24.03.2019

Мойка и обезжиривание поверхности перед началом ремонта. Какие средства используются для обезжиривания разных поверхностей


Периодически возникает потребность оттереть жирное пятно с поверхности кузова автомобиля. В условиях города это можно сделать только на автомойке. Однако чаще всего обезжиривание требуется при покраске транспортного средства. Для чего это нужно? Благодаря подобной процедуре обеспечивается хорошая сцепка поверхности кузова с лакокрасочным покрытием. Чем и как обезжиривать, следует определиться еще до начала всех работ. Стоит учесть, что обычные средства для таких целей не всегда подходят. К тому же при обработке поверхностей составами необходимо учитывать некоторые нюансы. Так чем обезжирить поверхность?

Для чего же это нужно

Прежде чем ответить на вопрос, чем обезжирить поверхность перед покраской, стоит выяснить, для чего это нужно. Как правило, металл обрабатывают такими составами только для обеспечения нормальной адгезии материала, из которого изготовлен кузов, и лакокрасочного покрытия. В некоторых случаях это просто необходимо. В тех случаях, когда автомобиль полностью перекрашивается, кузов необходимо покрыть слоем специальной грунтовки. Чтобы обеспечить хорошую адгезию, все равно требуется обезжиривание.

Адгезия, по сути, - это сцепление одного материала с другим. При этом все происходит на молекулярном уровне. Если же между металлом или грунтовкой и лакокрасочным покрытием будет находиться слой жира, то их сцепление будет недостаточным. Это со временем может сказаться на внешнем виде транспортного средства. От любой вибрации лакокрасочное покрытие начнет постепенно отваливаться.

Что ухудшает адгезию

Обезжириватель для авто удаляет не только жир. Грязь, разнообразная органика, маслянистые вещества натурального происхождения и прочее - все это снижает сцепление материалов на молекулярном уровне. Помимо этого, на адгезию влияет оксидная тоненькая пленка. Выглядит она как незначительный налет ржавчине на поверхности кузова. Эту пленку также рекомендуется удалять. Если снять полностью налет не удается, то нужно превратить его в устойчивое химическое соединение, не препятствующее сцеплению металла и лакокрасочного покрытия на молекулярном уровне.

либо покраской

Чаще всего, для обработки кузова применяют «Уайт-Спирит». Однако многие путают это средство с обычным керосином либо соляркой, так как у них практически одинаковый запах. Разница между этими веществами совсем небольшая. Оба состава являются смесью углеводов. Производятся подобные жидкости путем перегонки фракций нефти.

В некоторых справочниках указано, что «Уайт-Спирит» - это легкая форма керосина. Стоит отметить, что средство хорошо растворяет жирные, битумные, каучуковые пятна, а также мастику. В отличие от керосина, «Уайт-Спирит» легче смывается с автомобиля обычной водой. Оба вещества подходят для обезжиривания поверхностей. При этом «Уайт-Спирит» - это легкое соединение, которое частично испаряется, а оставшаяся часть средства не наносит вред покрытию после покраски.

Стоит ли использовать керосин

Обезжиривание поверхности - несложный процесс, который можно провести в домашних условиях. Главное - правильно подобрать средство. Некоторые профессиональные моечные станции применяют керосин, так как для обработки кузова они используют специальное оборудование. Это позволяет полностью удалить вещество с поверхности, не оставляя его запаха. Если же обезжиривание авто осуществляется в гараже, то для этих целей рекомендуют использовать «Уайт-Спирит» либо средства на его основе. Лучше всего покупать составы, которые прошли гидроочистку. На этот показатель стоит обращать особое внимание, особенно если вещество отечественного производства.

Чем можно обезжирить поверхность, а что использовать не стоит? Многие не рекомендуют применять солярку, бензин и дизельное топливо. Конечно, они хорошо обезжиривают. Однако такие вещества могут навредить.

С осторожностью следует использовать номерные растворители, например №645, №646 и так далее, а также ацетон. Подобные вещества легко растворяют не только органику, грязь и жир, но и Допускается обработка кузова ацетоном и растворителями только перед шпатлевкой.

Если же специальные средства отсутствуют, то можно использовать обычный раствор уксуса, смешанный с несколькими каплями моющего средства для посуды.

