенно пришёл в упадок: в 1945 году пристань лишилась своей главной гордости - львов, которые «переехали» в подмосковные Люберцы. Там они украсили здание горкома ВКП(б), а ветшающая пристань постепенно превратилась в груду тесаных булыжников, при этом сохраняя статус памятника архитектуры аж до 1997 года. И лишь в 2000-х уникальная Круглая пристань была полностью восстановлена по оставшимся свидетельствам и документам.

Спускаясь дальше по берегу пруда, мы неминуемо придём к Померанцевой оранжерее - сооружению, судьба которого пока остаётся неясной. Как и Египетский павильон, Оранжерея представляет собой уникальный памятник архитектуры, который, в отличие от большинства построек на территории усадьбы, пока остаётся в полуразрушенном состоянии.

Померанцевая оранжерея

Оранжерея в Кузьминках была известна на всю Москву: здесь произрастали абрикосы, персики, померанцы, вишня, лимоны и апельсины и множество других фруктов. Архитектурное решение здания снова отсылает нас к зданию Кухни: мотивы египетского и греческого искусства здесь также очень заметны. Оранжерея - единственное здание в усадьбе, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой - пожалуй, таких не найти не только на территории усадьбы, но и в Москве. До 2001 года здесь находился Институт экспериментальной ветеринарии, а с тех пор, как институт покинул здание, оно постепенно ветшает и рассыпается. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который, к слову, очень любит усадьбу Кузьминки, в 2004 году издал постановление о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи, но работы до сих пор не были начаты.

Недалеко от ветшающей оранжереи Храма Влахернской иконы Божьем Матери находится так называемая Слободка - комплекс, где проживали дворовые люди, обслуживавшие усадьбу. Впервые она упоминается в документах, датируемых второй половиной XVIII века. Здания, составлявшие Слободку, менялись, как и другие усадебные постройки - лишь функции их оставались неизменными. В состав Слободки входили такие здания и объекты, как Служительский флигель, Дом причта, Прачечный флигель и Больница. Изначально деревянные здания со временем перестраивались, меняя свой облик: неказистые дома служивых людей и подсобные помещения стало невозможно узнать после вмешательства Доменико Жилярди, по приказу барина кардинально изменившего план и фасады домов в Слободке. Все здания Слободки были соединены общей оградой, а дорога, проходящая с другой стороны комплекса, получила название Тополевой аллеи - по насаженным здесь деревьям.

В здании Служительского флигеля на Слободке находится интереснейший музей - «Музей русской усадебной культуры » , один из филиалов Музея истории Москвы.

Служительский флигель

Здесь Вам расскажут об усадебной жизни и быте, а также об истории дворянских родов Строгановых и Голицыных. Подлинные экспонаты, иллюстрирующие жизнь XVIII-XIX веков, помогут погрузиться в атмосферу дворянского усадебного быта, представить себе образ жизни и мировоззрение людей того времени. В этом интересном музее, функционирующем с 1999 года, Вы можете посетить одну из занимательных интерактивных, костюмированных, тематических экскурсий, возрождающих бытовые традиции повседневности XIX века.

Одно из самых знаменитых зданий этой части усадьбы - Скотный двор , или Молочная ферма .

Скотный двор, или Молочная ферма

Место, где будет располагаться скотный двор, было определено ещё при Строгановых. Но постройки, сохранившиеся до наших дней, датируются 1840-ми годами. Нынешнее здание фермы было построено по проекту архитектора Александра Жилярди - племянника уже неоднократно упоминавшегося Доменико Жилярди.

Молочная ферма представляет собой одноэтажное здание из красного кирпича, в плане образующее букву «П», с двухэтажными флигелями. Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части здания располагались собственно стойла. В середине Скотного двора располагался изящный павильон, отделанный с роскошью; считается, что он предназначался для проживания одного из членов графской семьи. Кажется странным выбор места для постройки персонального павильона; но тем не менее он действительно был слишком богатым и пышным, чтобы находиться во владении служивых людей: паркетные полы, изящные балконы и украшающие двор скульптуры быков, выполненные бароном П.И.Клодтом, явно радовали глаз одной из знатных особ.

Скотный двор с противоположным берегом пруда, где находились Пропилеи и пристань, соединял интересный Плашкоутный мост - мост на понтонах, который мы можем увидеть на картине австрийского художника И.Н.Рауха. Мост устанавливали только на летний период, а на зиму разбирали.

