25.09.2019

Упражнение, которое спасёт ваши семейные отношения. Упражнение для семейных пар


Теоретические знания бесполезны тогда, когда на практике вы не внедряете их в свою жизнь. Поэтому чтение книг, статей с полезной и ценной информацией можно назвать пустой тратой времени, если вы не используете новые знания.

Поверьте мне и многим парам, которым я давала эти рекомендации на семейном коучинге.

«Че те надо?»

Первое упражнение необходимо для того, чтобы всегда иметь четкое представление о том, доволен ли Ваш партнер отношениями или нет. На первый взгляд подобное заявление звучит грубо, прямое выяснение этого вопроса редко приводит пару к конструктивному разговору и решения проблемы. В большинстве браков все воспринимается супругами как претензия одного в адрес другого.

Но только не в этом случае. Итак, ваши действия:

1. Напишите сами и попросите сделать то же самое своего партнера: чего вам не хватает в нем/ней, и в отношениях в целом.

2. Спросите его, что ВЫ можете сделать для того, что бы он/она стал соответствовать вашим желаниям, тому, чего вы ожидаете от него/нее и отношений.

Пример: я попросила супруга быть более эмоциональным, чутким и нежным. Затем спросила его, что я могу для этого сделать. Он ответил: «Будь поспокойнее и меньше ворчи,тогда у меня будет желание проявлять больше ласки и заботы».

Одного раза нам хватило для того, чтобы к подобным вопросам не возвращаться и не испытывать недовольства в отношении друг друга.

Ты молодец

Второе упражнение дает вам и вашему любимому человеку почувствовать признание, чего многим так не хватает в браке.

Ваши действия:

1. Создайте спокойную, уютную атмосферу. Важно остаться наедине и быть в хорошем настроении. Можете по такому случаю открыть бутылочку вина или шампанского.

2. Похвалите друг друга по очереди, отметив по пять моментов. Например:

ОН: Я хвалю тебя за то, что ты всегда за собой следишь и красиво выглядишь

ОНА: Я хвалю тебя за то, что ты такой чуткий, душевный и очень отзывчивый человек

и так еще четыре раза.

Результат вы ощутите в этот же вечер.

Я такая

Третье упражнение поможет паре отслеживать изменения, которые происходят друг в друге. Это очень важно для того, чтобы оставаться близкими по духу, образу мысли, взглядах на жизнь, желаниях и целях.

Ваши действия:

1. Ответьте оба на следующие вопросы:

♣ Какие события из Вашей жизни заставили Вас испытать различные неприятные эмоции: страх, обида, разочарование, боль?

♣ Как по-Вашему необходимо выражать любовь, дружбу, уважение?

♣ Каким человеком Вы бы хотели остаться в память других людей?

♣ К чему Вы стремитесь, чего желаете достичь, какой видите свою жизнь через 5-7 лет?

3. Минимум раз в полгода проделывайте это упражнение и вы ощутите невероятное сближение, гармонию, усиление ваших чувств.

Теперь у меня вопрос к вам, дорогие читатели: КАК нужно проявлять любовь, уважение и дружбу в отношениях с любимым человеком? Как это делаете ВЫ? — Обсудим в комментариях

Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения Крюгер Дэвид

Упражнение для семейных пар

Упражнение для семейных пар

Эксперты пока не пришли к единому мнению о том, насколько важен материальный фактор в семейных разногласиях и при разводе, однако все имеющиеся у нас данные убедительно свидетельствуют, что денежные проблемы играют не менее существенную роль при разрыве отношений, чем сексуальные. И в основе обеих проблем - денежной и сексуальной - лежит недостаток доверия и дефицит общения.

Нижеследующее упражнение призвано помочь вам создать взаимное доверие и укрепить существующие отношения благодаря изучению денежных историй друг друга. Иными словами, у вас есть возможность лучше узнать о том, что думает о деньгах и как их воспринимает ваш партнер.

