26.09.2019

Сюжетные игры с ребенком до года. Сюжетные игры для детей


Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются — меняются только игрушки.

Роль игры в жизни каждого ребёнка огромна. Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются - меняются только игрушки.

Если вам кажется, что игры - это просто развлечение и бессмысленное времяпрепровождение - это вовсе не так.

В процессе любой, даже самой незамысловатой игры, ребёнок учится анализировать, размышлять; развивает своё воображение, внимание, память и ещё получает много пользы для своего развития.

Существует три основных вида игровой деятельности:

  • индивидуально-предметная (у самых маленьких, от 0 до 2-х лет);
  • предметно-подражательная (появляется на втором году);
  • сюжетно-ролевая.

Вот о последнем виде игр мы сегодня и поговорим.

Определение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевые игры - это те игры, в которых дети «примеряют» на себя разные роли, передавая их особенности, характеры, действуя по заданному сюжету или придумывая его на ходу.

Это своеобразное театральное представление, в котором дети вживаются в определённые роли и ведут себя подобно заданному персонажу в соответствии со своим, детским видением каждой роли.

Когда дети начинают играть в ролевые игры?

Сюжетно-ролевые игры появляются в жизни ребёнка лишь тогда, когда он уже сможет пользоваться предметами не только по их непосредственному назначению, но и по игровому сюжету.

Обычно до 2-х лет малыши могут играть в ролевые игры только со взрослыми. Поэтому в первую ролевую игру с ребёнком должны сыграть именно родители.

В процессе у детей появляются желание повторить ваши действия, вести себя так же, как вы, а позже этот опыт будет перенесён на взаимодействие с детьми или другими взрослыми.

Как выглядит сюжетно-ролевая игра у детей от года до двух?

С самого начала игра именно так и происходит: вы показываете, малыш - копирует. Познакомьте его с разными предметами и покажите, что с ними делать.

Вот кукла (первый игровой предмет), её можно побаюкать (игровое действие), уложить в кроватку (появляется еще один игровой предмет и следующее действие), укрыть одеялом (новый предмет и действие), покормить (много новых предметов).

Вот машинка , её можно покатать на верёвочке, усадить туда мишку и насыпать стройматериалы (ими служат детали конструктора), потом отвезти их по назначению и выгрузить и построить домик (новые предметы и действия).

Уже очень скоро дети делают всё, что делаете вы: варят, пылесосят, стирают, гладят, ремонтируют. Чуть позже они со знанием дела будут обыгрывать знакомые ситуации: «поход по магазинам», «посещение доктора» и т. д. , проецируя взрослую жизнь на себя посредством игры.

Пока это не совсем полноценная игра - в ней нет диалога, это лишь начало игровой деятельности вашего малыша.

Сюжетно-ролевые игры после 2-х лет

Диалог двух или нескольких действующих лиц добавится в игру позже, примерно с 2-х-2 ,5 лет. Если вы к этому времени потратите достаточно времени и усилий, чтобы научить малыша играть в сюжетные игры со своими игрушками, тогда ребёнок сможет проводить часы наедине со своими «сокровищами» (кстати, ими могут быть не только игрушки, но и предметы домашней утвари), общаясь с ними и придумывая разные сюжеты.

Откуда берутся сюжеты? Конечно же, из жизни! Постепенно сюжетные линии усложняются, объединяя несколько ситуаций.

Например , вы выбрали сюжетом выезд на пикник. Пусть малыш сначала соберёт всё необходимое в сумку: удочки, провизию, соберет всех зайчиков и слоников, которых он пригласит с собой, сядет в личный транспорт, а по прибытии на место - распакует поклажу, высадит друзей и займётся рыбалкой, игрой в мячик или чем-нибудь ещё.

Игры усложняются

Когда дети уже играют вместе, каждую новую игру они начинают с устных договорённостей о её правилах - так они приобретают первые навыки делового общения.

А уже к 4-м годам малыши воспроизводят не только обыденные ситуации, но и добавляют в игры сказочные, кино- и мультипликационные сюжеты и персонажей. И даже в этот период нельзя пускать детские забавы на самотёк.

