31.03.2019

Самые необычные экзотические плоды в мире. Размножение и развитие растений


МАОУ «Красноярская СОШ имени Героя Советского Союза

Григория Никифоровича Кошкарова

ученик 1 класса Руководитель: Преснецова Альфия Дмитриевна

с. Красный Яр – 2013

    Введение ……………………………………………………………….3

    Основная часть. ………………………………………………………..5

2.1. Распространение плодов и семян в природе………………………

2.2. Отличительные признаки распространения плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком………………………..8

2.3. Мои исследования………………………………………………………9

3. Заключение …………………………………………………………………..11

4. Список литературы…………………………………………………………9

5. Приложение………………………………………………………………… 10

  1. Введение

Семя - основа существования современного растительного и животного мира. Без семени на планете не было бы хвойной тайги, лиственных лесов, цветущих лугов, степей, хлебных полей, не было бы птиц и муравьев, пчел и бабочек, человека и других млекопитающих. Все это появилось лишь после того, как у растений в ходе эволюции возникли семена, внутри которых жизнь может, никак не заявляя о себе, сохраняться неделями, месяцами и даже на протяжении многих лет. Миниатюрный растительный зародыш в семени способен путешествовать на далекие расстояния; он не привязан к земле корнями, как его родители; не нуждается ни в воде, ни в кислороде; он ждет своего часа, чтобы, попав в подходящее место и дождавшись благоприятных условий, начать развитие.

Семена и плоды распространяются воздушными течениями – анемохория водой - гидрохория, животными - зоохория, людьми – антропохория, активным разбрасыванием - автомеханохория.

В процессе эволюции у плодов и семян возникло множество приспособлений, способствующих распространению определенным способом: крылатые выросты, волоски, воздушные полости, крючки и другие. Сочные плоды поедают животные, но семена не перевариваются и выбрасываются с испражнениями. У некоторых растений плоды при вскрывании разбрасывают семена.

Многообразие плодов и семян и их широкое распространение обусловливают существование и процветание вида.

Цель исследования: узнать и описать необычные способы распространения растениями плодов и семян

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Получить информацию об особенностях распространения плодов и семян в природе.

3. Выяснить отличительные признаки плодов исемян, распространяемых ветром, животными, человеком.

4 . Проанализировать результаты выращивания семян, полученных разными способами;

Предмет исследования: способы распространения растениями плодов и семян.

Объект исследования: приспособления, способствующие распространению плодов и семян растений определенным способом.

Гипотеза : я предполагаю, что у растений существует множество необычных способов распространения плодов и семян. Если я узнаю об особенностях распространения семян и плодов в природе, то я смогу, объяснить своим одноклассникам как растения расселяются на новые места.

    Основная часть.

    1. Распространение плодов и семян в природе.

Жизнеспособность и разнообразие растительного мира зависят от способности видов к расселению. Родительское растение всю жизнь прикреплено корнями к одному месту, следовательно, его потомству надо найти другое. Эта задача по освоению нового пространства была возложена на семена.

Одна из любимых детских забав летом - подуть на одуванчик в белой шапочке, чтобы крохотные парашютики разлетелись во все стороны. Иногда, перед тем как подуть, спрашивают "Дед или баба?" Можно даже желание загадать, а потом подуть изо всех сил. Если на "макушке" одуванчика не осталось ни одного семечка, это "дед", он совсем лысый. А если каким-то семечкам-волосинкам удалось удержаться, значит, получился одуванчик-"баба". Если угадал, желание исполнится. Нехитрая, казалось бы, забава, но таким образом мы помогаем семенам одуванчика разлететься как можно дальше и освоить новые пространства.

