14.04.2019

Растения-путешественники (распространение растений). Самые необычные экзотические плоды в мире


Семена довольно редко, но прорастают непосредственно в растении. К примеру, разрезав спелую тыкву, мы можем наблюдать в ней уже проросшие семена. Однако в основном они прорастают не там, где созревают, а в совершенно другом месте. Каковы они - способы распространения плодов и семян растений? Как это происходит и почему? Давайте узнаем!

Что такое плод

Перед тем как мы подробно рассмотрим способы распространения плодов и семян, следует изучить эти самые понятия. Ведь без элементарных знаний нам будет трудно понять весь процесс и механизм «путешествия» семян и плодов по всему миру. Итак, начнем. Не секрет, что груша, слива, яблоко, земляника, вишня - это плоды фруктовых растений и деревьев, содержащие в себе семена. Считается, что они развиваются из завязей и прочих частей растений, однако не все ботаники согласны с этим.

Некоторые из них уверены, что настоящими плодами можно назвать только те, которые образовываются исключительно на завязях, например, у вишни, сливы, томатов, мака и т.д. Плоды, которые развиваются из других частей цветков и растений, принято называть ложными. К примеру, земляника вообще образована разросшимся цветоложем. О какой завязи здесь вообще можно говорить! В итоге ученые решили рассматривать плоды как результат видоизменения всего цветка. При этом если в начале своего «жизненного пути» они еще как-то могут сохранить некоторые признаки цветка, то уже после созревания совсем теряют или сильно видоизменяют их.

Как устроены плоды растений

Снаружи каждый плод окружен так называемым околоплодником, защищающим от повреждений и высыханий зреющие внутри семена. В свою очередь, околоплодники делятся на сочные и сухие. Например, сочным околоплодником можно назвать мякоть спелого арбуза, дыни или персика. Незрелый же околоплодник - вяжущий, горький, кислый, невкусный. В этот период он предохраняет сам плод от несвоевременного поедания, а его еще незрелые семена - от скорой порчи.

Виды плодов

Чтобы понять, как распространяются семена и плоды тех или иных растений и деревьев, необходимо знать, что к сочным плодам ботаники относят:

  • многосеменные (тыква, ягода, яблоко, гранат);
  • односеменные (персик, абрикос, манго, вишня, черемуха, чернослив).

Как следует из названия плода, в односеменных имеется одна косточка. Еще их называют костянками. Однако и здесь есть свое исключение: например, ягода ежевики - это многокостянка, но является односеменным плодом.

Способы распространения плодов и семян напрямую зависят от их размеров, веса и формы. Как уже было сказано выше, плоды бывают сочными и сухими. Сухие, в свою очередь, делятся на вскрывающиеся и невскрывающиеся. Например, вскрываются (лопаются) после своего созревания околоплодники спелых бобов, стручков, а также коробочки мака. Но вот, к примеру, околоплодник лещины очень твердый и одеревенелый. Сам он ни за что на свете не вскроется. Он имеет одно единственное семя, которое мы прекрасно знаем: орешек.

Еще одним видом плода является коробочка. Обычно она имеет от 3 до 5 гнезд с семенами. Когда эти семена созревают, то их «домик» начинает лопаться. Например, коробочки зверобоя или табака дают трещины вдоль своих перегородок, после чего распадаются на отдельные части. В то же время у «домиков» лилий, гиацинтов, тюльпанов и хлопчатников растрескиваются лишь стенки, а у тополя и ивы коробочки вообще трещат по швам. Самой известной коробочкой является стручок, который во время созревания с треском распадается на две створки.

Считается ли плодом ягода

Да. Это своеобразный плод, имеющий в своем составе множество семян, но не имеющий косточек. Если ягода спелая, то у нее появляется сочный и мясистый околоплодник (виноград, клубника, брусника, клюква, черника). Именно поэтому, с точки зрения ученых-ботаников, вишня не является ягодой, а помидоры являются! Сюда же можно отнести и цитрусовые плоды, которые тоже являются ягодами:

  • мандарины;
  • апельсины;
  • лимоны;
  • померанцы;
  • грейпфруты.

Дело в том, что гнезда с семенами, расположенными внутри вышеупомянутых плодов, заполнены ароматным экзотическим соком. Ягодами можно назвать и плоды :

  • дыни;
  • арбузы;
  • огурцы.