Случилось так, что ферма не так долго выполняла своё прямое предназначение: в 1889 году после реорганизации внутренних помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, которая просуществовала аж до 1978 года. С тех пор, как больница освободила здание Скотного двора, он постепенно ветшает, как и многие другие здания в усадьбе.

После посещения Слободки и Скотного двора, пройдя в сторону церкви по одному из лучей знаменитого французского парка, выполненного по подобию парка в Павловске под Санкт-Петербургом, Вы попадёте к еще двум интересным музеям. Первый из них - Литературный музей К.Г.Паустовского - был открыт в 1975 году, но в Кузьминки переехал лишь в 1987, и с тех пор занимает Дом садовника (его еще называют «Серой дачей »).

Дом садовника, или Серая дача

Коллекция музея насчитывает около 17 000 предметов, иллюстрирующая не только жизнь и литературное творчество Константина Георгиевича, но и о его окружении, времени, в которое он жил: личные вещи писателя, документы и рукописи, живописные работы художников-иллюстраторов, жены и сына писателя, а также разнообразные кино- и фотосвидетельства. Множество интереснейших экспонатов, а также невероятный энтузиазм и преданность сотрудников музея своему делу сделают посещение Литературного музея интересным; возможно, Вы даже всерьёз заинтересуетесь русской литературой.

Как Вы, наверное, уже заметили, усадьба Кузьминки славится не только своим архитектурно-парковым ансамблем, но и разнообразными музеями. По соседству с Литературным музеем Г.К.Паустовского разместился Музей мёда , он же Музейно-образовательный центр пчеловодства .

Музей меда

Пасека в Кузьминках появилась еще при Голицыных - на столе князей всегда был свежий мёд. Музей представляет собой демонстрационную пасеку с 50 демонстрационными ульями, где Вы, облачившись в специальный защитный костюм, сможете изучить весь процесс рождения мёда и почувствовать себя настоящим пчеловодом. В музее детям и их родителям предложат на выбор несколько интересных экскурсионных программ, покажут видеофильм и порадуют детишек весёлыми тематическими играми. Единственное условие - попасть в музей можно только в будние дни и по предварительной записи. Помимо музея пчеловодства, в образовательном центре также функционирует Школа практического пчеловодства и Клуб любителей мёда.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков очень любит пчёл. И, как уже было сказано выше, Кузьминки он тоже очень любит. Поэтому неудивительно, что обиталищем «мэрских» пчёл стал именно Музейно-образовательный центр пчеловодства в Кузьминках. И именно поэтому здесь в 2005 году появился памятник пчеле - одному из самых полезных домашних животных. Памятник составляют три низких колонны, стилизованных под соты, и на центральной из них восседает пчела, которую местные жители ласково окрестили Кузей - в честь усадьбы.

Памятник пчеле Кузе

Если Вы еще не совсем устали, то можно пройти еще немного и попасть в царство зимней сказки - официальную московскую резиденцию Деда Мороза .

Московская резиденция Деда Мороза

Она появилась в Кузьминках в 2004 году, а к 2006 году здесь вырос целый комплекс нарядных зданий: терем Деда Мороза, почта Деда Мороза, сооружены волшебная мельница-чудесница, сказочный колодец, терем Творчества, терем Снегурочки, ледовый каток, Тропа сказок и игровой спортивный городок. Здесь в течение всего года проходят разнообразные мероприятия: игры, праздничные гуляния и экскурсии по теремам здесь не прекращаются после того, как отгремел новогодний салют. Здесь очень приятно находиться как зимой, так и жарким летом: под густой тенью деревьев хорошо прятаться как от снегопада, так и от жаркого солнца. Разумеется, здесь очень понравится детям, которым здесь будет чем заняться. Да что там: поучаствовать в интересных мастер-классах и на минутку перенестись в детство, забыв о возрасте, захочется даже взрослым.

Кузьминки - это уникальная московская усадьба, архитектурно-парковый ансамбль, музейно-образовательный и просветительский центр, в котором каждый найдёт для себя занятие по душе. Тенистые аллеи, свежий лесной воздух и очарование ушедшей галантной эпохи никого не оставят равнодушным.