Что применяют в заводских условиях

В заводских условиях применяется раствор карбоната натрия (35-50 г/л) либо раствор гидроксида натрия (90-150 г/л). Такой обезжириватель для авто стоит использовать с особой осторожностью. Перед началом работ рекомендуется надеть перчатки, так как натрий сам по себе очень едкий. Раствор способен не только удалить жир с поверхности кузова, но и разъесть кожу на руках.

Помимо этого, щелочные растворы не способны полностью удалить пятна масла и загустевшей смазки. Такие составы обладают низкой моющей способностью. Применять щелочь рекомендуется только после ее нагрева до 90°С. Доводить ее до кипения нельзя. Стоит отметить, что кислые растворы хорошо удаляют оксидную пленку, но плохо смывают жир. Так чем лучше обезжирить поверхность кузова?

Трихлорэтилен

В некоторых случаях для очистки кузова применяют трихлорэтилен либо вещества, которые имеют его в составе. Однако подобные средства имеют свои недостатки. Их нельзя наносить на алюминий. На производстве трихлорэтилен применяется только для обезжиривания черных металлов.

При контакте с алюминием данного вещества может произойти взрыв. Также не рекомендуется смешивать трихлорэтилен с водой, так как начинает образовываться клейкая и трудноудаляемая масса. Чаще всего вещество применяют не в чистом виде, а в виде эмульсий. стоит определить заранее, чтобы в дальнейшем не испортить кузов транспортного средства.

Очистка в несколько этапов

Если не знаете, как и чем обезжирить поверхность, то можно обратиться к специалистам. В заводских условиях очистка осуществляется в несколько этапов. При этом обезжиривание происходит на первом этапе. Для начала поверхность кузова обрабатывают «Уайт-Спиритом». Если металл в некоторых местах поражен коррозией, то рекомендуется очищать ее смесью спирта и ортофосфорной кислоты. При этом стоит соблюдать процентное соотношение веществ:

  1. Фосфорная кислота + вода: 1 к 5. Раствор должен составлять от 65 до 75%.
  2. Изопропиловый спирт - от 13 до 18%.
  3. Спирт этиловый - от 10 до 14%.
  4. Эмульгатор ОП-7 - 0,5%.
  5. Нитробензол - 0,1%.

Изготовить такие растворы в домашних условиях очень трудно. Однако современные технологии позволяют многим производителям изготавливать определенный класс очистителей. Их можно без проблем применять в домашних условиях. Данная категория веществ называется антисиликоны. Дать общие рекомендации по их применению просто невозможно, так как каждая жидкость обладает своими свойствами. Стоит отметить, что многие антисиликоны являются смесью нескольких которые обладают слабой токсичностью. Их можно использовать, не боясь навредить здоровью. Однако с поверхности кузова перед покраской рекомендуется удалить их остатки.

Теперь вы знаете, чем обезжирить поверхность. Перед покупкой специальных средств стоит учесть некоторые нюансы. Даже при использовании неопасных составов рекомендуется надевать перчатки и малярную маску.

Для проведения процедуры обезжиривания стоит использовать две салфетки: одна требуется для нанесения состава, а вторая - для удаления остатков.

Обработку следует проводить после ошкуривания и только перед покраской. Деталям, изготовленным из алюминия, стоит уделить особое внимание. Ведь не все вещества безопасны для этого металла. Наносить красящий состав сразу на обезжиренную поверхность не рекомендуется, так как кузов должен прогреться до комнатной температуры.

Цель этой операции - удаление со склеиваемых поверхностей различных загрязнений, вызывающих снижение прочности клеевых соединений. Уровень снижения прочности зависит от природы вещества, загрязняющего поверхность, его концентрации на поверхности, а также от состава склеиваемого материала и применяемого клея.

Максимально допустимая концентрация загрязнений, не сказывающаяся на адгезии, составляет от 0,01 до 1 мг на 1,5 см2 площади поверхности.

Для обезжиривания поверхностей, подлежащих склеиванию, применяют органические растворители, водные моющие средства, щелочные препараты и специальные щелочные составы.

