21.03.2019

Сервисное обслуживание узла коммерческого учета тепловой энергии. Обслуживание теплосчетчиков


Для того чтобы оборудование работало долго и без проблем, необходима качественная и надежная установка счетчиков на отопление в исполнении настоящих профессионалов. Не доверяйте столь ответственное занятие сомнительным компаниям.

Компания «ТЭСКО» является специалистом в монтажных работах и обслуживании приборов учета тепловой энергии. Мы наработали большое количество постоянных клиентов. Команда компании пользуется хорошей репутацией и уважением со стороны партнеров и заказчиков. Для нас не существует невыполнимых задач! Мы осуществляем работы на высоком уровне и в оговоренные сроки.

К сожалению, со временем любое оборудование выходит из строя и прекращает выполнять свои прямые функции. Чтобы избежать неприятных ситуаций, необходимо осуществлять своевременное техническое обслуживание теплосчетчиков. На состояние прибора влияет множество факторов, которые способны снизить ее их функциональные возможности. Необходимо держать под контролем состояние счетчика, и время от времени проводить диагностику состояния оборудования. Не стоит забывать, что от корректных данных, полученных от счетчика, будут зависеть ваши расходы на коммунальные платежи.

Если Вас заинтересовала стоимость установки счётчиков на воду, более подробную информацию можно найти на сайте компании. Мы предлагаем только доступные и демократичные цены, что позволяет каждому воспользоваться нашими услугами. Наша команда получает исключительно положительные отзывы о проведенных работах, но мы не останавливаемся на достигнутом, стараясь усовершенствовать навыки и умения квалифицированных специалистов компании.

Заказать техническое обслуживание теплосчетчиков в Москве

В компании «ТЭСКО» можно купить теплосчетчик высокого качества, который отличается надежностью, а также, разумной ценой.

Для того, чтобы избежать ошибочных данных, которые Вам может дать оборудование, необходимо проводить грамотное техническое обслуживание, которое способно продлить эксплуатационный срок любой техники. Установка качественного счетчика обеспечивает минимизацию затрат на ремонт оборудования.

Если вас интересует стоимость ТО теплового счетчика, зайдите на наш сайт и посмотрите прайс-лист на интересующую продукцию. Будьте уверены, цены вас приятно удивят! Если же у Вас остались вопросы, обращайтесь по указанным контактам, и в телефонном режиме оператор озвучит всю необходимую информацию!

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) используются для фиксации расхода воды, газа, электричества либо тепловой энергии во всем многоквартирном доме. На сегодняшний день их установку нельзя назвать прихотью, это необходимость, продиктованная законом. Он действует уже шесть лет, но оснащение такими счетчиками многоквартирных домов происходит крайне медленно.

В этой статье вы узнаете:

  • Каковы особенности установки общедомовых приборов учета.
  • Кто оплачивает установку ОДПУ.
  • Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
  • Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета.
  • Что такое техническое обслуживание общедомовых приборов учета.
  • В каком порядке проходит проверка и замена ОДПУ.
  • Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета.
  • Какая предусмотрена ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета.

Серьезной темой остается обслуживание общедомовых приборов учета: кто этим занимается и кто платит за проведение работ. С 6 августа 2017 года жилищные инспекторы начали проверять наличие общедомовых приборов учета в МКД. Если ОДПУ не находят, выдают предписания установить или штрафуют. Чтобы не получить штраф , изучите аргументы для инспекторов в вашу пользу .

Установка и обслуживание общедомовых приборов учета

Обычно ОДПУ используются для воды, тепловой энергии, электричества, газа. Их монтаж производится в технических помещениях, таких как подвалы, подсобные комнаты. То есть там, куда не могут проникнуть посторонние граждане и нанести устройствам вред.

Сейчас приборы предусмотрены для таких ресурсов:

  1. Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный счетчик. В нашей стране их монтаж начали в 2009 году, после появления закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Рост тарифов также послужил стимулом для населения, чтобы контролировать отопление этим способом. Отметим, что коллективный счетчик устанавливается исключительно по решению собрания жильцов.
  2. Электричество . Приборы существуют индивидуальные, многотарифные. Второй вариант действительно позволяет сократить затраты на оплату электроэнергии. Принцип его работы состоит в том, что ночью тариф существенно ниже, чем днем. В часы наиболее активного использования ресурса, то есть 7:00 – 10:00 и 17:00 – 19:00, оплата возрастает.
  3. Холодная, горячая вода . Система фиксирует объем потребленной жидкости в расчете на всех проживающих лиц, а не только прописанных в квартире.

В 2009 году вышел ФЗ № 261-Ф3 об обязательной установке общедомовых счетчиков. В итоге крайним сроком для оснащения ими многоэтажек был назначен 2012 год. Однако в немалом количестве домов эта процедура до сих пор не была проведена.

По этой причине в 2015 году принято решение о том, что пора финансовыми методами воздействовать на граждан, отказывающихся от установки подобных устройств.

Если в многоквартирном доме выполняются все нормы для монтажа общедомовых счетчиков, но самих приборов нет, при расчете коммунальной оплаты фактическая сумма умножается на повышающий коэффициент. Отметим, что возможно увеличение расходов на 10–60 %. Такие жесткие меры предприняты исключительно для того, чтобы быстрее завершить процесс оснащения многоквартирных домов ОДПУ.

Сложность в том, что монтаж приборов производится на основании решения собрания собственников жилья. УК обязана сообщить владельцам, что установить общедомовой счетчик необходимо и что это выгодно. А также передать информацию относительно возможных штрафных и прочих санкций за отказ от его применения.

УК не вправе принуждать собственников жилья принять определенное решение. А значит, когда управляющая компания неспособна объяснить необходимость ОДПУ, собрание не даст согласия на установку оборудования. Причина проста: обычно решение принимается с учетом того, что оплата прибора, монтаж ведутся за счет собственников.

Но отметим, коллективный счетчик включается в общедомовую собственность, его применение идет во благо жильцам, то есть справедливо, что именно на них возлагаются расходы на покупку и установку. Подчеркнем и тот факт, что высокая стоимость при распределении на квартиры оказывается приемлемой.

Цена вместе с монтажом, но без обслуживания, например, общедомового прибора учета холодной воды изменяется под воздействием нескольких характеристик:

  • сечение труб водопроводной системы;
  • объем проходящей жидкости;
  • площадь дома, количество квартир;
  • технические условия, зафиксированные в проекте установки;
  • размер, тип, комплектация ОДПУ;
  • технические, прочие нюансы монтажа.

Вся необходимая документация, расчеты готовятся компанией, отвечающей за поставку ресурса (в нашем примере – холодной воды). Либо работы может произвести специально нанятый подрядчик.