Адрес: Россия, Москва, парк Кузьминки-Люблино (станция метро Кузьминки)
Основные достопримечательности: западный и восточный флигель, Конный двор, Оранжерея, храм Влахернской иконы Божьей Матери, Птичий двор
Координаты: 55°41"22.9"N 37°47"21.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Усадьба Кузьминки считается одним из красивейших имений Москвы и Подмосковья. Прежде она принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным. Участок земли, на котором было построено это шикарное имение, в 1702 году получил Григорий Дмитриевич Строганов за хорошую службу от самого Петра I. Такой щедрый подарок означал особое отношение царя к своему приближенному.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Имение было построено в XVIII веке и отличалось образцовым порядком. Двор с живописными парками, прудами, мостиками и даже островками всегда был привлекателен для гостей. Усадьба Кузьминки (точное название – Влахернское-Кузьминки) в разное время удостаивалась визитов русских императоров - Александра II, Николая I и Петра I.

Любила бывать здесь и жена Павла I – Мария Федоровна. В роскошной усадьбе каждый год устраивали гуляния и собирали иностранные делегации. С конца XIX столетия усадьба стала для своих владельцев излюбленным дачным участком, архитектура и парковая зона которого были настолько необычны, что со временем территорию стали называть «Русским Версалем ».

Конный двор

Экскурсия по усадьбе Кузьминки

Чтобы попасть в усадьбу, необходимо доехать на метро до станции «Волжская». Здесь перед посетителями радушно распахиваются ворота с привлекательной надписью «Влахернское-Кузьминки». В усадьбу ведет дорога, проложенная мимо каскада прудов в долине реки Чурилиха.

Одним из главных архитектурных памятников усадьбы считается Конный двор, возведенный в 1805 году, но впоследствии перестроенный согласно новому проекту лучшего зодчего того времени Доменико Жилярди. Желающие осмотреть его, должны выйти к мосту, переброшенному через плотину. Отсюда видны здания, выстроенные в традициях ампира – самого модного архитектурного течения начала XIX века.

Флигель

Комплекс Конного двора объединяет несколько построек. Это – сама конюшня, несколько сараев, предназначенных для карет, и флигели, которые использовали для жилья. Центром этой незамысловатой композиции является Музыкальный павильон. Здесь стоят лучшие работы скульптора Петра Карловича Клодта - копии статуй, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге . Создавал статуи для усадьбы сам Клодт, а отливались они на заводе, принадлежавшем Голицыну.

С противоположной стороны плотины стоит Мельничный флигель, который также называют Домом на плотине. Он появился после 1840 года на мельничном цоколе. Если верить преданию, древняя мельница Козьминки – владение мельника Козьмы дала здешним местам похожее название «Кузьминки». Мельница неоднократно претерпевала изменения, с каждым разом становясь все лучше и лучше, благодаря умелым действиям опытных зодчих Жилярди, Жеребцова, Воронихина и Еготова.

Птичник (Кузница)

Однако, позже нужда в мельнице отпала. В середине XIX века ее верхние этажи снесли, а цоколь использовали для строительства Дома на плотине. Сделали это под руководством архитектора М. Быковского. Так бывшая мельница стала деревянным зданием в два этажа, построенном в традициях ренессанса.

Хотя дом и окружен водой, он всегда оставался удобным для проживания. Хозяева усадьбы расселяли здесь своих гостей, а до 1976 года Мельничный флигель сдавали в аренду под дачи. Позднее в нем разместили Музей ветеринарии. А в наши дни старинное здание можно увидеть восстановленным.

Ванный домик

Один из неприметных уголков усадьбы - Птичник или Кузница, затерявшееся среди зелени на улице Заречье. В свое время оно было центром Птичьего двора, предназначенного для выведения домашней птицы. Помимо обычных гусей, уток и индеек, по нему разгуливали и экзотические виды пернатых.

Изначально Птичник был построен из дерева, но впоследствии был перестроен как каменный по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова. Небольшой домик, скорее всего, предназначался для смотрителя Птичника. Когда отступавшие в 1812 году из Москвы наполеоновские войска устроили пожар, здание серьезно пострадало, а обитавшие здесь птицы погибли.

Скотный двор

Позже, когда строения принялись восстанавливать, Птичник превратили в Кузницу, где ковали подковы для Конного двора. Здание сделали двухэтажным, а флигели с галереями разобрали. Его купол демонтировали и заменили на двухскатную крышу. В этом исполнении он простоял до середины прошлого века. Во времена советской власти здание использовали как жилое, сделав вокруг пристройки. Но в 2000-е годы комплекс Птичника реставрировали.