По воздуху путешествуют семена и многих других растений. Для удобства передвижения они даже имеют "крылышки". Поэтому иногда их так и называют – крылатки. Если подбросить семена платана, ясеня или вяза вверх, они будут медленно падать, вращаясь, как малюсенькие вертолеты. За это время ветер может отнести их далеко от дерева. В высокогорных степях, пустынях, саван­нах, где бывают сильные ветры, семена раз­летаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Семена с крыльями образовались у расте­ний, которые живут на открытых местах. Се­мена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хо­холком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, бе­резы, ольхи и граба - маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу - у пло­дов клена и ясеня. По­этому они и кружатся при падении. В тропиках и субтропиках растет держидерево. Так его называют из-за шипов на ветках. В каждой паре один из них загнут книзу, другой - косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом и подвешен на тонкой плодоножке. Настоящая "летающая тарелка". Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название - качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые растения расселяются по воздуху при помощи ветра.

Плоды гороха, фасоли и бобовых растений, созревая, вытрескиваются, просыпая свои семена, фасолины и горошины. Некоторые научились саморазбрасываться, если случайно задеть созревшие семена кислицы, они мгновенно «взорвутся» разлетятся в разные стороны. В Южной Европе встречается сорняк - бешеный огурец. Стоит только слегка прикоснуться к его созревшему плоду, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном бьёт струя семян со слизью. Бешеный огурец может стрелять более чем на 12 метров.

Вывод: существуют растения, которые саморазбрасываются своими семенами.

Если после прогулки на вашей одежде остались колючие шарики репейника, то не стоит их сразу выбрасывать. Конечно, их придется отлепить. Если рассмотреть их через лупу, то можно увидеть, что колючий шарик состоит из множества крохотных крючков - именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных. Таким образом, семена, которые находятся внутри шариков, попадают в новые места, где и прорастают. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, ло­шадь, одежду человека), и таким образом, «проезжают» нема­лое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Следовательно, вывод: некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками.

Мы знаем, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про за­пас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняеет также, чтоь. 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочка­ми и потому не перевариваются в желудках, выходят с поме­том неповрежденными. А птицы за это время могут перенес­ти их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.

Значит, птицы тоже помогают семенам путешествовать.

Великий учёный Чарльз Дарвин однажды привёз с Галапагосских островов странные семена. Оболочка этих семян была настолько твёрдой, что их было совершенно невозможно прорастить. Тогда двух привезённых с тех же островов гигантских черепах накормили неуступчивыми «каменными» семенами галапагосских «помидоров». Выйдя из кишечника черепах, семена проросли.

Многие дети любят есть груши, а вот как распространяются её семена, знают не все. Груша - одно из наиболее распространенных плодовых деревьев, выращиваемое во многих странах с теплым климатом. Груша живет от 150 до 300 лет. Семена этого дерева путешествуют в желудках птиц и млекопитающих. На Кавказе, например, грушу распространяют кабаны и медведи.

Но семена распространяют не только млекопитающие, но и насекомые. Например, муравьи. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу, муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся му­сором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фи­алки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Вывод: растения путешествуют с помощью животных.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями и даже животными… Плоды и семена неко­торых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Есть растения, которым помогают расселять­ся водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водо­еме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместят­ся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц. Следовательно, можно сделать вывод: семена расселяются на новые места по воде.

А как еще могут путешествовать семена? Оказывается, на подошвах нашей обуви. Если после прогулки тщательно соскрести грязь с подошв и положите ее во влажный пластиковый пакет. Через неделю мы увидим зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения.

Значит: семена путешествуют на подошвах людей.

2. 2. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Если проанализировать все перечисленные выше семена и плоды, то можно их разделить на определённые группы:

    плоды с парашютами

    цепкие плоды

    плоды, разбрасывающие семена

    сочные плоды

    крылатые плоды

При помощи ветра по воздуху распространяются в основном плоды с парашютами и крылатые плоды. Наиболее характерные приспособления плодов и семян к распространению ветром – различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски.

Цепкие и сочные плоды распространяются при помощи человека и животных. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, шипиков. С помощью животных распространяются семена со съедобными плодами.

Все ли семена прорастут на новых местах? Нет, часть се­мян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щет­ку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться - застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решет­ки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все про­растут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победите­лями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

2.3. Мои исследования.

Моё первое исследование я провёл с помощью семян цветов «Бархатцы». Я взял семена, положил их на листок бумаги и слегка дунул на них. В результате семена полетели.

