28.03.2019

Оформление уголков экологии в группе детского сада. Уголок природы в средней группе


Любить и охранять природу - это задача каждого гражданина, поэтому прививать сознательность нужно с самого детства. Уход за растениями для малышей - это не просто интересное занятие, а способ открыть еще один красочный кусочек жизни. А если придумать тайну или секрет, то ребенку непременно захочется возвратиться к тому, что он делал. Превратить уголок природы в детском саду в увлекательную игру - вот первоначальная задача воспитателей.

Требования согласно нормативным документам

Прежде всего нужно ознакомиться с требованиями, установленными на государственном уровне. Согласно нормативным документам, в групповых помещениях запрещается:

  • размещать аквариумы, животных и птиц;
  • ставить цветы в горшках на подоконниках в тех комнатах, где дети играют и спят;
  • выращивать ядовитые и колючие растения.

Особое внимание уделяется безопасности детей. Вазоны должны размещаться на специальных подставках или полках, обязательно закрепленных. Высота размещения растений в горшках не должна превышать 1 метр. Уход и ответственность за уголок природы в детском саду осуществляет персонал учреждения, поливать могут дети.

Дополнительные требования к организации уголка природы

В любом дошкольном учреждении управляющий персонал следит за воспитательным процессом в каждой группе. И одной из обязательных норм программы является создание уголка природы в группе детского сада. При его организации воспитателям следует придерживаться следующих норм:

  • Оформление должно быть ярким и красочным, а растения — интересными.
  • Приветствуется наличие календаря природы.
  • Все материалы должны размещаться на уровне глаз ребенка.
  • Инвентарь, необходимый для ухода за растениями, которым могут пользоваться дети, должен храниться в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой. Сюда могут относиться: палочки для рыхления, губки и тряпочки.
  • Если в уголке есть природный материал (камни, веточки, мох), то он должен размещаться в отдельных контейнерах.
  • Оборудование, необходимое для проведения опытов, не должно содержать острых и режущих предметов.

Требования к отбору растений

Растения уголка природы в детском саду должны быть типичными для той местности, где живут дети. Конечно же, никто не говорит выращивать деревья, но дети должны понимать, что их окружает.

Важно помнить, что ребятишки будут стремиться помогать воспитателям ухаживать за растениями. Поэтому нужно выбирать такие виды, которые требуют минимального внимания, чтобы забота о них была бы по силам маленьким исследователям.

При оформлении уголка природы в группе детского сада необходимо выбирать внешне привлекательные вазоны. Они должны удерживать внимание ребенка. Очень хорошо, когда цветки имеют разные листочки по размеру, цвету, форме, структуре. Это помогает детям определять не только общие, но индивидуальные признаки. Понимание разнообразия и многогранности природы определяет жизненные ценности.

Думая о детях, не забывайте о растениях. Некоторые виды требуют особых условий окружающей среды для нормальной жизнедеятельности. Свой выбор следует останавливать на тех, которые способны прижиться в коллективе детского учреждения.

Значение уголка природы

У детей не всегда есть возможность ухаживать за растениями дома. Многие родители не держат вазонов. Но в саду такой уголок является обязательным. И это правило, ведь он выполняет множество важных функций:

  1. Познавательная. Дети узнают мир, который их окружает, знакомятся со строением растений, стремятся познать их. В маленьких исследователях просыпается любознательность, внимание, наблюдательность.
  2. Эколого-эстетическая. Именно от эстетического вкуса воспитателя зависит оформление уголка природы в детском саду. Если он красиво оформлен, в нем есть множество деталей (домики, деревья, нарисованы птицы и другие животные), то это обязательно оценят дети.
  3. Воспитательная. У ребят формируется бережное отношение к флоре, вырабатывается чувство ответственности за зеленые насаждения, осознание значимости их действий.
  4. Практическое. Дети приучаются к труду, к правилам ухода за питомцами, у них формируется трудолюбие, инициативность.
  5. Оздоровительная. Многие растения обладают полезными свойствами: фильтруют воздух, впитывают негативные бактерии. Кроме того, в комнатах, где есть вазоны, всегда свежий воздух.

Самое важное в возрасте 2-3 лет - это научиться различать основные составляющие декоративных культур: листья, стебли, цветки. Поэтому уголок природы в детском саду младшей группы должен иметь крупные вазоны с растениями, у которых большие листки, массивные стебли, есть бутоны. Их не должно быть много. 3-4 представителей флоры достаточно, чтобы малыши уделили им внимание.

Нужно выбирать экземпляры, требующие минимального ухода: полив раз в два-три дня, рыхление земли и очистка листьев от пыли. Эти задания будут посильными для маленьких непосед. Подходящие растения: герань, фикус, бегония, колеус, бальзамин, фуксия.

Своими руками для самых маленьких

Пример организации пространства в младшей группе приведен на фото. Уголок природы в детском саду такого плана сделать очень просто. Обратите внимание, что растений совсем немного, но каждое очень отличается от соседнего.

Отдельно сделан небольшой забор, чтобы отделить зоны. Отличная идея - посадить в прозрачные горшки небольшие растения. Например, фитонию. Она неприхотлива, хорошо растет в тени и не требует ежедневного полива. Ребятам будет интересно наблюдать, как появляются листочки, как внутри горшка развивается маленький мир. Они с удовольствием будут ухаживать за таким уголком природы в детском саду.

Наполнение уголка природы в средней группе

В возрасте 2-4 лет дети часто с радостью посещают детский сад. Уголок природы средней группы уже можно разнообразить более широким ассортиментом растений. В этом возрасте малыши хорошо понимают отличия и могут ухаживать по-разному за растениями. Например, гладкие листочки протирать тряпочкой, а махровые - стряхивать кисточкой. Будет полезно подбирать цветы с разными оттенками. Самое любимое занятие детей - опрыскивать листья из пульверизатора. Предоставьте им эту возможность, поместив растения в отдельную емкость или в раковину, и покажите ребятам, как правильно это делать.

В средней группе количество растений можно увеличить до 5-7 единиц. Пополните ассортимент агавой, хлорофитумом, замией, аспарагусом.

Оформление в средней группе своими руками

Предлагаем разнообразить уголок природы в детском саду своими руками с помощью панно. Возьмите деревянную раму и поместите в нее распечатанное изображение пейзажа родного края. Украсьте раму по периметру бусинами и бисером. Из лент или бумаги можно сделать небольшие оригинальные цветы, которые станут интересным дополнением.

