22.09.2019

Теоретические основы исследования потенциала личности. Что такое человеческий потенциал


Довольно сложно сразу взять и конкретно охарактеризовать понятие «человеческий потенциал». Можно найти множество разных трактовок данного понятия. Но в целом потенциал человека – это способность реализовать теоретическую возможность на практике.

Значение слова «потенциал» – совокупность как физической силы человека, так и духовной его составляющей, реализовав которые каждый может повысить качество своей жизни, а вслед за этим и расширить воспроизводство различных структур в обществе.

Природа человеческих возможностей:

  • Системность свойств. Они не могут свестись к простой совокупности или перечню человеческих качеств.
  • Внешнее воздействие. Для того чтобы сформировался и реализовался человеческий потенциал, необходимо использовать внешние относительно человека воздействия.
  • Скрытость. Для данного человеческого качества свойственна незримая информация, атрибуты, которые могут проявиться лишь при полном изменении внешней ситуации вокруг индивидуума.
  • Долгосрочная стратегия. Потенциал человека выстраивается как на ближайшее будущее, так и на далекую альтернативу.

Также выделяют и личностный потенциал определенного народа, нации. Это все многообразие открытых и неявных форм, свойственных населению конкретной страны, которые могут проявляться в определенных социально-экономических и природно-экологических обстоятельствах.

Развитие и расширение потенциала – это не только улучшение материального состояния человека, но и прямое увеличение его возможностей, количество возможных вариантов. Выбирать из них человек уже будет самостоятельно, предпочитая тот вариант, который наиболее ему интересен. Потенциальный среднестатистический человек всегда стремится к самосовершенствованию.

Экономическое возрастание способно повлиять на развитие творческого потенциала, обеспечить не только рост благосостояния отдельного трудящегося, но и дать вероятность удерживать приемлемую степень затрат казначейства, направленную на социальное обеспечение, беспристрастно распределять резервы, в общем, тратить деньги персонально на душу населения, а не на оружие для полицейских, чтобы усмирять беспорядки. Материальный доход – лишь одна из составляющих удовлетворенности человека, пусть и имеющая большую значимость.

Государство в своем стремлении к постоянному росту и повышению эффективности зачастую не учитывает некоторые моменты, которые нужны обществу и которые оно не способно решить самостоятельно на удовлетворительном уровне. У каждого человека есть потенциальный запас, и его нужно помочь раскрыть на разных уровнях – бытовом, региональном, государственном.

Но не стоит перекладывать всю нагрузку за раскрытие потенциала на государственную машину, это может вызвать такое негативное явление, как социальное иждивение. А оно в свою очередь приводит к тому, что постепенно снижается экономическая активность каждого человека. Он попросту перестает что-либо предпринимать – ему все и так дает государство.

Поэтому более благоприятной представляется такая модель общества, когда власти обеспечивают не только лишь равное потребление, но прежде всего равенство возможностей. Наиболее важными здесь являются сферы образования, безопасности, охраны труда, здравоохранения, гражданского права, свободы выбора.

Многие задумываются: как раскрыть свой потенциал? Механизм развития скрытых качеств человека основан на следующих принципах:

  • Производительность. Каждый индивидуум должен иметь возможность влиять на производительность своей работы, принимать участие в улучшении процесса работы, разбираться в динамике занятости и денежного довольствия трудящихся,
  • Равные возможности. Следует убрать все негативно влияющие барьеры – сегрегацию по расовому признаку, половому, по уровню доходов и так далее. Это поможет индивидууму в более полной мере участвовать в общеэкономической жизни общества.
  • Устойчивое развитие. Минимизация различных потрясений, как в общественной, так и в бытовой сфере жизни, которые могут выбить из колеи, помешать стремлению в будущее.
  • Увеличение возможностей. Необходимо помогать людям становиться самостоятельными, прививать ответственное отношение к собственной жизни, развивать динамичную светскую позицию, строить гражданское общество.
  • Стабильная обеспеченность. Постепенное увеличение социальных стандартов, рост торговых связей. Социальное единение общества, постепенное улучшение своего материального состояния.

Формирование людских талантов

Разобравшись в структуре и основных составляющих развития человеческого потенциала, можно рассмотреть его влияние на некоторые сферы жизни общества.

Сама природа изначально заложила в нас достаточный физический и интеллектуальный потенциал. Это свойство дает нам возможность становиться первооткрывателями в тех или иных сферах жизни, выходить живым при неравных схватках с дикой природой, используя навыки первобытного охотника, рыбака, собирателя, и так далее.