В качестве растворителей для обезжиривания металлических поверхностей обычно используют бензин и ацетон, для обезжиривания поверхностей полимерных материалов и резин - тетрахлорэтилен, трихлорэтилен и изопропиловый спирт при условии, что эти материалы не растворяются в выбранном растворителе.

При применении растворителей методом протирки поверхности можно добиться только неполной очистки, так как загрязнения лишь перемещаются по обработанной поверхности.

Органические растворители нельзя применять:

1) для удаления загрязнений, содержащих мыла, шлифовальную пасту, пыль и т.п., так как они растворяют только жир, а неорганические остатки не удаляются полностью с поверхности металла;

2) для обезжиривания влажных поверхностей, так как они не смешиваются с водой и на увлажненных участках не проникают к поверхности металла.

Обезжиривание органическими растворителями

Поверхности большей части пластиков абсорбируют растворители, поэтому после обезжиривания поверхности следует дать достаточную открытую выдержку до полного удаления растворителя или провести ускоренную сушку, иначе возможно образование пористого клеевого шва.

Органические растворители легко воспламеняются. С целью снижения пожароопасности в их состав вводят антистатические присадки, например Сигбол (ТУ 38.101741-78), который вводят в растворитель в количестве 0,002 % (мас).

Обезжиривание металлических поверхностей (за исключением титановых сплавов) предпочтительнее проводить в парах растворителей, например трихлорэтилена или тетрахлорэтилена. Из-за разности температур паров растворителя и металла пары растворителя конденсируются на металлических деталях, растворяя загрязнения. Многие установки для обезжиривания в парах снабжены приспособлением для обрызгивания деталей чистым растворителем. В парах трихлорэтилена обезжиривают сталь, вольфрамовые, магниевые и молибденовые сплавы, в парах тетрахлорэтилена - алюминий, алюминиевые, вольфрамовые, магниевые и молибденовые сплавы. Продолжительность обработки 0,5-5 мин.

Обезжиривание с помощью моющих средств

Для обезжиривания металлических поверхностей можно использовать водные моющие средства. Весьма эффективным является моющий раствор ТМС-31 (ТУ 38.40740-71), который представляет собой водный раствор смеси поверхностно-активных веществ, моноэтаноламидов, олеиновой кислоты, этилового спирта и триэтаноламина (тригидроксиэтиламина).

В качестве моющего раствора также можно использовать состав, содержащий фосфат натрия (16 г/л) и эмульгатор Синтамид-5 (2 г/л), который может быть утилизирован путем биологического разложения.

Обезжиривание водными растворами моющих средств проводят по следующей технологии: промывка окунанием в водный раствор моющего средства при температуре 70-80 0C в течение 3-15 мин; последовательная промывка в горячей (60-70 0C) и холодной (15-20 0C) проточной воде. Для предотвращения коррозии металлические поверхности после промывки в воде обрабатывают холодным водным 0,5 %-м раствором дихромата калия и сушат при температуре 110-120 0C Такая обработка поверхности рекомендуется для стали, медных, титановых, алюминиевых и магниевых сплавов.

Другие способы обезжиривания поверхностей

Сочетание водных моющих растворов и ультразвука позволяет повысить качество обезжиривания. Для этих целей можно использовать ультразвуковые установки типа УЗУ-0,25 с выходной акустической мощностью 230 Вт и частотой 18 кГц и установки типа ОД, производительностью 30-48 м2/ч. Интенсивность ультразвуковых колебаний (1-3)*10-4 Вт/м2.

Для обезжиривания поверхностей можно использовать щелочные препараты. Такие составы обычно состоят из соли щелочного металла, моющего и поверхностно-активного вещества. Для повышения эффективности очистки составы обычно подогревают.

После обезжиривания проводят промывку проточной водой с температурой 15-60 0C до нейтральной реакции промывной воды. Для промывки следует использовать деминерализованную воду. Для большинства металлов поверхности затем обрабатывают ингибитором коррозии (водный 0,5 %-й раствор дихромата калия) при 20-25 0C в течение 30 с, после чего сушат при температуре 15-30 0C путем обдува сжатым воздухом или в сушильных шкафах до полного удаления жидкой фазы со склеиваемых поверхностей.