Второе исследование я провёл при помощи плодов клёна. Я их подбросил вверх и увидел, что они медленно парят над полом. А если будет ветер, то он их сможет унести далеко.

Таким образом, я ещё раз убедился в том, что семена и плоды могут путешествовать при помощи ветра.

Следующее - третье исследование , я провёл дома, и мне помогла моя кошка. Я на её шерсть кинул колючку. Моя кошка с ней прошла весь дом, несколько метров. Этот опыт можно провести и с человеком. Если к нашей одежде прилепить колючку, то мы её сможем перенести на другое место, тем самым поможем растению проделать своё путешествие.

Значит, и животные, и люди помогают растениям расселяться на новые места.

Для четвёртого моего опыта мне пришлось проделать длительное наблюдение. Я соскрёб грязь с подошв обуви, положил ее в полиэтиленовый

па­кет, пакет закрыл и оставил на неделю в теплом месте. Через неделю я увидел зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения. Таким образом, я смог доказать, что семена могут путешествовать на подошвах нашей обуви.

Для пятого исследования мне понадобилось два стакана воды. В один я положил плод растения и перелил воду из стакана в стакан. Я увидел, что этот плод вместе с водой перешёл в другой стакан. Что доказывает способность плодов не тонуть в воде, а путешествовать.

    Заключение

Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящими, семена прорастают. Так растения-путешественники расселяются повсюду, занимают новые территории. Там благодаря перекрестному опылению могут образоваться новые виды растений.


Список литературы:

    Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн Э. Современная ботаника, тт. 1–2. - М.: 1990

    Смык И.А. Домашняя лаборатория Опыты с воздухом, растениями и на кухне, - М.: 1998

    Ты ещё не видел чуда. /Журнал «Лиза. Мой ребёнок», апрель, 2004.

    Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника 2 изд., - М.: Агропромиздат,1988

