Характерной особенностью творчества Пушкина является глубокая содержательность. Пример тому — рассказ «Станционный смотритель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830), в котором можно найти любопытный жизненный случай, любовную историю, психологическую драму, социальный тип «маленького человека», философское осмысление человеческих поступков и т.д. В зависимости от того, на какую сторону содержания обращает внимание исследователь, определяется жанровое своеобразие «Станционного смотрителя»: побасёнка-анекдот (Б.Эйхенбаум), пародия (В.Виноградов), социальный рассказ, философская притча (Е.Верещагин, В.Костомаров).
Побасёнка — это короткий занимательный рассказ, а в «Станционном смотрителе» изображается как раз такая история. Дуня Вырина сбежала с гусаром Минским; отец страдал за свою дочь и даже спился с горя, предполагая обычный ход событий (девушка надоела барину и оказалась на улице вместе с «голью кабацкой»), а на самом деле Дуня вышла замуж за Минского, её судьба стала счастливым исключением из общего правила.
Пародия — комическое подражание литературному произведению, высмеивающее заштампованные сюжетные ходы или художественные приёмы, а «Станционный смотритель» Пушкина, как убедительно доказал В.Н.Турбин («Пушкин. Гоголь. Лермонтов» М., 1978, с. 69 — 79), — это иронически переделанные повесть В.И.Карлгофа «Станционный смотритель» (1826) и эпизод из романа Ф.В.Булгарина «Иван Выжигин» (1830). Булгарин изобразил станционного смотрителя — чиновника четырнадцатого класса и отменного плута, который вымогает у проезжающих взятки за лошадей, а они отчаянно ругаются с ним, но платят требуемую мзду. Главный герой повести Карлгофа — станционный смотритель — счастлив своей спокойной должностью и жизнью на лоне сельской природы, так как любит рыбалку и охоту. Когда-то он бежал из Петербурга, похитив дочь купца, свою нынешнюю супругу. У Карлгофа довольный жизнью смотритель живописует свою историю рассказчику: последний задержался на станции из-за болезни. От нечего делать больной рассматривает горницу и видит дорогие ружья, горку с посудой и целый шкаф книг на русском и немецком языках, а на стенах хорошие немецкие гравюры с видами Саксонии (станционный смотритель был немец).
Пушкин сохранил сюжетные ходы Булгарина и Карлгофа, но наполнил их, как известно, совсем другим содержанием. Станционный смотритель из «Повестей Белкина» стал русским человеком, несчастным мучеником четырнадцатого класса. От него с лихим гусарским ротмистром убегает единственная и горячо любимая дочь. Она совершенно забывает об отце и пять-шесть лет не даёт о себе знать. Наконец Дуня приезжает на станцию богатой барыней с детьми (легкомысленный гусар, вопреки литературному штампу, оказался порядочным человеком и женился на ней), но радостной встречи родственников не получилось: дочери остаётся только навестить могилу отца и заказать местному священнику «вечное поминание» по отцу. Таким образом Пушкин опровергает и самодовольного, благополучного смотрителя — героя Карлгофа, и хитрого смотрителя-мошенника — героя Булгарина и создаёт «печальную повесть о горестной судьбе» станционного смотрителя Самсона Вырина.
В рассказе выражается серьёзное социальное содержание. В истории русской литературы «Станционный смотритель» считается первым произведением, в котором представлен образ «маленького человека», то есть тип героя с определёнными «признаковыми» чертами: бедный чиновник, стоящий на низшей ступени социальной лестницы, незаметный, не умеющий адекватно отвечать на насмешки и оскорбления, покорно сносящий удары судьбы и обиды от начальника и любого «решительного» человека, которому придёт в голову обидеть его. При этом «маленький человек» изображается писателем так, что вызывает у читателей сострадание и уважение к скромному герою. Своему рассказу Пушкин предпослал эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского:
Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор.
А дальше автор описывает жизнь «дорожного диктатора», который терпит унижения, ругань, даже побои от проезжающих господ, следовательно, эпиграф приобретает ироническое звучание. Характеристика смотрителя, данная в начале рассказа, сочувственна и полемична: «Сии столь оклеветанные смотрители вообще люди суть мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». В связи с последним качеством, отмеченным рассказчиком, можно вспомнить булгаринского смотрителя-взяточника.
