30.06.2020

Почему василий блаженный называется блаженным. Вам поможет чудотворец Святой Василий Блаженный (Сергей Волков)


Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Блаженный Vasily Blajenniy Карьера: Святой
Рождение: Россия, 15.8.1552
Украшающий Красную площадь храм Покрова на рву повелось называть собором Василия Блаженного. Это справедливо, поскольку особый Васильевский придел, соединенный с Покровским собором, сооружен как раз над серебряной с золочением, усыпанной жемчугом и драгоценными камнями ракой. Именно здесь покоятся мощи святого, преставившегося 2 августа (в этот день, 15-го по новому стилю, Русская православная церковь отмечает его память) предположительно 1552 года.Чем же заслужил такую любовь москвичей юродивый Василий?.

ДОШЕДШИЕ до нашего времени биографические сведения о Василии Блаженном отличаются чрезвычайной скудостью и во многом напитаны ароматом легенды. Считается, что грядущий святой родился примерно 1464 года в сельце Елохове под Москвой (в настоящий момент это по сути дела середина столицы). Отец Иаков и мама Анна ещё мальчиком отдали его в подмастерья сапожнику, и уже в эту раннюю пору у него, как повествуется в житии, прорезался дар юродства. Василий в первую очередь посмеялся над купцом, заказавшим у его хозяина сапоги, а потом ударился в слезы по поводу ожидающей того скорой смерти. Предсказание вскоре сбылось. Так окружающие убедились, что худенький, невзрачный подросток, каковым был в ту пору грядущий подвижник, наделен способностью предвидеть человеческую судьбу. Небеса прямо подавали знак, в чем его предназначение, и Василий с 16 лет избрал себе поприще на всю бытие, покинув родительский здание и начав новости бродячую существование.

Свыше семи десятилетий вершил геройский поступок юродства тот самый мужчина, заслужив более того почитание со стороны митрополита Макария. Как и все нищие той эпохи, он не имел никакого постоянного пристанища, жил большей частью на улицах, только редко соглашаясь заночевать в домах пожилых одиноких старух, а ходил без малого обнаженным. Неслучайно первоначально его так и прозвали Василий Нагой.

Как и положено юродивым, он непрерывно совершал вызывающие громогласный социальный резонанс поступки безумные с точки зрения житейской морали, но проникнутые глубинным философским смыслом, в духе известных речений апостола Павла из его Первого послания к коринфянам: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; Мы безумны Христа для, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

Что же такого необычного позволял себе Василий Нагой?

Дьявола он постоянно может открыть во всяком образе и везде его преследует

ПРЕЖДЕ всего тот самый юродивый нередко ведет себя на рынке как распоясавшийся погромщик уничтожает хлеб, квас и другие доброкачественные товары, потому как они принадлежат бессовестным торговцам, заламывающим грабительские цены. В дома добродетельных с виду горожан он швыряет камни и более того целует углы жилищ, в которых совершаются кощуны, то есть всякого рода непотребства. Житие святого проясняет, что если у первых снаружи толпится свора бесов, рвущихся угодить в обитель, то у вторых внутри плачут ангелы

Царь дает Василию Нагому золото он не раздает его, как следовало бы ждать, нищим, но полностью всю сумму вручает купцу в чистой одежде, тот, что лишился состояния, но не решается хлопотать милостыню Царь подает ему кубок с вином он выливает его в окно, чтобы, как выясняется, потушить пожар, разбушевавшийся за навалом верст, в далеком Новгороде. Наконец юродивый решается более того расшибить чудотворный образ Богоматери в церкви у Варварских ворот оказывается, на этой доске под святым изображением нарисован бес. Дьявола он завсегда может открыть во всяком образе и повсеместно его преследует, пишет о Василии единственный из историков церкви. Так он узнал его в нищем, тот, что собирал навалом денег у людей, посылая в награду за милостыню привременное счастье. Нетрудно скумекать, что в расправе с нищим-бесом, учиненной Блаженным, заключена мораль, направленная острием супротив безмерного корыстолюбия, маскирующегося показным благочестием: Собираеши счастьем христианские души, в сребролюбивый нрав уловляеши.

По молитвам грешного Василия

ИЗ ЖИТИЯ святого мы узнаем, что царь Иван Грозный сообща с супругой царицей Анастасией незадолго до кончины Блаженного посетил его и получил благословение. Однако легенды рисуют юродивого Василия непримиримым борцом супротив царской деспотии, обличавшим ее жестокость, самодурство, приверженность к роскоши. Например, во время Божественной литургии в храме Василий укоряет Грозного за то, что тот мыслями был не на богослужении, но на Воробьевых горах, где строился новоиспеченный высочайший дворец. Хотя в храме полным-полно народа, юродивый говорит, обращаясь к царю, что за литургией никого не было, но токмо трое: первостепеннный митрополит, вторая благоверная царица и третий он, грешный Василий.

Предсказания юродивого касались не только отдельных личностей, но временами носили общенациональный нрав, затрагивая судьбы многих соотечественников. Так было в начале лета 1521 года, когда Василий беспрерывно молился о спасении Москвы от татарского нашествия. Прошли считаные недели, и крымский хан Мухаммед-Гирей впрямь подошел к стенам русской столицы и встал в поле. Однако города он не взял и ушел вспять в степь. Москвичи посчитали это диковинка результатом заступничества Василия Блаженного. Но временами нагой мудрец чувствовал близкое бессилие изменить ход событий. 23 июня 1547 года, посредством 5 месяцев позже венчания на царство Ивана Васильевича (ещё не получившего печального прозвища Грозный), Василий пришел в Воздвиженский монастырь и единый день то молился перед иконами на коленях, то тяжко рыдал в храме. На следующий день страшное зарево охватило всю Москву. Выгорело полгорода, охватывая царские хоромы. Сохранилось невпроворот и других свидетельств о чудесных пророчествах юродивого Василия.

Похороны Блаженного на 88-м году жизни собрали на Красной площади великое многолюдство, отпевал же его в присутствии царя и бояр сам Макарий, митрополит Московский. Похоронили знаменитого на всю Русь провидца примерно церкви Святой Троицы, что стояла на рву, на том самом месте, где затем взятия Казани зодчие Барма и Постник по приказу царя создали собор таковой дивной красоты, какой Русь ещё не знала.

Многие века Василий Блаженный почитается как целитель и покровитель Москвы, а, значит, и каждого, кто живет на Земле Русской. А потому храмы и приделы, ему посвященные, есть во многих городах России – и помогает Василий Блаженный каждому, кто сердцем чист и искренно просит о помощи. Обратитесь к святому Земли Русской, когда настиг вас недуг или вам тяжело на душе, молитесь ему, чтобы уберег он ваш дом от разорения и пожара. Он обязательно поможет. Тому свидетельства многих и многих.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вам поможет чудотворец Святой Василий Блаженный (Сергей Волков) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Московский чудотворец Василий Блаженный

Чтобы понять, какой путь прошел Христа ради юродивый Василий, предлагаю уважаемым читателям ознакомиться вначале с энциклопедической справкой более чем вековой давности из знаменитого справочника.