Здание Кухни, на которое можно не обратить внимания из-за его неброского вида, для знатоков русской архитектуры является настоящей ценностью. Кухня построена в стиле ампир. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно заметить много элементов древнеегипетского зодчества. По этой причине Кухню еще называют Египетским павильоном.

Гроты

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери – главная достопримечательность усадьбы Кузьминки

Первое здание храма построили в 1716 году, еще при Строгановых. Деревянная церковь получила свое название в честь фамильной иконы владельцев усадьбы - Влахернской Богоматери. Однако храм простоял лишь до 1732 года и сгорел. Вскоре здесь возвели новую церковь из дерева. Через 26 лет опять случился пожар, и она исчезла в его пламени. Наконец, к 1762 году выстроили третий каменный храм, который сохранился до наших дней.

Его украшением долгое время служила икона Влахернской Богоматери. Ее написали в константинопольской Влахернской обители в VII веке. В нашу страну икону привезли в 1653 году для подарка государю Алексею Михайловичу. Он очень ценил древнюю икону и берег ее.

Домик садовника. Московский литературный музей - Центр К.Г.Паустовского

Исполнение Влахернской иконы весьма необычно. Ее написали в редчайшей технике – воскомастике. В восковом слое она содержит частички мощей христианских святых. Одно из древних преданий свидетельствует, что в 626 году, благодаря божественной силе, исходящей от иконописного образа, неприятели, пришедшие взять силой Константинополь, отступили. Намного позднее, в 1830 году, чудодейственная святыня вновь показала свою силу в России . Во время эпидемии холеры ни один житель Влахернского, не заразился.

Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

Гроты можно увидеть напротив Музыкального павильона. Их два и появились они сразу после того, как было закончено возведение Парадного двора. При выравнивании участка земли, на котором планировали устроить гроты, на берегу пруда появился откос. Впоследствии он был заполнен искусственно созданными «пещерами».

Пристань

В летний день гроты становились укрытием для прогуливающейся публики. У Голицыных не было собственного театра, и в одном из гротов устраивали спектакли. Участвовали в них и гости, и хозяева. Большой грот специально построили неподалеку от Музыкального павильона. Когда там звучала музыка, она резонировала в полости грота, и создавалась иллюзия объемного звучания.

Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

Узнать об истории усадьбы и ее традициях можно в так называемом Служительском флигеле, расположенном на Слободке. Благодаря подлинным экспонатам, каждый посетитель музея получает возможность прочувствовать атмосферу XVIII – XIX веков, передающую усадебный быт дворян. Служительский флигель принял музейные экспозиции в 1999 году. Здесь проводят интересные костюмированные экскурсии.

Мостик в усадьбе

В усадьбе открыты еще два необычных музея. Литературный музей Константина Георгиевича Паустовского с 1987 года занимает Серую дачу, ее еще называют Домом садовника.

Рядом находится Музей меда, возле которого с 2005 года стоит памятник пчеле. Внутри «медовый» музей выглядит как пасека с ульями. Здесь посетители могут одеть специальные костюмы и на практике изучить процесс производства меда. А для настоящих сладкоежек и увлеченных биологов всегда распахнуты двери Клуба любителей меда и Школы практического пчеловодства.

Рейтинг достопримечательности

← УСАДЬБЫ МОСКВЫ МОСКВА →

Усадьба «Кузьминки», возникшая в XVIII веке на бывших землях Симонова и Николо-Угрешского монастырей, в течение двух столетий принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным.

История кузьминской земли обогащает отечественную историю топонимикой — название местности Кузьминки, гидронимикой — названия рек Чурилиха и Голедянка. На ее территории сохранились захоронения XIII века — остатки жилой постройки с частично сохранившейся печью и фрагментами каменно-глинобитной конструкции. — редчайшая археологическая находка на территории Москвы.

Следует отметить, что и сегодня долина объединенных рек с заросшим прудом, расположенная между Кузьминским и новым Люблинским прудами, представляет собой естественный природный ландшафт с уникальными для Москвы мезотрофными болотными комплексами. Поверхность поймы заболочена, на участках которых с поверхности залегают водонасыщенные болотные торфяные отложения. Русло реки характеризуется наличием многочисленных родников. В настоящее время этот участок площадью пять с половиной гектаров поставлен на охрану как памятник природы.

