20.06.2020

Судовые системы пожаротушения. Пожарная безопасность на судне: причины возгорания, виды сигнализаций Системы и средства пожаротушения на судах


Одновременно с постройкой судна выполняют монтаж стационарных систем, которые бывают двух типов – кольцевые и линейные . При их помощи осуществляется быстрая транспортировка огнетушащих веществ к месту возгорания, локализация и тушение огня.

Водяную систему монтируют независимо от других, она является основной. Состоит система из основной и ответвленной магистралей, различающихся по диаметру (до 150 и 64 мм соответственно), оснащённых спускными кранами. Суммарная производительность насосов должна быть на уровне 140 – 180 тонн в час. Их располагают ниже ватерлинии, возле насосов монтируют кингстоны.

Диаметр трубопроводов на водопожарной системе обязательно должен обеспечивать напор воды 350 кПа у наиболее дальних или высоко размещённых кранов у грузовых кораблей и 520 кПа на танкерах. Для защиты от замерзания открытие участки магистрали обеспечивают спускным и отсечным клапанами. Линейная схема отличается наличием одной магистрали, от которой отходят вертикальные и горизонтальные трубы. На танкерах её прокладывают диаметрально. Кольцевая система представляет собой соединённые параллельные магистрали, образующие кольцо. При повреждении участка магистрали его отключают, но система продолжает работать в прежнем режиме. Во внутренних помещениях краны устанавливают на дистанции 20 м между ними, на палубе дистанция может составлять 40 м. Длина пожарных рукавов соответственно колеблется от 10 – 15 до 15 – 20 м.

Жилые помещения на суднах, паромах защищают от огня при помощи спринклерных систем. В их функциональные особенности входит локализация огня и снижение температуры при пожаре. Спринклеры (клапаны с плавкими вставками) открываются при повышении температуры свыше 60 С, и начинается разбрызгивание воды в помещении. Спринклерная система монтируется из нескольких устройств – пневмогидравлической цистерны, трубопровода и спринклеров, сигнально-контрольного устройства. Минимальная мощность спринклеров составляет 5 л на 1 кв. м. каюты или другого помещения. Их обычно монтируют в верхней части кают и жилых помещений. Параллельно со срабатыванием спринклерной системы включается сигнализация, информирующая экипаж о месте возгорания.

Дренчерными системами пожаротушения оснащают танкеры, газовозы, суда, на которые осуществляется погрузка горизонтальным способом. Основное отличие от спринлерной системы – при включении дренчерной запускается насос, который подает воду из-за борта в магистраль и потом – непосредственно к распылителям. Установка выполняет охлаждение металлических частей и палубы суден.

Кроме этого, системы судового пожаротушения могут работать по принципу образования водяных завес и водного орошения. Распылители системы водораспыления монтируют в области подволока помещения, подключая их питание к независимому насосу с автоматическим срабатыванием или водопожарной магистрали. Водяную завесу формируют при помощи щелевых распылителей, присоединённых к пожарной магистрали. Их применяют в случаях, когда невозможен монтаж огнестойких конструкций на судне. Водяное орошение устраивают на выходах из машинных отсеков.

Альтернативные и дополнительные типы установок пожаротушения

Для защиты от огня машинных и насосных отделений всех судов (особенно танкеров) оборудуют установки и системы пенного пожаротушения . Порошковые системы обязательны к применению на судах, перевозящих сжиженные наливные газы. При значительных величинах кораблей монтируют несколько установок, каждая из которых защищает определенный участок. Образование пены осуществляется при помощи смесителя, где смешивается пенообразователь с водой. Пена подается через эжектор в место возгорания. На морских судах и нефтеналивных танкерах используют пену низкой кратности (1: 10), на сухогрузах и рефрижераторах – средней (1:50 – 1:150), в машинных отсеках и грузовых помещениях с применением горизонтального способа погрузки – высокой (1: 1000). Толщина пены составляет 15 – 20 см (соответственно для мазута и нефти, бензина и керосина), её расход – 150 л на 1 м3 (15 л воды и 0,75 л пеноообразователя).

