29.09.2019

Тема гражданского мужества в поэме А. А


Лирика Ахматовой, внешне не похожая ни на чью из современников и ни на чью из предшественников, была тем не менее достаточно глубоко укоренена в русской классике. С появлением «Белой стаи» (1917) стало ясно, что лирическая тема Ахматовой была шире и многозначнее обозначенных конкретных ситуаций. В стихи Ахматовой входила эпоха. Уже редко кто по привычке мог назвать Ахматову поэтом «несчастной любви»: в стихах, предшествовавших «Четкам», и особенно после выхода этой книги возник иной масштаб. Одним из первых, кто не только увидел этот новый масштаб, но объяснил его, предугадав едва ли не весь будущий путь Ахматовой, был Н. В. Недоброво. Он отметил не только трагедийность ее мироощущения, но и внутреннюю мужественность - это наблюдение Ахматова особенно ценила. Об органичной твердости ее души и стиха никто до Н. Недоброво не говорил, лишь привычно отмечали ее пресловутую хрупкость и надломленность. Как показала вся дальнейшая жизнь, давшая литературе «Реквием» и «Поэму без героя», - трагедийность и мужественность были главными свойствами ее поэтического таланта.

После революции Ахматова издала сб. «Подорожник» (1921), «Anno Domini MCMXXI» (1921). В отличие от многих своих друзей и знакомых она не эмигрировала, знаменитой стала ее поэтическая инвектива «Мне голос был. Он звал утешно…» (1917), подтвержденная через пять лет замечательным стихотворением такого же смысла: «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922). Часть эмиграции отнеслась к этим стихам с большим раздражением. Стали говорить об упадке ее таланта, о литературном конце поэта. Но и в своей стране Ахматова после революции не находила должного понимания - в глазах многих она оставалась поэтом старой России, «обломком империи». Эта версия преследовала Ахматову всю жизнь - вплоть до печально известного постановления ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (1946). Несмотря на разного рода идеологические запреты, поэтическая работа Ахматовой никогда не прерывалась и песенный дар не покидал поэтессу. Ахматова всегда резко протестовала против того, чтобы ее «замуровывали» в 10-е.

30-е были в жизни Ахматовой временем тяжелейших испытаний. Приближалась мировая война. Предвоенные стихи (1924-40), собранные в «Тростнике» и «Седьмой книге» (сборники подготавливались поэтессой, но отдельно изданы не были), свидетельствуют о расширении диапазона лирики Ахматовой. Трагедийность вбирает в себя беды и страдания миллионов людей, ставших жертвами террора и насилия в ее собственной стране. Репрессии коснулись и ее семьи - был арестован и сослан сын. «Муж в могиле, - сын в тюрьме, / Помолитесь обо мне…» («Реквием»). Народная трагедия, ставшая и ее личной бедой, давала новые силы ахматовской Музе. В 1940 Ахматова пишет поэму-плач «Путем всея земли» (начата в марте 1940, впервые опубл. целиком в 1965). Эта поэма - с образом похоронных саней в центре, с ожиданием смерти, с колокольным звоном Китежа - непосредственно примыкает к «Реквиему», создававшемуся на протяжении всех 30-х. «Реквием» гениально выразил великую народную трагедию; по своей поэтической форме «Реквием» близок к народному причету. «Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и страдающую душу народа. «Реквием» не был известен ни в 30-е, ни много позже (опубл. в 1987). Самое заметное - это обращение к большим стихотворным формам: у ранней Ахматовой оно лишь намечалось в "Эпических мотивах" и "У самого моря", у поздней Ахматовой это и "Реквием", и прежде всего "Поэма без героя", над которой она работает 25 лет.
Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни “Реквием” (1935-1940) . Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Стихи жили в памяти друзей и близких. Основные мотивы поэмы -память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы .
Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в “Записках об Анне Ахматовой” вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал”. При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” - 1961-м, “Посвящение” - 1940-м, “Вступление” - 1935-м. Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти - лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. И при этом “Реквием” - целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это - обозначение траурного музыкального произведения.
Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: “Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.” Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды - слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.
Название - “Реквием” - настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.


