25.02.2019

Допустимые габариты груза для перевозки автотранспортом легковым. На сколько груз может выпирать из прицепа? Какая допустимая норма? груз негабаритный


Официальный текст :

Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Комментарий юриста :

Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних. Присоединением юридического лица считается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическому лицу. Под разделением юридического лица понимается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Преобразование юридического лица состоит в его прекращении и образовании на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы. Положения Гражданского Кодекса не препятствуют проведению реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) юридических лиц, в которой участвуют или в результате которой образуются юридические лица различных организационно-правовых форм.

Допустимость такой реорганизации зависит от того, в какие организационно-правовые формы могут быть в соответствии с законом преобразованы соответствующие организации. В соответствии с пунктом 1 данной статьи решение вопроса о реорганизации юридического лица относится к компетенции его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом имеются в виду, в частности, собственник имущества унитарного предприятия или учреждения, члены ассоциации (союза), съезд (конференция) общественного объединения, общее собрание участников хозяйственного общества и т.д. При принятии коллегиальным органом решения о реорганизации требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов или единогласие. Так, единогласное решение необходимо для реорганизации ООО (пункт 1 статьи 92 Гражданского Кодекса РФ), для преобразования производственного кооператива (пункт 2 статьи 112 Гражданского Кодекса РФ).

В случаях, специально установленных законом, допускается принудительная реорганизация юридического лица по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Согласно пункту 2 статьи 57 такая реорганизация юридического лица проводится только в форме разделения юридического лица или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц. Нормы о принудительной реорганизации основываются на статье 10 Гражданского Кодекса РФ , не допускающей использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев (часть 3 статьи 38 Закона о защите конкуренции).

Абзац 2 пункта 2 статьи 57 Гражданского Кодекса предусматривает правовой механизм осуществления принудительной реорганизации юридического лица по решению уполномоченных государственных органов, включающий право соответствующего государственного органа на обращение с иском в суд. В предусмотренных законом случаях реорганизация общества в форме слияния, присоединения или преобразования может быть проведена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Пункт 4 статьи 57 ГК определяет момент завершения реорганизации юридического лица, связывая его с моментом государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, а также с внесением записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц при реорганизации в форме присоединения. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица новое юридическое лицо не создается. Завершение реорганизации обоих юридических лиц определяется моментом внесения органом государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Особенности реорганизации отдельных видов юридических лиц устанавливаются законодательством о таких юридических лицах. Специальные нормы, определяющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица, содержатся в

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Комментарий к статье 57 ГК РФ

1. Статьи 57 - 60.2 ГК РФ посвящены одному из случаев универсального правопреемства - реорганизации юридического лица. Реорганизация в зависимости от ее формы может являться основанием возникновения или прекращения одного или нескольких юридических лиц.

Существует пять форм реорганизации - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При слиянии ранее существовавшие объединяющиеся юридические лица прекращаются и возникает новое. Присоединение означает прекращение присоединяющегося юридического лица. Разделение влечет прекращение юридического лица, которое разделяется, и возникновение новых лиц. При выделении из состава юридического лица образуется одно или несколько новых юридических лиц. Наконец, преобразование юридического лица означает смену его организационно-правовой формы.

В рамках реформы гражданского законодательства предполагалось включение в комментируемую статью ряда запретов, относящихся к реорганизации (недопустимость преобразования некоммерческого юридического лица в коммерческое и т.п.), которые в сочетании с общими положениями ст. 1 ГК РФ об осуществлении субъектом гражданских прав своей волей и в своем интересе создали бы в целом более либеральное регулирование реорганизации: юридические лица могли бы использовать различные сочетания форм реорганизации и были бы стеснены в этом лишь императивными установлениями закона. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона N 47538-6 соответствующие его положения были несколько видоизменены, однако общая идея в целом сохранилась: реорганизация может происходить в "ускоренном" виде (например, одновременное слияние и преобразование), а также с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм. Для реорганизации юридических лиц установлены лишь следующие ограничения:

