07.03.2019

Энтомологическая экспертиза. Энтомология - это что за наука? Что изучает энтомология


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1). 1. Объектом изучения энтомологии является: а) корова; в) божья коровка; б) коровяк; г) бычий цепень. 2. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать: а) лупу; в) микроскоп; б) бинокль; г) телескоп. 3. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента с живым объектом; г) наблюдения. 4. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента; г) наблюдения. 5. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся: а) сахар; в) крахмал; б) минеральные соли; г) жиры. 1

2 6. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков? а) конфеты; в) картофель; б) яблоко; г) творог. 7. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ. а) клетка состоит из тканей; в) ткань состоит из органов; б) тело состоит из органов; г) ядро состоит из клеток. 8. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы: а) клеток потовых желёз; в) клеток кровеносных сосудов; б) нервных клеток; г) клеток сальных желёз. 9. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств: а) проводящей ткани; б) покровной ткани; в) механической ткани; г) ткани первичной коры корня. 10. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству: а) растений; б) грибов; в) животных; г) бактерий. 2

3 Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1 5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2). 1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним). 1) клевер; 2) ландыш; 3) мать-и-мачеха; 4) одуванчик; 5) астра. а) 3, 4, 2, 1, 5 б) 2, 3, 1, 4, 5 в) 3, 2, 4, 1, 5 г) 3, 4, 1, 5, 2 д) 1, 3, 4, 5, 2 3

4 2. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии. 1) М.В. Ломоносов; 2) И.П. Павлов; 3) Д.И. Менделеев; 4) И.В. Мичурин; 5) Н.И. Лобачевский. а) 1, 3, 5 б) 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 3, 4, 5 д) 3, 4 3. К биологическим наукам могут относиться: 1) ботаника; 2) биохимия; 4) астрономия; 5) генетика. 3) этнография; а) 1, 2, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2, 5 г) 2, 3, 5 д) 2, 4, 5 4

6 Часть 4 1. На карте цифрами указаны географические точки Какие из природных зон (или поясов растительности) есть в регионах, обозначенных на рисунке цифрами 1 5? В таблице ответов внесите в строку «географическая точка» соответствующую цифру. Какие растения растут в этих природных зонах? Внесите в строку «Растения» соответствующую букву. А ковыль; Б баобаб; В агава; Г какао (шоколадное дерево); Д брусника. Какие животные живут в регионах, обозначенных цифрами? Внесите в строку «Животные» соответствующую букву. Е игрунковые обезьяны; Ж жираф; З большой тушканчик; И гремучая змея; К северный олень. 6

7 Бланк для записи ответов Часть Часть 2 Часть 3 Правильные суждения:. Неправильные суждения:. Часть 4 Природная зона Тундра Степь Пустыня Саванна Географическая точка Растения Дождевой тропический лес Животные 7


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный и внесите его в матрицу (часть

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года по биологии 7 класс Время выполнения-120 минут Максимальное количество баллов- 38 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 41 балл Задание 1. (15

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 7 КЛАСС. 2016-2017 уч. год Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного варианта ответа их

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 6 класс Максимальное количество баллов - 31 балл Задание 1. (10

Задания олимпиады школьников Юные биологи. 6 класс 1 Задание 1. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 3 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете

Контрольно- измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 5 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 5 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного

Спецификация Диагностической работы по биологии для 6-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы Март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

Итоговая контрольная работа по биологии(5 класс). Спецификатор работы. 1.Назначение работы. Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения

БИОЛОГИЯ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.857 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от

1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Планируемые результаты изучения предмета Предметные результаты: Определять роль в природе различных групп организмов; Объяснять роль живых организмов в круговороте

Переводной экзамен по биологии 5 класс Пояснительная записка Экзаменационные вопросы по биологии в 5 классе составлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Задания первого уровня (часть А) позволяют

Итоговый тест за первое полугодие биология 5 класс учитель Куклина И.А. Задание 1.Решите тест, выберите один правильный ответ. 1. Что нас окружает? а. тела живой природы б. тела неживой природы в. тела

Наименование раздела/темы МАТЕРИАЛЫ для подготовки по биологии 6 класс. Погружение 2 Знать Уметь Раздел 3: Основные процессы жизнедеятел ьности растений. Раздел 4: Многообраз ие и развитие растительно

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ в 5-ом классе (Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Введение в биологию) Тема урока Планируемые результаты 1. Методы изучения природы Предметные: знать методы изучения

Пояснительная записка. Программа дополнительного образования "Юный натуралист" предназначен для учеников 6-7 класса. Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии

Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник.

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ 5 от 01.06.2016 203 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Биология Класс: 5 а, б, в, г, д, е

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится

Тема 4. Бактерии. Грибы. Лишайники. Часть А. 1. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает 1) поглощение атмосферной и почвенной влаги 2) использование света для образования питательных веществ

Задания Турнира «Знатоки биологии» для обучающихся 8-9 классов, проводимого Академией биологии и биотехнологии им. Д.И.Ивановского Задание 1 Заполните таблицу «Виды взаимоотношений между живыми организмами».

БИОЛОГИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков

Демонстрационный вариант диагностической работы по биологии для учащихся 5 классов Для заданий с выбором ответа 1-9, 14 и 15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном

Банк заданий по биологии 6 класс -2014год 1. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука 1) систематика 2) экология 3) физиология 4) палеонтология 2. Строение и функции органоидов клетки изучает

Карточки индивидуальной работы по биологии в 5 классе По теме 2 «Свойства живого» Ф.И. Дата (НУ) 1.Запишите, как называются науки, изучающие живые организмы: Изучает строение, жизнедеятельность, многообразие,

Входной контроль Часть 1 В заданиях А1 А8 отметьте один верный ответ. А1 Прибор, с помощью которого можно увидеть клетки живых организмов, называется 1) телескопом 3) штативной лупой 2) микроскопом 4)

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру

Пояснительная записка В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа из федерального компонента. В 6 классе

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (70ч 2 часа в неделю) С использованием программы автора Н.И. Сонина Учебник: Н.И. Сонина.