В годы Великой Отечественной войны, эвакуировавшись из осажденного Ленинграда в начале блокады, Ахматова интенсивно работала. Широко известными стали ее патриотические стихи «Клятва» (1941), «Мужество» (1942): «Час мужества пробил на наших часах, / И мужество нас не покинет». Все военные годы и позже, вплоть до 1964, шла напряженная работа над «Поэмой без героя», которая стала центральным произведением в ее творчестве. Это широкое полотно эпико-лирического плана, где Ахматова воссоздает эпоху «кануна», возвращаясь памятью в 1913. Возникает предвоенный Петербург с характерными приметами того времени; появляются, наравне с автором, фигуры Блока, Шаляпина, О. Глебовой-Судейкиной (в образе Путаницы-Психеи, бывшей одной из ее театральных ролей) и др. Ахматова судит эпоху, «пряную» и «гибельную», грешную и блестящую, а заодно и себя вместе с нею. Поэма широка по размаху времени - в ее эпилоге возникает мотив воюющей с фашизмом России; она многопланова и многослойна, исключительно сложна по своей композиции и подчас зашифрованной образности. В ней с полной силой выразился историзм мышления Ахматовой. В 1946 известное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» вновь лишило Ахматову возможности печататься, но поэтическая работа, по ее словам, все же никогда не прерывалась. Постепенно происходило, хотя и медленное, возвращение на печатные страницы, и ее стихи вновь вызывали восхищение своей художественной силой и неувядающей свежестью слова. Последней книгой Ахматовой оказался большой сборник «Бег времени» (1965), ставший главным поэтическим событием того года и открывший многим читателям весь огромный творческий путь поэта - от «Вечера» до «Комаровских набросков» (1961).

Анна Андреевна Ахматова - величайший поэт, лирические произведения которого занимают значительное место во всей мировой литературе. Она жила в эпоху революционных изменений, страшных войн, потрясений. Перед ее глазами прошли события, которым не было равных в истории:

Так вот когда мы вздумали родиться

И, безошибочно отмерив время,

Чтоб ничего не пропустить из зрелищ

Невиданных...

Несомненно, все это повлияло на ее творчество, придав лирике гражданскую направленность. Именно эти мотивы стихов Ахматовой ярче всего запечатлелись в моей памяти.

Наиболее полно тема гражданского мужества отражена в поэме «Реквием», которая является выражением беспредельного людского страдания и терпения в период сталинских репрессий, трагических событий тридцатых годов. Всю тяжесть того времени Анна Андреевна разделила со своим народом. Строки поэмы проникнуты настроением «смертельной тоски», горя, отчаяния.

Перелистывая страницы этого произведения, я мысленно представляю себе те страшные годы, которые именуются в литературе «периодом сталинских репрессий». Возникает образ смерти, олицетворяющий трагическое время тридцатых годов:

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

Такие потрясающие картины проходят через всю поэму, усиливая настроение страха, отчаяния, безысходности. Поэтесса, создавая мрачную панораму времени, передает атмосферу трагического периода истории, когда человеку легче было принять смерть, чем выдержать те испытания, которые выпали на долю каждого. Лирическая героиня поэмы, ощущая непереносимую тяжесть потери, находясь в состоянии неизвестности и переживая за судьбу сына и мужа, обращается с мольбой к смерти:

Ты все равно придешь - зачем же не теперь?

Я жду тебя - мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Потеряв все самое ценное в жизни, женщина готова принять смерть в любом виде: будь то « отравленный снаряд » или смертельная болезнь. Трагическая гибель была лучшим выходом из положения, чем вероятность увидеть, как «синий блеск возлюбленных очей последний ужас застилает».

Образ всепоглощающего страха также является олицетворением времени. Боялись всего и всех.

Боялись суровых дворников, раскланивающихся знакомых, всевидящих соседей. Боялись и прятали глаза. Все вокруг сковал страх:

Все перепуталось навек.

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Мне кажется, что такие мрачные картины, нарисованные поэтессой, необходимы для того, чтобы показать значение мужества, стойкости тех, кто пытался этому страху противостоять.

Вчитываясь в строки «Реквиема», я отчетливо представляю обобщенный образ матери со «смертельной тоской» в глазах, которая оказалась наедине со своим горем и болью. Все женщины в это трагическое время были похожи друг на друга, их обезличило одиночество и страх за судьбу семьи и судьбу страны. Обессиленные, они «ив лютый холод, и в июльский зной» стояли у всеобщей тюрьмы «под красною, ослепшею стеной », надеясь на встречу со своими близкими. Семнадцать месяцев, проведенных лирической героиней в тюремных очередях, олицетворяют собой потерянное время.Это период, унесший, наверное, семнадцать лет жизни, потому что время, проведенное в страшном оцепенении, смертельном ожидании, длится целую вечность. Поэтесса вместе со своей страной прошла этот трудный путь и имела право сказать:

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

Одновременно с обобщенными образами времени и матери мне представляется в поэме главный образ сильного поколения, сумевшего подняться из трясины всеобщего человеческого унижения, сумевшего не только выстоять, преодолеть, но и сохранить в себе достоинство мужественного народа. Поэтому Ахматова гордо заявляет:

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня.

