25.09.2019

Разработка тестовых заданий по различным разделам образовательной области «технология. Типы, формы и виды тестовых заданий


Закрытые (с предписанными ответами, когда нужно выбрать из предложенных вариантов):

задания альтернативных ответов (ответ «да» или «нет»);

задания множественного выбора (выбрать один или несколько правильных ответов из предложенного списка);

задания на восстановление соответствия (установить соответствие элементов двух списков);

задания на установление правильной последовательности (расположить элементы списка в определенной последовательности).

Открытые (со свободными ответами, когда необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение):

задания свободного изложения (самостоятельно формулируется ответ, ограничения в задании не накладываются);

задания-дополнения (сформулировать ответ с учётом предусмотренных в задании ограничении, н-р, дополнить предложение).

Неоднозначность ответов затрудняет стандартизацию (традиционный метод проверки облекается в тестовую форму!)

Обучающие тесты (тренировочные, тесты-упражнения) (могут использоваться на любом этапе урока) :

Входной (в начале изучения темы);

Промежуточный (проверка правильности понимания определений, правил, алгоритмов);

Итоговый (заключительный контроль, после решения типовых задач на применение полученных знаний, вопросы для определения глубины усвоения теоретического материала, а не для воспроизведения).

Составление теста

Важно выделить главные вопросы, не увлекаясь второстепенными.

Оформление правильного ответа. Интерпретация ответов, правила оценивания.

Правильное утверждение не д. полностью повторять определение учебника. Неверные ответы могут быть созвучны приведенным в учебнике определениям.

Частота выбора одного и того же номера в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер выбирается в случайном порядке.

Выбор способа оформления заданий обусловлен программой тестирования (компьютерного) и психологическими особенностями учащихся, содержанием дисциплины.

1. Все инструкции к тестам одного типа даются одними и теми же словами. Задание должно инструктировать (поэтому часто императивная форма).

2. В формулировке задания не должно быть двусмысленности или неясности:

а) убрать лишние слова (является, становится, считается и под.);

б) предложения простые (упрощать осложненные синт. конструкции);

в) предложения положительные, без отрицательных частиц;

г) предпочтительны утвердительные формулировки (они не не порождают полные или неполные ответы, разные по форме, содержанию и структуре. Смысл утверждения улавливается лучше, чем смысл вопроса, в утверждении нет лишних знаков и лишних слов.0.

3. Задания открытого типа требует однозначного и чёткого ответа, не допускает двоякого толкования. Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным. Рекомендуется использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».

4. В заданиях на соответствие слева обычно элементы данного множества, справа – подлежащие выбору. Число элементов 2-ого множества должно превышать число данных. Избыточные д.б. правдоподобны. Инструкция стандартная: «Установите соответствие».

Тесты можно разделять по многим признакам. Основная классификация - по направленности теста: оценивать можно способности человека, его личностные качества, интеллект, отдельные психические функции (внимание, память, воображение), знания. Поскольку сайт посвящен вопросам использования тестов в образовании, то дальше речь пойдет именно о последних - тестах знаний.

Традиционные тесты

Традиционный тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Нетрадиционные тесты
К нетрадиционным тестам можно отнести тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты.

1. Интегративные тесты

Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин.

2. Адаптивные тесты

Адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания. Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с интересующими характеристиками заданий. Самая главная характеристика заданий адаптивного теста - это уровень их трудности, полученный опытным путем, что означает: прежде чем попасть в банк, каждое задание проходит эмпирическую апробацию на достаточно большом числе типичных учащихся интересующего контингента.

Виды тестовых заданий

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных);
  • тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.

    Множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

    Альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет»

    Установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

    Установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

    Свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

    Дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

Использование тестирования для контроля знаний учащихся по информатике позволяет выявить уровень и качество знаний учащихся по определенному материалу, объективно оценить их независимо от учителя.

В данной статье рассматриваются типы и виды тестовых заданий; их особенности, преимущества и недостатки; требования, предъявляемые при составлении к тестовым заданиям; методика составления тестовых заданий по информатике и их применение на практике.