1) при реорганизации более чем двух существующих юридических лиц необходимо, чтобы закон разрешал преобразование каждого из них в соответствующие "конечные" (будущие) юридические лица (абз. 3 п. 1 комментируемой статьи);

2) не допускается реорганизация с нарушением специальных правил, установленных Кодексом для реорганизации отдельных организационно-правовых форм юридических лиц (см. ст. ст. 68, 92, 104, 106.6, п. 8 ст. 113, п. 3 ст. 123.2, п. 4 ст. 123.4, п. 4 ст. 123.8, п. 4 ст. 123.12, п. 2 ст. 123.15, п. 3 ст. 123.16, ст. 123.17, п. 7 ст. 123.22, п. 3 ст. 123.23, п. 7 ст. 123.24, п. 3 ст. 123.26), а равно правил реорганизации, установленных иными федеральными законами;

3) в случаях реорганизации ряда юридических лиц, занимающихся особыми видами деятельности (кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования и проч.), особенности их реорганизации устанавливаются законами, регулирующими деятельность таких организаций (абз. 5 п. 1 комментируемой статьи).

В результате общие подходы к реорганизации оказались "зашиты" в нормах, посвященных юридическим лицам отдельных организационно-правовых форм, а также юридическим лицам, занимающимся специальными видами деятельности.

2. Реорганизация юридического лица может быть добровольной (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или принудительной (по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда).

Как правило, добровольная реорганизация может осуществляться по усмотрению уполномоченных на то лиц или органов. Причины принятия такого решения не имеют юридического значения. Интересы кредиторов реорганизуемого в добровольном порядке юридического лица защищают положения ст. ст. 58 - 60.2 ГК РФ и другие нормы гражданского права. Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом, реорганизация допускается лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Так, правила о предварительном согласии антимонопольного органа на реорганизацию в некоторых случаях содержит ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

На основании ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в случае неисполнения в установленный Банком России срок его предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

3. Реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного либо нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Условия, при которых допускается принудительное разделение или выделение, определены ст. 38 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в силу норм банковского законодательства в случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления ее реорганизации.

Последствия невыполнения требования о принудительной реорганизации учредителями (участниками) юридического лица уполномоченным ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию его учредительными документами, определяются в соответствии с абз. 2 п. 2 комментируемой статьи. На основании судебного акта вне процедур банкротства происходит замена органа юридического лица на арбитражного управляющего, который выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом представленных арбитражным управляющим документов завершает процедуру реорганизации, а решение суда при этом является основанием для внесения в реестр соответствующих сведений.

4. Комментируемая статья определяет момент, с которого реорганизация считается завершенной, - момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Аналогичные положения содержит ст. 16 Закона о регистрации юридических лиц.

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ комментируемая статья была дополнена правилом о недопустимости государственной регистрации создаваемого в результате реорганизации юридического лица ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации, которое в соответствии с п. 1 ст. 60.1 ГК РФ может быть обжаловано в суде не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (если иной срок не установлен законом). Таким образом, кредиторы и участники реорганизуемого юридического лица имеют как минимум трехмесячный срок для реализации механизмов защиты их интересов. Введение этого положения в ГК РФ обусловлено тем, что после внесения в реестр вновь созданных в результате реорганизации юридических лиц перешедшее к ним имущество может быть отчуждено вполне добросовестным третьим лицам, а "разворот" реорганизации не может повлиять на возврат такого имущества. По этой причине внесение "новых" юридических лиц в реестр не должно осуществляться до истечения срока на обжалование начала реорганизации.

