04.02.2019

Значение слова «метрика.


Работа с Яндекс.Метрикой начинается с создания счетчика - кода, включаемого в содержимое веб-страниц. Одновременно с созданием счетчика Яндекс.Метрика создает связанное с ним хранилище данных.

Посетители взаимодействуют со страницами сайта, на которых установлен счетчик. Код счетчика исполняется и передает сервису Яндекс.Метрика данные как о самой странице, так и событиях, произошедших при взаимодействии с ней посетителя.

  1. Сбор и отправка данных
  2. Обработка и хранение данных

Сбор и отправка данных

Код счетчика состоит из двух частей: JavaScript-кода, размещенного в элементе script и HTML-кода, включенного в элемент noscript .

Если страница загружается браузером, то стандартным поведением является следующее. Если браузер поддерживает исполнение JavaScript-кода и его исполнение не заблокировано (настройками браузера или сторонними расширениями), выполняется JavaScript-код, включенный в элемент script . В противном случае обрабатывается содержимое элемента noscript .

Если страница загружается не браузером (например, т. н. роботом), интерпретация кода счетчика может быть произвольной.

Когда JavaScript-код счетчика не исполняется, количество собираемых данных не очень велико. Информация о посещении извлекается сервером Яндекс.Метрики из заголовков HTTP-запроса на загрузку изображения. Ссылка на изображение находится внутри элемента noscript . Из заголовков HTTP-запроса можно извлечь IP-адрес посетителя, адрес страницы, содержащей изображение, информацию о браузере и операционной системе, данные из cookie и (по факту интерпретации элемента noscript) признак отсутствия поддержки JavaScript.

В случае исполнения JavaScript-кода счетчика количество доступной информации увеличивается. JavaScript-код имеет доступ к информации о заголовке HTML-страницы, URL источника перехода на страницу, параметрах экрана и окна браузера, дополнительных расширениях браузера (Flash, Silverlight, Java) и пр. В ряде случаев наиболее важно, что JavaScript-код позволяет отслеживать события, происходящие при взаимодействии пользователя со страницей. Например, заполнение и отправку форм, переходы по ссылкам, скроллинг. Кроме того, JavaScript-код измеряет параметры загрузки страницы (например, время до отрисовки) и позволяет отправлять данные о достижениях целей.

Легко заметить, что Яндекс.Метрика позволяет получить больше информации о посетителях и их взаимодействии со страницами сайта, чем собирается непосредственно счетчиком. Например, браузер не имеет информации о том, какой пол и возраст у пользователя и в каком населенном пункте он находится. Эта информация определяется сервисом, и часто для этого используются значительные вычислительные ресурсы и объемы данных.

Таким образом, собираемые счетчиком данные обрабатываются на серверах Яндекс.Метрики и дополняются различной информацией.

Обработка и хранение данных

Полученные данные обрабатываются сервисом. На их основе в хранилище счетчика формируются статистические объекты.

Яндекс.Метрика работает с несколькими уровнями данных и оперирует следующими типами статистических объектов:

Объект Уровень

Просмотр (страницы);

внешний переход

Базовый
Визит Второй
Посетитель Третий
Объект Уровень

Просмотр (страницы);

внешний переход

Базовый
Визит Второй
Посетитель Третий

Статистический объект характеризуется набором атрибутов.

Часть атрибутов является общей для всех типов статистических объектов. Например, объект любого типа может характеризоваться операционной системой и страной посетителя, если их удалось определить.

Часть атрибутов характерна только для определенных типов статистических объектов. Например, характерным атрибутом просмотра является адрес страницы, с которого совершен переход (реферер), атрибутом визита - его длительность, а атрибутом посетителя - дата первого визита.

Эти уровни можно представить в виде схемы:

В Метрику можно передавать дополнительные параметры во время взаимодействия посетителя с сайтом. При этом важно различать, какие параметры относятся к визиту или просмотру, а какие - к посетителю. Свойства посетителя отличаются от свойств просмотра и визита тем, что они не привязаны к конкретному времени посещения сайта.

Например, событие «отправка отзыва» приходится на конкретный визит: за всю историю посещений человек мог оставить отзыв только один раз. Поэтому нет смысла делать такое событие атрибутом посетителя: в этом случае в отчетах вы будете видеть, что якобы на каждый визит этого посетителя приходилось по одному отзыву.

Чтобы сравнить поведение посетителей, которые хотя бы однажды написали отзыв, и тех, кто не оставил ни одного отзыва, необходимо настроить передачу соответствующего события через параметры визитов , а затем создать соответствующие сегменты . В параметрах посетителей следует передавать только те характеристики, которые не меняются от визита к визиту и не содержат персональные данные посетителей. Например, можно передать тип клиента - «розничный» или «оптовый» .

Получение и отображение данных. Метрики

Каждый объект характеризуется временем начала соответствующего события (последовательности событий).

Таким образом, можно выбрать статистические объекты определенного типа внутри некоторого интервала времени. Затем с помощью значений атрибутов можно вычислить ряд абсолютных или усредненных показателей. Такие показатели называются метриками. Например, общее количество просмотров или количество визитов, с глубиной просмотра больше 5.

Метрики всегда вычисляются по статистическим объектам одного типа.

При анализе метрики типовой задачей является определение вклада той или иной группы объектов в общий показатель. Например, может возникнуть необходимость узнать, какое число посетителей сайта составляют мужчины, а какую - женщины. Яндекс.Метрика позволяет выделить группы объектов с помощью условий, наложенных на значения атрибутов, и вычислить значения метрики для каждой группы. Такой процесс разбиения общего показателя на составные части называется группировкой.

Зачастую интерес представляют не все объекты, а лишь те, которые соответствуют заданным условиям. Например, необходимо проанализировать поведение посетителей, пришедших по ссылкам в рекламных объявлениях. Яндекс.Метрика позволяет сформировать выборку интересующих объектов с помощью условий, наложенных на значения атрибутов. Такой процесс называется сегментацией, а выбранный набор объектов - сегментом.

Грамотный человек умеет применять слова правильно, а также знает все их значения. Русский язык недаром считается одним из самых сложных для изучения языков в мире. В нем содержится большое количество правил и слов, несущих при одинаковом звучании противоположную смысловую нагрузку. Конечно, невозможно знать родной язык в совершенстве, но это тот идеал, к которому просто необходимо стремиться. Сегодня мы попробуем выяснить значение слова "метрика".

Что такое метрика?

Существуют слова, которые употребляются практически ежедневно. Мы отлично понимаем, что они означают или хотя бы догадываемся об их основном смысле. Но вот некоторые являются специфическими, что вовсе не оправдывает их незнания. Как правило, они применятся только в научном контексте или в устаревшем значении.

Возможно, вы когда-либо слышали такое слово, как "метрика". Определение его значения не так просто, ведь оно используется в абсолютно разных категориях. Причем они являются диаметрально противоположными по смыслу.

Метрика - это то слово, которое часто используется в математике и компьютерных технологиях. Помимо этого, оно применяется в искусстве - музыке и поэзии. В обиходе данное слово используется в двух похожих по смыслу значениях. Ко всему этому многообразию можно добавить и его простонародное употребление. Мы вас запутали? Тогда давайте разбираться в этом вопросе вместе.

Вы, наверное, не раз слышали, как бабушки рассказывали о выправлении метрики для младенца. И скорее всего, удивлялись незнакомому слову. На самом деле для новорожденных метрика - это свидетельство о рождении. В старину оно выглядело как небольшой листок бумаги или книжица. Жители деревень получали его в сельсовете, а горожане - в ближайшем отделе загса. Метрика являлась самым важным документом в жизни ребенка, ведь до получения паспорта он был единственной официальной бумагой, где указывались данные малыша.

Впервые слово "метрика" в этом значении было использовано при Петре I, он взял его из польского языка. Поляки, в свою очередь, позаимствовали его из латыни, в переводе с латинского слово "метрика" означает "список" или "ведомость".

Со временем слово стало уходить из обихода, и сейчас мы практически всегда говорим не "метрика", а "свидетельство о рождении", имея в виду первый в жизни официальный документ своего ребенка.

Дворянская история: метрика для знатного рода

В шестнадцатом-семнадцатом веке все дворяне знали, что метрика - это специальная книга, в которой ведутся все записи, характеризующие историю рода. В давние времена звания дворян и князей получали за большие личные заслуги и передавали по наследству. Для того чтобы молодой дворянин знал все благие дела своих предков, что считалось обязательной частью образовательной программы отпрысков знатных родов, велись метрики. В них скрупулезно записывалась вся история той или иной фамилии с самого начала присвоения дворянского титула. Поэтому каждый дворянин стремился не опозорить своих предков, а приумножить их славу каждым прожитым днем. Ведь и его история находила отражение в метрике.

Поэзия: применение термина в стиховедении

Древние греки создавали потрясающие поэмы, они первыми стали изучать правила построения стиха и заложили основы стиховедения. В этом смысле метрика означает специальный термин, разъясняющий, каким образом выстраивается стихотворный ритм.

Первым открыл тайны стихосложения Аристотель, он выяснил и доказал, что стих имеет определенный ритм, отличающийся от обычной разговорной речи. Каждый ритм характеризуется своим собственным размером, поэтому и термин данному явлению был подобран соответствующий. В переводе с греческого языка слово "метрика" звучит как "размер" или "мера".

До сих пор данный термин применяется в высших учебных заведениях на факультетах лингвистики.

Теория музыки

Вы, возможно, удивитесь, но в истории и теории музыки тоже часто используется термин "метрика". Это довольно распространенное понятие нашло применение в специальной дисциплине - ритмике. Она изучает музыкальные метры - меры, определяющие величину определенных композиций. Отдельный раздел, полностью посвященный ритмике звука и его музыкальному размеру, называется "метрикой".

Компьютерные технологии

Если мы говорим о точных науках и компьютерах, то метрика - это мера, измеряющая численное значение программного обеспечения. Эта мера успешно применяется в разработках нового ПО. Можно сказать, что метрика является некоторой совокупностью критериев оценки создающегося программного обеспечения. Каждая метрика отвечает за свою характеристику, в итоге получается максимально рациональная оценка эффективности новых программ.

В настоящий момент существуют и активные противники метрик в информатике. Они считают, что не всегда они могут показать все возможности программного обеспечения. Но пока еще не придумано иного альтернативного метода оценки компьютерных программ.

Метрика: значение в математике

Математики активно используют такое понятие, как "метрика". Здесь это основной термин, на котором строится метрическое пространство. Если охарактеризовать его достаточно кратко, то можно сказать, что метрикой называется расстояние, определенное и обозначенное, которое обладает некоторыми свойствами и разделяет любую пару во множестве. В этом смысле часто используется понятие дискретной метрики и пространственной метрики. Впервые данный термин в точные науки ввел известный французский математик Морис Фреше.

Метрический тензор - это тоже метрика?

Метрический тензор, который часто называют просто "метрика", является одним из базовых понятий теории относительности в физике. Часто используется и в других разделах теоретической физики.

Метрический тензор имеет несколько видов и классов.

Современное значение термина "метрика"

Сейчас очень модно стало изготавливать специальные детские метрики. Они представляют собой вырезанные из дерева буквы имени малыша с датой рождения и первыми параметрами - весом и ростом. Они красятся в разные цвета, дополняются различными фигурками и могут иметь абсолютно любые размеры. Можно сказать, что в современном толковании метрика - это украшение для детской комнаты, сделанное на заказ и содержащее все данные о ребенке.

Возможно, спустя несколько лет в нашем обиходе появятся новые значения уже известных слов. Ведь русский язык не стоит на месте, он постоянно развивается и наполняется удивительными и необычными по смыслу словоформами. Надеемся, что наша статья оказалась вам полезной, и вы уже никогда не растеряетесь, если вдруг услышите где-то это уже такое знакомое слово "метрика".

Каждый специалист в области SEO знает, что без анализа вывести сайт в ТОП не получится. Аналитика поможет определить какое направление необходимо доработать. Существуют разные инструменты, позволяющие оценить ресурс, например, Яндекс.Метрика и Google Analytics. С их помощью владелец сайта может получить данные о посещаемости ресурса, источниках, посетителях и много другой полезной информации. Все данные предоставляются в форме отчетов.

Что такое Яндекс.Метрика?

Метрика в поисковой системе Яндекс – это сервис, созданный для проведения аналитики посещаемости ресурса и поведения интернет-пользователей. Сервис функционирует на бесплатной основе, поэтому пользуется большой популярностью.

Установив такой счетчик на своем сайте, вы будете получать развернутую информацию о «жизни» ресурса, оценивать результаты работы рекламы и вложенных в нее денежных средств.

Установить Метрику и привязать счетчик к рекламной компании можно самостоятельно.

Основные понятия

Для того чтобы понимать данные, которые предоставляет сервис, важно знать и разбираться во внутренней терминологии используемой в Яндекс.Метрике:


Чем отличаются просмотры от визитов и посетителей? Предположим, что за неделю ресурс посетило 5 юзеров, причем один из них появлялся на сайте три дня из семи. Тогда просматривая статистику за неделю, мы увидим, что ресурс посетило всего 5 уникальных пользователей. Тот факт, что один из них заходил на сайт несколько раз, в отчете по посетителям не учитывается. А вот в отчете по визитам, как раз учитывается, значит, число визитов будет равно 8. Отчет по просмотрам показывает среднее число страниц, просматриваемое пользователями на данном ресурсе.

Основные отчеты Метрики

Рассмотрим наиболее полезные отчеты, представленные в Метрике:

  • По ключевым словам. Поможет выявить «работающие» слова, благодаря которым на ресурс приходят пользователи.
  • По площадкам. Показывает РСЯ площадки, на которых отображаются ваши объявления.
  • Показатели по источникам трафика. Отображает данные по каналам трафика, благодаря чему владелиц сайта сможет определить, какой из них приносит большую прибыль.
  • По устройствам. Показывает число пользователей, посетивших ресурс через ПК, мобильный телефон, планшет. Здесь же можно увидеть модели устройств, которыми пользуется большая часть ваших юзеров. Полезный отчет для оптимизации ресурса.
  • Половозрастной показатель. Отчет позволяет увидеть, кто чаще (мужчины или женщины) пользуется сайтом и совершает на нем покупки, и каков средний возраст аудитории.
  • Время и часы. Помогает увидеть активность пользователей в течение дня или недели.
  • География. Отчет для определения региона использования. Помогает определить, где продажи идут лучше.
  • Вебизор. Отчет для оценки ресурса, помогает выявить его сильные и слабые стороны.

Это далеко не все отчеты, которые вы сможете получить при использовании Яндекс.Метрики. Есть еще огромное количество полезных инструментов, которые помогут вам проанализировать ресурс с разных сторон.

Что значат отказы в Яндекс.Метрике?

Любой поисковик создан с одной целью – получение финансовой выгоды. Чем больше людей используют поисковую систему, тем больше денег получает компания. Именно поэтому для Яндекса важно предоставлять пользователям качественную выдачу, повышая тем самым свою популярность.

Получается, что поисковик постоянно ведет работы для выявления самого полезного сайта. Процесс этот выглядит примерно так: юзер вводит запрос в строку поиска – получает результаты – поочередно нажимает на каждый из них в поисках ответа на свой вопрос. Если через время пользователь снова возвращается к выдаче, то система автоматически воспринимает последний ресурс как некачественный, и он получает отказ в Яндекс.Метрике. А тот ресурс, после которого пользователь прекратил поиски по запросу, и остановился на нем, считается хорошим, по мнению Яндекса.

Таким образом, отказ в Метрике можно получить, если пользователь зашел на сайт и пробыл на нем меньше 15 секунд. Чем больше отказов получает сайт, тем менее качественным он считается, и получает больше шансов попасть под фильтры системы.

Что такое переходы и их влияние на поведенческие факторы?

Рассмотрим влияние переходов на поведенческие факторы на простом примере: пользователь ввел запрос в поисковую строку – получил 10 результатов – зашел на каждую страницу в поисках ответа. Тот ресурс, который дал наиболее полный ответ и больше заинтересовал пользователя, является самым качественным по данному запросу.

Переходы на другие страницы выбранного ресурса, положительно сказываются на поведенческом факторе. Только вот не совсем понятна взаимосвязь запросов юзера с переходами на другие страницы. Ведь, если пользователь зашел на сайт интернет-магазина с целью приобрести мобильный телефон, он будет «гулять» по страницам ресурса в поисках нужной модели, но не найдя его вновь обратится к поиску. Где в данном случае улучшение поведенческого фактора и решение вопроса юзера, не понятно. По этой причине показатель переходов в Метрики для многих считается ложным, и его можно смело опускать при оценке поведенческих факторов ресурса.

Настройка Яндекс.Метрики

Поговорим о нюансах настройки Метрики:

  • Для получения чистых данных аналитики стоит задать счетчику команду не учитывать ваши личные посещения и посещения ботов поисковых систем;
  • Для того чтобы иметь возможность анализировать поведение посетителей, обязательно активируйте Вебизор;
  • Проставьте цели. Они помогут получить аналитику поведения пользователей со стороны важной для вас. К примеру, вам важно, чтобы пользователи просматривали минимум 3 страницы ресурса, укажите эту цель, и Метрика будет считать пользователей достигших ее;
  • Пользуйтесь картой кликов. Она покажет, какие элементы страницы больше всего интересуют юзеров.

Правильно настроенная Метрика поможет контролировать воронку продаж, покажет какие элементы, требуют доработки, и проанализирует эффективность работы ресурса в целом.

Вебизор

В статье вы несколько раз встречали слово «Вебизор», давайте более подробно разберем, что же это такое.

Вебизор – это сервис, показывающий, что делают пользователи на сайте.

В нем можно увидеть следующие данные о каждом конкретном юзере:

  • Откуда пришел посетитель – поисковик, ссылка, прямой переход, реклама;
  • Место нахождения пользователя – страна;
  • Операционка пользователя;
  • Браузер, которым пользуется юзер;
  • Время перехода на сайт;
  • Активность пользователя на странице;
  • Время пребывания на ресурсе;
  • Число просмотренных страниц пользователем;
  • Запрос, который использовал человек для поиска страницы.

Сервис дает возможность просмотреть ролик посещения, где видны все действия юзера (выделение текста, остановки и прочее).

Инструмент крайне полезный, только вот доступен он лишь клиентам Яндекса, регулярно «вливающим» в Яндекс.Директ более 10 тыс. рублей.

Яндекс.Метрика или Google Analytics?

Выбрать между этими двумя сервисами один – довольно трудно. Дело в том, что имеет одни из них, отсутствует в другом, и наоборот. По масштабу и возможностям они отличаются друг от друга, однако оба инструмента важны. Поэтому не стоит выбирать, а лучше использовать оба счетчика. Они прекрасно дополняют друг друга, и дают возможность получать массу полезной информации, с помощью которой вы сможете анализировать качество работы своего ресурса с абсолютно разных сторон.

Словарь Ушакова

Метрика

1.

ме трика 1 , метрики, мн. нет, жен. (греч. metrika).

1. Учение о стихотворных размерах, употребляемых в той или иной литературе. Учебник метрики.

| Сами стихотворные размеры в их совокупности. Русская метрика разнообразна.

| Построение стиха или стихотворения с точки зрения его размера. Искусная метрика.

2. Учение об измерении (мат. ). Метрика пространства.

2.

ме трика 2 , метрики, жен. (от греч. meter - мать). То же, что метрическая выпись, выпись из метрических книг (см. 3), преим. выпись о рождении.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Метрика

(от греч. metrike, metron - мера, размер)

(в математике) способ определения (задания) расстояния между двумя точками (элементами) или определение меры угла в той или иной геометрической системе (евклидовой и неевклидовых - Лобачевского, Римана и др.).

Античный мир. Словарь-справочник

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Метрика

общие особенности и национальные черты стихотворного метра или обозначение метрических особенностей какого-либо вида стихосложения, а также раздел стиховедения, изучающий эти особенности.

Рб: литература и наука

Целое: стиховедение

* "Природа стиха... столь же сложна, как и природа света. В стихе так же сливаются признаки "вещественности", которая присуща фразе, слову, слогу, и своего рода "излучения" "магнитного поля", порождаемого интонационной волной, ритмическим движением, взаимодействием акцентов, пауз. Исследованием этих проблем занимается метрика" (В.В. Кожинов). *

Словарь музыкальных терминов

Метрика

(гр. metrikos - касающийся меры)

1. Совокупность конкретных проявлений метра в музыке.

2. Учение о метре.

Толковый переводоведческий словарь

Метрика

1. Теория стихосложения.

2. Система стихосложения.

Энциклопедический словарь

Метрика

  1. (польск. metryka), сохранившееся в обиходе название свидетельства о рождении.
  2. раздел стиховедения.
  3. в музыке - 1) совокупность всех проявлений метра в музыке или конкретном музыкальном произведении. 2) Учение о музыкальном метре.
  4. математический термин, обозначающий формулу или правило для определения расстояния между любыми двумя точками (элементами) данного пространства (множества).

Словарь Ожегова

МЕ ТРИКА 1 , и, ж. Учение о стихотворных размерах и , а также сами стихотворные размеры и метры 2 . Учебник метрики. Русская м.

| прил. метрический, ая, ое. Метрическое стихосложение (основанное на чередовании долгих и кратких слогов).

МЕ ТРИКА 2 , и, ж. Свидетельство о рождении.

| прил. метрический, ая, ое. Метрическое свидетельство.

Словарь Ефремовой

Метрика

  1. ж.
    1. Учение о стихотворных размерах (в стихосложении).
    2. Сами стихотворные размеры.
  2. ж. Выписка из метрической книги; свидетельство о рождении.
  3. ж. Учение о соразмерности отдельных частей музыкального произведения (в музыке).
  4. ж. Правило определения расстояния между любыми двумя точками (в математике).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Метрика

(греч. τέχνη μέτρική, лат. ars metrica, от греч. μέτρον - метр) - учение о строении мерной, поэтической речи. Впечатление правильности, закономерности, производимое поэтическою речью, может зависеть и от числа звуковых единиц (слогов) в каждом из звуковых рядов, составляющих одно целое (т. е. в стихе или полустихе), и от правильного чередования созвучных звуковых групп в начале или в конце таких рядов (рифма, ассонанс, аллитерация), и от определенной последовательности долгот и краткостей (т. е. длительных, протяжных и кратких, быстро произносимых слогов), и от попеременного следования повышений и понижений голоса (слогов ударяемых и неударяемых). Предполагается, во всяком случае, возможность расчленения поэтической речи на такие легко ощутимые, быстро схватываемые чувствами и сознанием части, в последовании которых замечается ритм (см.) или неизменный, строго определенный порядок. Метрика исследует законы ритма в их применении к звукам человеческой речи, и составляет часть ритмики , имеющей своим предметом общее применение этих законов.

Как особая отрасль научного знания, М. восходит в глубокую древность. В Греции ее изучение стояло в тесной связи с теоретическим изучением музыки в школах; как древнегреческая поэзия в своем развитии вообще всегда шла рука об руку с музыкой, так и элементы М. были впервые разрабатываемы в связи с вопросами гармоники и общей ритмики. Наибольшей законченности теория музыкального и поэтического ритма достигла в школе Аристотеля, а именно в сочинениях его ученика, тарентинца Аристоксена (около 318 г. до Р. Х.), исходная точка которого заключалась в единстве ритмических начал музыки и поэзии. Среди грамматиков александрийской эпохи сознание этого единства мало-помалу стало утрачиваться, и в основание учения о метрических формах они начали полагать уже исключительно изучение одних только поэтических текстов, независимо от их мелодической стороны. Такое понимание задач М. мы встречаем у греческих грамматиков Гефестиона (в середине II в. до Р. Х. - автор метрического "Руководства", έγχειρίδιον) и Гелиодора (около начала христианской эры), а также у знаменитого римского полигистора М. Теренция Варрона (116-28 г. до Р. Х.). В царствование Аврелиана философ Кассий Лонгин с целью, главным образом, изучения практических приемов версификации, сделал из сочинений этих старых метриков небольшое извлечение, впоследствии продолженное и переработанное Ором. Из позднейших метриков замечательны Теренциан Мавр (в конце III в. после Р. Х.), Атилий Фортунациан, К. Марий Викторин (в середине IV в. после Р. Х.), блаженный Августин (его "libri IV de musica" трактуют собственно не о музыке, а о М.), Диомед, Присциан и др. В конце первого христианского тысячелетия и в начале второго изучение вопросов М. оживилось, особенно благодаря трудам Михаила Пселла (XI в.) и братьев Иоанна и Исаака Цецов (XII в.). Источником византийской М. продолжало служить главным образом "Руководство" Гефестиона, со схолиями к нему, в особенности в переработке грамматика Трихи (XI в.). Чисто практическим направлением отличаются также и труды более поздних византийских метриков - Мануила Мосхопула, Фомы Магистра (XIII в.) и Димитрия Триклиния (XIV в.). Механические правила версификации, выработанные греческими и римско-византийскими грамматиками, продолжали действовать в течение средних веков и отчасти нового времени, пока Ричард Бентли и Оттфрид Германн не положили начала новому ряду изысканий в области М., сущность которой они оба усматривали в ее тесной зависимости от ритмики. Исходным пунктом при этом послужили преимущественно такие более простые стихотворные формы, в которых наблюдается повторение одной и той же схемы, например ямбический триметр, трохаический тетраметр и т. п. Ни Бентли (главное его сочинение по М. - "Schediasma de metris Terentianis"), ни другой английский филолог, Ричард Порсон (см. предисловие к изданной им трагедии Еврипида "Гекуба"), не затрагивали еще сложных и разнообразных размеров лирических частей в древних трагедиях. Первым, кто пролил некоторый свет на их строение, был Оттфрид Германн ("Elementa doctrinae metricae"), точно установивший их схемы и пытавшийся дать и теоретическое их разъяснение на основании "Руководства" Гефестиона. Еще дальше пошли современники Германна, Фосс и Апель, внесшие в его систему немало существенных поправок, особенно при помощи сопоставления древних метров с ритмикой современной музыки; им принадлежит первая попытка объяснить часто встречающееся в древних стихотворных текстах сочетание разнородных стоп в одно целое, путем предположения, что в таких случаях долгие и краткие слоги были не всегда одинаковой длительности. С другой стороны, Фосс и Апель не обратили должного внимания на показания древних метриков, и этот недостаток их был исправлен Августом Беком, который впервые положил в основание М. тщательное изучение фрагментов Аристоксена и вообще всего, что уцелело от традиций древнегреческой ритмики. К нему примкнули А. Россбах и Р. Вестфаль.

М. древних народов существенно отличается от М. современной. В наиболее древнюю пору характерным признаком поэтической речи являлось именно отсутствие правильного метра, т. е. однообразной ритмической единицы, составленной из двух или более слогов, с определенным расположением долгот и краткостей, или с акцентом на надлежащем месте. В поэзии древних египтян, халдеев, евреев, китайцев и отчасти индийцев мы прежде всего встречаемся с ритмом мысли или предложений , проявляющимся в так называемом параллелизме (parallelismus membrorum), как, например, кн. Бытия, II, 2: "и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал". У арабов в Коране и Макамах параллелизм отсутствует, но основанием для расчленения простой, неразмеренной речи на ритмические ряды служит повторяемость созвучных звуковых комплексов (рифма). Следующей ступенью в развитии ритмической речи является слоговое или слогочислительное (силлабическое ) стихосложение, основанное на счете слогов, без определенного порядка, как долгот и краткостей, так и ударений. Слогочислительное стихосложение возникло на почве народной песни, в которой определенному музыкальному размеру соответствовал текст, совпадавший с ним единственно в числе звуковых единиц и в последнем ударении стихов и полустиший. Оно удержалось доселе в языках, которые, как, например, романские и польский, по ограниченности просодии оказываются неспособными к стопосложению. В русскую литературу совершенно несвойственное духу русского языка силлабическое стихосложение под влиянием польской литературы проникло в XVI в., ко второй половине которого относятся стихотворное предисловие к острожскому изданию Библии и описание герба князя Острожского; и то, и другое написаны "двострочными согласиями", т. е. силлабическими двустишиями. Несмотря на то что силлабическая версификация в России являлась плодом подражательности и моды и принуждала нарушать и просодию, и правила синтаксического строя русского языка, она продержалась до начала прошлого века и нашла лучшее свое выражение в стихотворениях Антиоха Кантемира. Не менее древним является и количественное , квантитативное или метрическое (стопное) стихосложение, свойственное тем языкам, в которых разница между долгими (протяжными) и краткими слогами заметнее, нежели разница между слогами ударяемыми и неударяемыми. Сюда относятся языки греческий, поэзия которого, по-видимому, с самого начала была количественной, латинский, усвоивший количественное стихосложение под влиянием греческого, отчасти санскритский (в поэзии которого - в более древнюю пору, в эпоху Вед - количественное начало проявляется лишь в конечных слогах стиха, построенного скоре по принципу слогочислительного стихосложения; в позднейшее время это начало определяет собой уже строение стиха во всех его частях) и персидский, в котором с Х в. слоги каждой стопы регулируются в стихах также сообразно их количеству , т. е. долготе или краткости. Была попытка ввести метрическое стихосложение и в русский язык. Она принадлежала Лаврентию Зизанию, который, следуя в своей славянской грамматике общей схеме греческой грамматики, разделил славянские гласные на "долгие", "краткие" и "общие или двоевременные", и соответственно с этим делением создал славянскую версификацию. Его пример увлек Мелетия Смотрицкого († в 1633 г.), не только усвоившего и развившего его теорию, но давшего и первые образчики русских метрических стихов. Замечено, однако, что с течением времени долгота или протяжность слогов в языках первоначально квантитативных (количественных) ослабевает, уменьшается, а ударение (акцент), напротив, сильнее предъявляет свои права; последний признак, как более удобный для ритмических целей, мало-помалу берет перевес над первым, и стихосложение из количественного превращается в качественное, тоническое, акцентное , основанное на правильном чередовании ударяемых и неударяемых слогов. Это стихосложение свойственно, между прочим, языкам немецкому и русскому, причем в русскую искусственную поэзию оно вошло со времен Тредьяковского ("Способ к сложению Российских стихов", 1735) и особенно Ломоносова ("О правилах Российского стихотворства", 1739). Склад русской народной песенной речи лишь отчасти подходит под формулу тонического стихосложения, которое в сущности построено на основаниях древнегреческой метрики, с заменой утраченной протяжимости гласных - акцентом. Характерные особенности русского народного стихосложения, сближаемого учеными со стихосложением литовским и древнеиранским, состоят в параллелизме, в строфном строении (по двустишиям) и в отсутствии стопности: метрической единицей является здесь "тонический период", состоящий из полустишия с одним главным акцентом. См. Стихосложение.

Общие сочинения по метрике: R. Westphal, "Allgemeine Metrik der indogermanischen und semitischen Völker auf Grundlage d. vergleichenden Sprachwissenschaft" (B., 1892); Ф. Е. Корш, "Опыт ритмического объяснения древнеиндийского эпико-дидактического размера clokas" (M., 1896); Saalsch ütz, "Von der Form der hebrä ischen Poesie"; Олесницкий, "Рифм и метр в ветхозаветной поэзии" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1872); A. Rossbach u. R. Westphal, "Metrik der griech. Dramatiker und Lyriker" (Лейпциг, 1854-1865); Christ, "Metrik der Griechen und R ö mer" (2 изд., Лейпциг, 1879); Я. Денисов, "Основания метрики у древних греков и римлян" (М., 1888); его же, "Важность изучения М. в связи с кратким изложением истории этой науки" (М., 1893). Специально о русской М. писали: А. X. Востоков, "Опыт о русском стихосложении" (2 изд., СПб., 1817); Кубарев, "Теория русского стихосложения" (1837); Остолопов, "Словарь древней и новой поэзии" (I, стр. 303-336); П. Перевлесский, "Русское стихосложение" (СПб., 1863); В. Классовский, "Версификация" (СПб., 1863); С. Шафранов, "О складе народно-русской песенной речи, рассматриваемой в связи с напевами" ("Ж. М. Н. Пр.", 1878, октябрь, ноябрь; 1879, апрель); Серов, "Русская народная песня, как предмет науки" ("Музыкальный Сезон", 1870, № 6); Р. Вестфаль, "О русской народной песне" ("Русский Вестник", 1879, сентябрь); П. Д. Голохвастов, "Законы стиха русского народного и нашего литературного" ("Русский Вестник", 1881, декабрь); П. П. Сокальский, "Русская народная музыка" (Харьков, 1888, стр. 211-307); Ф. E. Корш, "О русском народном стихосложении" ("Известия отд. русского языка и словесности Императорской академии наук", 1896, I и сл.).

А. Деревицкий.

Словари русского языка