В самом общем виде тестовые задания должны:

  • соответствовать содержанию учебного материала;
  • быть составлены с учетом соответствующих правил;
  • быть апробированы на практике;
  • быть понятными испытуемому .

С помощью тестовых заданий можно измерять уровень и качество знаний учащихся по информатике. Тогда тестовые задания должны отвечать следующим требованиям:

  • надежность – показывать те же результаты неоднократно, в схожих условиях;
  • валидность – обнаруживать и измерять уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста;
  • объективность .

С точки зрения разработчика минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии:

1. Инструкции (должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Инструкция должна обеспечивать доступность задания и понимание способов его выполнения для любых испытуемых).

2. Текста задания или вопроса (представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяются содержанием учебного материала).

3. Правильного ответа.

Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.

Кроме того, составителям тестовых заданий целесообразно указывать еще ряд необходимых сведений, таких как:

  • возраст (класс), на который рассчитано это задание;
  • тему (предмет или предметную область);
  • предполагаемое составителем время выполнения задания;
  • сроки предъявления;
  • уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет;
  • соответствие стандарту или программному материалу;
  • данные об авторе.

Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

Рассмотрим, типологию тестовых заданий, и выделим требования к ним. Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов .

Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

Задания закрытого типа

1. Задания альтернативных ответов.

К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

Форма задания

Текст задания (вопрос)
Утверждение 1 да нет
Утверждение 2 да нет
Утверждение 3 да нет
... ... ...

Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.

Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Инструкция: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

Вопрос: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами.

Варианты ответов:

Ответ: да.

Эти альтернативные задания в наибольшей степени соответствуют задаче выявления того, в какой степени испытуемый понимает данные. Они могут содержать проверку умений работать с графиками, навыками приближенного вычисления. Любая другая форма представления заданий будет гораздо более громоздкой и менее удобной.

2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Форма предоставления заданий множественного выбора:

Вопрос (утверждение):

A. Вариант ответа 1

B. Вариант ответа 2

C. Вариант ответа 3

Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (не) варианту (ом) правильного (ых) ответа (ов).

Приведем несколько примеров:

Инструкция: Выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа.

Вопрос: Для какой операции с таблицами служит окно, фрагмент которого представлен <Рисунок 1>:

Варианты ответов:

A. Суммирование по строкам.

B. Суммирование по столбцам.

C. Фильтрация таблицы.

D. Консолидация данных.

Инструкция: выберите буквы, соответствующие вариантам правильных ответов. Вопрос: Выберите из приведенного списка типы объектов, с которыми работает Access.

Варианты ответов:

A. Таблицы.

B. Сведения.

C. Запросы.

F. Отчеты.

G. Макросы.

Н. Модули.

Ответ: А, С, D, F, G, H.

3. Задания на восстановление соответствия.Новая таблица

К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда.

Форма представления заданий на восстановление соответствия:

Инструкция:

Варианты ответа:

Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

Вопрос: При создании таблицы СУБД можно использовать 5 возможностей. Выберите из приведенных определений те, которые им соответствуют <Рисунок 2>:

Варианты ответа.

Ответ: А. 3. В. 2. С. 5. D. 1. Е. 4.

Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.

4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

Инструкция:

Варианты ответа.

Приведем несколько примеров:

Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

Вопрос: Установите последовательность этапов проектирования экспертных систем.

Варианты ответов:

Столбец 1

Столбец 2

1 А. Выбор подходящей проблемы.
2 В. Доработка прототипа до промышленной экспертной системы.
3 С. Стыковка экспертной системы.
4 D. Разработка прототипа экспертной системы.
5 Е. Оценка экспертной системы.
6 F. Поддержка экспертной системы.

Ответ: 1. А. 2. D. 3. В. 4. Е. 5. С. 6. F.

Преимущества заданий закрытого типа

  • Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность.
  • Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий.
  • Не учитывается умение испытуемых хорошо формулировать ответы.
  • Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится.
  • Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.
  • Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно.
  • Возможна машинная обработка ответов.
  • Низкая вероятность угадывания правильных ответов.
  • Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования .

Задания открытого типа

К ним относятся задания двух видов:

1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.

Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

Пример задания дополнения.

Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.

Вопрос: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это...