Напомним, что монтируются общедомовые счетчики в подвалах, рядом с основными коммуникациями большинства домов. Исключение иногда составляют общие приборы учета электроэнергии, они могут располагаться в оборудованных щитовых помещениях при наличии последних.

Мнение эксперта

Почему установка ОДПУ выгодна для УК

Любовь Чеснокова ,

главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Без использования приборов учета расчеты производятся по нормативам потребления коммунальных ресурсов, из-за этого стоимость оказывается более высокой.

В августе появились еще две причины, чтобы установить в МКД счетчики и автоматизированную информационно-измерительную систему учета потребления энергоресурсов и коммунальных услуг.

  • Во-первых, в настоящее время начать использовать ее разрешается за счет средств фонда капитального ремонта. Условие одно – субъект РФ должен ввести услугу в список работ по капремонту общего имущества в МКД, что указано в ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ.
  • Во-вторых, если в МКД есть автоматизированная информационно-измерительная система учета с возможностью одномоментного снятия показаний, плата за КР на СОИ устанавливается в соответствии с этими данными. То есть у жильцов отпадает необходимость в собрании и отдельном обсуждении этого вопроса.

Кто оплачивает установку ОДПУ

По ФЗ «Об энергосбережении» расходы на установку общедомовых приборов учета полностью покрываются собственниками жилья.

Они обязаны оплатить счета, помимо ситуаций, когда данные затраты вошли в сумму за содержание, ремонт жилого помещения и (или) в обязательные платежи и (или) взносы по обслуживанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 38).

Счет на оплату общедомовых приборов учета предъявляется каждому собственнику. Этот документ включает общую стоимость и сведения о том, какая сумма требуется от конкретного владельца.

Расходы здесь определяются в виде части, пропорциональной доле в праве общей собственности на совместное имущество. Чтобы ее вычислить, общую площадь помещения делят на весь метраж дома, умножают на площадь общего имущества.

Допустим, площадь квартиры – 100 м², площадь дома – 9 000 м², площадь общего имущества – 1 500 м². Тогда доля собственника окажется: 100 / 9000 х 1500 = 16,67 м².

По Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме ОДПУ представляют собой совместную собственность, входя во внутридомовые инженерные системы. Вот почему для установки этих приборов учета нужно провести собрание владельцев помещений, о котором мы уже не раз говорили. Об этом хозяевам квартир сообщает УК.

Хотя на собрании от управляющей компании требуется лишь ознакомление жителей, ее ждет штраф, если собственники не получат информацию о необходимости установки приборов учета.

В соответствии с п. 5 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ, если компании, несущие ответственность за содержание МКД, уклоняются от разработки, доведения сведений о мероприятиях по энергосбережению до собственников жилья, контролирующий орган направляет предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа в отношении УК, ТСЖ:

  • для должностного лица 5 000–10 000 рублей;
  • для юридического лица 20 000–30 000 рублей.

Оплата монтажа еще до стадии обслуживания общедомовых приборов учета может осуществляться одним из способов:

  1. Однократный платеж. Вся сумма вносится до либо после установки счетчика.
  2. Рассрочка на 5 лет. Тогда доля собственника за оплату такого устройства делится на равные части и вносится в квитанции за коммунальные услуги на протяжении 5 лет. Но подчеркнем, что, помимо цены прибора, придется потратить средства на проценты за рассрочку, соответствующие ставке рефинансирования ЦБ РФ.
  3. За счет средств исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению, увеличению энергетической эффективности.

Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» устанавливает, что исполнитель коммунальных услуг должен тратить на мероприятия по энергосбережению разницу между нормативом и суммой оплаты с учетом повышающего коэффициента.

Поскольку данные средства могут быть направлены исключительно на деятельность по энергосбережению, они имеют целевой характер расходования. То есть правила бухгалтерского учета требуют обеспечить их отражение отдельно от остальных поступлений.

Обсудим пример. Представим, что по нормативу на человека за месяц полагается 7 м³ воды. Если повышающий коэффициент равен 1,4, при тарифе 14,63 руб. за 1 м³ получаем такие цифры: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

Тогда как сумма без переплаты, по стандартной норме, оказалась бы иной: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Значит, разница между двумя вышеобозначенными суммами: 143,37 - 102,41 = 39,96 руб. Эти средства исполнитель обязан направить на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета входит в перечень мероприятий по энергосбережению. Если собственники решили его внедрить, а на счету исполнителя коммунальных услуг есть целевые средства, их необходимо вложить в оплату ОДПУ и его монтаж.

Теперь представим иную картину: собственники отказываются оплачивать внедрение счетчика. В этом случае приборы в принудительном порядке устанавливаются ресурсоснабжающей организацией.

П. 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» обязывает собственников предоставить доступ сотрудникам РСО к местам монтажа приборов учета и оплатить расходы на работы. Отказавшись, владельцы должны будут потратиться еще и на принудительное взыскание средств.

  • Три правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями при приеме/передаче МКД

Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Департамент ЖКХ Минстроя РФ пояснил в своем письме, что исполнитель коммунальных услуг, то есть УК, должен обслуживать общее имущество собственников помещений в доме, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, в том числе общедомовых приборов учета, к поставкам ресурсов для предоставления коммунальных услуг населению.

Вне зависимости от формы руководства МКД: управляющей компанией, ТСЖ, жилищным кооперативом либо иным специализированным кооперативом, за обеспечение работы коллективных приборов учета и соблюдение всех требований по ним отвечает лицо, занимающееся содержанием общего имущества в доме. Роль жильцов при этом ограничивается ежемесячной оплатой ЖКУ.

При выявленных неисправностях, будучи ответственным за содержание и ввод в эксплуатацию подобного устройства, исполнитель КУ обязан в течение 2 месяцев обеспечить их устранение. Это закреплено в ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (действующая редакция от 13.07.2015).

Даже если вопрос не будет решен в течение вышеобозначенного срока со дня обнаружения неисправности, РСО должны приступить к использованию, обслуживанию общедомовых приборов учета. А все расходы пойдут за счет собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Положения ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 должны всегда выполняться при обнаружении контролирующими инстанциями нарушений требований об учете затрачиваемых энергоресурсов с применением ОДПУ. А также при неустранении совершившим их лицом в срок до 2 месяцев с момента их выявления.

Собственники ОДПУ должны обеспечивать доступ РСО к приборам учета, оплачивать затраты на эксплуатацию. Если граждане не согласны добровольно вносить данные суммы, последние будут взыскиваться в принудительном порядке.

Мнение эксперта

Как автоматизировать сбор данных с ОДПУ

А. А. Матвеев ,

менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис»

Если вы хотите, чтобы потребление энергоресурсов рассчитывалось без ошибок, необходимо вовремя подавать корректные данные с общедомового прибора учета. Упростить себе работу, облегчить доступ к этим показателям и даже сэкономить можно, установив автоматизированную систему сбора сведений.