Действующим веществом в системах порошкового пожаротушения являются поташ, квасцы, углекислая сода и т. д., которые распыляются при помощи азота или инертного газа. Системы состоят из станций, в которых монтируют резервуары с порошком, к которым присоединяют газовые баллоны. Данный тип устанавливают в местах с электрооборудованием, малярных отсеках, на газо- и химовозах и судах, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Если вероятность Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.

">пожара высока, суда оборудуют системами углекислотного тушения, устанавливая их в машинных и грузовых отделениях. Данная система запускается в крайнем случае, если принятые меры не локализовали огонь . Газ через магистраль транспортируется в жидком состоянии, при выходе расширяется и становится обычным газом с повышенной плотностью. Углекислотные станции состоят из баллонов, наполненных сжиженным газом, коллектора, трубопроводов с клапанами и соплами.

Помимо тушения углекислотным газом, возможно использование альтернативных средств. К ним относятся химические агенты – инертные газы, жидкости с высокой степенью испарения. Инертные газы (или дымовые, идущие от котлов) поступают в скуббер, где происходит их очистка и охлаждение. Данный тип пожаротушения используют на сухогрузах, рефрижераторах, наливных танкерах. Легкоиспаряющиеся жидкости в системах тушения представлены галоидированными углеводородами, смесями хладона и бромистого этила, которые сохраняют в резервуарах с антикоррозионным покрытием, а подают сжатым воздухом к распылителям в помещение, где есть Место первоначального возникновения пожара.

">очаг возгорания.

Размещение и комплектация судов системами и установками пожаротушения

Станции пожаротушения размещают на открытых палубах, к ним должен быть дополнительный вход с внешней палубы. Грузовые сухогрузы оборудуют системами водного и пенного тушения, используя их поочередно. Паротушение возможно в трюмах, при подведении системы от котельной установки (иногда с использованием пароэжекторов). Судна оснащают береговыми соединениями водопожарной магистрали, в том числе переносными или обязательно стационарными, при осуществлении международных рейсов.

На пожарных постах размещают пусковые устройства систем, указатели пожарной сигнализации и противопожарное оборудование. Аварийно-пожарные посты есть двух типов – местные, где хранят определённое оборудование, и общесудовые, где находятся многофункциональные виды устройств пожаротушения. Если длина судна составляет более 45 м, аварийно-противопожарное оборудование хранят на нескольких постах, размещенных выше переборки, при длине меньше 31 м возможно использование одного совмещённого поста.

В зависимости от возникновения различных типов возможного пожара (возгорание твёрдых веществ, пожары классов B, C) используют соответственно воду, пену или порошковый огнетушитель , углекислотную и хладоновую системы. Для ликвидации пожаров класса D стационарные системы не задействуют. Помимо стационарных систем пожаротушения используют передвижные установки – механизированные насосы, переносные мотопомпы, другие приборы, которые монтируют на транспортных средствах.

Правильное использование и квалифицированная комплектация судов противопожарными системами надёжно защищает экипаж и груз кораблей от возможного возгорания. Поэтому для защиты корабля от огня необходимо комплексно использовать основной и альтернативный типы систем пожаротушения.

Судно представляет собой закрытую систему, к которой предъявляются повышенные требования в плане пожарной безопасности. Вне зависимости от вида, назначения, района плавания, вида двигателя, материалов корпуса/надстройки и других параметров водный транспорт должен иметь эффективное оборудование для пожаротушения . Это обеспечит безопасность персонала/пассажиров и минимизирует ущерб в случае чрезвычайной ситуации.

