09.04.2019

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: растительный мир земли. Растительный и животный мир земли


Флора по органическому своему строению сложнее любых почв и пород земных недр, и занимает она на Земле такую обширную сферу, что теряется и в земле, но в виде некоторых побегов и подобий она приближает-

ся и к царству животных. У растения есть нечто подобное жизни, есть возрасты жизни, есть пол, растения оплодотворяются, рождаются и умирают. Поверхность Земли сначала была готова для растений, потом уж для животных и человека; растения опережают человека и животных, и разные виды травы, плесень, мох уже льнут к тому голому камню на котором нет места для животного существа. Если рыхлая земля способна принять в себя семена растений, если луч солнца согревает их, они про-растают и умирая, приносят свои плоды, потому что прах их лучше хранит и обогревает новые растения. Так покрываются цветами и травою скалы и болота со временем превращаются в ковры из растении и цветов. И, разлагаясь, неуемная флора Земли обогревает темницу природы, и тут растут живые существа и развивается вся культура Земли.

Вот что бросается в глаза: человеческая жизнь в той мере, в какой она растительна, разделяет судьбу флоры. Как растение, человек и животное рождаются из семени, и семя, зародыш будущего дерева, тоже нуждается, чтобы вырасти, в теплой материнской оболочке. Человек формируется в чреве матери, растет там, как растение; и позже наши нервы и волокна, первые побеги и силы можно сравнивать с чувствительными органами растений. И жизнь нашу можно сравнить с жизнью растения: мы прорастаем, растем, цветем, отцветаем, умираем. И нас вызывают на свет, не спросившись нашего желания, и никто не узнаёт у нас, какого пола мы желаем быть, и от каких родителей явиться на свет, и на какой почве, тощей или тучной, хотим мы жить, и от какого внутреннего или внешнего повода умереть. Во всем этом человек следует высшим законам и, подобно растению, ничего не знает о них и даже служит им всеми своими самыми сильными стремлениями и влечениями. Пока человек растет, пока соки кипят в нем, мир кажется ему радостным, широким! Он протягивает ветви свои во все стороны, думает, что дорастет до неба. Природа увлекает его жизнью, силы его бодры, он энергичен, он неутомимо трудится и усваивает те умения, которые пожелала развить в нем природа, выращивая его в поле или на огородной грядке. Но вот природа достигла своих целей - и постепенно оставляет человека. В цветущую весеннюю пору, в годы нашей юности - как изобильна повсюду природа! Кажется, своими цветами она хочет усадить целый новый мир! Но прошло несколько месяцев - и все совсем иначе: половина цветов опала, несколько жалких сухих плодов завязалось и зреет. Все дерево трудится и напрягается, чтобы они созревали, - но вот уже начинают засыхать листья. Дерево сыплет свои блеклые волосы, оплакивая покинувших его детей, - голые ветви торчат, но и сухие ветви ломает буря, и наконец дерево падает на землю, и лишь немногий флогистон переходит в душу природы. Разве не то же самое человек, если посмотреть на него как на растение? Какая безмерность надежд, какие ожидания, какая жажда деятельности наполняет неясными и живыми предчувствиями юношескую душу! Всего ждет он от себя, и именно потому все удается ему, ибо удача - верная спутница юных лет. Но прошло несколько лет - и все переменилось вокруг, потому что переменился сам человек. Самое малое исполнил он из того, что хотел испол-


нить, и он радуется, если не обязан исполнить задуманного уже теперь, не ко времени, елси может жить спокойно и тихо. В глазах высшего существа все деяния человека на Земле стольк же весомы, по крайней мере стольк же определенны и четки, как деяния и предприятия любого дерева. Человек развивает в себе то, что способен развить, и овладевает тем, над чем способен взять верх. Он гонит стебель, растит побеги, выращивает плоды и сеет новые деревья, но он не может сойти с места, на которое поставила его природа, и неоткуда взять ему сил, которых природа не вложили и него.