Нужно подкидывать малышу новые идеи для игр, иначе он может перестать проявлять самостоятельность и остановиться в развитии.

Понаблюдав со стороны за сюжетно-ролевыми играми нескольких детей, можно составить общее впечатление об уровне их развития и о том, насколько у каждого из них развито воображение и творческое мышление.

Предложите детям интересные сюжеты

  1. Знакомство с куклами. Всех кукол усаживают на диван. Мама приходит с новой куклой и обращается к сидящим на диване, вызывая любопытство дочки: «Здравствуйте, куколки. Как дела? Я вам принесла новую подружку, куклу Машу. Давайте познакомимся с ней». Далее происходит знакомство с чаепитием. Кукол рассаживают, угощают. При этом можно вести разговор от имени кукол, просить ребёнка сделать разные действия: пересадить куклу Веру на другое место, угостить куклу Лену, задать вопросы: «Кто пьёт чай?», «У кого жёлтая чашка?». В процессе игры девочка запоминает имена своих кукол (а иногда и придумывает сама). Кстати, мальчикам поиграть в такую игру тоже будет полезно (если у вас не найдётся достаточного количества кукол, используйте мягкие игрушки).
  2. Игры с машинками. Можно сказать малышу, играющему с машиной: «Смотри, как она у тебя запылилась! По-моему, её пора вымыть. Машинка тоже любит быть чистой и опрятной». Затем дайте крохе влажную мочалочку. Пусть протрёт стёкла, дверцы, колёса, чтобы машина засияла. Так в вашем доме вырастет будущий заботливый водитель. А вообще главная машина, которая должна быть в автопарке малыша - это большой самосвал. С ней можно придумать огромное количество сюжетных игр. Во-первых, она незаменима как дома, так и в песочнице и на пляже. В нее можно усаживать пассажиров, загружать и выгружать любые грузы, перевозить по разным маршрутам - в общем, крайне необходимая вещь в малышовом хозяйстве.
  3. Походы в магазин. Ситуация: у куклы не оказалось обуви. Мама: «Кукла Катя, почему у тебя ножки босые? Ты же простудишься! А где мама, почему она за тобой не смотрит? Анечка, это не твоя дочка без туфелек бегает? Пойдём-ка подберём ей что-нибудь в магазине».

Потом не забываете поблагодарить за покупку, попрощаться с продавцом. То есть, в процессе всего одной игры ребёнок учится:

  • правилам хорошего тона;
  • заботе о близких;
  • запоминает цвета и другие понятия.

Сюжетно-ролевые игры важны для развития малышей

Они прививают творческие, коммуникативные навыки, дают возможность примерять на себя разные роли, помогают вырасти вашим детям самостоятельными личностями, готовыми к преодолению любых жизненных ситуаций.

Нравится

Елена Першина
Первые сюжетные игры малышей

Тема : «Первые сюжетные игры малышей »

Выполнила :

Воспитатель : Першина Е. А.

В работе с детьми третьего года жизни используются многие обучающие игры , которые постепенно приближают малышей к первым сюжетно- ролевым играм . С детьми этого возраста рекомендуется проводить сюжетно – строительные игры , игры с куклами , игры – драматизации . В них отражается возросший опыт детей.

В первых совместных играх – драматизациях (по русским народным сказкам «Колобок» , «Теремок» и др.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально – выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки : мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску).

В обучающих играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о назначении предметов, о действиях с ними. При этом используется как предметно – игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками – заместителями и воображаемыми предметами.

Важно побуждать детей к замене хорошо известных действий, предметов словом. Речь не только сопровождает игру, но и включает в нее как способ решений игровых задач. Например, педагог совместно с детьми строит дом для кукольной семьи, устраивает обед, накрывает на стол, но каждую куклу нет необходимости кормить (это действие дети хорошо усвоили, оно им неинтересно, эту ситуацию необходимо пояснить словами : «Наша семья ест вкусный суп, котлеты, пьет сладкий компот, Маленькая Алена попросила добавки. Дадим ей? (Воспитатель обращается к детям.) Дети наливают в чашку воображаемый компот, предлагают «Пей, Алёна» .