Человеческая история – это череда непрекращающихся войн, большая часть из которых представляла собой прямое рукопашное сражение, когда от проявления каждым человеком своего физического и духовного потенциала зависело, останется ли он в живых. Потенциально воин постоянно подвергался опасностям со стороны врагов.

Современное же общество практически не нуждается в этом навыке и редко его использует, при этом никто не отменял человеческую потребность выплескивать агрессивный потенциал, что эффективнее всего происходит одновременно с огромными физическими нагрузками на организм. Помимо этого, во многих культурах присутствует социальная необходимость в такого рода деятельности. Это происходит там, где главенствующими ценностями являются смелость, бесстрашие, мужество и тому подобные. Но увы, в обычной жизни такие качества проявить довольно трудно.

Человечество нашло выход из этой ситуации, и это – спорт. По сути, это способ проявить скрытый потенциал в экстремальной ситуации, созданной искусственно. Некоторые виды спорта очень отдаленно напоминают естественные условия, а другие – например, скалолазание, горные походы, спортивный туризм, охота и рыбалка – максимально приближаются к реальным задачам наших предков в обычной жизни. Отсюда и возникает необходимость в полноценных острых ощущениях.

Наше общество, индустриальное и постиндустриальное, полно людей, которые готовы тратить деньги, время и силы для того, чтобы как можно сильнее оторваться от привычной современной жизни, приблизиться к границам своих возможностей – физических, психических и эмоциональных. Испытать себя по полной, лишь так ощутив себя полноценным и по-настоящему живым. Потенциал личности настолько силен внутри нас, что постоянно стремится вырваться наружу.

Повсеместно проводятся специальные курсы и тренинги по выживанию в экстремальных условиях, в диких удаленных местах и т.д. Человек готов отдать много сил, чтобы попробовать себя в борьбе один на один с дикой природой. Это стремление живет внутри нас, оно сформировано тысячелетиями эволюции.

Однако в современном мире у человека практически нет мест, где он может раскрывать этот свой потенциал. Казалось бы, эти навыки были жизненно необходимы, и буквально за последние двести лет, прошедшие с момента начала индустриализации мира, возможность реализовать свой потенциальный запал напрочь исчезла. Отсюда и все эти экстремальные увлечения.

Однако стоит обратить внимание на то, что человек, который для своего пропитания, выживания и в наше время постоянно отстаивает у дикой природы право на жизнь, вряд ли согласится пойти в горы с туристической группой просто так или сплавиться на байдарке по горной реке. Потенциальный риск доступен ему и в повседневной жизни.

Спорт – не единственная сфера реализации человеческого потенциала. Не все прыгают с парашютом. Намного дальше пошли деятели искусства, особенно телевидения и кино. Ведь человек изо дня в день занят рутинной жизнью, значит, у него нет времени на все эти причуды, а вот устроиться в кресле, включить приключенческий фильм, боевик или мелодраматичный сериал и переживать все эмоции вместе с героями картины – вполне доступная возможность. Автор: Андрей Воробьев

общении, эмоциональные проявления в поступках других людей им кажутся непонятными и лишенными смысла, они не всегда умеют контролировать свои эмоции в отношениях с другими. В ситуациях игрового взаимодействия большинство студентов не способны поставить себя на место другого человека, и такие качества, как отзывчивость, внимание к проблемам, неприятностям у других людей у них проявляются редко.

Важным условием формирования профессионального самосознания было то, что в процессе тренинговых занятий каждый студент постоянно производил оценку собственных действий по двум сравнительным шкалам: с одной стороны, он оценивал уровень своих достижений на основе сравнения себя с другими специалистами (более профессиональными или менее опытными); с другой стороны, он оценивал свои актуальные успехи и неудачи по сравнению с прошлым опытом, отмечая собственный рост или, напротив, спад, и намечал перспективы своего развития в будущем. Это способствовало повышению уверенности студентов в завтрашнем дне, формированию позитивного представления о профессиональном будущем, построению адекватной профессиональной «Я-концепции».

Таким образом, апробация предложенной программы тренинга по формированию профессионального самосознания показала достаточно высокую ее эффективность и позволила в значительной степени оптимизировать этот процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абулъханова К. А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. - 2006. - № 2(46).

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

3. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ, 1999.

4. Пряжникова Е. Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости: учебно-методическое пособие. - М., 2001.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА А. Ф. Караваев, В. О. Зверев, В. Р. Гилль

Рассматриваются структура психологического потенциала личности и этапы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудника.