Василий Блаженный

Василий Блаженный – юродивый московский; умер в 1551 г. Память празднуется 2 авг. Мощи находятся в московском Покровском соборе, называемом в народе Василием Блаженным. Василий Блаженный родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша – повествует житие, – В. был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые стали бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, В. ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство, и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубою, но, видя обман, сказал при этом: «Буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 г. Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге, что ныне Воздвиженка, и пред церковью долго молился со слезами, в молчании. Это было предвестием страшного московского пожара, на следующий день начавшегося именно с Воздвиженского монастыря и испепелившего Москву. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, В. впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицею Анастасиею. Василий скончался 2 августа 1551 года.

Сам царь с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор, в память покорения Казани. Собор этот известен под названием собора Василия Блаженного.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блажен. Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх, и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

Из «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Петербург, 1890–1907 гг.

О чем можно просить в молитве у московского чудотворца Василия Блаженного

Христа ради юродивого Блаженного Василия, московского чудотворца просят:

Об исцелении от слепоты, косоглазия и других глазных болезней,

Об исцелении от эпилепсии, припадков, судорог и других мозговых недугов,

Об исцелении от хромоты, ломоты, паралича и других болезнях ног,

Об исцелении от язв и кожных болезней,

Об исцелении от расстройств, вызванных нервными причинами,

Об избавлении от неудач и катастроф,

О защите от войн междоусобных и спасения на бранном поле,

От плена варварского и идейного,

О силе для покаяния и смирения,

Об избавлении от пожаров.

Многие века Василий Блаженный почитался как целитель и покровитель Москвы, а через нее, и всех проживающих на Земле Русской.

Молитва блаженному Василию, Христа ради юродивому:

О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго; и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно преити, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

2 года назад, когда у меня почти перестал видеть правый глаз, я пошел к врачу. Он сказал, что у меня какая-то форма глаукомы (я не запомнил). Голова часто разламывалась от боли, вдруг возникала тошнота, появилась светобоязнь, глаз слезился, роговица жутко увеличилась. Сначала я капал капли, потом сразу несколько разных видов капель. Потом решился на операцию. Симптомы после нее стали полегче. Но все равно было неприятно. И только, когда я, по совету друзей, сходил этим летом в нашу церковь и помолился Василию Блаженному за исцеление глаза, наступило облегчение. Врачи даже удивились, и все спрашивали – не принимаю ли я каких-то новых препаратов? А я в ответ только улыбаюсь и мысленно благодарю блаженного Василия…

Никита Раков, 61 год, Волгореченск, Костромская область

Я много работаю у компьютера, работа секретаря обязывает. И вот, весной, вдруг, у меня резко развился, так называемый «синдром сухого глаза». Появился зуд, жжение, раздражение и покраснение глаз. Я почти не могла смотреть телевизор и работать на компьютере, – дискомфорт был ужасный. Иногда зрение просто расплывалось, и, только часто и долго моргая, я могла его восстановить. Иногда же начиналось такое слезотечение, что серьезно окружающие боялись за мое здоровье. И тут к нам из Краснодара приехал дядя Иван, который только посмеялся над моими хворями. Он так и сказал:

– Живите в Москве, и не знаете, что надо просто помолиться московскому старцу Василию Блаженному! Он в глазных делах – главный помощник.

Я отнеслась к его словам с недоверием. Но в храм все же пошла… И, о, чудо! Уже через неделю моя болезнь исчезла совсем! Спасибо российскому чудотворцу!

Вера Лямкина, Москва

Житие блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

Казалось бы, о чем еще можно рассказать, когда, вон, как все подробно и с душой описано в знаменитом словаре. Ан, нет. Ведь это только поверхностная канва жития российского чудотворца. Без особого понимания того факта, что Василий «блаженным» был назван за всю жизнь свою многострадальную, за все те грехи, которые он замолил за своих сограждан, за то, что смог остаться ЧЕЛОВЕКОМ в жесточайшее время.

И именно потому он и поныне помогает людям. Покаявшись и обратившись к чудотворцу с чистым сердцем, каждый может рассчитывать на его помощь.

Откуда же узнаем мы о житии блаженного Василия, московского чудотворца?

Василий Блаженный

Наиболее ранним источником, сообщающим о Василии Блаженном, является «Книга степенная царского родословия» (1-я редакция создана ок. 1563). Сведения из нее были заимствованы в житие Василия Блаженного, известное в трех разновидностях: полной, сокращенной и особого состава (последняя является компиляцией первых двух редакций, дополненной описанием прижизненных чудес святого). Все три редакции жития с дополнениями о Василии Блаженном изданы прот. И. И. Кузнецовым.

Древнейший список полного жития сохранился в составе августовской Четьи Минеи (ГИМ. Чуд. № 317. Л. 60–99, кон. XVI в.; озаглавлен «В той же день житие вкратце и слово похвальное святому и праведному Христа ради оуродивому, богоблаженному Василию, досточудному новому чудотворцу Московскому»). За житием следуют похвальное слово, чудеса (24) и два сказания – о видении, бывшем Василию Блаженному в 1521 г. перед нашествием на Москву крымского хана Магмет-Гирея, и о предсказании святым пожара в Москве 21 июня 1547 г. (оба заимствованы из Степенной книги). Полное житие Василия Блаженного было составлено по распоряжению Патриарха св. Иова, по-видимому, вскоре после канонизации Василия Блаженного, не ранее 1589 г. Пространный текст жития содержит краткое и неточное жизнеописание, выдержанное в стиле «плетения словес».

Сокращенное житие известно в трех списках, из которых самый ранний опубликован в Прологе (М., 1660). В этом варианте изменена хронология жизни святого, текст полного жития сокращен и отредактирован. Данная редакция возникла, по-видимому, ок. 1646 г., поскольку в Святцах (М., 1646) опубликованы текстуально сходные с ней отрывки. Сказания о прижизненных чудесах Василия Блаженного, являющиеся отличительной чертой разновидности жития особого состава, известны по спискам № 41 из собр. Кузнецова и по списку Покровского собора 1803 г. (обе рукописи утрачены, известны по публикациям Кузнецова). Описание прижизненных чудес Василия Блаженного было создано не ранее второй пол. XVII в., тогда же оно было скомпилировано с отрывками из полного и сокращенного житий. В более ранних рукописях описаны только посмертные чудеса блаженного; в житии полной редакции упомянуто, что «житие его Бог прослави и чудесы, паче же по преставлении неизреченными чюдесы больным целитель, печалным оутешение» (Житие. С. 55). Поздние памятники, посвященные Василию Блаженному, стремятся к детализации в описании жизни святого, источником которой являются московские предания. Сведения о Василии Блаженном содержатся также в «Новом летописце», Пискаревском летописце, ряде кратких рус. летописцев XVII–XVIII вв., в записках Дж. Флетчера «О государстве Русском».

Часть статьи V т. «Православной энциклопедии», М., 2002 г.

Детство и отрочество

По многим источникам Василий родился в декабре 1468 г. от отца Иакова и матери Анны недалеко от Москвы в селе Елохове. Это сейчас эта местность является, чуть ли не центром Москвы. А в те, давние времена, это была, казалось, Богом забытая подмосковная окраина. Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Дмитрия Донского. «Елох», «елоха», по словарю Даля, – это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.


Родители св. Василия Блаженного Иаков и Анна молятся о чадородии. Клеймо иконы «Св. Василий Блаженный в житии». XVII–XIX вв. (ГИМ)

Родители Василия были крестьянами, людьми простыми и добрыми. В летописях XVII в. так и говорится: «Святой Василий был сыном простых родителей». По полному житию известно, что Иаков и Анна испросили себе ребенка молитвами.