Весьма эффективным способом удаления загрязнений со склеиваемой поверхности является аргоноплазменная обработка . Ее проводят с использованием установки мощностью 20 Вт при скорости струи 50 см3/мин в течение 10-60 мин. Газоплазменная обработка повышает адгезию клеевой композиции к обработанной поверхности. При этом объемные свойства субстратов не ухудшаются, поскольку воздействию подвергается лишь поверхностный слой глубиной не более 10 мкм. Такая обработка улучшает смачиваемость поверхности, контактный угол смачивания водой снижается до 0°. Выбор газа и продолжительности обработки плазмой зависит от типа склеиваемой поверхности и загрязнений.

Некоторые наиболее широко применяемые способы очистки поверхности приведены в нижеследующей таблице:

Фосфат натрия 20-50 Гидроксид натрия 8-12 Силикат натрия 25-30 Промывка в проточной воде (15-50 0C) до нейтральной реакции промывной воды

Алюминий и его сплавы (под анодирование)

Общая щелочность раствора

Обработка при 40-70 0C в течение 3-5 мин водным раствором (г/л):

Фосфат натрия 50-70 Силикат натрия 25-35 Жидкое мыло 3-5 Промывка в проточной воде (15-50 0C) до нейтральной реакции промывной воды

Обработка при 60-90 0C в течение 3-5 мин водным раствором (г/л):

Карбонат натрия 20-40 Фосфат натрия 20-40 Силикат натрия 20-30 Промывка в проточной воде (15-60 0C) до нейтральной реакции промывной воды и сушка обдуванием при 15-30 0C или в сушильном шкафу при 110 0C

Магниевые сплавы

ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка при 60-80 0C в течение 1-7 мин водным раствором (г/л):

Силикат натрия 20-30 Гидроксид натрия 10-12 Фосфат натрия 20-40 Промывка в проточной воде (40-60 0C) до нейтральной реакции промывной воды и сушка обдуванием при 15-30 0C или в сушильном шкафу при 60 0C

ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка в трихлорэтилене, при 85-90 0C 30 мин 0,5-5 мин

Вольфрам и его сплавы

Сталь, магниевые и молибденовые

ПИ 1.2.218-82 ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка в тетрахлорэтилене при 120-125 0C 30 мин 0,5-5 мин

Вольфрам и его сплавы Алюминий, алюминиевые, магниевые и молибденовые сплавы

ПИ 1.2.218-82 ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка при 70±10 0C в течение 1-7 мин водным раствором (г/л):

Фосфат натрия 20-30 Силикат натрия 25-35 Гидроксид натрия 10-12 ОП-10 2-3

Промывка в проточной воде до нейтральной реакции

промывной воды и сушка в сушильном шкафу при

95±5 0C в течение 30-40 мин

Фторопласт

Применяется перед обработкой поверхности фторопласта комплексами

Прежде чем обезжирить перед покраской или склеиванием какой-либо предмет или просто поверхность, нужно понимать каким способом и материалом это вообще нужно делать. Причем тут важно постараться подобрать технологию максимально правильно, чтобы реализовать такую работу действительно качественно.

В этой статье мы рассмотрим, как собственно выполняется обезжиривание поверхности перед покраской и какие нюансы, секреты есть в этом деле.

Начнем с самого главного.

Зачем вообще нужно обезжиривание

На самом деле это весьма простой вопрос.

Если плоскость детали, поверхности не обработать, то сцепление со слоем краски будет слабое, а возможно, что и вообще никакое. Потому что по сути нормальной адгезии в этом случае не получится.

То есть клей или краска прилипнут как бы не к плоскости, а к слою пыли или грязи. Последствия представить совсем несложно, согласитесь.

Обратите внимание на то, что особенно важно не лениться выполнять обезжиривание металла перед покраской, так как на поверхности данного материала, как правило, всегда имеются масляные пятна, сцепление с которыми других материалов невозможно.

Итак, получается, что обезжиривание это, по сути, очистка плоскости чего-либо от слоев старой краски, от грязи, масла, жира и т.п. Это очень важный этап работы, без реализации которого можно просто напросто не добиться нужной цели.

Приступим к обзору методов очистки поверхностей.

Технологии обезжиривания

Стоит отметить, что речь пойдет о самых простых и доступных способах обезжиривания. То есть о тех, которые без проблем можно выполнить своими руками в домашних условиях и без наличия сверхдорогого оборудования.