Простому обывателю это, конечно же, режет слух, а вот профессиональные ботаники уже давно свыклись с той мыслью, что формально арбуз и огурец не только ягоды, но и родственники.

Как выглядит семя изнутри

Распространение плодов и семян (2 класс, ознакомление на уроках биологии учащихся с теми или иными способами «путешествия» семян и плодов различных растений) немыслимо без участия в этом человека, животных и, конечно же, воды и ветра. Но чтобы понять, как такое маленькое семя может «путешествовать» по свету, необходимо кратко ознакомиться с его строением. Так, любое семя покрыто кожурой. На гладких семенах виден рубчик, образующийся на тех местах, где он отделяется от семяножки.

Если хорошо присмотреться, то рядом с таким рубчиком можно увидеть микрополярное отверстие, именуемое в научной среде микропиле. Где-то поблизости имеется и кончик корня. Именно он при прорастании семени самым первым появляется наружу. Плотная кожура защищает семя от различных повреждений и в то же время пропускает влагу, не мешая прорастанию зародыша - главной части всех семян. Он образуется лишь после оплодотворения яйцеклетки и состоит обычно из стебелька, корешка и почечки.

Как распространяются семена растений в природе

Ну вот мы и подошли к главному. Как уже было сказано выше, редко проросшие семена дают жизнь новым растениям, поскольку в подавляющем большинстве случаев произрастают не там, где они созревали. Почему это происходит? Все просто: на новые места они «путешествуют» посредством людей, животных и самой матушки-природы! Если условия для новой жизни окажутся вполне подходящими, эти семена начнут прорастать, а если нет - погибнут.

  1. Прекрасным способом их распространения является перекрестное благодаря которому могут образовываться новые виды представителей флоры. Это тот минимум, который дает жизнь новым растениям. Конечно же, способы распространения плодов и семян растений не ограничиваются лишь опылением.
  2. Неприятные человеку на вкус или вовсе ядовитые плоды и семена являются весьма привлекательной пищей для птиц. При этом семена, имеющие твердую оболочку, просто не способны перевариться в их желудках. В итоге они вместе с птичьим пометом (гуано) переносятся на дальние расстояния от места своего первоначального «рождения». Но этим роль птиц в распространении новой жизни растений не ограничивается!
  3. Многие птицы, устраивая себе запасы на зиму, тащат семена и плоды различных растений в гнезда. Часть их просто теряется во время перелетов пернатых, падая на новые места. Например, постоянно запасаются желудями, часть из которых теряется и прорастает со временем.
  4. Еще одни помощники в прорастании семян и плодов - это муравьи. Эти маленькие, но полезные в природе существа уносят к себе в гнезда семена самых разных растений, в особенности богатых эфирными маслами (василек, чистотел, медуница, кислица, фиалка). Как и птицы, муравьи львиную долю собранных семян теряют в пути. Кстати говоря, этим маленьким пронырам в основном доступны именно семена трав.

Как еще «путешествуют» плоды и семена растений

В основном они распространяются с помощью ветра. Семена при этом разлетаются гораздо лучше, чем уже сформировавшиеся плоды. Но об этом позже. Как известно, в природе есть и так называемые «живые» плоды, которые самостоятельно цепляются за шерсть животных, случайно пробегавших мимо, а также прилипают к одежде человека. К примеру, таковыми являются плоды репейника, череды, дурнишника и лопуха.

Здесь ученые-ботаники особенно отмечают пизонию - кустарник или дерево, произрастающее на островах Тихого океана. Плод этого заключен в специальную чашечку, усаженную рядами различных липких волосков. Именно они позволяют плодам пизонии легко приклеиваться к любому животному или предмету. Нередко в природе можно заметить рептилий и мелких птиц, полностью облепленных такими плодами. К сожалению, в этом случае животные не могут полноценно двигаться и погибают.

«Путешествие» по воздуху

Вы знаете, что плоды и семена могут распространяться с помощью ветра, т.е. по воздуху? Например, это происходит в высокогорных степях, в саваннах и пустынях, где постоянно гуляют сильные ветра. В этом случае семена просто разлетаются в разные стороны и на огромные расстояния. Особенно хорошо приходится семенам, имеющим плоскую форму и малые размеры (колокольчик, хмель, вереск, заразиха, эвкалипт).