Стоит отметить, что усадьба создавалась не как замкнутая летняя резиденция, огражденная от окружающего ее мира. Ни до князя М. М. Голицына, ни после него в XIX веке усадьба не имела ясно выраженных границ, постепенно сливаясь с окружающими ее лесами. Таким образом, в кузьминской усадьбе создавался один из первых пейзажных парков Москвы конца XVIII века, который явился примером для подражания в других помещичьих усадьбах. Так, например, по образцу заречной беседки в Кузьминках в 1801 году в Павловске была перенесена статуя героя античности Аполлона на новое место — против княжеского дворца за рекой.

Стоит добавить, что Кузьминки в свою очередь перенимали лучшее при создании пейзажного парка. По примеру Павловского парка в конце XVIII века в Кузьминках в сосновой роще была прорублена двенадцати лучевая просека регулярного (французского) парка, в центре которой была устроена круглая площадка, в центре ее была помещена статуя Аполлона (копии для Павловска и Кузьминок выполнены скульптором Ф. И. Гордеевым). По кругу площадки у каждой из аллей были расположены гипсовые статуи Муз. И сегодня 12-лучевая просека французского парка является большой достопримечательностью Кузьминок. Стоит отметить еще одну особенность Кузьминок: продолжение преемственности павловского принципа украшательства парка. Пример тому — чугунные «Триумфальные ворота», которые во всех своих частях, за исключением верха — герба, совпадают с «Николаевскими воротами» в Павловске под Санкт-Петербургом, построенными в 1826 году К. И. Росси. Проект этот был выполнен на Пашийских чугунолитейных заводах князя С. М. Голицына I и через три года повторен вторично для украшения Кузьминок. Это еще раз убеждает, насколько близки по паркостроению обе усадьбы. Москвичи впоследствии даже стали называть село Влахернское «Московским Павловском».

Сама по себе усадьба «Кузьминки» являет собой высокий уровень искусства. Творчество архитекторов, литейщиков, художников, скульпторов, специалистов паркового строительства представляет огромную ценность в отечественной культуре. В Кузьминках создавали свои творения такие маститые архитекторы, скульпторы и художники, XVIII-XIX веков: как Доменико (в России его называли Дементий Иванович) Жилярди, А. Г. Григорьев, А. Н. Воронихин, М. Д. Быковский, К. И. Росси, П. К. Клодт фон Юргенсбург, Артари, С. П. Кампиони, И. П. Витали, Ф. П. Крентан, оставившие после себя яркие примеры творчества.

Если говорить о творчестве архитектора Доменико Жилярди в Кузьминках, стоит отметить следующее. Он много строил в Москве и ее окрестностях, но везде это были отдельные постройки. И только в Кузьминках архитектор смог отставить о себе память, как автор единого архитектурно — паркового ансамбля, так как здесь по проекту зодчего восстанавливалась полностью вся усадьба: от парковых дорожек и скамеек до фундаментальных сооружений. Это сыграло положительную роль в том, что усадьба «Кузьминки» в итоге была проникнута единством замысла, стиля и выполнения, что ее отличало от многих российских усадеб. Умелая рука зодчего превратила конный двор в одно из лучших достижений стиля «ампир» в России. Изюминкой двора явился знаменитый Музыкальный павильон, вошедший в каталог мировых шедевров.

С подмосковной усадьбой «Кузьминки» связана вся творческая биография архитектора М. Д. Быковского, занимаясь переделками, ремонтами, отделкой интерьеров домов, а также создав самостоятельные работы — дом и каменный мост на плотине, памятники императору Петр Великому, Николаю I, вдовствующей императрице Марии Федоровне, надгробие князю С. М. Голицыну I в приделе святого Сергия Радонежского церкви Влахернской иконы Божией Матери.

Кроме того, стоит отметить, что такого обилия чугунно-литейных изделий, как в Кузьминках, нельзя было встретить ни в одной подмосковной усадьбе. Чугунные изделия в количестве 250 единиц представляли собой подлинные произведения искусства. Так, например, литые из чугуна канделябры-торшеры с богато орнаментированными растительными стволами, которые «вырастают» из основания, состоящего из четырех крылатых грифонов. Звери-птицы сидят по диагоналям постамента, опираясь на выставленные вперед львиные лапы. Выразительные крылатые грифоны и сто семьдесят лет назад, и сегодня являются визитной карточкой усадьбы. В любой литературе в качестве иллюстрации по Кузьминкам представлены знаменитые скульптурные композиции. Это дает основание выдвинуть точку зрения, что усадьбу «Кузьминки» можно рассматривать как своеобразный музей малой архитектурной формы под открытым небом.