Как видно из названия, такая система действует в автоматическом режиме. Она может собирать информацию в определенное время сразу со всех подключенных к ней общедомовых приборов учета. Благодаря этому сведение баланса по всем потребителям оказывается очень удобным.

Автоматизированная система обычно включает такие составляющие:

  • приборы учета, снабженные цифровым интерфейсом, позволяющие снимать показания в автоматическом режиме;
  • устройство связи (модем) для передачи данных на сервер;
  • сервер для хранения информации по приборам учета;
  • программное обеспечение (ПО), позволяющее собирать сведения, рассчитывать оплату.

Связь в рамках обслуживания общедомового прибора учета может использоваться разная:

  • посредством проводного соединения;
  • при помощи беспроводного соединения;
  • через локальные сети;
  • с применением интернета.

Самым эффективным способом из всех перечисленных называют подключение прибора учета к Сети. Его осуществляют посредством адаптера Ethernet или модема.

Ethernet-соединение дает возможность пользоваться имеющимся в доме интернетом для подключения устройств. При этом удается избежать расходов на иные варианты связи с прибором учета.

Тогда подключенные к счетчикам конвертеры (адаптеры) Ethernet через Сеть соединяются с сервером сбора данных, куда и передают показания.

Безусловно, описанный способ эффективен, при нем не нужно устанавливать дорогое дополнительное оборудование, но МКД обязательно должен иметь доступ к интернету.

Другим вариантом подключения к автоматизированной системе сбора данных, необходимым для обслуживания общедомовых приборов учета, будут GPRS-терминалы. Они применяются, если на объекте нет подключения к интернету. Такой прибор устанавливает соединение счетчиков с Сетью почти везде, где есть сотовая связь. Иными словами, это универсальный, надежный, успевший зарекомендовать себя способ.

Если сравнивать GPRS-терминалы с соединением посредством Ethernet-кабеля, то можно выделить несколько их бесспорных достоинств:

  • используемая здесь сотовая связь постоянна, не зависит от инфраструктуры объекта;
  • этот вариант не может стать поводом для простоя по техническим причинам;
  • не требует дополнительных вложений в обслуживание, ремонт при авариях;
  • сотовый оператор гарантирует надежность связи.

Безусловно, нельзя забывать, что за сотовую связь нужно платить. Однако она необходима не более двух раз в месяц исключительно для передачи небольших сообщений при обслуживании общедомовых приборов учета. То есть затраты на подключенный счетчик исчисляются несколькими рублями.

Давайте рассмотрим возможности ПО автоматизированных средств на примере системы АТМ.

Она дает возможность дистанционно:

  • получать сведения с приборов учета воды, газа, электричества, тепла;
  • автоматически в определенное время готовить отчетность;
  • вносить поправки, формировать новые шаблоны для отчетов;
  • располагать объекты на интерактивной карте;
  • получать доступ к системе с любого компьютера, планшета, если на нем есть выход в интернет.

Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, общее имущество должно обслуживаться и эксплуатироваться согласно требованиям законодательства РФ, поддерживаться в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета к предоставлению коммунальных услуг жителям МКД. Напомним, что счетчик входит в общее имущество. А значит, эксплуатация и обслуживание общедомовых приборов учета включает:

  • постановку устройства на коммерческий учет;
  • контрольное снятие показаний на ежемесячной основе;
  • контроль работы, визуальный осмотр приборов для предотвращения, устранения неисправности;
  • периодические поверки оборудования;
  • ремонт вышедших из строя приборов;
  • составление отчетов о потреблении энергоресурсов.

Что значит техническое обслуживание общедомовых приборов учета

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлениями Правительства РФ, определяют следующее: эксплуатация общего имущества должна быть обеспечена в соответствии с требованиями законодательства РФ. При этом необходимо поддерживать состояние постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета к предоставлению коммунальных услуг жильцам МКД.

В обязанности собственника включается обеспечение использования счетчиков согласно их техническим требованиям. То есть владелец узла учета должен заключить договор на техническое обслуживание с соответствующей организацией. Так, это может быть фирма, устанавливающая регистрирующее оборудование, энергоснабжающая компания, УК.

Обслуживание, подразумевающее ремонт общедомовых приборов учета, производится на специализированном предприятии в соответствии с утвержденной технологией. После восстановительных работ проводится внеочередная поверка устройства.

Техническое обслуживание общедомовых счетчиков расхода холодной, горячей воды, газа, тепловой энергии можно условно разделить на две категории: периодический осмотр и профилактические мероприятия.

В первом случае осуществляются такие действия:

  • выезд на объект (в пределах одного округа, управы);
  • получение ключей в диспетчерской (ОДС);
  • переход от диспетчерской до объекта, открытие помещения, доступ к месту установки общедомового прибора учета;
  • определение соответствия условий эксплуатации средств измерения, приборов, узлов, их деталей нормам технической документации предприятий-изготовителей;
  • визуальный осмотр для проверки на предмет отсутствия механических повреждений, наличия, целостности пломб;
  • проверка надежности механических, электрических соединений, наличия напряжения питания;
  • определение факта и степени рабочего состояния узла;
  • снятие показаний, их запись в журнал;
  • предварительная оценка результатов измерений, ошибок, выявление причин их возникновения, распечатка, окончательный анализ;
  • исследование показаний средств измерений, определение соответствия качественных и количественных параметров тепло- и водоснабжения договорным условиям, нормативным документам;
  • сбор инструментов и приборов, закрытие помещения, переход от объекта до ОДС, сдача ключей, передача анкеты абонента и рекомендаций по эксплуатации внутренних сетей в ОДС и ресурсоснабжающую организацию.

В случае профилактического обслуживания общедомовых приборов учета требуются такие действия:

  • избавление от пыли;
  • проверка наличия масла в защитных гильзах термопреобразователей, его добавление для восполнения потерь от высыхания;
  • проверка работоспособности закрытием до отказа и открытием регулирующих деталей задвижек, вентилей;
  • промывка проточной части расходомеров;
  • очистка фильтров от отложений, песка, окалины с разборкой, ревизией;
  • запуск воды с общих вентилей к соответствующему прибору;
  • проверка работы счетного механизма устройства.

Если нарушена целостность пломб, дается 24 часа на то, чтобы вызвать представителей поставщика и ресурсопотребляющей организации и оформить трехсторонний акт.

Если есть неисправность средств измерения, приборов, частей и деталей, входящих в состав узла учета, готовится заявка для ремонта. При обнаружении течи в области фланцевых соединений с трубопроводами необходимо их подтянуть, если этот шаг не помог – поставить новые прокладки.

  • Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и прямые расчеты за коммунальные услуги

Обслуживание общедомовых приборов учета: проверка и замена счетчиков

Наравне с остальными сложными приборами общедомовой счетчик требует ухода, осуществления периодического контроля, ремонта и даже иногда полной замены. А так как он является частью общедомовой собственности, вопрос эксплуатации находится в ведении всех жильцов.

Но ответственность ложится на них не в частном порядке. Помочь им должна УК, которая имеет право привлекать квалифицированных специалистов из организаций необходимого профиля. То есть именно УК должна поддерживать техническое состояние ОДПУ, своевременно контролировать, ремонтировать и заменять данное устройство.

Привлекаемой для работ компании необходимо обладать сертификатом на их выполнение, допуском к осуществлению поверок, сервису, ремонту, замене этих устройств. Обычно такие фирмы производят обслуживание общедомовых приборов учета на постоянной основе.

Они контролируют исправность устройств, выполняют их ремонт при поломке, если же восстановление невозможно, заменяют старое оборудование на новое.

После проверки готовится акт, включающий все отклонения в работе прибора, неисправности (при их наличии), существующие варианты их устранения. Данный документ подписывается обеими сторонами: представителем УК и работником, осуществившим контрольные мероприятия.

Подчеркнем, что выгода от установки ОДПУ очевидна, правда, в прибор придется вложить средства. Жильцы должны отнестись этому вопросу со всей серьезностью. И даже при малейших сомнениях они имеют право потребовать от УК отчета о проводимых в этой области действиях.

Дело в том, что использование неповеренного устройства запрещено, приравнивается поставщиком ресурса к отсутствию такового. То есть потребитель почувствует на себе все вытекающие отсюда последствия. На период контрольных мероприятий допускается оплата услуг по усредненному расходу.

Мнение эксперта

Разница между поверкой ОДПУ и проверкой его показаний

Иван Молчанов ,

Поверка представляет собой метрологическое мероприятие, а ОДПУ - средство измерения. Если говорить про наш случай, то речь идет об определении объема израсходованного коммунального ресурса. Поверка средств измерений подразумевает набор операций, производимых для подтверждения соответствия приборов метрологическим нормам. Это устанавливается ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ). С технической точки зрения, при поверке производится обслуживание общедомовых приборов учета специализированным оборудованием. Обязательно поверяются средства измерения (СИ), полученные с производства, после ремонта, присланные из-за границы, эксплуатируемые и находящиеся на хранении.

Поверка данных устройств может осуществляться исключительно аккредитованными юридическими лицами, ИП. Данное правило установлено Законом № 102-ФЗ. Периодическую поверку счетчиков, внесенных в список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 № 250, вправе проводить только государственные региональные центры метрологии ФБУ ЦСМ.

Теперь поговорим о проверках. Как исполнитель КУ вы осуществляете проверки приборов учета. Но данные устройства не относятся к ОДПУ, это индивидуальные счетчики. Вы отвечаете за проверки состояния ИПУ, факта их наличия либо отсутствия, достоверности подаваемых потребителем сведений. Данная норма закреплена п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Мнение эксперта

Неправильная эксплуатация ОДПУ – одна из причин недостоверности показаний

Павел Никитин ,

генеральный директор консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ»

Проблема достоверности данных счетчиков расхода ресурса всегда остается насущной для РСО, для УО, для конечного потребителя. Причин, по которым показания приборов могут быть неточны, невероятно много. Основной можно назвать не злой умысел определенного лица, а недостаточный профессионализм.

Производители приборов учета, борясь за рынок и потребителя, научились изготавливать довольно точные, защищенные устройства. Но жизненный цикл последних не заканчивается на заводе. Некачественная установка, нарушение норм эксплуатации легко нивелируют все усилия компании-изготовителя. Острее всего эта проблема стоит при обслуживании общедомовых приборов учета тепловой энергии. Дело в том, что они значительно сложнее бытовых электросчетчиков, водомерных узлов, а также для проверки их рабочего состояния зачастую необходимо привлекать дополнительное специализированное оборудование.

Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета

Если в МКД есть такие устройства, жители каждый месяц должны платить за их обслуживание. По техническому паспорту счетчика раз в несколько лет нужно проводить метрологическую государственную поверку данного устройства. За чей счет она проходит?

П. 29 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, устанавливает: затраты на обслуживание, ремонт жилого помещения должны обеспечивать содержание общего имущества по нормам законов РФ. Сюда включены расходы на поддержание работоспособности и восстановление внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, затраты на истребование задолженности по оплате, на получение сведений со счетчиков, обслуживание информационных систем, необходимых для снятия показаний, обработки, хранения информации о платежах, подготовку всех необходимых расчетных документов.

Подпункт «к» пункта 11 гласит, что обеспечение требуемой эксплуатации и обслуживание общедомовых приборов учета производятся в рамках содержания, ремонта общего имущества.

Подчеркнем, требуемый список мер, установленный разделом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения», включает в себя проверки исправности, рабочего состояния, регулировку, техническое обслуживание общедомовых приборов учета.

Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ определяет перечень объектов, подпадающих под понятие общего имущества. Коллективные счетчики в него входят, за их функционирование отвечает УК.

Получается, согласно нормам закона, УК осуществляет поверку, текущее обслуживание общедомовых приборов учета на средства, выплачиваемые жильцами за содержание, ремонт жилого помещения.

Системное толкование Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в МКД, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда таково: вся текущая, неотложная, обязательная сезонная деятельность предусматривается договором управления МКД, ведется УК вне зависимости от того, присутствуют ли такие работы в вышеобозначенном перечне.

Иными словами, нельзя требовать от жильцов дома оплаты ремонта, поверки общедомовых приборов учета, так как эти деньги входят в содержание и ремонт общего имущества МКД. Эта норма устанавливается ч. 1, ч. 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, подп. «к» п. 11, п. 29 Правил № 491, раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Подобные действия УК идут вразрез с требованиями подп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. Дело в том, что по этому документу руководство многоэтажкой осуществляется в соответствии с нормами по организации, ведению расчетов оплаты услуг, работы по содержанию, ремонту общего имущества в МКД, сюда же входят мероприятия по управлению домом, коммунальные услуги. Принимаются во внимание начисление обязательных платежей на содержание, ремонт общего имущества в МКД, коммунальные услуги.

Статья 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает административную ответственность должностных, юридических лиц в случае несоблюдения организациями, ИП, управляющими МКД по соответствующим договорам правил ведения предпринимательской деятельности, направленной на обслуживание МКД.

За пресечение таких незаконных действий отвечает Госжилинспекция, которая выдает УК предписания об устранении несоответствий нормам, составляет протоколы об административных правонарушениях. Ответственность за последние предусматривается ст. 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и предполагает для должностных лиц административный штраф 50 000–100 000 руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет. Для юридических лиц сумма составляет 150 000–250 000 руб.