Также нужно особо выделить, что независимо от типа поверхности очень важно соблюдать правила техники безопасности во время работы. Потому что в большинстве случаев происходит прямой контакт с различными химическими веществами, кислотами.

Но даже если вы попробуете ограничиться только лишь механической очисткой, то все равно старайтесь придерживаться рекомендаций и работать в защитных очках, перчатках, а также и в респираторе.

Обратите внимание на то, что респиратор – это отнюдь не «формальность». Он нужен не только в ситуации, когда идет работа с токсичными красками, например.

Даже зачистка наждаком самого обыкновенного столярного клея может вызвать сильную аллергическую реакцию. Поэтому советуем не проверять вредность материалов на практике – лучше перестраховываться и все-таки надевать респиратор или маску.

Вернемся к обзору.

Металл

Итак, металл – чем и как обезжирить поверхность перед покраской.

На поверхности данного материала может быть ржавчина, сажа, масло, просто грязь, либо старая краска, например.

Как правило, в большинстве случаев для очистки металлической плоскости подходит ацетон, уайт-спирит или даже обычный бензин.

И пошаговая инструкция работы практически во всех случаях будет примерно одинаковой.

  1. Поверхность зачищается механическим способом. Это делается либо с помощью обыкновенной наждачной бумаги, либо же угловой шлифмашиной (так правильно называется болгарка). Получается, что на этом этапе удаляется ржавчина, либо просто сухой крупный мусор, пыль.

  1. Далее плоскость обрабатывается химией для удаления более сложных и прочных слоев (например, машинного масла или копоти от него). Для этого тряпочка смачивается в растворителе и нужный участок тщательно протирается.
  2. Металл после отмывки высыхает, при необходимости грунтуется, а затем красится.

Совет: если тряпочкой не получается зачистить поверхность изделия, то попробуйте поместить его на некоторое время в емкость с растворителем – должно помочь. Если же вам нужно очистить плоскость забора, например, то его, конечно, в ванночку не погрузишь.

В таком случае проще нанести пастообразный химраствор на металл, а затем накрыть всю конструкцию на несколько часов пленкой.

Если же перед вами стоит особая задача и требуется, например, выяснить, как и чем обезжирить ванну перед покраской, то и тут ничего сложного нет.

Перед тем, как покрыть ванну новой эмалью, нужно поверхность изделия обработать обычной содой и жесткой губкой. Сода смоет все лишнее, а после того как плоскость полностью высохнет можно будет смело приступить к покраске.

В общем-то, по металлу все – как его обработать и чем обезжиривать поверхность перед покраской мы рассмотрели, теперь можно ознакомиться с особенностями подготовки деревянных поверхностей.

Дерево

Как правило, древесина может иметь два типа загрязнений поверхности, которые нужно обезжиривать или удалять перед отделкой:

  1. выпотевшие натуральные масла и смолы, на которые прилипает много пыли;
  2. слои старой краски или лака.

В принципе дерево со смолами обработать несложно.

Для этого понадобится либо металлическая щетка, либо наждачная бумага с мелкой и крупной фракцией. Нужный участок элементарно зачищается, прежде чем обезжирить дерево перед покраской, а потом покрывается либо слоем клея, либо обычным антисептиком.

Однако наждак и щетка не всегда помогают.

Если на древесине имеется слишком много масел и смол, то, скорее всего, придется применить рубанок. С его помощью можно быстро снять лишнее с поверхности дерева. И, кстати, полученную свежую плоскость обезжиривать необязательно.

Кроме того на дереве может быть немаленький слой краски, который не возьмет наждак и рубанок. В этом случае придется использовать химические жидкости – их наносят валиком или кистью на плоскость, а затем оставляют несколько часов на поверхности материала.

Принцип действия химии очень простой – жидкость впитывается внутрь структуры старого слоя и постепенно разрушает его настолько, что краска легко снимается с помощью .

Получается, с деревом мы тоже разобрались – как и чем обезжирить поверхность перед покраской теперь понятно и следующий материал, который рассмотрим – это пластик.