Другой комментарий к статье 57 ГК РФ

1. Реорганизация юридического лица связана с изменением его правового статуса и реализуется в форме:
- слияния. Оно предполагает участие в процедуре не менее двух юридических лиц, которые образуют новый субъект и прекращают свою деятельность;
- присоединения. Одно или несколько юридических лиц присоединяются к одному субъекту. Присоединяющиеся организации прекращают свою деятельность. Организация, к которой присоединяются, сохраняет свой правовой статус, получив дополнительное имущество и обязательства присоединенных организаций;
- разделения. Поскольку юридическое лицо представляет собой имущественный комплекс, то данная форма реорганизации связана с разделением одного субъекта на несколько вновь образованных субъектов и передачей им имущества реорганизованного субъекта. Разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование;
- выделения. Оно предполагает образование одного или нескольких новых субъектов с сохранением правосубъектности прежнего юридического лица. Каждому из вновь образованных юридических лиц передается часть имущества и обязательств организации, из состава которой производится выделение;
- преобразования. Оно позволяет сохранить правосубъектность действующего юридического лица с изменением его правового статуса.

Реорганизация осуществляется на основании решения учредителей юридического лица или всех организаций, принимающих участие в той или иной форме реорганизации. Решение может быть принято как каждым субъектом в отдельности, так и в форме общего решения учредителей всех реорганизуемых субъектов.

2. Новеллой реорганизационной процедуры является возможность участия в ней юридических лиц различных организационно-правовых форм, что ранее было недопустимым. Указанное правило в значительной степени расширяет свободу деятельности учредителей юридического лица в части определения его дальнейшей "юридической судьбы".

Реорганизация субъектов с различными организационно-правовыми формами способствует оптимизации предпринимательской деятельности с учетом ее эффективности и целесообразности, оцениваемых учредителями (участниками) конкретного субъекта по своему усмотрению. В ряде случае учредители на момент образования юридического лица не всегда могут выбрать его оптимально объективную и необходимую организационно-правовую форму. Комментируемая статья позволяет изменить эту форму в рамках реорганизационных процедур уже в процессе деятельности организации, в том числе с учетом основных направлений этой деятельности.

Реорганизация может быть произведена:
- с сочетанием нескольких форм реорганизации;
- с участием нескольких юридических лиц разных организационно-правовых форм.

В процессе реорганизации могут быть изменены:
- организационно-правовая форма юридического лица;
- вид юридического лица и основные цели его деятельности, т.е. коммерческая организация может быть реорганизована в некоммерческую и т.п.

3. Реорганизация юридического лица может осуществляться:
- по решению уполномоченного органа государственной власти;
- с согласия уполномоченного органа государственной власти;
- по решению суда - как правило, роль суда ограничивается утверждением соответствующего решения учредителей в случае его оспаривания либо признания самой реорганизации действительной либо ее отмене.

Решение органа государственной власти о реорганизации или о даче согласия на ее проведения в большинстве своем реализуется лишь в отношении субъектов, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ, ее субъекту или муниципальному образованию. На организации, находящиеся исключительно в частной собственности данное правило не распространяется.

Правовой статус реорганизованных субъектов возникает только с момента государственной регистрацией соответствующего факта - с момента направления регистрирующему органу уведомления о реорганизации. Исключение составляет присоединение, в рамках которого правовой статус сохраняет лишь одно юридическое лицо, а права, обязанности, имущество и ответственность иных субъектов переходит к данному правопреемнику. Утрата правосубъектности присоединяемыми организациями происходит лишь после завершения реорганизации.

4. Неисполнение уполномоченными субъектами обязанностей по реорганизации юридического лица влечет за собой привлечение арбитражного управляющего - независимого лица, в обязанности которого вменяется реализация юридически значимых действий по проведению реорганизационных процедур. В отличие от ранее действовавших норм, комментируемая статья определяет, что указанное независимое лицо выступает именно в качестве арбитражного управляющего, а не внешнего управляющего (как это было раньше). При этом статус арбитражного управляющего определяется решением суда применительно к каждой проводимой процедуре реорганизации. Отсутствие зависимости между утверждением арбитражного управляющего и проводимой реорганизационной процедурой позволяет достичь ее целей во всех случаях принятия уполномоченными субъектами решения о реорганизации юридического лица.

5. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (см. п.1 ст.60.1 ГК РФ).

Обжалование решения о реорганизации выступает в качестве специальной гарантии защиты прав и законных интересов учредителей юридических лиц, а также иных заинтересованных субъектов. Истечение указанного срока исключает возможность реализации данной гарантии. Нормативное закрепление условия о сроке обжалования реорганизации обусловлено практикой реорганизации юридических лиц, которая нередко характеризуется недобросовестностью отдельных ее участников или их уполномоченных представителей. Возможность обжалования указанного решения также способствует обеспечению режима законности в рамках проводимых процедур.

6. Применимое законодательство:
- ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Судебная практика:
- постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 5032/10 по делу N А56-26691/2009;
- постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А66-5147/2008;
- решение арбитражного суда Челябинской области от 11.06.2014 по делу N А76-5818/2014.

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Комментарий к статье 57 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья, посвященная реорганизации ЮЛ, понятие реорганизации не раскрывает. Смысл данной юридической процедуры состоит в том, что посредством ее создаются одни (новые) и прекращаются другие (существующие) ЮЛ, причем обычно данные процессы связаны между собой. Поэтому реорганизация - альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) ЮЛ и одновременно один из способов прекращения одного (нескольких) ЮЛ. Так, реорганизация возможна в пяти формах: слияние (A + B = C), присоединение (A + B = A), разделение (A = B + C), выделение (A = A + B), преобразование (A -> B) (п. 1 ст. 57). Таким образом, при слиянии, разделении и преобразовании возникновение и прекращение ЮЛ протекают параллельно; напротив, при выделении возникновение одного (нескольких) ЮЛ не сопряжено с прекращением другого ЮЛ, а при присоединении прекращение одного (нескольких) ЮЛ не сопряжено с возникновением другого ЮЛ. Поэтому выделение - только способ возникновения ЮЛ (если, конечно, выделение из состава ЮЛ одного или нескольких ЮЛ не связано с одновременной ликвидацией реорганизуемого ЮЛ), а присоединение - только способ прекращения ЮЛ.

При слиянии реорганизация считается завершенной с момента регистрации вновь возникшего ЮЛ, а ЮЛ, реорганизованные в форме слияния, с этого момента считаются прекратившими свою деятельность. При разделении реорганизация считается завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших ЮЛ, а ЮЛ, реорганизованное в форме разделения, с этого момента считается прекратившим свою деятельность. При преобразовании реорганизация считается завершенной с момента регистрации вновь возникшего ЮЛ, а преобразованное ЮЛ с этого момента считается прекратившим свою деятельность. При выделении реорганизация считается завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших ЮЛ. Наконец, при присоединении реорганизация считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных ЮЛ (п. 4 ст. 57 ГК, ст. 16, п. 3 ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц).

Никакие другие формы реорганизации невозможны, но возможны комбинации названных форм, например особо предусматриваемое для акционерного общества разделение (выделение), осуществляемое одновременно со слиянием (присоединением). При реорганизации в форме разделения (выделения), осуществляемой одновременно с реорганизацией в форме слияния, реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния. В свою очередь, реорганизация в форме разделения (выделения) и одновременно осуществляемая реорганизация в форме присоединения считаются завершенными с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения (выделения); такая запись вносится одновременно с внесением в ЕГРЮЛ записи о регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, причем сначала вносится запись о регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения (выделения), затем - запись о прекращении его деятельности (п. п. 1, 9 ст. 19.1 Закона об акционерных обществах). Подробнее о регистрации ЮЛ, создаваемых путем реорганизации, и внесении в ЕГРЮЛ иных записей в связи с реорганизацией ЮЛ см. гл. V Закона о регистрации юридических лиц; о регистрации изменений в учредительные документы ЮЛ и о внесении изменений в сведения о ЮЛ, содержащиеся в ЕГРЮЛ (не связанных с внесением изменений в учредительные документы ЮЛ), - гл. VI Закона о регистрации юридических лиц; см. также Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864).

2. Всякая реорганизация возможна по решению учредителей (участников) или органа ЮЛ, уполномоченного учредительными документами на принятие решения о реорганизации (добровольная реорганизация) (п. 1 ст. 57). Для слияния и присоединения хозяйственных обществ нужен договор между сливающимися обществами (между присоединяемым обществом и обществом, к которому происходит присоединение) (ст. ст. 52, 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. ст. 16, 17 Закона об акционерных обществах). Данные договоры, а также решения о реорганизации посредством других форм должны содержать целый ряд существенных условий, устанавливаемых законом (см., например, п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20 Закона об акционерных обществах).

В предусмотренных законом случаях разделение и выделение возможны по решению уполномоченных госорганов или суда, а слияние, присоединение и преобразование требуют согласования с уполномоченными госорганами (ср. абз. 1 п. 2 и п. 3 ст. 57). В том и в другом случае речь, в частности, идет об антимонопольных органах (см. п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 27, ст. 38 Закона о защите конкуренции). Реорганизация ЮЛ по решению госоргана осуществляется учредителями (участниками), уполномоченным ими органом или органом ЮЛ, уполномоченным на реорганизацию учредительными документами, в срок, определенный в данном решении (вынужденная реорганизация), в противном случае ее осуществляет внешний управляющий - лицо, назначенное судом по иску госоргана для реорганизации ЮЛ (принудительная реорганизация). С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению ЮЛ, он выступает от имени ЮЛ в суде, составляет необходимый при разделении (выделении) разделительный баланс (п. п. 3, 4 ст. 58, ст. 59 ГК) и передает его вместе с учредительными документами вновь возникающих ЮЛ на рассмотрение суда для утверждения. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов вновь возникающих ЮЛ - основание для регистрации последних (абз. 2 п. 2 ст. 57).

Слияние, присоединение, разделение и выделение возможны только в условиях соблюдения чистоты формы. Поэтому акционерное общество может слиться только с другим акционерным обществом (присоединиться только к другому акционерному обществу), а результатом разделения производственного кооператива (выделения из него) могут быть только другие - один или несколько производственных кооперативов. И только при преобразовании одна форма меняется на другую (п. 5 ст. 58 ГК), при этом свобода смены формы ограничена законом (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104, п. 2 ст. 112 ГК, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

Иногда закон запрещает преобразование одной формы коммерческой организации в другую, иногда же разрешает преобразование коммерческой организации в некоммерческую, и наоборот. Так, акционерное общество не может преобразоваться в хозяйственное товарищество, но может преобразоваться в некоммерческое партнерство (п. 2 ст. 104 ГК, п. 1 ст. 20 Закона об акционерных обществах), унитарное предприятие - в государственное (муниципальное) учреждение (ст. 34 Закона об унитарных предприятиях), некоммерческое партнерство и частное учреждение - в хозяйственное общество, объединение ЮЛ (ассоциация или союз) - в хозяйственное общество или товарищество (п. п. 1, 2, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Преобразование коммерческой организации в некоммерческую предполагает переход от универсальной правоспособности к специальной и наоборот с учетом правил п. 1 ст. 49 ГК. Иногда свобода преобразования ограничивается указанием на невозможные формы правопреемника. Так, благотворительные организации не могут быть преобразованы в хозяйственные товарищества и общества (п. 2 ст. 11 Закона о благотворительной деятельности). Известны также ЮЛ (в частности, фонды), которые по прямому указанию закона не подлежат реорганизации в принципе (п. 6 ст. 2 Закона о Центрах исторического наследия Президентов).

3. Реорганизацию следует отличать от целого ряда других мероприятий, с которыми так или иначе связано изменение организационной и (или) имущественной составляющей ЮЛ, а именно от: а) изменения состава участников ЮЛ (в том числе смены собственника его имущества); б) изменения состава и размера имущественных взносов участников в имущество ЮЛ; в) изменения внутренней структуры (устройства) ЮЛ (слияния или разделения цехов, бригад, производств, в том числе филиалов и представительств и т.п.); г) изменения органов ЮЛ (например, формирования в хозяйственном обществе отсутствовавшего прежде совета директоров или отказа от директора в пользу управляющего или управляющей организации); д) создания товариществом или обществом дочернего общества по принципу одночленной компании; е) комплексного отчуждения имущества ЮЛ.

Все эти мероприятия отличаются от реорганизации тем, что изменения (состава участников, размера или структуры имущества, подразделений, органов и т.п.) происходят в рамках одного и того же существующего ЮЛ при отсутствии ЮЛ-правопреемника, а иногда отсутствует необходимый для реорганизации признак универсального правопреемства (например, дочернее общество наделяется учредителем только имущественными активами, но не пассивами, а в таких условиях говорить можно только о сингулярном правопреемстве). При комплексном отчуждении имущества ЮЛ и вовсе имеют место два разных субъекта - отчуждатель и приобретатель (имущества), связанные отчуждательной сделкой (ст. ст. 559 - 566 ГК), причем ни тот ни другой не прекращаются и не возникают вновь, как при реорганизации.

Сложнее соотнести реорганизацию в форме преобразования и изменение вида ЮЛ в рамках единой формы (например, переход от закрытого акционерного общества к открытому или от казенного предприятия к предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения). Сам законодатель явно смешивает вид и форму преобразуемого ЮЛ (п. 5 ст. 58 ГК), говорит о преобразовании закрытого акционерного общества в открытое (абз. 3 п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах) и, заявляя о том, что "не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия...", немедленно говорит о преобразовании казенного предприятия в обычное (ср. п. 4 и абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях). Отсюда само преобразование (и сопряженное с ним правопреемство) можно рассматривать и в связи с реорганизацией как одну из ее форм, и вне связи с реорганизацией как простое видоизменение в рамках единой организационно-правовой формы.

При перемещении по автодорогам необходимо учитывать разрешенные габариты груза для перевозки автотранспортом. Это один из факторов, обеспечивающих безопасность дорожного движения для всех его участников, а также залог успешной транспортировки перемещаемых предметов, товаров, веществ. К тому же ограничение габарита и веса грузов является немаловажным инструментом влияния на конкуренцию. Поэтому эти нормы четко регулируются и требуют обязательного соблюдения.

Что такое габаритный груз?

Габаритным считается груз с размерами, не превышающими норм, действующих для автомобиля. То есть, перевозимое приравнивается к самому транспортному средству. Максимальные габариты для перевозки грузов автомобильным транспортом устанавливаются ПДД и другими нормативными актами.

Автомобильные стандарты в Европейском Союзе

В европейских странах нормы относительно габаритов перевозки автотранспортом определяет директива 96/53, а именно ее приложение. Согласно этому документу, вводятся такие ограничения:

  • общая длина от заднего бампера до переднего: цельнорамный грузовик — 12 м, автопоезд — 18,75;
  • ширина кузова: изотермические фургоны — 2,6 м, общая — 2,55 м;
  • допустимая высота груза для перевозки автотранспортом — до 4 м;
  • вес для машин: двухосные — 18 т, трехосные — 24 т, пяти-, шестиосные — 40 т.

В России

Согласно действующим нормам, автоперевозка осуществляется автотранспортом с параметрами, которые приводятся ниже.

Предельный вес

Для одиночных автомобилей в зависимости от количества осей приняты такие ограничения:

  • две оси — 18 т;
  • три оси — 25 т;
  • четыре оси — 32 т;
  • пять осей — 35 т.

Для седельных полуприцепов, а также прицепных автопоездов введены следующие требования по весу:

  • три оси — 28 т;
  • четыре оси — 36 т;
  • пять осей — 40 т;
  • шесть осей и больше — 44 т.

Предельные размеры

Установлены ограничения и относительно допустимых габаритов груза для перевозки грузовым автотранспортом:

  • расстояние между передним и задним бамперами: для автомобильного поезда — 12 м, для одиночного транспортного средства и прицепа — 12 м;
  • ширина кузова: общая — 2,55, изотермические фургоны — 2,6 м;
  • максимальная высота груза для перевозки автотранспортом — до 4 м.

Исходя из установленных норм, максимальные параметры грузовика, который имеет право беспрепятственно передвигаться по дороге, составляют: высота — 4 метра, длина — 20 метров, вес — 40 тонн.

Ограничения по ПДД

Нормы ПДД предусматривают, что масса транспортируемого не должна превышать показателей, которые заложил производитель при разработке транспортного средства. Кроме того, действуют и другие правила относительно габаритов автомобильных перевозок:

  • запрещено перевозить предметы, выступающие за пределы кузова ТС более, чем на 1 м сзади или спереди, и на 0,4 м — по бокам;
  • перемещаемое не должно закрывать обзор дороги, влиять на читаемость регистрационных знаков, фары, мешать восприятию знаков, которые водитель подает рукой;
  • груз надежно закрепляют, чтобы исключить его падение, особенно если речь идет о листах фанеры, ДВП, других подобных предметах, поскольку они усиливают аэродинамическое сопротивление;
  • если маршрут долгий, то независимо от габаритов груза для перевозки, автотранспортв дороге периодически останавливают и проверяют надежность крепления;
  • груженый автомобиль или то, что он перевозит, не должны вызывать запыленность, шуметь или загрязнять окружающую среду;
  • устойчивость автомобиля из-за размещенных на ней предметов не должна нарушаться.

Если максимальные габариты груза, допускаемые для перевозки автотранспортом, превышены, то водитель устанавливает таблички, извещающие о том, что груз крупногабаритный, и предпринимает другие меры, которые указывают в законодательных актах, чтобы исключить вероятность аварийной ситуации на дороге.

Как «спрятать» лишнее?

При перевозке огромное значение имеет, какой транспорт для этого используют. И если правильно подобрать автомобиль, то можно беспрепятственно перемещаться из начального пункта в конечный без причисления груза к категории негабаритного.

Например, необходимо перевезти контейнер высотой 3,1 м. При этом допустимые габариты груза в высоту для перевозки автотранспортом составляют 4 метра. Если используют контейнеровоз или бортовой прицеп типа «шаланда», то высота предмета, который нужно доставить, больше. Однако если перевозчик погрузит его на низкорамный трал, то контейнер «впишется» в установленные нормы и будет считаться габаритным. Это сказывается и на стоимости транспортировки, поскольку во втором случае не нужно оформлять специальное разрешение, задействовать автомобили прикрытия для перевозки крупногабаритных грузов.

Аналогичное решение предлагается и для транспортировки горизонтальных грузов, которые выходят за рамки термина «габаритный». Например, контейнер длиной 16 м на стандартную шаланду не помещается, и тогда используют раздвижной полуприцеп. Это помогает «спрятать» лишние метры.

Для перевозки легковыми и частными автомобилями

Правила о габаритных размерах грузов, разрешенные для перевозки автотранспортом, распространяются не только на профильные компании и предпринимателей, оказывающих услуги в этой сфере. Их должны соблюдать и владельцы индивидуального легкового автотранспорта, который используется для собственных целей.

Для перевозки груза негабаритных размеров действуют специальные правила. Игнорирование требований относительно максимально допустимой величины перевозимых предметов наказывается наложением штрафа и применением других санкций. Автотранспортные компании и частные перевозчики должны понимать, что если габариты превышают установленные нормы, то транспортировщик вместе с перевозимым может попасть на арест-площадку, а на ответственных лиц наложат штраф.