Крылатые семена и плоды

Интересным будет узнать, как распространяются с помощью ветра семена, имеющие так называемые крылья. Они появились у тех растений, которые произрастают исключительно на открытых местностях. Этими «крыльями» являются специфические волоски, которыми сплошь покрыты семена (например, у ветреницы). У тополей и ив семена вообще снабжены хохолками, состоящими из тончайших волосков.

У лещины, граба, ольхи и березы плоды - это маленькие орешки, снабженные крыльями. По одному крылу имеют плоды ясеней и кленов. Кстати говоря, именно поэтому они кружатся при падении. Распространяются с помощью ветра семена и плоды осоки вздутой, пузырника, астрагалов. Любопытно, что у этих растений они путешествуют в воздушных шарах, которые образуются при помощи воздушных мешочков, покрывающих их.

Перекати-поле

Наверное, каждый хотя бы раз слышал о таком причудливом растении. Научное название ему - качим метельчатый. В осеннее время оно имеет свойство полностью отрываться от своего корня. Рыхлые и шаровидные кусты этого растения с созревшими плодами распространяются с помощью ветра. Семена у качима метельчатого спрятаны в коробочках, зубцы которых имеют загнутую внутрь форму. Это позволяет семенам высыпаться наружу лишь во время довольно сильных порывов ветра, уносящего их на большие расстояния.

«Путешествие» по воде

Не всегда плоды и семена растений распространяются с помощью ветра. Семена нередко «путешествуют» по ручьям и рекам, переносятся морскими течениями и потоками дождя. Например, кокосовый орех может оставаться на плаву в открытом море годами, не теряя при этом своей всхожести. Нередко от берега может отламываться целый участок суши с произрастающими на нем пальмами и кустарниками, а также с обитающими там животными. Такие островки начинают плыть по течению, распространяя семена своих деревьев на тысячи километров.

Одни семена цепляются за шерсть животных, за одежду людей и таким образом переносятся. Другие семена прилипают к клювам птиц, когда те склёвывают ягоды, - и так разносятся на дальние расстояния.

Часто семена, находящиеся внутри ягод и фруктов, попадают на землю с птичьим помётом.

Есть семена, которые «перелетают» на новые места. Многие из них имеют пушистые отростки, с помощью которых их подхватывает ветер.

Существуют также растения, плоды которых, когда высыхают, лопаются, и семена из них разбрасываются на несколько метров вокруг.


Семена кувшинок путешествуют прямо по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка, плывёт оно по воде.

Некоторые плоды путешествуют по воде. Самые лучшие пловцы - орехи кокосовой пальмы. Плавают они не в реках и озёрах, а в океане. Зародыш в таком орехе окружен тройной защитой. Он покрыт твёрдой скорлупой, а сверху находится переплетение жёстких гибких волокон. Они образуют настоящий «спасательный жилет», который поддерживает орех на плаву.


Колючий шарик репейника состоит из множества крохотных крючков — именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных.

Тополиный пух напоминает снег. В центре каждого белого комочка спрятано семя. А у плода берёзы семя окружают два крылышка. Хоть они и невелики по размеру, а порой могут занести семя даже на крышу дома.


Исследовательская проектная задача «Как путешествуют семена растений»
Цель: создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.
Задачи:
-способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.
Оборудование
На столах: табличка с номером (или названием) группы, документы в конверте с номером группы (заготовки таблиц для продукта – на каждого участника, картинки плодов и семян). Пробная таблица (одуванчик) лежит рядом с конвертом. Все необходимые принадлежности дети готовят сами (пеналы с карандашами и фломастерами, клей-карандаш).
На отдельном столе: коробочки с различными плодами и семенами для каждой группы (семена огурцов, акации, соплодия ольхи, крылатки клёна, репьи лопуха).
На доске: схемы-опоры «6 П проекта» + опора для поиска информации.
У учителя: конспект мероприятия, стикеры 4-х цветов, магниты для крепления продуктов проекта, список класса по группам, листы самооценки (21 шт.). Грамоты (1, 2, два третьих места) и сертификаты (на каждого).
У наблюдателей: карта эксперта (по числу групп), итоговый экспертный лист, ручка.
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты эксперта приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному-два человека на каждую группу. Функции наблюдателей: заполнение карты эксперта и наблюдение за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами и пройти инструктаж. Проект выполняется малой группой из 4-х – 5-ти учеников. Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5) или именем. У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Подробный план
Проблема.
Беседа по вопросам: Кто такие путешественники? Как и на чём можно путешествовать?
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.
- Подумайте, кто бы это мог быть? (Выставляет на стол каждой группы коробочки).
Давайте посмотрим, что там лежит. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.
- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Возникли ли у вас вопросы? Какие? Задайте по одному вопросу, используя слова подсказки: Как….Куда….На чём…Зачем… Все ли… (можно написать на карточках и показать детям). У нас появились вопросы – по другому ПРОБЛЕМА (вывесить карточку на доску).
Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу и читает описание проектной задачи.
Планирование.
Проектная задача обсуждается (что же мы должны сделать?)
Рассматривается заготовка будущего продукта – пробная таблица для одуванчика, затем из конверта достаются несколько продуктов-таблиц по числу участников группы.
Итоги рассматривания: Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). В таблице пока не заполнен столбец с названием растения и приспособлением для путешествия семян и плодов.
К таблице есть приложение – разрезные картинки с изображением семян и плодов растений.
- Давайте составим план нашей работы. С чего бы вы начали? (Вспомните, о чём говорилось в проектной задаче). Как бы вы распределили обязанности? Каждой группе нужно заполнить таблицу. Писать мы ещё не умеем, но у нас есть картинки.
Учитель объясняет, что работать нужно в группе, распределяя обязанности на всех. Даёт детям время, для того чтобы договориться (разделить таблицы-продукты по одной на каждого участника группы, картинки с изображением семян пока в середине стола).
Когда таблицы распределены, учитель подводит итог: сейчас мы составили ПЛАН работы.
III. Поиск информации.
Учитель вывешивает табличку ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, выясняется, что информацию можно искать разными способами (вывесить рисунки-подсказки ТЕЛЕВИЗОР, ИНТЕРНЕТ, ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ, СПРОСИТЬ У ВЗРОСЛЫХ, КНИГИ).
- У нас в кабинете нет телевизора, выхода в интернет, мы ещё не умеем читать специальные книги-энциклопедии. Что остаётся? Правильно, спросить у взрослых и провести опыты и наблюдения. Это в наших силах. Сегодня мы будем учиться искать нужную нам информацию с помощью опытов и наблюдений.
IV. Получение Продукта. Работа в группах.
Учитель вывешивает табличку ПРОДУКТ, задаёт порядок изучения семян: называет, какие семена надо рассмотреть, какие опыты и наблюдения с ними провести.
Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?
Загадка: Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - И остался стебелек. (Одуванчик).
-Кто из вас видел одуванчик? Кто знает игру «Дед или баба»? В чём она заключается? Как же путешествуют семена одуванчика? С помощью какого приспособления? Находим в приложении картинку «Одуванчик» и приклеиваем её в таблицу-образец, напротив картинки «Ветер».
ВОТ ТАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ, но теперь – каждый в своей таблице!
Исследование семян клена.
Загадка: Хоть совсем не птица, а с крылом родится.
С веточки сорвётся и на крыльях вьётся (крылатка клёна).
- Найдите среди семян отгадку. Покажите – это семена клёна.
-Подбросьте крылатки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Подбросьте крылатки клёна ещё раз и одновременно помашите веером (листом бумаги). Что произошло?
Дети делают вывод: крылатки клёна кружатся, как вертолётики. Если на них подует ветер, они отлетят далеко в сторону.
- Какие же приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Найдите подходящую картинку и заполните следующую таблицу.
Исследование семян лопуха – репьёв.
Загадка: Растение видное, А имя обидное. (Лопух)
Рассмотрите семена лопуха – репьи. Соедините вместе два репья. Что произошло? Почему? Возьмите кусочки ткани (меха), попробуйте прицепить репей к нему. Что произошло? Почему?
Дети делают вывод: репьи имеют цепкие усики, которые цепляются за ткань. Значит, семена лопуха может разнести человек, на чью одежду репей прицепится, или животное.
Я репей, у меня Цепкие колючки.
Третий день катаюсь я На хвосте у Жучки.
Заполнение таблицы.
-А знаете ли вы, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
Исследование плодов ольхи.
Загадка: Есть серёжки, да не девчонка. Есть и шишки, да не сосёнка.
А живет в низинке, около лозинки. (Ольха)
Учитель читает отрывок и демонстрирует фотографию ольхи на берегу водоёма: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
- Рассмотрите соплодия ольхи. Какие они? Как об этом говорилось в тексте? Почему же вдоль берега нашей речки так много ольхи? Заполнение таблицы.
Исследование семян акации (стручков).
Загадка: На сучке - арканчик Держит чемоданчик.
Крышка открылась- все раскатилось. (Стручки акации).
Учитель читает отрывок из дополнительного материала:
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян акации.
Семена гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
- Найдите среди семян стручки акации. Внимательно рассмотрите их. О каком способе путешествия семян вы сейчас узнали?
Заполнение таблицы.
Исследование семян огурца.
Загадка:
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).
- Вы много раз видели, как мама весной сеет семена огурцов. Есть ли у них какие-то приспособления для путешествия? Нет. Как же вырастет новое растение огурец? (Показать картинку семенного огурца: или человек соберёт семена и посеет их, или они перезимуют и прорастут сами на том же месте). Заполнение таблицы.
V. Подготовка к защите проекта
Учащиеся 1 класса дорабатывают свой продукт: раскрашивают картинки и обложку, которую выдаёт учитель; устно составляют предложения о том, как путешествуют те или иные семена и с помощью каких приспособлений).
Карточки-подсказки: КАК ПУТЕШЕСТВУЮТ? ЧТО ПОМОГАЕТ?
VI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - защита проекта: коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений.
Каждый участник команды демонстрирует свой ПРОДУКТ. Участники говорят по одному-два предложения (Семена клёна путешествуют с помощью ветра. У них есть крылышки. Семена ольхи путешествуют с водой, потому что они лёгкие и плавучие. Семена лопуха имеют цепкие усики, поэтому могут путешествовать с животными и человеком. Семена акации разбрасываются с помощью самого стручка, когда он растрескивается. А некоторые семена вообще не имеют приспособлений для путешествия, поэтому их сеет человек или они растут рядом с растением).
Учитель скрепляет отдельные листы-продукты в книжечку.
На полочке доски выстраиваются 4 книжки – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Учитель подводит итог: «Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен».
VII. Оценка продуктов проекта каждым учащимся с помощью стикеров. Заполнение детьми листов самооценки и передача их экспертам. Оценка работы групп экспертами.
VIII. Объявление экспертами результатов. Награждение команд. Выдача сертификатов.
Таблица для учащихся 2-4 классов может иметь следующий вид.
Способ распространения Названия растений Приспособления
Ветром Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле Парашютики, крылатки лёгкие
Водой Осока, ива, ольха, кокосовая пальма Имеют воздушные полости, лёгкие, плавучие
Животными и человеком Дуб Белки, мыши
Череда, лопух, чертополох Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин
Самораспространение
(саморазбрасывание) Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» Воздушные полости, яркая окраска.
Растрескивание плодов
Памятка «Ход проектной задачи»
Учащиеся Организатор
Изучение проектной задачи.
Планирование работы.
Проведение исследований учащимися.
Запись выводов по результатам исследований (заполнение таблицы).
Следит за ходом работы.
Организует деятельность детей по плану, обозначенному на доске с помощью схем-опор (открывает схемы по очереди).
Проводит хронометраж (например:
изучение проектной задачи – 3-5 минут, планирование работы – 5 минут,
проведение исследований и запись выводов –
10 – 15 минут,
Изготовление продукта – 10 минут,
репетиция выступления в группе – 5 минут,
защита проекта – не более 5 минут).
Помощники организатора (наблюдатели) заполняют карты наблюдений.
Изготовление продукта
Заполнение шаблона защиты проекта. Репетиция выступления (защиты проекта) в группе. Защита проекта по заполненной таблице и шаблону перед классом. Каждый участник может рассказать об одном «открытии» или озвучить часть шаблона защиты проекта.
В результате должен получиться коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений. Все продукты прикрепляются на доску под номером группы (или под продуктом поставить номер группы). Каждый участник имеет право прикрепить свой стикер на понравившуюся работу. Учитель проводит подсчёт голосов, отданных за каждую команду.
Самооценка (заполнение листа самооценки каждым участником группы). Организаторы подводят итоги наблюдений по экспертным листам.
Собирает листы самооценки для последующего анализа.
Вместе с помощниками проводит анализ.
По итогам наблюдений формируется команда из 5-ти учащихся для участия в третьем туре проектной недели «Времена года: осень» (кроме 1 класса).

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека).
  2. Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

Развивающие цели:

  1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
  2. Воспитательная цель:
  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование:

  1. Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений ”.
  2. Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец, недотрога.
  3. Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.
  4. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” - по 1 на парту
  5. Образцы плодов и семян - по 1 комплекту на парту.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты, сядем дружно,
Начинать работу нужно.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение синоптика (работа в дневниках наблюдения)

2. Фронтальная работа:

На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в размножений растений

Какую работу они выполняют? (опыляют растения)

На доске таблица “Опыление растений”.

3. Индивидуальные задания:

3-4 ученика работают на индивидуальных карточках.

Используя таблицу, расскажите, как происходит опыление растений.

(2 ученика отвечают домашнее задание устно у доски).

III. Сообщение темы и целей урока.

Достаточно ли работы насекомых для размножения растений?

(Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё нужно посадить.)

А кто это делает? (Люди)

Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за растениями, получают урожай.

А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам и нужно сегодня выяснить.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Семена путешествуют

Что значит, путешествуют (бывают в других городах, странах, и т.д.)

На чем можно путешествовать? (на поезде, самолёте, теплоходе и т.д.)

А могут ли так же путешествовать семена растений? (Нет)

Какова же будет цель сегодняшнего урока?

Дети называют цели, учитель корректирует:

  1. Как путешествуют семена?
  2. Кто им помогает путешествовать?
  3. Какое значение имеют эти путешествия для природы?

IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.

У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они

выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика.

Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей.

Эти семена-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ . Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю.

- ПАРАШЮТИК (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра . Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие.

Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра)

Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие”.

Практическая работа

На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.).

Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются?

У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли.

Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру.

ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева.

Физкультминутка.

У - Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать?

(Тяжелые. Нет крылышек)

Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает?

Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения”

(стр. 42, 2 абзац)

Дети читают. Делают выводы:

Семенам помогают животные (звери, птицы)

Заранее подготовленные ребята рассказывают о животных:

1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки.

За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший вклад в расселение растений.

Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути.

2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.)

3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки.

4. Рассмотрим как это им удается.

На доске.

Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек)

В ходе беседы составляется схема

В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.)

Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика)

Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений?

Работа с учебником.

Ответы детей:

Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека.

V. Закрепление:

Мы сегодня узнали, как путешествуют семена растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос: какие осенние изменения в природе способствуют расселению семян и плодов растений?

Ответы детей:

Усиление ветра

Заготовка животными запасов

Увеличение к зиме шерстяного покрова у животных

Появление грибников и ягодников

Ученики повторяют таким образом способы расселения семян с помощью ветра, животных и человека.

Разгадывание кроссворда:

  1. Был цветочек золотой,
    За неделю стал седой.
    А денечка через два
    Облысела голова. (Одуванчик)
  2. Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде человека и шкуре животных. (Череда)
  3. Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)
  4. Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек. (Животные)
  5. Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
  6. Растение-артиллерист (Недотрога)
  7. Плод этого растения – крылатка. (Клен)

Итог урока (рефлексия)

Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали распространение плодов и семян растений)

Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор, знать как размножаются растения)

Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя, сообщения ребят, находили информацию в учебнике и дополнительной литературе, проводили практическую работу с плодами и семенами растений)

Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы)

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998 г.
  2. Атлас-определитель “От земли до неба”.
  3. Что есть что. Растения. Издательство “Слово”. 1994 г.
  4. Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек. Издательство “Москва Мир”. 1982 г.

» Это, конечно, сказка. Но она верно объясняет, для чего семенам нужно бродяжничать. И как важно этим непоседам иметь друзей, которые помогали бы им переселяться на новые места. А поскольку у друзей свои привычки и повадки, растениям приходится к ним приспосабливаться. Многие растения «придумали» для этого своим семенам разные хитрые устройства и приманки. И стали семена не простыми семенами, а плодами. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений. Я решила узнать, как же растения переселяются на новые места. Для этого провела своё исследование… Целью моего исследования стал вопрос - как растения расселяются на новые места. Следовательно, я перед собой поставила ряд задач: 1. Изучить литературу по данной теме; 2. Получить информацию об особенностях распространения плодов и семян в природе; 3. Выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком. Предмет исследования: особенности распространения плодов и семян в природе; Методы исследования: сбор информации, наблюдение, выводы. Гипотеза: если я узнаю об особенностях распространения семян и плодов в природе, то я смогу, объяснить своим одноклассникам как растения расселяются на новые места.