Банк заданий 6.3класс Биология профиль. Погружение 2 Мини-тест 1. Тема 1.ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ. 1. Цветок это орган растения, который обеспечивает: А) семенное размножение б) вегетативное размножение

Задания С по биологии. Какие механизмы обеспечивают работу иммунной системы человека? Элементы ответа) Узнавание организм узнает чужеродные антигены и их продукты и выделяет антитела) Специфичность антитела

Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать

Данная рабочая программа по биологии 6 класса рассчитана на 52 часа в год, 2 часа в неделю I полугодие, 1 час в неделю II полугодие. Составлена на основании следующих нормативных документов и методических

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Пояснительная записка. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Итоговая контрольная работа по учебному материалу разработанного по новым стандартам ФГОС, по учебнику автора: Пасечник 5 класс Биология: Бактерии, Грибы, Растения. Пояснительная записка В работе содержатся

«СОГЛАСОВАНО» Заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПбАППО Яковлева Н.Н. 2012 Директор «ИМЦ» Курортного района Санкт-Петербурга /Бережная Л.Н./ 2012 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБСКОУ

Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе. Пояснительная записка Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного,

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская

Биология 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Общие закономерности жизни», «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,

БИОЛОГИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы

Банк примерных заданий по Биология 6класс П1 база Задание 1 Верны ли следующие утверждения: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: Все живые растения состоят из клеток. Цитоплазма внутренняя

Секция 9 Химия и химическая технология (для школьников) 333 вые и ягодные натуральные. ГОСТ 656-79» количество углеводов не должно превышать 10 г на 100 г сока. Из таблицы видно, что содержание углеводов

Проверочные тесты по теме БИОЛОГИИ Биология как наука Вариант 1 А1. Естественная наука, представляющая совокупность наук о живой природе: 1) география 3) химия 2) физика 4) биология А2. Натуралист Ж.Б.

Тест «Грибы», «Водоросли», «Мхи» Вариант 1 Выберите один правильный ответ из нескольких 1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство; 2. Плесневый

Материалы для составления вариантов тестовых работ по теме: «Многообразие организмов, их классификация». 5 класс. Часть А. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один верный.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых

Вопросы к олимпиаде по окружающему миру. 3 класс 1. Прочитай предложения-утверждения. Если ты согласен с утверждением напиши «да», если думаешь по-другому напиши «нет». 1. Мы живём на звезде под названием

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» Научно-исследовательский центр фундаментальных

БЛОК 4 Систематика и многообразие живых организмов. 1. Установите последовательность развития систематических групп А) цветковые Б) голосеменные В) водоросли Г) псилофиты Д) мхи В Г Д Б А 2. Укажите способ

Календарно-тематическое планирование Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю) Дата Тема урока Формы уроков Характеристика основных видов деятельности план факт учащихся Введение

Вариант контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 6 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся

Приложение к образовательной программе Специального коррекционного образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 7 класс специального коррекционного образования Составитель:

Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету Биология, 6 класс, составлено в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с учебным планом школы и учебной программой по предмету.

Наука о насекомых - энтомология (греч. entomon - насекомое, logos - наука, учение) - представляет обширную область знания, тесно связанную со многими сторонами жизни человеческого общества.

Как и большинство других наук, изучение насекомых получило особое развитие в эпоху Возрождения, когда человеческая мысль вышла на путь свободного исследования и объявила войну креационизму и теологии. Первые научные исследования по анатомии и метаморфозу насекомых были выполнены в XVII в.

Выдающийся шведский естествоиспытатель К. Линней (1707 - 1778) в своей "Системе природы" отвел должное место и насекомым. Предложенные им названия наиболее крупных отрядов сохранились до настоящего времени. Со времени Линнея начался быстрый рост систематики, стали появляться работы по фауне и биологии насекомых.

Ч. Дарвин (1809 - 1882), работая над "Происхождением видов", многие положения своего бессмертного труда иллюстрировал примерами из области энтомологии.

Особенно быстро энтомология стала развиваться во второй половине XIX в. В это время наряду с описанием новых видов, изучением географического распространения насекомых и дальнейшим развитием морфологии, систематики, физиологии и других теоретических областей энтомологии появляется прикладная энтомология, как ее называли в то время.

Быстрое развитие прикладной энтомологии в России было связано с нуждами сельского и лесного хозяйства. Очень большой вред насекомые наносили зерновым и техническим культурам, плодоводству и лесному хозяйству. Особенно сильно ощущался вред, причиняемый насекомыми на юге страны, где приносили страшные опустошения саранча, хлебный жук, свекловичный долгоносик, непарный шелкопряд, златогузка, кольчатый шелкопряд и другие вредители. В западных губерниях серьезной угрозой стала монашенка; "волна" ее массового размножения прокатилась почти по всей средней Европе, достигнув центральных районов России. Лесокультурным работам почти повсеместно мешал майский жук.

После Октябрьской социалистической революции прикладная энтомология стала быстро развиваться в трех основных направлениях: сельскохозяйственном, лесном и медицинском. В соответствии с этим стали самостоятельными науками сельскохозяйственная, медицинская и лесная энтомология.

Предмет и задачи лесной энтомологии

Лесная энтомология изучает образ жизни обитающих в лесах насекомых, их взаимосвязи с древесными породами и лесными насаждениями, причины массовых размножений, приносимые вред и пользу. Наряду с этим изучаются энтомофаги и болезни вредных лесных насекомых, технические средства и меры борьбы с вредителями.

Вредные насекомые повреждают древесные породы не только в лесах, но и в декоративных посадках, парках, в полезащитных лесных полосах и питомниках. Здесь много специфичных видов вредителей. Их биология и экология часто отличны от обитателей лесов. Отличны и меры борьбы с ними. Однако до сих пор они также служат предметом изучения лесной энтомологии.

Задачей лесной энтомологии является научная разработка методов борьбы с вредными лесными насекомыми. Лесная энтомология возникла в связи с нуждами лесного хозяйства и служит научной основой, на которой развивается защита леса от вредителей и болезней.

Защита леса является неотъемлемой составной частью лесного хозяйства и в то же время представляет собой самостоятельное учение о методах, технике и организации борьбы с вредными для леса животными и растительными организмами.

Роль лесозащиты возрастает с каждым днем и приобретает особое значение в настоящее время, когда вопросы охраны природы и бережного, рационального использования природных ресурсов находятся в центре внимания нашего государства и всего народа.

Значение леса в жизни биосферы Земли общеизвестно. Его роль особенно возрастает в настоящее время в связи с непрерывным увеличением углекислоты в атмосфере, загрязнением воздуха, воды и почвы отходами различных производств и ядохимикатами.

Многообразные полезные функции в биосфере наилучшим образом выполняют леса здоровые, спелые и средневозрастные, хорошо сомкнутые, отличающиеся высокой производительностью. Вырастить и сохранить такие леса - трудная и почетная задача лесоводов. На протяжении всей жизни леса подвергаются воздействию многих отрицательных факторов, среди которых вредные насекомые и болезни играют большую роль. Поэтому защита лесов от вредных организмов становится одной из наиболее актуальных задач лесного хозяйства.

