20.09.2019

Опорные конспекты, алгоритмы, схемы на уроках русского языка. Как создавать опорную схему


Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Калашникова Любовь Петровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №153
город Новосибирск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Калашникова Любовь Петровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №153
1

Калашникова Любовь Петровна
Содержание
2016 г.
Актуальность 3
Теория вопроса 5
Практическое использование опорных схем на уроках 6
I.
II.
в начальной школе
III.
Результаты использования опорных схем 19
Заключение
Источники информации 25
Приложение 26
2

Калашникова Любовь Петровна
Введение
«Рецепт успеха ученика прост: во­первых, нужно верить в ребенка и
при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел
страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во­вторых, учителю нужно
очень четко все объяснять» писал педагог ­ новатор Виктор Федорович
Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных
сигналов - ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким
выводом.
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от
перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно
указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим
материалом.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в
урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы ­ как оживить урок,
поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас.
Первоклассники, которые пришли ко мне в прошлом году, отличались своей
«пестротой» по уровню подготовки к школе, по поведению, по быстроте
восприятия нового материала. Треть детей ­ читающие, другая треть­ знающие
буквы, но плохо читающие, остальные – не читающие и знающие только
буквы. Использование опорных схем на уроках – считаю необходимым и
важным моментом в своей работе. Поэтому я обратилась к данной теме.
Актуальность
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика ­
это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические
3

Калашникова Любовь Петровна
цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности,
чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом
информации образовании.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и
грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность
самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку
зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках.
Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к
снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие
теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию,
осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать,
сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти
проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся,
нестандартным,
и
эмоциональным,
способствует

глубокому
последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том,
чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать
умение использовать теоретические сведения в практике.
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен
научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать
информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы.
Целью своей работы вижу создание условий, способствующих
повышению качества обучения младших школьников.
Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах
активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их
мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению
материала.
4

Калашникова Любовь Петровна
Задачи
мотивация к предмету.
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее
усвоенной.

Объект:
Анализ применения схем на уроках в начальной школе.

Предмет
Система использования на уроках наглядности в виде схем и таблиц.
Основные методы
Наблюдение, беседа.
I.
Теория вопроса
Всё новое – это хорошо забытое старое. Так ещё в начале своей
педагогической деятельности я, интересовалась методикой крупноблочной
подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко, и некоторое время
использовала её на своих занятиях.
Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:
Во­первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и
появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке
материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Во­вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные
сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде ­ это
важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования
развивающего обучения.
Такой подход соответствует современным психологическим
получившим подтверждение в многочисленных
рекомендациям,
экспериментах, где была доказана эффективность движения от абстрактного
к конкретному.
5

Калашникова Любовь Петровна
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с
помощью опорных схем. Опорная схема по Шаталову – это «ассоциативный
символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно
восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под
опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих
структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию,
замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных
элементов».
Что такое опорная схема?
Опорные схемы ­ это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа,
рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных
функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация,
ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной
деятельности. Схема – опора ­ опора мысли ученика, опора его практической
деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной
наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами
действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её,
работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла
скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от
механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их
осмысленно: составляют правило по данной схеме­ опоре, выполняя
практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае
своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную
тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое
повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
II. Практическое использование опорных схем на уроках в
начальной школе
6

Калашникова Любовь Петровна
Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной
школе является принцип наглядности
В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных
классах
стал остается метод использования опорных схем,
алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для
составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах.
Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования
всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным
окружающим, овладеть языковой компетенцией.
Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами
увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и
развитии.
Ускоренное изучение теоретического материала по всем
учебным предметам дает значительную экономию учебного времени,
снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости
учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без
исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных
возможностей и доступности обучения
Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что
эффективно применять схемы может только тот учитель, который может
правильно их подобрать или сам составить, но при этом он должен знать и
основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с
соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей
учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия,
цветовая гамма.
Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным
требованиям:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно,
мотивация к предмету.
7

Калашникова Любовь Петровна
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с
ранее усвоенной.



Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Интеграция с ИКТ­ технологиями (преобразование текстовой
информации в цифровую в виде презентаций).
Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа.
1 Подбор фактического материала. Этот этап работы играет
большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции
учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и
межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников:
программы,
периодических изданий, интернета.
учебники,
справочной и методической литературы,
2 Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных
понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка»
отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.
правила,
Основные орфограммы,
пунктограммы,
определения,
формулировки - это наиболее важные фактические данные составят «ядро»
знаний. Материал, необходимый для сознательного усвоения данной темы в
пределах курса русского языка (т.е. они часто используются для изучения
той или иной темы, для реализации межпредметных связей), составляет
основную оболочку «ядра». Остальной материал-это вспомогательная
оболочка.
Большинство схем по предметам выполняю на компьютере. Общий цвет
– чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда
использую фото бумагу, и такие схемы долго сохраняются. Размер схем
нужен такой, чтобы дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них
8

Калашникова Любовь Петровна
написано. Творческим заданием на обобщающих уроках детям можно
предложить составить самостоятельно схему по изученному материалу.
Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке
математики в 1 классе по теме «Задача». (Приложение 1). Она применяется
при самых первых уроках в работе с задачей.
Цель схемы­ таблицы – помочь запомнить при первом объяснении
элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и
ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких
лишних слов, нет напряжения, исчезает скованность даже у слабых учеников.
Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске.
Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни
решение». Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких
лишних слов, нет напряжения. С каждым уроком растёт оперативность в
работе со схемой.
Начиная с 1 класса, можно использовать на уроках технологию
опережающего обучения. Ученик легко раскроет новый материал, если
установит связь между вводимым учителем понятием и своим прошлым
опытом. Так в 1 классе, в букварный период, дети составляют «город букв и
звуков». Это таблица, где каждая буква строго имеет своё место. Ленту букв
дети «заселяют» в ячейку таблицы, предварительно раскрасив её по правилу,
которое подразумевает под собой характеристику этого звука: для гласных –
ударный или безударный звук; для согласных – мягкий или твердый, звонкий
или глухой звук. В городе появляются дом гласных и дом согласных звуков. В
доме согласных заселяется этаж глухих и этаж звонких звуков. Обращаю
внимание детей на образование пар глухих и звонких согласных, на всегда
мягкие согласные и всегда твёрдые согласные звуки, на звуки, которые не
произносятся в словах. В доме гласных заселяется этаж звуков, обозначающих
твердость согласных и этаж звуков, обозначающих мягкость согласных.
9

Калашникова Любовь Петровна
Обращаю внимание детей на пары гласных букв, которые имеют общие
звуки. А чтобы легко и понятно было выполнять анализ каждой буквы
использую схему из приложения 2 в отдельном варианте.
Невозможно обучение задач без опорных схем по теме во 2­3 классах
«Скорость, время, расстояние», для запоминания величин (единиц длины и
других), при изучении периметра фигур, площади фигур.
Опорные схемы использую почти на всех уроках в 1 классе. Так, на
уроке обучения грамоте
вместе с ребятами составили схему звуко­
буквенного анализа слова. (см. Приложение 2) На уроках письма при записи
предложений с комментированием опираемся на схему. (см. Приложение 3.)
Изучая тему «Буква И, и. Звук [и]. Обозначение мягкости согласных
звуков на письме буквой и », пользовались схемами, на которых ясно видна
разница между твердыми и мягкими согласными в слогах­ слияниях.(см.
Приложение 4, 5).
На уроках ознакомления с окружающим миром составляли
схемы при изучении темы «Осень», когда говорили о сезонных изменениях
природы, об изменениях в жизни птиц с приходом осени (см. Приложения 6),а
так же в будущем не вижу своей работы без применения схем различных
вариантов.
Обучение по опорным схемам
требует активной мыслительной
деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия
информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное,
видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого
конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий
восприятие темы и её понимание.
По словам психологов, у каждого человека работают в разной степени
все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в
10