Ключевые слова: психологический потенциал, структура, психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников.

Психологический потенциал личности (ППЛ) - это уровень сформированное™ ее психических свойств и качеств, представляющих в совокупности резерв повышения эффективности деятельности, дальнейшего развития и творческого проявления. ППЛ - это психологические возможности сотрудника как субъекта труда и управления. В значительной степени ППЛ зависит от Я-концеп-ции конкретного сотрудника или руководителя подразде-

ления. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я. При профессиональной деформации образ Я искажен. Составляющую, связанную с отношением к себе или с отдельным своим качеством, назытают самооценкой или принятием себя. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем (7).

Систему знаний, опосредованную индивидуальным опытом, реально используемую личностью в качестве руководства к действию, называют индивидуальной концепцией личности (6).

Только изучая закономерности соотношения личности и жизнедеятельности, можно выявить способности и те конкретные психические возможности, которые непосредственно «работают» на профессиональное мастерство сотрудника и результаты его деятельности. Это умение соизмерять и мобилизовать свои личные (природные, психические, социально-психологические) возможности с масштабами решаемых задач, за которые человек берется; это умение выфабатышать социально зрелое, реалистическое понимание хода жизни, общественных событий; это умение не только приспособиться к окружению, но найти или изменить свое место в жизни.

Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, потенциал личности концентрирует в себе все резервы и возможности человека - потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный потенциал, креативный потенциал, духовный потенциал.

Психологический потенциал конкретизирует в себе психические возможности человека во всем их спектре начиная от психических свойств и кончая профессиональными умениями и личностными психофизиологическими ресурсами.

Структура ППЛ включает в себя:

Мотивационный, идейный и нравственный потенциал (что побуждает к труду);

Квалификационный (профессиональные знания, навыки, умения), коммуникативный, интеллектуальный и творческий потенциал (что может личность);

Эмоционально-волевой потенциал, работоспособность (каковы психологические ресурсы личности) и представляет собой целостное образование личности.

Целостность ППЛ означает:

Способность к саморазвитию и преобразованию действительности;

Полноту представленности психических свойств и качеств личности, обеспечивающих активность жизненной позиции, деловитости, чувства нового, компетентности, сознательного отношения к труду и преданности служебному долгу;

Уровень развития ППЛ сотрудника, так же, как и степень эффективности деятельности и взаимоотношений среди людей, зависит не столько от какого-либо одного свойства и его качества, сколько от способа интеграции, внутренний сбалансированности, придающей, по

сути дела, новую, дополнительную психическую силу сотруднику, руководителю подразделения в вытолнении профессиональных обязанностей.

Множественность параметров взаимосвязанных психологических характеристик сотрудника обусловливает необходимость применения целостной психотехнологии формирования, развития и коррекции личности. Это диктуется также акмеологическим характером требований к целостной стратегии его труда и жизни. Реализация такого подхода устанавливает продуктивную взаимосвязь сформированности психологического потенциала, результатов труда и жизненной комфортности каждого, без исключения, человека (1-5).

Однако чтобы психологический потенциал личности был максимально реализован в профессиональной деятельности, сама профессиональная деятельность сотрудника должна быггь психологически обеспечена. Функциональные блоки психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудника представлены в таблице.

Действуют не отдельные качества, а личность в целом, поэтому не случайно к личному составу ОВД, участвующему в боевых действиях, ликвидации аварий и т. п., предъявляют особые требования, связанные не только с мастерством, но с целостным подходом к личности специалиста, с учетом его способностей к организаторской, административной, коммуникативной, исполнительской, прогностической деятельности и психодинамических особенностей.

С введением в подразделения ОВД практических психологов в рамки данного подхода включаются не только мероприятия воспитательного характера (что является приоритетной задачей руководителей всех уровней, так как именно методы воспитания в большей мере влияют на мотивационный, идейный, нравственный потенциал личности), обучение и повышение квалификации (от них зависит квалифицированный, коммуникативный, интеллектуальный ППЛ; в большей степени эти функции возложены на учебные заведения МВД России), но и активное акмеолого-психологическое консультирова-

Этапы психолого-педагогического обеспечения формирования потенциала личности и профессиональной

деятельности сотрудника

Профессиио- нально-пси- хологический отбор Отбор наиболее способных к данному виду деятельности в ОВД Изучение профессионально важных качеств и деятельности сотрудника, создание и реализация процедур психологического отбора по соответствующим должностям Конкурсные экзамены, собеседование, психологические методы наблюдения (опрос, тестирование и др.) Приемная комиссия, психологическая служба