Но главное, что ущемляет гордость человека, так это то, что самыми сладостными порывами своей души, которые именует он любовью и в которых он проявляет такую разборчивость и так следует своим желаниям, он - столь же слепо, как растение, - служит законам природы. И чертополох, как говорится, красив, когда цветет, а цветение, это мы знаем, у растений пора любви. Чашечка цветка - постель, венчик - занавес, другие части - детородные органы, которые природа выставила у этих невинных творений напоказ, укрясив их пышно и прекрасно. Чашечка цветка - одр Соломонов, чаша прелести, восхищающая и другие существа. Почему природа все так создала, почему, связывая людей любовью, она вплела и узы любви самые прелестные свои сокровища, какие нашлись в поясе красоты ее? Великая цель природы - вот чего надлежит достигать, а не мелких целей чувственного существа, разукрашенного природой, - цель эта - продолжение жизни, сохранение рода. Природе, нужны зародыши и семена, ей нужно бесконечно много семян, ибо шаги ее величественны - она тысячу разных целей преследует в один миг. И она должна считаться с потерями, ибо все живое теснится и ни для чего нет места, чтобы развиться полностью. И природа отнесла время любви к периоду юности и зажгла факел свой от самого тонкого и пылкого пламени, какое нашлось между небом и землею, - для того чтобы в мнимом своем расточительстве не утерять самого существенного, первой свежести жизненных сил, и предотвратить все неожиданности в судьбах теснящихся на узком пространстве живых существ. Приходит пора юности, и расцветают неведомые ранее стремления, о которых не подозревали ребенок и подросток. Взор оживает, голос мужает, ланиты девушки розовеют - два юных существа ищут друг друга и не знают, чего им надо, они томятся, желая соединиться, но отказала им в этом строго разделяющая природа, и они носятся по морю обмана. О творения человеческие! Сладостен ваш обман, наслаждайтесь своею порой, но знайте, что не ваши маленькие сны, но что природа мило и изящно принуждает вас исполнить величайшие преднамерения свои. В первых двух особях всякой живой породы, в самце и самке, природе угодно было посеять все грядущие поколения; вот почему в мгновения бодрости и наслаждения отбирала природа и соединяла животворящие семена жизни, - отнимая что-либо у живого существа с его существованием, природа хотела отнять как можно незаметнее, отнять кротко и мягко. А когда жизнь рода обеспечена, природа постепенно выпускает индивида из рук своих. Едва прошло время совокупления, и лось теряет свои великолепные рога.

птицы перестают петь, оперение их бледнеет, рыбы утрачивают свой вкус, растения - лучшие краски. У бабочки выпадают крылья, и дыхание оставляет ее - а, не потеряв сил своих, в одиночестве, она прожила бы с полгода. Если молодое растение не цветет, оно выдерживает зимнюю стужу, а если цветет слишком рано, то погибает. Банановое дерево (муза) иногда растет до ста лет, но если оно расцветает, то никакое уже искусство, никакой опыт не спасут его, и на следующий год пышный ствол его погибнет. Зонтичная пальма за 35 лет достигает высоты в 70 футов, потом, за следующие четыре месяцы, вырастает еще на 30 футов, цветет, приносит плоды и умирает в том же году. Таковы пути природы, она одно живое существо выводит из другого; река течет, а волны теряются одна в другой.

Наблюдая за распространением и перерождением растений, мы замечаем известные закономерности, которые можно применить и к творениям, стоящим выше, - они, эти закономерности, подготавливают нас к постижению перспектив и законов всей природы. Всякое растение растет в своем климате, то есть требует не только известной почвы, но и растет на определенной высоте, при таких-то особенностях воздуха, воды, при таком-то тепле. В недрах земли все хаотически перемешано, и хотя свойства и горных пород, и металлов, и кристаллов объясняются свойствами земли, в которой они выросли, почему и получаются иногда самые странные различия между ними, то все же в царстве Плутона люди лишены возможности общего географического обзора всей Земли и не пришли еще к открытию основных принципов, как в прекрасном царстве Флоры. Итак, ботаническая философия 1* , упорядочивающая растения по высоте, на которой они растут, по характеру почвы, по особенностям воздуха, воды, тепла, очевидным образом подводит нас к той философии, что упорядочивает подобным же образом мир животных и человека.