Система пожаротушения на судне проектируется с учетом возможных причин пожара - от особенностей конструкции корабля до характера перевозимых грузов и человеческого фактора. Наиболее действенными являются автоматизированные системы, обеспечивающие объемное распыление пожаротушащего вещества (воды, пара, пены, аэрозоля) на открытых и скрытых путях распространения пламени.

Судовые системы пожаротушения: основные требования

По нормам Российского речного и морского регистра судоходства системы объемного пожаротушения на пассажирских и грузовых судах речного/морского флота, а также на буксирах и других видах водного транспорта должны обеспечивать эффективную противопожарную защиту таких объектов, как:

  • машинные отделения, котельные, генераторные, насосные, распределительные щиты;
  • вентиляционные системы в помещениях для механического и электрооборудования;
  • коффердамы и отсеки для цистерн под топливо, масло, сбор подсланевых вод;
  • кладовые для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и газов;
  • помещения общего назначения (для пассажиров и персонала).

В последнее время для обеспечения безопасности судов все чаще применяются установки аэрозольного пожаротушения , что обусловлено их преимуществами перед другими видами огнетушащего оборудования.

Особенности аэрозольного объемного пожаротушения

Аэрозольная система пожаротушения включает в себя генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА ), датчики (дыма, огня, температуры), узлы автозапуска, светозвуковые оповещатели. При обнаружении признаков пожара происходит запуск генераторов, которые выбрасывают в помещение облако газоаэрозольной смеси. Состав быстро гасит пламя и долго сохраняет огнетушащую концентрацию, исключая возможность повторного воспламенения.

Достоинства аэрозольного пожаротушения для водного транспорта

  • Высокая противопожарная эффективность - модульная система охватывает все отсеки судна, генераторы подбираются по размерам помещения (защищаемый объем зависит от модели и составляет 2,2-134 м3).
  • Отличные эксплуатационные характеристики - после установки генераторы не требуют периодической перезарядки, рабочие температуры модулей варьируются в диапазоне +/-50 °C, бесперебойно функционируют на объектах с уровнем влажности до 98%.
  • Экономическая эффективность - аэрозольные установки имеют наиболее низкую цену среди всех видов огнетушащего оборудования, не требуют затрат на обслуживание и обустройство отдельного помещения под станцию пожаротушения.
  • Простой монтаж - прокладка кабелей для автоматизации системы ведется по существующим трассам, генераторы не нуждаются в подключении к инженерным сетям, поэтому работы можно проводить без вывода судна из эксплуатации.
  • Экологичность - аэрозольная смесь не содержит токсинов и агрессивных химикатов, не причиняет ощутимого вреда людям и не наносит ущерба дорогостоящим корабельным агрегатам и электрооборудованию.

АО НПГ «Гранит-Саламандра» - ведущий мировой производитель аэрозольных огнетушащих установок. Мы оказываем полный комплекс услуг - от продажи оборудования до разработки проектных решений и профессиональной установки аэрозольных систем пожаротушения на любых судах.

Морские и речные суда относятся к особой категории объектов с точки зрения опасности возгорания. Пожарная безопасность на судне закладывается еще на базе проектирования и строительства морского транспорта. В этих целях используются устойчивыми к возгоранию материалами, прокладывают системы трубопроводов, обрабатывают поверхности огнезащитными средствами и обеспечивают изоляцию между отсеками. Но при наличии всех предусмотренных мер суда продолжают оставаться опасными в пожарном отношении объектами и требуются дополнительные мероприятия для их защиты от огня.

Причины возгорания на судах

Любое судно по своей конструкции представляет собой ограниченное по площади помещение с высокой плотностью размещения электротехнического и силового оборудования. Дополнительным опасным фактором служит наличием легко возгораемых и взрывоопасных грузов.

Основные причины возгораний связаны с беспечным поведением экипажа:

  • эксплуатация неисправного электрооборудования;
  • курение в местах для этого необорудованных;
  • сварочные работы без соблюдения техники безопасности;
  • загромождение пространства, в том числе путей эвакуации;
  • неаккуратное обращение с воспламеняющимися жидкостями.