Пластик

Тут нужно понимать, что материал сам по себе и так достаточно красивый, а потому красить его редко приходится. Чаще всего обезжиривание подобной поверхности требуется для склейки или спайки деталей, но, конечно, случается и так, что нужна обработка краской.

Ну а если хотите узнать еще больше сведений по этой теме, то рекомендуем просмотреть еще и видео в этой статье.

Чем обезжиривать металл перед покраской: обзор растворителей и меры предосторожности при работе с ними

Чем обезжиривать металл перед покраской: обзор растворителей и меры предосторожности при работе с ними

Обезжиривание металлической поверхности является обязательным условием перед ее покраской. Это делается для того, чтобы улучшить адгезию (сцепление) краски с металлом. Проводя подготовительные работы перед окрашиванием, на поверхности все равно будут возникать различные загрязнения, в первую очередь жировые. Достаточно прикоснуться замасленной спецовкой и все, красить место соприкосновения уже не имеет смысла. Краска держаться не будет.

Уайт-спирит

Самым распространенным обезжиривателем является уайт-спирит. Представляет собой прозрачную жидкость с запахом ГСМ (горюче-смазочных материалов).

Распространение получил под торговым названием «Нефрас-С4» различных модификаций. Широкую популярность он завоевал, благодаря своей универсальности.

Обратите внимание: при работе с уайт-спиритом без соблюдения мер безопасности возникает угроза для здоровья. Огнеопасен!

С легкостью нейтрализует любые масла и жиры, многие органические соединения. Кроме этих целей, его используют в качестве разбавителя масляной краски, эмали, лака. Еще одним замечательным качеством уайт-спирита является то, что после обработки поверхности, на нее сразу можно или краску. Испарение этого растворителя происходит моментально, как говорят «на глазах».

Важно знать: работать необходимо в проветриваемом помещении, в средствах защиты для глаз, органов дыхания и кожи.

Растворитель 646

Следующим востребованным обезжиривателем будет часто применяемый при подготовке к покраске растворитель 646. Жидкость слегка желтоватого цвета с резким специфическим запахом. Спектр его действия достаточно обширен.

Превосходно разбавляет краски, хорошо обезжиривает поверхность металла, незаменим при удалении старых слоев краски, используется для мытья малярного оборудования и инструмента.

  • нитроцеллюлозные НЦ;
  • глифталевые ГФ;
  • меланиноамидные МП;
  • акриловые;
  • эпоксидные.

При работе необходимо выдерживать температуру в пределах +5…+30ᵒ С, а влажность воздуха не должна превышать 85%. В этом случае покрашенная поверхность принимает блестящий глянцевый вид без пятен и разводов.

Примите во внимание: растворитель 646 пожаровзрывоопасен! При работе использовать средства защиты органов дыхания, зрения и кожи обязательно! Работать только в проветриваемом помещении или при наличии вытяжной вентиляции.

Ацетон

Ацетон, как обезжириватель, так же нашел широкое распространение. Бесцветная прозрачная жидкость с резким специфическим запахом. Превосходно растворяет масляные и жировые пятна, различные смолы.

Используется для разбавления грунтовок, краски, эмали и лака. Входит в состав некоторых растворителей. Изготавливается на спиртовой основе. Обладает высокой летучестью.

Совет специалиста: при работе с ацетоном необходимо использовать белую ветошь, чтобы не вызвать цветных полос на обезжиренных поверхностях.

Работая с ацетоном необходимо в обязательном порядке принять меры к защите кожи, глаз и органов дыхания. Пользоваться открытым огнем, находиться вблизи работающих электроприборов строжайше запрещено. Для удобства работы с использованием ацетона лучше всего применять .

Важно знать: ацетон огнеопасен!

Обезжириватель универсальный «Вершина»

Уверенно начал завоевывать популярность среди водителей обезжириватель универсальный «Вершина». Он хорошо обезжиривает любые поверхности из металла, керамики, стекла и пластика. Легко удаляет разнообразные загрязнения с поверхности перед ее покраской или нанесением любых антикоррозионных покрытий.

Соблюдение мер предосторожности при работе с обезжиривателем гарантирует полную безопасность.