Все растения встречаются на Земле в дикорастущем состоянии, и наши культурные сорта тоже вышли из чрева польной природы и растут лишь в известных широтах, достигая полного совершенства. То же - животные и человек, ибо каждая порода людей естественным образом складывается и растет лишь в подобающей ей области Земли. На каждой почве, на всяких горах, в каждой атмосферной зоне, в своем холоде и тепле растут свои растения. На скалах Лапландии, в Альпийских горах, на Пиренеях растут, несмотря на расстояния, все те же или похожие травы; и похожие дети

1* «Ботаническая философия» Линнея 1 (Linnaei philosophia botanica) - классический образец для нескольких наук; если бы у наас была в этом же роде philosophia anthropologica, написанная кратко и с должной многогранностью и точностью, то в наших руках была бы нить, которой могло бы следовать всякое новое наблюдение. Аббат Сулави в своей книге «Hist. naturelle de la France meridionale» (т. II, ч. 1) дает нам «очерк всеобщей физической географии растений» и обещает такой же очерк о животных и о человеке.

вырастают в Северной Америке и северных частях Татарии. На таких нагорьях, где ветер нещадно рвет растения, где лето коротко, растения мельче, но зато дают множество семян, а если пересадить их в сад, то они вырастут длиннее и листья их будут крупнее, но семян они дадут меньше. Всякому ясно, как напоминает это животных и человека. Все растения любят свободу; в оранжереях они склоняют свои головы в ту сторону, откуда падает свет, а иногда и просовываются через отверстия наружу. В закрытом помещении, в тепле растения вырастают выше, пышнее, но они и бледнее, и плодов у них меньше, а если вдруг пересадить их на волю, то они теряют листья. Не то ли самое будет с людьми, если культура нежит, хо-\ит и неволит их? Иная почва, другой воздух порождают новые разновидности растений, но то же можно сказать о животных и о людях; растения могут выиграть в красоте, в форме листьев, в числе стеблей, но теряют силу к продолжению рода. Не то ли самое у людей и животных (если отвлечься от разницы в силах и степени сложности) ? Растения в теплых зонах разрастаются и становятся целыми деревьями, а в холодных странах они хиреют и дают карликовые побеги. Одно растение - для моря, другое - для болота, третье - для родников и озер; одно любит снег, другое - ливни, какие бывают в жарких странах, и все это налагает свой отпечаток на их форму, на их строение. Не можем ли мы ожидать подобных различий, когда перейдем к органическому зданию человека? Ведь и мы в какой-то мере тоже растения?

Особенно приятно наблюдать, что растения своеобразно считаются с временами года, даже и с временем суток, лишь постепенно привыкая к чужому климату. Ближе к полюсу рост их замедляется, но созревают они там быстрее, потому что лето наступает позже и летняя погода сильнее действует на них. Растения, которые привозят в Европу из южных стран, в первое лето созревают позже, потому что ждут обычного для их климата солнца; на второе лето они созревают уже быстрее, постепенно привыкая к новым для них широтам. В искусственном климате оранжереи каждое растение придерживается тех сроков, в которые росло оно на родине, хотя иной раз и растет в Европе лет пятьдесят. Растения с мыса Доброй Надежды цветут зимой, потому что лето в Южном полушарии бывает тогда, когда у нас - зима. Мирабилис уветет ночью, и, как предполагает Линней, потому, что на его родине, в Америке, в эту пору - день. Так всякое растение придерживается своих сроков, когда раскрывается и закрывается, строго выдерживает часы. «Цветы словно знают, что для роста им нужны не только тепло и вода», - так пишет философ-ботаник 2*3 , и, несомненно, рассуждая об органических различиях, существующих между людьми, об акклиматизации человека в чуждых ему зонах, следует думать тоже не об одном только холоде и тепле, особенно когда сопоставляют два полушария Земли.

2* «Работы Шведской Академии наук», т. 1, с. 6 ел.

И наконец, если заговорить о том, как человек и растение сосуществуют, как они живут вместе друг с другом, то тут откроется перед нами целое поле замечательных явлений, - если бы мы только могли идти по нему! Уже давно был изящно замечено 3* , что растения точно так же, как и мы, люди, не могут жить в чистом воздухе, но что они впитывают как раз горючее вещество, флогистон, убивающее животных и во всх животных телах способствующее гниению! Замечено было, что это полезное свое дело, очищение воздуха, растения производят не с помощью тепла, а с помощью света, так что впитывают они даже холодный свет Луны. Благотворные дети Земли! Разрушающие наше тело вещества, отравленное наше дыхание вы впитываете в себя, и нежнейшая среда, воздух, должна помочь вам соединить эту отраву с вашей тканью, и вы выпускаете наружу чистый воздух. Вы поддерживаете здоровье в существах, которые губят вас, и, умирая, вы продолжаете творить благое дело - вы оздоровляете землю и умножаете ее плоды.