Ответ: провайдер.

2) Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).

Пример задания свободного изложения.

Инструкция: Закончите предложение.

Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это... ...

Ответ: сетевой протокол.

Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.

Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

1) невозможность угадать ответ;

2) краткость и однозначность ответов;

3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

5) простота формулировки вопроса;

6) простота проверки .

Список используемой литературы

1. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект-центр”, 2001. – 296 с.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 576 с.

унификация учебных планов и программ для одноименных дисциплин, которые преподаются в разных учебных заведениях. Это выдвигает требования объективизации процесса оценивания знаний студентов, что невозможно без использования методов тестирования знаний, которые являются основой теории педагогических измерений. Массовое внедрение тестирования знаний в учебный процесс сформировало понимание необходимости создания и применения компьютерных систем тестирования знаний. Это обусловлено с одной стороны снижением трудоемкости при проведении тестирований по сравнению с традиционными методами бланкового тестирования, а с другой стороны повышением надежности и объективности результатов тестирования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно для каждого учащегося установить уровень: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тестирование используется на следующих этапах учебного процесса:
  1. Входное тестирование в начале изучения дисциплины для определения исходного уровня и выдачи рекомендаций по траектории изучения материала.
  2. Самотестирование учащихся по ходу изучения ими отдельных глав теоретического материала.
  3. Тестирование перед началом выполнения лабораторных и практических работ с целью проверки наличия необходимых начальных теоретических знаний.
  4. Тестирование знаний по итогам изучения главы (раздела) теоретического материала, результатам выполнения лабораторной работы.
  5. Тестирование по итогам изучения дисциплины с целью получения оценки полученных знаний либо выдачи допуска на прохождение промежуточной аттестации в иной форме.

В общем случае тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной системы проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств, знаний или навыков личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Тесты включают в себя вопросы, отражающие содержание дисциплины или ее части, которые выносятся на контроль . При составлении вопросов для тестирования необходимо придерживаться следующих правил:

  • в вопросе должна быть ясно выражена только одна мысль;
  • мысль, выраженная в вопросе, должна быть записана лаконично, но содержательно;
  • вопрос должен представлять важную часть пройденной темы;
  • вопрос по сложности должен быть доступен студенту, а по содержанию – соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности студента или потребностям обучения по другим дисциплинам;
  • при формулировании вопросов и ответов следует исключать подсказки к правильным ответам;
  • задания в тесте следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса в процессе тестирования.

Для получения максимальной эффективности от тестирования знаний в процессе изучения дисциплины рекомендуется использовать два вида тестов:

  • тест для самоконтроля (для каждого раздела или темы),
  • итоговый тест (для всей дисциплины в целом).

Вопросы для самоконтроля предполагают возможность просмотреть теоретический материал и проработать ошибки, допущенные при ответах на данные вопросы. Они предназначены для получения обучающимся адекватной оценки своих знаний. Для каждого раздела рекомендуется 10-15 вопросов.

Итоговый тест используется для проверки знаний обучающегося по завершении изучения всей дисциплины (аналог экзамена). Число тестовых вопросов для одного тестируемого должно составлять не менее 30 и зависит от сложности тестовых заданий.

Работа с тестовой системой начинается с подготовки базы вопросов. При использовании тестирования в учебном процессе важно помнить, что каждый вопрос не должен иметь многоцелевую направленность, он призван выявлять лишь один определенный аспект. Критериями отбора содержания тестового материала служат:

  • значимость. Этот принцип указывает на необходимость включить в тест только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным и ключевым, без которых знания становятся неполными;
  • научная достоверность. Суть тестовых заданий заключается в том, что они требуют четкого, заранее известного преподавателям ответа. Все спорные точки зрения, вполне допустимые в науке, не рекомендуется включать в тестовые задания;
  • соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Этот принцип базируется на естественной необходимости подготовки специалистов и проверки их знаний на современном материале;
  • репрезентативность. Следует обращать внимание не только на включение значимых элементов, но и на полноту охвата пройденного материала;
  • возрастающая трудность учебного материала. Знание последующих элементов курса зависит от знания предыдущих учебных элементов, то есть дисциплину можно изучать только с самого начала и без пробелов;
  • вариативность содержания. По мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста;
  • системность содержания. Это означает, что подбор содержания и количества тестовых заданий должен отражать все разделы теоретических материалов соответственно трудоемкости по рабочей программе;
  • комплектность и сбалансированность содержания теста. Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы;
  • взаимосвязь содержания и формы. Содержание теста должно быть выражено в наилучшей, с точки зрения наглядности и обучающего потенциала, форме.