В обучающих играх детей третьего года жизни участвует больше действующих лиц (мама, папа, дочка : кошка с котятами : покупатели, продавец и др.). Куклы и игрушечные животные отличаются по характеру, имеют свои имена, клички. Они совершают характерные лишь для них действия с разными предметами. У детей закрепляются, уточняются первые представления о том , что и как делает шофер, строитель, доктор, мама. Малыши наблюдают взаимоотношение действующих лиц (мама ласково разговаривает с дочкой, помогает ей одеться : строители быстро и прочно строят дом и т. д.). В совместных играх с детьми педагог вначале берет на себя главную роль, а затем переходит к второстепенным (например, в качестве врача принимает пациентов, потом участвует в игре как заболевший).

Педагог обозначает замысел игры (Мы поедим на дачу, называет свою роль и роли участников игры , направляет их на ответные действия.

Игра может проходить и без опоры на игрушки. Например, с группой детей воспитатель, превратив стулья в машину, едут на дачу. Они предлагают шоферу остановиться, чтобы дети погуляли, посмотрели на воображаемой лужайке цветы, после ягоды и т. д.

Используемый постоянно один и тот же сюжет усложняет содержание игры , расширяют и обновляют опыт детей. Так, игра в семью может быть связана с игрой в детский сад, стройку, магазин и др.

Важно, чтобы дети учились использовать один игровой эпизод для подготовки к другому (чтобы покормить куклу надо приготовить обед, а для этого надо купить продукты : чтобы построить дом, надо привезти строительный материал на машинах и разгрузить его).

На занятиях с детьми третьего года жизни можно организовывать чтение потешки «Водичка - водичка»

Спит в кровати кукла. «Это Катя,- говорит педагог –Кате пора вставать. Вставай, Катенька, вставай!» - просят дети.

В это время воспитатель убирает кроватку и ставит игрушечный стул, к спинке которого прикреплен водопроводный кран (игрушка – самоделка) .

На сиденье стула – тазик. «С-с-с-с – полилась вода» , - говорит педагог. Он умывает куклу и не торопясь читает потешку.

Далее воспитатель показывает детям куклу и просит посмотреть, как у нее заблестели глаза, спрашивает : «Что сделали глазки» (Хоровой и индивидуальные ответы.) И щечки розовеют. Что делают? Стал смеяться роток. Правда, стал смеяться роток? (хоровые и индивидуальные ответы детей) И кусаться? (Зубок.)

Педагог читает потешку еще раз. Повторяет ее, предлагает детям помочь ему читать.

Перед детьми на столе воспитателя игрушечный шкаф и табуретка (банкетка) . Появляется кукла Катя. Она вернулась с прогулки, - поясняет воспитатель, - сейчас будет раздеваться.

Уже раздеваюсь, - говорит Катя и начинает снимать ботинки. Катя, - останавливает ее педагог, - не снимай ботинки. – Не снимай ботинки, - говорят дети. (Хоровое и индивидуальное повторение фразы.)

Воспитатель снимает с куклы пальто и помогает ей повесить его в шкаф. Дети говорят : Пальто повесила в шкаф. Катя повесила пальто.

А что мне сейчас снимать? – спрашивает у детей кукла. – Покажи мне, Оля.

Снимай шапку. Положи ее в шкаф, - советуют дети (три – четыре повторения) .

Затем Катя снимает и аккуратно вешает кофту (на Катиных вещах обязательно должна быть вешалка) .Но рейтузы кукла забывает на скамейке и уходит. Вернись Катя! Ты не положила в шкаф рейтузы – зовут дети. (Хоровое и 2 – 3 индивидуальных высказывания.) Катя возвращается и убирает рейтузы.

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»

Дети сидят полукругом, в центре которого детский стол. Воспитатель вносит знакомую детям куклу. (Малыши , узнав Катю радуются.) Здесь будет (воспитатель обводит рукой поверхность стола) Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька тебе нравиться твоя комната? (С этой фразой к кукле обращаются и дети.) Нет – отвечает Катя. – Не нравиться мне моя комната. Стола нет, стула нет, кровати нет.

Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей : Что это? Зачем Кате кровать? Предлагает кукле осмотреть кровать, а затем лечь в нее. Ложись.

Ляг Катенька! – предлагают и дети.

Катя ложиться и засыпает. Пусть поспит, - говорит воспитатель, - а мы ей комнату устроим. Стол поставим…Что это? Зачем Кате стол? – И стулья надо, - обязательно скажет кто – нибудь из детей. Зачем стулья? – интересуется педагог. Выслушивает ответы детей с ставит в комнату стулья.

Затем воспитатель вносит шкаф для белья, буфет. Спрашивает название этих предметов мебели, объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.

После того как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Катю. Просыпается Катя. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет . Дети отвечают на ее вопросы. Катя не сразу все усваивает. Она может перепутать буфет со шкафом. Дети должны заметить и исправить ошибку.

На улице сегодня чудесная погода! – продолжает занятие педагог. – Снежок падает! Катя оделась и пошла гулять. Большая красивая снежинка опустилась на Катину варежку. Катя подула на снежинку (показывает, и та полетела. А вы хотите подуть на снежинки? Воспитатель раздает детям небольшие рыхлые кусочки ваты. Объясняет и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

Обучающие игры помогают детям усвоить многие игровые умения : условные обозначения пространства (Это будет комната, определение предполагаемого состояния кукол (Глазки блестят, подготовка условий игры и последовательное выполнение действий, обращение к персонажам, диалог с ними.

Выработанные у детей умения позволяют перейти им к следующему этапу развития игры – сюжетно – ролевой игре .

Сюжетно – дидактические игры развивают нравственные качества детей и помогают им усвоить правила поведения : малыши учатся общаться с куклой, как с живым человеком, заботиться и беречь ее, вежливо разговаривать; порицают отрицательные поступки персонажей : мальчика – шалуна, отбирающего игрушки, девочку – замарашку, сердитого медведя и др.

Приобретая игровой опыт, дети готовятся к самостоятельной игре.

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Но умение играть в сюжетные игры формируется гораздо раньше. Дети до 3 лет с радостью вживаются в роли врачей, продавцов, строителей. Как и когда лучше начинать знакомить малыша с сюжетно-ролевыми играми? В чем особенность сюжетных игр в раннем возрасте? Для чего нужно проигрывать с ребенком различные сюжеты? Об этом мы хотим рассказать Вам в нашей статье.

Специалисты утверждают, что знакомство ребенка с сюжетно-ролевой игрой в раннем возрасте идет ему на пользу. В ходе проигрывания различных ситуаций и сцен из жизни, малыш узнает много нового о мире вокруг. Наблюдая за Вашими инсценировками, ребенок постепенно начнет понимать, что послужило причиной реакции персонажа (например, мишка плачет, потому что упал). Кроме того, сюжетно-ролевые игры – это отличный способ развить речь малыша, обогатив его словарный запас. Он научится лучше понимать интонации и мимику.

Поначалу ребенок будет лишь наблюдать за Вашей игрой, но со временем он начнет принимать активное участие и имитировать Ваши действия.

Моделирование жизненных ситуаций в сюжетных играх может быть частью воспитательного процесса. Вы можете показать малышу, какие последствия повлечет за собой то или иное поведение, как можно себя вести, а как нельзя. Например, котенок обижал друзей, и с ним никто не захотел играть, или кукла угостила мишку конфетой, а тот очень обрадовался. Любое занятие, будь то уборка игрушек, поход на горшок или прием пищи станет гораздо увлекательнее, если вовлечь малыша в соответствующую сюжетную игру. Помимо этого ролевые игры развивают в ребенке умение действовать по правилам и контролировать свое поведение.

Обычно дети 10-12 месяц уже с интересом наблюдают за действиями родителей, особенно если речь идет о небольших сценках, в которых задействованы любимые игрушки. Если раньше было достаточно показать малышу плюшевого медведя и сказать «это Мишка», то теперь к простому называнию предметов можно добавить незатейливые сюжетные игры. Начните с малого: покажите ребенку, как кукла кушает, ходит, играет, спит. Проговаривайте все действия персонажа и, по возможности, вовлекайте малыша в игру.