Калашникова Любовь Петровна
процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень
усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с
помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём
способ запоминания не механический, а основанный на установлении
смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов
как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная
(моторная) память.
Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:
­ лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме
визуальных или графических знаков);
­ структурность
­ удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных
конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и
т.д.);
­ занимательность, парадоксальность
имеет большое значение в
опорных конспектах.
­ цветовое оформление ­ важная деталь опорного конспекта. Правильно
оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном,
т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими
качествами.
Разнообразное содержание позволяет разделить их на несколько групп:
1 Смысловые
11

Калашникова Любовь Петровна
2 Вербальные (словесные).
3 Ассоциативные.
4 Аббревиатурные.
5 Графические.
6 Орфографические.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом
материале, способствует развитию логического мышления учащихся,
формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую
закономерность.
Опорные схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы
проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но
и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и
последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической
деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Требования к составлению опорных схем
При обучении детей класса следует руководствоваться задачами,
поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение
учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований,
необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного,
правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников;
заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку,
к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления;
способствовать развитию наглядно­образного и логического мышления. Все
12

Калашникова Любовь Петровна
педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе
является принцип наглядности







учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.


учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней
можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной

некоторых других пособий.

знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и
повторении учебного материала.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в
опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно
обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, а с
начальной школы. Чтобы облегчить эту работу, предлагается школьникам
13

Калашникова Любовь Петровна
записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения,
схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него
представляет собой предельно упрощённую модель.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по
мере необходимости будут обращаться к схеме.
Систематическая работа со схемами,
составление их при

определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на
схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только
сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы.
Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение
различным видам познавательной деятельности.
При проведении я столкнулась с тем, что при работе над новой темой
теряется активность детей на уроке, они начинают отставать. А ведь в момент
первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки,
рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы.
Я долго пыталась разобраться в этом и вот что заметила: серьезные
затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности
к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов
надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не
получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это
и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности. Симон
Львович Соловейчик писал о том, что ни у одного ребенка не должно быть
груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к
14

Калашникова Любовь Петровна
восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка
бумаги, отпавший от учения.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках,
довести представления по изучаемой теме до формирования понятий,
устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее схемы. Схемы – это
выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и
оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед
неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он
смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока
прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации
мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не
приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что­то скажет.
Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать,
тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее
распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и
целенаправленное использование опорных схем на уроках в начальных
классах способно не только заложить определённый уровень знаний, но и
хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее
время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в
том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для
формирования практических умений,
Схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения
уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и
способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат
подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и
навыков, развития речи.
15

Калашникова Любовь Петровна
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три
механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе
обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового
материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем
работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не
механический, а основанный на установлении смыслового понимания
сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения
знаний подключается двигательная (моторная) память.
Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в
коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное
значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений,
которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько
иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным
изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема
активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность
учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале,
способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение
в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый
учитель и простой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с
ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной
доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление
некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия,
при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
16

Калашникова Любовь Петровна
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере
необходимости обращаются к схеме.

Систематическая работа со схемами, составление их при
непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на
определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на
схемы, изложить тот или иной материал.
Методы и приёмы использования схем на уроках
Из всех существующих форм наглядности на уроках в начальной школе
наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются
опорные схемы, которые представляют собой особую организацию
теоретического материала в виде графического изображения, зрительно
подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих
определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно­
обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно
способно придать сложному многоплановому процессу обучения
определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой
работы имеет содержание и оформление такой схемы­опоры, которая должна
быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению,
простой, понятно по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по
опорным схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность
записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в
виде схемы, алгоритма или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.
Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что
помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию
необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его.
17