Существует множество видов (форматов) тестовых заданий, однако на практике используется от четырех до шести основных видов, которые делятся на два основных типа: закрытого и открытого (рис. 2.6). Вопросы закрытого типа предлагают выбрать ответ (один или несколько) из многих предложенных. При этом подразумевается, что все предложенные варианты ответа являются равнопривлекательнымии. Задания открытой формы не предлагают вариантов ответа, а требуют ввода символов в пустое поле какого- то утверждения, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно строго однозначно. В открытому типу относятся вопросы, предполагающие развернутый ответ на естественном языке. Данный вид вопросов является единственным, не допускающим возможность проверки ответа компьютером, а требует проверки и оценки ответа преподавателем.


Рис. 2.6.

Рассмотрим основные виды тестовых заданий.

1. Выбор единственного ответа. Это простейшим вид тестовых заданий закрытого типа и представляет собой вопрос с множеством предложенных ответов, из которых требуется выбрать один верный. Разновидностью данного вида заданий являются вопросы с активной областью (с "горячими точками"), в которых выбор ответа с помощью кнопок заменен выбором места на графическом изображении.

  • данный вид заданий интуитивно понятен обучающимся,
  • ввод ответа требует минимального времени,
  • процедура обработки ответа предельно проста.

Недостатки простой выборки:

  • возможность запоминания неверных ответов.

2. Множественный выбор. Второй из наиболее распространенных типов вопросов.

Представляет собой вопрос с множеством предложенных ответов, из которых требуется выбрать несколько верных. Кнопки выбора в нем заменены на окошки метки и обеспечивают возможность выбора произвольной комбинации ответов (от одного ответа до всех возможных вариантов).

Преимущества данного вида вопросов:

  • этот тип заданий информативен,
  • дает возможность учесть частично правильные ответы.

Недостатки множественной выбора:

  • существенная вероятность угадывания правильного ответа,
  • возможность запоминания неверных ответов,
  • отсутствие общепризнанной процедуры обработки ответа.

3. Установление соответствия. Представляет собой два списка в виде двух колонок и обучающийся должен сопоставить данные из разных колонок друг другу.

Определившись с целью разработки педагогического теста и соответственно выбрав подход, в рамках которого будет осуществляться разработка педагогического теста и интерпретация его результатов, можно переходить к конструированию тестовых заданий. Каждому специалисту, чья деятельность связана с проведением контроля уровня знаний у обучающихся с помощью тестирования, необходимо знать из каких обязательных элементов должна состоять конструкция тестового задания, а также какие существуют типы и виды тестовых заданий. Владение этим знанием позволит специалисту разрабатывать качественные, интересные, разнообразные тестовые задания, учитывая при этом особенности материала, на основе которого планируется разработка тестовых заданий, свои технические возможности, а также возможности и особенности обучающихся, среди которых будет проводиться тестирование. Если перед специалистом не стоит задача самостоятельной разработки тестовых заданий, а он пользуется в своей деятельности уже готовым банком заданий, то и в этом случае ему необходимо быть компетентным в вопросах конструирования тестовых заданий для того, чтобы уметь отличить среди множества тестовых заданий некачественные, изменить их, доработать или, в случае их полной некорректности, устранить.

1.3.1. Конструкция тестовых заданий

В составе тестового задания в обязательном порядке должны присутствовать три части:

1. Инструкция

2. Текст задания (вопроса)

3. Правильный ответ

1. Инструкция должна содержать указания на то, какое количество заданий предстоит выполнить обучающимся, какого рода задания им встретятся, как следует пометить правильный вариант ответа, сколько времени отводится обучающимся на выполнение заданий. Изложение инструкции должно быть доступным и подробным. После прочтения инструкции у обучающихся должно сформироваться понимание смысла задания и способа его выполнения, иными словами понимание того что и как им нужно сделать.