Сольвент

Так же может использоваться в качестве обезжиривателя. В торговой сети может идти под названием «Нефрас Ф-130/150». Прозрачная бесцветная или слегка желтоватая жидкость. Изготавливается на основе нефтяных фракций. Реже - каменноугольных. При покраске машины может использоваться не только как обезжириватель, но и в качестве разбавителя краски. Превосходно смывает все автоконсерванты.

В то же время сольвентом разбавляются резинобитумные и сланцевые автомобильные мастики. Краски, изготовленные на основе сольвента, обладают уникальными свойствами. Благодаря высокой адгезии они создают устойчивое покрытие. Работая с сольвентом необходимо строго соблюдать меры безопасности.

Обратите внимание: сольвент токсичен и огнеопасен!

Традиционные обезжириватели

Зачастую, при обслуживании автомобиля используются наиболее распространенные обезжириватели. Для первичной обработки небольших участков загрязнения можно успешно пользоваться бензином, керосином и даже дизельным топливом.

Первичная обработка заключается в подготовке поверхности железа к обезжириванию. Например, производитель рекомендует использовать растворитель БР-2, он же бензин «Калоша», для промывки металлических изделий.

Эту рекомендацию с успехом можно отнести к керосину и дизельному топливу («солярке»). Кстати, бензином или керосином можно хорошо очистить и обезжирить изделия из кожи и ткани. Единственным недостатком при этом будет долгое выветривание запаха.

Аммиак

Аммиак так же является растворителем масляных красок. Он в небольшом количестве содержится в нашатырном спирте. Пятно попавшей на одежду масляной краски можно удалить кусочком ваты, смоченной сначала в скипидаре, потом в нашатырном спирте. Хорошо выводят пятна и другие составы с его применением.

Хотя аммиак и обладает свойствами растворителя, пользоваться им не рекомендуется. В случае необходимости его лучше заменить на другие, менее токсичные средства.

Примите во внимание: аммиак даже в малых дозах способен причинить непоправимый вред здоровью! Взрывоопасен!

Обезжиривание любой металлической поверхности перед ее покраской является обязательным условием. В противном случае краска попросту начнет отслаиваться и всю работу придется делать заново. Чтобы этого не произошло, в первую очередь необходимо подготовить все материалы для работы. Подобранные растворители и обезжириватели, средства защиты, инструмент, медицинская аптечка, чистая вода и ветошь должны быть основой этой подготовки. Останется лишь правильно, с соблюдением рекомендаций производителя и не нарушая мер безопасности, обезжирить металл.

Смотрите видео, в котором специалист рассказывает чем обезжирить металл перед покраской автомобиля и о свойствах обезжиривателей:

Вконтакте

Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях - мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!

Процесс обезжиривания перед покраской. Нажмите на фото для увеличения.

Кузовные ремонтные работы, связанные с покраской, – это сложный процесс, проходящий в несколько этапов. Один из них – обезжиривание кузова автомобиля перед покраской. Важность этого этапа нельзя недооценивать, так как идеально чистая поверхность – это залог качественной покраски, которая, в свою очередь, обеспечит привлекательный внешний вид вашему авто. Обезжиривание – представляет собой удаление с кузова и прочих деталей технологических и консервационных масел, а также пыли после шлифовки и других загрязнений. Все составы, при помощи которых можно обезжирить поверхность, подразделяются на две большие группы:

  1. органические растворители, способные полностью удалить с корпуса авто любые органические загрязнения;
  2. растворители, представляющие собой раствор кислот, щелочей или эмульсию, – успешно справляются и с органическими, и с неорганическими загрязнениями. Исключение составляют лишь масла, густая смазка и шлифовальная пыль.

Ответ на вопрос, чем можно обезжирить ту или иную деталь авто, зависит и от материала, из которого она изготовлена. Например, алюминиевую поверхность перед покраской можно обрабатывать только специальным обезжиривателем.

Уайт-спирит или керосин?

Чем обезжирить авто, чтобы обеспечить абсолютную чистоту поверхности перед покраской? В борьбе с такими загрязнениями, как пятна мастики, битума или каучука, одинаково эффективен и уайт-спирит, и керосин. Оба эти средства производятся методом перегонки нефтепродуктов и представляют собой смесь углеводородов в жидком виде. Некоторые источники описывают уайт-спирит как легкий керосин. После обезжиривания авто большая часть растворителя испаряется, а те вещества, которые остаются на очищенной поверхности, не оказывают негативного влияния на качество покраски. С обычным, или тяжелым керосином, все немного труднее: он также обеспечивает эффективное обезжиривание, но плохо смывается водой.