Может пройти довольно длительное время, прежде чем ребенок захочет принять активное участие в сюжетно-ролевой игре. Проявляйте терпение. Многократно повторяйте одни и те же сюжеты, если они интересны малышу.

Вот некоторые варианты сюжетов игр для самых маленьких:

  • Игрушки собрались на чаепитие;
  • Кукла идет в гости;
  • Котенок одевается и идет гулять;
  • Игрушки катаются на машинках;
  • Зайка ударился и заплакал – нужно его пожалеть и вылечить;
  • Собачка испачкалась – надо ее искупать;
  • Домик поросенка сломался – нужно его починить;
  • Кукла ложится спать.

Для сюжетно-ролевых игр также понадобятся всевозможные аксессуары, например, набор игрушечной посуды, инструменты, машинки, кроватка и одежда для куклы и так далее.

Сценарием для игр могут стать ситуации из реальной жизни ребенка. К примеру, если малыш увидел на прогулке настоящую стройку, придя домой, поиграйте в строителей: можно соорудить башню из кубиков, перевозить кубики на грузовике или построить замок из кинетического песка. Такого рода игры помогают ребенку лучше осмыслить полученные впечатления, способствуют развитию мышления, речи и воображения.

Существует мнение, что мальчики не должны играть в куклы, так как это воспитывает в них «женские» качества. Однако специалисты полагают, что до 3 лет в воспитании девочек и мальчиков не должно быть гендерных различий.

Детям постарше будут интересны более сложные игры-сценки, в которых большое разнообразие деталей и несколько персонажей. За основу можно взять один из этих сюжетов:

  • Игрушки играют в прятки;
  • День рождения куклы;
  • Кукла отправилась в магазин;
  • Зайка собирает овощи в огороде;
  • Кошка готовит обед своим котятам;
  • Игрушки пришли на праздник (например, день рождения);
  • Игры по мотивам сказок (к примеру, «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба»);
  • Мишка-доктор лечит зверей;
  • Детский сад.

Для сюжетно-ролевых игр Вам и Вашему малышу могут пригодиться следующие атрибуты:

  • Градусник;
  • Шприц;
  • Стетоскоп;
  • Пластыри, бинты;
  • Подгузники;
  • Одежда для кукол;
  • Игрушечная мебель;
  • Посуда;
  • Кухонные приборы;
  • Игрушечный транспорт.

Наряду со специальными игровыми атрибутами ближе к 3 годам можно использовать различные предметы-заместители. Фантазируйте вместе с ребенком. К примеру, вместо градусника можно использовать палочку, вместо конфеты – камушек и т.д.

Не забывайте, что в раннем возрасте ребенок еще не может самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Без участия взрослого малыш, скорее всего, отступит от сюжета и будет занят отдельными предметными действиями, то есть, например, вместо строительства дома для мишки ребенок будет просто перекладывать кубики. Чтобы малыш запомнил простые сюжеты и научился их проигрывать, нужно время и многократное повторение.

Итак, сюжетно-ролевые игры не являются ведущим видом деятельности для детей до 3 лет. Но их значение для развития ребенка трудно переоценить. Знакомя малыша с различными сюжетами, вы помогаете ему разобраться в том, как устроен окружающий мир, и развиваете его мышление, речь, воображение, внимание. Игры-инсценировки позволяют ненавязчиво рассказать малышу, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитать в нем такие качества, как сострадание, отзывчивость, трудолюбие, доброта.

Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» уверены, что игра абсолютно необходима для гармоничного развития детской личности. Именно поэтому в сетку занятий, которые проводятся в нашем мини детском саду и группах полного дня, включены сюжетно-ролевые игры. Через них малыши знакомятся с миром взрослых, учатся взаимодействию, развивают свои познавательные и творческие способности. Будем рады видеть Вас в нашем центре!

Игры для малышей в детском саду


Первые сюжетные игры малышей.