Строки поэмы «Реквием» невозможно забыть, они вновь и вновь возвращают мои мысли к гнетущему периоду сталинского режима. Необычайно емкое, глубокое содержание этого произведения заново осмысляется. Образы поэмы заставляют задуматься над вопросом «А сколько же требовалось гражданского мужества русскому народу, чтобы суметь выдержать, выстоять, выжить и рассказать правду о жестоком, бесчеловечном времени».

Вполне закономерно тема гражданского мужества стала главной темой «Реквиема». Основная мысль, которая проходит через все произведение,- мысль об удивительной стойкости характера, силе русского человека, выдержавшего время, когда:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Несомненно, эта поэма соответствует моему представлению о подлинной поэзии. Творчество только такого художника, истинного патриота, человека, переживающего за происходящее, стремящегося сделать все для того, чтобы не повторилась трагедия народа, сумевшего рассказать правду и передать свои переживания, обнажив богатый внутренний мир, и можно назвать настоящим.

Художественный дар А. А. Ахматовой позволил ей с удивительной эмоциональностью раскрыть тему гражданского мужества в поэме «Реквием», показать слияние своей нелегкой судьбы с многострадальной судьбой России.

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула...

А. Ахматова

Анна Ахматова — яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской лите-ратуре «женскую» поэзию — полную тайны, загадки, люб-ви и интуитивного предчувствования.

В поэтическом творчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской по-эзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно про-следить во многих произведениях поэта: начиная с полу-признаний, дорогих сердцу воспоминаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем становится постоян-ной спутницей ее зрелого творчества.

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.

В годы первой мировой войны тема родины помогла А. Ахматовой занять позицию, которая заметно отлича-лась от официальной пропагандистской литературы, про-славляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и в ее творчестве народное горе показано сквозь призму переживаний простой рус-ской женщины.

Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил...

Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве А. Ахматовой, но самый всеобъемлющий и глобальный — это любовь к Родине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа.

Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит. Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля: Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля.

А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно отно-ситься к ужасам войны. В стихотворении «Молитва» она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обре-ла покой и величие.

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Но революция принесла еще больше испытаний на долю великого поэта. Тяжелое время переоценки ценно-стей, разрушения старого и привычного, начало построе-ния неизвестного нового. Многие не выдерживали тяго-стной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсутствие сомнений, неуве-ренности в высказывании своей жизненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, призывая и свой народ к стойкости и сопротив-лению.

И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит, Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться ничто не заставит.

Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общена-родное и историческое раскрывается через личное и ин-тимное. Настоящим памятником национальной трагедии стала поэма «Реквием», в которой поэт рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страдания и беду всего народа. Материал с сайта

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград... Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.

В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размышления над прошлым, над судьбой своего поколе-ния и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: «Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

И чудилось: рядом шагают века И в бубен незримая била рука, И звуки, как тайные знаки, Пред нами кружились во мраке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анна ахматова можжевельника запах сладкий анализ
  • гражданская позиция ахматовой

Текст сочинения:

Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула...
А. Ахматова-Анна Ахматова яркий, оригинальный, самобыҭный |i поэҭ. Считается, что именно она открыла в русской литературе "женскую" поэзию полную тайны, загадки, любви и инҭуиҭивного предчувствования.
В поэҭическом ҭворчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской поэзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно проследить во многих произведениях поэта: начиная с полупризнаний, дорогих сердцу воспоминаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем становиҭся постоянной спуҭницей ее зрелого ҭворчества.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерҭи Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.
В годы первой мировой войны тема родины помогла А. Ахматовой занять позицию, которая заметно отличалась от официальной пропагандистской литературы, прославляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и в ее ҭворчестве народное горе показано сквозь призму переживаний простой русской женщины.
Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил...
Бесконечно разнообразны образы любви в ҭворчестве А. Ахматовой, но самый всеобъемлющий и глобальный это любовь к Родине, к России, особенно в ҭяжелую для страны минуҭу, во время страданий ее народа.
Можжевельника запах сладкий Оҭ горящих лесов летиҭ. Над ребятами стонуҭ солдатки, Вдовий плач по деревне звениҭ.
Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля: Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля.
А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно относиться к ужасам войны. В стихотворении "Молиҭва" она просиҭ Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жерҭвы, лишь бы родная страна вновь обрела покой и величие. сочинение с
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Оҭыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар Так молюсь за ҭвоей лиҭургией После стольких томительных дней, Чтобы ҭуча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
Но революция принесла еще больше испытаний на долю великого поэта. Тяжелое время переоценки ценностей, разрушения старого и привычного, начало построения неизвестного нового. Многие не выдерживали ҭягостной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук ҭвоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсуҭствие сомнений, неуверенности в высказывании своей жизненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, призывая и свой народ к стойкости и сопротивлению.
И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавиҭ, Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться ничто не заставиҭ.
Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общенародное и историческое раскрывается через личное и инҭимное. Настоящим памятником национальной трагедии стала поэма "Реквием", в которой поэҭ рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страдания и беду всего народа.
Это было, когда улыбался Только мерҭвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле ҭюрем своих Ленинград... Звезды смерҭи стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.
В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размышления над прошлым, над судьбой своего поколения и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: "Для меня в них связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми риҭмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эҭи годы и видела собыҭия, которым не было равных".
И чудилось: рядом шагаюҭ века И в бубен незримая била рука, И звуки, как тайные знаки, Пред нами кружились во мраке.

Права на сочинение "Гражданская поэзия А. Ахматовой" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Урок по гражданской лирике Ахматовой предваряет разговор о гражданской и поэтической миссии, наиболее ярко выраженной в поэме “Реквием”. К этому учащиеся изучили биографию поэтессы, любовную лирику. Урок подготавливает одиннадцатиклассников к восприятию поэмы “Реквием” и темы “Поэт и поэзия” в творчестве Ахматовой.

Программа под редакцией В.Я. Коровиной, учебник “Русская литература 20 века”. Под редакцией В. П. Журавлева. – М., “Просвещение”, 2005.

Дома учащимся было предложено познакомиться со стихами Ахматовой о Родине.

  1. Развить представление о гражданской поэзии Ахматовой.
  2. Определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой.
  3. Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, затронуть вопрос о традициях в литературе.

Оборудование: фотографии разных лет Ахматовой, сборник стихов, карточки-задания для групп обучающихся.

Методические приемы: проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы, творческое выступление учащегося.

Контроль:

  1. Проверка знаний по биографии поэтессы.
  2. Контроль знаний по литературоведению (с элементами ЕГЭ).
  3. Проверка умений анализировать поэтический текст, строить связный монологический ответ, работать с дополнительной литературой.

Этапы урока и распределение времени:

  1. 10 минут – рассказ учителя с элементами беседы.
  2. 5 минут – работа в группах (элемент творческой мастерской).
  3. 15 минут – выступление групп (5 минут – каждая).
  4. 5 минут – обобщение, выводы.
  5. 10 минут – выступление учащегося “Ахматова в годы ВОВ”.
  6. Итог урока

Эпиграфы к уроку:

“Нес теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.

Ход урока

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Если говорить о поэзии Ахматовой, то “великая, земная любовь” – движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по-иному, реалистически, увидеть мир. Она, как акмеистка, вернула поэзии ощущение реальной жизни.

В 1921 году Блок написал об акмеистах статью “Без божества, без вдохновенья”. Настоящим исключением” среди них он назвал лишь Анну Ахматову. Дело было не в исключительной талантливости (среди акмеистов были талантливые поэты), а в том, что в поэзии Ахматовой было “и божество, и вдохновенье”.

Вспомним пройденный материал. Определите основные мотивы любовной лирики Ахматовой? (драматическая, несчастная любовь, она никогда не бывает в спокойном пребывании: взлеты, падения, встречи и разрывы, смертельная опасность и смертельная тоска.)

С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается). Это молитва за Россию.

Стихотворение “Молитва”.

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915 год.

Так ли благосклонна была Родина к Ахматовой? Вспомните трагические моменты ее биографии(фронтальный опрос).