    Энциклопедия для детей. Том 10. Биология. – М.: 2001

    Я садовником родился./Журнал "Аистенок", июнь, 2005

    http://www.travinka.net

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Исследовательская проектная задача «Как путешествуют семена растений»
Цель: создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.
Задачи:
-способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.
Оборудование
На столах: табличка с номером (или названием) группы, документы в конверте с номером группы (заготовки таблиц для продукта – на каждого участника, картинки плодов и семян). Пробная таблица (одуванчик) лежит рядом с конвертом. Все необходимые принадлежности дети готовят сами (пеналы с карандашами и фломастерами, клей-карандаш).
На отдельном столе: коробочки с различными плодами и семенами для каждой группы (семена огурцов, акации, соплодия ольхи, крылатки клёна, репьи лопуха).
На доске: схемы-опоры «6 П проекта» + опора для поиска информации.
У учителя: конспект мероприятия, стикеры 4-х цветов, магниты для крепления продуктов проекта, список класса по группам, листы самооценки (21 шт.). Грамоты (1, 2, два третьих места) и сертификаты (на каждого).
У наблюдателей: карта эксперта (по числу групп), итоговый экспертный лист, ручка.
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты эксперта приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному-два человека на каждую группу. Функции наблюдателей: заполнение карты эксперта и наблюдение за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами и пройти инструктаж. Проект выполняется малой группой из 4-х – 5-ти учеников. Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5) или именем. У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Подробный план
Проблема.
Беседа по вопросам: Кто такие путешественники? Как и на чём можно путешествовать?
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.
- Подумайте, кто бы это мог быть? (Выставляет на стол каждой группы коробочки).
Давайте посмотрим, что там лежит. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.
- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Возникли ли у вас вопросы? Какие? Задайте по одному вопросу, используя слова подсказки: Как….Куда….На чём…Зачем… Все ли… (можно написать на карточках и показать детям). У нас появились вопросы – по другому ПРОБЛЕМА (вывесить карточку на доску).
Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу и читает описание проектной задачи.
Планирование.
Проектная задача обсуждается (что же мы должны сделать?)
Рассматривается заготовка будущего продукта – пробная таблица для одуванчика, затем из конверта достаются несколько продуктов-таблиц по числу участников группы.
Итоги рассматривания: Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). В таблице пока не заполнен столбец с названием растения и приспособлением для путешествия семян и плодов.
К таблице есть приложение – разрезные картинки с изображением семян и плодов растений.
- Давайте составим план нашей работы. С чего бы вы начали? (Вспомните, о чём говорилось в проектной задаче). Как бы вы распределили обязанности? Каждой группе нужно заполнить таблицу. Писать мы ещё не умеем, но у нас есть картинки.
Учитель объясняет, что работать нужно в группе, распределяя обязанности на всех. Даёт детям время, для того чтобы договориться (разделить таблицы-продукты по одной на каждого участника группы, картинки с изображением семян пока в середине стола).
Когда таблицы распределены, учитель подводит итог: сейчас мы составили ПЛАН работы.
III. Поиск информации.
Учитель вывешивает табличку ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, выясняется, что информацию можно искать разными способами (вывесить рисунки-подсказки ТЕЛЕВИЗОР, ИНТЕРНЕТ, ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ, СПРОСИТЬ У ВЗРОСЛЫХ, КНИГИ).
- У нас в кабинете нет телевизора, выхода в интернет, мы ещё не умеем читать специальные книги-энциклопедии. Что остаётся? Правильно, спросить у взрослых и провести опыты и наблюдения. Это в наших силах. Сегодня мы будем учиться искать нужную нам информацию с помощью опытов и наблюдений.
IV. Получение Продукта. Работа в группах.
Учитель вывешивает табличку ПРОДУКТ, задаёт порядок изучения семян: называет, какие семена надо рассмотреть, какие опыты и наблюдения с ними провести.
Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?
Загадка: Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - И остался стебелек. (Одуванчик).
-Кто из вас видел одуванчик? Кто знает игру «Дед или баба»? В чём она заключается? Как же путешествуют семена одуванчика? С помощью какого приспособления? Находим в приложении картинку «Одуванчик» и приклеиваем её в таблицу-образец, напротив картинки «Ветер».
ВОТ ТАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ, но теперь – каждый в своей таблице!
Исследование семян клена.
Загадка: Хоть совсем не птица, а с крылом родится.
С веточки сорвётся и на крыльях вьётся (крылатка клёна).
- Найдите среди семян отгадку. Покажите – это семена клёна.
-Подбросьте крылатки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Подбросьте крылатки клёна ещё раз и одновременно помашите веером (листом бумаги). Что произошло?
Дети делают вывод: крылатки клёна кружатся, как вертолётики. Если на них подует ветер, они отлетят далеко в сторону.
- Какие же приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Найдите подходящую картинку и заполните следующую таблицу.
Исследование семян лопуха – репьёв.