Первая часть упражнения выполняется раздельно. Каждый из вас берет ручку и лист бумаги, а затем записывает свои ответы на предложенные вопросы. Не нужно писать много, развернутыми предложениями. Сделайте ваши ответы краткими и лаконичными. Для ответа на каждый вопрос требуется всего одно или несколько слов.

1. Какие три вещи или события в вашей жизни, связанные с деньгами, вызывают у вас гордость?

а)

в) _____________________________________________________________________________________________

2. Какие три вещи или события в вашей жизни, связанные с деньгами, вызывают у вас чувство смущения или стыда?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

3. Какие три самых толковых решения, связанных с деньгами, вы приняли в своей жизни?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

4. Какие три главные ошибки, связанные с деньгами, вы делали в своей жизни?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

5. Какие три лучшие денежные инвестиции вы сделали за свою жизнь?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

6. Какие три худшие денежные инвестиции вы сделали за свою жизнь?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

7. Какие три самые важные вещи в своей жизни вы приобрели с помощью денег?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

8. Какие три самые важные вещи в своей жизни вы променяли на деньги?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

9. Какие три наиболее важные для вас вещи можно купить за деньги?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

10. Какие три вещи вы не сможете приобрести с помощью денег?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

11. От каких трех вещей вы были бы готовы отказаться в обмен на деньги?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

12. Какие три наиболее важные вещи вы сделали бы, будь у вас побольше денег?

а) _____________________________________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________________________________

в) _____________________________________________________________________________________________

Закончив упражнение, прочтите поочередно вслух свои ответы друг другу. Работа вашего партнера на этом этапе состоит в том, чтобы просто слушать вас, принимая все, что вы говорите, воздерживаясь от каких-либо суждений, критики или оценок любого рода. Перед тем как вы приступите к чтению, ваш партнер должен пообещать - твердо и искренне, - что не будет никаким образом комментировать то, что вы написали. Все комментарии могут касаться только самого процесса обсуждения и делаться только в позитивных выражениях, таких как выражение благодарности и уважения за честность и смелость, с какими вы готовы обсуждать весьма сложные вопросы.

Если в какой-то момент слушающий партнер все же делает критическое замечание, то по правилам этой игры вы должны вновь начать чтение с самого начала с тем, чтобы вместе изучить весь список. Отнеситесь к предложенному упражнению как к конструктивному процессу более глубокого познания друг друга, но остерегайтесь использовать его как повод для взаимных придирок и обвинений, пусть и не беспочвенных.

Представьте себе ваше общение как ровную гладь пруда. Если один из вас бросает камень в воду, то обоим придется сидеть на берегу и ждать, пока не разойдутся круги.

Из книги Думай как миллионер автора Белов Николай Владимирович

Как быть успешным и в бизнесе, и в семейных отношениях? Что нужно для того, чтобы заниматься любимым делом и при этом иметь крепкие отношения с любимым человеком?Позвольте мужчине быть мужчиной, а женщине быть женщинойКаждый член семьи должен исполнять свою роль. Мужчина

Из книги Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом автора Сахаровская Юлия

Типовые варианты семейных бюджетов/планов Итак, что нам дает личный финансовый план. Возможность контролировать собственные денежные потоки. Понимание, куда вы движетесь. Возможность скорректировать движение, чтобы достичь поставленных целей. Финансовую

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Упражнение центрирования Основной элемент всех форм центрирования – активное блокирование всех мыслей и восприятий, кроме объекта и/или процесса как такового, на котором сосредотачивается внимание. Нижеследующая методика релаксации считается относительно несложной

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Упражнение Используя РАС-методику, запишите свой голос на любой носитель информации: кассету, цифровое записывающее устройство и т. д. Сначала включите одну из своих любимых мелодий, которая послужит легким, расслабляющим фоном. Затем проведите разминку. Закройте глаза

автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. В какой сфере вы работаете?2. В какой сфере вы могли бы работать?3. В какой сфере вы хотели бы работать?4. В какой сфере вы не хотели бы работать?5. Каким образом вам необходимо изменить свою профессиональную (коммерческую) деятельность, чтобы она

