28.06.2020

Обществознание философские представления о социальных качествах человека. Философские представления о социальных качествах человека кратко


РАЗДЕЛ 1.
НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
ТЕМА 1. 1.Философские представления о социальных качествах человека.

2. Деятельность и мышление.
3. Виды деятельности.
4. Творчество.
1. Человек, индивид, личность.
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке.
Можно ли любого человека назвать личностью?
Для этого разберёмся с такими понятиями, как человек, индивид и индивидуальность.
Человек – существо биосоциальное.
Индивид – отдельно взятый человек (все вы, я и каждый человек в отдельности – индивиды)
Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, присущих конкретному человеку, его неповторимость, уникальность.
Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, результат процесса воспитания и самовоспитания.
2. Деятельность и мышление.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движении – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде, они просто используют то, что им дала природа.
Человек обладает такой специфической формой и взаимодействия с окружающей средой, как деятельность
Деятельность – форма активности человека, направленная на изменение, преобразование окружающей среды, на получение нового результата.
А теперь представим себе ситуацию, когда человек в деятельности сталкивается с тем, что у него не хватает средств для достижения цели. Для того, чтобы решить эту проблему у человека, в отличие от животных, есть важный компонент – мышление.
Как мы познаём окружающий мир?
С помощью органов чувств и с помощью мышления.
Мышление – это форма познания окружающего мира, с помощью которого мы получаем сведения не явно, а опосредованно, с помощью дополнительных рассуждений о свойствах или явлениях предметов.
3. Виды деятельности.
Существуют различные виды деятельности:
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя:
материально-производственную деятельность (преобразование природы)
социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят:
познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);
ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).
В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети.
Разрушительная деятельность - это, прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.
4. Творчество.
Одним из главных видов деятельности является творчество.
Что такое творчество?
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Источниками творчества являются:
Фантазия – воображение
Интуиция – постижение истины без логического обоснования, чутьё, проницательность


Приложенные файлы

Проблемы общества всегда входили в круг философских интересов. Но в научной мысли с XVIII по XX вв. можно отметить своеобразный переворот в представлениях об обществе. Возникло представление, что существует особый объект научного знания - «общество», которое не является простой суммой составляющих его людей. Объединение людей в большие совокупности порождает новое качество, подчиняющееся иным закономерностям, чем поведение отдельно взятого индивида. Поэтому сформировалась социальная философия, в которой общество рассматривалось, по словам философа С. Н. Булгакова, как «особый способ подхода к жизни, в котором погашается личность ради совокупностей».

Социальная философия обозревает общественную жизнь в целом и изучает общественные институты. Одной из важнейших проблем являются взаимоотношения личности и общества - в общем плане, то есть независимо от типов общественной организации. Социальная философия исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность, она осмысливает методы, с помощью которых познается общественная жизнь, она обобщает опыт общественных наук.

В истории философии можно выделить два основных подхода: классический и постклассический.

Классический подход к обществу исключал из теоретического рассмотрения субъективный мир отдельной личности. С данной точки зрения общественная реальность не зависит от субъективных действий, хотя и складывается из них. В этой связи философы стремились обнаружить такую общественную структуру, которая не зависела бы от субъективных действий и тем самым являлась бы определяющей для общества в целом.

В рамках классического подхода можно выделить два направления. Одни мыслители, например, Гегель, считали, что единство общества обеспечивается духовной культурой. Другие, такие, как Маркс,главным фактором считали экономику, хозяйственную жизнь.

Индивид, индивидуальность, личность

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Метод структурного анализа помогает вычленить те устойчивые компоненты, которые составляют понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Длительное время в отечественной литературе они почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое, что приводило к большой теоретической путанице. Между тем понятия «индивид», «личность», «человек» – однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность – резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой – часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.



Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений. Структура – это относительно устойчивый способ организации и самоорганизации таких элементов системы, которые при изменении условий сохраняют устойчивость, стабильность и без которых система теряет свое прежнее качество.

Такими инвариантными элементами понятия «человек» как система являются социальное и природное, поскольку они сохраняются, остаются относительно неизменными при всех модификациях этого понятия (личность, индивидуальность). Биологическое и социальное – это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.

Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Что касается понятия индивид, то это – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид – это не просто единичное эмпирическое существо, «вкрапленное» в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Конечно, каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, носителем родовых качеств человека, в то же время является неповторимой индивидуальностью, которая (в отличие от рода) не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида. Но из этого вовсе не следует (как это может показаться при чисто количественном подходе к вопросу), что индивидуальное принципиально противоположно общественному, ибо с точки зрения качества индивид и общество однотипны (хотя и не тождественны). Их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками – биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир – это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей.

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей – величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Богатый опыт философско-антропологических изысканий, и прежде всего проблем личности, ее духовного самосовершенствования представлен в истории русской философии. Как отмечал еще В. В. Зеньковский, отечественная философия носит антропоцентричный характер. Труды русских мыслителей демонстрируют многообразие подходов к проблемам личности: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических.

История представлений философов России XVIII-XX вв. о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-первых, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-вторых, в противоположность раздробленности, теоретизации и рационалистической атомизации жизни на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда – разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самосовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, «цельности духа», «соборности».

Поэтому уже в философии славянофилов (Хомяков, Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа, дух), они подчеркивали важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». Вслед за славянофилами С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания.

Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства – Л. П. Карсавин. Он считал, что бытие носит личностный характер, состоит из существ потенциально личных (неодушевленные предметы), зачаточно личных (животные) и действительно личных (человек, социальные образования). Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. В качестве духовного существа личность есть свобода. Мир – это симфоническая всеединая личность, иерархическое единство множества симфонических личностей – индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь).

Содержательные мысли высказывал С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.

Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом – наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю – с пониманием смысла жизни человека.

Глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причем на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид – категория натуралистическая, обозначающая часть рода, общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей, но не в этом ее суть. Она в том, что личность – это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности – в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть.

Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности.

    Античная эпоха.

    Эпоха Средневековья (христианство).

    Эпоха Возрождения.

    Философия Нового времени (немецко-классическая философия).

    Русская философия.

    Современная философия.

Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого.

В XX столетии произошел решительный поворот в постижении человека как живого существа. Новому истолкованию свойственны трезвость и здравомыслие. Действительно ли человек – властелин природы? Можно ли считать его венцом творения? Верно ли, что он возвышается над животным царством? Однозначных ответов на эти вопросы сегодня нет.

Философия, как уже говорилось, обращается к непреходящим ценностям и универсальным проблемам, пытается понять предельные основания бытия. Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных вопросов. Это означает, что любовь к мудрости неразрывно связана с проникновением в тайну мыслящего существа. Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Почему в отличие от других природных существ он наделен разумом? Какова природа человека?

Разумеется, первоначальные представления о человек сложились еще до того, как зародилась религия или возникла философия. Но задумавшись о самом себе, человек уже никогда не оставит эту тему, задавая себе все новые вопросы, на которые пока ни современная наука, ни религия не могут в полной мере дать ответ. Да и смогут ли когда-нибудь?

1. Античная эпоха (VII-VI вв. До н.Э. И V-VI вв.Н.Э.)

В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ – все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Поскольку сын природы воспринимался как перл создания, греческое искусство стремилось воспроизвести, запечатлеть человеческое тело. Грек созидал мраморное тело бога и распоряжался им, делая его таким, каким хотел…

Древние греки (эллины) создали культ человеческого тела. Они славили его, восхищаясь этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков облик человека.

Древние философы высоко отзывались и о духе человека. Однако у древних греков, как и у большинства народов Востока, еще не сложилось ощущение личности. Человек воспринимался как песчинка мироздания. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слиты. Человек на прежних ступенях развития не отделяет себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствует свою генетическую неразрывную связь со всем остальным органическим миром.

Древние эллины обоготворяли явления природы, которые, по их мнению, оказывали благодетельное или разрушительное воздействие на человеческую жизнь.

Чтобы подойти к тайне человека, важно было отделить индивида от космоса, воспринять его как нечто самостоятельное. Отчуждение от остальной живой природы вырабатывалось у представителей народов Азии и Европы на протяжении многих веков, через смену многочисленных поколений. Распадение целостной, неразъемной картины мира имело далеко идущие последствия.

Античность сделала только шаг на пути обособления человека от целостного космоса. Но шаг весьма значительный. Постепенно описание космоса уступило место собственно человеческим проблемам. В античной философии поворот к человеческой теме осуществлял Сократ. Его называют родоначальником философии человека.

Человек - существо природное (биологическое);


2. Человек – существо социальное (общественное), или, по Аристотелю, «зоон политикон» (общественное животное). Человек становится человеком только в обществе, в процессе социализации.