Другой вариант панно - это гербарий. Привлечь к созданию композиции можно и детей. Возьмите формат побольше, например, А3, чтобы хорошо было видно детали. Из высушенных листьев и цветов создайте сюжет из сказки или выложите пейзаж. Приклейте все клеем ПВА, а сверху закрепите лаком. Вставьте панно в раму и поместите в уголок природы.

Старшая группа: выбираем растения

У детей старшей группы продолжает формироваться умение сравнивать предметы и выделять схожие и различные черты. Основное внимание уделяется процессу роста и развития растений. Уголок в группе необходимо обязательно пополнить новыми видами: традесканцией, сеткреазией, плющом, фикусом, папоротником, цикламеном, бегониями, амариллисом.

Существует два интересных растения: спатифиллум и антуриум. Первый символизирует женское начало. Он выпускает длинные белые цветки, похожие на каллу. Внутри они изогнуты спиралькой. Второй - антуриум - имеет крупный красный бутон. Центральный листок круглой формы, а посередине выступает длинная желтая тычинка, символизирующая мужское начало. Эти два растения принято ставить рядом.

Идеи для оформления

Животных в уголок природы помещать нельзя. Но можно сымитировать их присутствие. Предложим несколько идей.

  1. Искусственный аквариум. Возьмите пустой аквариум и на заднем стекле поместите изображения с подводным видом. Пускай там будут кораллы, водоросли, рыбы. Наполните сам аквариум искусственными растениями и камнями. Добавьте башню или красивые раковины. В качестве интересного дополнения закрепите игрушечных рыбок на разной высоте, имитируя их присутствие.
  2. Птичий дом. Из веток сделайте дерево и поместите на него скворечник. Развешайте небольших искусственных птичек: на ветках, в домике.
  3. Норка лисички. Из картона вырежьте куст и раскрасьте его. Внизу сделайте отверстие. Картон закрепите на полу. За ним постелите темную ткань. Отверстие будет имитировать норку. В него можно посадить мягкую или резиновую лису.

Подготовительная группа

В этом возрасте дети уже довольно взрослые, и простого наблюдения для них уже недостаточно. Они активно принимают участие в пересадке и знакомятся с методами размножения растений. У них формируются элементарные знания:

  • какие условия нужны растениям, чтобы лучше расти - свет, вода, тепло;
  • какое у них внешнее строение;
  • как с помощью листочка или части вазона можно вырастить новый саженец.

Выбирать для группы можно абсолютно разнообразные растения, количество которых можно увеличить до 10-12 единиц.

Удивить детей необычным оформлением уголка живой природы в детском саду можно, поместив туда прекрасное растение, которое называется «Жених и невеста». Этот цветок необычен тем, что имеет разные оттенки и чаще всего продается в голубом и белом тонах. Садят два вида в один горшок, и когда они начинают цвести, возникает удивительная картина: одна половина голубая, другая - белая. Так и прозвали - «Жених и невеста», хотя по-научному он называется кампанула.

Идеи для оформления в подготовительной группе

Рассмотрим фото оформления уголка природы в детском саду в подготовительной группе. Детям будет очень полезно принимать участие в процессе посадки растений. Проводить опыты можно с:

  • горохом;
  • перцем;
  • луком;
  • морковкой;
  • укропом, петрушкой;
  • рассадой цветов.

Обязательно нужно вести дневник, в котором отмечать изменения. Для наглядного понимания цикла роста в уголок природы рекомендуется поместить стенд, на котором будут изображения с фазами развития растения — от зернышка до полноценного ростка.

Календарь природы

Любой уголок природы в детском саду будет выглядеть незаконченным, если в нем не будет календаря природы с изображениями:

  • погодных изменений;
  • времен года;
  • дней недели.

Начиная со старшей группы, дети отмечают, какое сейчас время года, какой день и какая погода на улице. В младшей группе в качестве игры предлагается одеть куклу точно также, как дети одевались на прогулку. Таким образом ребята запоминают, чем отличается зима от лета, и как нужно одеваться в разную погоду.

Кроме того, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы в каждой группе были:

  • игрушечные овощи и фрукты в большом количестве;
  • игровые наборы с изображением животных и птиц;
  • альбомы и картинки с временами года;
  • рисунки детей о природе, поделки из природного материала;
  • средства для создания поделок - материалы, клей;
  • различные инструменты для ухода за растениями и проведения опытов;

Детей подготовительной группы можно познакомить с такими предметами, как лупа, микроскоп, весы.

Выводы

Любой уголок природы в детском саду является важной частью воспитательного процесса и создается прежде всего благодаря стараниям и работе воспитателей. Детям нужна природа, особенно в городах, где выезд в лес на пикник - это очень большая редкость, а огородов нет и в помине. Приучать детей к труду, воспитать любовь к ближним - вот первостепенная задача не только педагогов, но и нас - взрослых ответственных родителей.

Уголок природы - обязательная часть развивающей среды детского сада. Невозможно представить группу любого возраста без комнатных растений, разнообразного и увлекательного игрового, демонстрационного материала на природоведческие темы. Особенно важно правильно организовать и наполнить необходимым содержимым уголки природы в группах старшего дошкольного возраста, где воспитываются будущие школьники.

Цель создания уголков природы в старшей группе детского сада

Дети шестого года жизни стоят на пороге школьной жизни. От того, как сумеют воспитатели привить им любовь и бережное отношение к природе, научат понимать и уважать её законы, соблюдать правила целесообразного поведения в природе, зависит не только успешное обучение ребёнка в школе, овладение новыми знаниями в сфере природоведения и экологии, но и будущее нашей планеты. Ведь современные дошкольники - это будущие взрослые, которым предстоит жить в XXI веке, заботиться о сохранности нашей планеты для следующих поколений.

Любовь к природе, впрочем как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства.

И.С. Соколов-Микитов

Старший дошкольный возраст - период вдумчивого, серьёзного восприятия информации. Если четырёхлетки ещё не вполне могли справиться со своим темпераментом и усваивали в большей мере то, что им было интересно, захватывало, то старшие дошкольники способны управлять своим вниманием, запоминая даже ту информацию, которая не является занимательной, удивительной, поражающей воображение, но полезна и нужна. Значительно увеличивается и объём знаний, который могут усвоить дети. На качественном и количественном изменении психических процессов детей шестого года жизни строятся возросшие программные требования. Чтобы воспитать в ребёнке любовь к природным явлениям, неживым объектам и живым существам, необходимо в первую очередь вооружить его обширными знаниями о природе, её многообразии, взаимосвязях и закономерностях, которые в ней существуют.

С пониманием того, что в природе нет ничего «лишнего», «вредного» или «плохого» придёт умение ценить её богатства, стремление хранить их.

Детям шестого года жизни также доступно понимание взаимосвязей в экологических системах, таких как «лес», «луг», «водоём», у них высоко развита любознательность, стремление к исследовательской и опытной деятельности, интерес к детской научной литературе.

Любовь к природе у дошкольников формируется на основе познания её законов и умения видеть её красоту

Не менее важно развивать в детях эстетическое восприятие окружающего. Научив ребёнка видеть чудо, которое скрывается и в огромном облаке, и в малой капле росы, педагог сумеет достучаться до чуткой детской души и заложит основы гуманного отношения к окружающему миру. Ведь любить и беречь нужно не только то, что приносит пользу, но и то, что радует нас своей красотой.

Учитывая это, уголки природы в старших группах детского сада, служат отличным подспорьем для воспитателя при осуществлении программных задач в области ознакомления с природой и воспитания экологической культуры (по примерной образовательной программе «От рождения до школы»):

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь её.

Обычно уголки природы очень красивы. Пышная зелень, цветы, яркие грозди рябины, букеты осенних листьев украшают и оживляют помещении группы. Но эстетическая функция, хоть и важна, не является главной целью при организации уголка природы. В первую очередь уголки природы создаются в групповых комнатах для того, чтобы воспитанники имели возможность ежедневно общаться с миром природы, наблюдать доступные живые и неживые объекты не на картинках, а в их реальном виде, знакомиться с ними с помощью всех органов чувств.

Помимо развивающих и воспитательных задач, уголок природы выполняет и санитарную: способствует очищению помещения от пыли, создаёт благоприятный микроклимат

Общие требования к организации уголков природы в дошкольных учреждениях

Прежде чем приступить к обустройству и наполнению уголка природы, воспитатель должен ознакомиться с СанПиН и другими нормативными документами. Создавая уголок, нужно учесть такие моменты:

  • Содержание животных (млекопитающих, птиц, рыб, пресмыкающихся) в групповом помещении современными санитарными нормами запрещено.
    • В тех детских садах, где всё же решают оставить животных, чтобы дети могли наблюдать за ними, для попугайчиков, хомячков и прочих питомцев отводят отдельную комнату. Животных в клетках оттуда приносят в младшие группы для наблюдений. Дети старшего возраста могут посещать живой уголок, кормить любимцев, наблюдать за их поведением в привычной для животных обстановке.
    • Чистят клетки, меняют подстилки и выполняют прочие работы по уходу за животными только взрослые. Привлечь детей старшего дошкольного возраста к труду можно, поручив им сбор корма для питомцев (например, попросить сорвать листья капусты на огороде для морской свинки).
  • Оборудование и экспонаты уголка природы не должны представлять опасность для детей.
    • Воспитателю следует ответственно отнестись к подбору инструментов, исключить острые, режущие, колющие.
    • Также нужно знать, какие растения ядовиты, и не допустить их появления в уголке природы.
    • Не рекомендуется разводить колючие растения. Дежуря в уголке, выполняя трудовые действия, дети могут пораниться о них.
    • Мебель, полки, крупные части оформления необходимо как следует закрепить, проверить на отсутствие острых углов, мелких деталей, которые дети могут отсоединить.
    • Материалы для самостоятельной исследовательской деятельности не должны быть мелкими настолько, чтобы дети могли их засунуть в ухо, нос. Даже на шестом году жизни ребятишки иногда проявляют свои таланты исследователей во вред собственному здоровью. Поэтому перед работой с природным материалом необходимо каждый раз проводить инструктаж, напоминать детям, как обращаться с пособиями и материалами. Мелкие семена, ракушки, камушки дают для рассматривания в прозрачных пластиковых пакетах, ёмкостях, которые наглухо запаяны или закрыты.
    • Нельзя использовать для опытов бьющиеся стеклянные пробирки, стаканы и пр. Их заменяют пластиковой прозрачной посудой.
    • Если у кого-то из детишек замечена аллергия на определённые растения, от живого объекта следует отказаться и заменить другим растением.
  • Эстетичность и гармоничность. Цвет мебели, а также оформление календарей природы, наблюдений должны сочетаться с общим дизайном группы. Растения в уголке природы размещают здоровые, хорошо облиственные, обильно цветущие, что радует детей и способствует воспитанию любви к живой природе. Украшают и повышают интерес детей к уголку рисунки и поделки детей на природоведческую тематику.

С любовью и вкусом оформленная природоведческая зона послужит украшением группы и любимым местом игр и отдыха малышей

Оборудование уголка природы в старшей группе

Уголок природы в старшей группе оснащают разнообразным оборудованием, которое помогает педагогу решать требования программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В первую очередь, это живые объекты (растения) и всевозможные инструменты и приспособления по уходу за ними.

Растения в уголке природы для старшей группы и уход за ними

Образовательные программы («Истоки», «От рождения до школы», «Детство») предъявляют к педагогам такие требования:

  • расширять представление детей о комнатных растениях;
  • учить разным способам ухаживать за растениями в зависимости от их внешнего вида;
  • дать представление о вегетативных способах размножения комнатных растений.

В уголке одновременно могут находиться до 10 различных видов растений (из которых дети называют 6–7). Подбирать их нужно так, чтобы дошкольники могли исследовать и сравнивать различную форму и особенности листьев (крупные или мелкие, цельные или рассечённые, опушённые или гладкие), положение стебля (прямостоячий, стелющийся, вьющийся), форму корней и корневищ (мочковатая, клубень, луковица).

Поскольку растения в уголке природы пополняются с самой младшей группы, их состав к старшей группе будет очень разнообразен:

  • обыкновенная герань;
  • фуксия;
  • бегония вечноцветущая;
  • примула;
  • камелия;
  • китайский розан;
  • аралия;
  • алоэ;
  • агава;
  • бегония-рекс;
  • аспарагус;
  • душистая герань;
  • традесканция;
  • комнатный виноград;
  • вьющийся плющ;
  • примула;
  • кливия.

Фотогалерея: растения дл я уголка природы в старшей группе

Листья агавы нужно очищать от пыли влажной жёсткой кисточкой Примечателен аспарагус тем, что может расти и развиваться даже в тени Неприхотливый в уходе бальзамин порадует детей своими нежными цветами На примере камнеломки дошкольники ознакомятся с растением, которое размножается отростками, «детками» Сравнивая колеус нескольких цветов, дети убедятся в многообразии растительного мира Традесканция - довольно прихотливое и требующее внимания растение, но отблагодарит за заботу пышной и красивой листвой В младших группах дети только ухаживали за фикусом, а воспитанники старших групп могут описать его внешний вид и даже нарисовать Красота цветущего цикламена не оставит детишек равнодушными

Разумеется, все эти объекты иметь необязательно. Воспитатель выбирает те, которые может приобрести, обращается за помощью к родителям, и они охотно помогут наполнить уголок необходимыми растениями. Возможен также обмен между группами, когда красивое, привлекательное растение по очереди содержат в уголке природы нескольких групп, чтобы наблюдать за ним в течение 2–3 недель.

Дети старшей группы должны уметь сравнивать свойства и особенности внешнего вида объектов природы, поэтому в уголке природы одновременно размещают и очень похожие растения (два вида бегоний, колеуса), и различные (традесканция и алоэ), обращая внимание на их отличия и сходства.

Дошкольники шестого года жизни уже способны выполнять такие виды работ по уходу за растениями:

  • очищение листьев от пыли;
  • удаление сухих листьев, частей стебля;
  • полив и рыхление почвы;
  • перевалка в горшки большего объёма, пересадка;
  • размножение растений отпрысками, частями корневищ, листовыми черенками, луковицами.

Первые три действия дети выполняют самостоятельно, перевалку и разведение - при непосредственном участии и контроле воспитателя. Воспитанники могут под руководством педагога готовить и посадочный материал (ставить листовые черенки на проращивание, разделять и очищать луковицы).

Вместе с воспитателем дети могут и развести рассаду для огорода, и комнатные цветы пересадить

Чтобы дети могли сами ухаживать за «зелёными друзьями», им нужно предоставить инструменты, обустроить место и дать знания об особенностях различных растений. Что необходимо иметь:

  • Фартуки и нарукавники из непромокаемой ткани для защиты одежды от загрязнений. Поскольку в уголке природы проводится и коллективный труд, желательно иметь 10–15 комплектов. Сшить фартуки помогут мамы воспитанников, это не потребует большого вложения средств.
  • Клеёнку, ею застилают стол, если намечена перевалка и пересадка в помещении.
  • Лейки, тазики, горшки разных размеров, запас грунта, совки, лопатки, дренаж (керамзит, пластиковые крышки и т. д.)
  • Палочки для рыхления почвы, деревянные, удобные для детской руки, с закруглёнными краями, толщиной около 1,5–2 см.
  • Инструменты для удаления пыли с листьев. Они различаются в зависимости от особенностей листовой пластины. Для широких гладких листьев, как у фикуса, используют влажные губки. Для плотных игольчатых типа алоэ - жёсткие влажные кисточки на длинной ручке (можно использовать широкие для клея или самые маленькие для хозяйственных работ). Пыль с фиалки и других растений, у которых есть опушение, но сам лист нежный, осторожно удаляют сухой мягкой кистью. Это может быть большая рисовальная кисть.
  • Схемы процесса работы. Помимо словесной инструкции педагога, детям старшей группы предлагают использовать схемы, на которых указаны основные этапы работы, которую необходимо выполнить. Использовать их можно тогда, когда дети хорошо усвоили словесные инструкции, для развития памяти, образного и абстрактного мышления.
  • Тряпочки для протирания полок и стола, щётка и совок для пола.

Детворе очень нравится ухаживать за растениями, проявлять доброту и заботу

Воспитателю необходимо с самого начала приучать детей доводить начатое дело до конца и наводить порядок. Некоторые воспитанники считают работу законченной, как только выполнена основная задача (пересажено или полито растение, обрезаны сухие листья), и они забывают об уборке или теряют интерес к завершающему этапу деятельности. Таких детей не ругают, не заставляют убрать за собой. Лучше попросить желающих помочь, убрать и расставить инвентарь на места.

Однако следует обращать внимание на тех ребятишек, кто стремится навести порядок после труда в уголке природы, хвалить их за аккуратность, любовь к чистоте, приводить в пример остальным: «Посмотрите, ребята, как постарались Оля и Алёша! Они не только цветы рассадили, но и всё чисто убрали, ни соринки не оставили. Нашим новым цветам так приятно будет жить на чистой полке, в порядке, уюте. Они тоже благодарят Олю и Алёшу, кивают своими листочками». Вскоре поддержание порядка и чистоты в уголке природы станет увлекательным делом для всех ребят.

Календари и дневники наблюдений

Не менее важными задачами организации уголка природы являются:

  • Совершенствование представлений о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, частях суток.
  • Формирование понятий о связях между живой и неживой природой.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности детей.

Решению этих задач служит такой важный элемент уголка природы как календарь наблюдений. Основным видом наблюдений в природе в старшей группе является наблюдение за погодой. Следовательно, на ярком информационном стенде, каким является календарь наблюдений в старшей группе, основное место отводится отображению состояния погоды.

Наблюдение за погодой проводят после утреннего приёма или во время дневной прогулки. Чтобы определить состояние погоды, дети должны хорошо знать её характеристики и пользоваться соответствующими терминами: «Солнечная, дождливая, пасмурная, облачная и т. д.» Возвратясь в группу, воспитанники заносят результат наблюдений в календарь, используя упрощённые изображения (солнышко, облако, тучу с дождевыми каплями, снежинку).

Для записи ежедневных наблюдений воспитатель расчерчивает альбомный лист на столько частей, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Дети рисуют определённый значок в нужной клетке или вклеивают заранее подготовленную картинку. Чтобы ребятишки лучше ориентировались в днях недели, быстрее находили их, один и тот же день на разных неделях обозначают одинаковым цветом.

Возможен вариант календаря, данные в который вносят не за месяц, а за неделю, обозначая её дни условным цветом, а ветер, дождь, температуру воздуха - знаками (туча, дерево, человечек).

Календарь наблюдений за погодой должен содержать множество обозначений, которые дети рисуют сами или с помощью педагога, закрепляя свои знания о погодных явлениях

Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают несколько окошек небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то или иное явление на прогулке.

Для осени это могут быть: гроздь рябины, каштан в колючей кожуре, лужа, большие грозовые тучи, золотые листья; зимой: заснеженное дерево, снегирь, сугроб, воробьи у кормушки. Вполне возможно, на прогулке детвора увидит явление природы, которого нет на картинке: радугу, редкую птицу (иволгу, сойку) или заинтересуется мхом на стволе дерева, овощами на огороде. В таком случае интерес ребят нужно поддержать и закрепить, предложив после прогулки нарисовать увиденное.

Среди множества готовых календарей природы для детских садов лучше выбрать тот, на котором предусмотрено место для рисунков воспитанников

Кроме наблюдений за погодой и объектами природы на прогулке, в старшей группе детского сада ведутся наблюдения за птицами (какие именно прилетали к кормушке или к окну в зимние дни), ростом лука, гороха или овса в огороде на окне. Такие наблюдения длятся не дольше двух-трёх месяцев, но их результаты заносятся в дневник, альбом или тетрадь, которые потом хранятся в уголке природы.

Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности

Исследование природы и познание её тайн тесно связано с опытной, экспериментальной и исследовательской деятельностью. Чтобы стимулировать познавательную активность детей, уголок природы должен быть оснащён оборудованием и материалами для экспериментирования и опытов. В первую очередь, это простые и в то же время занимательные предметы, соединив которые попарно, воспитатель даст ребёнку и увлекательное занятие, и пищу для размышлений:

  • Магнит и алюминиевые, медные, железные предметы (безопасные для детей). Почему не все они притягиваются, хотя звенят, если постучать ими друг о друга?
  • Увеличительное стекло и ткань, бумага, кожа, мех в небольших лоскутках. Как выглядит их поверхность при увеличении? Какой из материалов наиболее похож на наши ладони, чем, почему?
  • Трубочки от коктейля и пёрышки, шарики для пинг-понга, салфетки, камушки, монеты. Почему одни катятся или улетают, если на них подуть? Камень падает громко, а перо тихо. Камень можно бросить далеко, а шарик из салфетки нельзя. Почему?
  • Таз с водой и бумажные кораблики, полоски бумаги, салфетки, монеты, камни. Одни плавают, другие тонут. А что случится с пёрышком? С мячиком для пинг-понга? Дети способны сделать правильное предположение на основе полученного опыта и испытают огромную радость, когда их догадка подтвердится.

Обычно материалы для опытов и экспериментирования располагают рядом с уголком природы, потому что наблюдения в природе и экспериментирование тесно связаны

Помимо вышеперечисленных, в уголке природы могут находиться такие предметы и объекты естественного происхождения:

  • песок, глина;
  • сахар и соль (их не пробуют на вкус, а изучают растворимость в воде);
  • каштаны, жёлуди, шишки;
  • обрезки дерева, опилки в плотно закрытой таре;
  • чай, кофе (чтобы рассмотреть, растворяются ли они в воде, окрашивают ли её, и провести беседу с опорой на опыт детей);
  • крупы, мука;
  • семена растений.

Сезонные объекты в уголке природы

В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:

  • букет осенних листьев;
  • корзинка с овощами или фруктами;
  • грозди рябины (следует подчеркнуть в беседе с малышами, что после того, как рябина «погостит» у них, её отдадут на корм птицам и ягоды не пропадут зря);
  • еловая или сосновая ветвь;
  • макет (поделка) снегиря на ветке;
  • макет снеговика;
  • полянка с подснежниками (поделка) и так далее.

В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами

Разнообразие сезонных объектов зависит от фантазии и творческого потенциала воспитателя группы. Многие сезонные поделки он может изготовить вместе с детьми или провести конкурс среди семей воспитанников на лучшую зимнюю, весеннюю, осеннюю поделку, рисунок, аппликацию. И ребятишки будут увлечены полезным делом, и родители проведут время с малышами, обучая их труду и усидчивости. А развивающая среда группы пополнится замечательными произведениями семейного творчества.

Дидактические игры и пособия

Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:

  • О диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака - друг человека, помогает ему, защищает, а волк - дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека).
  • О растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках).
  • Об экосистемах «лес», «луг», «сад», их особенностях.
  • О представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся.
  • О растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли).
  • О связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей.
  • О влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком.
  • О природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком.

Чтобы знания на эти темы постоянно могли совершенствоваться и развиваться в индивидуальной и групповой работе с детьми, в уголке природы необходимо иметь настольно-печатные игры: «На огороде и в саду», «Кто где живёт, какую пользу приносит?», «Маленькие друзья человека (о полезных насекомых)», «Экологическая ромашка», «Экологическое солнышко», «Мы путешествуем», «С какой ветки эти детки?», «Выстрой цепочку», «Друзья природы» и др.

Таблица: примеры игр на экологическую тематику для детей 6-го года жизни

Название и оборудование игры Задачи Ход игры
Экологическое солнышко.
Плакат с изображением солнышка, в центре и на концах лучей которого расположены кармашки. Предметные картинки: 3–4 «центральные» и по 6 зависящих по смыслу. Конверты (мешочки).
Формировать у детей представление о взаимосвязях между живой и неживой природой, совершенствовать умение высказывать своё мнение, воспитывать экологически целесообразное поведение. Воспитатель располагает плакат так, чтобы он находился на уровне глаз детей и был всем хорошо виден. Достаёт из мешочка «центральную» картинку и укрепляет в центре солнышка.
- Дети, кто изображён на картинке? (Корова). Корова - очень полезное животное, а чем же она полезна? (Она даёт много молока, из которого делают вкусные витаминные, полезные для здоровья продукты). А какие явления природы помогают корове давать молоко? Давайте расскажем. Из другого мешочка (конверта) педагог или ребёнок по одной извлекает и устанавливает в кармашках на концах лучей солнышка картинки с изображением объектов природы, дети поясняют, как то или иное связано с коровой (Одуванчики и клевер - еда, которую корова ест, чтобы давать молоко. Пчёлы опыляют цветы, которые ест корова. Камни - из камней построен тёплый коровник и т. д.)
Выстрой цепочку.
Карточки с изображением явления природы, живого объекта (начального), цепочки из стрелок 2–3 пустых окошек, ведущих к другому объекту (завершающему). Предметные картинки.
Закрепить знание взаимосвязи между явлениями природы, миром животных и растений, развивать связную речь, умение строить предложения, воспитывать интерес к миру природы, любовь к животным, растениям. Детям раздают карточки, на которых изображено животное, растение, явление природы, просят рассмотреть, что было вначале и что стало потом. Когда ребёнок опишет свою карточку, ему предлагают достать из конверта ещё 2–3 картинки, связанные по смыслу с его карточкой, разложить их в окошки и описать, что же произошло с героем.
Например, на карточке в первом окошке изображён серый зайчик, а в последнем - белый. Ребёнок рассказывает: «Сначала зайчик был серый, а потом стал белый, сменил шубку». Достав из конверта картинки с изображением снегопада, лисы, серого зайчика, который прячется под кустом, ребёнок выстраивает цепочку и поясняет: «Осенью зайчик был в серой шубке, но выпал снег, всё стало белым. Лиса ищет зайчика, хочет поймать. Зайчик в своей серой шубке боится выйти на снег. Но природа подарила ему белую шубку, чтобы прятаться на снегу от волка и лисы».
«Найди дом для животных».
Большие карточки с изображением луга, леса, поля, сада. Предметные картинки с изображением растений и животных-обитателей этих природных зон.
Закрепить знания о растениях и животных леса, луга, сада, поля. Развивать познавательный интерес, представление об экосистемах ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе. Игра проводится по принципу лото. Детям раздают большие карточки, просят внимательно рассмотреть и назвать, что на них изображено. Ведущий достаёт из мешочка или конверта предметные картинки и показывает детям, и тот, кто узнал «обитателя» своей экосистемы, забирает карточку себе. Если ребёнок ошибся и никто из детей не знает правильного ответа, на ошибке внимание заострять не нужно, карточку откладывают и повторяют действия с ней, когда конверт (мешочек) опустеет.

Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: плакаты, сюжетные картины, серии картин о природе. Дети старшей группы, в отличие от младших, могут хорошо усваивать изображения на фотографиях, поэтому красочные, вызывающие удивление и радость фото нерукотворных сокровищ нашей планеты также могут содержаться в уголке природы.

О красоте некоторых природных явлений невозможно рассказать словами - их только можно запечатлеть на фото

Пособия для изучения различных климатических зон педагог может изготовить самостоятельно или с помощью детей: приобрести игрушки, изображающие экзотических животных, обустроить в коробке или на подставке африканский или арктический уголок. В дело пойдут блёстки, пайетки, пенопласт, картон. Такие макеты получаются очень красочными, интересными, но для ежедневных игр не подходят: хрупкие и недолговечные.

Выйти из положения и удовлетворить одновременно и потребность детей в игре, и желание создавать новое можно, предложив воспитанникам старшей группы моделирование.

Для обозначения и поддержания игрового сюжета необходимы фигурки зверей определённой природной зоны. Допустим, сегодня дети моделируют Арктику. Значит, им понадобится набор, состоящий из полярных лисиц, белых медведей, моржей. А создавать арктические торосы, снега и холодный океан дети могут из одноразовых стаканчиков белого и голубого цвета, ватных дисков, кусков голубой и синей плёнки, даже из ткани. Эти материалы не очень долговечны, но лёгкие, пластичные, а стоят совсем недорого.

Перед игрой нужно повторить, как обращаться с материалами: не рвать, не разбрасывать, использовать только для игры, делиться с товарищами.

Моделировать можно лес, пустыню, океан, используя соответствующие игрушки и бросовый материал нужного цвета. После игры всё складывают в коробку, а игрушки-животные возвращаются в уголок природы, на свои макеты.

Прекрасными наглядными пособиями могут стать папки, которые педагог оформит сам или с помощью коллег и родителей: «Наше лето», «Собираем урожай», «Что растёт и кто живёт у нас в парке?», «Знай родной край». Они послужат материалом не только для развития детей, но и для воспитания любви к своей малой родине, городу или селу.

В рамках экологического проекта дети совместно с педагогом и родителями изготавливают рисунки, придумывают и иллюстрируют сказки, стихи, рассказы о природе. По окончании проекта эти материалы также можно хранить в уголке и использовать для работы с дошкольниками.

Для знакомства с миром экзотических, удалённых природных зон в старшей группе ДОУ используют макеты и моделирование

Подбор литературы для уголка природы в старшей группе ДОУ

Дети старшей группы любят рассматривать иллюстрации в книгах, а многие ребятишки уже читают сами. Поэтому в уголке природы нужно иметь книги: детские энциклопедии, сборники рассказов, стихов, загадок о природе, её явлениях, растениях и животных для чтения детям воспитателем, а также книги с крупным шрифтом и одним-двумя небольшими произведениями для самостоятельного чтения. Книги меняют в зависимости от сезона.

Паспорт уголка природы в старшей группе ДОУ

Всё оборудование и объекты уголка природы заносят в специальный паспорт.

Таблица: примерное содержание паспорта уголка природы

Раздел паспорта Содержание
Название уголка «Мы и природа», «Окошко в природу», «Как прекрасен этот мир», «Удивительный мир природы» и т. д.
Ответственное лицо Воспитатель группы
Пояснительная записка Раскрываются цели и задачи работы уголка, ожидаемые результаты его функционирования.
Растения Название и характеристики растений (из какого региона происходит, потребность в свете, поливе, особенности ухода).
Материал и оборудование для экспериментирования Перечисляется материал для опытов и экспериментов, инструменты, оборудование, даётся краткое описание, как ими пользоваться.
Природный материал Перечень объектов
Дидактические игры Перечень игр
Пособия, литература Перечень пособий и книг с кратким описанием

Фотогалерея: примеры оформления паспортов растений

Колеус Нефролепис (папоротник)

Деятельность старших дошкольников в уголке природы

Кроме наблюдений, экспериментирования, игр и моделирования, дошкольники 6-го года жизни выполняют в уголке природы трудовую деятельность в форме коллективного труда, дежурств и поручений, а также занимаются, изучая живые объекты и правила ухода за ними.

Труд в уголке природы

Коллективный труд в уголке природы целесообразно проводить не более 1 раза в месяц. Во время этой деятельности выполняются такие виды работ:

  • тщательно осматриваются растения, удаляются все сухие листья и стебли;
  • протираются горшки и полки;
  • чистится и приводится в порядок оборудование;
  • просматриваются игры, книги, наглядные пособия, отбираются те, которые нуждаются в ремонте;
  • обновляется и пополняется запас природного материала.

Дежурства по уголку природы ведутся ежедневно. Дежурных могут назначать на неделю, два-три дня, но наиболее удобно и прижилось в детских садах назначение дежурных на один день. Дежурные приводят в порядок оборудование уголка природы, поливают растения, рыхлят землю в горшках, в некоторых дошкольных учреждениях и погоду за день тоже отмечают дежурные. В конце дня, когда дежурство окончено, воспитатель оценивает работу дежурных, хвалит за старание, отмечает, что им удалось сделать наиболее успешно.

Поскольку дети не могут уследить за всем, что находится в уголке природы, воспитатель может привлечь для помощи им одногруппников, давая эпизодические поручения: «Наташа и Валя, помогите разложить эти картинки по коробкам для игр, они перепутались. Игорь, помоги нашим дежурным сложить магниты и увеличительные стёкла». Некоторые дети любят действовать с оборудованием для опытов, предметами и игрушками из уголка природы, но складывать вещи после игр предоставляют дежурным. Воспитатель напоминает малышам, что правило: «Поиграл - положи на место» действует и в уголке природы, хотя там и есть дежурные.

Организовывая дежурство в уголке природы, нельзя допускать переутомления детей, нагружать их скучной монотонной работой. Главная цель дежурств - не только воспитание трудолюбия и ответственности, но и любви к живой природе, желания беречь и защищать её, радости от общения с нею.

Дежурство всегда должно быть в радость и вызывать положительные эмоции

Непосредственная образовательная деятельность в природоведческой зоне старшей группы

Занятия собственно в уголке природы проводятся не очень часто, 3–4 раза в год: в начале учебного года детей знакомят с обустройством и объектами, которые находятся в нём, в течение года 1–2 занятия посвящены повторению правил ухода за растениями, знаний об их особенностях, а в конце года проводят обобщающее занятие, на котором закрепляют изученное. Но материал из уголка природы используется практически ежедневно, для наблюдений, индивидуальной работы, игр и занятий.

Длительность занятия не должна превышать 25 минут.

Таблица: конспект НОД «Дежурство в уголке природы», разработала О. Ю. Левенец

Этап НОД Содержание этапа
Задачи Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями. Закрепить знания структуры трудового процесса, упражнять в практических навыках поливки, рыхления растений.
Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.
Материалы Посылка с принадлежностями для дежурства в уголке природы: фартуки, леечки с водой, лопатки для рыхления почвы, кисти для ухода за мохнатыми листьями, влажные салфетки.
Организационная часть В группу пришла посылка от Золотой Рыбки (хозяйки экологической тропы) с принадлежностями для дежурства в уголке природы.
Воспитатель предлагает рассмотреть, что в посылке.
- Каждому дежурному нужно своё оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы мне будете помогать. Будьте внимательны, следите за тем, что я делаю и учитесь. Кто хочет мне помогать?
Основная часть Воспитатель приглашает одного ребёнка. С помощью взрослого ребёнок надевает фартук и демонстрирует, как правильно поливать растения, касаясь носиком лейки края горшка.
Воспитатель комментирует действия ребёнка:
- Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильном поливе, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон.
Нужно убирать старые засохшие и заболевшие листья, аккуратно и неглубоко рыхлить почву, протирать твёрдые листья влажной салфеткой и мохнатые листья мягкой кисточкой.
Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями (на примере одного растения).
Воспитатель напоминает, что все предметы, которые дети использовали во время дежурства, нужно помыть и убрать на место.
Воспитатель:
- В уголке природы не бывает точного повторения одних и тех же действий, поэтому вы должны постоянно проявлять смекалку и инициативу.
- Ребята! Вам понравилась посылка рыбки? (Дети отвечают). Какие необходимые предметы прислала вам рыбка! (Заглядывает в посылку).
- Ой, да здесь ещё какие-то карточки с заданиями. Давайте поможем рыбке?
Проводится игра «Угадай по описанию» (комнатные растения).
Заключительная часть Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием рыбки. На память о рыбке у нас в группе останутся морские камешки, они пополнят нашу коллекцию.

Анализ оформления и работы уголка природы

Анализ уголка природы проводит методист дошкольного учреждения во время плановой тематической проверки («Состояние работы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию») или же сам воспитатель во время смотра-конкурса уголков, когда коллеги из всех групп приходят друг к другу, чтобы ознакомиться с проведённой работой и перенять опыт.

Анализ уголка включает в себя такие пункты:

  • Безопасность.
  • Соответствие возрасту детей. Поскольку уголок природы расположен в старшей группе, то в нём должны быть не только уже известные детям объекты, изображения, но и картинки, энциклопедии, другой материал, который расскажет о новых, незнакомых детям обитателях экзотических природных зон: океана, австралийского континента. Это компоненты опережающего развития, которые стимулируют познавательную активность, пытливость и стремление к новым знаниям.
  • Наполнение уголка (наличие разнообразных растений, материалов, игр и т. д.) в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Доступность для детей, функциональность, практичность (возможность использовать оборудования и материалов на занятии, в игре).
  • Наличие календаря природы, его вид, постоянно ли он ведётся.
  • Способствует ли развитию творчества, фантазии (наличие детских поделок, рисунков, развивающей литературы, пособий).
  • Имеется ли сезонный материал.
  • Эстетичность и креативность оформления.

Перенимая опыт старших коллег, молодые педагоги учатся создавать в своей группе развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию воспитанников, поэтому анализ и взаимодействие педагогов в рамках ДОУ очень важно и необходимо.

Уголок природы - важная и полезная зона в групповом помещении детского сада, особенно если речь идёт о детях шестого года жизни. Формирование экологической культуры, вооружение будущих школьников разнообразными знаниями о мире природы, воспитание любви к живому миру нашей планеты начинается с непосредственного общения с природой. А для многих детишек, особенно городских, такие уголки - порой главное средство общения, настоящее «окошко в природу».

Наверняка каждый родитель обращал внимание на занимательные детские уголки, расположенные в группах детских садов. На первый взгляд, это обычная игровая зона для девочек или мальчиков. Но воспитатели знают, что к созданию развивающе-игровой зоны предъявляются определенные требования. Во всех дошкольных и образовательных учреждениях действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт или ФГОС. Именно данный документ и определяет требования к детским уголкам и развивающим конструкциям.


Родители, воспитатели и руководители дошкольных учреждений должны знать, что оформление уголков в детском саду по ФГОС, соответствуют таким требованиям:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменять игровую среду в зависимости от изменений в обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановке для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности – создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надежность и высокое качество используемых материалов.


Учитывая требования ФГОС, родители могут заняться оформлением уголков в детском саду своими руками. Конечно же, в процессе создания игрового пространства важно учесть возраст детей.


Известно, что в детском дошкольном заведении группы делятся на:

  • младшую,
  • среднюю,
  • подготовительную к школе.


Это значит, что для младших деток лучше организовать уголок для простых игр. К примеру, это может быть уголок для девочек, где можно поиграть в тематические игры дочки-матери, врача. И для мальчиков – для игр с конструктором, для изучения профессии строителя, водителя.

Подготовительная группа рассчитана на детей дошкольного периода. Значит игровой уголок может быть патриотическим, рассказывающим о стране, обычаях. Здесь могут располагаться тематические картинки, прославляющие нацию. Дополнительно должно быть организовано место для развивающих игр. Лото, мозаика, пазлы на патриотическую или природную тему – все это увлекает детей 5-6 летнего возраста.


Оформление уголка детского творчества

Львиную часть времени дети в дошкольном образовательном учреждении занимаются полезными, развивающими занятиями. Одним из любимых дел каждого малыша, является создание поделки своими руками.

Чтобы развиваться в детях стремление творить, в группах детского сада часто обустраивают зоны детского творчества. Недостаточно просто поставить стол или разместить пару полочек. Уголок детского творчества должен быть привлекательным и нравится детям.

Чтобы обустроить творческую зону, можно использовать одну из следующих идей:

  • Кот Леопольд, который держит в своих лапах полку с детскими работами.
  • Композиция из радуги и солнышка.
  • Лесная поляна со зверятами.
  • Раскидистое дерево, на ветках которого разместились детские работы.


Оформление уголка довольное простое, не требующее особенных навыков и знаний. К примеру, чтобы сделать украшение с Леопольдом, показанное на фото, необходимо нарисовать изображение героя на фанере, вырезать и раскрасить. В области ладошек монтируются полочки, на которых и будут размещаться детские поделки. Очень красиво смотрится творческая зона, оформленная радугой и солнышком. Яркая радуга, вырезанная из глянцевой бумаги в сочетании с желтым солнышком и наклеенная на стену, притягивает внимание обитателей и гостей группы. В данном случае поделки размещают на полках, которые закреплены под радугой.


Уголок ИЗО

Выполняя правила ФГОС по оформлению детских тематических зон в детском дошкольном образовательном учреждении, рекомендуется создать уголок ИЗО. Учитывая, что дети очень любят рисовать, такая зона будет просто необходимой для деток разного возраста. Здесь малышам должно быть не только удобно, но и интересно. Обязательно уголок нужно наполнить необходимыми для ИЗО материалами- бумагой для рисования, карандашами, красками, фломастерами. Все это размещаем на невысоких стеллажах, чтобы деткам разного роста, было удобно достать нужный предмет.

1. Значение живого уголка в ознакомлении дошкольников с природой

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

2. Животные и растения - постоянные обитатели уголка природы

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.

Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.

Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

Временные обитатели - это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений - выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин.

В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.).

Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.

Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время - зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы - канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную или сухопутную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных. Кроликов также содержат на участке.

Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

3. Уголок природы в младших группах

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Интересно оформленный в групповой комнате дошкольного учреждения является важной частью общего развития ребёнка. Месторасположение зависит от и его составляющих: наличия растений, их видов, различных панно. Важно, чтобы эта часть комнаты была хорошо освещена, а значит, наиболее подходящее место – у окна. Часто встречается, когда уголок природы располагается в общем , при этом он даже может иметь фонтанчик.

Чем можно оборудовать живой уголок?

Следует учесть, что санитарными правилами запрещается оборудовать уголок природы в групповой комнате клетками с животными. Растения не должны представлять опасности для детей (например, иметь колючки). Для разных возрастных групп формируется свой уголок природы в детском саду, варианты можно увидеть на фото ниже.

Знакомство с природой

Младшая группа детей неприхотлива к видам размещённых растений, ведь их познания в области растениеводства очень невелики. А значит, достаточно расположить несколько видов долго цветущих растений с крупными и ярко выраженными листьями для простоты восприятия детьми. Подойдёт фикус, примула или герань. Одним из преимуществ уголка является предоставленная малышам возможность ухода за цветами. Разумеется, происходит это под наблюдением воспитателя.

А так же

В средней группе растения уже более разнообразны по внешнему виду, форме листьев. Количество их может достигать шести штук. Детям доверяется поливать растения, но не более. В случае если необходима пересадка, то им можно лишь наблюдать за процессом. Так, очень подходят для этой возрастной категории цветы аспарагус или хлорофитум.

Оформление может включать в себя фигурные поддоны для растений. Старшей группе необходимо большее разнообразие для полноценного развития. А потому, количество растений для этой возрастной категории детей можно увеличить и до семи видов, при этом они будут привлекать большее внимание, если на разных уровнях от пола горшки с цветами будут располагаться на изящных металлических подставках. Самостоятельно выполнить их вряд ли удастся, но можно заменить железную конструкцию подвесными кашпо, расположенными на разной высоте.

Природный уголок можно дополнить самописным украшением горшков для цветов. Для этого понадобится гуашь, кисть и декоративный лак. Узор, который наносится гуашью с наружной стороны горшков, может быть самым разнообразным. Здесь допускаются как конкретные образы, так и просто линии, затейливо перемежающиеся между собой. Для детей старшей и подготовительной групп будет интересно самостоятельно выполнить эту работу. После того, как краска высохнет, горшки покрываются лаком. И уже затем происходит посадка непосредственно растений.

Виды панно и процесс изготовления

Уголки природы в детском саду требуют в первую очередь творческого вливания в процесс их организации. Так, можно сделать панно, его размеры при этом ничем не ограничиваются. Понадобится рамка от картины, желательно крупного размера, распечатанная фотография живописной местности родного края, ленты нескольких цветов и бусинки разных размеров. Фотография помещается в рамку, по периметру которой прокладывается одна из лент. Крепление к дереву можно обеспечить кнопками с тыльной стороны рамы. Предварительно перед закреплением в произвольном порядке к ней пришиваются бусины. Из оставшихся лент выполняются цветы разного размера. Для этого нарезаются кусочки одной длины для каждого цветка. Затем методом наложения одной части на другую с соблюдением единого центра сшиваются в одной общей точке. Сверху крепится пуговица, подходящая по цвету и конструкция клеится к раме.

Можно выполнить схожее с предыдущим панно, применив предварительно изготовленный гербарий. Уголок природы в картинках тоже довольно интересный вариант. Для этого нужно на крупноформатных белых листах выполнить композиции при помощи высушенных листьев и цветов. Лучше использовать формат бумаги А3 и больше, чтобы картинки хорошо просматривались издали. Гербарий в этом случае крепится на клей ПВА.


Высадка живых растений

Творческое течение мысли необходимо для того, чтобы украсить детский сад, оформление уголков для которого является лишь малой частью возможных вариантов. Так, можно дополнять живой уголок в зависимости от сезона небольшими ящичками с рассадой, которая со временем будет высаживаться на близлежащем участке. Оформление детского уголка может сопровождаться не только высадкой живых растений, но и осенними букетами из собранных листьев или сушёных цветов.

Так как аквариум разрешается выставлять лишь в живом уголке общего коридора, то в групповой комнате можно сделать искусственный, при этом оформление уголков в детском саду в картинках несколько померкнет для детей в своей красочности. Но, тем не менее, понадобится пустой аквариум, морские камни, которые в любом порядке выкладываются на дне. Но предварительно на заднюю стенку аквариума наклеивается распечатанная фотография морского дна. При желании можно наполнить ёмкость водой.

Оформление детского уголка в библиотеке может включать в себя все перечисленные идеи, с одним лишь отличием – красиво расставленные книги между кашпо с цветами.