Описание материала : предлагаю вам методическую разработку. Данный материал будет полезен воспитателям ДОО.
Цель: всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре.
* * *
Я, как воспитатель детского сада, постоянно напоминаю себе, что особое место в развитии детей принадлежит игре. Можно много говорить ребёнку, объяснять, доказывать,- но результата не будет. А можно, играя с ребёнком, многому научить малыша, если он сам активно включается в игровой процесс. Игра помогает воспитывать и обучать моих воспитанников. На своих занятиях использую разные виды игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, музыкальные, игры-забавы. При помощи игр дети усваивают быстрее, полнее учебный материал. Так, играя «Научим куклу раздеваться» (сюжетно-дидактическая игра), дети учатся аккуратно и последовательно складывать одежду, называть предметы одежды, умение правильно одеваться.
При проведении творческих, сюжетно-ролевых игр дети сами создают игры (например, мама учит дочку, а не наоборот).
В игре у детей развивается воображение, мышление, творческие способности, речь. Происходит умственное, нравственное, эстетическое, физическое развития.
Ребёнок видит красивое в окружающем мире. Важно проводить совместные игры, где у детей воспитывают чувство коллективизма, дружбы, взаимовыручки. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Всё это создаёт устойчивый эмоционально-положительный климат в группе.
Особое значение я уделяю физическому развитию детей. В этом помогает самостоятельная сюжетная игра малышей. Здесь дети много двигаются, прыгают, скачут, ползают, бегают. Обручи, скакалки, кубики, машинки, лошадки, паровозики, - вот неполный перечень игрушек, позволяющие увеличить подвижность детей в сюжетной игре.
Играя с детьми, я замечаю, как они эмоционально реагируют на ту или иную ситуацию: девочка (беспокоится, когда «заболевает» кукла), мальчик (радуется, когда «удачно приземляется самолёт»).
Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребёнка. Играя с детьми, я обязательно учитываю их возрастные особенности. Так, с детьми 2-3 лет, учимся определять, что относится к одежде, как одеваться в тёплое - холодное время года; что такое мебель, для чего она предназначена и т.д.
Часто провожу с ребятами игры, которые им очень нравятся. Например, показываю картинку: зайчик поливает из лейки цветы. Дети рассказывают, что видят на картинке (происходит развитие речи), затем ищут на столе из множества предметов настоящую лейку (развитие внимания) и под моим руководством поливают из неё комнатные растения (воспитание трудолюбия).
Гуляя зимой на детской площадке , я вовлекаю детей в игру «Птичек нет». В процессе игры они узнают, что зимой многие птицы улетают в тёплые края, а оставшимся очень холодно, им тяжело доставать себе еду, поэтому с родителями важно сделать кормушки, повесить на дерево на участке детского сада, около своего дома и ежедневно насыпать корм. Дети учатся состраданию, стремлению помочь оказавшемуся в беде. Дети в процессе игры узнают, что
птицы с красной грудкой-это снегири, с жёлтой-синички. Знакомятся с повадками птиц: ворона ходит медленно, а воробей скачет быстро. Дети слушают и кричат сами, «передразнивая» птиц: «Чик-чирик» (как воробей), «Кар-кар» (как ворона) и т.д.

В самом раннем возрасте, примерно с двух лет, человек начинает открывать незнакомый для себя необъятный мир отношений, которые существуют между людьми. Он стремится активно включиться в деятельность живущих рядом с ним взрослых людей и в мир тех вещей, которые ему пока недоступны. И он делает это посредством игры, «понарошку», крутит воображаемый руль, играя в водителя машины, и рычит, представляя себе, что он – страшный тигр. А девочка играет в маму, укачивая куклу.


Ролевые игры для детей 3-4 лет.

Первые ролевые игры.

Когда маленький ребенок становится немного старше, он начинает понимать, что способен на самостоятельные действия, как и все взрослые люди. С этого момента он начинает всем взрослым подражать. Так зарождаются первые ролевые игры для детей 2-3 лет.

Если малыш испытал какое-либо сильное впечатление, он стремится его воспроизвести, придумывая ролевую игру и представляя себя кем угодно. Если вы с ним даже недолго прокатились на поезде, малыш будет долго играть в паровозик с вагонами и усиленно пыхтеть, входя в образ. А если вы сводите его в зоопарк, он будет играть, представляя себя особенно запомнившимся ему животным.