Большой художественный вкус подарил отечеству прекрасные памятники архитектуры. Так, оригинальный вид Египетского павильона и тогда, и сейчас производит внушительное впечатление. Скошенные стены и окна здания напоминают собой усеченную пирамиду. В центре здания имеется неглубокий портик-лоджия с двумя колоннами, перехваченными рельефными жгутами с папирусообразными капителями. На стенах лоджии имеются скульптурные детали на египетские ритуальные темы. Это единственное в своем роде здание в архитектурной Москве.

Многие события, происшедшие в усадьбе «Кузьминки», дополняют отечественную историю. Так, например, священнослужитель местного прихода и бытописатель Н. А. Порецкий описывает ураган, пронесшийся 16 июня 1904 года над юго-востоком Подмосковья, который уничтожил до 100000 деревьев в Кузьминском парке. Помимо местного описания он дает яркую характеристику злосчастного лета.

Н. А. Порецкий так же упоминает об эпидемиях холеры 1830 и 1871 годов, ставших трагедией для всей России.

Более того, он, видимо, по рассказам старожилов, описал знойное лето 1871 года — причину распространения холерной заразы: «Лето было как никогда жаркое. Дождей почти не было. Все сожгло». В Кузьминках от холеры умер только один обитатель. Сами жители, якобы, спасли себя, совершив крестный ход вокруг села с Влахернской иконой Божией Матери.

История Влахернского прихода — неотъемлемая часть истории русского православия. «Влахернское было единственным подмосковным местом, куда в таком множестве стекались москвичи на гулянье 2 июля…к единственному московскому барину-вельможе». «В храмовый праздник 2 июля здесь бывали большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающие гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной роще», — отмечали современники.

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках по изяществу интерьера и богатству ризницы не уступал многим московским церквам. Внутренние стены храма были облицованы дорогим испанским карарским мрамором. На колокольне были установлены куранты.

Относительно церкви в Кузьминках и повышенного внимания к ней со стороны современных ценителей древнерусской живописи стоит отметить семейную реликвию Строгановых, а впоследствии князей Голицыных — Влахернскую икону Божией Матери, находившуюся в местном храме с 1725 по 1929 годы.

Бесспорная ценность икон состоит в технике их исполнения — «энкаустика» (exaustix — выжигаю) — античная живописная техника. Восковую краску растопляли, и по причине быстрого охлаждения воска, от изготовителя требовалось большое мастерство при наложении на разогретую доску состава, создавая рельефное изображение Богоматери и младенца, имитируя при этом резьбу. В 1654 году икона и три ее списка были подарены константинопольским патриархом русскому царю Алексею Михайловичу. Одну из них царь подарил купцам Строгановым.

Особое место стоит уделить кузьминской лечебнице, учрежденной князем С. М. Голицыным в 1816 году, что являлось не частым явлением в помещичьих усадьбах. Лечебница была единственной на округу, насчитывавшей около восьмидесяти населенных пунктов. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в популярности Кузьминок. До 1869 года лечебница полностью содержалась на средства князей Голицыных, все консультации врачей и отпуск лекарств были бесплатными. В вышеназванном году лечебница была передана Московскому уездному земству и переведена в здание бывшего скотного двора этой же усадьбы.

В истории русской культуры стоит отметить, что именно в больнице в Кузьминках в 1882 году лежал на излечении художник В. Г. Перов. Здесь же, в Кузьминках, он скончался. В день его смерти в Кузьминки пришли многие представители культурного общества, чтобы проводить в последний путь художника.

В этой же больнице лежал на излечении, будучи мальчиком, поэт Ф. С. Шкулев.

Много замечательных и славных имен связано с Кузьминками. Посещения истори ческих лиц вошли в летопись кузьминской земли.