Обучение Развитие соци-ально-психоло-гической компетентности и профессиональ-но-психологи-ческой подготовленности Определение целей обучения, комплектования и реализации психологической подготовки к профессиональной деятельности Традиционные методы (лекции и практические занятия), активные методы (различные тренинги в целях личного и профессионального роста) Преподавательский состав учебных заведений, опытные практики и наставники, курсовые офицеры, кураторы

Адаптация Наиболее быстрое включение в организацию и социаль-но-психологи-ческую среду Изучение факторов социальнопсихологической адаптации к деятельности, ее контроль и коррекция Методы активного включения в группу Внутренние или внешние консультанты, наставники

Оценка кадров (текущая и при приеме на работу) Определение уровня соци-ально-психоло-гической пригодности и перспектив профессионально-го роста Изучение профессионально важных качеств и деятельности сотрудника, составление профессиограмм, критериев и методов адекватной оценки и проведение такой оценки Интервью, наблюдение, анкетный и биографический методы, тесты, ролевые игры и др. Центральные психодиагностики, поддержка развития сотрудников, практические психологи

Переподго- товка Повышение социально-психологической компетентности, личностный рост Разработка и реализация программ социально-психологического обучения в зависимости от потребностей практики; психологическая коррекция личности Традиционные и активные методы обучения: тренинги (СПТ, акмеологический и др.) ИПК-центр психологической поддержки развития сотрудников ФПК

Подготовка к выходу из профессии Переориентация и подготовка к переходу на новые условия жизнедеятельности Психологическое консультирование Психологическая консультация Внутренние или внешние консультанты, психологи

ние (8). Его отличительная особенность состоит в гармоничной включенности в целостную технологию социально-психологического сопровождения труда и всей жизни сотрудников (5).

Акмеолого-психологическое консультирование предполагает совместную выработку различных стратегий жизни и труда и оказание помощи в обладании ими как в потенциально психотравмирующих ситуациях, так и в повседневный условиях. Ориентированность сотрудника заключается в определении его творческого потенциала и оказании ему поддержки в продвижении к собственным жизненным вершинам. Главные критериальные измерения - это активная жизнь и ее смысл, преданность служебному долгу и полезность обществу, достигаемая на основе продуктивного труда, признание неповторимости и самобытной индивидуальности человека.

В ходе консультации психолог решает большое количество задач, связанных с разработкой рекомендаций морально-этического, деятельно-поведенческого и непосредственно психологического характера. Он ориентирует сотрудников в широкой гамме социально-психологических проблем жизни и труда.

Важными задачами психолога являются установление сотрудников, имеющих отклонения от нормального процесса социальной адаптации, и последующая их психокоррекция. Его профессиональная обязанность - обучение обращающихся за консультацией по самостоятельному использованию методов контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния. Такое обучение проводится по специальным программам и методикам (формирование эмоционально-волевого потенциала личности). В число таких методов входят целенаправленное изменение направления мыслей, воздействие на психическое состояние через вторую сигнальную систему, использование физических упражнений для регулирования психологического состояния, применение специальных дыхательнык упражнений, самоконтроль за внешним проявлением эмоций, аутогенная тренировка и т. п. (9).

Психопрофилактические мероприятия в подразделениях ОВД в значительной степени влияют на работоспособность сотрудников. Их сущность состоит в формировании психолого-педагогическими методами условий для успешного процесса социальной адаптации сотрудников, а также для предупреждения невротических и психических расстройств у лиц группы риска, в повышении психологической толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных

стрессовых ситуациях, улучшении социально-психологического климата в подразделении.

В этой работе можно выщелить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих сотрудников на службе и в быту (изменение обстановки, условий труда и жизни, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т. п.). Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, прогнозируемых в ходе психодиагностики.

Наиболее сложным и актуальным участком труда практического психолога является психокоррекция, которая проводится, если в ходе психологической консультации вышвлены1 отклонения от функциональной нормы в поведении сотрудника. В силу существенных различий в характеристиках групповой и индивидуальной психологии выщеляют индивидуальную и групповую психокоррекцию. В ходе корректирующего воздействия создаются условия возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых и могут быть достигнуты психокоррекционные цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антилогова Л. И., Караваев А. Ф. Введение в психоло-го-педагогическую антропологию. - Кемерово, 2006.

2. Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов-сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2005.

3. Караваев А. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография. - Омск, 2005.

4. Караваев А. Ф., Маръин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности. - Омск, 2007.