Характер Самсона Вырина как «маленького человека» проявился в столкновении с гусарским ротмистром Минским. Отец приходит к «коварному соблазнителю» спасать дочь, тот не долго объясняется с бедным стариком, даёт ему деньги и выставляет на улицу, а своему лакею приказывает больше не пускать смотрителя в дом. Когда же Вырин хитростью проник в квартиру Дуни, ротмистр уже не стал церемониться: он «сильною рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу». Почему же со смотрителем можно поступать так бесцеремонно? Ответ прост: Вырин — человек нечиновный, небогатый, серьёзно отомстить за обиду он не может, а чувства его, примитивные и неглубокие с точки зрения дворянина Минского, не заслуживают какого бы то ни было внимания. И действительно, всякий раз, как несчастного отца выгоняет Минский или его слуга, смотритель покорно уходит, так как не имеет ни характера, ни средств бороться с обидчиком. Когда приятель Вырина, узнав всю историю с Дуней, посоветовал жаловаться, «смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться». Вероятно, не верил в успех своей борьбы с Минским. Так в рассказе выражается идея о несправедливом устройстве общества, в котором человека, подобного Вырину, можно безнаказанно оскорблять. А ему остаётся только страдать и умереть от тоски и одиночества.
«Станционного смотрителя» называют иногда философской притчей о блудной дочери. Притча — это нравственно-поучительный жанр, в котором типизируются жизненные ситуации (то есть выявляется сходство между ними) и используется приём аллегории (то есть иносказания). Видимо, не случайно рассказчик дважды упоминает о картинках, украшающих комнату для гостей в домике смотрителя. Эти картинки — иллюстрации библейской притчи о блудном сыне (Евангелие от Луки 15:11-32), хотя все участники поучительной истории изображены в немецких костюмах XIX века и каждая картинка снабжена «приличными немецкими стихами».
Жизненная история Самсона Вырина похожа на общеизвестную притчу и одновременно не похожа. Дуня, как и библейский блудный сын, убежала от отца искать счастья и нашла его, в отличие от блудного сына, который на чужбине «растратил всё своё имение». Раскаявшийся блудный сын вернулся к отцу вовремя и успел попросить у отца прощение, а Дуня нашла по возвращении только одинокую могилу — «груду песку, в которую врыт был чёрный крест с медным образом». Она вернулась слишком поздно, и её запоздалое раскаяние ничего уже не исправит. А каяться ей есть в чём: с тех пор как она убежала с Минским, она ни разу не послала несчастному смотрителю известия о себе. Он ничего не знал о ней и мог воображать что угодно: «Жива ли, нет ли, бог её ведает. Всяко случается. Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил». Брошенный отец спивался с горя и возился с деревенскими детьми (кривой рыжий Ванька рассказывал, как смотритель научил его вырезать дудочки и одарял всех ребятишек орехами), а в это время его горячо любимая дочь пребывала в богатстве и довольстве, нянчилась со своими детьми — родными внуками Самсона Вырина, о которых он ничего не знал.
Итак, хотя Пушкин дал своему произведению общее название «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», строго говоря, это цикл из пяти рассказов — небольших сюжетных произведений с ограниченным количеством героев и эпизодов, объединённых в цикл образом рассказчика. Слово «повесть» автор употребил, вероятно, не как литературоведческий термин, а как обычное в русском языке обозначение некоторой истории, случая, повествования (ср. употребление слова «повесть» в следующих случаях: «Повесть временных лет», «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», «Медный всадник. Петербургская повесть», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и т.д.).
Каково же жанровое своеобразие пушкинского «Станционного смотрителя»? Из приведённых выше рассуждений следует, что это социально-философский рассказ, так как данное определение фиксирует главные содержательные моменты произведения — социальные и нравственные причины гибели Самсона Вырина.
Конец истории смотрителя — безутешная смерть и одинокая могила на заброшенном кладбище — трагичен. Однако в финале рассказчик, И.П.Белкин, не «мечет громы и молнии» в Дуню и Минского, которые своим эгоизмом и высокомерным пренебрежением погубили бедного старика. Ведь дочь пришла-таки к отцу, её раскаяние, хотя запоздалое, состоялось. Может быть, в плаче Дуни на могиле Самсона Вырина выразились искренняя жалость к отцу и понимание своей вины передним?
Учить анализу текста, помочь учащимся почувствовать трагизм положения в обществе “маленького человека”, проследить общечеловеческую тему “блудных” детей на примере образа Дуни, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, добрые отношения к людям – вот цели этого урока.
Во вступительном слове говорю о том, что повесть “Станционный смотритель” занимает значительное место в творчестве и имеет большое значение для всей русской литературы . В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют “маленьким человеком”. С нее начинается в русской литературе тема “униженных и оскорбленных”, которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец.
Звучит музыка. Мусоргский. “Слеза”
Что вы представили, слушая музыку? Какие эпизоды вспомнили? Над чем задумались?
Почему повесть называется “Станционный смотритель”?
Прочитайте эпиграф к повести. В чем, по-вашему, его смысл? Найдите в повести слова, которые помогают его понять.
(Эпиграф взят из стихотворения “Станция”. Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя “коллежским регистратором (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не губернским регистратором, что чином выше”).
Учащиеся начинают “погружение” в текст , находят и зачитывают отрывки от слов: “Что такое станционный смотритель?” до слов: “Из их разговоров…”.
Какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?
Запишите пять-шесть ключевых слов или словосочетаний, которые помогут дать их характеристику. (“Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”).
Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина? Каким мы увидели его впервые? (“Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”).
Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете? (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”).
Чем вызваны были эти перемены? (Учащиеся пересказывают, зачитывают фрагменты из повести, рассказывающие о том, что пережил Самсон Вырин).
Рассказ о смотрителе начинается словами “День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, а через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки”. Найдите, как он заканчивается (“Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев”). Почему такие разные картины природы рисует Пушкин? Какова их роль? (Природа помогает понять настроение героя, постичь его внутренний мир, радуется вместе с ним и сопереживает).
Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).
Звучит музыка
Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил наше внимание? Почему? (На картинках, где изображена история блудного сына. Здесь как бы предсказывается дальнейшая судьба Дуни).
Подготовьте устный рассказ “Портрет Дуни”. (Это делает заранее подготовленный ученик).
Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? (“Ею дом держался…”)
Что подсказывает рассказчику, что не удержится долго Дуня на станции? (она вела себя, как “девушка, видевшая свет”). Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев, но всегда гениально угадывает, как должен был поступить тот или иной человек в различных ситуациях. И хотя на первом плане в повести изображен сам смотритель, мы с самого начала понимаем, что образ Дуни играет немаловажное значение. И вместе с проблемой “маленького человека” в этом произведении четко просматривается еще одна проблема, имеющая общечеловеческое значение (Вспомните поучительные картинки с изображением “блудного сына”), - “блудные” дети и их судьба.
Вспомните библейскую “Притчу о блудном сыне”(учащиеся пересказывают притчу). В чем заключается ее смысл? Чем напоминает судьба Дуни историю героя этой притчи? (Дуня уезжает из дома, бросает отца).
С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? (О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”).
Как живется Дуне с Минским? (Она счастлива).
А можно ли назвать это счастье безоблачным? (Нет. Она думает об отце. При его появлении падает в обморок. Ее мучает совесть.)
Знает ли Вырин, что Дуня счастлива? (Нет. Зато хорошо знает, как в таких случаях бывает). Найдите в тексте его рассуждения по этому поводу. (“Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою”).
То, о чем думает Вырин и чего боится, - это не фантазия, а реальность, поэтому мы не просто сочувствуем горькому одиночеству героя, но задумываемся над тем, что мир, в котором живут Вырины, устроен не лучшим образом.
Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Сбылись ли опасения Вырина? Какою мы видим Дуню на могиле отца? (Работа с текстом).
Обратите внимание на репродукцию картины “Дуня на могиле отца”. Какие чувства вызывает картина ее немого горя? Сравните эту иллюстрацию с репродукциями других художников (“Возвращение блудного сына”, “Возвращение блудного сына”, Л. Спада “Возвращение блудного сына” и др.) Что общего и в чем разница в изображении героев. (На картинах известных художников “блудный” сын раскаялся и прощен. Дуня тоже раскаялась, но поздно. Отец умер, она не получила его прощения, и тем горше ее слезы.)
Какую заповедь нарушила Дуня? Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми..)
Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними”, - сказал когда-то Иисус. Как вы понимаете эти слова? Как их можно соотнести с повестью “Станционный смотритель”?
Обратите внимание на картину, иллюстрирующую библейский сюжет. Это произведение “Христос и грешница”, показанное впервые на XV Передвижной выставке 1887 года. “Кто из вас без греха, первый брось на нее камень”, - ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии, подлежащей по закону Моисея, избиению камнями.
Как вы думаете, что может связывать два столь разных произведения (Повесть “Станционный смотритель” и картину Поленова)? (Призыв к прощению и проповедь добра).
В каких еще произведениях, прочитанных вами, поднимается проблема “блудных” детей?
Итог урока.
Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?
Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
Каким из двух высказываний: “Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты” (Р. Роллан) и “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из “Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?
Дома обучающиеся пишут сочинение - миниатюру по одной из тем:
1. Находите ли вы что-либо общее в судьбе Дуни (“Станционный смотритель”) и Марьи Гавриловны (“Метель”); 2. Всегда ли я поступаю по совести?
Использованная литература.
“Станционный смотритель”
Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.
Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.
Анализ произведения
Жанр, тема, композиция
Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.
Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:
- тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
- тема поиска счастья,
- тема отцов и детей,
- тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.
Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.
Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается
«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.
Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.
Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.
Герои произведения
Основных героев повести двое: отец и дочь.
Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.
Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.
Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.
Дуня
В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.
Характеристика произведения
Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.
Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.
Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».
«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.
Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести - доверительной беседы - читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель… Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты…
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему - гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского - это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение - богатой содержанки - и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского - богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью - этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин… Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин
«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В «Станционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно - станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель…». Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за «извергов рода человеческого», а ведь «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них - непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.