Поясним, каким образом лучше делать отметки при выполнении заданий. Наиболее универсальным, четким, понятным и однозначным представляется вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведенное место для заданий открытого типа, а также заданий на восстановление соответствия и восстановление последовательности (обозначив в бланке место для ответа). Эти требования актуальны в том случае, если специалист формирует тестовый бланк самостоятельно.

В связи с тем, что мы формируем уникальный бланк теста в АИС «Психолог», в которой программистами уже заложена определенная форма бланка заданий множественного выбора, то место для ответа у нас представлено в виде кругов и квадратов, в которые мы просим тестируемых поставить галочку.

Приведем пример инструкции, которую мы разработали на основе вышеизложенной информации для тестов, применяемых при проведении пропедевтического и итогового контроля уровня знаний в рамках получения специальности и повышения квалификации:

«Перед вами тест, состоящий из 60 заданий . В тесте присутствуют задания двух видов: задания, предполагающие один правильный ответ и задания, предполагающие несколько правильных ответов. Перед каждым из таких заданий – краткая инструкция: «Выберите один правильный ответ» (соответственно необходимо найти и отметить один правильный ответ) или «Выберите несколько правильных ответов» (соответственно необходимо найти и отметить все правильные ответы). Кроме того, место для ответа в заданиях, предполагающих один правильный ответ, представлено в виде круга, а в заданиях, предполагающих несколько правильных ответов, - в виде квадрата. Поставьте галочку в круге или квадрате того варианта ответа, который вы считаете верным.

Если вы желаете отменить отмеченный вами вариант ответа, то зачеркните галочку одной четкой линией.

В заданиях прописаны все необходимые варианты ответов, дописывать от руки варианты ответов не следует.

Время на заполнение теста – не более 60 минут».

Инструкция для проведения итогового контроля уровня знаний в рамках служебной подготовки будет выглядеть аналогичным образом, изменятся лишь значения количества тестовых заданий и времени, отводимого на заполнение теста.

Следует уточнить, что если задания двух видов – множественного выбора, предполагающие один правильный ответ и множественного выбора, предполагающие несколько правильных ответов, объединены в соответствующие блоки, то допускается делать одну инструкцию для группы однотипных заданий, которая помещается перед данной группой заданий.

Следует отметить, что вне зависимости от происхождения теста (создание нового, модификация старого, адаптация теста) инструкции составляются к каждому из них.

    написание первого варианта инструкций;

    первое опытное проведение теста;

    устранение грубых ошибок в инструкциях;

    апробация инструкции при проведении проверочного тестирования (желательно, чтобы проводящий тестирование не принимал участие в составлении инструкции);

    окончательная редакция инструкций .

В этом параграфе рассматривались правила составления инструкции, которая является общей для всего теста. Она помещается в начале тестового бланка, а также озвучивается специалистом, проводящим контроль уровня знаний у обучающихся, перед началом тестирования. Далее в параграфе, посвященном рассмотрению типов и видов тестовых заданий, будут рассмотрены более частные аспекты инструкций, специфичные для различных видов тестовых заданий.

2. Текст задания (вопроса) представляет собой содержательное наполнение задания.

Мы придерживаемся точки зрения, что содержательная часть задания должна быть сформулирована в форме утверждения, которое тестируемому необходимо продолжить правильным ответом/ответами. При формулировании основной части задания следует придерживаться определенных требований, которые изложены в параграфе 1.4.

Примерами текстов заданий могут служить следующие:

К симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов повторного переживания, относятся:

    связанные с событием сны

    избегание мыслей, деятельности и чувств, связанных с событием

    обеднение чувств

    навязчивые, негативные, насильно прорывающиеся воспоминания о событии, включая образы, мысли о событии

    раздражительность

    сверхбдительность

    «флэшбэк-эпизоды», внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас

    интенсивный стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму

Или: экстренная психологическая помощь – это:

    комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление и сохранение психофизиологических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности лиц, пострадавших в чрезвычайном событии

    система долгосрочных мероприятий, направленных на снятие эмоционального напряжения у пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является профилактика неблагоприятных массовых явлений;

    система краткосрочных мероприятий, направленных на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является регуляция актуального психического состояния при помощи профессиональных психологических методов

3. Правильный ответ (или оценочная схема) – обязательный атрибут любого тестового задания, без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено.