5. Караваев А. Ф., Петров В. Е. Психологическое обеспечение формирования и развития личности: учебно-методическое пособие. - М., 2006.

6. Клубов Е. П. Психологические особенности психологической концепции руководителей: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1982.

7. Личностъ: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулпоткин, Г. С. Сухобская. -СПб., 1996.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности: пособие для специалистов, работающих с персоналом. - М., 1996.

9. Самонов А. П. Психологическая подготовка пожарных. - М., 1982.

Коллективная монография охватывает широкий круг вопросов психологии личности через призму новой концепции личностного потенциала – системы характеристик личности, лежащих в основе успешной саморегуляции в различных сферах жизнедеятельности. Адресуется психологам.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личностный потенциал. Структура и диагностика (Коллектив авторов, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, Т.О. Гордеева, А.И. Гусев, О.Е. Дергачева, Г.В. Иванченко, Е.Р. Калитеевская, М.В. Курганская, А.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, О.В. Митина, Е.Н. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам, С.А. Шапкин


Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала»


Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 10-06-16004д


© Издательство «Смысл», 2011, оформление


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Введение: личностный потенциал как объект изучения

Д.А. Леонтьев

Современная психология личности представляет собой весьма эклектичную область, специфическое предметное содержание и границы которой весьма нечетко определены. Если открыть практически любой из учебников под названием «Психология личности», «Теории личности» или «Развитие личности», мы найдем там все что угодно – от конституции до смысла жизни. Именно отсутствие четкого представления о специфическом содержании личности, помимо психических процессов, состояний и других составных частей предмета психологии, и является, на мой взгляд, основной помехой для развития этой области научного знания, которое движется сейчас очень быстрыми темпами, но направление этого движения не совсем понятно.

Ряд авторов в разное время и в достаточно разных контекстах пытались вычленить специфическое содержание личности. Можно сослаться на идею А.Н. Леонтьева (1983) о личности как особом измерении, несводимом к тому, в котором ведется изучение психических процессов, на идею В. Франкла (1990) о ноэтическом, духовном измерении, которое надстраивается над измерением собственно психологическим, идею Б.С. Братуся (1988) о разведении личности в узком смысле слова, характеризующейся особым содержанием, и личности в широком смысле слова. Во всех этих случаях под специфическим содержанием личности подразумевалось ее смысловое измерение (смысловая ткань, внутренний мир), что нашло отражение в перекликающихся между собой вариантах понимания структуры личности (Асмолов , 1990; Братусь , 1988; Леонтьев Д.А. , 1993), которые достаточно близки: во всех трех моделях вычленяется смысловая сфера личности как специфическая ее ткань.

Однако это не позволяет еще говорить об имманентной динамике собственно личностного измерения: о личностном развитии – в отличие от развития личности, о личностном здоровье – в отличие от здоровья личности (понятия зрелости, развития и здоровья описывают с разных сторон фактически одно и то же). Личностное развитие не совпадает с развитием психическим, нравственным, интеллектуальным. Есть немало данных о том, что познавательная сфера, интеллект, нравственные ориентации, смысловая сфера и т. д. различаются у людей незрелых и зрелых, личностно здоровых и нездоровых, несформировавшихся как личность и сформировавшихся, но эти глубокие отличия не первичны. Их нельзя использовать в качестве объяснения того, почему этот человек такой, а не иной.

Для обозначения этого базового измерения – собственно личностного в личности – я считаю целесообразным ввести рабочее понятие «личностный потенциал» (ЛП), который прямо не коррелирует с интеллектуальным развитием, с глубиной и содержательностью внутреннего мира и с творческим потенциалом. Уже повседневный опыт дает нам интуитивное представление о подобной базовой индивидуальной характеристике, стержне личности. Среди людей, признанных неоспоримыми гениями, мы можем встретить натуры чувствительные, ранимые, болезненные, как, например, Ван Гог, Достоевский, Кафка и Мандельштам. Но среди них же мы видим и людей, которые хорошо владели собой и продуктивно и творчески строили свою жизнь – хотя порой и в крайне неблагоприятных условиях – например, Микеланджело, Пикассо, Бернард Шоу или Солженицын; им свойственна способность уверенно структурировать не только культурный, эстетический материал, но и материал собственной жизни.