Загадка: Растение видное, А имя обидное. (Лопух)
Рассмотрите семена лопуха – репьи. Соедините вместе два репья. Что произошло? Почему? Возьмите кусочки ткани (меха), попробуйте прицепить репей к нему. Что произошло? Почему?
Дети делают вывод: репьи имеют цепкие усики, которые цепляются за ткань. Значит, семена лопуха может разнести человек, на чью одежду репей прицепится, или животное.
Я репей, у меня Цепкие колючки.
Третий день катаюсь я На хвосте у Жучки.
Заполнение таблицы.
-А знаете ли вы, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
Исследование плодов ольхи.
Загадка: Есть серёжки, да не девчонка. Есть и шишки, да не сосёнка.
А живет в низинке, около лозинки. (Ольха)
Учитель читает отрывок и демонстрирует фотографию ольхи на берегу водоёма: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
- Рассмотрите соплодия ольхи. Какие они? Как об этом говорилось в тексте? Почему же вдоль берега нашей речки так много ольхи? Заполнение таблицы.
Исследование семян акации (стручков).
Загадка: На сучке - арканчик Держит чемоданчик.
Крышка открылась- все раскатилось. (Стручки акации).
Учитель читает отрывок из дополнительного материала:
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян акации.
Семена гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
- Найдите среди семян стручки акации. Внимательно рассмотрите их. О каком способе путешествия семян вы сейчас узнали?
Заполнение таблицы.
Исследование семян огурца.
Загадка:
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).
- Вы много раз видели, как мама весной сеет семена огурцов. Есть ли у них какие-то приспособления для путешествия? Нет. Как же вырастет новое растение огурец? (Показать картинку семенного огурца: или человек соберёт семена и посеет их, или они перезимуют и прорастут сами на том же месте). Заполнение таблицы.
V. Подготовка к защите проекта
Учащиеся 1 класса дорабатывают свой продукт: раскрашивают картинки и обложку, которую выдаёт учитель; устно составляют предложения о том, как путешествуют те или иные семена и с помощью каких приспособлений).
Карточки-подсказки: КАК ПУТЕШЕСТВУЮТ? ЧТО ПОМОГАЕТ?
VI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - защита проекта: коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений.
Каждый участник команды демонстрирует свой ПРОДУКТ. Участники говорят по одному-два предложения (Семена клёна путешествуют с помощью ветра. У них есть крылышки. Семена ольхи путешествуют с водой, потому что они лёгкие и плавучие. Семена лопуха имеют цепкие усики, поэтому могут путешествовать с животными и человеком. Семена акации разбрасываются с помощью самого стручка, когда он растрескивается. А некоторые семена вообще не имеют приспособлений для путешествия, поэтому их сеет человек или они растут рядом с растением).
Учитель скрепляет отдельные листы-продукты в книжечку.
На полочке доски выстраиваются 4 книжки – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Учитель подводит итог: «Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен».
VII. Оценка продуктов проекта каждым учащимся с помощью стикеров. Заполнение детьми листов самооценки и передача их экспертам. Оценка работы групп экспертами.
VIII. Объявление экспертами результатов. Награждение команд. Выдача сертификатов.
Таблица для учащихся 2-4 классов может иметь следующий вид.
Способ распространения Названия растений Приспособления
Ветром Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле Парашютики, крылатки лёгкие
Водой Осока, ива, ольха, кокосовая пальма Имеют воздушные полости, лёгкие, плавучие
Животными и человеком Дуб Белки, мыши
Череда, лопух, чертополох Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин
Самораспространение
(саморазбрасывание) Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» Воздушные полости, яркая окраска.
Растрескивание плодов
Памятка «Ход проектной задачи»
Учащиеся Организатор
Изучение проектной задачи.
Планирование работы.
Проведение исследований учащимися.
Запись выводов по результатам исследований (заполнение таблицы).
Следит за ходом работы.
Организует деятельность детей по плану, обозначенному на доске с помощью схем-опор (открывает схемы по очереди).
Проводит хронометраж (например:
изучение проектной задачи – 3-5 минут, планирование работы – 5 минут,
проведение исследований и запись выводов –
10 – 15 минут,
Изготовление продукта – 10 минут,
репетиция выступления в группе – 5 минут,
защита проекта – не более 5 минут).
Помощники организатора (наблюдатели) заполняют карты наблюдений.
Изготовление продукта
Заполнение шаблона защиты проекта. Репетиция выступления (защиты проекта) в группе. Защита проекта по заполненной таблице и шаблону перед классом. Каждый участник может рассказать об одном «открытии» или озвучить часть шаблона защиты проекта.
В результате должен получиться коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений. Все продукты прикрепляются на доску под номером группы (или под продуктом поставить номер группы). Каждый участник имеет право прикрепить свой стикер на понравившуюся работу. Учитель проводит подсчёт голосов, отданных за каждую команду.
Самооценка (заполнение листа самооценки каждым участником группы). Организаторы подводят итоги наблюдений по экспертным листам.
Собирает листы самооценки для последующего анализа.
Вместе с помощниками проводит анализ.
По итогам наблюдений формируется команда из 5-ти учащихся для участия в третьем туре проектной недели «Времена года: осень» (кроме 1 класса).