  • Ресурсоснабжающая организация – компаньон УК и ТСЖ или наоборот?

Ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета

Статья 9.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ гласит, что в случае несоблюдения требований закона об установке ОДПУ налагается штраф на:

  • юридических лиц: 500–600 тысяч рублей.

Несоблюдение поставщиками энергоресурсов требований по предложению монтажа общедомовых счетчиков собственникам помещений в МКД, их представителям влечет за собой штраф:

  • должностным лицам: 20–30 тысяч рублей;
  • юридическим лицам: 100–150 тысяч рублей.

Необоснованный отказ либо уклонение УК, отвечающей за монтаж, замену, обслуживание общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов, от подписания соглашения и/или от его исполнения, а также нарушение порядка его заключения или несоблюдение требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета карается штрафом для:

  • должностных лиц: 20–30 тысяч рублей;
  • ИП: 20–30 тысяч рублей;
  • юридических лиц: 50–100 тысяч рублей.

При невыполнении требований об оснащении МКД общедомовыми счетчиками лицами, несущими ответственность за управление жилыми домами, штраф составит для:

  • должностных лиц: 10–15 тысяч рублей,
  • юридических лиц: 20–30 тысяч рублей.

Иными словами, в обязанности УК входит отслеживание исправности, рабочего состояния, готовности счетчиков к поставкам энергоресурсов и обеспечение КУ населения.

Информация об экспертах

А. А. Матвеев , менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис». TELEOFIS – российская производственная компания, предлагающая широкий ассортимент беспроводного оборудования для построения систем диспетчеризации, контроля и промышленной связи.

Иван Молчанов , ведущий специалист энергоаудита и нормативов ГК «Юрэнерго». ООО «ЗАО «Юрэнерго» является головной компанией группы компаний «Юрэнерго» (в состав которой так же входят ООО «ЭнергоАудитКонсалт» и ООО «Юридическая фирма «ВИГ-БизнесКонсалтинг») и одним из лидеров российского рынка энергоаудиторских, консалтинговых, юридических услуг. Компания создана в августе 1995 года и за это время успела превратиться в крупную организацию, предлагающую широкий спектр услуг во всех регионах России. Группа компаний «Юрэнерго» сегодня – это более 60 энергоаудиторов, консультантов, юристов, экспертов энергетического и правового консалтинга, обладающих передовыми знаниями и современными технологиями.

Павел Никитин , генеральный директор консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ». Консорциум «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» – мощное объединение, обеспечивающее комплексное решение задач коммерческого учета энергоносителей и энергосбережения в целом в промышленности и коммунальном хозяйстве. Более чем 27-летний опыт работы, высокотехнологичная производственная база, знания ведущих специалистов отрасли и накопленный портфель типовых решений обеспечивают системный подход к реализации проекта любой степени сложности и открывают нашим заказчикам возможности, позволяющие получать максимальный эффект и существенно сокращать потребление энергоресурсов.

  • Нужна ли нам обслуживающая организация?
  • Есть ли закон, предписывающий её иметь?
  • Что нас ждет, если мы откажемся от услуги обслуживания?
  • Что входит в услугу по обслуживанию?

Давайте разберемся, со всеми вопросами по порядку.

Теплосчетчик, со стороны владельца, особого ухода не требует. Литиевая батарея, от которой питается теплосчетчик, для повторного применения не пригодна, но требует утилизации. Особого ухода за батареей не нужно, срок службы, заявленный производителем минимум шесть лет, как правило не более пяти лет и это равно сроку службы счетчика до его проверки (срок госповерки четыре пять лет для разных теплосчетчиков). Специалист, проверяющий или обслуживающий теплосчетчик, примерно каждые четыре года, обязан сменить батарею. Если у Вас преобразователи расхода питаются также от батарей, то их необходимо менять раз в два года.

Термосопротивления — обслуживания не требуют.

Это теория – разберём на практике.

К. т.н. С.Н. Канев, доцент, генеральный директор,
Хабаровский центр энергоресурсосбережения, г. Хабаровск

Цель данной публикации: обратить внимание теплоснабжающих организаций, имеющих лицензию на ремонт средств измерений (СИ) и занимающихся техническим и сервисным обслуживанием узлов учета тепловой энергии, на аспекты, которые возникают при проверке лицензионной деятельности по ремонту СИ, входящих в состав узла учета.

Введение

В январе 2008 г. территориальный орган государственного метрологического надзора (инспекция Ростехрегулирования по Хабаровскому краю) проверил все предприятия г. Хабаровска, которые имеют лицензию на ремонт СИ и занимаются техническим обслуживанием узлов учета тепловой энергии.

По итогам проверки лицензионной деятельности по ремонту средств измерений были составлены протоколы, которые были затем переданы в Арбитражный суд Хабаровского края для возбуждения дела о привлечении лицензиата к административной ответственности.

Отметим, что в ходе проверки фактическая деятельность по ремонту СИ не рассматривалась, проверялась только формальная (бумажная) сторона:

■ наличие нормативно-технической и нормативно-технологической документации;

■ наличие журналов ремонта и передачи СИ на поверку;

■ наличие рабочих СИ, используемых при ремонте СИ;

■ наличие эталонных СИ, используемых при поверке отремонтированных СИ.

Основные замечания проверяющего органа, в частности для группы предприятий Хабаровского центра энергоресурсосбережения, сводились к следующему.

1. Лицензиат нарушил технологию ремонта средств измерений, а именно: своевременно (в срок до окончания поверки) не обеспечил поверку средств измерений, используемых в процессе ремонта.

2. Лицензиат не представил Перечень средств измерений и график поверки средств измерений на 2008 г.

3. Лицензиат нарушил условия проведения ремонта - не заключил договор с Государственной метрологической службой на поверку средств измерений после ремонта: измерительных датчиков давления (манометров и мановаку-умметров).

4. Лицензиат отремонтировал и направил на поверку сужающие устройства, не включенные в лицензируемый вид деятельности.

5. Лицензиат не сообщил в лицензируемый орган - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии свой новый, зарегистрированный по Госреестру, юридический адрес.

Все замечания подробно будут рассмотрены ниже, а пока отметим, что Арбитражный суд Хабаровского края в первой инстанции признал все доводы проверяющего органа бездоказательными и решил: в удовлетворении требований инспекции по государственному метрологическому надзору Хабаровского края отказать.

Цель данной публикации: обратить внимание организаций, имеющих лицензию на ремонт СИ и занимающихся техническим и сервисным обслуживанием узлов учета тепловой энергии, на аспекты, которые возникают при проверке лицензионной деятельности по ремонту СИ, входящих в состав узла учета.

Рассмотрим следующие понятия:

■ сервисное обслуживание;

■ техническое обслуживание;

■ ремонт;

■ поверка.

Сервисное обслуживание

Понятие «сервисное обслуживание» отсутствует в нормативно-технической документации,

но его можно квалифицировать следующим образом. Сервисное обслуживание - это совокупность услуг, направленных на удовлетворение специфических потребностей каждого конкретного клиента.

Понятие сервисное обслуживание узла учета тепловой энергии включает в себя техническое обслуживание, ремонт и дополнительные сервисные функции, оказываемые потребителю -владельцу узла учета:

■ снятие показаний и анализ данных о тепло-потреблении абонента;

■ анализ нештатных ситуаций, возникающих при эксплуатации;

■ подготовка отчета о теплопотреблении для абонента и оказании помощи при спорных вопросах, возникающих между абонентом и энер-госнабжающей организацией;

■ обучение персонала абонента;

■ оказание консультационных услуг потребителю по вопросам теплоснабжения его объекта;

■ проведение работ по улучшению работы системы теплоснабжения абонента (регулирование, наладка и т.д.).

Техническое обслуживание

В соответствии с техническое обслуживание - это комплекс операций по поддержанию работоспособности изделия при использовании по назначению, ожиданию, хранению и транспортировке. В соответствии с обслуживание - это эксплуатация, ремонт, наладка и испытание оборудования. Эксплуатация - систематическое использование, техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих установок.

Таким образом, техническое обслуживание в соответствии с включает в себя ремонт, а для проведения ремонта в соответствии с необходимо иметь лицензию на ремонт СИ.

Применительно к узлам учета тепловой энергии техническое обслуживание осуществляется в целях контроля за правильностью работы узла учета и включает в себя следующие виды работ:

■ систематический контроль за работой приборов, входящих в состав узла учета и диагностика их технического состояния;

■ текущий ремонт и юстировка СИ;

■ при необходимости демонтаж СИ, их ремонт и последующая поверка.

Ремонт

В соответствии с ремонт - комплекс операций по восстановлению работоспособности изделия и восстановление ресурсов изделий или их составных частей. Различаются следующие виды ремонта и методы ремонта .

Виды ремонта:

■ капитальный - ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые;

■ средний ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемый в объеме, установленном в нормативно-технической документации;

■ текущий (мелкий) ремонт - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей;

■ ремонт по техническому состоянию - ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленном в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием изделия.

Методы ремонта:

■ агрегатный метод ремонта - метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными;

■ метод ремонта специализированной организацией - метод выполнения ремонта организацией, специализированной на операциях ремонта;

■ фирменный ремонт - метод выполнения ремонта предприятием-изготовителем.

Поверка

В соответствии с поверка СИ - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы с целью определения и подтверждения соответствия СИ установленным техническим требованиям. Средства измерения, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта.

Итак, если понятие сервисного, технического обслуживания и ремонта можно объединить, то «поверка» никаким образом не связана с этими понятиями. Между ремонтом и поверкой есть лишь косвенная связь: поверка производится после ремонта, т.е. отремонтированные СИ должны быть поверены. Хотя это спорное утверждение, что будет показано ниже.

О необходимости технического обслуживания узлов учета тепловой энергии, особенно на базе отечественных теплосчетчиков, автор говорил еще 13 лет назад . В то время большинство производителей приборов учета теплоты приняли идею о техническом обслуживании узлов учета «в штыки». Они мотивировали это тем, что их продукция не нуждается в техническом обслуживании, т.к. работоспособность их изделий сохраняется в течение всего межповерочного интервала (МПИ), который составляет, как правило, от 3 до 5 лет. После окончания МПИ проводится плановый ремонт приборов и их последующая поверка. Однако этот миф был развенчан после 1 -2 годов эксплуатации этого оборудования.

Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа СИ.

Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет.

Сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт, внося в НТД на приборы учета графу «техническое обслуживание». В этой графе встречаются интересные записи типа:

■ «В случае применения теплосчетчика в условиях теплоносителей, имеющих физико-химический состав, отличающийся от требований нормативных документов, необходимо производить периодическую промывку проточной части преобразователей расхода без абразивных материалов; промывку производить регулярно в сервисном режиме, не допуская метрологического отказа; периодичность промывки проточной части зависит от конкретных условий эксплуатации»;

■ «Если в измеряемой среде возможно выпадение осадка, то преобразователь расхода необходимо периодически промывать с целью устранения отложений; при этом не допускайте механических повреждений внутренней поверхности преобразователя и его электродов»;

■ «При выявлении в процессе эксплуатации желтого налета на внутренней поверхности преобразователя расхода, его необходимо демонтировать и протереть внутреннюю поверхность измерительного участка мягкой тряпкой, чтобы не повредить электроды».

Не правда ли забавно. Во-первых, как определить, соответствует качество теплоносителя нормативным документам или нет. Если даже качество теплоносителя соответствует ГОСТ на выходе из источника, то вовсе не обязательно, что его качество не изменится при протекании по «ржавым» трубам системы теплоснабжения. Во-вторых, каким образом «промывать» проточную часть и каким раствором - об этом в НТД ничего не говорится. И самое главное: как определить, в какой момент необходимо промывать (прочищать) измерительный участок? Как часто надо это делать в условиях эксплуатации? Не изменятся ли при этом метрологические характеристики прибора? Ответа на эти вопросы в НТД на эти СИ Вы не найдете.

В настоящее время необходимость технического обслуживания приборов учета тепла в процессе их эксплуатации не обсуждается. Практически во всех регионах Российской Федерации узлы учета тепла не допускаются к коммерческому учету, если они не находятся на техническом или сервисном обслуживании, хотя 13 лет назад это считалось криминалом.

Прежде чем возвращаться к материалам проверки, еще раз остановимся на понятиях ремонт и поверка СИ.

Для ремонта преобразователей расхода, теплосчетчиков и тепловычислителей не требуется никаких эталонных СИ. При ремонте могут использоваться: комплект ключей и отверток, тестер (мультиметр), осциллограф и т.д. Причем не обязательно, чтобы эти средства были поверены.

После ремонта (с целью определения качества ремонта) эти СИ можно продиагностировать (отюстировать, калибровать) с помощью эталонных СИ на специальных стендах. Это можно делать, а можно и не делать - если Вы уверены в качестве ремонта и не повредили пломбы госповерителя. Причем эту операцию может производить или сама ремонтная организация, или любая другая организация.

И наконец, третья стадия - поверка отремонтированных СИ на специальных стендах с помощью эталонных СИ, которую проводят органы

государственной метрологической службы. Если по результатам поверки изделие признается годным, то это означает, что ремонт произведен качественно.

Отметим, что хотя в и записано, что поверке подлежат СИ при выпуске их из ремонта -не все СИ после ремонта необходимо поверять. Так, например, если проводится текущий (мелкий) ремонт СИ (замена батарейки, блока питания, предохранителя и т.д.) и при этом пломба госповерителя не повреждается, то данное изделие после ремонта можно и не поверять.

В связи с этим возникают интересные вопросы.

1. Промывка, очистка проточной части преобразователя расхода в процессе эксплуатации - это ремонт или техническое обслуживание? Если в процессе эксплуатации изменились метрологические характеристики прибора, т.е. наступил метрологический отказ (не ясно, правда, как это проверить), то это ремонт, на который требуется лицензия и после которого необходимо проводить внеочередную поверку. Если метрологические характеристики не изменились, то это техническое обслуживание и лицензия на ремонт СИ не нужна.

2. Регулировка прибора - это ремонт или не ремонт? Вопрос не прост, как кажется на первый взгляд. Допустим, прибор отрегулировали и изменили его класс на более низкий, например, с 0,25 на 0,5. При этом прибор остался работоспособным. Если это квалифицировать как ремонт,

то для этого требуется лицензия на ремонт, а если это не ремонт, то лицензия не требуется.

Вот на подобных неясностях и неточностях и пытаются сыграть контролирующие органы при проверке лицензионной деятельности по ремонту СИ.

О замечаниях контролирующих органов

Вернемся к замечаниям контролирующих органов, которые приведены в начале данной публикации. Первое грубое нарушение, которое попадает, с точки зрения проверяющего органа, под пункт «б» - это нарушение технологии ремонта, которое заключается в том, что лицензиат в процессе проведения ремонта использовал не своевременно поверенные эталонные СИ с помощью которых, якобы, и осуществлялся ремонт. Отметим, что на самом деле речь шла об эталонных СИ (генератор импульсов, частотомер, магазин сопротивления и т.д.), которые используются при поверке отремонтированных СИ, а не при их ремонте. На момент проверки часть этих эталонов была сдана в поверку, что подтверждалось письмом метрологической службы, принявшей эти приборы в поверку.

Суть данного замечания, которое проверяющий орган инкриминировал лицензиату, сводилась к следующему.

1. В соответствии с Графиком поверки СИ на 2007 г., эталонные СИ должны были быть поверены в декабре 2007 г., а сданы на поверку в январе 2008 г., однако до окончания срока МПИ. Так как лицензиат нарушил График, то это, по мнению инспекции, является нарушением . Отметим, что в договоре на оказание метрологических услуг есть пункт: «Исполнитель обязуется по согласованию с Заказчиком провести поверку СИ, не включенных в График, представленных вне Графика или с нарушенными сроками, указанными в Графике». Однако ссылку на данный пункт договора инспекция не приняла во внимание.

2. Инспекция инкриминировала лицензиату также то, что часть эталонных СИ, которые, по ее мнению, используются для ремонта, в момент проверки отсутствовала (находилась на поверке вХЦСМ). Следовательно, в течение отрезка времени, когда эталонные СИ находились на поверке, у лицензиата отсутствовала возможность осуществления лицензионной деятельности. Он должен был предупредить об этом лицензирующий орган - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, однако он это не сделал. Лицензиат обратил внимание инспекции, что в этот период он не проводил ни ремонта, ни поверки, но

это не было принято во внимание. И хотя инспекция не доказала факт ремонта и, следовательно, нарушение технологии ремонта, она все равно посчитала это нарушением и потребовала наказать лицензиата. С точки зрения нормального человека - это абсолютный бред: наказать не за совершение преступления, а за потенциальную возможность осуществления преступления. По логике инспекции получается как у классика: «Если на стене висит ружье, то оно обязательно когда-то выстрелит», а значит, может кого-нибудь убить.

Суд разобрался с данным вопросом следующим образом. Процитируем решение суда: «Исходя из определения «технологический процесс», приведенного в ГОСТ 3.1109-82 «Термины и определения основных понятий», нарушение технологии и изготовления и ремонта СИ означает наличие нарушения производственного процесса при изготовлении и ремонте СИ. Инспекцией не приведено доказательств, что несвоевременная сдача приборов на поверку привела к нарушению технологии ремонта СИ. В момент нахождения приборов на поверке в ХЦСМ последние не могли применяться лицензиатом при ремонте СИ и, как следствие, нарушения технологии ремонта быть не могло».

Рассмотрим далее второе замечание, высказанное в адрес лицензиата контролирующим органом: Лицензиат не представил перечень и график поверки средств измерений на 2008 г. С графиком поверки разобрались: график поверки на 2008 г. находился на момент проверки на согласовании в ХЦСМ и был представлен позднее на судебное разбирательство. А вот по поводу перечня контролирующий орган настаивал на своей позиции, которая заключалась в следующем. В соответствии с , «Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении; перечни средств измерений, подлежащих поверке, составляют владельцы средств измерений и направляют их в орган Государственной метрологической службы».

Т.е. по логике контролирующих органов лицензиат должен был предъявить инспекции перечень всех средств измерений, находящихся на его балансе и находящихся в эксплуатации или на хранении: электросчетчики, тепло- и водосчетчики, по которым осуществляются коммунальные платежи с ресурсоснабжающими организациями и т.п. Причем, в каком виде должен составляться этот перечень и на какой период он должен составляться, в не уточняется.

Данный перечень у лицензиата отсутствовал, но суд посчитал, что к лицензионной деятельности по ремонту СИ это не относится. Тем не менее, инспекция настаивала на том, что лицензиат нарушил нормативный акт, а именно , а

значит, тем самым нарушил условия проведения лицензионной деятельности. Однако суд не принял к рассмотрению доводы контролирующего органа по данному вопросу.

Хочу обратить внимание всех, кто имеет на своем балансе и эксплуатирует средства измерений на то, что Перечень СИ, подлежащих поверке, необходимо иметь. Это первое, что проверяет инспекция по метрологическому надзору и контролю. Причем это относится не обязательно к проверке деятельности по ремонту СИ.

По мнению автора, данный перечень не нужен ни предприятию-балансодержателю, ни тем более органу государственной метрологической службы (ГМС), осуществляющему поверку СИ. Обе стороны поверяют эти СИ в соответствии со сроками, установленными в НТД на эти СИ и на основании договора на оказание метрологических услуг, ежегодно заключаемого между этими сторонами. Поэтому наличие перечня в -это лишний крючок для территориальных органов Ростехрегулирования, на который они пытаются поймать проверяемую организацию - владельца СИ.

Рассмотрим третье замечание: «Лицензиат нарушил условие проведения ремонта - не включил в договор с ГМС на поверку после ремонта манометров и вакуумметров».

Во-первых, как было указано выше, ремонт и поверка - это разные вещи и нельзя их смешивать. Если данные СИ не были включены в График поверки на 2007 г., то это не нарушило условие проведения ремонта.

Во-вторых, лицензиат обратил внимание проверяющих на то, что данные СИ не ремонтировались им, а были сданы на поверку, т.к. истек срок МПИ.

В-третьих, в договоре лицензиата с ГМС на оказание метрологических услуг есть пункт, в соответствии с которым Исполнитель (ГМС) обязуется по согласованию с Заказчиком (лицензиат) провести поверку СИ, не включенных в график. Поэтому суд не принял во внимание данное замечание и отвел доводы инспекции.

Четвертое замечание инспекции состояло в том, что «Лицензиат отремонтировал и направил на поверку сужающие устройства (СУ), не включенные в лицензируемый вид деятельности». По мнению инспекции - это очень грубое нарушение, т.к. лицензиат осуществлял деятельность по ремонту СУ, не имея на это право. В ходе проверки лицензиат обратил внимание проверяющих на то, что он не ремонтировал СУ, а только сдавал их на поверку в ГМС.

Отметим, что в качестве СУ в г. Хабаровске используются только стандартные диафрагмы, которые, в принципе, не подлежат ремонту. Лицензиат по просьбе потребителей, у которых он обслуживает узлы учета тепла, действительно сдавал на поверку СУ - стандартные диафрагмы, предварительно очистив их от грязи и промыв в керосине, но это не ремонт! Поскольку инспекция не смогла доказать факт ремонта СУ, то суд посчитал ее доводы необоснованными.

И, наконец, последнее - пятое замечание: «Лицензиат не сообщил в лицензируемый орган об изменении своего юридического адреса».

В соответствии с : «В случае реорганизации юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, а также в случае изменения адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии».

Поскольку ни фактический, ни почтовый адрес лицензиата не изменились, не изменился также адрес места осуществления лицензионной деятельности, а также не произошло реорганизации юридического лица - лицензиата, то лицензиат посчитал, что он действовал в строгом соответствии с и поэтому не уведомил лицензируемый орган об изменении юридического адреса. Суд встал на сторону лицензиата и признал доводы инспекции не обоснованными.

В заключение можно процитировать Решение арбитражного суда Хабаровского края:

«В соответствии с п. 1.4 и 1.5 Кодекса РФ об административных нарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Положения ст. 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливают правила, согласно которых обязанность доказывания обязательств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (в нашем случае - это инспекция госметрологконтроля)».

Данное решение вытекает также из , а именно: п. 3 ст. 12 «К отношениям, связанным с

проведением лицензирующим органом проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения ».

В соответствии со ст. 3 закона основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)являются: презумпция добросовестности, т.е. невиновности юридического лица, и, следовательно, контролирующий орган должен доказывать вину проверяемого лица, а не наоборот.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Организация, занимающаяся техническим обслуживанием узлов учета тепловой энергии, должна иметь лицензию Ростехрегулирования на ремонт СИ, входящих в состав узла учета.

2. Если территориальные органы Ростехрегулирования будут проверять Вашу лицензионную деятельность по ремонту СИ и в ходе этой проверки они сделают выводы, что вы нарушили условия проведения этой деятельности, то они должны будут доказать вашу виновность, представив соответствующие факты, а Вы при этом не обязаны им помогать, свидетельствуя против себя, предоставляя им те сведения, которые они запрашивают, иногда даже незаконно.

Литература

1. ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.

2. Правила эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, ГУ Гос-энергонадзора, 1998 г.

3. Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4. Закон об обеспечении единства измерений (в редакции Федерального закона от 10.01.2001 г. № 15-ФЗ).

5. Глухов А.П., Канев С.Н., Путятин В.И. Опыт Хабаровского центра энергоресурсосбережения по обслуживанию приборов учета тепла на предприятиях // Промышленная энергетика. №2, 1995.

6. Положение о лицензировании деятельности по из -готовлению и ремонту средств измерений, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 493.

7. ПР.50.2.006 «Порядок проведения поверки средств измерений».

8. Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) № 134-ФЗ от 2001 г.

Узел учета тепловой энергии должен использоваться только согласно утвержденной тех. документации и паспортов.

Ответственность за эксплуатацию и сервис приборов несет ответственное лицо, назначаемое руководством компании, в чьем ведении находится оборудование.

Сервисные работы, ремонт и монтаж устройства выполняются лишь специалистами фирм, которые имеют соответствующие допуски на право выполнения работ подобного рода.

ЗАО «АТОНОМНЫЙ ЭНЕРГОСЕРВИС» предоставляет услуги по внедрению «под ключ» узлов учета тепла , а также монтажные работы его частей в отдельности, наладку систем и ввод в эксплуатацию. Наша компания может оказать услуги как по обслуживанию узла учета отдельно, так и в комплексе с остальным оборудованием теплоэнергетического объекта.

Перечень работ, включенных в обслуживание узла учета тепловой энергии:

  1. Плановые работы по сервисному обслуживанию приборов, входящих в состав узла учета:
    - внешний осмотр (периодичный) с целью контролирования работы теплосчетчика;
    - отслеживание наличия напряжения питания;
    - обследование соединений (электрических и механических);
    - обследование на наличие внешних повреждений составных частей приборов;
    - проверка исправности проложенных кабелей сигналов;
    - контроль за присутствием масла в гильзах термопреобразователей сопротивления;
  2. Считывание архивных данных о потреблении тепловой энергии (а также часовых архивов непредвиденных моментов), обработка, составление отчетности и сдача в компанию по теплоснабжению, также предоставление данных заказчику.
  3. Проверка текущих и архивной информации (критериев) с целью контролирования тех. положения, оценки работоспособности приборов. Исследование режимности теплопотребления, сравнение данных с договорными критериями, своевременное уведомление клиента о несоответствии данным договора (изменении и несоблюдении условий использования), исследование и отладка датчиков преобразователей регистрируемых данных, контроль за базами данных и устранение накладок в программах.
  4. Представлять интерес заказчика в компаниях по теплоснабжению при решении спорных моментов по использованию приборов учета.
  5. Небольшой и своевременный ремонт учетных приборов без разбора самого оборудования.
  6. Подготовка узлов учета тепловой энергии к отопительному сезону (проведение плановых и необходимых профилактических работ по обслуживанию приборов).
  7. Сдача узла учета в согласованные сроки теплоснабжающей организации начала отопительного периода. Своевременная сдача отчетов в соответствующую организацию в течение отопительного периода.
  8. Обеспечение (организационная и техническая часть) исполнения ремонтных, поверочных и восстановительных работ при необходимости либо в сроки, устанавливаемые компаниями по контролю.
  9. Организация своевременной метрологической Государственной проверки и контроля узлов учета согласно законодательству и паспортным интервалам.
  10. Ремонтные работы оборудования после уведомления о неисправности приборов.