По преданию, Василий родился на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, где в этот момент его мать горячо молилась Господу нашему. И тот услышал ее и дал ей сына, который впоследствии стал чудотворцем.

На этом примере, мы видим, что искренняя молитва всегда помогает. И, не только людям, но и целым селениям, но об этом речь ниже пойдет.

Об отрочестве Василия остались довольно скудные сведения. Известно только, что родители воспитывали его в благочестии. А он всегда послушал их и был примерным сыном. Конечно, в крестьянской семье его никто не обучал грамоте. Зато, чтить Господа он научился с младых ногтей. И пронес это почитание через всю свою долгую и трудную жизнь.

И только в одном документе (т. н. списки «Житие Василия Блаженного», XIX в.) удалось найти такие слова:

«Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче».

Поэтому чаще всего в летописях говорится, что в 16 лет Василий был отдан в ученики одному московскому сапожнику. Тот жил и работал в Китай-городе, почти рядом с Кремлем. Казалось, вот она – великая удача для крестьянского сына. Попасть в услужение к мастеру, как бы сегодня сказали, «престижной профессии»! Да еще и жившему совсем недалеко от царских палат! Это ли не знак благосклонности судьбы, сулившей преуспевание?


Св. Василий Блаженный прощается с родителями. Миниатюра из жития Василия Блаженного. Нач. XIX в. (ГИМ. Муз. № 32. Л. 107 об.)

Но Божье провидение и светлая душа отрока Василия стремились не к этому. Не к благосостоянию, а благочестию . Не к славе мирской, а служению правде и подвижничеству . И уже вскоре чудесные способности юноши предстали пред миром…

Однажды к мастеру, наставлявшему Василия, пришел купец, и попросил сделать ему сапоги. Мастер согласился. Купчишко тот был молод и богат. И привез на нескольких баржах в Москву продавать хлеб. Он был здоров и видом и телом. Громким голосом, заполнившим всю мастерскую, купец заказал сапоги. И особенно настаивал на том, чтобы они были крепкими. Да такими крепкими, чтобы он мог их потом носить целый год. Отрок же Василий только глянул на купца, вздохнул, да и сказал: «Сошьем мы тебе сапоги такие, что и не износишь их». При этом слезы стали капать из его глаз, будто увидел он что-то печальное или скорбное. Мастер удивился поведению своего ученика, но пообещал гостю сделать сапоги за две недели, и заказчик дал ему хороший задаток.

Как только купец ушел, Василий еще раз тяжело вздохнул, а потом, утирая слезы, почти прошептал: «А деньги то его пропадут понапрасну…». Тогда мастер рассердился и вскричал: «Здесь, Вася, денег напрасно не берут». На что подмастерье расплакался еще больше и ничего не сказал в ответ. Но мастер его не успокоился и стал донимать отрока недоуменными вопросами. И только тогда его ученик объяснил, что купец никогда не обует эти сапоги, так как очень скоро скончается.

Конечно, сапожник не поверил ни одному слову Василия и начал тачать сапоги. Когда же через две недели он принес ладно сделанные сапоги заказчику прямо ему на баржу, то сразу увидел великое количество народу, пришедшего на похороны внезапно скончавшегося накануне купца. Тогда то он сразу вспомнил пророческие слова своего ученика. И пришел в удивление и ужас.

С того самого времени тот сапожник и начал почитать Василия Блаженным.

Он понял, что его ученик – НЕ обыкновенный человек.

Жизнь в юродстве Василия Блаженного

Вскоре после случая с купцом, Василий уже начал тернистый подвиг юродства и блаженного. В дикий мороз и страшный зной он ходил по улицам Москвы практически голым и босым. При этом он часто совершал поступки, которые сначала вызывали гнев и непонимание окружающих.

Так он намеренно опрокидывал лоток с калачами или специально проливал кувшин с квасом. Торговцы и их ближние тут же избивали Василия, таскали его за волосы, браня последними словами за испорченный товар. А он лишь улыбался и принимал любые побои с благодарностью Богу.

Вообще же, Василий был молчалив. А, если и говорил, то люди его зачастую не понимали, столь странными были его речи. И только потом, когда он уходил, покупатели и зеваки выясняли, что хлеб был испечен из плохой муки, а квас был мерзкого вкуса. В тот момент людям и становился ясен духовный и поучительный смысл в действиях блаженного. Они понимали, что он – обличитель неправды и человек Божий.

Юродство Христа ради – один из высших духовных подвигов христианства. Сокрытие за внешним безумием высоких духовных идеалов – несказанно трудное дело. Даже Старец Серафим Саровский никого не благословлял на сей подвиг, памятуя о людской немощи. Истинные блаженные узнаются по образу жизни, по необъяснимой словами чистоте и святости проникающего в сердце взора, и в особенности по неподражаемой речи.

Постепенно Василий начал пользоваться все большим вниманием и искренним почитанием. Потому что юродство, этот христианский подвиг, всегда были близки народу российскому, который и в старину понимал и сейчас понимает, что главное в нем – не отречение от земных благ, не самоуничижение, не благодарное восприятие оскорблений, а обличение грехов и пороков человеческих. Потому что юродивому абсолютно все равно: понимают ли или, не понимают его окружающие. Главная же цель любого юродивого – не отворачиваться от грешников и всеми своими силами направлять их на путь истинный.


Св. Василий Блаженный в молении. Клеймо иконы «Св. Василий Блаженный в житии». XVII–XIX вв. (ГИМ)

Нравственный смысл юродства во многом определяется тремя характерными чертами, присущими данному подвигу: а) аскетическим попранием тщеславия, принимающим форму притворного безумия или безнравственности с целью «поношения от людей»; б) выявлением противоречия между Христовой правдой и моральным законом с целью «посмеяния миру»; в) служением миру своеобразной проповедью, совершаемой не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности юродивого, наделенного даром пророчества. Между первой и третьей чертой юродства существует жизненное противоречие: аскетическое попрание собственного тщеславия покупается ценою введения ближнего в соблазн и грех осуждения, а то и жестокости.

По изданию: Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – С. 602–603.

Посему блаженный Василий посещал даже корчмы. Он видел добро в каждом. Тем более – в падших людях. Становившийся святым при жизни, он таких укреплял ласковым словом и страстными молитвами.

Был еще случай, когда зайдя в корчму, святой юродивый увидел такую картину: совершенно опустившийся пьяница трясущимися руками подал хозяину одну медну монету, и умолял его дать ему вина. Тот же, согласившись и налив пьянице вина, подал ему его с презрением сказав: «На, возьми, и черт с тобой!». Но пьяница взял сосуд только после того, как осенил себя и вино крестным знамением. После чего счастливо улыбнулся и прошествовал в свой угол. В этот момент Блаженный громко рассмеялся и ободрил падшего человека. А на недоуменные же вопросы окружающих отвечал так: когда корчемник сказал пьянице «черт с тобой» и подал ему вино, то в него вошел бес; когда же пьяница осенил себя и вино крестным знамением, тот бес тут же выпрыгнул из сосуда, и бросился бежать наутек, как ошпаренный.

Летописи рассказывают, что, проходя мимо домов, где происходили безумные пьянки, Василий, обливаясь слезами, обнимал и целовал их углы. Тем самым он хотел упрашивал скорбных ангелов, сокрушающихся о пороках человеческих, молиться об обращении грешников к Богу.

Эти и множество других подобных случаев, описанных в летописях, показывают, насколько чудодейственным оказывается обращение к Христа ради юродивому Василию, когда человек просит дать ему силы для покаяния и смирения. В наше время, когда суета мирская часто отвращает человека от церкви, наступает час, когда приходит осознание необходимости в чистоте душевной. И тогда люди идут в храм, но долог путь раскаяния, труден подвиг покаяния. Помочь в этом каждому сможет Василий Блаженный.

Спасибо Христа ради юродивому Василию Блаженному, московскому чудотворцу! Да будет он благословен отныне и во веки веков! Спас он дитятко мое, сыночку любимого от погибели лютой. Всего осемнадцать годков ему было, когда пристрастился он к дурной компании, пить стал, как портовый грузчик. Что я только ни делала, как ни держала дома, как ни увещала – не помогало ничего. И по пьяни как-то упал в сугроб, да и замерз бы, да шел мимо человек хороший, батюшка, что служил в церковеньке наискосок. И принес он сыну маго в тепло, положил перед иконами и стал дожидаться, когда тот проснется. Не знаю, что у них там было, но наутро пришел сыночка, кровушка моя, кинулся мне в ноги с покаянием, да признался, что бес его попутал. Достал мне из кармана иконочку маленькую, да и поведал, что отец Феофан, что в церкви соседней служит, повелел кажный день молиться на иконку эту. Так и вышло. Сынушка мой, Василий, стал молиться каждодневно, с компанией своей порвал, пить бросил. А вскоре и в армию ушел. А как вернулся, пошел и выучился на инженера в самой Москве. Теперь вот строит мосты по всей стране, горькую в рот не берет и мне всегда помогает, письма шлет, да деньги, и кажное лето домой приезжает в родну деревню свою, с супругой своей Ольгой. И иконка та давешняя у него по сей день всегда с собою. Только через много лет узнала я, что на иконке той был святой Василий, Христа ради юродивый. Он-то сына от беды и спас, и научил его жить достойно. Блаженный Василий, моли Бога о нас!

Анастасия Петровна Пахова, деревня Кольцы

Икос 10

Господа Бога непрестанно умом зря, не дал еси очима своима сна, ни веждома – дремания, в молитве церковней нощи пребывая. Людие же видяще таковое твое к Богу усердие, взываху ти: Радуйся, высотою смирения твоего умы наша удивляющий, глубиною смирения сердца наша умиляющий; Радуйся, душу свою храмину духа святаго сотворивый и страстем вход в ню заградивый. Радуйся, креста Господня носитель терпеливый, всем сердцем его взыскавый; Радуйся, иго Господне яко благое возлюбивый, бремя легкое его радостно подъявый. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.

Сострадание смиренным

Проповедуя милосердие, Василий Блаженный сострадал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, хотя очень нуждался в ней. Сразу в нескольких летописях описывается случай, когда он попросту отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, одночасье ставшему нищим.

Купец тот три дня ничего не ел. Но никого не молил и ни к кому не обращался за помощью. Царь же, Иван Грозный, имея желание испытать святого златом, буквально умолил его одеться в богатые одежды и принять от него золото. А сам приказал слугам следить за юродивым. Василий же, выйдя из дворца, сразу пошел к Лобному месту, где отдал все эти богатства купцу-иностранцу. Об этом немедленно было доложено царю. Иван Грозный страшно удивился, и срочно позвал Блаженного к себе. Когда тот пришел, он спросил его, куда тот дел золото. «Христу отдал», – был ответ. На вопрос же царя, почему юродивый отдал злато не нищим, а купцу, Василий сказал, что купец тот иностранный был весьма богат, имея под своим началом множество кораблей, да утонули они все внезапно, и иностранец остался безо всего. Но не стал он жалобить всех своими горестями и повел себя по-христиански, смиренно, стыдясь просить милостыню. Из-за этого купец уже три дня ничего не ел, и был близок к голодному обмороку. Поэтому-то, Блаженный помог именно ему. Что же до нищих, которые по городу бродят и не стесняются просить на хлеб, то они всегда сыты будут. И безо всякого его участия. Дивился царь таким речам. Но признал правоту юродивого, и отпустил его с миром.

Василий не имел своего дома, или какого другого жилища. Пристанищем ему чаще всего служила церковь. Обычно же Блаженный проводил ночь на церковной паперти. Там он оплакивал и молился за грехи людские. Часто уединялся он на одной из башен Китай-города, что на берегу Москвы-реки, близ устья Яузы располагалась.

Правда, иногда он просил приюта у одной боярской вдовы Стефаниды Юрловой, что жила на Кулишках за Варварскими вратами, что близ Ивановского монастыря в Белом городе.

Сейчас тут стоит церковь Всех Святых, построенная в XVII веке в честь русских воинов, павших на Куликовом поле.

Церковь Всех Святых на Кулишках

Этот храм располагается ныне на Славянской площади Москвы, в Зарядье, недалеко от Китай-города. А во времена Василия Блаженного на этом месте была другая церковь. Первоначальное основание здесь храма связывают с освоением и заселением этой местности близ московского посада. Тогда это была дикая, болотистая местность, название которой, по-видимому, дали гнездящиеся здесь кулики. Выражение «на куличках» как синоним «далеко-далеко, в глухомани, на краю земли» пошло именно с этого места, бывшего тогда на задворках Москвы, хотя сейчас это исторический центр столицы.

В летописях от 1365 года мы находим, что первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена, когда Дмитрий Донской был еще юношей. Затем после нескольких пожаров на месте этой церкви было начато строительство храма с увековечиванием памяти воинов, павших 8 сентября 1380 года на Донском побоище. Впоследствии церковь еще дважды перестраивалась в камне в 1488 году и затем вновь уже в стиле московского барокко в 1687–1689 годах. Между этими двумя перестройками и существовала та каменная церковь, что давала приют Христа ради юродивому Василию.

В житии говорится, что блаженный, ведя суровую жизнь, вкушая совсем немного пищи и воды, «ни вертеп, ни хлевину же имея, бескровен (без крова) пребываше» (Житие. С. 45).

Ум Василия был неизменно проникнут мыслями о Боге, а в молитвах он вел постоянные беседы с Ним. Целыми днями мог ходить он по улицам молча, ни с кем не заговаривая, на вопросы, порой весьма обидные, не отвечая. В служении своем, изнурял он себя голодом и жаждой. Круглый год пребывал Василий босым и нагим, ибо плоть его согревала благодать Божья, которая была сильней и летнего жара, и зимних морозов. И приходило к нему просветление, и помогал ему Господь сносить все лишения, давал силы сострадать и помогать смиренным.

В описаниях прижизненных чудес Василия Блаженного с его наготой связано чудо исцеления святым торговок, смеявшихся над его обликом и за это наказанных слепотой. Раскаявшись, они исцелились через Василия Блаженного.

С тех пор и поныне тысячи и тысячи людей, испытывая проблемы с глазами, обращаются к московскому чудотворцу Василию Блаженному, и помогает им поелику искренним бывает то обращение.

Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Не имела никаких проблем с глазами до сорока лет, а зоркая была – как сокол, все подруги завидовали. Говорили: «Ты, Ксюш, какая-то заговоренная. Наверное, до старости без очков будешь ходить». Вот и сглазили, наверное… буквально в одночасье зацепила меня гиперметропия, дальнозоркость по-нашему. Я стала не только плохо видеть вблизи, но у меня стало отвратительное зрение вдаль. Читать практически вообще не могла. Сразу появлялось жжение в глазах. Начинала болеть голова. Я быстро уставала. А ведь для меня не читать – это катастрофа. С детства люблю чтение. У нас с мужем дома огромная библиотека, мы с ним завсегдатаи всех книжных выставок в Питере. В общем, я просто впала в отчаяние.

Хорошо, что в этот момент я случайно встретила давнюю школьную подругу, Светлану. Узнала, что та ушла от жизни мирской и посвятила себя служению Господу нашему. Она-то мне и посоветовала пойти в церковь, купить иконку и помолиться святому Василию Блаженному. И вы знаете, помогло! Во всяком случае, я теперь спокойно читаю. И никакие головные боли и жжение в глазах больше не беспокоят! Просто чудо случилось. Теперь каждый вечер молюсь великому избавителю, чудотворцу Василию…

Ксения, Ленинградская область

Еще в школе у меня глаза сдали. Очки было стыдно носить, засмеют ведь одноклассники, а что учитель на доске пишет – почти не видел. А тут поехали мы летом в деревню, к моей прабабке Ефросинии. Она старая совсем, а очков не носит. И углядела, как я за утками в пруду наблюдаю, щурясь. Ни слова не сказала, а на следующий день утром взяла меня за руку и повела в маленькую церковку, что недавно тут построили. Завела внутрь, и мы с ней прослушали проповедь местного батюшки Василия. А после подвела она меня к нему и попросила помочь. Он велел взять мне образок с изображением совершенно голого мужика. Я так поразился, разглядывая, что и не слышал, о чем они говорят с прабабкой. А дома она мне сказала, что на картинке изображен святой Василий Блаженный, храм которого я видел в прошлом году в Москве – красивый, расписной собор, у самой Красной площади. Как же так, на картинке совсем нагой святой изображен, а храм такой богатый? А прабабка Ефросиния рассказала мне, что многим людям он помог зрение вернуть. Не поверил я ей. А потом подумал, что, наверное, собор тот такой красивый из-за того, что Василий Блаженный людям зрение вернул и заставил их радоваться красоте жизни. Много таких мыслей было, все теперь и не вспомнить. Но однажды вечером, перед сном, взял, да и помолился, глядя на картинку. Днем занят был все время, то прополка, то сенокос, то с местными ребятами по окрестностям гуляли. Но вечером, перед сном, стал каждый день молиться Василию. А когда вернулся с каникул и пришел в школу, оказалось, что даже с последней парты вижу все, что на доске написано. И подписи на портретах, что по стенам развешаны, а ведь раньше не видел, даже когда с глазами еще проблем не возникало. А в кабинете химии увидел, что на таблице Менделеева не только буквы, но и цифирьки мелкие указаны… Следующим летом снова поехал я к прабабке. И зашел в ту церквушку. Попросил отца Василия меня крестить. В то лето мы о многом с ним говорили, не только о вере и церкви, но и вообще о жизни… Вот уже 15 лет с тех пор прошло, я институт окончил, свою фирму открыл, работы невпроворот. А двум Василиям до сих пор благодарен, они мою жизнь изменили, сделали успешным человеком.

Денис, благодарный верующий, Рязань

Кондак 11

Пение всеумиленное тебе, всеблаженне, приносяще, вопием: якоже древле чудодействуя, разслабленных исцелял еси, слепым прозрение даровал еси, тако и ныне души наша, грехами разслабленныя и похотьми ослепленныя, исцели, да вопием Богу: Аллилуиа.

Суровость к корысти и любовь к ближнему

День проходил у Василия за днем, а он все истово молился и юродствовал Христа ради, раскрывая людям неправду окружающего мира. Святой не уставал корить их за слабости и пороки, но только лишь для того чтобы направить встретившихся ему на путь истинный. На путь добрых дел. Его слова всегда были проникнуты любовью к окружающим. И люди верили ему. Ибо видели: любовь эта идет от Бога.

Зато суров был Василий Блаженный с теми, кто давал милостыню не из сострадания к бедности и несчастью, а в корыстной надежде привлечь на себя и дела свои Божье благословение. В этом юродивый ясно видел искушение дьявольское, которому поддался сей человек. Вот как описывается один такой случай в «Житие Василия Блаженного».

Шел святой мимо Пречистенских ворот в Москве и увидал, что сидит около них бес, принявший облик нищего. Он просил у проходящих милостыню и обещал вспомоществовать всякому, кто подаст ее ему. Так он искушал много народу. И многие давали ему на милость. А бес делал вид, что за всех, кто ему подавал, он немедленно молится, дабы пришел к ним успех в делах их. Василий сразу же понял лукавство такого поступка, и громко вскричал на дающих, назвав их корыстолюбцами. После чего изгнал с насиженного места беса. «Нищий» было метнулся в сторону Кремля, пытаясь скрыться среди многочисленных палат царских. Но и там его настиг юродивый, и с позором прогнал из города.

Случалось Василию Блаженному наказывать людей и за лукавство корыстное. Особенно, когда те притворялись для этого несчастными и сирыми. Так однажды он сурово обошелся с безбожниками, которые пытались обманом завладеть его шубой.

Шуба та попала к юродивому лютой зимой от одного сострадательного боярина. Тот стал уговаривать юродивого принять в подарок шубу, дабы тот не замерз насмерть. Василий несколько раз переспросил боярина честен ли он в своих пожеланиях. Но сострадательный человек каждый раз крестился и клялся: «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей!». Блаженный светло улыбнулся и со словами: «Пусть так, и я люблю тебя», взял шубу.

Именно эту дорогую шубу на Василии и приметили воры, как только тот сошел со боярского двора. Тогда они сговорились, и один из них лег на дороге, притворившись мертвым. Другие же подбежали к юродивому и стали просить подать хоть что-нибудь на погребение усопшего.

Святой сразу понял всю чудовищность сего обмана. Искренне возмущенный этим, со страждущим сердцем Блаженный скорбно вздохнул и внимательно посмотрел на лукавых. Но те не поняли его взгляда и продолжали делано рыдать над «умершим». Тогда юродивый снял шубу и накрыл ею мнимого мертвеца. При этом он сказал, глядя прямо в глаза воров: «Будь же ты отселе поистине мертв, так как, не убоявшись Бога, захотел обманом милостыню принять».

Потом он с грустью еще раз обвел глазами корыстных грешников, и пошел своей дорогою, обливаясь слезами. Обманщики же еще долго потешались над простодушием Василия. Они были рады, что им так просто удалось получить дорогую шубу. Но, каковы же были их смятение и ужас, когда, подняв шубу, они увидели, что их товарищ действительно мертв!

После этого случая воры еще долго боялись промышлять в центре столицы…

Святые Земли Русской

Первым из юродивых, который был причислен Русской Православной Церковью к лику святых, был Прокопий-Устюжанин, который своими молитвами отвёл от родного города страшную грозу. В XIII веке немецкий купец прибыл в Новгород, подивился на красоту церквей, да и остался здесь, приняв имя Прокопия. И благодать коснулась сердца его. Тогда принял он православие, роздал все свое имущество и начал свой путь юродствования, отрекшись от мирской жизни. Покинув новгородский монастырь, он отправился в путь по Руси. Добравшись до Устюга, избрал он для своего жительства угол паперти огромного высокого соборного храма Успения Божией Матери, срубленного из дерева. Здесь стал он пребывать лето и зиму, не опуская ни одной церковной службы, ночи проводил в молитвах, а днем юродствовал на улицам города. Однажды он обратился во время службы в соборе к прихожанам: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного». Не обратили устюжане никакого внимания на слова праведника. А тот плакал, молился и уговаривал народ покаяться целую неделю. И вот на небе вдруг показалась черное облако, и вспомнили люди о словах Прокопия, и бросились в храмы с мольбами. А сам Прокопий молился перед иконой Благовещения Богордицы. От жаркой молитвы его от иконы потекло вдруг миро ручьями и по храму разлилось благоухание. И в тот же момент, утихли громы и молнии, рассеялось темное облако. А позже люди узнали, что за 20 верст от Усюга в тот день падали на землю градом раскаленные каменья, ломая и паля лес. А миры от иконы натекло столько, что им наполнили церковные сосуды и все прикоснувшиеся к ним исцелялись от своих болезней. Много чудес совершил Прокопий при жизни, а после смерти на могиле его по сей день исцеляются люди и совершаются чудеса. Московский Собор 1547 г. причислил праведного Прокопия к лику святых и установил совершать ему память 8 / 21 июля.

Святой и царь

Не боялся Василий, не только воров, но и царствующих особ. Однажды он прямо укорил самого царя Ивана Грозного за то, что тот во время Богослужения думал не о Господе нашем и спасении своей души, а делах мирских.

Случилось это во время на один из православных праздников. Шла большая церковная служба в Кремле. Во время нее Василий Блаженный заметил, что царь находится далеко в мыслях своих от молитвенных слов. И тут же он понял, что Иван Грозный сейчас думает о сооружении своего нового дворца на Воробьевых горах.

Сразу после службы юродивый приблизился к царю, вышедшему из храма, и спросил его, как она ему понравилась. Тот смутился и ушел от прямого ответа. Зато сам вопрошал: «А, где ты был, Василий? Я, что-то не видел тебя сегодня в храме». Блаженный лишь улыбнулся и произнес: «А я видел тебя. Только ты был не в храме, а на Воробьевых горах, где дворец себе хочешь построить». Еще больше смутился царь и ничего не ответил святому.

Помимо этого случая, в различных летописях не раз упоминается и то, что Василий очень часто корил Ивана Грозного за грешные дела его. Причем говорили об это не только в народе, но и заморские дипломаты и торговцы. И царь принимал его слова, как должное. И ни разу не рассердился на юродивого.

Первый царь всея Руси Иван Грозный (1530–1584)

Иван IV, Иоанн (Иван) Васильевич, Иван Великий, Иван Грозный – так величали великого князя и первого царя всея Руси в жизни его и после смерти.

Отец его, великий князь Василий III (1479–1533), происходил из династии хитрого и жестокого правителя, князя новгородского, владимирского и московского Ивана Калиты (1288–1340), прозвище свое «Калита» получившего за несметные свои богатства, нажитые как праведным, так и неправедным путем. Мать Ивана, Елена Глинская, происходила из литовских князей Глинских, которые род свой вели от Мамая.

Василий III умер, оставив престол своему младшему сыну Ивану, когда тому было лишь 3 года.

Сам Иван IV уже в младые годы проявлял стремление к власти и в 16 лет высказал пожелание венчаться на царство «по примеру прародителей», царей византийских, и уже через 5 недель, 16 января 1547 года это венчание состоялось. До этого на Руси царей не было, а были князья и великие князья. Цари с тех пор правили Россией вплоть до Петра I Великого, который в 1721 г. принял титул «император», просуществовавший до 1917 года.

За свое долгое царствование Иван Грозный провел силовыми способами множество реформ, направленных на централизацию государственной власти, развивал и укреплял армию, заменил Избранную Раду опричниной (1565–1572) – государственным террором и системой чрезвычайных мер, в ходе которой были казнены тысячи «неугодных царю», и отмененной лишь потому, что ее бойцы, привыкшие в основном лишь грабить население и крушить монахов, не захотели выйти на войну. Там, где прошли опричники, творилось полное запустение, народ вымирал с голоду, а бояре, сумевшие спастись, удирали хоть на край света. И хоть опричнина и была ошибкой, которую признал сам Иван Грозный, но она заложила основы самодержавия – неограниченной власти царя.

Пощады грозный царь не знал никому – ни ближним, ни дальним, ни князьям, ни простолюдинам, ни священникам, ни святым людям, ни даже сыну своему, Ивану Ивановичу (1554–1581), которого он убил самолично.

Тем удивительнее его доверие, которое он всегда выказывал святому юродивому Василию Блаженному, которого слушался и почитал настолько, что даже безропотно нес одр старца, когда тот скончался.

Видение и предвидение

Василий Блаженный всегда славился тем, что видел все и предвидел многое. И не только в самой Москве, но и по всей Руси. Душевная же его чистота не позволяла ему проходить мимо бед, которые он предчувствовал.

Но особенно венценосного самодержца Ивана Грозного впечатлил случай, произошедший во время одних из его именин.

В начале лета 1521 года Василий беспрерывно молился о спасении Москвы от татарского нашествия. День проходил за днем, неделя за неделей и вот и крымский хан Мухаммед-Гирей действительно подошел к стенам русской столицы и встал в поле. Войска его остановились в 60 км к югу от Москвы, но вскоре бежали обратно с огромным «полоном», узнав о приближении русских ратей. Так и получилось, что города он не взял, а ушел назад в степь. Москвичи посчитали это чудо результатом заступничества Василия Блаженного.

Тропарь Василию Блаженному, Христа ради юродивому

Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое, яко солнце: и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие, прославляюще святое твое успение. Тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани и мир мирови подаст, и душам нашим велию милость.

Юродивый не боится говорить правду и самому царю. И даже более того – царя он обличает и чаще, и суровее, потому что преступления царя и заметнее, и ужаснее по своим последствиям. Вот свидетельства и воспоминания иностранцев-путешественников: «Русский народ особенно чтит юродивых… Они, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных и государя, о которых скажи кто другой, сразу подвергнет себя смертельной опасности». Юродивые выступают как обличители произвола, насилия и корыстолюбия неправедной власти. В XVI веке на Руси обличение царей и сильных мира сделалось неотъемлемой принадлежностью юродства. Этот же век дал и одного из самых почитаемых московских юродивых – святого Василия Блаженного.

Научный богословский портал «Богослов. ру»

Конец ознакомительного фрагмента.

Василий Блаженный (1469 - 1552), также известный как Василий Нагой - легендарный московский юродивый, причисленный к лику святых. Вошёл в историю как чудотворец, обличавший ложь и лицемерие и обладавший даром предвидения.

Юродство - христианский подвиг, заключающийся в намеренном старании казаться глупым, безумным. Цель такого поведения (юродства Христа ради) - обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя гнева и оскорблений, то есть сознательное самопожертвование. Как правило, юродивые отрекались от привычных человеку благ, не имели дома и питались подаянием, многие носили вериги - железные цепи, кольца и полосы, иногда шляпы и подошвы, носимые на голом теле для смирения плоти.