Если бы растения и достигали только этих двух целей, как переплелось бы уже их тихое существование с жизнью животных и человека! Но как многообразно сплетается история царств природы, какая новая между ними связь: ведь растения - это и самая изобоильная пища для животных, а в истории человеческого рода с его столь различным образом жизни так много зависело от того, чтоо выберет человек себе в пищу - растения, животных и т.д. Самые спокойные и, если можно так сказать, самые человечные животные питаются растениями, а в характере народов, которые питаются растениями или хотя бы предпочитают растительную пищу мясной, тоже замечет такой же здоровый покой, светлый нрав и беззаботность. А плотоядные животные по природе своей гораздо более дики; человека, существо всеядное, по крайней мере, не обязан быть плотоядным животным, о чем говорит строение его зубов. Часть народов, населяющих Землю, как и в давние времена, питаются молоком и растениями, а какое богатство пищи предоставила им природа: одно дерево может иной раз прокормить целую семью - это и сердцевина, и сок, и плоды, и даже кора и ветви растений! Всякой области Земли чудесным образом дано природой все необходимое для нее; и то, что растение даст, но и то, что оно притянет к себе и возьмет. Так, растения живут флогистоном, то есть испарениями, среди которых встречаются вреднейшие для нашего организма, а потому и противоядие, которое вырабатывают они, согласуется с особенными условиями, существующими в каждй стране, и для животных тел, склонных к гниению, растения готовят именно то целебное средство, которое излечивает обычные для этой местности болезни. Вот почему человеку не следует желоаваться на ядовитые растения, ведь они отводят яды, то есть наиболее благотворны для целого края, а в руках человека и нередко уже в руках природы такие яды превращаются в наиболее действенные противоядия. И если случалость так, что люди совершенно искоренили в той или

3* «Опыть с растениями» Ингенхауса 4 , Лейпциг, 1780, с. 49

иной области один из видов растении или животных, то редко не наносило это очевиднейшего ущерба живому миру в целом - и разве не снабдила природа и каждую породу животных, и человека органами и чувствами, для того чтобы они умели выбирать полезные для себя травы и обходить вредные?

Приятно бродить между деревьев и трав, изучая, как великие законы природы определяют полезность их, влияние на жизнь животных и людей в каждой стране, в каждой области Земли. Но мы удовольствуемся в дальнейшем тем. что будем срывать лишь некоторые цветы на этом неизмеримо обширном поле, а любителю и знатоку выскажем свое пожелание, чтобы была у нас приспособленная к истории человечества общая ботаническая география.

Урок 12
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ

Цели: познакомить учащихся с разнообразием растений на Земле; дать представление о возможности их существования в разной природной среде: в горах, воде, лесах, на лугу и др.

Оборудование: гербарии, иллюстрации с изображением растений, с телами живой и неживой природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вводная беседа.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Растительный мир Земли». Как вы думаете, о чем вы узнаете в этом разделе?

– На какие вопросы вы ответите?

– Посмотрите на картинки, размещенные на доске.

– Назовите среди них картинки, изображающие тела живой и неживой природы.

– Выберите из списка только тела живой природы:

Камень, тюльпан, гриб, скала, дерево, солнце, небо, мох, ива, тополь, планета, человек, оса.

– Какие царства природы вы знаете?

– Сегодня на уроке и на последующих уроках мы будем изучать царство растений.

– Как вы думаете, что такое растение? (Ответы учащихся.)

2. Разнообразие растений на Земле. Работа с гербарием.

Учитель. Действительно, так и хочется ответить на этот вопрос: растение – это то, что растет. Это, конечно, не научный ответ, но одну из важнейших черт всех растений вы угадали правильно. Растение постоянно увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они работают в течение всей жизни растения.

– А вы знаете, когда на Земле появились растения?

Первые простейшие водоросли появились около 2 миллиардов лет назад. Около 400 миллионов лет назад возникли более сложные растения, напоминавшие современные папоротники. Сосны и другие хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад. А вот первые цветущие растения украшали Землю 150 миллионов лет назад.