Феноменологию, отражающую эффекты выраженности ЛП или его недостаточности, в разных подходах в психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, резилентность и некоторые другие. Лучше всего, пожалуй, ему соответствует понятие «жизнестойкость» (hardiness), введенное С. Мадди (Maddi , 1998) в качестве операционального аналога «отваге быть» по П. Тиллиху (1995). Мадди определяет жизнестойкость не как личностное качество, а как систему установок или убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию, – установки на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений. Разработав тест жизнестойкости и проведя с его помощью большое количество исследований, Мадди подтвердил, что жизнестойкость является той базовой характеристикой личности, которая опосредует воздействие на сознание и поведение человека всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем до социальных условий (подробнее см. настоящее издание, с. 178–209).

Вместе с тем все упомянутые понятия, хоть и имеют самое прямое отношение к ЛП, однако описывают лишь отдельные его грани. Когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования. Например, В.А. Иванников (1991) убедительно показал, что воля обнаруживает себя не столько как сила, сколько как техника саморегуляции через опосредствование мотивации. Путь к решению проблемы личностного потенциала, по моему глубокому убеждению, лежит через смычку, с одной стороны, экзистенциальной психологии, которая на сегодняшний день уделяет наибольшее внимание феноменологии личностного потенциала и попыткам его концептуализировать, и, с другой стороны, культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Основной вклад Выготского в психологию личности заключается в четком и развернутом формулировании идеи о том, что сущностной психологической характеристикой личности является овладение собственным поведением через его опосредствование (Выготский , 1983). Хотя Выготский не оставил теории личности, то, что он говорил про личность, позволяет рассматривать личность как наиболее интегральную высшую психическую функцию (см. Леонтьев Д.А ., 2001), а основной характеристикой высших психических функций является, как известно, произвольность.

Личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности – как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные, предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры. В. Франкл (1990) подробно описывал такое проявление человеческой свободы, как свободу по отношению к собственным потребностям и к собственной телесности. Это замечательно было выражено еще Гегелем (1971, с. 26): «Обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это». В этой фразе заключена квинтэссенция психологии личности, содержащая две истины: (1) обстоятельства и мотивы могут господствовать над человеком, и (2) обстоятельства и мотивы могут не господствовать над человеком, если он им этого не позволит. Другими словами, существуют разные формы и механизмы регуляции и детерминации человеческого поведения, которые могут «включаться» и «выключаться», в том числе механизмы самодетерминации. Самодетерминация лежит в основе таких проявлений личности, которые, как писал М.К. Мамардашвили (1990), находятся по перпендикуляру к повседневному потоку жизни. Залог возможности самодетерминации – способность человека, как в когнитивном плане (плане сознания и картины мира), так и в плане чисто практическом, отстраниться от потока жизни, в котором он плывет. Существует система постоянно действующих на каждого из нас факторов, и мы имеем возможность «плыть» в ее рамках, адаптируясь к ней, но имеем также возможность эту систему трансцендировать, включив механизмы самодетерминации. В этом трансцендентном отношении к потоку жизни прежде всего и проявляется личностная зрелость как выражение личностного потенциала. Как хорошо выразилась одна клиентка, пришедшая к психологу, «вопрос в том – я живу или жизнь меня живет?» (И.К. Подчуфарова, личное сообщение).

Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете преодоление личностью самой себя. Сошлюсь на общую антропологическую модель Э. Фромма (1995), которая представляется мне весьма точным и полным образом человека. Фромм констатирует фундаментальную двойственность человека. С одной стороны, человек вышел из мира природы и его тянет по начертанному ею пути наименьшего сопротивления. Это путь возвращения в лоно матери-природы, путь слияния с родом, кланом и т. д., путь отказа от самостоятельности, от собственного принятия решения, в конечном счете – путь отказа от сознания и бегства от свободы. Но поскольку человек не может вернуться в это лоно, поскольку из рая он изгнан, он должен искать свой, уже человеческий путь, в чем ему никто не может помочь; он должен идти по границе двух миров, природного и человеческого, и создавать основания для своей жизни, поскольку он лишен тех оснований, которые есть у всех прочих живых существ. Собственно говоря, в том, в какой мере человек самоопределяется по отношению к этой дихотомии, также находит свое проявление личностное в личности, личностный потенциал. По сути, личностный потенциал отражает, в какой степени данный индивид произошел от обезьяны, ведь одна из самых больших иллюзий – считать, что мы уже от обезьяны произошли . Каждый человек на протяжении всей своей жизни продолжает решать эту задачу, и результатом разнообразия ответов на этот эволюционный вызов является очень большой спектр индивидуальных вариаций степени человечности. К сожалению, этот образ не такой уж метафорический, каким он кажется на первый взгляд (см. подробнее Леонтьев Д.А ., 2009).

Еще правильнее будет говорить о преодолении личностью прижизненно складывающейся структурой индивидуальности (тем, что задано «внешними» и «внутренними» условиями развития). «Личность – это не природный объект, это то, что человек в процессе индивидуального развития сам из себя делает. <…> Личность – это глобальная высшая психическая функция прогрессивного овладения собственным поведением и внесения новых высших закономерностей в процессы взаимодействия с миром и саморазвития на основе социального опыта, вычерпываемого из мира, и биологической основы, с которой мы в этот мир приходим» (Леонтьев Д.А. , 2006, с. 146).

Личностный потенциал – это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации.

Понятие ЛП содержательно раскрывает идею «изменяющейся личности в изменяющемся мире» (Асмолов , 1990). Оно идет на смену понятию адаптации, подразумевая сложные механизмы совладания с изменчивой действительностью – не только приспособление к заданным условиям, но и готовность к их изменению и способность к самостоятельному созданию необходимых условий. Способность человека выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, является неоспоримой ценностью как во многих областях профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

В последнее время для понимания этого аспекта личности часто используются понятия субъекта и субъектности и англоязычный аналог последнего – понятие «agency» (Р. Харре, Дж. Ричлак, А. Бандура и др.; см. об этом подробнее Леонтьев Д.А ., 2010). Можно согласиться с теми взглядами, которые связывают понятие субъекта с определенными априори не гарантированными функциональными способностями реально управлять ходом своей деятельности, характеризующимися индивидуальным разбросом и динамикой становления в онтогенезе (А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, В.И. Моросанова, Е.А. Сергиенко и др.). Действительно, далеко не каждый из нас в каждый момент своей жизнедеятельности выступает подлинным субъектом того, что он делает; действуя на основе стимул-реактивного или другого безличного механизма, индивид не осуществляет подлинное субъект-объектное отношение.

В 2001–2002 гг. под моим руководством на факультете психологии МГУ начала складываться неформальная исследовательская группа по изучению психологии самодетерминации, включавшая в себя преимущественно студентов и аспирантов. Мы стремились нащупать новые подходы в изучении личности в отсутствие априорной исследовательской программы, методов и т. п., не порывая при этом с устоявшейся методологией и базой знаний, стараясь найти и заполнить в них белые пятна. Работой группы руководил интерес в первую очередь к тем аспектам личности, которые не изучались традиционной психологией и традиционными широко распространенными методами, прежде всего в силу отсутствия адекватных подходов и инструментов. За прошедшее время разрозненные исследования и первоначально разрозненные теоретические идеи сложились в далеко еще не законченную, но вполне целостную концепцию и исследовательскую программу. На данный момент группа выросла в межкафедральную лабораторию факультета психологии МГУ по психологическому изучению качества жизни и личностного потенциала; в русле ее исследовательской программы создана специализированная лаборатория проблем развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГППУ и лаборатория позитивной психологии и качества жизни в Высшей школе экономики; проводятся исследования в ММА им. И.М. Сеченова, в вузах и научных центрах других городов, от Смоленска до Камчатки. В русле этой программы за последние годы было защищено несколько кандидатских диссертаций (О.Е. Дергачевой, Е.Ю. Мандриковой, Л.А. Александровой, Е.Н. Осиным), выполнено несколько серьезных исследовательских проектов, в том числе: «Структура и диагностика личностного потенциала» (Российский гуманитарный научный фонд, 2006–2008); «Индикаторы и предикторы психологического благополучия и личностного потенциала школьников в системе общего образования» (ФЦП развития образования, 2007–2009); «Личностные ресурсы совладания в условиях хронического стресса» (Российский гуманитарный научный фонд, 2009–2010).

Цель данной коллективной монографии, созданной участниками межкафедральной (а на сегодняшний день уже фактически межвузовской и межведомственной) научно-исследовательской группы по исследованию самодетерминации и личностного потенциала – современная постановка проблемы личностного потенциала и нащупывание подходов к его изучению и диагностике на новом витке развития научного знания. Она включает в себя четыре части. Первая часть носит обзорно-теоретический характер и посвящена постановке проблемы личностного потенциала, в частности, взглядам в мировой психологии, которые могут так или иначе рассматриваться как попытки решения этой проблемы в разных понятийных системах и на разной методологической основе: в терминах потенциала и возможностей, уровней развития эго, черт (сил характера и добродетелей) и, наконец, саморегуляции. Вторая часть посвящена составляющим личностного потенциала, отдельным конструктам, которые вносят осязаемый вклад в его функционирование. В их числе такие личностные характеристики, как оптимистическое мышление, жизнестойкость, витальность, личностная автономия, толерантность к неопределенности, стратегии совладания и др. Небольшая третья часть посвящена методологическим аспектам исследования личностного потенциала. Наконец, в четвертой части нашли отражение некоторые из исследований, в которых объяснительные возможности концепции личностного потенциала раскрываются на эмпирическом материале. Заключительная глава подводит предварительные итоги и намечает перспективы дальнейшей работы, которые, безусловно, намного шире того, что представлено в монографии.