Социализация - (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование.

Потребности и интересы человека.


Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо


необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности,


социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности


обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).


Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.


Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система


базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности


от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:


а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,


жилище, отдыхе и др.);


б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте,


уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)


Вторичные же потребности включают в себя:


а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с


другими людьми деятельности);


б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении


успеха, служебном росте и т. д.);


в) духовные (потребности в самовыражении).


Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда


удовлетворены предыдущие.


Интерес - осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.


Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется


благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.


Деятельность и мышление

Понятия деятельности и мышления


Деятельность – специфически человеческий способ отношения к внешнему миру, сущность которого - в изменении, преобразовании мира, создании того, чего нет в природе.


Мышление – специфически человеческая особенность, позволяющая получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

^ Специфика деятельности


Отличие активности животных от деятельности человека

^ Активность животных

Деятельность человека

Инстинктивная

Разумная, целеполагающая

^ Носит приспособительный характер

Активно изменяет окружающую среду

Используются только природные предметы в качестве орудия

Создаётся нечто новое, то, чего нет в природе

Структура деятельности


Деятельность включает в себя цель, средства,


Субъект (тот, кто осуществляет деятельность),


Объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.


Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.


Виды деятельности:

Труд – преобразование человеком окружающей среды;

Игра – имитация реальных действий;

Учение - приобретение ЗУН;

Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.

Понятие личности

Индивидуальность

Личность

Особь, каждый самостоятельно существующий организм

Неповторимое своеобразие отдельного индивида

Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

Личность – существо становящееся.


Какой смысл мы вкладываем в понятие «существо становящееся», говоря о личности?


Факторы формирования личности


1. Воспитание;


2. Деятельность;


3. Общество и его культура.


Семинар № 1

Тема: «Введение. Философские представления о социальных качествах человека».


  1. Система современных наук и методы научного познания

  2. Человек, индивид, личность

  3. Деятельность, ее структура и виды

  4. Потребности, способности, интересы

  5. Социальное поведение. Ценности. Цель и смысл человеческой жизни
Домашнее задание:

  1. Обществознание 10 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений:базовый уровень[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др]; под ред.Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение».-7-е изд.-М.: Просвещение, 2011. §3, § 5, § 7, стр.67-72.

  2. Лекция № 1

  3. Найти определение общенаучных методов познания: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез

  4. С помощью учебника (стр.29-30) заполнить таблицу «Философы о смысле жизни»

Семинар № 2

Тема: «Проблема познаваемости мира. Многообразие мира общения»


  1. Познаваем ли мир?

  2. Особенности научного познания. Типы мировоззрения

  3. Структура, функции, уровни общения

  4. Свобода и ответственность личности
Домашнее задание:

  1. Обществознание, 10 класс: учеб. §6 стр.55-61, §7 стр.72-74

  2. Лекция № 2

  3. Устно ответить на вопросы к документу в учебнике на стр.65-66

  4. Письменно с помощью учебника (стр.72-73) заполнить таблицу «Понимание свободы и ответственности личности в разные исторические эпохи»

Семинар № 3

Тема: «Общество как сложная система».


  1. Что такое общество? Сферы общественной жизни.

  2. Общество и природа. Общественный прогресс. Формы общественного развития.

  3. Цивилизация и формация. Типология обществ.

  4. Что такое глобализация? Глобальные проблемы человечества.

  5. Международная террористическая угроза современной цивилизации.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание, 10 класс: § 1, 2.

  2. Лекции № 3, 4.

  3. Письменно ответить на 1 и 2 вопросы к документу в учебнике стр.16-17.

  4. Подготовить доклады или презентации о глобальных проблемах человечества.

  5. Из СМИ выбрать примеры международного терроризма.
Семинар № 4

Тема: «Духовная культура личности и общества. Наука и образование в современном мире».


  1. Духовная жизнь общества.

  2. Понятие культуры, ее основные функции и формы.

  3. Особенности молодежной субкультуры.

  4. Наука: виды, функции. Этика науки.

  5. Система образования в РФ. Общие тенденции в развитии образования.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание: § 8, 9.

  2. Лекции № 5, 6.

  3. Выполнить задания № 1, 3 на стр.89, задание 2 на стр.99 учебника.

  4. Подготовить сообщение или презентацию о молодежной субкультуре.
Семинар № 5

Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры».


  1. Происхождение морали, ее функции.

  2. Нравственные категории.