Следует отметить, что тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ. Речь идет об однозначной, с точки зрения пользователя, возможности оценки результата выполнения тестового задания, а именно о возможности любого пользователя на основе сравнения ответа обучающегося и правильного ответа (схемы анализа), предложенного разработчиком, сделать однозначный вывод о том, выполнил данный обучающийся это задание верно или нет. Поэтому правильный ответ разработчика может заключаться не только в эталонном ответе, но и в описании схемы анализа, содержать конструкции «и … и», «… или …», описывать вариант неправильного ответа, считая все остальные правильными.

В инструкции Northern Examinations and Assessment Board (NEAB) - экзаменационной комиссии, располагающейся в северной части Великобритании, записано: «Ясная схема оценки должна обеспечить пользователя тестом аппаратом оценивания именно в рамках заложенной в тест оценки разработчика. Многие вопросы толкования могут быть сняты при разработке ясной и недвусмысленной схемы оценивания, которая содержит наиболее возможные варианты ответов, которые можно принять к рассмотрению и оценить, как зачетные. Схема оценивания должна полностью соответствовать конкретному вопросу. Все формулировки ожидаемых ответов должны быть предельно ясными и недвусмысленными, чтобы при оценивании у проверяющего не могло возникнуть сомнения в правильности засчитываемого ответа. Единство требований к тестируемым не может быть осуществлено, если сама схема оценки может толковаться специалистами по-разному» .

На наш взгляд это применимо для заданий открытого типа. В связи с тем, что мы при разработке тестов пользуемся только заданиями закрытого типа, у нас не возникает необходимости описывать все возможные варианты ответов, т.к. тестируемым нужно выбрать правильный ответ из списка, а не дописать его. Таким образом, в оценочной схеме мы фиксируем какие из приведенных вариантов ответа являются правильными.

Если нашим коллегам потребуется включить в тест задания открытого типа, то им, безусловно, необходимо предусмотреть и прописать в оценочной схеме все варианты, которые могут расцениваться как правильные, которые являются синонимами правильного ответа.

Считаем уместным сказать здесь также о правилах оценивания результатов тестирования, принятых в системе психологической подготовки МЧС России.

В случае полностью правильного ответа на задание тестируемому присваивается 1 балл.

В случае частично правильного ответа на задание, когда тестируемый не отметил всех правильных ответов, а отметил лишь некоторые из них, даже если отметил лишь один правильный ответ из нескольких правильных, а также не отметил ни одного из неправильных вариантов ответа, тестируемому присваивается 0,5 балла.

Если тестируемый выбирает хотя бы один неправильный ответ из множества предлагаемых вариантов ответа, ему баллы не присваиваются.

После подсчета баллов их следует сложить и перевести в проценты.

Для этого можно воспользоваться формулой:

К=(Б*100)/М, где:

К – коэффициент уровня знаний

Б – количество баллов, набранных тестируемым

М – общее количество вопросов в тесте

Вместе с тем, хотим отметить, что немалое значение имеет расположение заданий на листе и их шрифтовое оформление. С точки зрения исключения случайных ошибок достаточно важен вопрос пространственного расположения заданий на страницах тестовой тетради. Располагая задания, рекомендуем руководствоваться следующими правилами:

1. Инструкция и весь текст задания должны умещаться на одной странице.

2. Особые места инструкций и заданий должны выделяться шрифтом.

3. Варианты ответа лучше располагать в один столбик, максимум в два.

4. Место для ответа должно быть выделено определенным образом. Лучше, если место для ответа будет выделено единообразно для заданий разного типа и вида (многоточие, линия, квадратик или иным способом).

5. Размер шрифта теста, шрифтовое и полиграфическое оформление должны соответствовать возрасту тестируемых.

6. Для зданий открытого типа необходимо выделить достаточно места для фиксации ответов, с учетом различного объема почерка тестируемых .