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. Кто входит в число ваших наиболее успешных конкурентов?2. Почему ваши нынешние или потенциальные клиенты пользуются услугами ваших конкурентов? Какие преимущества они усматривают в этом для себя?3. В каких областях лично вы достигли

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. Кто входит в число ваших наиболее значимых внутренних клиентов?2. Каковы конкретные запросы и потребности ваших внутренних клиентов?3. Кто входит в число ваших наиболее ценных внешних клиентов?4. Какие люди или компании могли бы стать вашими

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. В каких сферах деятельности вы демонстрируете не просто хорошие, а блестящие результаты?2. Какие направления вашей работы приносят вам максимальное удовлетворение?3. Занимаясь какой деятельностью, вы испытываете наибольший прилив

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. Какую ключевую цель вы ставите перед собой в рамках построения карьеры?2. Какие существенные факторы мешают вам достичь этой цели?3. Как вы намерены устранить эти факторы?4. Какую ключевую цель вы ставите перед собой в рамках ведения

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. На каком отрезке сигмоидальной кривой находится на текущий момент ваша карьера? На первой – стадии становления? На второй – стадии роста? На третьей – стадии спада?2. Если это первая стадия, то что лично вы делаете для того, чтобы ее

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. Сформулируйте десять самых важных для вас целей.2. Тщательно проанализируйте сформулированные вами цели. Выберите из них одну, которая в случае ее немедленной реализации может наиболее позитивно повлиять на вашу жизнь. Эта цель и будет для вас

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. Каковы наиболее важные для вас цели в профессиональной (коммерческой) деятельности?2. Какова текущая почасовая ставка оплаты вашего труда? (Разделите сумму годового дохода на 2000).3. Какую почасовую ставку вы хотели бы иметь? (Разделите сумму

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. Каковы наиболее важные для вас цели?2. Проанализируйте свою личную жизнь. С вашим нынешним опытом, случись вам «отмотать пленку назад»:а) стали бы вы вновь устанавливать отношения с теми или иными людьми;б) стали бы вы вновь заводить те или иные

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Практическое упражнение 1. Какие функциональные обязанности или вопросы не требуют максимального использования вашего собственного времени и усилий, но при этом важны для бизнеса? Готовы ли вы перепоручить решение этих вопросов другому сотруднику?2. Какими навыками и

Из книги Достижение целей: Пошаговая система автора Аткинсон Мэрилин

Упражнение Проще всего начинать это упражнение, думая о близких вам людях. Это дает вам хорошую возможность практиковаться, чтобы затем с успехом использовать наработанные навыки в общении со своими клиентами и другими людьми. Оно помогает соединить ваше глубокое

Каждый союз индивидуален и не похож ни на один другой. Что для одной пары — радость, у другой вызовет лишь раздражение, у третьей — испуг. И не может быть универсальной «формулы любви». Каждая пара должна найти ее сама. Совместными усилиями. Как улучшить отношения с любимым?

По каким критериям определить успешность отношений в браке? Их всего два — внутренняя удовлетворенность и длительность союза. И зависят они не от силы изначального чувства, все влюбленные мечтают «о большой и светлой любви», а от нескольких важных факторов:

  • степени изначального совпадения партнеров;
  • желания договариваться;
  • умения договариваться.

Абсолютное совпадение может быть лишь между клонами одного человека, а мужчина и женщина изначально разные, хотя бы потому, что он — мужчина, а она — женщина. К сожалению, чем больше несовпадений, как фундаментальных (вероисповедание), так и бытовых (она любит тишину, ему надо, чтобы фоном работал телевизор), тем быстрее «любовная лодка разобьется».

Но в любом, даже самом трудном случае, на помощь стоит призвать способность договариваться. И тогда партнеры с меньшим изначальным совпадением, но готовые подстраиваться друг под друга, могут построить более успешный союз, чем пары, больше совпадающие, но не стремящиеся к пониманию.

Предлагаем вам психотерапевтические игры, которые помогут лучше узнать друг друга и сонастроиться: чувствовать, договариваться, подстраиваться. Эти упражнения могут делать не только влюбленные, супруги, но и друзья, коллеги, родственники.

Слепой-поводырь.

Используется в разных направлениях психотерапии.

Подготовка. Распределите между собой роли: N1 и N2. Партнер N1 закрывает глаза и делает ладонь ковшом, он будет «слепцом». А N2 — «поводырь», ставит в центр его ладони указательный палец.

Инструкция . Точечный контакт усложняет задачу. Задача Поводыря — водить Слепца (упражнение можно делать в помещении или в парке), заботиться о нем, приятно удивлять, предлагая разную скорость движения, повороты. Задача Слепца - полностью довериться и следовать за партнером. Говорить нельзя, единственной точкой телесного контакта остаются ладонь и палец. Постарайтесь почувствовать телесные сигналы, идущие от партнера. Уделите этому взаимодействию 10-15 минут.

Анализ. После игры обсудите свой опыт. Расскажите партнеру честно: что вам понравилось во взаимодействии, а что — нет. Если вам больше нравится роль Поводыря, то вы стремитесь быть лидером в отношениях, контролировать. С одной стороны, вы умеете брать на себя ответственность, с другой — предпочитаете играть по своим правилам. Но за сильным контролем стоит недоверие к партнеру и небезопасность, что настораживает.
Предпочтение роли Слепого говорит о желании избежать ответственности, пассивности, вплоть до инфантильной позиции Жертвы. Плюс в том, что вы умеете довериться.

Игра на музыкальном инструменте.

Подготовка. Вам понадобится музыкальная запись, под которую вы будете двигаться примерно 5-7 минут.

Инструкция. Один из партнёров встаёт с закрытыми глазами, второй начинает играть на нем, как на музыкальном инструменте. Естественно, все действия символические - можно поглаживать партнёра, похлопывать, прикасаться к нему, не причиняя дискомфорта. Взаимодействие происходит без слов и предварительных договоренностей, важен экспромт. Задача Музыканта — почувствовать желания Инструмента, помочь ему максимально раскрыться и «зазвучать». Задача Инструмента — довериться партнеру, почувствовать положительные эмоции, без слов обозначать свои желания или дискомфорт. Потом поменяйтесь ролями.

Анализ. Во время игры происходит сонастройка, увеличивается уровень доверия, эмпатии, снижается стремление к тотальному контролю. Когда вы завершите упражнение, поговорите о том, что было приятно, а что нет. Угадывал ли Музыкант желания Инструмента, заботился ли о нем? Мог ли Инструмент сообщать о своих желаниях, доверился ли Музыканту? Что можно сделать для того, чтобы опыт стал более приятным и разнообразным?
Если «музыка добрых отношений» возникнет, обе роли должны быть приятны. Если кому-то нравится быть только Инструментом, то он явно предпочитает в отношениях получать, а не отдавать, быть пассивным, не принимая ответственность. Предпочтение роли Музыканта говорит об излишнем контроле, гиперответственности, недоверии партнеру. Поэтому полезно побывать в обеих ролях.

Диалог ладоней.

Из телесно-ориентированной психотерапии.

Подготовка. Вам потребуется 20-30 минут свободного времени.

Анализ. Увы, отношения часто строятся на взаимных проекциях, иллюзорных ожиданиях, самообмане и невольном обмане партнёра. Это зыбкий фундамент, и построенные на нем отношения вскоре рушатся. «Диалог ладоней» позволяет снять с себя маску и увидеть без маски партнера, делает контакт глубинным, аутентичным. Это упражнение отлично подходит не только на этапе знакомства, но и для хорошо знающих друг друга партнёров.

Мир, в котором я хотел бы жить.

Из арттерапии.

Подготовка. Возьмите ватман или лист бумаги формата А3, стопку журналов с картинками, ножницы и клей.

Инструкция. Не обсуждайте заранее идею коллажа, и на протяжении всего взаимодействия также храните молчание. Общаться можно, но без слов. Итак, вам нужно совместно создать коллаж под названием «Мир, в котором я хотел бы жить». Скорее всего, вам понадобится полчаса, но вы можете создавать аппликации и больше времени — пока каждый из партнёров не почувствует, что коллаж завершён.

Анализ. Обсудите в конце упражнения откровенно: возникали ли между вами противоречия? Как вы их решали? Уважали ли мнение партнёра? Жертвовали ли своими интересами в ущерб себе? Способны ли были договариваться, идти на компромисс? Был ли лидер, устроило ли это обоих? Реализовались ли идеи и потребности каждого, или кто-то оказался ущемленным? Нравится ли получившийся коллаж обоим? Если вам не нравится, почему вы не отстояли свои интересы? Перекладывали ли вы ответственность на партнёра? Что вам понравилось во взаимодействии, что нет? Совпадают ли ваши взгляды на «идеальный мир», в чем расхождение, преодолимо ли оно?
То, как вы вели себя, выполняя упражнение, символически отражает ваши отношения и жизненную стратегию взаимодействия.

Я с собой — я с тобой.

Из телесно-ориентированной психотерапии.

Многие проблемы в отношениях происходят из-за того, что мы либо слишком сосредотачиваемся на партнере и теряем себя, либо становимся эгоцентричны и изолируемся от партнёра. Последнее упражнение помогает диагностировать склонность к той или иной позиции и найти баланс.

Подготовка. Условьтесь о том, что будете выполнять упражнение в тишине, а свои впечатления обсудите позже.

Инструкция. Встаньте с партнёром спина к спине, соприкоснитесь телами так, чтобы обоим было комфортно. Упражнение будет состоять из 3 частей, каждая длится 3-5 минут.
— Сосредоточьтесь исключительно на партнёре, постарайтесь почувствовать в каком он состоянии, что с ним происходит. Для этого вы можете соприкоснуться более плотно. Забудьте про себя, ощущайте партнёра, заботьтесь о нем.
— Теперь, не прерывая телесного контакта, вы переносите внимание исключительно на себя. Думаете лишь о своём благе в этом контакте.
— И, наконец, вы одновременно ощущаете и себя, и партнёра. Заботитесь об обоих.

Анализ. После телесного взаимодействия вы обсуждаете: какая из частей для вас привычнее, легче, приятнее? Удалось ли достичь баланса? Что помогло это сделать? Ведь этот опыт выявляет бессознательное взаимодействие в вашем контакте.

Подготовлено Ириной Соловьевой специально для журнала "Наша психология".

Главная цель - научиться создавать эмоционально здоровое, свободное от манипуляций пространство, в котором вы сможете на равных обмениваться мыслями и чувствами. Это позволит гармонизировать отношения внутри пары и создать механизм профилактики конфликтов. Эти упражнения подойдут как тем, чьи проблемы в паре вызваны небольшими разногласиями, так и тем, у кого проблемы носят затяжной и кризисный характер. Первым они помогут научиться лучше понимать партнера и сблизиться с ним, вторым - «выпустить пар» и выиграть время для работы над отношениями.

Упражнение №1: сбрасываем напряжение

Это избавление от негативных эмоций: гнева, обиды, отчаяния. Они не должны застревать в нас, разрушая отношения изнутри. Лучше избавиться от них с помощью обычной подушки. Бейте ее изо всех сил, не останавливаясь, кричите, ругайтесь, дайте себе испытать боль и позвольте ей вас покинуть. Чтобы максимально расслабиться и не шокировать окружающих, делайте это в одиночестве.

Упражнение №2: учимся соблюдать чужие границы

Самое важное в упражнении - научиться находить баланс и уважать желания партнера, ведь идеально подходящих друг другу людей не бывает. Рано или поздно ваши интересы начнут противоречить друг другу, появятся претензии, это нормально. Например, партнер хочет встретиться с друзьями, а вас эта ситуация не устраивает. Если начинаете высказывать партнеру претензии, получаете в ответ негатив (гнев, обиду, уход), то есть адекватную реакцию человека на нарушение границ.

Если знаете за собой склонность к провоцированию таких конфликтов, почаще представляйте себе ситуацию, когда партнер вам запрещает делать что-то, что вы любите, и что касается только вас. Например: «Эту красную юбку больше не смей надевать! Мне это не нравится!» или «С этой подругой не общайся, я недоволен тем, как она влияет на тебя». Таким образом вы постоянно будете ставить себя на его место и научитесь «держать периметр».

Дополнительный бонус для избавления от непродуктивных негативных эмоций и обиды на партнера - «мантра для обиженных» от Ошо :

«Я такой важный индюк, что не могу позволить, чтобы кто-то поступал согласно своей природе, если она мне не нравится. Я такой важный индюк, что если кто-то сказал или поступил не так, как я ожидал, я накажу его своей обидой. О, пусть видит, как это важно - моя обида, пусть он получит ее в качестве наказания за свой «проступок». Ведь я очень, очень важный индюк.

Я не ценю свою жизнь. Я настолько не ценю ее, что мне не жалко тратить ее бесценное время на обиду. Я откажусь от минуты радости, счастья, игривости, я лучше отдам эту минуту своей обиде. И мне все равно, что эти частые минуты сложатся в часы, часы - в дни, дни - в недели, недели - в месяцы, а месяцы - в годы. Мне не жалко провести годы своей жизни в обиде - ведь я не ценю свою жизнь.

Я очень уязвим. Я настолько уязвим, что я вынужден охранять свою территорию и отзываться обидой на каждого, кто ее задел. Я повешу себе на лоб табличку «Осторожно, злая собака», и пусть только кто-то попробует ее не заметить! Я окружу свою уязвимость высокими стенами, плевать, что через них не видно того, что происходит снаружи - зато моя уязвимость будет в безопасности.

Я раздую из мухи слона. Я возьму эту полудохлую муху чужого ляпа, я отреагирую на нее своей обидой. Я не напишу в дневнике, как прекрасен мир, я напишу - как подло со мной поступили. Я не расскажу друзьям, как я их люблю, я полвечера посвящу тому, как сильно меня обидели. Мне придется влить в муху столько своих и чужих сил, чтобы она стала слоном. Ведь от мухи легко отмахнуться или даже не заметить, а слона - нет. Поэтому я раздуваю мух до размеров слонов.

Я нищ. Я настолько нищ, что не могу найти в себе каплю великодушия - чтобы простить, каплю самоиронии - чтобы посмеяться, каплю щедрости - чтобы не заметить, каплю мудрости - чтобы не зацепиться, каплю любви - чтобы принять. У меня попросту нет этих капель, ведь я очень, очень ограничен и нищ».

Упражнение №3: вспоминаем, за что полюбили

Это замечательное упражнение для той фазы отношений, когда негатив и взаимные претензии настолько заполняют пространство, что вы перестаете испытывать друг к другу любовь. Нужно 10-15 минут в день уделять мыслям о том, за что вы полюбили партнера. Для этого нужно отвечать на вопросы «Что мне нравится в этом человеке?», «Что мне дают наши отношения?» и «Как бы выглядела моя жизнь, если бы его не было?» Обычно позитивные эмоции, которые вы испытываете при мыслях о счастливых моментах совместной жизни, работают на сближение с партнером, и негатив постепенно уходит.

Упражнение №4: учимся правильно говорить о чувствах

Очень многие пары совершают ошибку, говоря о своих чувствах из состояния обиды, гнева и мести, используя при этом непродуктивное и нападающее «ты-сообщение». Это фразы вроде «ты меня бесишь», «ты безответственный», «ты постоянно где-то пропадаешь», «ты не помогаешь». «Ты-сообщение» абсолютно непродуктивно, потому что несет в себе только обвиняющую функцию, перекладывая ответственность за наши эмоции на партнера.