К пожарам могут привести и неправильные действия руководителей или собственников судна:

  • перегруз трюмов пожароопасным грузом;
  • неправильное складирование различных видов материалов;
  • ненадлежащая эксплуатация системы пожаротушения на судах.

Пожары на водном транспорте опасны тем, что:

  • ограничены способы и возможности эвакуации;
  • присутствует большое количество топлива или летучих газов в местах его хранения;
  • противопожарные работы необходимо проводить с учетом сохранения остойчивости корпуса.

Виды средств пожаротушения, использующихся на судах

Сложная конструкция судов и наличие помещений различного назначения требует обоснованного подхода к оборудованию объектов защитными средствами. Различные противопожарные системы на судне используются с учетом особенностей помещений и назначения самих судов.

Самый распространенный способ тушения – с помощью воды. Водяные способы борьбы с огнем монтируются в ходе строительства судна. Используются кольцевой и линейный трубопроводы. В тушении пожаров используются несколько насосов с защитными заслонками (кингстонами).

На судах с повышенной пожарной опасностью (танкерах, газовозах) используется на судне, которые обеспечивают быстрое реагирование и максимальное количество огнегасящего вещества.

В жилых помещениях предпочтительнее на судах, обеспечивающая возможность эвакуации людей и имущества.

Там, где использование воды не имеет должного эффекта или даже представляет опасность, например, в машинных и насосных отделах, используются пенные устройства для пожаротушения. Вода при высоких температурах превращается в горячий пар и становится опасной для людей, не меньше чем огонь.

Суда, перевозящие взрывоопасные и горючие вещества, например, сжиженные газы, оснащаются порошковыми средствами, которые позволяют купировать возгорание и не дают ему распространиться дальше.

Основные системы имеют стационарные конструкции. Наряду с ними используются переносные, мобильные системы (огнетушители), которые применяют для подавления небольших возгораний местного значения.

Сочетание различных способов считается наиболее эффективным.

Виды пожарных сигнализаций, использующихся на судах

В связи с высокой опасностью возникновения возгораний на всей площади морских и речных судов устанавливаются судовые пожарные сигнализации.

Предпочтение отдается автоматическим системам, так как они не нуждаются в постоянном контроле человеком, т.е. не отрывают экипаж судна от выполнения прямых обязанностей. Автоматические системы дополняются извещателями с ручным способом включения, которые размещаются в общедоступных местах.

Обратите внимание!

В большинстве случаев система пожарной сигнализации на судах речного флота дополняется звуковым оповещением, предупреждающим пассажиров и членов экипажа об опасности.

Пожарная сигнализация на судне представлена следующими видами:

  • электрические устройства
  • пневматические схемы, не зависящие от наличия напряжения в сети
  • извещатели, реагирующие на появление дыма
  • температурные датчики, реагирующие на максимальные показатели
  • дифференцированные виды, настроенные на резкое изменение тепловых значений внутри помещения
  • автоматические и ручные виды сигнализации
  • комбинированные системы, которые включают одновременно несколько видов датчиков, чтобы повысить результативность и снизить случайность активизации судовой системы пожарной сигнализации и необоснованного включения средств пожаротушения.

В каких местах нужно размещать сигнализацию на судне?

Основным средством защиты морского транспорта являются стационарные системы пожаротушения. Базовые конструкции устанавливают еще на судостроительном заводе, пока корабль находится на стапелях.

Впоследствии судовладельцы дополняют существующие системы, модернизируют или заменяют устаревшие модели.

Места размещения судовых стационарных систем пожаротушения – это наиболее опасные участки и помещения:

  • машинное отделение с дизельными двигателями;
  • судовые электрогенераторные или другие помещения, в которых располагаются источники электроэнергии и разветвления электрических сетей;
  • отсеки с работающими электродвигателями и насосами;
  • вентиляционные сети.

