Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее нарушение речи.
Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.
Задачи:
- активизация словаря по теме «Насекомые»;
- закрепление и развитие умения составлять описательный рассказ по плану-схеме;
- закрепление умения правильно согласовывать числительное и существительное;
- развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти;
- воспитание любви и уважения к родной природе.
Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», план-схема для составления описательного рассказа насекомого, картинка со схематическим изображением бабочки, мяч, бумажные пчёлки, картинки насекомых.
Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками, карточки с изображением насекомых.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед и дети входят в группу.
Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру.
«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно - всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):
Комар злой, а бабочка, наоборот,
-
добрая.
Шмель большой, а божья коровка…
-
маленькая.
Пчела полезная, а муха…
-
вредная.
Оса живет на улице, а таракан…
-
дома.
Кузнечик прыгает, а муравей…
-
ползает.
Жук жужжит, а паук…
-
молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар…
-
медленно.
Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?
Дети: Насекомые.
Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?
Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.
Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»): Она прилетела не одна, а со своими пчелятами. Ой, ребята посмотрите, что это такое нам принесли пчелята?
Дети: Цветочки.
Логопед: Правильно, цветочки (логопед берёт первый цветочек и видит задание). Ребята, а цветочки то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем.(Логопед читает первое задание).
Логопед: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла)…».
(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку).
Логопед: Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.Назовите полезных насекомых.
Дети: Бабочка, пчела, муравей.
Логопед: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Логопед: Назовите вредных насекомых.
Дети: Муха - разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.
Логопед: Слушайте внимательно второе задание (берёт второй цветок и читает задание). Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.
Логопед (открывает следующий лепесток): Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»
(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)
Порхает (кто) - бабочка
Жужжит - жук
Звенит - комар
Собирает мед - пчела
Жалит - оса
Прыгает - кузнечик
Трудится - муравей
Летает -
стрекоза.
Логопед: Ребята, давайте покажем пчелкам, как мы умеем красиво жужать и позвеним.
Дети: Ж-ж-ж-ж, з-з-з-з.
Логопед: А теперь давайте давайте повторим за пчёлкой:
Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жи-жи-жи
-
под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу - помогу ежу.
Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».
За-за-за - вот идет коза.
За-за-за
-
вот летает стрекоза.
За-за-за
-
у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу
-
накормлю козу.
Зу-зу-зу - не боюсь козу.
Зы-зы-зы - нет козы.
Зы-зы-зы
-
у меня две козы.
Зя-зя-зя - мы видели язя.
Зи-зи-зи - резину привези.
Логопед отрывает четвёртый цветок. На этом цветочке написано, что наша пчёлка хочет превратить нас в сороконожек. Встаём на ножки и повторяем за мной.
Физминутка «Сороконожка».
1. Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
-
Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
-
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
-
Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
5. И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Логопед: Молодцы ребята! Присаживайтесь на места. Какой цветок по счету мы отрываем?
Дети: Пятый.
Логопед: Ребята, наша пчёлка просит, чтобы мы сосчитали, все ли детки её на месте. Поможем пчёлке? Начинаем считать. Одна пчёлка, две пчёлки и ….
Логопед: Ребята, давайте посмотри, что же нам приготовила самая маленькая пчёлка.
Логопед: А сейчас пчелки нам предлагают поиграть с счётными палочками. (Отрывает цветок). Ребята, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них бабочку. Можете смотреть на образец, а можете придумать свою бабочку. (Дети выполняют задание).
Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.
Релаксация (под музыку):
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки тёплые у нас,
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Голову поднимем выше
И легко- легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной.
Но нам пора уже домой!
Итог занятия
Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).
Тема: «Насекомые»
Цели занятия
Коррекционно-образовательные:
Активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
Упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;
Совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;
Учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;
Закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать любовь к природе;
Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)
Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.
Сообщение темы занятия
Логопед: Стрекоза, бабочка - как мы можем назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?
Дети: Паук, муха, пчела, …..
Лексико-грамматические игры и упражнения
1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному
Бабочка (что делает?) порхает.
Кузнечик (что делает?) прыгает
Жук что делает (что делает?) ползет
Собака (что делает?) лает
Комар (что делает?) жужжит
2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет
Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ
Дети: ответы детей
3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.
БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ
Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза- очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки на пояс, повороты влево - вправо, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
По цвету:
Бабочка (какая?) желтая
Кузнечик (какой?) зеленый
По величине:
Божья коровка (какая?) маленькая
Паук (какой?) большой
Гусеница (какая?) длинная
5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.
Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)
Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)
Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)
Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)
Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)
6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже
Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором
Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек
Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором
Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз
Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»
(муха, пчела, комар, кузнечик)
Работа на листочках: штриховка бабочки
Вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.
Итог занятия
Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?
Дети: О насекомых
Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)
Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!
Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».
1. Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Развивать словарь по данной теме, внимание, память;
4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Назвать времена года, начиная с зимы.
Какое сейчас время года?
Назовите три весенних месяца?
Какой месяц сейчас?
Какое время года наступает за весной?
2. Тематическая беседа о насекомых:
а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
(Муравей.)
Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!
б) Логопед загадывает загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
(Е. Серова)
Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.
Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
в) Логопед загадывает загадку:
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)
С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.
г) Логопед загадывает загадку:
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)
Как называются части тела жука?
Куда прикрепляются лапы? (К груди.)
Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)
Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)
Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.
Пальчиковая гимнастика:
Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!
д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)
Чем отличается божья коровка от майского жука?
3. Физкультминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!
4. Отгадывание загадок:
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела.)
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
(Муха.)
Муха - это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.
5. Дидактическая игра «Назови ласково».
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
6. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Муха разносит … (болезни).
Пчела собирает … (мед).
Комар кусает … (человека).
Бабочка летает … (цветком).
Жук грызет … (кору).
Божья коровка поедает … (тлю).
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.
Иванова Светлана Витальевна,
учитель-логопед МКДОУ №22,
г. Аша Челябинская область
МАДОУ «Детский сад №242»
Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико – грамматических категорий.
Лексическая тема «Насекомые».
Старшая группа.
Учитель-логопед:
Храмова Раушания Жаудатовна.
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.
Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.
Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
Развивать музыкально-эстетическое восприятие.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?
- Это птицы поют.
Правильно. А чем питаются птицы?
- Птицы питаются семенами и зернышками.
- Птицы питаются насекомыми.
II Развитие неречевого дыхания.
У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).
III Вводная беседа. - А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?
- На моей лужайке спрятался муравей.
- На моей лужайке спряталась стрекоза.
(кузнечик, жук, комар.)
Как назвать одним словом?
- Это насекомые .
Кто такие насекомые?
- Это крошечные животные, у которых шесть лапок.
Из каких частей состоит тело насекомых?
- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.
Почему некоторые насекомые ярко окрашены?
- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.
IV Развитие лексико-грамматических категорий.
Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
- Комар звенит, а комары звенят.
Кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
Жук и жуки?
- Жук жужжит, а жуки жужжат.
Сверчок и сверчки?
- Сверчок свистит, а сверчки свистят.
Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
- Жук летает, а жуки летают.
- Муравей ползает, а муравьи ползают.
- Пчела летает, а пчелы летают.
- Бабочка порхает, а бабочки порхают.
Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.
Муха - мушка , жук – жучок , таракан – тараканчик , пчела – пчелка , стрекоза – стрекозка , комар – комарик .
Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?
- Муравей питается вредными насекомыми.
Чем питается муха?
- Муха питается остатками пищи человека.
Чем питается пчела?
- Пчела питается нектаром цветов.
Чем питается кузнечик?
- Кузнечик питается вредными насекомыми.
Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?
- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.
Муха?
- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.
Пчела?
- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.
Муравей?
- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.
Бабочка?
- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.
Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?
- На поляне две стрекозы.
Сколько на поляне муравьев?
- На поляне три муравья.
Сколько на поляне мотыльков?
- На поляне пять мотыльков.
Сколько на поляне кузнечиков?
- На поляне один кузнечик.
Сколько на поляне жуков?
- На поляне два жука.
Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).
Как вы думаете, кто к нам прилетел?
- Я думаю, что прилетел комар.
- Я думаю, что прилетел шмель.
- Я думаю, что прилетела муха.
А комар какой?
- Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.
А шмель какой?
- Шмель большой, полосатый.
А муха какая?
- Муха вредная, назойливая, надоедливая.
А пчела какая?
- Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.
Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)
Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.
Прилетела к нам вчера (дети
Полосатая пчела, (загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)
Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
От усталости упали. (Приседают на ковер.)
Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?
- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.
Может быть она под листом?
- Под листом нет гусеницы.
Может быть она на цветке?
- На цветке нет гусеницы.
В норке?
- В норке нет гусеницы.
- Над травой?
- Над травой нет гусеницы.
Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?
- В, над, под, на.
- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.
Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.
V Развитие мелкой моторики . (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).
Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?
- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
VI Итог занятия.
Куда мы сегодня совершили путешествие?
- Мы совершили путешествие на лесную полянку .
В кого превратилась гусеница?
- Гусеница превратилась в бабочку.
Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?
- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.
Приложение. Презентация к занятию.