В распоряжении ребенка всегда есть какие-то игрушки, изображающие предметы из мира взрослых – машинки, посуда , мебель. Ребенок учится ими пользоваться, водит машину, гладит утюгом. Если предметов, заменяющих настоящие, малышу не хватает, он легко находит им замену. Например, если в его машине нет руля – использует крышку от кастрюли.

Предметы-заместители.

Предмет-заместитель – важное явление в развитии мышления ребенка, опора для запоминания чего-либо. Многие дети собирают разный «мусор» по мнению мамы – камешки, фантики, железки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать эту подборку, в крайнем случае, выделите для нее картонную коробку. Ребенок активно использует такие мелочи в играх, наделяя их различными свойствами. Естественно, в своем воображении.

Отмечено, что настоящие творческие способности развиваются в значительно большей степени у детей, играющих с такими предметами-заместителями, а не у тех, которые играли с конструктором «Лего». И когда ребенок перестает играть с предметом-заместителем, он просто переходит в сферу воображаемых вещей, которые существуют в его внутреннем пространстве. Ребенок, придумывая разные роли, предмет учится видеть со всех сторон, а, значит, учится иметь несколько точек зрения.



Сюжетные игры для детей 3-4 лет.


Для ребенка ролевая игра – важнейшее занятие, примерка функций взрослой жизни, обучение взаимодействию со взрослыми и ровесниками. Даже когда малыш рисует, он играет, придумывая тот сюжет, который пытается изобразить. Если ребенку дать игрушки и оставить одного с ними, он найдет себе занятие, которое его увлечет. Но желательно, чтобы в игре принимал участие взрослый человек, использующий ее как методику достижения определенных педагогических целей.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет и их цели.

Принимая участия в играх со своим малышом, родители должны понимать, что этим путем способствуют достижению некоторых важных целей:

  1. Воспитание у ребенка качеств личности. Основные понятия, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, закладываются в процессе игры. При этом он без особого акцентирования понимает, что лучше быть вежливым, чем грубым, скромным, чем нахальным, щедрым, чем жадным.
  2. В играх постепенно проявляется социализация. Малыш учится общаться с родителями и с другими детьми, дружить с ними. Он может научиться отстаивать собственное мнение.
  3. Успехи в игре закладывают основы самооценки ребенка. Он получает уверенность в своих силах – важнейшее качество, необходимое в жизни.
  4. Если игра – подвижная, она способствует физическому развитию ребенка. Он учится ходить и бегать, работать с различными предметами, становится сильнее и выносливее.
  5. Мелкая моторика, точные движения, используемые в игре, чрезвычайно важна для гармоничного развития ребенка, поскольку непосредственно связана со становлением правильной речи.
  6. Наконец, сюжетные игры для детей 2 3 лет развивают внимание, память, образное мышление и фантазию ребенка , тренируют его психику.

Сюжетно ролевые игры для детей 3-4.

Сюжет ролевой игры и ее содержание.

Не следует путать сюжет ролевой игры с ее содержанием. Сюжетом является то, что малыш пытается воспроизвести в игре, он может играть в больницу, в школу или семью, в магазин : во все, что он видит вокруг и с чем сталкивается в реальной жизни.

У игры с одним и тем же сюжетом может быть совершенно разное содержание, отражающее поведение людей и сам смысл их деятельности. Например, играя в семью, приняв на себя функции мамы, одна девочка будет нянчиться с детьми, а другая ругать их и наказывать, одна будет хозяйской, которая все время готовит и стирает, а другая может быть модницей, примеряющей перед зеркалом наряды.

Содержание игры во многом зависит от возраста ребенка. Самый младший может играть в приготовление обеда, но его никто есть не будет. Средний по возрасту дошкольник уже накормит других участников игры или кукол, то есть действия будет выполнять не ради самих действий, а для определения отношений к товарищам по играм. Старшие же дошкольники во время игры обращают внимание, правильно ли они поступают в той или другой роли.

Как научить малыша играть.