Природный растительный покров на Земле очень разнообразен. Растения можно увидеть повсюду. Даже на Крайнем Севере, в суровых условиях, мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников.

– Рассмотрите гербарии, найдите мхи и лишайники. Какие особенности имеют растения севера?

– Вы уже знаете, что южнее арктической зоны находится тундра. Здесь растительность разнообразнее, чем на севере. С чем это связано, как вы думаете?

Так как большую часть тундры занимают болота и озера, эта зона богата ягодами: брусникой, голубикой, клюквой, морошкой. Растут в тундре деревья и кустарники. Только здесь они низкорослые – это карликовая береза и карликовая ива. Эти растения с коротким стеблем и мелкими листочками. Почему они имеют такое строение? Чем это можно объяснить?

Вопросы и задания:

– Какие растения леса вы знаете?

– Почему в зоне лесов могут расти деревья?

– Найдите в гербарии растения леса, составьте их устное описание по плану:

1) Название растения.

2) Дерево, кустарник, травянистое.

3) Особенности стебля.

4) Особенности листьев.

3. Устное описание рисунков (с. 46 в учебнике).

– Рассмотрите рисунки, прочитайте текст.

– Мы видим разнообразный растительный мир в разной природной среде: в горах, в лесу, на лугу, в воде и т. д. Растения приспосабливаются к различным природным условиям, и поэтому их внешний облик, состав зависят от климата, в котором они растут.

4. Чтение и анализ текста на с. 59–60.

Вопросы к тексту «Растения – живые существа»:

– Как называют живые тела природы?

– Почему растения относятся к живым существам?

– Назовите признаки организма.

Вопросы к тексту «Растения встречаются повсюду»:

– Что такое флора?

– Сколько видов растений обитает на Земле?

5. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

6. Работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир», с. 49.

III. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: подготовить доклад о лекарственных растениях.






-...

Читать полностью

Уникальная карта "Животный и растительный мир Земли" издана в нашей стране впервые. Это первое географическое пособие ребенка. Около 300 высокохудожественных иллюстраций передают все своеобразие и красоту животного и растительного мира Земли. Красочные ландшафты и рельефы суши, завораживающие воды Мирового океана, панорамы льдов, картинки вулканов и водопадов, даже условные обозначения - все это художественные образы, близкие ребенку. На герой Маленький Гений предлагает юным исследователям весело провести с ним время. Родители могут играть с ребенком, давать интересные задания, путешествовать вместе с Маленьким Гением. Карта высоко оценена заслуженными учеными нашей страны. Полезность карты неоспорима, так как пробуждает у ребенка огромный интерес, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру Земли.
- Самые знаменитые горы, реки, водопады и вулканы;
- Более 300 реалистичных иллюстраций животных и растений;
- Забавный герой, путешествующий по карте;

Размер: Уникальная карта "Животный и растительный мир Земли" издана в нашей стране впервые. Это первое географическое пособие ребенка. Около 300 высокохудожественных иллюстраций передают все своеобразие и красоту животного и растительного мира Земли. Красочные ландшафты и рельефы суши, завораживающие воды Мирового океана, панорамы льдов, картинки вулканов и водопадов, даже условные обозначения - все это художественные образы, близкие ребенку. На герой Маленький Гений предлагает юным исследователям весело провести с ним время. Родители могут играть с ребенком, давать интересные задания, путешествовать вместе с Маленьким Гением. Карта высоко оценена заслуженными учеными нашей страны. Полезность карты неоспорима, так как пробуждает у ребенка огромный интерес, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру Земли.
- Самые знаменитые горы, реки, водопады и вулканы;
- Более 300 реалистичных иллюстраций животных и растений;
- Забавный герой, путешествующий по карте;
- Интересные дополнительные сведения.
Формат карты в развернутом виде: 1500х950 мм.

Скрыть

Растительный мир Земли разнообразен и удивителен, а флора встречается повсюду – как на морском дне, так и на суше, как под землёй, так и высоко в горах, начиная от экватора и заканчивая Арктикой или Антарктидой. Растения являются чрезвычайно живучими организмами, способными приноровиться выживать практически в любых условиях (например, среди водорослей есть виды, которые великолепно себя чувствуют среди льдов, а есть, которые можно встретить только возле кипящих фонтанов).

