04.04.2019

Покраска лакированной вагонки внутри дома. Идеи и варианты как покрасить вагонку внутри дома


Вагонка давно используется для покрытия различных поверхностей внутри помещений и снаружи. Это довольно простой и надежный метод , дверей, потолков, и веранд. Древесина — один из экологичных стройматериалов, который создает теплый и комфортный микроклимат, ощущение близости к природе.

Но древесина со временем теряет свой эстетичный вид из-за впитавшейся пыли, температурных перепадов и колебания влажности, и поэтому нуждается в мерах защиты.

Правильная окраска вагонки сбережет древесину от пересыхания, пыли и порчи насекомыми. Также покраска даст возможность проведения влажной уборки, защитит от проникновения грязи внутрь древесного полотна.

Стоит ли красить вагонку?

Ответ на этот вопрос зависит от самого помещения, которое будет отделано вагонкой. Древесина без окрашивания очень быстро темнеет и приобретает непривлекательный вид.

Фото: некрашенная вагонка в интерьере

Конечно, ее можно отбелить специальными составами для древесины. Но зачем это делать? К тому же, деревянное покрытие незащищено от избытка или недостатка влаги, а это со временем приведет к рассыханию или разбуханию материала. Если вам хочется сохранить первоначальную красоту дерева, воспользуйтесь прозрачными лакокрасочными составами.


Фото: вагонка покрытая лаком в интерьере

Чем покрасить вагонку внутри дома?

Все средства для окраски вагонки можно разделить на две группы:

  • защитные;
  • декоративные.

К группе защитных средств относятся грунтовки и пропитки, которые оберегают древесину от высыхания, гниения, насекомых и грибка. Защитные средства полностью проникают вглубь полотна и после высыхания становятся незаметными.


Фото: обработка вагонки защитными средствами

К группе декоративных средств относят:

  • масляную краску;
  • акрилатную краску;
  • декоративную глазурь;
  • акриловые аквалаки;
  • алкидные лаки;
  • морилки;
  • непрозрачные эмали.

Этот список можно продолжить, потому что в ассортименте лакокрасочных изделий числится довольно много различных товаров. Все они отличаются друг от друга по цене, стране производства, сроку службы, экологичности и особенным декоративным свойствам. Например, кто-то предпочитает гипоаллергенный лак, а кому-то важны его декоративные качества — матовость или глянец. Давайте разберем особенности перечисленных лакокрасочных изделий.

Масляные краски

Они долго служат, отталкивают влагу и быстро сохнут. Но также имеют сильный устойчивый запах. Поэтому покраску вагонки следует проводить в теплые дни, чтобы была возможность проветрить помещение. Примерно через 5 лет покрашенная поверхность начнет терять свой блеск и яркость и потребует обновления.

Акрилатная краска

Очень дорогая по сравнению с масляной. Но ее преимущество в том, что не имеет сильного запаха. Краска хорошо высыхает и при низких температурах, что позволяет работать с ней в любое время года. Быстрое высыхание при различных температурах и отсутствие стойкого запаха вполне компенсируют высокую цену.

Декоративная глазурь

Отлично подчеркивает текстуру дерева благодаря своей прозрачности. Для придания глазури определенного тона можно добавлять в ее состав различные колеры.

Акриловые аквалаки

Тоже сохраняют текстуру дерева благодаря своей прозрачности. Могут быть использованы с добавлением колера. Но не пригодны для покраски полов.

Алкидные лаки

Прекрасно подчеркивают древесный узор. Но наносить их следует лишь на абсолютно сухую поверхность, иначе при высыхании они дают трещины.

Морилки

Состав морилки не закрашивает древесину, лишь меняет ее основной тон. Под обработку морилкой нужно выбирать идеально ровную вагонку, без каких-либо изъянов древесины.

Непрозрачные эмали

Эта эмаль полностью окрашивает древесное полотно. Обычно ее накладывают в три слоя по очереди.

Какие лаки бывают?

Огромный выбор лакокрасочной продукции приводит в замешательство. На сегодняшний день лаки для покрытия вагонки бывают:

  • акриловые водные;
  • алкидные;
  • водоэмульсионные;
  • акрило-полиуретановые;
  • полиуретановые.

Акриловые водные выбирают для внутренних работ, по своей структуре они разделяются на матовые и глянцевые. Алкидные подходят для всех видов работ: внутренних и внешних. Водоэмульсионные хороши для внутренней отделки. Акрило-полиуретановые практически не подвержены выгоранию, и подходят для солнечных помещений. Полиуретановые лаки защищают древесину от пожелтения и УФ-лучей.

Выбор цвета

Чтобы пространство смотрелось гармонично, важно учесть правильное сочетание цвета.


В какой цвет лучше покрасить вагонку? Решать вам!

  • Для зрительного расширения пространства выбирайте песочные, светло-бежевые или белые оттенки.
  • Темные тона зрительно сужают пространство.
  • Цвет стен, пола и потолка не должен быть контрастным.
  • Для декора кабинета подойдут строгие выдержанные тона.
  • Для спальни самым удачным выбором будет натуральный цвет древесины.
  • При выборе светлого оттенка помните о том, что он имеет свойство загрязняться.

Вот тот случай, когда при ответе на вопрос, чем покрасить вагонку внутри дома, последует сакраментальный и не без раздражительности ответ, — ничем! Не для этого применяется вагонка при отделке интерьера, чтобы потом её ещё и красить.

Но всё-таки эмоции в сторону, попробуем разобраться в причинах этого нарушения. Благо, что материалов достаточно и технологии вполне отработаны.