Также установка АПС на судне предусмотрена в местах нахождения экипажа, т.е.:

  • в жилых каютах;
  • на камбузе;
  • в коридорах.

В грузовых трюмах или отсеках устанавливаются газовые и порошковые устройства, обладающие высокой эффективностью, но опасные для людей, находящихся в зоне воздействия.

Выбор пожарной системы

Безопасность водных транспортных средств в значительной мере зависит от того, насколько обоснованно выбраны системы пожаротушения на судне.

При выборе необходимо учитывать следующие факторы:

  • назначение водного транспорта и степень опасности в пожарном отношении перевозимых грузов;
  • размеры объекта в целом и отдельных помещений, а также конструктивные характеристики отдельных частей конструкции;
  • количество пожароопасного оборудования и распределение его по площади объекта;
  • наличие, объем и способ складирования грузов, и их показатели пожароопасности.

При оценке средства пожаротушения обращают внимание на следующие показатели:

  • возможность использования при различных типах возгораний (А, В, С и так далее);
  • площадь, охватываемая огнегасящими веществами, с учетом высоты отсека;
  • скорость реагирования и время работы пожарной системы;
  • автоматическое срабатывание и возможность включения в ручном режиме;
  • опасность для людей и вред, который потенциально может быть нанесен защищаемому от огня имуществу
  • возможность монтажа в стесненных условиях или в нестандартных конструкциях водного транспорта.

Заключение

Правильный выбор, монтаж и эксплуатация судовых систем пожаротушения – это залог безопасности судна, экипажа, пассажиров и груза.

Системы пожаротушения на корабле являются конструкции судна. При их проектировании учитываются многие факторы: автономность судна, наличие горючих материалов в конструкции, размещение рядом помещений с различными уровнями пожарной опасности, ограничения по ширине путей эвакуации.

Все перечисленные факторы только усугубляют пожарную опасность плавательных средств, по этому внедрению различных способов обеспечения безопасности пассажиров, а также разработкам новых более эффективных уделяется особое внимание.

Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

    • Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;
    • Водяных завес;
    • Водяного распыления или орошения;
  • Газовые – на основе углекислоты или инертных газов;
  • Порошковые.

В ряде случаев в качестве , которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

  • Водяные – используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;
  • Пенные – устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;
  • Газовые и порошковые – используются для защиты от возгорания класса С.

Система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ)

Устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

Она размещается в следующих местах:

  • Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;
  • В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;
  • В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;
  • В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных – гребных;
  • В сетях вентиляции оборудования.

Все основные рабочие должны соответствовать требованиям технического регламента, в соответствии с которым производится классификация и постройка судов. Представленная аппаратура автоматического пожаротушения объемного типа была разработана лабораторией «Пламя» при военно-морском инженерном институте.

Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения. Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

Проверка поступающей информации по нескольким параметрам существенно снижает риск ложного срабатывания.

Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

Испытания, проводимые в 2011 году, показали высокую эффективность установленной системы. Она в состоянии тушить горящие и . В частности, на испытаниях было потушено тлеющее дерево, и погашен поддон с горящим дизельным топливом.

Система водяного на корабле монтируется при его закладке. Она может быть двух типов – кольцевая и линейная. Магистральные трубы, по которым поступает вода, имеют диаметр до 150 мм, а рабочие до 64 мм. Такой диаметр должен обеспечивать напор воды, в самой дальней точке подключения на судне, 350 кПа на грузовых судах и 520 кПа.

Участки трубопровода, которые подвергаются воздействию внешней среды и могут замерзнуть подвергаются обвязке с использованием спускного и отсечного клапана, для того чтобы при их исключении из общей системы она продолжала функционировать. Расстояние между пожарными кранами различное. Внутри судна оно составляет до 20 м при комплектации 10-15 м пожарными рукавами. На палубе дальность может составлять до 40 м при комплектации каждого крана рукавом 15-20 м.