Литература

Асмолов А.Г . Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Братусь Б.С . Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

Выготский Л.С . Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.

Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 2. С. 5–209.

Иванников В.А . Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Леонтьев А.Н . Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

Леонтьев А.Н . Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1.

Леонтьев Д.А . Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.

Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / Под ред. И.А. Петуховой. М.: Смысл, 2001. С. 154–161.

Леонтьев Д.А. Личность как преодоление индивидуальности: контуры неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 134–147.

Леонтьев Д.А. Человечность как проблема // Человек – наука – гуманизм: К 80-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Наука, 2009. С. 69–85.

Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. 25. № 3. С. 136–153.

Мамардашвили М . Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 5–237.

Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

Фромм Э . Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.


Maddi S.R. The search for meaning // The Nebraska symposium on motivation 1970 / W.J. Arnold, M.H. Page (Еds.). Lincoln (NB): University of Nebraska press, 1971. P. 137–186.

Maddi S . Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / P.T.P. Wong, P.S. Fry (Еds.) Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum, 1998. Р. 1–25.

В тех случаях, когда сознание, ментальность, культура и прочие факторы внешней среды не мешают согласованной гармоничной работе внутренних уровней организации капсулы живого вещества под названием «человек», они на механизмах самоорганизации реализуют принцип диакосмической тендезы, то есть разворачиваются в психофизиологические тенденции, посредством которых реализуются физиологические и темпераментно-психологические потенции индивида. Но реализация темпераментных потенций происходит в конкретной окружающей среде (экологической и социальной), которая способствует или не способствует их развитию. Она накладывает сильнейший отпечаток на формы и выражение темпераментных психологических черт. Темпераментные тенденции «социализуются», приобретают национальный (ментальный) окрас, и в результате мы получаем функционально-акцентуированный тип характера. Но в каждом характере любой национальности с закономерной неизбежностью просматривается типовая базисная темпераментная основа.

Функционально-ролевая генетически врожденная обреченность — это не только индивидная психологическая обреченность, это механизм «генетической» обреченности коллективного (стайного) уровня. Выживает только та стая, которая обеспечила себя полным ролевым набором, начиная с генетического уровня. Ваша семья — это та же стая!

Кто-то довольно точно сказал, что характер — это социализованный темперамент. Да, современный человек не «маугли», который растет в джунглях; теперь он растет в каменных джунглях мегаполисов. Да, культура делает из каждого индивида собственно то, что называется человеком, причем каждая культура делает человека именно своей культуры. Мусульманская культура делает человека мусульманином, советская культура рождает «совка», а криминогенная среда делает человека преступником. Но во всех этих случаях с железной необходимостью проявляет себя типовое человеческое поведение, проявляющее себя в качестве архетипических функциональных комплексов. Кто-то стремится и занимает позицию «вождя», а кто-то страстно ищет себе вождя и охотно подчиняется ему; кто-то любит работать, а кто-то — говорить о работе; кто-то с высокой чувствительностью глаз и ушей занимается искусством и прикладной эстетикой, а кто-то (и не только в первобытном сообществе) должен уметь убить жертву, как бы неэстетично это ни выглядело. Самое ужасное, что эта функциональная, врожденная тоска по «убиению» рационализируется и в рационализированном виде, без глубинного смыслопонимания активно и патриотично живет и действует среди нас.

Вы же не сомневаетесь, что у нас существует генетическая подпрограмма полоролевого поведения. Почему бы тогда не быть подпрограмме функционально-ролевого, типического поведения? Каждый из нас рожден со своим функциональным предназначением (или набором таковых). Если некто верно реализует свое предназначение, то проживает долгую, здоровую, счастливую и творческую жизнь. Нездоровье и несчастье — это расплата за самонепонимание. На спектакль под названием «жизнь» мы приглашены играть разные, и для каждого из нас предопределенные роли (Шекспир, конечно же, сказал это лучше нас).