Не уайт-спирит, но тоже хорошо

Обезжириватель ацетон. Нажмите на фото для увеличения.

Ацетон или номерные растворители (№645, № 646 и т.д.). Обезжиривать ими можно детали перед шпатлевкой, грунтовкой или покраской, но следует проявлять осторожность, так как эти составы очень едкие и легко растворяют лакокрасочные покрытия.

Если обезжиривание авто проводится в заводских условиях, можно использовать растворы гидроксида и карбоната натрия (35 – 50 г/л и 90 – 150 г/л соответственно). Здесь нужно учесть, что щелочные составы успешно обезжиривают поверхности, только если их нагреть до температуры 70 - 90°С, то есть не доводить до кипения.

Растворы кислот и солей лучше справляются с оксидной пленкой и хуже – с жирами. Обезжиривание корпуса авто средствами из этой группы проводится только в защитных резиновых перчатках.

В разговоре о том, чем лучше обезжиривать корпус автомобиля перед покраской, если под рукой нет уайт-спирита, нельзя не упомянуть такое народное средство, как смесь уксуса с жидким моющим средством типа «Fairy».

Тем не менее, использование ацетона, керосина, бензина, растворителя и моющих растворов не рекомендуется, особенно перед покраской. Неизвестно, как пигмент краски отреагирует на подобные средства. Лучше всего купить в любом автомагазине специальную жидкость – антисиликон – и ею обезжиривать поверхность. Это средство недорогое – порядка 2-3$ за бутылку, зато будет меньше переживаний и нежелательных последствий.

Многоэтапная очистка поверхности авто под покраску

Здесь хотелось бы отметить такое вещество, как трихлорэтилен. Растворители на его основе выпускаются в виде эмульсии, так как при смешивании с водой образуется клейкая масса, которую трудно удалить с поверхности. При помощи трихлорэтиленовых эмульсий в заводских условиях проводится обезжиривание только черных металлов. Обработка алюминиевых деталей строго запрещена, так как есть риск взрыва.

Заводская очистка

Заводская очистка деталей авто под покраску проводится в несколько этапов, причем собственно обезжиривание осуществляется на первом этапе. Неповрежденные поверхности обрабатываются уайт-спиритом, а вот участки, подверженные разрушительному воздействию коррозии, – специальным раствором:

  • 65 – 75% раствора ортофосфорной кислоты (1 к 5);
  • 10 – 14% этилового спирта;
  • 13 – 18% изопропилового спирта;
  • 0.5% эмульгатора ОП-7;
  • 0.1% нитробензола.

В домашних условиях изготовить такой раствор практически невозможно, но сегодня на авторынках предлагается самый широкий выбор антисиликонов – специальных очистителей на основе нескольких видов органических растворителей. В зависимости от компонентного состава антисиликоны могут обладать разными свойствами, но все их можно использовать, совершенно не опасаясь за свое здоровье. После очистки поверхности антисиликонами их остатки нужно обязательно удалять, иначе при покраске авто могут возникнуть проблемы.

Алгоритм действий при обезжиривании

Говоря о том, чем и как именно следует обезжирить поверхность авто перед покраской, следует обратить особое внимание на индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки, респиратор или малярную маску и т.д. Безопасность никогда не бывает излишней, даже если вы используете дорогой качественный очиститель. Чтобы обезжирить нужные детали быстро и эффективно, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • лучше использовать две нетканые безворсовые салфетки: одну для нанесения растворителя, другую – для удаления загрязнений и остатков химиката с поверхности авто;
  • обезжиривание проводится после шлифовки, но строго до покраски;
  • испаряясь, растворитель остужает металл, поэтому после обезжиривания лучше некоторое время подождать, чтобы очищенная поверхность вновь прогрелась до комнатной температуры, и лишь потом приступать к покраске;
  • обращайтесь с обезжиренной поверхностью как можно аккуратнее, чтобы не испачкать ее руками, одеждой и т.д.