При этом растительный мир на окружающую среду влияет настолько сильно, что если бы флора не существовала, то жизни на Земле попросту не было бы. Во-первых, учёные уже давно доказали, что если бы не фотосинтез растений, на Земле никогда бы не появился кислород.

Кроме того, именно растительный мир является естественной средой обитания как животных, так и человека, обеспечивая их не только пищей, но и сырьем, из которого изготавливают разные технологические и строительные материалы, топливо, лекарства. Флора не только напрямую, но ещё и косвенно, принимает активное участие в образовании почвы.

Растения нашей планеты

Разнообразие растительного мира, без сомнения, дало возможность использовать флору повсеместно. Никто не может точно сказать, сколько именно видов растений существует на нашей планете, поскольку с каждым годом их количество увеличивается. Вместе с тем, кое-какие данные есть – ботаниками Международного союза охраны природы в начале 2010 года в мире растений было зафиксировано более 320 тыс. видов, среди которых:

  • 280 тыс. цветковых – к ним относят деревья, кустарники и травы, при чем каждый представитель растительного мира этого вида имеет свои органы: корень, стебель, лист (благодаря им флора получает питательные элементы), цветок и плод (с их помощью происходит размножение).
  • 1 тыс. голосеменных – это вечнозелёные растения (в основном – хвойные, а также гинкговые, гнетовые и саговниковые). Флора этого вида имеет семязачатки, в которых развиваются семена, вместе с тем, цветки или плоды они не образуют. Значение голосеменных на окружающую среду трудно переоценить, ведь благодаря им образовываются хвойные и смешанные леса, активно обогащающие воздух нашей планеты кислородом, контролируется таяние снегов и уровень воды в водоемах, укрепляется песчаный грунт.
  • 16 тыс. мохообразных – ученые убеждены, что растительный мир мохообразных является отдельной ветвью эволюции высших растений, при этом их предками, скорее всего, были зелёные водоросли. Флора этого вида лишена проводящей системы, цветков и корней. К почве они крепятся ризоидами, что является аналогами корней высших растений.

Мохообразные довольно живучие, поскольку размножаются как бесполым, так и вегетативным и половым путями. По этой же причине они способны быстро распространяться по территории – флора этого вида встречается практически повсюду, в т.ч. их можно увидеть и в Антарктиде (исключение составляют только моря, участки с высоким количеством соли и места, которые подвергаются интенсивной эрозии).

Мохообразные, как и любая другая флора, активно влияют на окружающий их мир. Они регулируют водный баланс ландшафтов, поскольку способны впитывать и удерживать в себе огромное количество воды.

  • 12 тыс. высших споровых – водоросли (а именно они являются первыми настоящими растениями), грибы, лишайники, папоротники, хвощи, мхи. К этому виду относится флора, размножающаяся и распространяющаяся по территории земли посредством спор (как бесполым, так и половым путями).

сайт: самое интересное о растениях

Мир растений настолько богат и разнообразен, что мы не может рассказать вам абсолютно обо всех представителях растительного мира Земли. На нашем сайте вы сможете ознакомиться с самыми интересными представителями флоры.

Здесь вы сможете прочитать о самом высоком растении в мире, узнать какое живет на самой большой высоте, а какое великолепно себя чувствует на самой большой глубине. Кроме того, вас вряд ли оставят равнодушными растения-хищники, заманивающие своих жертв в ловушки и успешно переваривающие их после этого, получая таким образом, необходимые для своего организма питательные вещества.

Также интересно будет узнать о растениях, способных выживать при очень высокой температуре (например, вы познакомитесь с представителями флоры, которые способны не только выжить в кипящих водах гейзеров, но и активно функционировать при этом диктуя свои условия окружающему их миру). И это ещё не все, поскольку мир растений либо же флора однозначно удивят вас не раз.

Урок географии в 7 классе

Тема: «Растительный и животный мир Земли».

Цели:

    Раскрыть взаимосвязь компонентами зональных природных комплексов.

    Показать разнообразие растительного и животного мира на планете.

    Выявить связь растений и животных с природными условиями.

    Воспитывать ответственное отношение к природе.

    Познакомить учащихся с животными и растениями, которые находятся на грани исчезновении.