Калашникова Любовь Петровна
Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии
учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые"
учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно
изложить материал.
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством
схем формирует навыки грамотного анализа, развивает логическое мышление,
учит устанавливать взаимосвязи, определять взаимозависимость между
объектами и явлениями в природе. Более того, эти схемы могут быть успешно
использованы в работе с персональным компьютером при составлении
обучающих и контролирующих программ. Их апробация выявила большой
интерес у детей, доступность восприятия материала, его осознанность и
отсюда – высокую эффективность.
Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения,
степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу
схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в
виде схемы. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и
оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического
анализа.
Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам
урока?
Прежде всего, использование средств графики должно показать
логические связи явлений, которые существуют, но для школьников обычно
остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего
придерживаться графического единообразия в противопоставлении
18

Калашникова Любовь Петровна
смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными
способами.
Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное
количество слов. Она должна быть в очень лаконичной форме. В схеме вполне
уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык
ученик и которые он моментально “расшифровывает”.
Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического
материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть
понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.
1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её
содержание словами.
2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.
3. Попытайтесь с помощью схемы рассказать содержание темы.
4.
Какие сведения являются главными? Как они отражены в схеме?
Схема на уроке может:
­ подготовить восприятие;
­ являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления
старого.
При такой организации работы развивается не только мышление, но и
язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно,
сознание находится в непрерывном развитии.
19

Калашникова Любовь Петровна
На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но
при этом забываем, что уже известное - это средний уровень трудности. А
обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне
трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и
восприятие. Поэтому, если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и
организовать самостоятельный поиск­исследование, то ученик открывает для
себя заново уже знакомое, или, взяв в руки учебник, начинает чтение в
ожидании самостоятельных открытий.
III. Результаты использования опорных схем
Использование данной методики при изучении предметов в начальной
школе, несомненно, даёт определённые результаты.
Во­первых, можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке
материала, формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и
проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания
и умения по предмету.
Во­вторых, использование данной технологии способствует повышению
творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного
разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемый материал.
Использование опорных схем на уроках в 3­4 классах поможет детям
освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, поможет в
запоминании учебного материала, будет развивать логическое мышление,
20

Калашникова Любовь Петровна
будет помогать в приобретении умения вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения, логично излагая свою мысль.






результатов при изучении.

понимание детьми 1 класса учебного материала, в данном случае в обучении
грамоте, в формировании первичных математических представлений и
создания целостной картины окружающего мира. При использовании схем в
своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и
зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала,
активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно
сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное;
правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и
слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со схемой
значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность
самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме ­ опоре.



21

Калашникова Любовь Петровна

предметах.
















Заключение
На мой взгляд, одно из важных умений ученика ­ умение понимать и
кодировать большой объём информации, тем самым выстраивать логическую
цепочку рассуждений, а следовательно, овладевать новым способом
деятельности. Не секрет, что с каждым годом учащиеся читают всё меньше и
меньше, следовательно, тормозится их речевое развитие, страдает
грамотность, ученики с трудом запоминают орфографические правила, т.к. в
22

Калашникова Любовь Петровна
большинстве случаев не понимают его. Поэтому трудно добиться хороших
результатов при изучении.
Использование схем является одним из приёмов, облегчающих
понимание учебного материала, в данном случае по окружающему миру. При
использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только
слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие
теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность
учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика,
делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное в
тексте; правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме;
зрительную и слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со
схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет
возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме ­ опоре.
Систематическая работа со схемами формирует у учащихся навык
самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные
знания и последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы со
схемами даёт возможность ученику использовать его и на других учебных
предметах.
Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на
главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению,
запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи,
взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений,
как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность
мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому
материалу, способствует эстетическому воспитанию.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при
объяснении, закреплении материала и проверке знаний, умений и навыков
23