Маленький ребенок сам не может изобрести ролевую игру, хотя он легко усваивает такие игры от знакомых с ними – от старших детей или от родителей. При этом не все малыши охотно занимаются ролевыми играми – некоторые могут оказаться слишком застенчивыми и скованными и предпочитают играть в спортивные игры или играют на экране компьютера. Но ролевые игры для детей 3-4 лет чрезвычайно важны для их гармоничного развития.



Сюжетные игры для детей 2-3 лет.


Родителям необходимо в таком случае помочь детям:

  1. Вспомнить собственное прошлое, как сами в детстве играли, придумать несколько простейших сюжетов и самим приступить к играм со своим ребенком.
  2. Использовать в роли посредника другого ребенка – старшего брата или сестру, маленького соседа, охотно играющего в такие игры. Важно только, чтобы посредник этот не был настолько активным, что выключит вашего малыша из игрового действия.
  3. Постарайтесь, чтобы ребенок сам придумывал обстоятельства игры, даже новые слова. Застенчивому ребенку предложите маскарад – для него может играть важную роль, что его лица за маской никто не увидит. Если участником игры несколько, следите за тем, чтобы вашему малышу было интересно, вначале предлагайте ему второстепенные роли, а потом более значимые, чтобы остальные участники его не подавляли.
  4. Использовать сказки, в сложных ситуациях ссылаться на них, поступать так, как сделал бы любимый сказочный герой. Учтите, что дети до 3-5 лет предпочитают использовать в играх сказки про животных, старшие уже играют в людей – принцев, принцесс.
  5. Можно, выполняя свои домашние дела, привлекать к похожим играм малышей. Мама печет пирожки – и дочка с удовольствием напечет пластилиновых пирожков для кукол.

Первые ролевые игры для детей.

Когда совсем еще маленькому ребенку дают игрушечный грузовик и экскаватор, он может долго возиться с ними. Но это не просто возня, он уже видел эти машины в действительности и начинает придумывать свой простейший сюжет, в данном случае связанный со стройкой.

Затем ребенок определит роли, которые будут выполнять игрушки или предметы-заместители: ковер может быть и стройплощадкой, и морем, и лужайкой, диван – соседним домом, сценой и т.д. Он копирует голосом работу двигателя, разговаривает за всех своих артистов, стараясь при этом передавать необходимые эмоции.

В сюжетные игры для детей 3-4 лет ребенок может играть просто рядом с другими детьми, а к пяти годам дети уже играют друг с другом.

Для того, чтобы организовать с ребенком ролевую игру, надо иметь просторное место для игры, мягкие игрушки и определенные декорации вроде кукольного домика, зоопарка, леса и т.д.



Ролевые игры для детей 2-3 лет.


Первое время ребенок просто копирует взрослых – это ведь его ближайшее окружение. Сюжетно ролевые игры для детей 3-4 лет постепенно переходят к игре в профессии – малыш перевоплощается в продавца, повара, доктора, делая своими партнерами игрушки.

Планируя начать с малышом ролевую игру, имеет смысл заранее прикинуть ее сюжет, подготовить инвентарь. Вот несколько простейших примеров таких игр:

  1. Игра «Семья », для которой потребуются куклы с одеждой, посуда, кроватка, коляска. Роли в игре – мама, папа и ребенок. Сюжет игры – мама должна покормить ребенка, укачать его и уложить спать, затем приготовить еду и накрыть на стол. Папа приходит с работы, садится есть, потом играет с малышом, и вся семья идет гулять.
  2. Игра «Прививка », для которой нужны куклы и набор доктора. Роли, врач и мама с ребенком. Сюжет – мама приводит своего ребенка к врачу, он осматривает малыша, меряет температуру и делает ему укол.
  3. Игра «Магазин ». Кроме кукол, нужно иметь кассу, игрушечные деньги, какие-то товары, игрушечную одежду или продукты. Ими могут быть предметы-заместители. Роли – покупатель и продавец, может быть, покупатель – мама с малышом. Сюжет – покупатель собирается в магазин и продумывает, что надо купить, обсуждает покупки с малышом. В магазине они выбирают покупки, рассчитываются с продавцом.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина