01.03.2019

Эколого-образовательный проект «Всё начинается с семечка. Проект воспитателя С.В


Проект долгосрочный на тему: «Чудо-огород»(недель)

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Октябрь,2012 год

Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности , раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений; обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление об овощах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления в нашей стране; способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (в нашем случае об овощах), дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Воспитательные: воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров, умение договариваться;

формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей, учить правильно ухаживать за растениями.

Оборудование: семена различных овощей (помидоры, тыква, петрушка, морковь и т. д.) цветов (бархатцы, астры, красный лен и др), садовый инвентарь , коллекция семян и карточки с изображением овощей

Используемая литература:

1. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Осень. Часть 2».

2., Грибова, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.

3.Пожиленко развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.

4.Шорыгина и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.

Ресурсы интернета:

›konspekt_druzya_yejika. html

http://. ru/zagadki. php#5

Для воспитателей детских садов - Мааам. ру

Дошколенок. ру

МБДОУ Д/С №8 г. Тимашевск

Песня «Весёлый огород» сл. М. Садовского, муз. С. Соснина.

«Песня и танец огородников» сл. В. Малкова и Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова.

Песня – игра «Собирайся народ» сл. и муз. .

Предварительная работа:

Подготовительный этап

1. Будьте осторожны с колющими и режущими предметами.

2. В помещении не шуметь, не делать резких движений.

3. При получении травм немедленно обратитесь за помощью к руководителю.

4. До и после работы вымойте руки с мылом.

Ход работы

Разделитесь парами (один готовит почву, другой сеет семена).

Прежде чем посадить семена, скажите зернышку: "Стань живым и расти, а я буду поливать и ухаживать за тобой".

(1. Первая пара сеет крупные семена фасоли. Делаем использованным фломастером бороздки, измеряем линейкой глубину - 1.5 см.

2. Вторая - мелкие в бороздки сеялкой: лист бумаги сложенный пополам, измеряем - 1 см.

3. Третья - на расстоянии 3 см друг от друга - редиску в бороздку, чтобы редиска была крупной и ей не было тесно.

4. Четвертая - петрушку.

5. Пятая - в специально приготовленные стаканчики по 1 семени огурцов в каждый.)

1. Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.

2. Мы будим их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.

3. Но сначала подготовим место для посева, поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.

4. Наметим бороздки для семян, для крупных - 1,5 см. для мелких - 1 см. (Кто сможет объяснить, почему для семян нужна разная глубина посева семян?)

5. В эти бороздки мы будем сажать семена, соблюдая правила посева.

6. Подходим к ящику с семенами.

7. Какие вы видите семена? (Фасоль, редис, петрушка, огурец...)

8. Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.

9. Если сильно мелкие, можно использовать лист бумаги, сложенный пополам.

8. Возьмем по одному семени и сеем в подготовленные бороздки по размерам.

9. После посева слегка присыпаем бороздки почвой и поливаем.

10. Помечаем посеянные семена, табличками.

3.Заключение.

Ребята, на практическом занятии вы показали хорошие результаты и знания, и я надеюсь, что вы сможете самостоятельно и правильно заниматься посевом семян, и на следующем занятии вы уже будете наблюдать за ростками, которые прорастут из семян.

На этом наше занятие закончилось, до свидания!

Художественное творчество (рисование).

Тема: «От семечки к ростку».

Старшая группа

Составила: воспитатель

Февраль,2012 год

Программное содержание:

Оборудование и материалы: альбомные листы, простой карандаш, краски, кисточка, стаканчик с водой.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать подсолнухи вместе со мной. Вы должны меня внимательно слушать, быстро и аккуратно изображать то, о чем я буду говорить. Давайте вспомним, в какое время года сеют подсолнечник. Это происходит, когда сеют семена овощей и цветов.

Дети: Весной

2.Основная часть.

Воспитатель. Сначала нарисуем землю. Положите перед собой листы бумаги, возьмите простые карандаши. Нарисуйте линию земли. Подумайте, высоко или низко вы хотите ее нарисовать: ведь нужно оставить место для стебля и самого цветка.
Дети выполняют задание.
Теперь нарисуем солнышко, которое хорошо прогревает землю. Растаявший снег наполнил землю влагой, и во влажную теплую землю мы посеяли (положили) семечко.
Воспитатель и дети рисуют семечко в земле.
Через несколько дней семечко, укрытое слоем земли, разбухнет и раскроется, появится маленький росток, который одним концом - корнем - будет укореняться в земле, другим – прорастет из земли и будет тянутся к солнышку (Рисует и комментирует все свои действия)
В земле корень будет расти в глубину и ширину. Чем мощнее корень, тем крепче и сильнее растение. Появившийся из земли росток сначала маленький, тоненький (прямо как у вас на рисунках), но у него уже есть два маленьких листочка. Если земля рыхлая, много влаги, светит солнышко, растение будет хорошо расти и под землей, и на земле, стебель будет утолщаться (Показывает, как рисовать толстый стебель подсолнуха, прикладывая кисточку с зеленой краской под острым углом к бумаге и продвигая ее вперед и вверх легкими проталкивающими движениями).
На стебле у подсолнуха вырастают крупные листья. Расположены они поочередно - вот так.(Продолжает рисовать) Листочки на черешках похожи на большие сердечки (Можно прорисовать листок отдельно, в стороне, показав его особенности, а затем, как выглядит на стебле)
Дети по –своему повторяют его действия.
Растет, растет подсолнух вот до такой высоты.(Показывает, как определить границу на листе так, чтобы потом уместилось соцветие подсолнуха.
Дети поступают аналогично).

Теперь осталось нарисовать головку цветка – его соцветие и цветоножку. Это если мы него смотрим сбоку или снизу. Если подсолнух будет смотреть на нас, то цветоножку можно не рисовать- ее не будет видно. Как вы хотите нарисовать подсолнух?
Дети . Чтобы смотрел на нас.
Воспитател ь. Хорошо. А какой формы будем рисовать головку?
Дети . Круглой.
Воспитатель . Круглая головка подсолнуха состоит из большого количества мелких цветочков. Когда много одинаковых цветков находится на одном стебле, т. е. на одной цветоножке, то как такой цветок называется? (Вместе с детьми повторяет определение «соцветие») Внутри цветы темнее и мельче, снаружи – светлее и крупнее.
Воспитатель показывает, как с помощью приема примакивания кисти (от прикосновения конца кисточки – тонкой линией – через ее середину – прижимая – и продолжая широкую линию к основанию ворса) рисовать крупные лепестки подсолнуха. При этом используется светло-желтая краска, затем, используя темно-желтый цвет,- внакладку – рисуется второй ряд лепестков – покороче. Внутри круга воспитатель предлагает покрыть головку цветка оранжевыми и светло-коричневыми точками - мелкими цветками.
Когда подсолнух цветет, к нему прилетают шмели, которых привлекает яркий желтый цвет и нежный запах. Попробовал нектар шмель и полетел на другой подсолнух
Физкульт минутка «Полет шмеля » или танец с подсолнухами.

Воспитатель . И вот к концу лета созрели семена. Как они называются?
(Семечки).
Воспитатель показывает, как с помощью приемов «шляпка гвоздя» рисовать
Перпендикулярно поставленным кончиком кисточки семечки подсолнуха внутри соцветия. При этом используется прием «наложения краски на краску» (на оранжевую и коричневую - черную)
Потом люди собирают зрелые подсолнухи и получают семечки, из которых делают масло. Часть семечек используют для приготовления всяких сладостей халвы, козинаков.

3.Заключение.

Молодцы, ребята! Вы хорошо занимались, внимательно слушали мои комментарии и нарисовали нам целое подсолнуховое поле (угощает детей халвой).

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на прогулке.

Тема: «Наблюдение за огородом»

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Февраль,2012 год

Программное содержание:

Побуждать принимать активное участие в сборе уро­жая.

Учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты;

Воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

Оборудование и материалы: бумажные пакетики, садовый инвентарь.

1.Организационный момент.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летом в огороде - Свежие, зеленые, А зимой в бочке - Крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда Не обижал на свете. Так что же плачут от него И взрослые и дети? (Лук.)

2.Основная часть.

Ход наблюдения

♦ Какие овощи растут на нашем огороде?

♦ Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде?

♦ Что делают взрослые на огороде?

Трудовая деятельность

Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев Растений (для аппликаций , зимних букетов, гербария).

3.Заключение.

Подвижная игра «Горелки» на участке.

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Познание (формирование целостной картины мира)

Тема: «Овощи»

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Сентябрь,2012 год

Программное содержание: закрепить в сознании детей понятие «овощи», названия различных овощей, рассказать детям о пользе овощей для человека

Оборудование и материалы: наборы картинок с изображением различных овощей, разрезные картинки, на которых изображены овощи: каждая картинка разрезана на 4 фрагмента, серии картинок с изображением стадий роста овощей.

1.Организационный момент.

Наше сегодняшнее занятие будет не совсем обычным. О чем мы будем разговаривать? Это вы сможете определить с помощью разрезных картинок.

Проводится игра «Разрезные картинки»(дети составляют картину из фрагментов, после чего делают вывод о теме занятия).

2.Основная часть.

Итак, разговор сегодня пойдет об овощах. Чтобы познакомиться с ними получше, мы отправимся на дачу.

Мы добрались до дачи. Сначала давайте посмотрим, как растут овощи. Где их выращивают? Правильно, на огороде. А какие овощи вы знаете? О них вам помогут вспомнить картинки. Давайте внимательно поглядим, как растут разные овощи.

Детям предлагается серия картинок, на которых изображены стадии роста различных овощей с момента посадки семян в землю до образования плода. Дети с помощью воспитателя составляют рассказ по картинкам.

Физкультминутка

«Был у зайки огород»

Был у зайки огород, (дети изображают руками заячьи уши)

Ровненьких две грядки. (гладят по своим рукам)

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом - в прятки. (дети закрывают руками глазки)

А весною в огород

Зайка с радостью идет! («пружинки»)

Но сначала все вскопает, (вращательное движение кулачком)

А потом все разровняет. (плавные движения вверх-вниз)

Семена посеет ловко. (потрясти кистями)

И пойдет сажать морковку. («пружинки»)

И глядишь - на грядке вновь

Вырастут горох, морковь. (загибают пальцы)

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Вот собрал. И как раз -

Здесь закончился рассказ!

А теперь давайте вспомним, что необходимо нашим овощам и любым растениям для роста.(Воспитатель помогает детям вспомнить, что растениям для роста необходимы солнечное тепло и свет, плодородная почва и влага.

Как заготавливают овощи на зиму?

Свежие овощи мы можем есть только летом или осенью. Зимой и весной мы покупаем овощи в магазине. А как можно сохранить дачные овощи, чтобы мы могли есть их всю зиму, весну вплоть до нового урожая? Вспомните, пожалуйста, как поступают ваши мамы и бабушки.

С помощью вопросов воспитателя дети называют способы заготовки овощей: овощи можно сушить(лук, морковь, свекла, горох, фасоль), консервировать, солить и мариновать(огурцы, помидоры, кабачки), квасить(капуста), делать икру(кабачки, баклажаны), даже варить варенье(кабачки).

Польза овощей.

А для чего нашему организму необходимы овощи. Как вы думаете? Я ставлю перед вами вопрос: нужно ли людям есть овощи или мы можем обойтись без них? Попробуйте ответить не только устно, словами, но и помощью рисунков.

Детям выдаются листы, цветные карандаши. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Пока дети рисуют, воспитатель вывешивает на доску большой плакат, в центре которого изображены овощи. Окончив работу, дети прикрепляют свои картинки к общему плакату и делают по ним короткий рассказ.

Воспитатель помогает сформулировать выводы:

1.Овощи нам нужны, чтобы у нас не болели желудок и живот, потому что они помогают слаженно работать нашему организму, помогают переваривать пищу.

3.Овощи нужно есть, чтобы была хорошая фигура.

4. Овощи нужно есть, чтобы зубы были здоровыми.

5.Некоторые овощи помогают нам бороться с простудой и гриппом, например лук и чеснок.

6.Овощи просто очень вкусные.

3.Заключение.

Все ответы и картинки отмечаются фишками. Фишки подсчитываются, и определяется команда-победитель.

Сценарий итогового праздника «Весёлый огород» в подготовительной группе.

Оборудование: Маски овощей, маска зайца, фартуки по количеству детей, посылка, натуральные овощи (огурцы и помидоры), вареные овощи для винегрета , кастрюля, пластиковые ножи, вилки, кувшин с водой, таз для мытья рук, полотенце. Костюмы: Печкина, Осени, Пугала, Айболита.

Ведущий : Добрый день дорогие дети и уважаемые взрослые. Коллектив группы «Полянка» представляет вашему вниманию заключительный этап проекта –праздник «Весёлый огород»

Дети : поют песню «Танец огородников»

Ведущий : Весной этого года мы посадили с детьми на подоконнике в группе семена разных огородных культур. Ребята, давайте вспомним какие условия нужны, чтобы из семян вырос плод.

Дети : Почва, влага, солнечный свет, уход, забота человека.

Ведущий : Правильно.

Что такое огород?

Овощей хоровод.

Перцы сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

Ещё для порядка

Сторож Ванятка -

Пугало сердитое,

Соломою набитое.

Пугало : Это ещё кто? Я тут ворон целый день гоняю, чтобы семена не клевали, а тут ещё гости непрошенные.

Ведущий : Это ребята из детского сада. Они не тронут твои грядки. А ты тут давно стоишь?

Пугало : Да с самой весны. Как только семена в землю посадили, так меня и поставили.

Ведущий : И не скучно тебе тут?

Пугало : Конечно, скучно. Сами бы попробовали торчать на палке с утра до вечера. Словом перемолвиться не с кем. Одни вороны кругом.

Ведущий : Так давай мы тебя позабавим.

Пугало : Это как?

Ведущий : Наши дети умеют отгадывать загадки. Они все овощи знают, которые растут в огороде.

Пугало : Не может быть, сейчас проверим. (загадывает загадки)

Дети : отгадывают загадки и поднимают таблички с изображением овощей.

Пугало : Ой, развлекли, потешили. Ну, вы тут веселитесь, а мне работать пора, огород сторожить. (уходит)

Ведущий : Светило солнышко, поливал дождик и появились первые всходы.

Дети : поют песню «Весёлый огород».

Ведущий : Чтобы хорошо росли наши всходы как за ними нужно ухаживать?

Дети : Рыхлить землю, поливать, выпалывать сорняки, защищать от вредителей.

Ведущий : Правильно. Сейчас ребята поиграют в игру «Зайчик в огороде»

Дети : встают в круг, берутся за руки по считалочке выбирают зайчика.

Целую ночь в огороде на грядке

Зайцы играют в ловишки и прятки.

Бабушка утром придёт за капустой

А в огороде голо и пусто.

Ведущий : Ребята, посмотрите, изменился наш огород вместо маленьких ростков на грядках появились спелые овощи это значит, что лето закончилось и наступила осень.

Входит осень.

Осень :

Вы обо мне? А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья

Я пришла на праздник к вам петь и веселиться

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться

Ой, ребята, а что это доносится с наших грядок. О чём спорят наши овощи?

Дети : Инсценировка «Спор овощей»

Овощи (хором):

Кто из нас из овощей,

И вкуснее, и нужней,

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Осень :

Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Осень :

От обиды покраснев

Свёкла проворчала

Свёкла (важно):

Дай сказать хоть слово мне

Выслушай сначала

Свёклу надо для борща

И для винегрета

Кушай сам и угощай-

Лучше свёклы нету.

Капуста (перебивая):

Ты уж, свёкла, помолчи.

Из капусты варят щи

А какие вкусные пирожки капустные!

Зайчики – плутишки

Любят кочерыжки

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный,

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска (скромно):

Я румяная редиска,

Поклонюсь вам низко –низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетлива):

Про меня рассказ не длинный

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку-

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Осень :

ут надулся помидор

И промолвил строго…

Помидор :

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Дети :

Витаминов много в нём

Мы его охотно пьём.

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям

Угадали? Я – ваш друг.

Я – простой зелёный лук!

Картофель (скромно):

Я, картофель, очень скромен.

Слова не сказал, я

Но картофель очень нужен

И большим и малым!

Осень : Спор давно кончать пора!

(Стук в дверь)

Овощи : Кто – то, кажется, стучит.

Входит Айболит.

Овощи (радостно): Это доктор Айболит.

Айболит :

Ну, конечно, это я!

О чём спорите, друзья?

Овощи :

Кто из нас из овощей

Всех вкуснее и нужней

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Айболит :

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключенья,

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус, –

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее

Кто из вас нужнее.

Ведущий : Спасибо тебе, Айболит, за совет, помирил ты овощи на нашем огороде. Ребята, попрощайтесь с Айболитом.

Дети : До свидания!

Ведущий : Ну что ж, а нам предстоит много работы

Мы корзиночки возьмём

В огород скорей пойдём

Урожай собирать

И на зиму запасать.

Дети : играют в хороводную игру «Соберём урожай»

Ведущий : Ребята, а как люди сохраняют урожай?

Дети : Убирают в погреб на хранение, солят, маринуют, консервируют.

Ведущий : Ребята, кто – то к нам стучится.

Входит почтальон Печкин и проводит игру «Посылка».

Печкин : Угадали кто я?

Дети : Почтальон Печкин.

Печкин : У меня для ребят группы «Полянка» посылка из деревни Простоквашино от дяди Фёдора. Только я вам её сразу не отдам. Отгадайте. Что в ней лежит.

Дети : Отгадывают по описанию огурец и помидор.

Ведущий : Ребята, поблагодарим почтальона Печкина за посылку.

Дети : Спасибо.

Ведущий : А что же нам делать с этими овощами, чтобы сохранить их.

Дети : Законсервировать.

Ведущий : вызывает к себе 2 детей, завязывает им глаза и каждому даёт по банке игра «Засол овощей».

Ведущий : Ребята, а какие блюда из овощей вы знаете?

Дети : Борщ, салат и т. д.

Ведущий : Мы сейчас с вами приготовим салат под названием «Винегрет». Подойдите к столу, надевайте фартуки, помойте руки и приступайте к работе игра «Поварята» –дети по руководством повара готовят салат «Винегрет».

Пока дети готовят, гости просматривают фильм «Огород на подоконнике».

Ведущий : Итогом нашего проекта явился этот праздник. Нами проведена большая работа в течении 6 месяцев. Учувствовали и дети, и педагоги, и родители.

Где было пустое место, где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

В. Берестов.

Аннотация проекта

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский, детско- родительский.

Введение

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы .

Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов и дубов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны и дубочки?» С помощью родителей мы нашли орехи каштана и желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.

Цели и задачи проекта

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.

Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, педагог.

Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.

Этапы реализации проекта

1 этап - организационный (1 неделя)

Изучение методической литературы.

Подбор справочной, детской художественной литературы.

Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

Изготовление картинок к «Волшебному телевизору» (системный оператор)- дерево.

Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»

Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.

Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)

Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана и желуди?»

Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.

Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап - основной (1 месяц)

Вид деятельности Формы организации детской деятельности
Игровая

деятельность

Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь», «Волшебный телевизор».

Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева).

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

Коммуникативная

деятельность

Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».

Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Познавательно-

исследовательская

деятельность

Рассматривание коллекции семян.

Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.).

Рассматривание альбома «Деревья».

НОД «Дерево- дом и столовая для животных».

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.

Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

Исследовательская деятельность

«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);

«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».

Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями).

Восприятие

художественной

литературы и

фольклора

Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».

Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»).

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).

Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).

Самообслуживание

и элементарный

бытовой труд

Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду.

Поручение «Полив росточков».

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Конструирование «Деревья в нашем городе» (оригами).

«Экологические знаки» (совместно с родителями).

Изобразительная

деятельность

Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща».

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Ветка каштана».

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями).

Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф).

Музыкальная

деятельность

Слушание:

Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина».

«В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана.

Двигательная

деятельность

Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.

Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».

Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный (1 неделя)

Изготовление паспорта дерева.

Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево», «Могучий дуб».

Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома».

Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».

Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Управление и обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение

Методическая литература:

Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.

Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.

Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.

Методический материал, имеющийся в детском саду

Набор карточек «Деревья».

Дидактический материал «Почемучка-1».

Демонстрационный материал «Уроки экологии».

Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».

Схема для описательного рассказа о деревьях.

Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из желудя вырос дуб».

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.

Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».

Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).

Выставка творческих работ.

Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».

Итоговое мероприятие

Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

Антонина Ивановна Куланина
Познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Все начинается с семени»

МБДОУ № 22

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста .

Тема : «Все начинается с семени »

Подготовила : воспитатель

А. И. Куланина

Г. Липецк

2012-2013 учебный год

Актуальность темы проекта : проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Липецкой области, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой, разработанной на основе ФГТ.

Цель проекта : создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности , раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Липецкой области.

Задачи :

1. Формировать умение правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей .

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени, рассады томатов и перца для последующей высадки на огород, выращенных самими дошкольниками .

Принципы :

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Липецкой области.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Для реализации проекта был разработан план :

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта .

4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

5. Включение в план – схему НОД, игр и других видов деятельности.

6. Разработка домашних заданий.

7. Итог проекта – создание в группе центра «Весёлый огород» для детей и взрослых .

Прогнозируемый результат :

А) Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Липецкой области, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Б) Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

В) Расширение связей специалистов в ДОУ.

Г) Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности : наблюдения, беседы, практикумы.

Участники проекта : дети старшей группы «Колокольчик» МБДОУ № 22 г. Липецка, родители и педагогический коллектив учреждения.

Сроки реализации проекта : март 2013 года

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. С помощью родителей собрали коллекцию семян.

Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

2. Изготовили алгоритмы ухода за растениями.

3. Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде» , «Огородная игротека» , «Что можно приготовить» , «Советы маленькой хозяйке» -алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом» .

4. Подобрали муляжи овощей.

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Дети под руководством воспитателей посадили семена томатов , перца, лука, для наблюдений высадили срезанные верхушки моркови, свеклы, поставили ветки разных видов деревьев и кустарников : березы, тополя, сирени

Были проведены следующие опыты :

Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

Наблюдение за появлением растений из срезанных верхушек моркови и свеклы.

Проращивание семян овса через ткань «Травянчик» ;

Появление листочков из сломанных ветром веток деревьев.

Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.

В процессе выращивания дети познакомились с загадками , поговорками, пословицами, играми на данную тему.

Проводились коррекционно – развивающие НОДы, беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в колорите Липецкой деревни (бревенчатый дом, пугало, пруд, хозяйственный двор) .

Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай лука, вырастили рассаду перца и томатов. Дети с большим удовольствием попробовали зелень, выращенную своими руками.

Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.

Была организована выставка детских работ.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ :

Провести родительское собрание.

Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в нашем регионе.

Задание на лето : сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление, консервирование) .

ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

Беседа : «Узнаем какая земля»

Цель : Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование : земля в контейнере.

Беседа : «Вода и растения»

Цель : Выявить насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование (один проросток поливают, другой нет) .

Беседа : «Солнце и растения»

Цель : Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование : 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой) .

Беседа : «Человек и растение»

Цель : Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование : 2 кантейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет) .

Фотоотчет о проекте «Все начинается с семени »

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

" ЧУДО - СЕМЕЧКО".

Познавательно-исследовательский проект с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Тип проекта:

Познавательно-исследовательский.

Участники проекта:

Воспитанники группы № 5, родители воспитанников, воспитатель Псарева Любовь Борисовна

Актуальность темы проекта:

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Цель проекта:

Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

1. Учить правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.

Предполагаемый результат:

Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

Проектная идея

Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай огурцов выращенных самими дошкольниками.

Реализация познавательно - исследовательского проекта через различные виды деятельности:

Художественно-творческая деятельность

Лепка (сюжет по мотивам сказки Пых «Во саду ли, во городе» (грядка с огурцами), используя пооперационные карты

Рассказ воспитателя о выращивании овощей на грядках.

Художественно - речевая деятельность

Отгадывание загадок с использованием поделок, стихи об овощах, заучивание пословиц об овощах.

Рассматривание иллюстрации по темам занятий, беседа по ним, характеристика овощей из сказок.

Творческое рассказывание - придумывание историй, героями которых являются поделки (работа в парах, ведение диалога).

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра: «На даче»

Игра-драматизация: «Чудесное лукошко»

Настольно-печатная игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, во городе», «Чудесный мешочек».

Пальчиковые игры: " Капуста", " У дороги яблонька стоит", «Мы делили апельсин» .

Словесные игры: «Бывает- не бывает», " Подбери слово", «Про что сочиним».

Познавательная деятельность:

Чтение художественной литературы;

Трудовая деятельность:

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (посадка семян);

Самостоятельная деятельность детей (поливка, рыхление почвы);

Рассматривание рассады, фотографий, иллюстраций;

Двигательно – игровая деятельность

Подвижные игры: «Овощи и фрукты», «Сапоги - скороходы», " Туннель", «Сбей мяч».

Принципы реализации проекта

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблемных ситуации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип интеграции реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.

Принцип доступности.

Принцип постепенности.

Принцип системности.

Этапы реализации проекта:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.

4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

6. Разработка домашних заданий.

7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

С помощью родителей собрали коллекцию семян.

Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

Изготовили алгоритмы ухода за растениями.

Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке»

Алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом»

Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.

Изготовили героев инсценировки «Сказки огурца».

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Дети под руководством воспитателей посадили семена огурца.

Условия проращивания семян:

Завернули семена в кусочек х\б ткани и положили в пластиковый контейнер с крышкой, который поместили в теплое место.

Дети наблюдали за ростом растений, как только семена проросли мы их высадили в почву. Дети вели дневник, где делали зарисовки.

В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.

Проводились развивающие беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в виде парника.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов. Дети с большим удовольствием попробовали огурцы выращенные своими руками.

Все этапы проекта зарисовывались детьми и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.

Была организована выставка детских работ.

Создан фильм «Огород на подоконнике».

Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной атмосферы.

Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры посвящённые данной теме. Показали чему они научились за время проекта.

Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.

Завершился праздник угощением свежими огурцами выращенными детьми.

" Выращивание семян".

Цели и задачи:

Выявить свойства земли, на сколько вода необходима для растений. Определить роль солнечного света в жизни растений. Выяснить насколько растения нуждаются в уходе.

Материалы и оборудование:

Земля, вода, проростки семян, 2 контейнера, совок.

Дети с помощью совка берут землю и пересыпают её в контейнер. Они наблюдают, что земля имеет вес, черный цвет, что она сыпучая. Потом мы берём проростки семян и сажаем их в землю. В процессе эксперимента первый контейнер с семенами поливаем водой, а второй контейнер не поливаем. Первый контейнер с семенами получает солнечный свет, а второй закрыт коробкой. В первом контейнере семена получают уход, во втором нет. Что получилось? Мы наблюдаем, что семена за которыми мы ухаживали, поливали, рыхлили землю проросли и начали расти. А семена за которыми мы не ухаживали, не поливали не рыхлили землю не проросли.

По окончанию работы дети сделали вывод: если не ухаживать за растениями, не поливать, прятать от солнца, они погибнут.

Чтобы наши семена не погибли мы их полили водой, поставили на солнечное место и они тоже начали расти.

Воспитатель выясняет, какое настроение у детей от проделанной работы и почему.

Радостное, потому что они сами вырастили огурцы.

Гордые, потому что они помогли семечке прорости.

Рады, потому что они дали семечке жизнь.

Взаимодействия с родителями воспитанников:

Для достижения положительных результатов в развитий ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей, многие приобрели книги с образцами поделок.

Анкетирование " Как мы проводим время с ребёнком после детского сада?" ;

Беседа с родителями о важности выращивания растений для всестороннего развития личности ребёнка, успешной подготовки к школьному обучению;

Консультация " Совместные занятия с детьми дома";

Подбор книг;

Совместное творчество - выставка работ;

Практическое занятие для родителей совместно с детьми.

Музыкально - театрализованная деятельность:

Праздник «Весёлый огород»

Литература

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.

Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка.

Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе.

Участники проекта: Педагоги-родители-дети

Срок проведения проекта: 3 недели

Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через познавательную деятельность.

Задачи:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков;

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Актуальность проекта:

Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка, который ему предстоит развивать в будущем.

С помощью наблюдений, рассматривания, сравнения, бесед, познавательных и развивающих игр, мы, взрослые, стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в социум.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, не замечают иногда главного.

С раннего детства ребёнок видит вокруг себя разнообразие овощей и фруктов. Малышей привлекают их форма окраска, величина, вкус, запах. Постепенно дети запоминают название, начинают находить знакомые среди них.

Однако, дети, почти не имеют представления об отдельных признаках растений (каждое растение имеет семена).

Этот вопрос нас и привёл к созданию проекта «Всё начинается с семечка».

Мы выбрали тему проекта, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе.

Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ подготовительного этапа работы

Совместная деятельность

а)Педагогов и детей

1. Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Овощи выращивают на огороде, а фрукты- в садах. В городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Они все разные (цвет, форма, размер, вкус). Овощи и фрукты выращивают для питания. Каждое растение имеет семена.

Что хотим узнать?

Как выглядят семена и косточки в овощах и фруктах. Хотим узнать какого они цвета, размера, формы.

Что делать, чтобы узнать?

С помощью родителей собрать семена и косточки, найти картинки, иллюстрации. Помочь воспитателям в организации сбора экологической коллекции. В детском саду рассмотреть, сравнить семена разнообразных плодов.

2. Формирование положительной мотивации для реализации проекта через наблюдение.

3. Формирование способов систематизации наглядного материала и литературы.

б)Педагогов, детей и родителей

1. Знакомство с темой проекта.

2. Подготовка родителей к совместной работе (воспитатели-родители-дети): выполнение заданий по сбору семян и косточек, картинок, иллюстраций, загадок для экологической выставки в детском саду «Природа вокруг нас» (проект в группе «Все начинается с семечка»).

3. Продуктивная деятельность: экологическая коллекция «Всё начинается с семечка», дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

4. Пополнение предметно-развивающей среды для создания условий успешной реализации проекта.

в)Педагогов и родителей

1. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» - определение цели и задач.

2. Создание условий для реализации проекта.

г)Родителей и детей

1. Подбор наглядного дидактического материала и художественной литературы по теме проекта.

2. Путешествие по маршруту выходного дня в магазин «Овощи-фрукты», «Семена». Выполнение рекомендуемых заданий в рамках маршрута.

Самостоятельная деятельность

а)Организация развивающей среды

1. Игровая ситуация «С какой ветки детки?»»

2. Подбор подвижных, дидактических и пальчиковых игр.

3. Приобретение пособий, игрушек для настольного театра по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»

4. Подбор материала для изготовления игрового пособия «Во саду ли, в огороде».

5. Подбор материала для создания экологической коллекции «Все начинается с семечка»

б)Свободная деятельность детей

1. Чтение, рассматривание книг, иллюстраций в рамках проекта.

2. Создание построек из строительного материала, из палочек Кюзенера, блоков Дьенеша.

3. Рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность.

Ожидаемый результат

а)Дети

1. Расширение знаний об окружающем мире (овощи, фрукты, семена плодов); участие в сборе материала для выставки.

2. Накопление знаний произрастания плодов.

3. Становление речи ребёнка.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Экоколлекция «Всё начинается с семечка».

6. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

б)Родители

1. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

2. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

3. Оптимизация внутрисемейных отношений.

в)Педагоги

1. Повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников.

2. Поиск новых форм работы с детьми и родителями.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ основного этапа работы.

Совместная деятельность педагогов и детей

а)Социально-коммуникативное направление развития

Игра «Чудесный мешочек».

Игры с мелким строительным материалом «Овощехранилище».

Игра «Вершки-корешки».

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовый ларёк»

Беседа о правилах безопасного употребления овощей и фруктов в пищу

Беседа «Правила безопасного поведения у обеденного стола»

Игра «Съедобное- несъедобное»

б)Познавательное направление развития

Рассматривание и сравнение «Угадайте, что в мешочке?»

Рассматривание иллюстраций.

Исследование материалов «Для чего нужны семена?» (рассматривание семян разных растений).

Проращивание семян, проведение опыта, показывающего роль света, воды, тепла в развитии растений (семян).

Беседа «Почтальон принёс посылку». Рассказать всем детям о том, что мы получили, но, не называя предмета. Уметь узнавать предмет по описанию.

Магазин «Овощи-фрукты». Уметь сгруппировать предметы по категориям. Рассмотреть, описать и найти овощи, фрукты, семена и косточки. Сравнить.

Пальчиковые игры «Овощи», «Урожай», «Фруктовая ладошка», «В сад за сливами», «Мы считаем».

Обследование овощей и фруктов.

Игра «Что в корзине?» (название, цвет, форма, размер, вкус).

-«Что сначала, что потом» (семечко-посадка-рост-цветение-плодоношение-созревание-покупка в магазине-мытьё-угощение).

в)Речевое направление развития

Рассматривание картины «Уборка урожая» (учебно-наглядное пособие Н. В. Нищева).

Пальчиковые игры «Урожай», «В сад за сливами»

Беседа с детьми:«Праздник урожая» (отгадывание и загадывание загадок).

Русская народная сказка «Вершки-корешки».

Рассказ Л. Н. Толстой «Косточка».

Стихотворение Ю. Тувим «Овощи».

г)Художественно-эстетическое направление развития

Рассматривание репродукций:И. Е. Репин «Яблоки и листья»,И. И. Машков «Натюрморт. Синие сливы».

Лепка. -Рисование. -Аппликация.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством «Жостово».

Подбор музыкальных произведений по теме проекта.

Слушание музыкальных сказок (аудиозапись) «Мешок яблок», «Вершки-корешки».

Разучивание песенок, потешек, скороговорок по теме.

д)Физическое направление развития

Беседа «Еда вкусная и полезная. Что растёт на грядке?»

Подвижные игры «Найди свой домик», «Волшебные стульчики», «Зайцы и волк», закаливающие процедуры, бодрящая гимнастика.

Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Полезно – вредно»

Сюжетно-тематическое занятие «Прогулка в продуктовый магазин».

Упражнения на релаксацию.

Физкультурные минутки по теме.

Совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

1. Участие в совместной выставке детского сада «Природа вокруг нас».

2. Экологическая коллекция «Всё начинается с семечка» (сбор материала, коллекция, выставка).

3. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

Совместная деятельность педагогов и родителей.

1. Информация о цели, задачах проекта; методах и приёмах, форме организации проекта; ожидаемых результатах.

2. Индивидуальные консультации по домашнему чтению, по организации прогулок, экскурсий с детьми в рамках проекта.

3. Подготовка к выставке «Природа вокруг нас» (подбор семян, косточек, загадок, картинок, иллюстраций).

Совместная деятельность родителей и детей.

1. Домашнее чтение с ребёнком:

Н. Носов «Про репку»

Л. Н. Толстой «Косточка»

В. Сутеев «Мешок яблок»

Ю. Тувим «Овощи»

2. Рассматривание, сравнение овощей и фруктов, приготовление блюд.

3. Маршрут выходного дня:

магазин «Овощи-фрукты»

магазин «Семена».

4. Помощь родителей в сборе семян разных растений, употребляемых в пищу. Рассказать детям, как они используются. Принести семена, косточки в группу для экологической коллекции «Всё начинается с семечка».

Самостоятельная деятельность детей: организация предметно-развивающей среды.

Игровая ситуация: магазин «Овощи-фрукты».

Материал:

Строительно-конструктивный;

Наглядный (фотографии, иллюстрации);

Речетворчество (загадки, стихи, картинки);

1 этап – Продуктивная деятельность по теме проекта:

Лепка «Репка»,

Аппликация «Фрукты в вазе»,

Рисование «Яблоки» (натюрморт).

Конструктивно-модельная деятельность из природного материала)семена, косточки плодов).

Комплексное занятие «Живые семена».

2 этап – «Семена плодов». Дидактический природный материал.

3 этап – Правила по ОБЖ: дидактические игры «Можно- нельзя», «Полезно-вредно».

Самостоятельная деятельность детей: свободная деятельность.

4 этап – Игры в свободной деятельности детей: в группе, на прогулке;

создание условий (игры, пособия, материалы, иллюстрации, крупный и мелкий строительный материал, наборы овощей и фруктов).