Задачи:

    сформировать представление о животном мире и растительном мире (об основных растениях, животных и особенностях их приспособления к жизни);

    развитие зрительного и слухового восприятия (на материале урока)

    развитие мышления (анализа, обобщения) и внимания (на материале урока)

    формирование экологического сознания учащихся (на материале урока)

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Карта природных зон, атласы, презентация, видеозаписи.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Сообщение темы и цели урока.

Опрос. (Слайд №3)

1. Какие особенности природы материков мы изучили? (рельеф, климат и воды суши).

2. А для чего нам с вами необходимо знать особенности природы материков?

(где какой климат, где какие реки, где какая растительность и т. д.)

3. Какие условия вы считаете необходимыми для жизни растений?

(тепло, влага, почва)

4. О чем мы сегодня будем говорить?

(о растительности и животном мире)

Рассказ учителя

Схожесть или различие растений и животных, находящихся в различных природных зонах, имеет огромное значение. Тот факт, что природа Евразии и Северной Америки сходна, позволил ученым сделать вывод, что когда-то эти два материка были соединены, а пролива, который носит название Берингов, не существовало. Природа Австралии значительно отличается от всего, что существует на других материках, многие виды растений и животных, находящиеся здесь, не встречаются нигде более. Это означает, что этот материк первым отделился от единого материка, который предположительно существовал когда-то.

В процессе эволюции животные и растения приспосабливаются к условиям окружающей среды.

климат

растительный мир животный мир.

III . Изучение нового материала.

(Слайд №4)

На Земле до появления органической жизни и человека было три больших периода (эры), которые резко отличались друг от друга и назывались:

Палеозой - древняя жизнь;

Мезозой - средняя жизнь;

Неозой - новая жизнь.

(Слайд №5)

Палеозой был самым продолжительным и поэтому его разделяют на два периода: ранний и поздний палеозой. Астрономические, геологические и климатические условия позднего периода отличаются от раннего. До палеозоя была архейская эра, но тогда еще не было жизни.

Первая жизнь на Земле - это водоросли и растения. Первые водоросли появились в воде. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в травовидные деревья палеозоя. Позже появляются моллюски (около тысячи различных видов), питающиеся водорослями.

В силурийский период, количество моллюсков увеличивается до 10000 разновидностей, а в девонский период появляются двоякодышащие рыбы, т.е. рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма от моллюсков к рыбам. Они дышали и жабрами, и легкими. Они делают попытку превратиться в обитателей суши, но не им приходится осуществить это. Переход из моря на сушу выполнят амфибии, из класса позвоночных типа земноводных ящеров.

Первый представитель ящеров - археозавр - появляется в конце палеозоя, развитие получает в начале мезозойской эры, в триасовый период.

Потом идет период в жизни Земли, соответствующий мезозойской эре, то есть периоды: триасовый, юрский и меловой. Это был самый пик расцвета животного мира. Самые разнообразные и причудливые формы рептилий населяли Землю. Они были как в морях, так и на суше и в воздухе.

И последний период в жизни Земли - неозойский. Он включает в себя третичный и ледниковый (четвертичный) периоды. Человек появляется к концу ледникового периода. Именно в неозойскую эру появились млекопитающие. Это почти современный нам мир животных. Фауну того времени можно в некоторой степени увидеть в Африке, которой не коснулся ледник. Самым большим вопросом является для многих вопрос об обезьянах. Большинство ученых склонны считать, что обезьяна никоим образом не может быть предшественником человека; но некоторые говорят, что должен быть какой-то общий предок. Но этого общего предка пока не нашли.

(Слайд №7,8)

Давайте посмотрим на карту (Природные зоны мира).

- Назовите основные природные зоны мира.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли (Слайд №9)

Географическая оболочка Земли включает в себя биосферу, гидросферу, часть литосферы и атмосферы. Это самый крупный природный комплекс, поверхность земного шара, с характерной для планеты природой. Можно выделить огромное количество менее крупных природных комплексов - территорий, обладающих похожей природой, отличной от других комплексов. Океаны, моря, материки, горные системы, реки, озера, болота и многое другое - это все отдельные природные комплексы.