На лесохозяйственных факультетах вузов читаются курсы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц, составляющие основу лесозащиты.

В курсе лесной энтомологии сообщаются не только сведения о жизни и строении насекомых, об их распространении в лесах и причинах массовых размножений, но изучаются методы и техника борьбы с вредителями, т. е. фактически лесозащита. В связи с этим курс лесной энтомологии имеет многогранные связи с другими дисциплинами, которые читаются на факультете. Каждому очевидно, что трудно изучать химические вещества для борьбы с вредителями, не зная химии, и машины, с помощью которых используются ядохимикаты, не зная механики. Также очевидно, что раз насекомые являются частью лесного сообщества, необходимо знать это сообщество и законы, управляющие его развитием, а их изучает лесоводство. Не менее важно знать, какие насаждения лучше создавать, чтобы они не повреждались вредителями, какова техника их создания. Эти вопросы тесно связаны с курсом лесных культур и лесной селекции.

Для выявления очагов вредителей проводятся обследования зараженных лесов методами, в основе которых лежат приемы таксационной техники, изучающиеся в курсе таксации.

Насекомые живут за счет древесных пород и травянистых растений, без знания которых бессмысленно изучать вредителей леса. Поэтому существует тесная связь между энтомологией, ботаникой и дендрологией. Кроме того, исследованию состояния дерева, поврежденного насекомыми, помогает знание физиологии и анатомии растений.

Прежде чем изучать строение насекомых, необходимо иметь представление о клетках и тканях животного, знать место насекомых в общей системе животного мира, т. е. быть знакомым с зоологией, которая преподается в средней школе.

Наконец, познание развития животного организма и его многосторонних связей с окружающей средой возможно только в свете учения Дарвина с широким привлечением генетики, экологии и физиологии животных.

Совершенно очевидно, что сам взгляд будущего лесовода на природу формируется под общим влиянием диалектического материализма, призывающего изучать все явления в их взаимосвязи и развитии, раскрывать движущие противоречия и познавать природу как единый, взаимосвязанный комплекс. Только такое познание, такой подход к лесу позволит управлять его законами и с их помощью приумножать лесные богатства Родины.

Краткий очерк истории лесной энтомологии

Первые сообщения о повреждениях леса и деятельности лесничих в области борьбы с вредителями появились в начале прошлого столетия. Большинство этих сообщений было помещено в "Лесном журнале", издававшемся с 1837 г. В 1845 - 1851 гг. вышло двухтомное руководство "О вредных насекомых", изданное Ученым комитетом Министерства государственных имуществ. Эта книга была первой сводкой по вредителям леса, если не считать кратких сведений, сообщаемых в курсе "Лесоохранение, или правила сбережения растущих лесов", читавшимся в С.-Петербургском практическом лесном институте почти с момента его основания (1811). В 1882 - 1883 гг. появилось трехтомное сочинение Федора Кеппена, в котором были обобщены все материалы по вредителям лесов России. Подобных материалов к тому времени накопилось уже много, однако основные сведения о биологии и мерах борьбы с вредителями продолжали черпаться из опыта немецкого лесного хозяйства, где лесозащита существовала уже давно.

Создание лесной энтомологии в России связано с именами Н. А. Холодковского (1858 - 1921) и И. Я. Шевырева (1859 - 1920).

Решающую роль в развитии теоретических основ лесной энтомологии и ее пропаганды сыграла деятельность выдающегося зоолога Н. А, Холодковского, начавшего в 1885 г. чтение энтомологии в Петербургском лесном институте. Он создал непревзойденный до настоящего времени курс энтомологии, оставил блестящие исследования по сложному биологическому циклу хермесов и ряд работ по короедам и анатомии насекомых. Он оказал большое влияние на многих энтомологов и целое поколение лесоводов.

Н. А. Холодковский был крупный биолог, последовательный дарвинист, знаток зоологической литературы, блестящий переводчик и даже поэт 1 . Им переведен на русский язык ряд известных немецких изданий по энтомологии, популяризировавших энтомологию в России и оказавших большую помощь при ее практическом освоении. В этой работе большое участие принимали также Н. Я. Кузнецов и И. Я. Шевырев. Первый перевод известной книги Фабра "Инстинкт и нравы насекомых" (1905) сделал И. Я. Шевырев.

1 (Холодковский Н. А. издал прекрасный перевод "Фауста" Гёте на русский язык, написал том стихов "Гербарий моей дочери" и т. д. )

Талантливая деятельность И. Я. Шевырева и ряда выдающихся энтомологов, работавших в Бюро по энтомологии департамента земледелия России, способствовали возникновению эколого-хозяйственного направления в русской лесной энтомологии, ставшего затем научной основой защиты леса.

Русская лесоэнтомологическая школа внесла большой вклад в дело борьбы с вредителями леса. Работами И. Я. Шевырева и К. Э. Линдемана определилось экологическое направление исследований, тесно связанное с практикой лесного хозяйства. Целый ряд положений немецкой лесной энтомологии оказался непригоден в условиях лесного хозяйства России. По мнению Н. И. Коротнева (1926), "Загадка короедов" Шевырева заключала на своих ста страницах больше открытий, чем любой европейский капитальный труд.

Дальнейшему развитию экологического направления в лесной энтомологии способствовало учение о лесе Г. Ф. Морозова (1867- 1920). Идеи Г. Ф. Морозова убеждали в необходимости изучения вредных насекомых и болезней леса в конкретных условиях хозяйства как неотъемлемую часть определенного лесного сообщества. Под непосредственным влиянием его идей появилась "Программа по изучению майского хруща в Боровом опытном лесничестве" и развивались дальнейшие энтомологические работы в опытных лесничествах. Многие известные лесоводы того времени посвятили ряд своих исследований вредителям леса, связав их изучение с типами насаждений и условиями лесного хозяйства.

Несмотря на интересные и оригинальные исследования и большой интерес со стороны лесоводов к вопросам энтомологии, до Октябрьской социалистической революции работы по защите леса носили случайный характер. Они производились преимущественно в государственных лесах и были лишены плановости. Большая часть этих работ выполнялась лесничими-любителями от случая к случаю.

После Октябрьской социалистической революции, в период реконструкции всего народного хозяйства, начинают ощущаться заметные сдвиги и в области защиты леса от вредных насекомых и болезней. Так, в Управлении лесами Наркомата земледелия СССР в этот период организуются лесопатологические экспедиции, а в гублесоотделах и лесных трестах вводятся штатные должности энтомологов.

В 1927 г. в Ленинграде создается Центральный научно-исследовательский институт лесного хозяйства, а в Москве - Институт древесины, в которых организуются секторы защиты леса.

При Казанском лесном институте открывается лесопатологический факультет, а в Ленинграде при институте прикладной зоологии и фитопатологии - специальный факультет по борьбе с лесными вредителями. Большие работы в эти годы ведутся кафедрой энтомологии Ленинградского лесного института, Дарницкой лесной опытной станцией, а с 1930 г. - лесным сектором Всесоюзного института защиты растений (ВИЗР).

В этот период появляется ряд выдающихся исследований 3. С. Головянко (1875 - 1953), А. И. Ильинского (1890 - 1970), Д. Ф. Руднева и других украинских энтомологов. Ими были тщательно разработаны методы учета численности вредителей леса, особенно короедов.

Исследования по короедам с применением математического анализа имеют большое значение для понимания проблемы внутривидовых и межвидовых взаимоотношений у насекомых и решения вопросов массовых размножений. Эти исследования заслуженно получили мировую известность, а разработанные методы борьбы с короедами широко внедрены в практику защиты леса.

Всестороннее изучение хрущей, начатое еще до Октябрьской революции 3. С. Головянко, было продолжено в ряде работ на Дарницкой опытной станции и завершено им большими монографиями, написанными уже на склоне лет.

На Украине испытывались химические методы борьбы с хрущами и авиахимический метод борьбы с хвое- и листогрызущими насекомыми. Были разработаны методы и техника их применения и учет эффективности.

Изучением короедов и разработкой методов учета их численности занимались в это же время сотрудники кафедры лесной зоологии и энтомологии Ленинградского лесного института (переименованного в 1930 г. в Лесотехническую академию), основанной еще в дореволюционное время Н. А. Холодковским. Его преемником по кафедре был М. Н. Римский-Корсаков (1873 - 1951). Широко образованный ученый и прекрасный педагог М. Н. Римский-Корсаков сумел сплотить вокруг себя деятельный коллектив лесных энтомологов (А. В. Яцентковский, В. Я. Шиперович), воспитавший ряд талантливых исследователей и крупных ученых (В. И. Гусев, П. А. Положенцев, П. Н. Тальман, О. А. Катаев и др.).

Под руководством М. Н. Римского-Корсакова (1935) был создан первый учебник лесной энтомологии для вузов Советского Союза, сыгравший исключительно важную роль в развитии и распространении лесоэнтомологических знаний. Последнее издание этого учебника появилось в 1961 г. под редакцией проф. В. И. Гусева.

В. И. Гусевым и М. Н. Римским-Корсаковым был также издан "Определитель повреждений лесных и декоративных деревьев и кустарников европейской части СССР", вышедший последним изданием в 1951 г. Эта книга является настольной у лесоводов нашей страны.

В 1931 г. при Главном управлении лесами Наркомзема СССР и Союзлегпроме ВСНХ организуются специальные отделы защиты леса. В это же время организуются новые кафедры по защите леса при Киевском, Воронежском и Брянском лесных институтах. В ноябре 1931 г. Наркомлес СССР впервые издает "Положение о защите лесов от вредителей и болезней".

В 1936 г. организуется Главное управление лесоохраны и лесонасаждений при Совете Народных Комиссаров СССР. В перечне задач Главлесоохраны предусматривалась плановая борьба с вредителями и болезнями леса.

В 1938 г. Главлесоохраной было издано "Положение о защите лесов водоохранной зоны", окончательно оформившее лесозащиту как новую производственную отрасль лесного хозяйства. Вслед за этим были изданы правила, инструкции, постановления и другие руководства, регламентирующие работу по лесозащите и излагающие техническую политику Главлесоохраны в области защиты лесов от вредителей и болезней.

Организатором лесозащиты в Главлесоохране был известный советский лесовод С. К. Флёров (1883 - 1962). Он сыграл очень большую роль в развитии лесозащиты и совершенствовании ее организационных форм. Опыт организации лесозащиты, ее история и отличительные черты изложены С. К. Флёровым в книге "Организация лесозащиты" (1953). Под его руководством был создан первый в СССР учебник "Лесозащита" (1948).

Перед началом Великой Отечественной войны лесозащита в нашей стране достигла уже больших успехов. После Отечественной войны работы по лесозащите развернулись еще шире. Их развитию способствовала организация в 1947 г. Министерства лесного хозяйства СССР, которому были переданы все леса, за исключением колхозных. С тех пор лесозащита охватывает все лесные площади страны.

Успехи в области лесозащиты тесно связаны с широким развитием научно-исследовательских работ по лесной энтомологии в научно-исследовательских учреждениях и вузах, с успешной подготовкой молодых кадров научных работников через аспирантуру.

Разнообразная творческая работа в течение многих лет велась коллективом лаборатории по изучению лесных вредителей Всесоюзного института защиты растений под руководством ведущего лесного энтомолога СССР В. Н. Старка (1898 - 1962).

Большое значение для развития лесной энтомологии имели работы проф. Д. Ф. Руднева и его учеников. Работы проводились в Украинском институте защиты растений по изучению химического метода борьбы и устойчивости насаждений к хвое- и листогрызущим и стволовым вредителям леса.

Широкой известностью пользуются работы по систематике, экологии и зоогеографии лесных насекомых Дальнего Востока, выполнявшиеся под руководством крупнейшего знатока фауны этого края, известного зоогеографа и лесного энтомолога проф. А. И. Куренцова (1896 - 1972).

Много труда по изучению энтомофауны древесных и кустарниковых пород вложили энтомологи Средней Азии и Казахстана. В результате этих работ стали хорошо известны вредители ели тяньшан-ской, арчи, фисташки, саксаула, орехоплодных, джиды, гребенщика, туранги и других пород.

Большая работа проводилась в Воронежском лесотехническом институте, где кафедру защиты леса многие годы возглавлял известный лесной энтомолог проф. П. А. Положенцев. Он первый в СССР начал развивать экспериментальное направление по изучению энтомоустойчивости древесных пород, много сделал по изучению майского хруща и стволовых вредителей сосны, создал новое направление в науке - лесную энтомогельминтологию. Им написано много ценных работ по самым различным вопросам лесной энтомологии, зоологии и гельминтологии.

В настоящее время исследования по защите леса ведутся во всех научно-исследовательских институтах лесного хозяйства. Они координируются во Всесоюзном научно-исследовательском институте лесоводства и механизации лесного хозяйства, где работает большой коллектив лесных энтомологов. Эти исследования носят прикладной характер и направлены на разработку технологии мер борьбы с главнейшими вредителями и болезнями лесных насаждений.

Центром исследований в области биологических методов борьбы является Белорусский научно-исследовательский институт лесного хозяйства, где под руководством Л. Т. Крушева изучается технология применения бактериальных препаратов и энтомофагов для биологической защиты леса.

Интересные лесоэнтомологические работы ведутся и в других научных центрах Сибири. В Сибирском институте физиологии и биохимии растений (г. Иркутск) под руководством проф. А. С. Рожкова (автора лучшей монографии по сибирскому шелкопряду, редактора и соавтора прекрасной книги по вредителям лиственницы) проводятся анатомические, гистохимические и биохимические исследования преобразований у лиственницы при повреждении ее насекомыми, выясняется влияние антропогенных факторов (в частности, промышленных выбросов) на насекомых и лесные насаждения, их взаимоотношения. Исследованиями затрагиваются также вопросы экологии и динамики численности малоизученных видов лесных насекомых. По экологии и систематике лесных насекомых ведутся работы и в других академических институтах Сибири.

В Институте морфологии и экологии животных АН СССР изучаются сукцессии насекомых ксилофагов в зависимости от стадий разрушения древесины, изменения подпологовой среды насаждений после их дефолиации хвое- и листогрызущими насекомыми, теоретические вопросы биологической борьбы.

Крупные научные коллективы сложились в Московском, Воронежском и Брянском лесотехнических институтах. Эти вузы и Ленинградская лесотехническая академия являются основными, где готовятся кадры лесопатологов и научных работников. Научные работы этих коллективов широко известны в нашей стране.

За рубежом лесная энтомология также играет большую роль в общей системе наук о жизни леса. Она возникла еще в начале XIX в. в Германии и связана с именем знаменитого лесного энтомолога И. Ратцебурга (1837 - 1872). Мировой известностью пользуется многотомный труд (1923 - 1942) проф. К. Эшериха, ставший настольным у лесных энтомологов Европы.

Выдающиеся лесные энтомологи работают в ФРГ: Ф. Швердтфегер, В. Таленхорст, В. Швенке. Первому из них принадлежат работы по динамике численности и экологии насекомых и книга "Die Waldkrankheiten" - лучшее пособие по лесозащите, вышедшее после второй мировой войны в Европе.

Большой интерес представляют многочисленные работы по лесной энтомологии, выполненные в Польше, Болгарии и Югославии. Здесь много внимания уделялось биологическим методам борьбы, динамике численности листогрызущих насекомых, вопросам прогнозирования, экологии отдельных видов насекомых и другим вопросам.

Много сделали для лесной энтомологии ученые Скандинавских стран. Работы по экологии лесных насекомых и методам учета короедов И. Трегорда и В. А. Бутовича известны специалистам всего мира. Не менее известны работы выдающихся лесных энтомологов Финляндии У. Сааласа и Э. Кангаса. Интересна кооперация ученых Скандинавских стран. Они совместно решали проблему борьбы с большим сосновым слоником. В настоящее время проводятся разнообразные исследования по вопросам лесной энтомологии талантливой научной сменой в этих странах: Г. Эйдманом (Швеция), М. Нуортевой (Финляндия), Бакке (Норвегия) и др.

Исследования по лесной энтомологии в Канаде и вся организация службы лесозащиты привлекают большое внимание наших энтомологов. Р. Моррисом разработаны новые подходы к изучению динамики численности лесных насекомых и опубликован ряд очень ценных в методическом отношении работ. Они посвящены хозяйственно важным объектам, особенно еловой почковой листовертке (Chorlstoneura fumiferana) - главному вредителю темно-хвойных лесов Западного полушария.

Хорошо известны работы лесных энтомологов США. Учебником Грэма "Forest Entomology" у нас широко пользуются студенты и аспиранты. Советские специалисты давно следят за работами американских ученых по изучению короедов, устойчивости к ним древесных пород, по аттрактантам, биологическому методу борьбы, динамике численности непарного шелкопряда. Большой популярностью в СССР пользуются ежегодники "Annual Review of Entomology", в которых помещаются весьма обстоятельные обзоры по различным вопросам энтомологии, в том числе и лесной.

Литература по лесной энтомологии

В настоящее время печатается очень много работ по лесной энтомологии. Обобщение потока информации совершенно необходимо. Однако это нелегкая задача и сводок, обобщающих мировой опыт по отдельным вопросам лесной энтомологии на русском языке, почти нет. Краткие аннотации большинства издающихся работ по лесной энтомологии печатаются в реферативном журнале АН СССР "Биология". Имеется отдельный выпуск этого журнала - "Энтомология".

Будущим специалистам необходимо привыкать читать периодическую литературу. Статьи по лесной энтомологии печатаются в журналах "Лесное хозяйство", "Лесоведение", "Защита растений", "Энтомологическое обозрение", "Зоологический журнал" и др. Главнейшие пособия, книги и учебники по лесной энтомологии, не утратившие до сих пор значения или вышедшие в последние годы, приводятся ниже, они уже не повторяются в списках литературы к следующим главам учебника. Следует обратить внимание на издание "Фауна СССР", в котором содержатся капитальные сводки и определители целого ряда семейств жесткокрылых (усачи, златки, короеды, пластинчатоусые, листоеды, чернотелки и др.), бабочек (волнянки, листовертки и др.), перепончатокрылых (рогохвосты, пилильщики, наездники) и других отрядов. Очень важным пособием для лесного энтомолога является также справочник АН СССР "Вредители леса", в котором даются наиболее полный список вредных насекомых, их латинские названия, синонимы, ареалы, кормовые породы и основная литература, изданная до 1953 г. Имеется справочник в трех томах под редакцией академика АН УССР В. П. Васильева "Вредители сельскохозяйственных культур и лесных насаждений", его также можно использовать в работе по лесной энтомологии.

Учебники и учебные пособия по лесной энтомологии и лесозащите имеются на грузинском, эстонском, литовском и армянском языках. Изданы учебники по лесозащите, лесной энтомологии и зоологии почти во всех социалистических странах.

Литература

Аверкиев И. С. Атлас вреднейших насекомых леса. М., 1973.

Вредители леса: Справочник, т. 1, 2. М.- Л., 1955.

Воронцов А. И. Биологические основы защиты леса. М., 1960; 2-е изд., 1963.

Воронцов А. И. Патология леса. М., 1978.

Воронцов А. И., Семенкова И. Г. Лесозащита. 2-е изд. М., 1980.

Гусев В. И., Римский-Корсаков М. Н. и др. Лесная энтомология. М., 1935; 2-е изд., 1938; 3.-е изд., 1940; 4-е изд., 1961.

Дмитриев Г. В. Основы защиты зеленых насаждений от вредных членистоногих. Киев, 1969.

Канчавели Г, И., Супатошвили Ш. М. Лесная энтомология. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.).

Кеппен Ф. П. Вредные насекомые. Спб, 1881, т. 1; 1882, т. 2; 1883, т. 3.

Кулагин Н. М. Вредные насекомые и меры борьбы с ними, т. 1, 2, 4-е изд. М., 1930.

Куренцов А. И. Вредные насекомые хвойных лесов Приморского края.- Тр. Дальневост. филиала АН СССР. Сер. зоол., т. 1 (4), 1950.

Куренцов А. И. Зоогеография Приамурья. М.- Л., 1965.

Куренцов А. И. Энтомофауна горных областей Дальнего Востока СССР. М., 1967.

Махновский И. К. Вредители горных лесов и борьба с ними. М., 1966.

Мирзоян С. А. Дендрофильные насекомые лесов и парков Армении. Ереван, 1977.

Лозовой Д. И. Вредные насекомые парковых и лесопарковых насаждений Грузии. Тбилиси, 1965.

Померанцев Д. В. Вредные насекомые и борьба с ними в лесах и лесных полосах юго-востока европейской части СССР. М., 1949.

Петренко Е. С. Насекомые - вредители лесов Якутии. М., 1965.

Синадский Ю. В. Вредители тугайных лесов Средней Азии и меры борьбы с ними. М.-Л., 1963.

Старк В. Н. Вредные лесные насекомые. М.- Л., 1931.

Старк В. Н. Руководство к учету повреждений леса. 2-е изд. М.- Л., 1932.

Старк В. Н. (ред.) и др. Вредители и болезни полезащитных лесных насаждений. М., 1951.

Холодковский Н. А. Курс энтомологии, теоретической и прикладной. 3-е изд., т. 1-2. Спб, 1912; 4-е изд. М.- Л., 1927, т. 2, 1929, т. 3, 1931.

недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по зоологии (беспозвоночным и позвоночным животным):
10 компьютерных (электронных) определителей , в том числе: насекомые-вредители лесов России , пресноводные и проходные рыбы , амфибии (земноводные) , рептилии (пресмыкающиеся) , птицы, их гнезда, яйца и голоса , и млекопитающие (звери) и следы их жизнедеятельности ,
20 цветных ламинированных определительных таблиц , в том числе: водные беспозвоночные , дневные бабочки , рыбы , амфибии и рептилии , зимующие птицы , перелетные птицы , млекопитающие и их следы ,
4 карманных полевых определителя , в том числе: обитатели водоемов , птицы средней полосы и звери и их следы , а также
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях).

Лесная энтомология*

Предмет и задачи лесной энтомологии

Лесная энтомология изучает образ жизни обитающих в лесах насекомых-вредителей, их взаимосвязи с древесными породами и лесными насаждениями, причины массовых размножений и хозяйственное значение. Наряду с этим изучаются энтомофаги и болезни лесных насекомых, технические средства и меры борьбы с вредителями.

Насекомые повреждают древесные породы не только в лесах, но и в декоративных посадках, парках, в полезащитных лесных полосах и питомниках. Здесь много специфичных видов вредителей. Их биология и экология часто отличны от обитателей лесов. Отличны и меры борьбы с ними. Однако до сих пор они также служат предметом изучения лесной энтомологии, что значительно раздвигает ее границы.

Лесная энтомология имеет задачей научную разработку методов борьбы с вредными лесными насекомыми. Она возникла из неотложных нужд лесного хозяйства и служит научной основой, на которой развивается защита леса от вредителей и болезней. Защита леса является составной частью лесного хозяйства и в то же время представляет собой самостоятельное целостное учение о методах, технике и организации борьбы с вредными для леса животными и растительными организмами. Роль лесозащиты возрастает с каждым днем и приобретает особенное значение в настоящее время, когда вопросы охраны природы и бережного, рационального использования природных ресурсов находятся в центре внимания.

Значение леса в жизни биосферы Земли общеизвестно. Его роль особенно возрастает в настоящее время в связи с непрерывным увеличением углекислоты в атмосфере, загрязнением воздуха, воды и почвы отходами различных производств и ядохимикатами. Многообразные полезные функции в биосфере наилучшим образом выполняют леса - здоровые, спелые и средневозрастные, хорошо сомкнутые, отличающиеся высокой производительностью. Вырастить и сохранить такие леса - трудная задача лесоводов. На протяжении всей жизни леса подвергаются воздействию многих отрицательных факторов, среди которых вредные насекомые и болезни играют большую роль. Поэтому защита их от вредных организмов становится одной из наиболее актуальных задач лесного хозяйства.

В связи с этим, лесная энтомология имеет многогранные связи с другими науками. Каждому очевидно, что трудно изучать химические вещества для борьбы с вредителями, не зная химии , и машины, с помощью которых используются ядохимикаты, не зная механики . Также очевидно, что раз насекомые являются частью лесного сообщества, нужно знать это сообщество и законы, управляющие его развитием, а их изучает лесоводство . Не менее важно знать, какие насаждения нужно создавать, чтобы они не повреждались вредителями, какова техника их создания. Для выявления очагов вредителей проводятся обследования зараженных лесов методами, в основе которых лежат приемы таксационной техники. Разумеется, что насекомые живут за счет древесных пород и травянистых растений, без знания которых бессмысленно изучать вредителей леса. Поэтому существует тесная связь между энтомологией, ботаникой и дендрологией . Кроме того, исследованию состояния дерева, поврежденного насекомыми, помогает знание физиологии и анатомии растений . Прежде чем изучать строение насекомых, необходимо иметь представление о клетках и тканях животного, знать место насекомых в общей системе животного мира, т. е. быть знакомым с зоологией .

* При составлении данного справочника использовалась книга А.И.Воронцова "Лесная энтомология". Учебник для вузов, Изд. 3-е, перераб. М., "Высш. школа", 1975. 368 стр.) с изменениями.

Остальные разделы справочника по лесной энтомологии: Введение , Предмет и задачи лесной энтомологии , Краткий очерк истории энтомологии , Основные принципы систематики насекомых , Строение насекомых , Нервная деятельность насекомых , Размножение насекомых , Развитие насекомых , Жизненные циклы , Диапауза , Защитные приспособления и общественный образ жизни , Питание и кормовая специализация насекомых , Поврежедение древесных пород насекомыми , Распространение насекомых в лесах , Колебания численности насекомых , Общие понятия о методах лесозащиты , Литература по насекомым-вредителям .

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно приобрести следующие методические материалы по энтомологии и зоологии беспозвоночных:
компьютерные определители: "Насекомые-вредители лесов России " и "Дневные бабочки Восточной Европы ",
полевой карманный определитель "Обитатели водоемов ",
цветные ламинированные определительные таблицы : "

Наука о насекомых - энтомология (от древнегреческого entomon - насекомое, logos - учение) обрела статус самостоятельной дисциплины благодаря исключительно важной роли своих объектов в природе и хозяйственной деятельности человечества. Так, хорошо известно, что среди вредителей сельскохозяйственных культур преобладают насекомые; иные животные - многоножки, клещи, нематоды, грызуны и моллюски играют более скромную роль. Обособившись от зоологии в прошлом веке, но сохраняя с ней теснейшие связи, энтомология дифференцировалась на общую и прикладную, причём различия в сферах приложения накопленных знаний привели к выделению сельскохозяйственной, лесной, медицинской и ветеринарной энтомологии, а также близких к ним технологических дисциплин, таких, как пчеловодство и шелководство.

Сельскохозяйственная энтомология разрабатывает меры по ограничению численности и вредоносности насекомых в агроценозах и таким образом включается в защиту растений, научной основой которой является экология, а важнейшими разделами наряду с энтомологией - фитопатология, изучающая болезни растений, и гербалогия, исследующая вредоносные сорняки. В свою очередь, защита растений как система научно обоснованных мероприятий входит в общую технологию возделывания сельскохозяйственных культур, то есть служит специфической подотраслью растениеводства.

Меняя сложившиеся в биоценозах отношения и связи организмов, сельскохозяйственное производство подчас провоцирует размножение и расселение вредителей, распространение болезней и сорняков, но в то же время противопоставляет этим негативным следствиям более или менее эффективные защитные мероприятия. Однако обусловленные этими причинами ежегодные потери урожая составляют примерно четвертую его часть и возрастают по мере увеличения урожайности культур и расширения посевных площадей. За последние десятилетия потери от вредоносных насекомых по меньшей мере удвоились, хотя объем направленных против них обработок посевов возрос в 10 раз. К этому времени уже были внесены миллионы тонн пестицидов, а их концентрация в атмосфере превысила 0,001 мг/м 3 . Однако отказ от их применения без сопоставимых по своей действенности альтернатив повлёк бы хроническое голодание населения многих стран. Такова ситуация на сегодняшний день.

Очевидно, что важнейшей задачей энтомологии как раздела защиты растений является поиск альтернативных способов сокращения повсеместных обработок сельскохозяйственных угодий пестицидами. Необходимость удовлетворения пищевых потребностей растущего населения Земли требует радикального изменения стратегии защиты растений, современные успехи которой в производстве и использовании пестицидов чреваты множеством серьёзных проблем.

Желая приблизиться к решению этой задачи, попробуем найти критерии, позволяющие понять и оценить своеобразие насекомых, поскольку их способность к восприятию сигналов, ускользающих от наших органов чувств, разнообразие форм, громадная численность, древность происхождения, специфичность реакций, форм поведения во взаимоотношениях с себе подобными, врагами, союзниками и конкурентами выходят за пределы обычных аналогий и требуют других масштабов, степеней и мер.

Энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых. На стыке энтомологии и судебно-следственной практики появилось новая система знаний - судебная энтомология. Судебная энтомология - это раздел судебной медицины, изучающий особенности развития насекомых на трупе. Она представляет систему знаний о закономерностях возникновения, способах выявления, методах исследования и принципах оценки энтомологических данных, являющихся источником доказательств при проведении следственных действий. Судебная энтомология изучает биологию насекомых некробионтов, их место и роль в процессе биологического разложения трупов, влияние на жизнедеятельность насекомых факторов, связанных как непосредственно с трупом, так и зависящих от условий места его обнаружения и разрабатывает методы судебно-энтомологической экспертизы.

Энтомологическая экспертиза заключается в исследовании морфологических и анатомических особенностей различных органов и тканей насекомых с учетом стадийности их сезонного развития, характера причиняемых ими повреждений и т. д.

Объектом исследования энтомологической экспертизы являются:

  • яйца насекомых;
  • личинки;
  • куколки;
  • взрослые особи насекомых;
  • отдельные части насекомых;
  • трупы живых существ и их части.

Благодаря тому, что цикличность развития мух и других насекомых на трупе можно использовать для ориентировочного установления времени смерти, обнаруженные на трупе яйца, личинки, куколки и взрослые особи насекомых должны быть собраны и переданы следователю для назначения энтомологической экспертизы . Сбор объектов исследования направлен на собирание возможно большего количества представителей энтомафауны и других некрофагов, отметив их точное местоположение на трупе, используя для этого очерченное изображение трупа и вокруг него в радиусе не менее 1-2 метра и в почве на глубину до 0,3 метра. Взятие энтомологических образцов для разъяснения тех или иных вопросов осуществляется согласно «Практическое руководство по судебной энтомологии»: Глава 2: Особенности осмотра трупа при гнилостном его разложении.

При обращении к энтомологической экспертизе и предоставлении биологического материала перед экспертами возможно поставить следующие вопросы:

Присутствуют ли в биологическом материале объекты, принадлежащие насекомым;

На какой стадии жизненного цикла находится насекомое и каков его возраст;

Если эти объекты представляют собой части тела насекомого, то к какому именно виду они принадлежали, т.е. можно определить таксономическую принадлежность (вид, род, семейство, отряд);

Имеется ли в предоставленном биоматериале один вид насекомых или их несколько;

Какова давность наступления смерти или времени нахождения трупа на месте его обнаружения;

В каком сезоне попал труп на место его обнаружения;

Был ли труп перемещен с одного места на другое;

Определение места первоначального нахождения трупа или места сокрытия трупа;

Какова степень разложения трупа в определенном месте за известный отрезок времени;

Какие токсины или наркотики, обнаруженные впоследствии в личинках насекомых, явились причиной смерти человека (при обнаружении скелетированных трупов);

Какое место происхождения наркотического растительного сырья.

При необходимости более широкого использования естественнонаучных знаний в энтомологическом исследовании может быть назначена комплексная экспертиза с участием в решении поставленных вопросов экспертов различных специальностей (например, химическая экспертиза пятен на одежде, генетическая экспертиза крови и т.д.).

Энтомологическая экспертиза изучает некрофагов (или некробионтов, т.е. насекомых, питающихся трупами других животных) во всех фазах их жизненного цикла. В своем развитии большинство насекомых проходит четыре фазы развития: яйцо, личинка, куколка (или преимагинальные стадия) и стадия взрослого насекомого – имаго. Например, по стадиям развития мясных мух на трупе можно определить стадии разложения трупа: до 4 часов нет ни яиц ни личинок, 4-12 часов - кладки яиц, 24 часа - появление личинок, 36 ч - 3 суток - 1 неделя увеличение размеров личинок, 2 недели - начало окукливания.

Трупные явления принято делить на две стадии: ранние трупные явления (появляющиеся вскоре после наступления смерти) и поздние трупные явления (наблюдаемые спустя некоторое время после смерти). К ранним трупным изменением относятся: образования трупных пятен и трупного окоченения, охлаждение трупа, частичное высыхание трупа, трупный аутолиз. К поздним трупным явлениям относятся процессы разрушения (гниение, разрушение трупа животными, скелетирование) и консервации (мумификация, торфяное дубление, жировоск, воздействие соляных растворов, оледенение). Разрушение или консервация трупа зависят от условий, в которых находится труп, но все же наиболее часто, классически трупп подвержен полному разрушению.

В судебной медицине разработан ряд методов, определяющих давность смерти по ранним трупным явлением. С другой стороны, если труп до обнаружения пролежал несколько дней, то наиболее достоверный способ установления давности наступления смерти - это определение по разрушению трупа животными, т.е. проведение энтомологической экспертизы .

Процесс разрушения трупа носит постадийный характер, в процессе которого одна группа некробионтов замещается другими. Следовательно, по присутствию в трупе определенной группы некробионтов процесс разложения трупа подразделяют на 5 стадий:

Первая стадия – раннее микробное разложение. Ранние трупные явления заканчиваются трупным аутолизом, за которым следует стадия раннего микробного разложения. Суть процесса аутолиза (самопереваривания) трупа состоит в том, что дезорганизованные ферменты тканей после наступления смерти продолжают свое воздействие на окружающие структуры, разрушая их в той или иной степени.

Раннее микробное разложение осуществляется гнилостными бактериями, которые являются обычными обитателями кишечника человека. Там они обычно находятся в балансе с другими микроорганизмами и процессами жизнедеятельности организма, выполняют свои функции и при обычных условиях не выходят за границы мест распространения. После смерти человека все меняется, многие виды гнилостных бактерий начинают неудержимо размножаться и распространяться в теле человека, это приводит к загниванию трупа.

Первая стадия продолжается до появления яйцекладок мясных мух и появления из них личинок. Средняя продолжительность первой стадии, в зависимости от окружающей среды, колеблется от 1-5 дней.

Вторая стадия – разложение трупа личинками мух. Начинается с появления личинок мух, протекает одновременно с продолжающимся микробным разложением и завершается с окончанием развития личинок, которые уничтожают основную массу мягких тканей трупа.

Вторая и третья стадии трупного разложения, так же как и их насекомые некробионты, являются объектом энтомологической экспертизы . Из большого количества существующих насекомых наиболее часто во второй стадии разложения трупа встречаются представители отряда двукрылых, семейства - Calliphoridae, Fanniidae, Sarcophagidae, Muscidae, Piophilidae, Phoridae. Некоторые из представителей этих семейств мух в простонародье получили названия как синие мухи - имеющие яркую окраску зелёных или синих тонов с металлическим отливом (Calliphoridae); мясные мухи – похожи на комнатных мух, но значительно крупнее (Sarcophagidae), их часто можно увидеть в местах присутствия навоза, фекалий и других разлагающихся органических остатков; комнатные мухи – серые, волосатые, красноглазые – обычные домашние мухи (Muscidae). В «Практическом руководстве судебной энтомологии» изложены сроки развития некоторых видов мух, в зависимости от температуры окружающей среды. Руководствуясь данными этих таблиц, можно вычислить приблизительные сроки давности наступления смерти, в зависимости от жизненной стадии насекомого-некробионта и температуры окружающей среды (подробная метеосводка запрашивается в ближайшем к месту происшествия метеостанции).

Продолжительность второй стадии активного разложения трупа варьирует от 8 до 65 дней.

Третья стадия – разложение трупа личинками жуков. Начинается с окукливания личинок мух и продолжается появлением на трупе личинок жуков, которые уничтожают почти все оставшиеся мягкие ткани. Микробное разложение продолжается, и к нему добавляется деятельность плесневых грибов.

Жуков, присутствующих на трупе, можно разделить на две группы: 1) жуки-хищники – питающиеся личинками мух, которых на данной стадии разложения трупа находится огромное количество и 2) жуки-трупоеды – которые поедают непосредственно труп.

К жукам-хищникам, обитающим на трупах, принадлежат представители таких семейств, как стафилиниды (Staphylinidae), карапузики (Histeridae), жужелицы (Carabidae) и др. Уничтожая личинок мух, жуки-хищники задерживают разложение, так как личинки мух пожирают мягкие ткани трупа. К жукам-некрофагам, питающимся трупами, относят представителей следующих семейств: мертвоеды (Silphidae), кожееды (Dermestidae), род трупники (Saprinus, сем. Histeridae).

На трупе сначала появляются жуки-некрофаги, которые питаются трупами и откладывают в них личинки. Вслед за ними и по мере появления личинок мух (также как и личинок жуков) приходят жуки-хищники, которые поедают личинок мух и жуков, а также охотятся на взрослых особей жуков. Средняя продолжительность третьей стадии разложения трупа является около 500 дней.

Четвертая стадия – скелетирование. Скелетирование - это процесс распада трупа на кости скелета. Он начинается с момента ухода личинок жуков с останков трупа и осуществляется микроорганизмами, которые осуществляют распад скелета на отдельные кости. Продолжительность стадии колеблется от 27 до 976 дней, в зависимости от условий, в которых находится труп.

Пятая стадия – минерализация. Минерализация – это процесс разложения трупа на отдельные химические элементы и простые химические соединения. Для обычного захоронения трупов в земле (в деревянном гробу на глубину 1,5 метра) распад костной ткани, в зависимости от типа почв, составляет от 10 до 30 лет.

Эксперт, производящий энтомологическую экспертизу , должен руководствоваться следующими материалами:

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

Статья 82. Хранение вещественных доказательств.

Статья 80. Заключение и показания эксперта и специалиста

  • М. И. Марченко, В. И. Кононенко «Практическое руководство по судебной энтомологии», Харьков, 1991 г.
  • "Уголовный Кодекс Российской Федерации" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Статья 310. Разглашение данных предварительного расследования

  • Чайка С. Ю. 2003. «Судебная энтомология/Учебное пособие». М.: «МАКС Пресс».
  • Любовицкий А. В. Медико-криминалистические аспекты осмотра трупа. Учебно-методическое пособие. - Ижевск: Институт права, социального управления и безопасности УдГУ, 2010.
  • Приказ Минюста РФ от 14.05.2003 N 114 (ред. от 12.03.2007) "Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2003 N 4596). 12 Биологическая экспертиза. 12.2. Исследование объектов животного происхождения.