Калашникова Любовь Петровна
учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только
смотреть на рисунок, но видеть содержание.
Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный
труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в
свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного
сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение
надёжности и полноты усвоенного материала.
Опорные карточки по разным темам программы помогают одном случае
своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на
уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное
повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все
действенно и оперативно.
Я считаю, применение метода составления опорных схем способствует
познавательных и
формированию личностных,
коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения
регулятивных,
учиться.
В сфере
личностных универсальных учебных действий
формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные
и познавательные мотивы.
В сфере
регулятивных универсальных учебных действий
обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающиеся учатся использовать знаково­символические средства,
овладеют широким спектром логических действий.
24

Калашникова Любовь Петровна
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника,
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию.
Поэтому я считаю, что метод составление опорных схем на уроках в
начальной школе является очень актуальным и отвечает всем требованиям по
организации образовательного процесса
образования.
по ФГОС начального общего
Источники информации:
1. Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности.
Часть 1.­Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.
2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в
школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с. Приложение 2

Калашникова Любовь Петровна
Приложение 6
31

Калашникова Любовь Петровна
32

Опорная схема - это наглядное отображение когнитивной схемы, формирование которой является целью определенного этапа обучения. Поэтому опорная схема должна создаваться с учетом принципов, обеспечивающих эффективность когнитивного компонента обучения. Это означает, что опорная схема должна привлекать и удерживать внимание, быть удобной для восприятия и запоминания, способствовать пониманию того, что в ней отображено.

Опорная схема является ядром когнитивного компонента обучения, и основные средства обучения, используемые тренером, - мини-лекция, предъявление моделей, организация работы участников тренинга и обучающие материалы - опираются именно на опорную схему (рис. 4.3).

Опорная схема - это в подавляющем большинстве случаев блок-схема, т.е. схема, состоящая из блоков и связей между ними. Блоки нужно выделять на основе ключевых составляющих когнитивной схемы, способа действия, алгоритма. Опыт и талант тренера во многом определяют качественность опорных схем.

Возможности современных офисных компьютерных программ облегчают создание удобных для восприятия опорных схем. Поэтому профессиональный тренер должен в совершенстве владеть этими программами, быть в курсе наиболее свежих разработок в этой области.

Опорную схему можно и нужно пояснять дополнительными иллюстративными материалами, конкретными примерами, иногда - рисунками и/или фотографиями, чтобы она стала более интересной и запоминающейся. К восприятию и пониманию схемы можно и нужно подводить, последовательно объясняя ключевые факторы, создающие проблемы и позволяющие ее решать, двигаясь от простого к сложному и от знакомого к новому. При этом можно использовать упрощенные аналоги, которые помогут подвести участников тренинга к пониманию основной опорной схемы.

[ Работа |

I участников J

Обучающие

материалы

Рис. 4.3

Создавать опорную схему можно в следующем порядке:

  • выделение ключевых фрагментов из вербального описания (литературного источника - статьи, монографии): смысловых блоков и связей между ними;
  • выбор двух-трех словесных обозначений для каждого фрагмента, при этом сокращение должно быть конструктивным;
  • составление списка этих словесных обозначений, который поможет яснее увидеть связи между блоками и создать эскиз опорной схемы;
  • создание черновика схемы на большом листе или в специальной компьютерной программе (например, MS Visio). Важно, чтобы схема могла допускать ее редактирование с целью ее симметричности, единообразия, удобства для восприятия и понимания. Целью является не быстрое, а качественное создание схемы;
  • перенос готовой опорной схемы на носители, которые планируется использовать на тренинге.

В процессе создания опорной схемы нужно помнить, что каждый шаг ее создания вносит свои коррективы и может заставить вернуться к предыдущим шагам.

Опорная схема должна вызывать эстетическое, интеллектуальное удовольствие, предвкушение приятных чувств от ее применения, ощущение полученного эффективного орудия , хитроумного инструмента ; в идеале опорная схема должна быть средством утверждения собственного «Я» каждого, кто пользовался ею.

Рассмотрим факторы, делающие опорную схему качественной или некачественной.