КАК РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПЛОДЫ И СЕМЕНА?

Очень редко семена прорастают в самом растении. Если разрезать спелую тыкву, можно увидеть такие проросшие семена. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящими, они прорастают. Растения занимают новые территории. Там благодаря перекрестному опылению могут образоваться новые виды растений.

Плоды и семена, неприятные людям на вкус или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц. Но семена с твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания.

Делая запасы, птицы тащат плоды и семена к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть ее запасов прорастает. Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами: фиалок, ветреницы, медуницы, кислицы, чистотела, василька, молочая. Часть семян они теряют в пути. Но им в основном доступны семена трав.

Мы все знаем плоды, которые сами цепляются за шерсть проходящих мимо животных или за одежду людей. Это плоды дурнишника, череды или лопуха.

На островах Тихого океана растет пизония. Это дерево или кустарник. Плод пизонии заключен в чашечку, усаженную рядами липких волосков. Они легко приклеиваются к любому предмету. Пресмыкающиеся и мелкие птицы бывают настолько облеплены этими плодами, что не могут двигаться и погибают.

КАКИЕ СЕМЕНА ПУТЕШЕСТВУЮТ ПО ВОДЕ И ВОЗДУХУ?

В высокогорных степях, пустынях, саваннах, где бывают сильные ветры, семена разлетаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Мелкие семена -у вереска, росянки, заразихи, колокольчика, хмеля, из теплолюбивых растений - рододендрона и эвкалипта.

Семена с крыльями образовались у растений, которые живут на открытых местах. Семена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хохолком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, березы, ольхи и граба - маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу - у плодов тюльпанового дерева, клена и ясеня. Поэтому они и кружатся при падении.

В тропиках и субтропиках растет держидерево. Так его называют из-за шипов на ветках. В каждой паре один из них загнут книзу, другой - косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом и подвешен на тонкой плодоножке. Настоящая "летающая тарелка".

Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название - качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести.

Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями и даже животными.

КАК ПРОРАСТИТЬ СЕМЯ?

Есть семена, которые прорастают легко и быстро, например клена, хлебных злаков, подсолнечника, салата, сорняков. А вот почти у всех цветковых растений семена не способны прорастать сразу. Чтобы они дали ростки, их нужно поместить в особые условия. Бобовые и растения из засушливых областей нужно просто намочить перед посевом, так как у них твердая кожура, и поставить в теплое место.

Бывают семена, у которых зародыш полностью не развился. Такие семена нужно поместить в условия, в которых зародыш завершил бы свое развитие. Это семена ясеня, женьшеня, лимонника китайского. Для дозревания набухшие семена должны полежать во влаге и тепле.

Семена березы, салата, сельдерея чувствительны к свету, и если его достаточно, то они быстро всходят.

Многие семена быстро всходят, если их подержать при пониженной температуре - при О С или при +6 "С в песке, торфе или опилках. Этот процесс называется стратификацией. Семена калины и ландыша прорастают только после длительной холодной стратификации, причем ландыша - только на вторую весну.

Понятно, почему семена дыни или пальмы всходят при температуре +25 "С, кукурузы - +12 °С, а пшеницы даже при 0°. Ведь и взрослые растения привыкли к таким условиям.

Обычно семена, которые легко прорастают, теряют всхожесть через несколько недель. Сухие семена могут храниться несколько лет, а иногда - в течение десятков и даже сотен лет.

Благодаря семенам зародыш будущего растения в состоянии покоя сможет благополучно переждать трудные времена и прорасти в более благоприятных условиях.

Одни семена цепляются за шерсть животных, за одежду людей и таким образом переносятся. Другие семена прилипают к клювам птиц, когда те склёвывают ягоды, - и так разносятся на дальние расстояния.

Часто семена, находящиеся внутри ягод и фруктов, попадают на землю с птичьим помётом.

Есть семена, которые «перелетают» на новые места. Многие из них имеют пушистые отростки, с помощью которых их подхватывает ветер.

Существуют также растения, плоды которых, когда высыхают, лопаются, и семена из них разбрасываются на несколько метров вокруг.


Семена кувшинок путешествуют прямо по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка, плывёт оно по воде.