(Учащиеся должны вспомнить: 1921 год – расстрел Н Гумилева, следом умер Блок. Ее сборник “ANNO DOMINI” (большая часть стихов посвящена Гумилеву и Блоку) принес ей забвение. С1925 по 1939 год ее вычеркивают из жизни – ни одного издания, ни строчки публикации.

Затем арест сына Льва Гумилева (1935, затем 1939 и 1948 годы) освобожден только в 1956 году. В это время арестован и третий муж Ахматовой Н. Пунин. 1946 год – постановление в журналах “Звезда” и “Ленинград” о запрете поэзии Ахматовой и прозы Зощенко.)

Все это Ахматова восприняла как роковую судьбу и очередное испытание, через которое нужно было пройти и в котором выстоять.

Писатель русского литературного зарубежья Б. Зайцев, знавший Ахматову, обратился к ней:

“ Буря вас взрастила, углубила, подняла. Некогда Достоевский сказал юноше Мережковскому (символист, муж З. Гиппиус): “Молодой человек, чтобы писать, страдать надо”. Если бы Достоевский не стоял у столба смерти и не побывал в “Мертвом доме”, был ли он вполне Достоевский? Вы ни в ссылке, ни в “Мертвом доме” не были, но около него стояли. Бились ли дома головой об стенку за близкого – не знаю. Но искры излетали из сердца. Вылетели стихами не за одну вас, а за всех страждущих, жен, сестер, матерей, с кем делили вы Голгофу тюремных стен, приговоров, казней”.

Обратимся к стихам Ахматовой о Родине.

Проанализируем стихотворение и выясним гражданскую позицию автора.

2. Элемент творческой мастерской (работа в группах).

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание.

Карточка-задание для 1 группы.

Стихотворение “Все расхищено, предано, продано…”

  1. Каким рисуется образ Родины в стихотворении?
  2. В основе композиции стихотворения лежит …(выделите нужное: антитеза, градация, рефрен). Обратите внимание на лексику стихотворения (в том числе оценочную).
  3. Почему стихотворение оставляет настроение оптимизма? Эта психологическая убедительность достигается через средства выразительности (выберите нужное: метафоры, эпитеты, олицетворения, обращения).
  4. Какова роль поэтического синтаксиса (риторический вопрос, многоточие).
  5. Какой тон задает употребление местоимения НАМ? Случайно ли посвящение Наталии Рыковой (Н. В. Рыкова – близкая подруга Ахматовой, жена известного литературоведа Гуковского)

Карточка-задание для 2 группы.

  1. В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как…(выберите нужное: инвектива, ода, послание, гимн). Дайте определение этому литературоведческому понятию.
  2. Проследите композицию стихотворения. Как она помогает раскрыть авторский замысел?
  3. Какова роль поэтического синтаксиса и интонационных фигур? (выберите нужное: анафора, синтаксический параллелизм, бессоюзие, эпифора).
  4. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой.

Карточка-задание для 3 группы.

Стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам…”

  1. Какова тема стихотворения? (Родина, жизненный выбор, любовь, человеческое бытие).
  2. Определите стиль стихотворения. Отметьте стилистические особенности языка стихотворения.
  3. Композиция стихотворения. Сколько основных частей можно выделить? Какова роль антитезы в тексте?
  4. С помощью каких изобразительно-художественных средств достигается выразительность стихотворения (выберите нужное: эпитеты, сравнения, метонимия, анафора, оксюморон).
  5. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой. Дается анализ предложенного лирического стихотворения по плану (1 человек от группы).

3. Выступление учащихся по результатам коллективного обсуждения стихов.

4. Подведение итогов по выступлениям.

Вопрос учителя всему классу.

Традиции каких русских писателей следует Ахматова в описании своей Родины?

(Учащиеся должны провести ассоциативные связи с поэзией Лермонтова (стихотворение “Родина”, “Прощай, немытая Россия…”), Пушкина (“Деревня”, “Вольность”), Блока (“Россия”, “Русь”).

Вывод:

Ее гражданская позиция была однозначна – быть с Родиной. Эмиграцию она не признавала.

6. Творческое сообщение, подготовленное учащимся дома

“А. Ахматова в годы ВОВ. Поэзия этого периода. Патриотизм поэтессы”.

Домашнее задание.

  1. Записать выводы в виде тезисов о произведениях, разобранных на уроке.
  2. Прочитать поэму “Реквием”, выделить основные мотивы произведения