Только если ничего другого не остаётся

Итак, представляем сразу процесс дома вагонкой:

  • вы внимательно продумали весь дизайн помещения и решили, что вагонка на стенах – это то, что будет необходимо для красивого завершения всего ансамбля;
  • подготовлен надёжный каркас, за которым скрывается и двойная гидроизоляция, и утепление;
  • подобран идеальный проверенный крепёж из нержавейки;
  • выбрана вагонка только качества «Экстра» или «А» и очень желательно светлого тона;
  • дерево вагонки обязательно липа или ясень;
  • дерево тщательно, как требует инструкция, просушено и обработано антисептиком, что покупателем проверено лично, в том числе и на многочисленным примерах применения вагонки данного поставщика;
  • если панели вагонки имеют специальные соединения типа «шип – паз», то все соединения были досконально проверены на надёжность и прочность, все соединения не должны иметь ни малейших щелей;

  • с соблюдением всех технологий;
  • по завершении материал очень аккуратно отшлифован и покрыт бесцветным, лучше матовым, лаком.

Всё. И где же здесь может возникнуть желание, чем покрыть вагонку внутри дома, возможно, просто был перепутана другая задача, чем покрасить вагонку внутри бани. Ну, так ведь это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Уложенная вагонка всегда прекрасно выглядит сама по себе и нет необходимости в неё вмешиваться. Это также уродливо выглядит, как густой женский макияж в жаркую погоду где-нибудь на набережной Ялты среди прогуливающихся в шортах и бикини.

Не, скрою, да всем, наверное, уже стало понятно, что автор противник бездумной покраски вагонки. Хотя идти на компромиссы и учитывать ситуации и мы умеем.

Учёт ситуаций

Среди этих ситуаций понимание, что, все ходим под Богом, и ошибок никто не может избежать.

Вот когда вдруг возникает необходимость взять в руки краску, стоя перед вагонкой:

  • вы неудачно, не подумав, выбрали качество вагонки; ваш выбор оказался не выше качества «В», а это неравномерный цвет и слишком много сучков (в данном случае допускается до 4 на полтора погонных метрах), как результат – плохой внешний вид и слишком быстрая порча древесины (а сучки – излюбленное место для насекомых и влаги);

    • приходится прибегнуть к покраске, чтобы избавиться от пятен и полос,
    • или избавляться от порчи, грунтовать, а значит, обязательно затем красить;
  • вы совершенно не продумали дизайн помещения – у стен своя свадьба у мебели и штор своя;
    • тогда, подгоняя цвет вагонки, можно её покрасить;
  • наоборот, вы поклонник Уистлера и намеренно выбрали в комнате «симфонию в белом», в память об этом блестящем английском художнике; но подобрать такую вагонку невозможно;
    • не забывая о качестве, всё равно, прибегаем к покраске, что и блестяще сделано на одном из наших примеров; заметим, здесь очень умно выбрана и более широкая вагонка, узкая смотрелась бы гораздо хуже;
  • вы не применяли гидроизоляцию на стенах и она безнадёжно начала сыреть, что сказалось и на вагонке, её пришлось приводить в порядок;
    • а это просушка, обработка антисептиком, грунтовка и покраска (хотя и не забудьте о первопричинах всего действа);

Что выбираем

Благо, что материалы для исправления продуманы заранее.

В нашем распоряжении:

  • Бактерицидные составы . Основанные на использовании защитных добавок, такие обязательно должны иметь пометку «для внутренних работ». Этот материал, как правило, бесцветен, но, к сожалению, со временем вызывает потемнение поверхности.
  • Акриловые лаки на водной основе – очень хороший материал, пожалуй, лучший из всех возможных. Такой лак несёт одновременно и декоративную и защитную функцию. Он может быть бесцветным, но добавление колера позволяет получить лак любого цвета.
  • Синтетические лаки . Такие придают поверхности больший блеск, они обеспечивают большую гладкость поверхности, но синтетика не без греха – она часто токсична, а значит не для интерьера.
  • Составы на основе воска . Воск, возможно, даже предпочтительнее лака, он придаёт поверхности матовый вид. Но ввиду слишком трудоёмкой технологии нанесения воск используется не так часто, а зря, и защитные свойства и экологичность у него на порядок выше.
  • Масляные краски . Это уже для кардинального изменения цвета самой вагонки. Если в этом ваша цель, то выбирайте этот вариант. В остальном, он прекрасно выполнит свою задачу – защита будет первоклассная. Но учтите древесина практически не будет «дышать», она со временем потеряет первоначальный цвет, да и краска будет сохнуть неделю, не меньше.
  • Акриловые краски . Эти решают все проблемы «масла» за исключением одной – они значительно дороже. Есть одно очень полезное дополнительное преимущество – акрилат очень эластичен и на поверхностях, покрытых этой краской вы не увидите трещин – существенный плюс для интерьера.
  • Акриловые аквалаки . Многие считают именно этот материал лучшим выбором с точки зрения соотношения «цена – качество – безопасность».

Полезный совет!
Когда вы уже определились с выбором материала, которым будете красить вагонку, обязательно проведите небольшое исследование рынка.
Цены материалов могут отличаться в разы, чего не скажешь об их качестве.
Так, цену акрилатных красок можно разбить на три диапазона: малый – до 100 руб/кг; средний – от 100 до 300; и самый дорогой – свыше 300, чем отличаются практически все импортные образцы.

Ход работ

Ход работ представляем с самого начала, предполагая, что поверхность была ранее покрашена, а ещё впоследствии и повреждена.

Полный цикл

При покраске вагонки, да ещё с целью её восстановления сделать нужно будет следующе е:

  • тщательно проверяем все места повреждений и щели – после удаления даже признаков сырости и повреждений всё необходимо загрунтовать, для чего лучше всего использовать родную грунтовку производителя краски;
  • просушиваем всю поверхность;
  • тщательно всё зачищаем наждачкой;
  • удаляем пыль;

  • далее проводим грунтовку уже всей поверхности – в этой ситуации некоторые рекомендуют накладывать два слоя грунтовки, но как показывает практика, этого как раз делать не обязательно;
  • а вот наложить два слоя уже основной краски, так это не поленитесь;
  • причём первый слой должен быть более густой;
  • дожидаемся просыхания 3-4 дня;
  • и второй слой;
  • снова ждём, но уже дней 7;
  • по завершении можно накрыть поверхность лаком, хотя это уже по ситуации и совсем не обязательно.

Полезный совет!
Если покраска предпринята с целью восстановления повреждений, то очень советуем эти места сначала укрепить флизелиновой лентой шириной 5-10 см.
Лента кладётся на ещё не просохший слой грунтовки и сверху тоже грунтуется.

Выводы

Нет, конечно, покраска во многих случаях является спасительным материалом, и здесь сказать «дёшево и сердито» — совсем не добавить запаха недоброжелательства к этому материалу. , к сожалению, часто вынужденная мера, как исправление наших ошибок. Но ничего не поделаешь, дело уже сделано, и, что «рыдать», «Москва слезам не верит».

Вперёд, исправлять ситуацию, и чем больше будет улыбки на вашем лице, чем с большей готовностью вы приступите к работе, тем лучше будет для всех, дела, в первую очередь. Обязательно просмотрите видео в этой статье, оно вас не разочарует, его искренне делали люди, желающие вам помочь в этом процессе смешения божьего дара и яичницы.

Вагонкой принято называть обшивочные доски, толщина которых не превышает 2 см. Применяют такой материал как для внутренний отделки, так и для внешней. Современный рынок строительных материалов предлагает две основные разновидности продукции - это вагонка от российских производителей и «евровагонка» (или «вагонка-экстра»), то есть зарубежные аналоги. Но, независимо от того, какого качества вагонка, натуральная древесина без обработки со временем теряет свою первоначальную красоту. В статье пойдет речь о том, какую выбрать краску для вагонки.

Как выбрать вагонку

  • Отличия между вагонкой российских производителей и европейских имеются и внешние, и по качественным характеристикам. Как правило, доски, изготовленные на заводах Европы, соответствуют европейским стандартам качества и являются более стойкими и долговечными, также практически вся подобная продукция имеет стандартные размеры, четко соответствующие заявленной геометрии.
  • Приобретая товар, необходимо обязательно обращать внимание на принцип соединения. Так, евровагонка обладает шипом большего размера, чем доски, произведенные в России, поэтому при монтаже смотрится она более привлекательно. Кроме того, именно данный вид соединения позволяет создавать облицовку с красивым профилем.

  • Свое название материал получил довольно давно, еще во времена освоения Сибирских просторов. Тогда и было принято обшивать железнодорожные вагоны тонкими досочками, одинаковой ширины, соединяющиеся посредством паза и шипа. Так и повелось называть подобного рода изделия «вагонкой».
  • Сегодня довольно большое количество объектов отделывают данным материалом - лоджии, балконы, чердаки, прихожие, загородные дома, сауны и бани. Плашки могут быть из разных пород дерева. Например, вагонку из ели или сосны принято использовать для облицовки внутреннего пространства дома, где не предполагается повышенная влажность и резкие колебания температуры (средний температурный режим от -5 и до +30 градусов). А вот вагонкой из лиственницы, рекомендуется отделывать внешнюю часть строения, так как она способна выдерживать температуру от -50 и до +50 градусов, а также не боится любых атмосферных явления, в том числе обильных дождей или снегопадов. Для помещений с повышенной влажностью (100%) или высокими температурами (до +120) самым лучшим вариантом станет продукция из ольхи или липы.

Основные характеристики вагонки

  • Наиболее часто можно встретить в продаже вагонку, изготовленную из хвойных пород древесины, таких как сосна, ель, лиственница и кедр, а также и из лиственных деревьев - осина, дуб, ольха, абачи или липа. Для производства качественного изделия, заготовки тщательно просушивают, добиваясь уровня влажности не выше 15%. Далее, начинается основной процесс, для которого требуется специальный станок для производства вагонки.
  • Вся продукция делится на 4 класса, которые обозначаются латинскими буквами - «А», «В» и «С», а также приставкой «Экстра».

  • Для изготовления изделия с маркировкой «А» и «Экстра» отбирается только ровный, не сучковатый материал, не имеющий механических повреждений и иных дефектов. Продукция, маркируемая как категории «В» и «С» может содержать небольшой процент сучков. Но на производство любого сорта берется только здоровая древесина, с отсутствием грибковых заболеваний и червоточин. Лицевая сторона отобранного материала строгается и выравнивается, обязательно проводится процедура фрезерования, шлифовки и полировки.

Виды вагонки

Срок службы необработанной деревянной вагонки составляет около 15-20 лет. Если ее защитить от насекомых, влаги, ультрафиолетового излучения, то ее эксплуатационные характеристики заметно увеличиваются. На сегодня можно встретить несколько подвидов вагонки, которая различается не только страной производства, но также размером и профилем:

  • вагонка-четверть - простая обшивочная доска, не имеющая пазогребневого соединения, при монтаже устанавливают одну плашку на другую внахлест (на специально предусмотренные боковые выступы), толщина может варьироваться от 14 мм и до 5 см, длина 2-3 м, под заказ до 6 м, можно использовать для любых видов отделки;

  • шпунт-вагонка - используется для отделки вертикальных оснований как внутри, так и снаружи помещения, снабжена вентиляционными выемками, толщина варьируется от 12 мм и до 3,5 см, с одной стороны имеется шип, а с другой - паз, что позволяет легко производить монтаж;
  • «штиль» - такая вагонка имеет множество названий, среди которых «простая», «колхозница», «русская», «крестьянка» или «классик», производится со стандартным замковым пазогребневым соединением, при этом пазы глубокие, что при монтаже создает ощущение ровной единой плоскости, также присутствуют выемки для вентиляции и сглаженные фаски, толщина доски от 14 мм до 18 мм, ширина варьируется от 6 см и до 16 см;
  • вагонка с фасками - доски имеют соединение паз-шип, но не предусмотрены вентиляционные выемки, фаска создается под углом в 45 градусов, толщина изделия от 12 мм и до 3,5 см;
  • двухсторонняя вагонка - профиль обрабатывается до идеальной гладкости с обеих сторон, и во время монтажа можно выбирать, на какую именно сторону будет установлено изделие, фаски закругленные, вентиляционные желобки отсутствуют, толщина 14-18 мм, ширина 6-16 см;
  • евровагонка - которая также называется «европрофиль», отличается идеальной геометрией, как правило, обрабатывается с 4-х сторон, замок также в виде шипа и паза, рекомендуется для обшивки внутренних помещений, так как толщина составляет всего 12,5 мм, ширина без замкового соединения 8,8 см, с замком 9,6 см, то есть имеет более широкий шип (против вагонки российских производителей 4-6 см), что позволяет компенсировать изменение профиля под влиянием влаги или температуры и не допускать появление щелей, при монтаже гребень входит не до конца в паз и создается ощущение поверхности в полоску, имеются вентиляционные желобки на тыльной стороне;
  • стандарт - разновидность евровагонки, имеет прямые фаски и пазогребневое соединение, толщина от 1 см и до 1,8 см;
  • «soft line» - разновидность евровагонки, имеет скругленные фаски, за счет которых при облицовке возникает ощущение благородства и престижа отделки, толщина 1-1,8 см;

  • «американка» - по внешнему виду напоминает сайдинг, разновидность евровагонки, на срезе имеет вид неправильного прямоугольника, утолщение на пазе (от 22 мм до 4,5 см) и сужение по направлению к гребню (14-16 мм), при монтаже создается ощущение, что доски кладутся внахлест, такое соединение надежно защищает изделие от проникновения влаги, именно поэтому рекомендуется применять данную разновидность для внешней отделки, укладывать следует снизу вверх (узкая часть вверху), ширина изделия от 6 см и до 14 см;
  • блок-хаус - лицевая сторона не плоская, а в виде цилиндра, то есть при отделке таким изделием создается ощущение, что для строительства применялось оцилиндрованное бревно, радиус изделия от 10 см до 21 см, толщина 1,8-5 см и ширина 9,5 -20 см, применяется как для внешней отделки, так и для внутренней (но выглядит несколько грубовато);
  • евровагонка-брус - представляет собой профилированные панели из дерева, толще, чем обычная евровагонка (18-35 мм), имитирует стены, возведенные из бруса, обладает хорошими теплоизоляционными и шумопоглощающими характеристиками, имеет ширину от 12 см и может достигать 20 см, фаски делаются под углом в 50 градусов, соединяется вагонка посредством пазогребневого замка;
  • «финка» - имеет небольшое закругление профиля по бокам с плоской центральной частью, иначе такую вагонку называют «овальной», толщина от 12 мм и до 2,5 см, хорошо подходит для отделки внутренних помещений, имеет более выигрышный внешний вид, чем блок-хаус;

  • «тайга» - декоративная вагонка, применяемая во внутренней отделке, имеет толщину 14-18 мм, при ширине от 6 см до 9,5 см;
  • «ланд-хаус» - разновидность декоративной вагонки для внутренней отделки, профиль имеет своеобразный рельеф, на который могут оказывать негативное влияние атмосферные осадки, толщина 16 мм, ширина 9,6 см (рабочая 8,8 см), тыльная сторона имеет специальные желобки;
  • «волна» - декоративная вагонка, для внутренней отделки с волнистым профилем, толщина варьируется от 14 мм и до 18 мм, ширина стандартная в 11,5 см.

Вагонка из натурального дерева обладает множеством достоинств, среди которых долговечность, экологичность, простота монтажа, прочность и надежность. Но очень важно при облицовке поверхности деревянными планками обязательно обработать их финишным покрытием.

Для этих целей используются различные материалы, это может быть лак или воск, которые сохраняют фактуру и цвет материала, а также морилки, протравки, и краски. Главное сделать правильный выбор красящего или защитного средства и тогда можно добиться именно того внешнего вида изделия, который будет радовать своим великолепием долгие годы.

Как выбрать лакокрасочную продукцию для вагонки

Средств для покрытия вагонки очень много, это могут быть как окрашивающие составы, так и просто защитные. Различают растворы, применяемые для вагонки внутри помещений и снаружи, так как условия эксплуатации имеют некоторые различия. Например, деревянная облицовка снаружи дома подвергается воздействию атмосферных осадков, ветров, низкой или высокой температуры, ультрафиолетовому излучению и прочих неблагоприятных факторов. Это значит, что финишное покрытие должно обязательно защищать поверхность от таких пагубных явлений.

  • Прежде всего, можно покрывать вагонку антисептиками, гидрофобизаторами и антипиренами, которые надежно защищают от влаги, УФ-излучения, а также от микроорганизмов и возгорания. Такие составы могут придавать дополнительный оттенок, либо не иметь его (лессирующие средства).
  • Важно убедиться, что данные препараты можно применять под последующую окраску, иначе обработка лакокрасочными изделиями будет запрещена. В последнее время очень популярно средство «Pinotex Extra», применяемое и для внешних и внутренних работ, оно имеет более 100 оттенков и надежно защищает древесину от неблагоприятных факторов.

Белая краска для вагонки фото

  • В случаях, когда деревянная поверхность потемнела (такое бывает от долгой эксплуатации без финишной обработки), проявилась синева (возникает на плохо просушенных досках) или появились следы плесени и грибков, необходимо вагонку отбелить. Наиболее популярными составами являются «Сенеж Нео» (производитель «Сенеж», двухкомпонентный препарат, в основе активный кислород, не разрушает внешний слой, надежно удаляет плесень и грибки и осветляет древесину), и «Иней» (производитель «Рогнеда», состав из двух частей, которыми обрабатывают по очереди, на основе активного хлора).
  • Также можно порекомендовать использование такого средства, как бейц - ореховая морилка, которая способна отражать частицы света, но окрашивает древесину в оттенки коричневого. Препарат предотвращает развитие грибковых заболеваний, повышает огнеупорные свойства и замедляет процесс гниения, а также придает благородный внешний вид.

Лаки для вагонки

После того как фактура вагонки проявилась наилучшим образом или поверхность облицована новыми плашками, можно переходить к процессу непосредственного окрашивания. Для таких целей используются как краски, так лаки. Производители сегодня предлагают достаточно широкий ассортимент своей продукции.

Чтобы защитить и придать вагонке декоративный вид оптимальным вариантом станет покрытие ее лаком, пропиткой или глазурью. Лаки могут иметь различный состав:

  • акриловые водные - предназначены для покрытия обшивки внутри помещений, бывают как матовыми, так и глянцевыми, кроме того, допускается их тонировка в различные цвета;

  • акрило-полиуретановые - стойкие препараты, которые надежно защищают от появления плесени, не боятся атмосферных явлений, в связи с чем допускается применение во внешней отделке;
  • алкидные - используются внутри зданий и снаружи. Это стойкие составы, надежно защищающие древесину, но минусом составов является то, что они имеют очень плотную структуру, которая не пропускает воздух;

  • водоэмульсионные - только для внутренних поверхностей, на основе водного раствора;
  • полиуретановые - надежно защищают от пожелтения, а также стойко переносят влияние агрессивных сред, могут быть использованы для внешней и внутренней отделки, рекомендуется использовать на поверхностях, которые подвергаются интенсивному воздействию, так как такие лаки защищают от износа и механического воздействия.

Проверенным и надежным составом на алкидной основе является яхтный лак, несмотря на свою высокую стоимость, это очень долговечное и устойчивое средство. Основными производителями считаются «Престиж», «Рогнеда» (Россия), «Marshall», «Poli-R» (Турция) и «Belinka» (Словения).

Краска для вагонки

Кроме лаков, очень большой выбор предлагается и окрашивающих составов. Краски могут быть глянцевыми и матовыми, а также специально разработанные для древесины - «дышащие», как например, краска тиккурила для вагонки. Важно учесть, что какой бы красивой краска не была, и какую бы супер-легкую текстуру не обещал производитель, под окрашенным слоем чаще всего теряется естественная древесная фактура.

Краски для деревянной вагонки бывают нескольких видов:

  • алкидные эмали - например, «ПФ-115», универсальный состав, который ложится на любое основание, средняя цена такой краски для вагонки составляет порядка 70 руб./кг. Образует на поверхности глянцевое плотное покрытие, не расслаивается в процессе эксплуатации;

  • акриловая водоэмульсионная краска для вагонки внутри дома - при окрашивании дает матовый, полупрозрачный эффект, и при нанесении тонким слоем не закрывается структура древесины;
  • масляная краска - составы глубокого проникновения, повышают стойкость вагонки к факторам окружающей среды, именно поэтому рекомендуется использовать для внешней отделки. Основным недостатком считается то, что при длительной эксплуатации интенсивность цвета снижается, также при нанесении придется ждать несколько суток пока состав полностью просохнет, при сильном ветре и дожде желательно укрывать обрабатываемые поверхности защитным материалом (пленкой). Масляная краска для вагонки имеет множество цветов и оттенков.

Краска для вагонки фото

Какой краской покрасить вагонку зависит от личных предпочтений. Также можно порекомендовать покрывать продукцию из дерева лаком в случаях необходимости сохранить фактуру и структуру древесины. Лак надежно защищает внешний слой вагонки от потемнения и от разрушения под действием атмосферных явлений. Если же она уже потемнела, то лучше всего купить непрозрачную краску для вагонки.

Конечно, всегда можно снять верхний темный слой древесины при помощи шлифовки и покрыть лаком, тонированным в темный цвет. Колеровка в этом случае будет обязательной, так как полностью восстановить прежний вид вагонки просто невозможно.

Отделочные материалы из дерева издавна пользуются заслуженной популярностью в нашей стране, благодаря своим неопровержимым достоинствам. Они благородно выглядят, просты в эксплуатации и не выделяют никаких вредных веществ.

Но, к сожалению, если деревянные материалы не обработать вовремя защитными средствами они постепенно теряют свой эстетичный вид и могут подвергнуться биологическому заражению плесенью и грибком. Поэтому с целью сохранения на долгие годы древесины в хорошем состоянии ее покрывают специальными антисептиками и красками.

Покраска вагонки является завершающим этапом отделочных работ. Но к нему надо отнестись со всей ответственностью. От того насколько правильно будет подобрана пропитка, будет зависеть насколько долго этот отделочный материал сохранит свою целостность и эксплуатационные свойства.

Как выглядят готовые работы ():

Потолок мансарды Стены в белый цвет Окраска в белый Разноцветный вариант

Одним из первых вопросов, с которым сталкиваются желающие , является спор о необходимости предварительного грунтования.

На самом деле этот этап работ вполне можно пропустить, так как поверхность древесины является хорошо впитывающей и не нуждается в дополнительной стимуляции этого ее свойства.

Покраска вагонки может быть проведена следующими видами лакокрасочных покрытий:

  • Олифа . Это достаточно дешевый вариант, обеспечивающий надежную защиту древесины от гниения, способный придать ей некоторые водоотталкивающие свойства. В качестве недостатков можно отметить очень сильный неприятный запах олифы и продолжительное время сушки каждого слоя, а их надо нанести как минимум два.
  • Яхтный лак . Он образует стойкое долговечное покрытие, достаточно быстро сохнет, прекрасно защищает материал не только от влажности, плесени и грибка, но и от вредного воздействия ультрафиолета. В составе присутствуют растворители, поэтому запах у него довольно неприятный и сильный, но быстро выветривается. Цвет поверхности он не придает, выпускается матовый, глянцевый и полуматовый. Из недостатков можно отметить, пожалуй, только достаточно высокую цену на этот товар, но она соответствует его качеству.
  • Акрилатные лаки на водной основе стоят значительно дешевле, не имеют запаха и способны прекрасно защитить деревянные изделия от влаги, загрязнений и преждевременного потемнения. Они образуют прозрачное покрытие, которое может быть глянцевым или матовым.
  • Эмали на алкидной основе также подойдут для покраски вагонки в любой из выбранных цветов из широкой цветовой гаммы, которую предлагают современные производители. Они образуют на материале глянцевую поверхность, идеально подходят для внутренних и наружных работ, доступны по цене, но со временем цвет их может выцвести и потерять свежесть, поэтому их периодически нужно обновлять.
  • Краски водоэмульсионные придают матовый оттенок, не скрывая текстуру древесины. Их можно заколеровать, они совершенно не имеют запаха, сохнут от одного до трех часов, но по надежности уступают лакам. Существует также огромное количество разновидностей эмалей на водной основе. Они могут быть моющимися, фасадными, для внутренних работ, водостойкими и так далее.
  • вагонки должна производиться только специальными, предназначенными именно для этих целей лаками или пропитками, которые не выделяют при воздействии высоких температур вредных веществ и надежно защищают декоративную отделку от влаги и грязи.

Подготовка к покраске

Перед тем как приступить к работе по окрашиванию доски, следует провести подготовительные процедуры.

  1. Тщательно смыть пыль и грязь при помощи любого моющего средства и мягкой губки.
  2. Обезжирить и при необходимости осветлить потемневшие доски, для этого в магазинах продаются специальные средства или можно использовать обычную «Белизну».
  3. Отшлифовать мелкой наждачной бумагой, обыкновенной пемзой или специальной шлифмашинкой, с насадками мелкой и крупной зернистости.
  4. Протереть сухой тканью, чтобы удалить мелкую пыль и опилки, оставшиеся после шлифования.
  5. Обработать бесцветным антисептиком , подходящим для проведения данного вида работ. Наносить его можно краскопультом, валиком или широкой кистью, старательно промазывая все щели и углубления. Это позволит значительно продлить срок службы декоративного покрытия из дерева.
  6. Просушить поверхность в течение суток.

Вот теперь можно смело приступать непосредственно к процедуре окрашивания заранее выбранным видом лакокрасочного покрытия.

Видео — покраска вагонки в белый цвет:

Технология покраски вагонки

Покраска в белый

Особых секретов и принципиальных отличий нанесения декоративных эмалей на доску, в принципе, не существует.

Достаточно учитывать несколько основных правил и тщательно следовать инструкции на упаковке, в которой обязательно должны быть указаны: время сушки промежуточных слоев, способ нанесения, средства для разбавления краски в том случае, если она загустела, и очистки инструмента по окончании работ.

Также следует помнить, что:

  • Прозрачный лак наносится, как минимум, два раза очень тонким слоем. Наносить последний его слой необходимо вдоль волокон дерева, так удастся избежать образования видимых полос.
  • Окрашивать можно маленьким валиком; но более качественно, хоть долго, красить обычной кистью из натуральной щетины, которая прекрасно проникает во все неровности этого материала.
  • Предварительно интенсивно с помощью миксера или вручную перемешать краску до однородного состояния, чтобы цвет получился равномерным на всем обрабатываемом участке.
  • Сначала окрасить небольшой кусок доски и убедиться в правильности полученного результата.
  • Производить работы следует в сухую, безветренную погоду и в отсутствие прямых солнечных лучей, которые могут губительно сказаться на качестве наносимого покрытия.
  • Торцы отделочных досок тоже надо обязательно отшлифовать и обработать, чтобы избежать порчи древесины в этих незащищенных местах.

Видео — покраска стен из вагонки водоэмульсионной краской:

Цены на некоторые виды покрытий

Разные поставщики выпускают целые линии продуктов для защитной обработки древесины в совершенно разных ценовых диапазонах.

Примерные цены приведены в следующей таблице (расценки):

Цены на работу же могут быть разными, но обычно от 500 руб. за м2.

В каждом строительном магазине представлен огромный ассортимент лаков, красок, пропиток, антисептиков, грунтовок для дерева, которые имеют разные цвета, состав и цену. Совершая выбор, следует учесть сферу применения покрытия, собственные предпочтения относительно цвета и финансовые возможности.

Покраска вагонки очень ответственный этап отделочных работ, и от того, насколько качественно он будет проведен, будет зависеть срок службы декоративного древесного покрытия в любых условиях.

Одним из самых популярных типов деревянных отделочных материалов является вагонка. Она имеет различный профиль, благодаря чему поверхность имеет разный вид — от гладкой стены с небольшими канавками, до волн разного размера. Просто деревянные стены не во все интерьеры вписываются, потому часто возникает необходимость покрасить вагонку внутри помещения — дома или на даче.

Чем обработать вагонку внутри дома

Вообще, многие считают, что вагонку внутри помещений лучше ничем не обрабатывать. Может и так, но не во всяком климате и помещении она надолго сохранит свой первоначальный вид. Если уровень вентиляции недостаточен, древесина может посинеть, если она находится на солнце — становится темно-серой.

С посинением бороться можно только биологическими средствами — хлором или активным кислородом, а после — однозначно пропитывать защитными составами, а, может, и красить. С посеревшей древесиной немного легче: сняв при помощи шлифовки верхний слой вы снова получите красивый цвет, но без защиты от ультрафиолета продержится он тоже недолго. Потому и решают покрасить вагонку внутри дома или дачи.

Еще один момент: не всем нравится древесина в интерьере. Просто иногда люди устают смотреть на нее. Хочется просто ровной цветной поверхности. Так тоже бывает, и нередко. В этом случае ищите укрывистую краску. Выбирайте эффекты характеристики по желанию.

Красят вагонку внутри укрывистыми красками еще потому, что древесина в натуральном цвете совместима не со всеми стилями. А ведь хочется иногда и хай-тек, например. В этом случае подойдет краска с металлическими частицами или с перламутром (например, Lignovit Platin).

Все составы для защиты дерева можно довольно условно разделить на шесть основных групп:

  1. Защитные составы . Есть для наружных и для внутренних работ. Составы для наружных работ дополнительно включают в себя защиту от ультрафиолета, которая предупреждает или замедляет процесс фотостарения древесины — изменения цвета на серый. Так что если необходима пропитка для вагонки на балконе, а выходит он на юг или восток, — вам нужен состав для наружных работ. Только обратите внимание, некоторые из них окрашивают поверхность в розовый или зеленый цвет — это результат химической реакции. Внимательно читайте описание, потому что закрасить полученный цвет можно будет только укрывистыми красками или очень темной тонировкой.

  2. Тонирующие составы или морилки. Они не закрашивают фактуру древесины, а придают какой-то оттенок. При этом на поверхности не создается пленка, древесина не теряет своих свойств — она остается паропроницаемой. Тонирующие составы содержат в себе пигмент и могут быть слабо или сильно пигментированными. Если вы хотите иметь поверхность с ярко выраженной структурой древесины, берите слабопигментированный состав. Слоев, может, потребуется и много, но вы сможете контролировать степень «закрашенности» древесины.

  3. Лаки. Сегодня для вагонки на стенах или потолке более популярны лаки на водной основе или аквалаки. Они могут быть матовыми, полуматовыми или глянцевыми. У многих есть возможность добавить колер — одновременно изменить цвет. В отличии от традиционных лаков, лаки на водной основе не закрывают поры — пленка на поверхности остается паропроницаемой, но от впитывания грязи защищает. Многие производители добавляют УФ-фильтры и бактерицидные компоненты. Такие ЛКМ хороши для балконов или в помещениях неотапливаемых с периодичным посещением — на дачах и в банях.

    Лак может быть глянцевым, матовым или полуматовым, а может давать цвет — пигментированным

  4. Краски. В эту группу относят составы, создающие на поверхности плотную пленку, сквозь которую структуру древесины не видно. Группа обширная, с разными свойствами и ценовым диапазоном — от традиционных масляных до латексной и акрилатной эмали.
  5. Масла для древесины. Есть прозрачные, есть с пигментом. В отличие от лаков не создают на поверхности плотной пленки, а впитываются в волокна. Хорошие составы действуют аналогично лаковому покрытию, защищая от истирания и впитывания грязи. Только у масел нет яркого глянцевого блеска — матовая или чуть блестящая, как шелк, поверхность. Это отличный способ сохранить древесину. С использованием определенной техники нанесения при помощи пигментированных масел для дерева можно подчеркнуть текстуру (смотрите ниже).

  6. Составы на основе воска. Есть три вида воска: твердый, жидкий и водный. Твердый воск перед применением нагревают до жидкого состояния, жидкий и водный (восковая лазурь) уже готовы к применению. Защита воском традиционная и очень эффективная, а новые технологии позволяют значительно облегчить процесс. Недостаток воска — его довольно сложно нанести равномерно, но на предварительно загрунтованную поверхность он ложится неплохо.

Это деление условно: есть много смешанных составов, которые можно отнести как минимум, к двум группам. Так есть пропитки, которые можно тонировать, а есть краски с защитными свойствами. Разница — в эффективности защиты. Пропитки в первую очередь защищают древесину, а придание цвета — это второстепенная задача. С красками все наоборот. Их основная задача — создать красивое покрытие, а защита — это как сопутствующий эффект. Если вам необходима сразу и хорошая защита и качественное покрытие, берите пропитку без тонировки, а после высыхания наносите краску.

Другой пример смешанного состава — масла с воском. Эти составы сочетают в себе свойства и масел и воска, благодаря чему древесина сохраняет свой вид более продолжительное время.

Вопрос, какой из групп отдать предпочтение, каждый решает для себя. Разные средства решают различные задачи и важно правильно выбрать свойства, которые вам необходимы в первую очередь.

Как правильно красить вагонку внутри: технология

Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.

Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.

Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.

Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.

Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.


Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.

Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.

Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.

Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.

Покраска дерева с сохранением текстуры

Добиться ярко выраженного древесного узора можно с использованием лазури, пигментированного масла или воска. Эти составы довольно плотно ложится, почти закрашивая структуру древесных волокон. Любой из описанных выше составов наносить можно кистью или валиком.