Природные зоны - очень крупные природные комплексы, обладающие сходными ландшафтом, животным и растительным миром. Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность - для экваториальных и тропических лесов и т.д. Природные зоны расположены преимущественно субширотно, но рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину. В горах также существует смена природных зон, в зависимости от высоты, смена зон происходит в том же порядке, что и смена зон суши от экватора к полюсам. Нижняя природная зона соответствует природной зоне территории, верхняя зависит от высоты горного массива.

Природные зоны суши

Экваториальные и тропические леса (Слайд №10)

Эта зона расположена в экваториальном и тропическом поясе Африки, Южной Америки и Азии. Тропические леса - вечнозеленые, здесь всегда высокая температура и влажность. Для этих лесов характерна многоярусность: на одной и той же площади растут низкие кустарники, деревья средней высоты и огромные лесные гиганты. Здесь образуются красно-желтые почвы, бледные питательными веществами. Верхний слой почвы очень плодороден, но он быстро образуется, и так же быстро питательные вещества «вытягиваются» многочисленной растительностью.

Пустыни и полупустыни (Слайд №13)

Зона пустынь и полупустынь расположена в экваториальном, тропическом и умеренном поясах Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен. В почвах пустынь мало органических веществ и много минеральных солей.

Саванны и редколесья (Слайд №16)

Эта зона расположена в тропическом климатическом поясе и является переходной от зоны тропических лесов к другим. Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников Почвы здесь красные и каштановые, с достаточным количеством питательных веществ, накопление которых происходит во время засушливого периода.

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники (Слайд №18)

Эта зона характерна для средиземноморского климата, отличающегося мягкой, влажной зимой и жарким летом. Для нее характерна разнообразная растительность, вечнозеленые лиственные растения, много хвойных деревьев. Оригинальный животный мир практически полностью истреблен. Почвы здесь красно-бурые.

IV. Физминутка (Слайд №21)

Учащимся предлагается закрыть глаза и прослушать 3 звуковых фрагмента. Необходимо определить, какой из звуковых фрагментов, можно услышать на побережьях Арктики.

1 фрагмент – звуки саванны Африки

2 фрагмент – песни тропических птиц

3 фрагмент – звуки Арктики (в том числе и крики птиц).

Степи и лесостепи (Слайд №22)

Эта зона формируется в умеренном климатическом поясе, для нее характерны холодная зима и теплое, засушливое лето. Для степей характерная травянистая растительность, во многих областях замененная культурными растениями. Из животного мира в степях и лесостепях широко распространены грызуны, мелкие копытные, пресмыкающиеся и хищные птицы. В зоне степей и лесостепей формируются наиболее плодородные почвы – черноземы.

Широколиственные и смешанные леса (Слайд №24)

Эта зона формируется в умеренном поясе со средним количеством осадков, для нее характерны холодная зима и умеренно теплое лето. В лесах обычно два-три яруса, нижние сформированы кустарником и травянистой растительностью. Здесь распространены лесные копытные, хищники, грызуны, насекомоядные птицы. Почвы в этой зоне бурые и серые лесные.

Тайга (Слайд №27)

Эта зона формируется в северном полушарии в умеренной зоне с холодной зимой, коротким теплым летом и достаточно большим количеством осадков. Леса многоярусные, много хвойных деревьев. Животный мир представлен множеством хищников, в том числе некоторыми, впадающими в зимнюю спячку. Почвы бедны питательными веществами, подзолистые.

Тундра и лесотундра (Слайд №29)

Эта природная зона находится в субполярной и полярной зоне, где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц Почвы в тундре торфяно-глеевые, большая территория находится в зоне вечной мерзлоты. Арктические пустыни (Слайд №32)

Арктические пустыни встречаются на островах, близких к полюсам. Из растительности встречаются мхи, лишайники, или же растительность отсутствует вовсе. Животные, встречающиеся в этой зоне, живут большую часть времени в воде, птицы прилетают на несколько месяцев.

V . Закрепление новой темы: (Слайд №36)

Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?

Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность

В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?

В субтропическом поясе, из-за влияния рельефа

В какой природной зоне располагаются:

о. Калимантан – влажные экваториальные леса

п-ов Индокитай – саванны и редколесья, переменно-влажные леса

п-ов Аравийский – полупустыни и пустыни

о. Исландия – тундра и лесотундра

о. Врангеля – арктическая пустыня

о. Крит – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники

о. Сахалин – тайга

VI . Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание