22.07.2019

Мини-проект "огород на окне" - группа "белочка". Целью создания в детском саду «Огорода на окне крупинки


Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.

Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Тип проекта : исследовательский - познавательный.

Сроки реализации проекта : март - май.

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Проблема : дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Цель : вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.

Задачи:

Формировать интерес к познавательной деятельности;

Расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);

Воспитывать желание ухаживать за растениями;

Вызвать желание украсить территорию детского сада результатом своего труда (озеленение);

Формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.

Подготовительный этап:

Собрали коллекцию семян, луковичных растений;

Подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;

Сделали подборку информационного материала о растениях;

Изготовили алгоритмы ухода за растениями;

Подготовили «Дневник наблюдений за ростом растений».

Продуктивный (исследовательский) этап.

Дети совместно с воспитателем садят лук, укроп, петрушку, бархатцы, календулу, настурцию, фрезию;

Дети ухаживают за растениями;

Дети ведут «Дневник наблюдений»;

Педагоги составляют сборник загадок, пословиц, поговорок на тему «Огород» с детскими рисунками;

Педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий;

Дети, педагоги, родители оформляют «Огород» (изгородь, пугало, бабка, дедка, домашние животные).

Заключительный этап.

Высадка декоративных растений на клумбы;

Создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта.

В приложении составили презентацию из 23 слайдов с фотоматериалом и описанием всех этапов работы над проектом.

Формы взаимодействия с семьёй:

Оформление огорода (закупка земли, изготовление изгороди, приобретение семян);

Участие в наблюдении;

Помощь в высадке саженцев на участок и уход за ними.

Продукты проекта: дневник наблюдений, картотека загадок, красивая оформленная клумба на участке.

Результативность : дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

В дополнении составлена презентация, с лично выполненными фотоматериалами.

Презентацию можно .

Ведете ли вы дневник наблюдений за участком?

Из года в год мы наблюдаем за садом и задаем себе вопросы. Был ли в прошлом году урожай яблок больше, чем в этом? Почему в этом году так поздно зацвела клубника? Почему раньше времени пожелтели листья у ? А как было в прошлые годы?

Чтобы вам было легче ухаживать за вашим и сохранять свой бесценный опыт, которым можно потом даже делиться с соседями и друзьями, очень полезно завести свой дневник для наблюдений . А у вас уже есть свой «Журнал цветовода» или «Журнал овощевода»?

Такой журнал – или дневник – как мне кажется, необходим каждому человеку, увлекающемуся садоводством. Заведите его сегодня, независимо от того, сколько лет вы уже занимаетесь садом и какой опыт накопили. С помощью такого журнала через несколько лет по опыту и знаниям вы достигнете уровня профессионала, а при любви к делу и усердии — даже перешагнете этот уровень. А уж про тех, кто только что приобрел – и говорить не приходится!

Мы расскажем, . Здесь мы приводим примеры дневника для цветочных растений, но с таким же успехом можно его адаптировать и для овощных культур!

1) Купите толстую тетрадь большого формата в клетку или в линейку. Еще лучше купить тетрадь со специальными разделителями внутри, по разделам. А еще лучше – купите пачку листов с уже сделанными отверстиями, и к нему – красивую папку на кольцах, тогда вы сможете менять местами любые страницы и добавлять их, что важно, когда такой дневник разрастется, и в нем появятся новые разделы.

Конечно, такой журнал можно сделать и на компьютере, но вы же не возьмете его с собой в сад…. Я, например, очень люблю посидеть в кресле в саду, заполняя свой журнал, посмотреть на свои посадки, а потом подумать и сразу записать разные идеи по , которые приходят в голову…

2) Отведите несколько страниц в начале журнала на оглавление, а затем постепенно нумеруйте все страницы — в пределах каждого раздела. Если вам нужны записи только по цветам, то разделите вашу тетрадь на три примерно равные части - , многолетники и луковичные.

Каждой цветочной или овощной культуре отведите целый лист, а те, которыми вы особенно увлекаетесь – несколько листов (или даже отдельную тетрадь?). Если вы сеете много семян , то можно завести отдельный журнал по наблюдению за всходами.
Еще на эту тему:

3) Старайтесь регулярно заполнять каждый раздел записями о соответствующих растениях.

4) Внимательно изучите таблицу номер 1, посвященную однолетним растениям. Это основа любого раздела.

5) Заполняйте журнал по мере приобретения новых растений, нумеруйте страницы. Любое растение можно будет найти по оглавлению.

6) Заполняйте журнал регулярно. Заметив что-то важное, запишите в журнал в тот же день, ведь все быстро забывается. Обратная сторона страницы остается как резервное место для продолжения записей.

7) Записи лучше вести компактно, не повторяя того, что имеется в ваших же книгах. Можно дополнять их листами с советами из журналов. Еще одна идея — заранее зимой собирать сведения из книг и журналов, кратко записывать их в один столбец таблицы, а летом в другом столбце, напротив – фиксировать свои собственные действия.

8) Работа с журналом требует терпения и аккуратности, она не менее трудоемка, чем . Наградой вам будет легкий труд и отличный результат! Этот журнал вы будете постоянно использовать!

9) Можно также делать фото и размещать их рядом с текстом.

Если вы хотите все сделать как положено, то рекомендуем завести сразу разные папки по группам растений – например,

«Экология в детском саду» - Формы и методы работы. Рисуем зиму. Тайны здоровой пищи. Модель экологического воспитания и образования дошкольников. Что мы знаем о собаке? Зеленый патруль и др. 5.Уроки доброты. Рисуем вместе осень. Книги о природе для детей. 4.Консультации. Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах). Что можно сделать из природного материала?

«Экологическая школа» - Здравствуй, планета! Экологический патруль. Уголок природы в школе. Классы дошкольного обучения Адаптация к школьной жизни для дошколят 5-6 лет. мини-школа "БУРАТИНО". Защита исследовательских работ на ежегодной школьной научно-практической конференции. The Earth is our home and we must keep it clean.

«Экологическое и трудовое воспитание» - Могучий воспитатель. Проведение наблюдений. Интеграция образовательных областей. Памятники природы. Включенность обследовательских действий. Экологическое воспитание дошкольников. Основа экологического воспитания. Экологическое воспитание. Оформление. Принципы. Эффективные формы. Время проведения. Вид трудовой деятельности.

«Экологическое образование дошкольников» - Экологический центр «Росянка». Педагогический колледж. Фоторепортажи, домашнее видео. Экологическая культура дошкольника. Перспективы. Модель организации экологического образования в детском саду. Тематические встречи с экологическим центром. Организация экологического театра «Радуга». Семейные гостиные, участие в конкурсах, викторинах.

«Экологическая культура дошкольников» - Накопление детьми эмоционального позитивного опыта. Модель экологического воспитания дошкольника. Модель экологического просвещение родителей. Положительные результаты. Экологическая тропа. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры. Родители. Модель экологического пространства в ДОУ.

«Экологический детский сад» - Цель семинара: Совершенствование работы по формированию экологических представлений дошкольников в ДОУ. Провели сравнительные опыты. Кульминацией занятия стала практическая работа с микроскопами. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В.А. Сухомлинский. Дети рассматривали внутреннее строение листа, клетки кожицы.

Всего в теме 11 презентаций

Когда звучит словосочетание «детский сад», у каждого человека сразу же всплывают свои воспоминания, связанные с воспитателями, детсадовскими друзьями, праздниками. И действительно, как только ребенок начинает посещать ДОУ, его жизнь кардинально меняется. И насколько каждый ребенок будет успешен и любознателен, во многом зависит от воспитателей, от их заинтересованности в развитии детей. Сейчас в рамках программы развития детей воспитателям предлагается создание под названием «огород на окне в ДОУ».

Зачем нужен «огород на окне»?

Целью данного проекта является воспитание детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Безусловно, для достижения поставленной цели двигаться нужно от простого к более сложному, опираясь на возрастные возможности детей.

Самыми оптимальными для реализации данного проекта считаются:

Основные требования проекта

Для создания проекта «Огород на окне в саду», главным требованием которого является безопасность детей, необходимо помнить следующее:

  • размеры создаваемых мини-грядок не должны превышать размеров подоконника;
  • огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне;
  • использование удобрений в детском саду запрещено.

Следующие требования можно рассматривать скорее как рекомендации по созданию огорода на окне:

  1. Достаточное освещение. Лучше всего расположить огород на окне с солнечной стороны. Если такого окна нет, то нужно создать дополнительное освещение.
  2. Для комфортного роста растений необходима температура не ниже + 17 градусов.
  3. Почва. На основании того, что удобрениями пользоваться в детском саду нельзя, лучше всего будет купить уже готовый грунт в специализированных магазинах по садоводству.

Соблюдение всех этих требований поможет в создании безопасного и плодотворного огорода на окне.

Как создать огород для детей 4-5 лет?

Возрастные возможности детей еще не очень велики, и здесь, конечно, основная деятельность лежит на воспитателе. Огород на окне средняя группа может оформить наиболее примитивно - это деревянные ящики по размеру подоконника, окрашенные в яркие цвета, чтобы привлекать внимание детей. Лучше всего в данном возрасте использовать не более двух грядок, потому что сравнивать несколько объектов дети только еще начинают учиться. Семена нужно выбирать для посадки крупные (лук, горох, бобы), мелкая моторика развита в этом возрасте слабо, и посеять семена огурцов или укропа дети просто не смогут, а значит, не получат положительных эмоций.

Огород на окне в детском саду, оформление которого является процессом творческим и эстетическим, предусматривает привлечение детей к данной работе. Например, они могут раскрасить солнышко, которое будет согревать их грядки.

Огород на окне для детей 5-6 лет

Данная возрастная категория отличается от предыдущей тем, что у детей уже есть накопленный опыт по созданию огорода и сформированы азы по уходу за ним. Огород на окне старшая группа может создать уже с более разнообразным видом культур, тут могут быть знакомые детям лук, бобы, горох и новые овощные культуры, такие как комнатные огурцы. Выращивание будет требовать большего внимания со стороны детей, кроме знакомой поливки нужно будет правильно взрыхлять землю вокруг побегов, сделать и правильно разместить сетку для плетения огурца по окну.

Часть обязанностей по уходу за огородом на окне перекладывается с воспитателя на детей — это, например, следить за температурным режимом и освещением. Огород на окне, оформление которого частично ложится уже на плечи воспитанников детского сада, принесет детям массу новых впечатлений и невероятных для их возраста открытий.

Огород на окне для детей 6-7 лет

Огород на окне подготовительная группа уже создает по всем правилам ведения огородной деятельности. Детям в возрасте 6-7 лет можно доверить уже очень многое, на воспитателя здесь возлагается контроль за процессом. Дети самостоятельно могут посеять семена, поливать огород согласно графику дежурств, вести календарь наблюдений. Здесь уже воспитателю нужно разделить коллектив на группы и за каждой группой закрепить определенный участок огорода. Это необходимо для того, чтобы дети не просто учились ухаживать за растениями, но и приобретали опыт общения друг с другом с целью передачи информации по накопленному ими опыту. Каждый ребенок должен быть включен в проект «Огород на окне в детском саду». Оформление тоже возлагается на детей.

С решением данной задачи помогают справиться детское воображение и фантазия. Здесь уже можно смастерить изгородь из картона, поставить пугало в центре огорода, сделать пчелок из цветной бумаги и прикрепить их к сетке для плетения огурцов… В общем, чем ярче и многообразнее будет огород, тем больше информации смогут почерпнуть ваши воспитанники.

«Огород на окне» — его роль в образовательном процессе

Ни для кого не секрет, что создание любого проекта в детском саду должно способствовать образовательному процессу. Огород на окне не является исключением. При правильном использовании данного проекта дети не просто учатся ухаживать за ним, но и расширяют словарный запас при помощи:

  • знакомства с новыми словами (лейка, посадить, взрыхлить, семена);
  • использования стишков, поговорок, загадок про выращиваемые культуры.

Это положительно сказывается на развитии речи.

На занятиях по математике тоже можно использовать огород. Например, предложить детям в подготовительной группе следующее задание: «Нами было посажено 10 луковиц, 8 из них проросли и дали зеленое перо. Сколько луковиц не проросло?». Ребенок, который не смог сделать вычитание в уме, может подойти к грядке с луком и произвести расчет.

Кроме того, на любое ваше занятие может прийти Чиполлино или сеньор Помидор и попросить ребят помочь решить ту или иную проблему. Ведь именно игровая форма обучения является главной в ДОУ.

Дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду» (оформление) воспитывает в детях чувство ответственности за выполнение поставленных задач. А также расширяет их кругозор, они знакомятся с такими понятиями, как ясная погода, облачно, дождливо, температурный режим.

Огород на окне как основоположник исследовательской деятельности ребенка

Каждый ребенок, который принимает участие в творческом проекте, сам того не понимая, становится маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки и появления побега. Затем с помощью воспитателя задача усложняется, ребенок начинает искать ответы на следующие вопросы:

  • Почему одно растение имеет ярко-зеленый окрас, а другое бледное, местами даже желтое?
  • Почему поливая растения с разной периодичностью, мы заметили, что одно из них засохло?

Несомненно, чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно учить детей наблюдать. А чтобы не забыть свои наблюдения их нужно где-то записывать. Здесь помощником им будет дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду», оформление которого сначала будет вести воспитатель, а затем сами воспитанники.

Дети, которые занимаются исследовательской деятельностью с самого раннего возраста, становятся хорошими аналитиками. У них хорошо развито мышление с установлением причинно-следственных связей.

Роль родителей в проекте «Огород на окне»

Безусловно, все делятся с родителями своими впечатлениями, независимо от того хорошие они или плохие. Здесь главное для родителей — проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта «Огород на окне в детском саду», оформление которого требует:

  • понимания протекающих процессов;
  • свежих художественных взглядов;
  • возможностей передачи своего опыта.

Если дети будут видеть участие своих родителей в их детсадовских проблемах, они никогда не станут замкнутыми в себе людьми.

Итог

Казалось бы, простой проект «Огород на окне», а сколько сразу задач образовательного процесса позволяет решить. Экспериментируйте, ставьте новые задачи, и ваши семена обязательно одарят вас прекрасными всходами.