Некоторые плоды путешествуют по воде. Самые лучшие пловцы - орехи кокосовой пальмы. Плавают они не в реках и озёрах, а в океане. Зародыш в таком орехе окружен тройной защитой. Он покрыт твёрдой скорлупой, а сверху находится переплетение жёстких гибких волокон. Они образуют настоящий «спасательный жилет», который поддерживает орех на плаву.


Колючий шарик репейника состоит из множества крохотных крючков — именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных.

Тополиный пух напоминает снег. В центре каждого белого комочка спрятано семя. А у плода берёзы семя окружают два крылышка. Хоть они и невелики по размеру, а порой могут занести семя даже на крышу дома.

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека).
  2. Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

Развивающие цели:

  1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
  2. Воспитательная цель:
  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование:

  1. Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений ”.
  2. Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец, недотрога.
  3. Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.
  4. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” - по 1 на парту
  5. Образцы плодов и семян - по 1 комплекту на парту.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты, сядем дружно,
Начинать работу нужно.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение синоптика (работа в дневниках наблюдения)

2. Фронтальная работа:

На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в размножений растений

Какую работу они выполняют? (опыляют растения)

На доске таблица “Опыление растений”.

3. Индивидуальные задания:

3-4 ученика работают на индивидуальных карточках.

Используя таблицу, расскажите, как происходит опыление растений.

(2 ученика отвечают домашнее задание устно у доски).

III. Сообщение темы и целей урока.

Достаточно ли работы насекомых для размножения растений?

(Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё нужно посадить.)

А кто это делает? (Люди)

Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за растениями, получают урожай.

А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам и нужно сегодня выяснить.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Семена путешествуют

Что значит, путешествуют (бывают в других городах, странах, и т.д.)

На чем можно путешествовать? (на поезде, самолёте, теплоходе и т.д.)

А могут ли так же путешествовать семена растений? (Нет)

Какова же будет цель сегодняшнего урока?

Дети называют цели, учитель корректирует:

  1. Как путешествуют семена?
  2. Кто им помогает путешествовать?
  3. Какое значение имеют эти путешествия для природы?

IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.

У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они

выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика.

Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей.

Эти семена-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ . Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю.

- ПАРАШЮТИК (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра . Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие.

Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра)

Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие”.

Практическая работа

На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.).

Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются?

У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли.

Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру.

ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева.

Физкультминутка.

У - Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать?

(Тяжелые. Нет крылышек)

Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает?

Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения”

(стр. 42, 2 абзац)

Дети читают. Делают выводы:

Семенам помогают животные (звери, птицы)

Заранее подготовленные ребята рассказывают о животных:

1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки.

За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший вклад в расселение растений.

Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути.

2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.)

3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки.

4. Рассмотрим как это им удается.

На доске.

Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек)

В ходе беседы составляется схема

В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.)

Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика)

Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений?

Работа с учебником.

Ответы детей:

Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека.

V. Закрепление:

Мы сегодня узнали, как путешествуют семена растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос: какие осенние изменения в природе способствуют расселению семян и плодов растений?

Ответы детей:

Усиление ветра

Заготовка животными запасов

Увеличение к зиме шерстяного покрова у животных

Появление грибников и ягодников

Ученики повторяют таким образом способы расселения семян с помощью ветра, животных и человека.

Разгадывание кроссворда:

  1. Был цветочек золотой,
    За неделю стал седой.
    А денечка через два
    Облысела голова. (Одуванчик)
  2. Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде человека и шкуре животных. (Череда)
  3. Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)
  4. Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек. (Животные)
  5. Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
  6. Растение-артиллерист (Недотрога)
  7. Плод этого растения – крылатка. (Клен)

Итог урока (рефлексия)

Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали распространение плодов и семян растений)

Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор, знать как размножаются растения)

Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя, сообщения ребят, находили информацию в учебнике и дополнительной литературе, проводили практическую работу с плодами и семенами растений)

Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы)

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998 г.
  2. Атлас-определитель “От земли до неба”.
  3. Что есть что. Растения. Издательство “Слово”. 1994 г.
  4. Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек. Издательство “Москва Мир”. 1982 г.