Биография Василия Блаженного

В биографии святого много белых пятен: житие, древнейший список которого датирован 1600 годом, не так подробно рассказывает о его жизни, и практически единственным источником сведений о нём стали городские легенды и предания.

Василий родился в 1469 году в селе Елохово (в настоящее время находится в черте Москвы), на паперти, куда его мать пришла молиться о "благополучном разрешении". Его родители были простыми крестьянами, а сам Василий - трудолюбивым и богобоязненным юношей, и подростком его отдали в обучение сапожному мастерству.

Дар прозрения обнаружился случайно: согласно легенде, к сапожнику, помощником которого работал Василий, пришёл купец, попросивший сделать для себя такие сапоги, которые он не износил бы до самой смерти. Василий, услышав это, рассмеялся и заплакал; когда купец ушёл, мальчик объяснил сапожнику, что заказчик действительно не сможет их износить, потому что скоро умрёт и даже не наденет обновку. Так и случилось: уже на следующий день купец умер.

В 16 лет он отправился в Москву и до самой смерти совершал подвиг юродства: и в зной, и в стужу Василий круглый год ходил без одежды (по этой причине он получил прозвище Василий Нагой) и ночевал под открытым небом, подвергая себя лишениям. Юродивый обитал в районе Красной площади и Китай-города, после постройки Китайгородской стены нередко ночевал у Варварских ворот. Всю свою жизнь он словом и на собственном примере учил народ нравственной жизни и обличал ложь и лицемерие, совершая подчас довольно странные поступки: то торговый лоток раскидает, то камнями в дома бросается - рассерженные горожане били чудаковатого человека, но потом оказывалось, что его поступки были праведными, просто их не сразу поняли. Василий покорно принимал побои и благодарил за них Бога, и в нём признали юродивого, Божьего человека и обличителя неправды. Его почитание быстро росло, к нему приходили за советом и исцелением.

Василий Блаженный застал правление Ивана III и Ивана IV Грозного, и, как отмечают историки, был едва ли не единственным человеком, которого опасался Иван Грозный, полагая его провидцем сердец и мыслей человеческих. Грозный приглашал его на приёмы, а когда Василий тяжело заболел - лично навещал его с царицей Анастасией и детьми.

Юродивый умер 15 августа 1552 (возможно, 1551) года и был похоронен на кладбище Троицкой церкви, что на Рву. Гроб с его телом несли сам Иван Грозный и ближайшие к нему бояре, а погребение совершил митрополит Московский и всея Руси Макарий.

В 1555-1561 годах вместо Троицкой церкви в память взятия Казани по приказу Ивана Грозного был построен Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. После канонизации святого в 1588 году к новому собору пристроили церковь в честь Василия Блаженного, которая расположилась над местом его захоронения. Поэтому в народе Покровский собор стали называть Храмом Василия Блаженного.

Чудеса, которые приписывают святому

Хотя образ жизни юродивого достаточно специфичен, Василий Блаженный прославился как провидец и чудотворец, помогавший людям и обличавший ложь и лицемерие. Ему приписывают большое количество чудес, как совершённых при жизни, так и случившихся после смерти.

Проходя мимо домов праведников, Василий бросал в них камни: по его словам, вокруг них стояли бесы, которые не могли зайти внутрь, и он отгонял их. У жилищ грешников он, наоборот, целовал углы стен и плакал под ними, объясняя своё поведение тем, что этот дом изгоняет от себя Ангелов, которые его защищают, и пока в нём не находится для них места, они стоят у его углов скорбные и унылые - Василий же со слезами упрашивал их молить Бога об обращении и прощении грешников.

Однажды Василий раскидал на базаре калачи у одного торговца, в другой раз - опрокинул кувшин с квасом. Сначала люди не поняли, в чём дело, но позже калачник признался, что добавлял в муку известь, а квас оказался испорченным.

Некий боярин, вероятно, за что-то благодарный юродивому, подарил ему лисью шубу. Воры, увидев Василия с шубой, захотели её отнять, но не решились нападать и решили выманить её обманом: один из них притворился мёртвым, а другие пошли к Василию и стали выпрашивать шубу, чтобы накрыть "покойного". Василий распознал обман, но покрыл тело "мертвеца" своей шубой, а когда воры её сняли - оказалось, что он действительно мёртв.

Летом 1547 года юродивый пришёл в Крестовоздвиженский монастырь, что на Острове (в районе улицы ) и стал сильно плакать. Сначала Москва не поняла, почему плачет Василий, но на следующий день - 21 июня 1547 года - причина слёз открылась: утром в монастыре загорелась деревянная церковь, огонь быстро вышел за его пределы и распространился по городу. Предсказанный Василием Блаженным пожар был разрушителен: выгорело всё Занеглименье и Китай-город.

Однажды Иван Грозный пригласил юродивого к себе на именины, во время которых ему подносили вино. Василий один за другим вылил за окно 3 бокала вина; царь рассердился и спросил его, зачем он это делает: вылить предложенное царём вино в окно - неслыханная наглость. Юродивый ответил, что тем вином помог погасить большой огонь в Новгороде. Спустя пару дней гонцы принесли новость, что в Новгороде случился страшный пожар, потушить который помог неизвестный нагой человек.

Над Варварскими воротами Китай-города размещался образ Божьей Матери, который считался чудотворным и привлекал жаждущих исцеления паломников. Однажды Василий бросил в образ камень и разбил его; толпа набросилась на юродивого и жестоко избила, но тот упросил их поскребсти краску. Когда красочный слой был удалён, оказалось, что икона "адописная" - под изображением Богоматери скрывалось изображение чёрта.

Один купец задумал построить на каменную церковь, но строительство не задалось: её своды трижды обрушивались. Он обратился за советом к Василию Блаженному, а тот отправил его в Киев, посоветовав найти там убогого Иоанна, который поможет достроить церковь. Купец отправился в Киев и отыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. Купец спросил, кого он качает, и Иоанн ответил, что качает родную матушку - платит неоплатный долг за рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил, что выгнал свою мать из дома, устыдился и понял, почему не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он попросил прощения у матери и вернул её домой, после чего смог завершить начатое.

Василий Блаженный старался помогать тем, кто нуждался, но стыдился просить милостыню. Однажды царь богато одарил юродивого; тот, приняв дары, не оставил их себе, а отдал разорившемуся купцу-иностранцу, который остался без всего и уже 3 дня ничего не ел, но не мог просить милостыню. Хотя купец не обращался к нему, Василий знал, что он нуждается в помощи более других.

Однажды Василий увидел беса, который прикинулся нищим и сидел у Пречистенских ворот, оказывая всем, кто подавал ему милостыню, немедленную помощь в делах. Юродивый понял, что бес развращает людей, искушая их подавать милостыню в корыстных целях, а не из сочувствия к бедности и нечастью, и прогнал его.

Городские легенды говорят, что после смерти Василия Блаженного люди не раз находили исцеление у его могилы: слепой прозревал, немой - начинал говорить. Самый невероятный случай произошёл в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа с его помощью исцелились 120 человек.

В действительности, за недостаточными сведениями о биографии юродивого, совершенно непонятно, которые из известных о нём городских легенд могут быть правдивы, а которые - выдуманы много позже. В частности, случай с адописной иконой на Варварских воротах нередко подвергается сомнению уже потому, что историки в принципе не уверены в существовании адописных икон.