Прежде всего исследуем фактор формы схемы, для чего давайте рассмотрим пример некачественной опорной схемы (см. рис. 2.12). Данная схема неудачна, поскольку:

  • наблюдается избыточное количество вариантов положения стрелок;
  • стрелки пересекаются;
  • стрелки слишком длинные;
  • блоки расположены беспорядочно, несимметрично;
  • при такой форме схемы и стрелок, и блоков слишком много;
  • схема в целом асимметрична, имеет «плохую» форму.

Пример исправления и улучшения некачественной опорной схемы представлен на рис. 4.4.

В улучшенном варианте схемы мы сознательно не изменили количество, размер и форму блоков - это можно было бы сделать, если

ЭЛЕМЕНТ т

  • --,---

1 Элемент і 3.1

Рис. 4.4.

бы мы знали не только форму первоначальной схемы, но и ее содержание. Изменению подверглись:

  • пространственные отношения между блоками (мы расположили их симметрично друг относительно друга, подчеркнули иерархические отношения между ними);
  • длина и положение стрелок (все стрелки стали значительно короче, перестали пересекаться, а эти два момента сильно упростили восприятие связей между элементами; вариантов положений стрелок стало всего два: вертикальное и горизонтальное).

Кроме того, в схеме за счет взаимного расположения блоков и за

счет оформления стрелок и блоков выделилось три надблока.

Таким образом, данный вариант опорной схемы является улучшенным, поскольку:

  • стрелки стали располагаться строго вертикально или строго горизонтально;
  • стрелки не пересекаются;
  • сократилась длина большинства стрелок;
  • блоки расположены упорядоченно, симметрично;
  • упростилась структура схемы: теперь стрелок и блоков немного;
  • схема приобрела «хорошую» форму, законченный, симметричный вид;
  • стала гораздо заметнее иерархическая структура связи элементов. Все эти изменения, безусловно, облегчили восприятие, понимание и запоминание схемы.

Можно было сделать другой улучшенный вариант, например расположить схему преимущественно по горизонтальной оси, выделить надблоки специальными рамками и т.д.

Второй фактор, определяющий качество опорной схемы, - это фактор содержания схемы, т.е. знаки и символы, с помощью которых создается опорная схема. Здесь необходимо следовать следующим принципам.

Во-первых, все элементы опорной схемы должны быть обозначены знаками и символами одного и того же уровня, одной и той же знаковой системы. Например, должны использоваться только слова, только математические знаки, только аббревиатуры.

Во-вторых, знаки, используемые в опорной схеме, должны быть однозначно поняты участниками тренинга. В частности, если вы используете символические изображения, т.е. изображения, ассоциативно связанные с содержанием того или иного блока, то вы должны быть уверены в том, что каждым участником тренинга связь между символом и тем, что он обозначает, будет понята легко и воспринята адекватно. Еще осторожнее следует обращаться с комическими символами.

При этом необходимо иметь в виду, что схема, состоящая из одних только символов, да еще и не связанных с обозначаемыми ими элементами простыми и однозначными связями, не является приемлемой. Символы могут только дополнять слова, математические знаки или аббревиатуры.

При использовании в опорной схеме аббревиатур и математических знаков вы должны быть уверены в том, что каждый участник тренинга одинаково и правильно понимает каждую аббревиатуру и каждый математический знак. При этом сами по себе аббревиатуры могут быть использованы для структурирования опорной схемы, что будет рассмотрено в дальнейшем.

В-третьих, опорные схемы в любом случае, особенно, если их носителем является слайд, не должны быть текстуально избыточными. Пример текстуально избыточной опорной схемы приведен на рис. 4.5.


Рис. 4.5.

В-четвртых, и форма, и содержание опорной схемы должны быть адекватны носителю информации. Каждый носитель информации предъявляет свои требования к форме и содержанию опорной схемы. Например, слайд существенно отличается по своим обучающим свойствам и по тому, каким образом человек воспринимает размещенную на нем информацию, от раздаточного материала, книги или брошюры. Слайд не читают, а воспринимают слитно, симультанно, поэтому опорная схема должна поместиться только на одном слайде.

Если одна схема размещена на двух слайдах и более, то участник тренинга не сможет читать все эти слайды одновременно, а значит, положительного эффекта от симультанной подачи информации не будет; то же произойдет, если текста в блоках схемы, размещенной на слайде, слишком много.

Акронимы. Хорошим способом создания опорной схемы, который способствует ее восприятию, пониманию и особенно запоминанию, является ее создание на основе акронима - слова, которое состоит из первых букв других слов, связанных между собой тем или иным образом (например, представляя собой девиз, ключевые признаки определенного объекта, или явления, или названия шагов алгоритма и др.).

Традиция создания акронимов берет начало из средних веков. Так, уже около 1350 г. был создан акроним, описывающий качества настоящего рыцаря, - M.I.L.E.S (рис. 4.6).

Удачность этого акронима заключается в том, что латинское слово «miles» означает «всадник», а именно этим словом обозначали рыцарей в Европе.

Другой удачный акроним создан недавно (рис. 4.7). Данный акроним описывает не простой набор качеств, а последовательность шагов. DMAIC - это обобщенный алгоритм улучшения бизнес-процессов, используемый в подходе под названием «шесть сигм» (six sigmas).

Сегодня акронимы широко применяются в качестве удобных способов обозначения тех или иных бизнес-решений. В качестве примеров приведем лишь несколько акронимов:

  • SMART - список правил формулирования цели;
  • GROW- обобщенный алгоритм коучинг-сессии: вопросы клиенту;
  • STAR - обобщенный алгоритм проведения интервью с кандидатом на замещение вакантной должности;
  • IRAC - описание структуры текста, который готовится юрисконсультом по заказу клиента .

Помимо акронимов используют последовательности слов, которые начинаются на одну и ту же букву, например ЗУ, 5Р, ЗА/.

В заключение еще раз подчеркнем, что создание качественной опорной схемы - один из ключевых факторов эффективности тренинга.


Рис. 4.В. Качества настоящего рыцаря


Рис. 4.7. Акроним DMAIC

  • Обобщенный алгоритм - это описание последовательности шагов в общем виде без конкретизации конкретной операции. При этом сами шаги описаны общими словами и абстрактными понятиями. Например, слово «усовершенствуй» является весьма абстрактным, существует масса конкретных способов усовершенствования. Опорная схема решения - это и есть обобщенный алгоритм. - Прим. авт.
  • Читатели данного пособия могут прислать интересный акроним на электронный почтовый ящик автора Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Cтраница 1


Опорные схемы могут предлагаться учащимся в готовом виде, а могут по заданию учителя и при наличии примерных ориентиров составляться учениками. Учащиеся могут пользоваться схемами во время ответа у доски, а могут и сам ответ строить в форме схемы. Вероятно, опорные схемы могут строиться с помощью компьютера. Однако о таком опыте пока мало что известно. Все это развивает воображение учащихся, способствует развитию их творчества. Но важно, чтобы использование опорных схем не исключало развития речи учащихся. Шаталов вводит самоконтроль, подобный тому, что при групповом обучении осуществляется в парах. Чтобы учитель мог услышать речь каждого, ученику предлагается наговаривать свой ответ на магнитофон. А вот учет работы каждого ученика у В. Ф. Шаталова тоже осуществляется при помощи экрана успеваемости.  

Данная опорная схема характеризует логические отношения между объектами (денотатами) текста.  

Анализ опорных схем основного и дополнительного текстов позволит вам увидеть повторяющуюся (избыточную) информацию, выделить новую и, включив ее в схему основного текста, синтезировать более полный, обобщенный, логически стройный вариант. Особое внимание при этом следует уделять композиционной структуре текста, адекватному использованию разнообразных стилистических средств, а также употреблению речевых стандартов.  

Например, при опорной схеме виброизоляции пружина может выключаться введением клина или поворотом эксцентрика. В этом случае пружина зажимается и перестает действовать.  

Технология опорных конспектов включает не только опорные схемы. Технология определяется методикой использования опорных конспектов в разных условиях с разными дидактическими целями - для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний, для контроля в устной, письменной или компьютерной формах.  