Чтобы донести до человека свои желания и чувства и при этом не дать ему мгновенно уйти в защиту, нужно использовать «Я-высказывание». Оно дает партнеру сигнал, что вы не нападаете, а транслируете ему свое видение ситуации: «Я хочу, чтобы ты знал, как я чувствую себя и что важно для меня, я не требую от тебя ничего, ни меняться, ни идти навстречу». Например, если вас обижает чье-то поведение, можно сказать: «Когда ты уходишь больше чем на 2 часа со своими друзьями, я чувствую себя покинутой, одинокой, мне грустно и страшно. Мне кажется, что я тебе не интересна и что ты не хочешь проводить со мной время».

Такая позиция поможет гораздо быстрее достичь взаимопонимания.

Об авторе

Психолог-сексолог тренинг-центра «СЕКС.РФ», автор онлайн-тренинга «Управление эмоциями, или как перестать скандалить».

Эта игра направлена на улучшение взаимопонимания с любимым человеком, будь то супруг или молодой человек.

Суть игры заключается в следующем:

Каждый отвечает на приведённые ниже вопросы сперва от себя, высказывая свои впечатления, ощущения, представления, затем пытается представить, как бы ответил партнёр. Все ответы (и за себя и предполагаемые ответы партнёра) можно записать на листе бумаги. Затем каждый зачитывает свой вариант ответа и то, как он думает, ответил бы партнёр. Затем партнёр зачитывает свой вариант и рассказывает о своих догадках по поводу вашего ответа. Кто начинает отвечать первым - либо определяется по договорённости, либо можно бросить жребий. А можно обменяться листами бумаги и пообсуждать ответы.

Смысл игры не в том, чтобы выяснить, кто кого лучше знает, а чтобы сблизиться, постараться включиться в восприятие отношений партнёром и при этом донести своё видение. Игра позволяет стать ближе друг к другу и сопровождается инсайтами, озарениями, состояниями "ага".

Условия, правила игры: не упрекать партнёра за его ответы. Будьте готовы услышать честные ответы, какими бы неприятными они ни выглядели для вас. Будь честны сами и попросите быть честным своего партнёра. Вы это делаете не для того, чтобы насолить друг другу или в чём-то уличить, а чтобы вскрыть уязвимые места в ваших отношениях и открыть ресурсы для их улучшения. Поблагодарите друг друга за честность.

Итак, вопросы:

1. Самый приятный подарок от тебя - это..........

2. Самое приятное воспоминание об отношениях - это........

3. Самое приятное, что ты мне можешь дать/сделать - это........

4. Чаще всего мы ссоримся из - за........

5. Когда ты говоришь, что........ , я начинаю сильно переживать.

6. Больше всего мне обидно, когда ты..........

7. Мне хочется от тебя больше....... и меньше........

8. Самые прекрасные моменты в отношениях, это когда........

9. Больше всего меня огорчает, когда в отношениях происходит........

10. Когда мы вместе проводим свободное время, мне бы хотелось.....

11. Больше всего я хочу, чтобы........

12. Сложнее всего нам договориться о.......

13. Я сержусь, когда ты..........

14. Если ты попросишь, я готов(а) ........

15. Я представляю наши будущие отношения так.......

16. Чтобы тебе было хорошо со мной, мне нужно.......

16. Я готов(а) для совместного счастья сделать........

17. Мне бывает тяжело говорить о своих чувствах потому что.......

18. Когда ты ведёшь себя так........., мне становится страшно.

19. Самые лучшие качества, которые мне нравятся в тебе - это....

20. Больше всего я ценю моменты, когда......

21. Мне кажется, ты хочешь, чтобы я любил(а) тебя, показывал(а) свою любовь так..........

22. Чтобы наши отношения были более доверительными, мне нужно сделать......

23. Мне хочется делать для тебя.......

24. Как я справляюсь со своей ролью любящего человека.......

25. Я благодарен(а) тебе за.....

26. Я хочу быть с тобой, потому что........

Игра позволяет не только лучше понять своего партнёра, узнать его мысли, проникнуться его чувствами и переживаниями, но и лучше понять себя.

Интересной вам игры!