Так или иначе, юродивый навсегда вошёл в историю Москвы, став одной из самых ярких легендарных личностей столицы.

Оригинал взят у ykontakte в

Оригинал взят у lat_elenka в Как жил и кем был Василий Блаженный?

2 августа 1552 года умер самый известный юродивый Руси, Святой Московский чудотворец Василий Блаженный. Его популярность была так велика, что уже несколько веков имя святого обрастает все новыми легендами.

Миф первый: Василий Блаженный был дурачком

Наиболее распространенное заблуждение, касающееся многих юродивых на Руси. Родилось оно из-за непонимания самого смысла юродства. Разумеется, были так называемые блаженные от рождения, но большинство принимали юродство, странничество осознанно, как подвиг во имя Христа. Насколько можно судить по сохранившимся преданиям, именно таков был Василий Блаженный. В юности он учился сапожному ремеслу, но уже в 16 лет встал на путь подвижничества. И до самой смерти не изменял ему. Все его поступки, казавшиеся, поначалу глупыми выходками городского сумасшедшего, имели свое объяснение и глубокий смысл. Вот ходит юродивый по торговым рядам, и вдруг скидывает с лотка пироги. Шум, гам! Торговцы нещадно бьют Василия, а тот только благодарит их. А потом выясняется, что в пироги да калачи подмешивали ушлые купцы всякую гадость. Часто они сами и признавались в этом, испытывая стыд перед обличившим их юродивым.
Прозорливость, мудрость, умение сопоставлять факты, - вот черты, отличавшие Василя Блаженного, но никак не слабоумие, которое порой приписывают юродивому. Его предсказания, облеченные в форму притч не всегда были понятны, но все чаще люди убеждались в его чудесном провидческом даре, и слава о нем пошла далеко за пределы Москвы. Ценил и побаивался подвижника сам Иван Грозный, а тот не боялся сказать ему правду. Вот приглашает царь на свое тезоименитство Блаженного в палаты, потчует вином. А юродивый один за другим выливает три бокала в окно. На гнев же царя отвечает, что таким образом потушил пожар в Новгороде. Позже гонцы, посланные проверить эти слова, подтвердили: в то самое время, когда Василий Блаженный находился в платах, человек, схожий с ним обликом, появился в пылающем городе, и помог залить огонь. Великий пожар действительно был в 1547 году.
Юродивый мог только прикидываться дурачком, удивляя и эпатируя своими иносказаниями публику. Это осознанная роль, игра, маска, за которой скрывается обличитель пороков человеческих, раскрывающий людям правду о самих себе, которую они боятся признать.

Миф второй: Василий Блаженный ходил нагим и зимой, и летом

Василий Нагой - второе прозвище юродивого. В житии его описывается, что ходил он без всякой одежды в любое время года, и даже приводится предание, как женщины посмеялись над его видом, и тут же ослепли. А вернул святой зрение только одной торговке, которая перед ним покаялась. Однако с этой легендой пересекается другая. В ней Блаженный принимает в дар лисью шубу и ходит в ней в мороз. Когда же лихие люди захотели его обмануть и попросили укрыть шубой якобы умершего товарища, юродивый так и сделал. Но как только разбойники завладели желанной добычей, они увидели, что мнимый мертвец, и вправду умер.
Нагота Блаженного, скорее, символ презрения ко всему земному, бренному на пути к Царствию Небесному. Он был наг и бос, так как не имел никакого имущества, но как видим, не отказывался от подаяния. Этот образ жизни принимало большинство русских юродивых, но, конечно, абсолютно голыми они не ходили. Просторная холщовая рубаха прикрывала тело, часто проглядывающее в прорехи, отсюда - понятие о наготе.
Разумеется, прижизненных изображений Василя Блаженного не сохранилось, а на всех иконах мы видим его нагим. Этот иконописный образ и создал еще одну легенду о великом подвижнике.
Миф третий: Василий Блаженный не имел угла, и жил на улице
Был наг, бос, не имел имущества и жил на улице. Бездомность юродивого дополняет его образ святого странника. Однако и этот факт нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить доподлинно. И все же есть свидетельства, что юродивый все-таки имел крышу над головой. В Пискаревской летописи читаем: «в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы». Последняя - личность отнюдь не легендарная, богатый боярский род владел многими землями. В одном из списков жития святого так же упоминается, что он преставился в доме у некой вдовицы. Вполне возможно, речь идет о Юрловой. То, что юродивый жил в богатом доме, однако не является фактом удивительным и нисколько не противоречит нравам и обычаям того времени. Состоятельные вдовы имели обыкновение призревать у себя сирых и убогих, творили щедрую милостыню и давали кров божьим людям.

Миф четвертый: храм назвали в честь Василия Блаженного, потому что он юродствовал у его строящихся стен


Чем дальше отодвигаются исторические события, тем большими небылицами и домыслами они обрастают. Некоторые считают, будто Василий Блаженный и Иван Грозный - один человек (да-да! находятся и такие), а уж про собор на Красной площади даже экскурсоводы рассказывают несообразности. Говорят, будто он был построен Иваном Грозным в честь Василия Блаженного. Другой вариант - собор возводился Иваном Грозным, а Василий Блаженный юродствовал рядом с его стенами, вот народ и прозвал храм в его честь. Оба факты исторически неверны. А возникли, скорее всего, потому что хоронили этого святого, умершего в 1552 году (есть сведения, что в 1551) так, как ни одного другого юродивого на Руси. Гроб его нес сам царь с боярами, а отпевал юродивого митрополит Макарий.
Храм же начали строить только в 1555 году в честь взятия Иваном Грозным Казани. Полное название его - собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву или Покровский собор. Связь же с Василием Блаженным такова - юродивый был похоронен на кладбище Троицкой церкви во Рву. И после смерти Блаженный творил чудеса, свидетельств мало, но говорят об исцелениях, которые происходили на его могиле. Поэтому в 1588 году он был канонизирован. В этом же году по велению государя Федора Иоанновича один из приделов Покровского собора посвятили св. Василию Блаженному. Но популярность и почитание святого были так велики, что вскоре об истинном названии забыли, и по сей день храм на Васильевском спуске (тоже прямая связь с именем святого) во всем мире известен как храм Василия Блаженного.

Миф пятый: Суриков изобразил Василия Блаженного среди персонажей картины «Боярыня Морозова»

Еще одно историческое несоответствие, о котором частенько забывают посетители Третьяковской галереи, рассматривающие грандиозное полотно Василия Сурикова, посвященное расколу русской церкви в 17 веке. А ведь надо просто сопоставить даты. Юродивый, изображенный художником, никак не может быть Василием Блаженным. Святой жил при двух царях Василии Третьем и Иване Четвертом (Грозном), и умер задолго до событий, начавшихся в царствование Алексея Михайловича. Но то, что художник, создавая своего юродивого, вдохновлялся мощным образом Василия Блаженного, несомненно.
Можно также утверждать, что черты великого подвижника и обличителя неправедной власти, воплотил в своем блаженном Николке по прозвищу Железный Колпак и Пушкин (драма «Борис Годунов»). Так уж повелось, что переломные моменты российской истории не могут обходиться без святых юродивых, которые «не боятся могучих владык. А княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык. И с волей небесною дружен» (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).