Внесение всех указанных отклонений в опорную схему позволяет получить схему информационно-логической взаимосвязи задач проектируемой АСУ для данного предприятия, отражающей движение потоков информации в новых условиях управления им.  

Мотова), объяснение материала с помощью опорных схем (С. Н. Лысенкова и др.), художественно-эмоциональное раскрытие темы (Е. Н. Ильин), проблемное изучение темы (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин и др.) и многие другие подходы к повышению эффективности обучения. Важно не просто возводить каждый из них в абсолют, а показывать, в каком возрасте, при изучении каких тем, при изучении каких предметов эти варианты могут привести к активизации учебного процесса на уроке, какова рациональная мера их использования.  

Понятно, однако, что такое выделение опорных схем может иметь лишь условный (классификационный) смысл, так как переход между предельными случаями носит непрерывный характер. В частности, это относится и к геометрии (степени нелинейности) мостиковой группировки.  

При написании реферата на основе двух текстов целесообразно составить логическую опорную схему и схему последовательности изложения для каждого из них. При этом один текст следует выделить как основной, базовый, другой - как дополнительный.  

Работу по сопоставлению двух текстов можно также провести с помощью опорных схем.  

При наличии отклонения в информационных связях между задачами от указанных в опорной схеме на основе попарного перекрестного рравнения входной и выходной информации рассматриваемой задачи с остальными производится определение класса, к которому она относится. Производится соответствующее уточнение состава информационных связей. Для задач, вновь включаемых в состав решаемых автоматизированным способом, применяется та же процедура, а также оцределяются перечень выходных документов и состав информационных связей с другими задачами.  

Решение этой системы приведено в интервале констант скорости самоочищения от 0 005 до 0 05 сут -, в широких пределах отклонений от опорной схемы водообмена по параметрам общего активного объема, распределения расходов между звеньями.  

Формирование информационных потоков при разработке АСУП осуществляется с помощью информационно-логической схемы взаимосвязи задач для проектируемой АСУ, на основе выявленных в процессе исследования информационных потоков, отклонений последних от принятого на опорной схеме и внесения соответствующих изменений в опорную схему.  

Входящие в комплекс средства имеют разное дидактическое назначение - для изучения нового материала, для за-крепле-ния или контроля. Иногда дополнительно изготавливают средства определенного дидактического назначения, например опорные схемы для закрепления знаний и умений, специальные карточки с контрольными заданиями. Иногда для контроля знаний демонстрируют кинофильм (видеофильм) с выключенным звуком и предлагают ученику его прокомментировать или показывают таблицу с закрытыми надписями.  

Опорные схемы – это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли. Пользуясь схемой, читая её, дети строят свой ответ. При таких помощниках исчезает скованность и страх перед ответом.

Использование опорных схем позволяет не учить правила дома, всё усваивается на уроке. Висят схемы столько, сколько нужно для полного усвоения.

В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда.

Перспективная подготовка.

Первые шаги опережения: объединение близкого и однородного материала учебника, попутное прохождение тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент.

После первого введения в тему следует организовать многократное повторение по принципу от частного к общему и обратно. Одновременно готовить к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие и развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Д/з не являются чем – то новым.

Изучение трудных тем рассредоточивается и ведётся на трёх этапах последовательно, от простого к сложному, обязательно до выработки навыка практического действия.

На первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. На этом этапе активны сильные ученики.

Второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала по теме. Именно на этом этапе происходит опережение.

На третьем этапе используется сэкономленное время. Схемы в этот период убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.

При перспективном обучении в журнал ставятся только положительные отметки за опережающий материал.

При опережающем обучении новый учебный год начинается с 1 апреля, и притом с самой трудной темы следующего класса. На следующий год эти темы легко впишутся в перспективную работу. И далее создаётся новый резерв времени.

Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце года, а идёт как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения; Увеличение фактического времени работы над темами происходит постоянно. Отсюда медленное, последовательное, прочное усвоение материала.

(Решение уравнений – с IVч 1класса).