  3. Религия как часть духовной культуры.

  4. Искусство и духовная жизнь.

  5. Тенденции духовной жизни современной России.

Домашнее задание:


  1. Обществознание, 10 класс: § 10, 11.

  2. Лекция № 7.

  3. Подготовить презентации о мировых религиях (буддизм, христианство, ислам).

  4. С помощью материала учебника (§ 11) сформулировать основные тенденции духовной жизни России.
Семинар № 6

Тема: «Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение».


  1. Виды социальных групп.

  2. Социальная стратификация и социальная мобильность.

  3. Социальный статус и социальная роль.

  4. Виды социальных норм.

  5. Социальный контроль и виды санкций.

  6. Девиантное поведение, его формы, причины.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание, 10 класс, § 14, 16.

  2. Лекции § 14, 15.

  3. Записать в тетрадь для семинарских работ по 5 примеров прирожденных и достигаемых статусов, которыми вы обладаете в настоящее время.

  4. Ответить на вопрос № 2 к документу на стр.182 учебника.

Семинар № 7

Тема: «Социальный конфликт. Социальная стратификация современной России».


  1. Основные формы социальных взаимодействий.

  2. Виды, стадии, причины социальных конфликтов.

  3. Роль конфликтов в обществе. Пути разрешения социальных конфликтов.

  4. Социальные процессы в современной России. Социальная структура современного российского общества.

  5. Молодежь как социальная группа. Социальные роли в юношеском возрасте.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 15 стр. 162-166, § 19 стр. 207-213.

  2. Лекции № 16, 17.

  3. Письменно выполнить задания № 1, 2 на стр.172 учебника.

  4. Подготовить сообщение о молодежной политике в РФ.

Семинар № 8

Тема: «Важнейшие социальные общности и группы».


  1. Виды этнических общностей.

  2. Межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

  3. Национальная политика РФ.

  4. Семья, ее основные функции, типы.

  5. Семья и брак.

  6. Современная демографическая ситуация в РФ.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 17, 18.

  2. Лекции № 18, 19.

  3. Письменно ответить на вопрос № 1 к документу в учебнике на стр.194, на вопрос № 3 к документу на стр.206.

  4. Сравнить статистические данные о продолжительности жизни мужчин и женщин, уровне смертности и рождаемости в Брянской области и в России.

Семинар № 9

Тема: «Политика и власть. Государство как политический институт».


  1. Понятие власти, виды власти.

  2. Политическая деятельность и общество.

  3. Структура политической системы общества.

  4. Признаки государства, его функции.

  5. Теории происхождения государства.

  6. Особенности современных государств.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 20, 21.

  2. Лекции № 20, 21.

  3. Сделать сравнительный анализ теорий происхождения государства, выделив их достоинства и недостатки.

  4. С помощью СМИ найти информацию о межгосударственной интеграции.

Семинар № 10

Тема: «Форма государства. Личность и государство».


  1. Формы правления, формы территориально-государственного устройства.

  2. Типология политических режимов.

  3. Признаки правового государства.

  4. Сущность политического процесса.

  5. Политическое участие, его типы. Политический статус, политическая роль личности.

  6. Функции, типы политических лидеров.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 10 стр.234-237, § 22 стр.241-244, § 24 стр. 262-268.

  2. Лекции № 22, 23.

  3. Ответить письменно на вопросы № 1, 3, к документу на стр.240 учебника.

  4. Найдите информацию о причинах и особенностях экстремистских форм политического участия.

Семинар № 11

Тема: «Участники политического процесса».


  1. Характеристика гражданского общества.

  2. Основные компоненты избирательной системы.

  3. Принципы демократических выборов, типы избирательных систем.

  4. Политические партии и движения, их классификация.

  5. Основные политические идеологии.

  6. Роль СМИ в политической жизни общества.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание § 22 стр.246-249, § 23 стр. 251-256.

  2. Лекции № 24, 25.

  3. Ответить устно на вопросы № 1, 2 к документу на стр.260-261.

  4. Подготовить сообщение о современных российских политических партиях.

Семинар № 12

Тема: Экономика как наука и хозяйство. Рынок.


  1. Экономика как наука и хозяйство

  2. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.

  3. Разделение труда, специализация обмен. Рациональное поведение потребителя

  4. Рыночный механизм: спрос и предложение. Рыночное равновесие

  5. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

Домашнее задание:


  1. Обществознание, 11 класс. § 1, стр.6-9; § 3, стр.29-36; §4, стр.43-45; §11, стр.125-129.

  2. Лекции № 8, 9.

  3. Выполнить задание № 2 на стр.15 учебника (заполнить таблицу «Разделы экономической науки»)

  4. Ответить письменно на вопросы 1, 2, 3 к документу на стр.132-133.
Семинар № 13

Тема: «Роль фирм и государства в экономике».


  1. Издержки производства, прибыль.

  2. Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ, источники финансирования бизнеса.

  3. Основы менеджмента и маркетинга.

  4. Экономические функция государства, механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

  5. Государственный бюджет.

  6. Функции, виды налогов.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 4, стр.45-51, § 5, стр. 53-59, § 6, § 7.

  2. Лекции № 10, 11.

  3. Письменно выполнить задания № 1, 2, 3, 4 на стр.53.
Семинар № 14

Тема: «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица.»


  1. Основные макроэкономические показатели.

  2. Экономический рост, его типы, фазы экономического цикла.

  3. Рынок труда.

  4. Виды безработицы.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 1, стр. 10-13, § 2, § 9.

  2. Лекция № 12.

  3. Устно ответить на вопросы к документу на стр. 26-27.

  4. С помощью СМИ найдите данные об уровне безработицы в Брянской области и в России. Сравните эти показатели, сделайте вывод.

Семинар № 15.

Тема: «Деньги, банки, инфляция. Мировая экономика».


  1. Деньги. Банковская система.

  2. Инфляция, ее виды, социальные последствия.

  3. Результаты рыночных реформ в РФ.

  4. Мировая экономика.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 8, 10.

  2. Лекция № 13.

  3. Подготовить доклад об экономической политике РФ.

  4. С помощью § 10 учебника найти материал о внешнеторговой политике современных государств.

Семинар № 16.

Тема: «Правовое регулирование общественных отношений».


  1. Понимание права. Признаки, функции права

  2. Правовые и моральные нормы

  3. Система права

  4. Понятие, виды форм права

  5. Виды, действие нормативно-правовых актов. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ

  6. Правоотношения и правонарушения

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §25, 26, 27

  2. Лекции № 26, 27

  3. Ответить письменно на вопросы № 5, 6 к документу на стр.282 и на вопрос № 2 к документу на стр.294

  4. Устно выполнить задание № 4 на стр.305 учебника
Семинар № 17.

Тема: «Основы конституционного права».


  1. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ

  2. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ

  3. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ

  4. Экологические права человека

  5. Воинская обязанность гражданина в РФ

  6. Права и обязанности налогоплательщика

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», § 20, 21

  2. Лекции № 28, 29

  3. Выполнить задания № 1 и № 2 на стр.234-235 учебника 11 кл.
Семинар № 18.

Тема: «Гражданское право и семейное право».


  1. Основные элементы гражданских правоотношений. Имущественные и неимущественные права

  2. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

  3. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Правомерные и неправомерные действия членов семьи.

  4. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов

  5. Права и обязанности детей и родителей

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», §22, 23.

  2. Лекции № 30, 31

  3. Выполнить задание № 1на стр.258 учебника, задания № 1, 2 на стр.270

  4. Ответить на вопросы к документу на стр.258 учебника 11 кл.

Семинар № 19.

Тема: «Трудовое право и трудовые правоотношения».


  1. Субъекты трудового права

  2. Порядок приема на работу

  3. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения

  4. Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения

  5. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §28, стр.310-312, 11 класс, §24

  2. Лекция № 32

  3. Выполнить письменно задание № 1 и устно задание № 3на стр.283 учебника «Обществознание, 11 класс»

  4. Прочитать статьи № 21 и 22 Трудового кодекса РФ об основных правах и обязанностях участников трудовых отношений
Семинар № 20.

Тема: «Административное право. Уголовное право».


  1. Административное право и административные правоотношения

  2. Состав преступления. Виды преступлений

  3. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

  4. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответственность

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §28 стр.307-309, 11 класс - §27 стр.308-312

  2. Лекция № 33

  3. Выполнить задание № 4 в учебнике 11 класса, стр.350-351
Семинар № 21.

Тема: «Международное право».


  1. Принципы, источники современного международного права

  2. Защита прав и свобод человека средствами ООН

  3. Европейская система защиты прав человека

  4. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», §28

  2. Лекция № 33

  3. Выполнить задания № 1 и № 4 на стр.328 учебника 11 класса.