Известно, что в 1722 году здесь бывал царь Петр I. Современник петровской эпохи В. А. Нащокин в своих записках оставил сведения о его пребывании: «В декабре, в последних числах, Его Величество, не въезжая в Москву, изволил пребывать в Подмосковной Строгановой, что слывет Мельница, наступили в Москву из онаго Персидского походу триумфом».

До середины XIX века еще сохранялся деревянный домик, в котором останавливался Петр Великий. В 1848 году на его месте был сооружен чугунный обелиск (арх. М. Д. Быковский).

Усадьбу «Кузьминки» посещали генералиссимус В. А. Суворов с женой Варварой Ивановной (урожд. Прозоровской) после венчания; вдовствующая императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I), посещение которой было отмечено чугунным памятником, открытым в 1828 году; император Николай I, в память о котором в 1856 году был установлен чугунный монумент.

В 1837 году после возвращения из сибирского путешествия цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) в сопровождении воспитателя-поэта В.А. Жуковского посетил Кузьминки. Следующее посещение Александра Николаевича уже императором Александром II состоялось в 1858 году, когда проездом в Николо-Угрешский монастырь он с супругой Марией Александровной заехал в Кузьминки навестить больного князя С.М. Голицына.

Кузьминки посетили: саксонский дипломат при петербургском и лондонском дворах Фицтум фон Экштедт, отметивший, что усадьба «образцовая ферма в величественнейшем стиле, воздвигнутая среди голой степи», и делегация американских моряков во главе с адмиралом Фоксом, где им был оказан пышный прием.

Помимо высокопоставленных лиц Кузьминки посещали писатели, художники, политические деятели. Именно в Кузьминках на даче Елизаровых В.И. Ульянов (Ленин) закончил брошюру «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?». Священнослужитель Иоанн Кронштадский порадовал обитателей села Влахернское своим посещением.

Кузьминки вдохновляли художников, поэтов, писателей. В своих произведениях, отмечая местную красоту, писатели живописным языком отражали то величие и благородство архитектуры и природы, которая подняла Кузьминки на вершину славы. Кузьминки — село Влахернское имели заслуженную славу художественной сокровищницы русской культуры и были хорошо известны не только у нас в России, но и за границей по изданным в 1841 году в Париже гравюрам Ж. Н. Рауха «Виды села Влахернского (Мельницы), принадлежащего кн. С. М. Голицыну». «Такого большого и богатого иллюстративного материала не имеет больше ни одна дворянская подмосковная усадьба», — констатирует М. Ю. Коробко.

Село Влахернское «едва ли уступит какой — нибудь великолепной итальянской вилле с мраморным палаццо, бархатными лугами и зеркальным озером», отмечали современники князя С. М. Голицына. «Здесь что ни шаг, то искусство», — писал бытописатель Кузьминок Н. А. Порецкий.

Живописные места усадьбы «Кузьминки» вдохновили художника В. А. Серова, написавшего картину «Линейка на пути из Москвы в Кузьминки» (Русский музей в Санкт-Петербурге), высоко оцененную И. Э. Грабарем, который в свою очередь оставил потомкам живописное полотно с видом ванного домика усадьбы «Кузьминки».

В 1918 году усадьба была передана Государственному (позже Всесоюзному, Всероссийскому) институту экспериментальной ветеринарии, который использовал ее здания и землю в своих целях, исключив историко-архитектурную ценность усадьбы. Поселковый совет, созданный на базе бывшей усадьбы «Кузьминки» так же решал проблемы в обход интересам ее сохранения.

Несмотря на попытку Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины защитить усадьбу от уничтожения, усадьба была оставлена за институтом с размещением в зданиях лабораторий и квартир для сотрудников. Часть голицынского леса определили в леса местного значения для соседних селений.

Борьба атеистов с Церковью обернулась для Влахернского прихода его упразднением в 1929 году, арестом и ссылкой настоятеля Н. А. Порецкого. Здание храма перестроили, проведя внутреннюю перепланировку, уничтожив могилу князя С. М. Голицына и устроив там общежитие для аспирантов. Колокольню взорвали, ризницу приспособили под лабораторию.

В 1929 году Рудметаллторгу было передано большинство чугунных изделий усадьбы. До сегодняшнего дня чудом сохранились кони и грифоны со львами. В 1936 году началась реконструкция Кузьминского парка с постройкой кафе, эстрады и павильонов настольных игр.

В годы Великой Отечественной войны в Кузьминках располагался зенитно-артиллерийский полк, стояли танковые части, шло формирование полков, были нарыты землянки и укрепления. Военные люди и оборудование нанесли значительный ущерб парку.

После войны стало меняться отношение к усадьбе. Историки рассматривали ее с позиции мест, связанных с деятельностью В. И. Ленина, искусствоведы обращались к Кузьминкам в конспекте изучения творчества архитекторов.

В 1955 году через лесной массив усадьбы «Кузьминки» прошла кольцевая автодорога, разделившая территорию лесопарка и резко сократившая историческую зону усадьбы. В 1960 году поселок Кузьминки был включен в состав Ждановского района г. Москвы, а усадьбе «Кузьминки» был определен охранный номер 393, как архитектурно-паркового ансамбля, подлежащего восстановлению.

В 1964 году была проведена реставрация дачи Елизаровых с размещением там Музея Ленина. На самой территории усадьбы создали парк культуры и отдыха, следствием чего стало привлечение большого количества москвичей, которые наносили значительный вред местному ландшафту. Воспользовавшись отсутствием границ охранной зоны архитектурно-паркового ансамбля, в 1966 году начали застраивать территорию парка жилыми домами.

Переломным годом в судьбе усадьбы «Кузьминки» считается 1974 год, в котором был подтвержден статус усадьбы как памятника государственного значения. Однако в 1979 году вышло решение «Об организации парка культуры и отдыха на территории лесопарковой зоны „Кузьминки“ Волгоградского района». Данное решение снижало статус Кузьминок, как усадебного комплекса, и низводила его до статуса районного значения.

В 1978 году сгорел шедевр зодчества XIX века — Музыкальный павильон. Бывшее здание больницы протерпело шесть пожаров, в результате которых пострадали уникальные росписи потолков. Памятник передали Госкомспорту СССР, который не принял никаких охранных мер.

Наконец, в 1980 году комплекс усадьбы «Кузьминки» был внесен в «Перечень памятников истории и культуры РСФСР», подлежащих первоочередной реставрации и музеефикации с обязательным выводом ВИЭВ с территории усадьбы. Но Программа реставрационных работ по Кузьминкам на 11-ю и 12-ю пятилетки осталась невыполненной.

С 1980-х годов стала проводиться просветительская работа среди москвичей. В 1983 г. в программе лектория ПКиО «Кузьминки» появилась новая тема «История усадьбы Кузьминки», с 1984 года начал работу Народный университет культуры «История усадебной культуры Подмосковья XVIII-XIX вв.». Предлагалась программа создания единого музея-памятника «Кузьминки» в качестве средства спасения комплекса.

Однако политические события изменили процесс музеефикации усадьбы и свели реставрационные работы к нулю. В последнее десятилетие XX века решения городских властей стали подавать надежды на возвращение усадьбе первоначального вида и вернуть ей статус одной из лучших российских усадеб.

В 1990 году храм, ризница и дом причта были переданы Русской Православной Церкви, начались реставрационные работы. В том же году правительство Москвы постановило создать на территории парка «Кузьминки» Государственный историко-культурный комплекс.

К XX веку на территории Кузьминок сохранилось более 20 памятников архитектуры. Среди них сохранились в руинированном состоянии кузница и теплица. В аварийном состоянии Оранжерея, дворцовые флигели, Скотный и Конный дворы. Требующие безотлагательных восстановительных и реставрационных работ — Музыкальный и Египетский павильоны. Полностью утрачена парковая скульптура. Исчезла две трети металлических изделий, украшавших Кузьминский парк. Английский парк был запущен, французский парк относительно благоустроен.

Территорию усадьбы «Кузьминки» и сохранившиеся постройки занимали различные учреждения: ВИЭВ, администрация Леспаркхоза «Кузьминки», частная школа, Музей К. Г. Паустовского, ЭСНРПМ.

В настоящее время отреставрированы гроты, здание на Слободке, Ризница Конный двор, воссоздан Музыкальный павильон, Горбатый мостик, Церковь, на стадии реставрации находятся Кузница, Ванный домик.

… История и культура усадьбы «Кузьминки» служит нам и сегодня.

Кузьминки заслуживают бережного отношения и серьезного изучения.

Более подробную информацию можно получить в книгах автора Нины Дмитриевны Кузьминой «Кузьминки. Село Влахернское. Мельница», «Православный приход храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках», «Москвы дорогой уголок»).