Жилые отсеки комплектуются спринклерными системами, оборудованными распылителями с плавкими вставками, с максимальной температурой разрушения 60°С. Устройство состоит из распылителей (спринклеров) трубопровода и пневмогидравлической цистерны под давлением. Минимальная производительность одного спринклера, регламентированная нормативами, составляет 5л на 1 м 2 каюты.

Дренчерными системами комплектуются в основном грузовые суда: газовозы, танкеры, сухогрузы и контейнеровозы — размещение груза на которых осуществляется горизонтальным способом. Основной конструктивной особенностью является наличие насоса, который при срабатывании сигнала тревоги начинает забор воды и ее подачу к в дренчерный трубопровод. Дренчерные для формирования водяных завес в тех местах корабля где невозможно установить противопожарные перегородки.

Газовые системы пожаротушения на суднах

Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе. В двигательном отделении как , так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы. Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

  • Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;
  • Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.

В отличие от зданий и сооружений суда постоянно совершенствуются и использование старых правил монтажа устройств пожаротушения зачастую неэффективно. Типовые расчеты для систем используются очень редко и только для небольших суден серийного производства.

Пожар на судах относится к самым опасным происшествиям, поэтому противопожарной защите уделяется очень большое внимание. В зависимости от типа и размеров современные суда оснащаются различными противопожарными приборами и системами. Наиболее широко противопожарная техника представлена на пассажирских судах, а также на танкерах, транспортирующих жидкие и легковоспламеняющиеся грузы.

Среди судового противопожарного оборудования можно выделить несколько базовых элементов, которые обязательно должны присутствовать на судне:

· пожарная сигнализация;

· стационарные системы тушения и мобильные (переносные) огнетушители;

· сопутствующий инвентарь (насосы, пожарные рукава и стволы, спецодежда).

Успех тушения пожара зависит, прежде всего, от быстроты обнаружения его очага. Для этого на судах применяют системы пожарной сигнализации с автоматическими и ручными извещателями пожара.

Автоматическую систему сигнализации устанавливают практически во всех помещениях судна.

Такие системы сигнализации срабатывают на повышение температуры в помещении или при появлении дыма (дымовая сигнализация).

Пожарная сигнализация включает в себя датчики, средства оповещения и элементы первичного пожаротушения (оросители спринклерного и дренчерного типа, охладительные насосы и так далее). Датчики фиксируют повышение температуры или появление дыма, после чего срабатывает звуковое и световое оповещение. Информация с датчиков также поступает на специальный пульт или дисплей, где (в простейшем варианте) каждому помещению соответствует лампочка, включение которой означает возникновение пожара.

Стационарные системы тушения в зависимости от вида возгорания могут быть водяного, и пенного типа, использовать в работе углекислый и инертный газ, галогены и порошок.

В водяные противопожарные системы входят насосы большой подачи и высокого давления, которые подводят морскую воду к сети судовых пожарных трубопроводов. На трубопроводах в соответствующих местах находятся гидранты, к которым подключают пожарные рукава.

Наряду со стационарными системами на судах имеются также ручные водяные, пенные,углекислотно–снежные огнетушители, химические приборы, ящики с песком и асбестовые одеяла, предназначенные для тушения пожара в момент его зарождения.

Водяные системы пожаротушения являются наиболее распространёнными на судне в силу доступности расходного материала и экономичности. Однако для их применения существует ряд ограничений: они не пригодны для тушения оборудования под напряжением, горючих материалов и газов, многих металлов.

Для локализации пожара и предупреждения его распространения на судах (на пассажирских обязательно)устанавливают противопожарные переборки. Они изготовлены из листовой стали и изолированы огнеупорными материалами. Кроме того, из огнеупорных материалов сделаны также двери во всех проходах, причём двери на всем судне можно закрывать с центрального поста, который обычно находится на командном мостике.