При нанесении ЛКМ берут совсем немного, сначала фрагментами нанося по всей длине вагонки. Потом кистью или валиком нанесенные мазки растушевываются по всей поверхности. Оставив их на 5-10 минут впитаться, для проявления фактуры берут мягкую безворсовую ткань и снимают большую часть масла. В результате рисунок проявляется намного ярче, чем в изначальном состоянии: в бороздках сохраняется большее количество пигментированного средства, на выступающих частях его почти не остается. Результат — ярко выраженная текстура. Этот прием еще называется брашированием или текстурированием вагонки. В интерьерах обработанная таким образом древесина смотрится очень декоративно: и на стенах и на потолке.

Процесс можно пронаблюдать в видео. Окрашивались три образца: два одинаковым маслом с пигментом, один — бесцветным. Через 5 минут после покраски одна из пигментированных заготовок вытерта для проявления рисунка. Чтобы сохранить древесину после высыхания пигмента (24 часа или больше читайте на упаковке) вагонку покрывают двумя слоями бесцветного масла (лазури, воска). В местах интенсивного использования можно также покрыть лаком — матовым.

Как покрасить вагонку под беленый дуб

Часто требуется окрасить дерево в белый цвет, но так, чтобы видны были прожилки. Говорят еще — создать эффект выбеленного дуба. Есть несколько способов:


Какой из составов выбрать сказать сложно — пробовать нужно Желательно покрасить вагонку несколькими составами и сравнить результат. Эффект при использовании разных средств немного отличается, но еще сильно зависит от древесины. Отзывы тоже очень разные — кто-то выбеливал тонировками, кто-то маслом. Грунтами для этих целей пользуются редко, но в основном из-за того, что не всем известны их свойства.

Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости

Обитателям городов хочется по-максимуму сохранить естественный цвет древесины. Тем, для кого древесина в доме — надоевшая повседневность — покрасить вагонку внутри помещений в какой-то необычный цвет. Современные ЛКМ позволяют добиться разных эффектов. Например, текстурированная или брашированная вагонка, но в двух цветах. Такая техника часто применяется .

Брашированная вагонка в два цвета — отличный выбор для декорирования стен

Вся хитрость — в нанесении двух слоев разного цвета. Первым слоем наносится какой-то темный цвет, вторым — светлый или более яркий. Поиграв цветами и порядком их нанесения можете создать свой вариант. Смотрите видео — как получить брашированную в два цвета вагонку.

Окраска в два цвета может быть и не такой. Можно сделать выемки более темного цвета, а пласть (лицевую часть) только слегка затонировать или сделать все с точностью до «наоборот». Получится полосатая стена из вагонки — эффект реечной стены.

Как покрасить вагонку внутри дома: идеи

Техники и способы покраски это здорово, но как ? Просто. Есть немало интересных вариантов. Последние находки дизайнеров — стена из вагонки в помещении с гладкими стенами. Смотрится креативно и и интересно. И чаще всего такая стена сделана в технике браширования.

Интересный эффект дает комбинирование вгонки разной толщины — на фото между широкими досками вставлены тонкие. Причем покрашены они в разные оттенки одного цвета. Сочетание получается интересным и свежим.

Вагонка — это не обязательно только ровная доска с небольшими канавками с одной стороны, которую еще называют евровагонкой. Есть разные профили, в том числе с волнами и впадинами. Из них можно собрать интересные стены, рельефность которых подчеркнуть окрашиванием.

Из вагонки разного профиля собрать можно интересные рельефы. Чтобы смотрелось интереснее — подчеркнуть рельефы или выбелить

Как обычно в интерьере многое зависит от света. Несколько нестандартно оформленных светильников — длинных полупрозрачных полос, за которыми скрываются лампы, установленных посреди потолка — и интерьер совершенно преображается. В таком дизайне можно оформить комнаты для молодежи, креативные и т.п.

Поиграть можно не только со светом, но и с цветом: в зоне освещения покрасить вагонку в более светлый цвет, подчеркнув таким способом эту зону.

Если у вас есть хорошие навыки в рисовании, можно вагонку расписать. Только не забудьте потом всю картину покрыть бесцветным маслом или лаком — чтобы на дольше сохранилась. Этот прием можно использовать при

Гостиной, прихожей отлично смотрятся жестко очерченные панели из вагонки. В том же ключе можно оформить стену в столовой зоне на кухне. Только качество ее и окраска должны быть идеальными.

Медовый оттенок вагонки повторяется на потолке

Нарочито неидеальной может быть обработка для интерьера в стиле «рустик». Этакие помещения с мужским характером.

Стиль «рустик» понравится мужчинам. В этом случае покраска вагонки в технике браширования — норма. Причем цвета выбирают темные

Как бы в противовес — светлые стены. Вагонка выбелена, а балки окрашены в темный цвет. Несмотря на традиционные материалы, используемые столетиями, вид у такого помещения — современный и стильный.

Отличное сочетание — светлые стены с эффектом выбеленного дуба и темные массивные балки. Это практически беспроигрышный вариант

Используется вагонка и в отделке ванных комнат. Пропитке тут необходимо уделить максимум внимания, но если сделать на уровне, пропитку — с защитой от влаги, то проблем быть не должно. А интерьер, согласитесь, очень интересный — теплые тона древесины в сочетании с ярким мрамором — отличный ход.

Используется вагонка и при . Только набивать ее необходимо горизонтально — так можно расширить малое пространство. И лучше на такой небольшой площади смотрятся светлые тона, может — с темной окантовкой.

Потолок — вагонка, покрашенная светлой морилкой