13.03.2019

Изготовление шерстяных изделий. Как производится шерсть? Из чего и как делают данный упаковочный материал


Образовательный бизнес

Каждый месяц мы получаем десятки писем от тех, кто хотел бы начать свой собственный образовательный бизнес, либо обращается к нам за советом какое учебное заведение выбрать, какие именно курсы обучения предпочесть, как различить подлинное качественное образование от халтуры. Вот почему мы решили открыть специальный раздел нашего сайта Фабрика Бизнеса для того, чтобы каждый смог бы выяснить для себя что-то важное и существенное.

Сегодня существует большой класс предпринимателей, которые как выбрали для себя стезю зарабатывать на поприще обучения, сделали образование своим собственным частным бизнесом. И порой весьма успешным. Перечислим три главных направления образовательного бизнеса:

  1. обучение ведению бизнеса (как например, общая или отраслевая школа управления, помогающая новичкам освоить менеджмент в целом или какой-то специфический - ресторанный, салонный, туристический и т.п. бизнес).
  2. обучение каким-то специфическим профессиональным навыкам (школа обучения для мастера маникюра, бармена, продавца и так далее).
  3. обучение общечеловеческим знаниям и бытовому опыту (от иностранного языка, йоги и флористики до умения готовить вкусный суп или вышивать крестиком).
Даже общеобразовательные учебные заведения, такие как начальная школа, средняя школа и ВУЗы сегодня тоже бывают частными и существуют наравне с государственными как форма образовательного бизнеса. Между всеми перечисленными направлениями есть один общий признак - раз у населения есть спрос на какое-то обучение, значит, находятся предприниматели, желающие удовлетворить этот спрос, открыв за свой счет и своими усилиями собственное дело в области образования.

Как появился образовательный бизнес в России

Если не брать во внимание частные автошколы, курсы верховой езды и так далее, то, по крайней мере, репетиторство существовало задолго до легализации частного предпринимательства в России (которое произошло в 1987 году). Из серьезных, ныне уважаемых частных образовательных структур, появившихся в 80-е годы прошлого века можно назвать такие всем известные бизнес-школы, как ВКШ МВЭС, Высшая школа международного бизнеса, "Мирбис" Институт бизнеса и делового администрирования и так далее. Большинство сегодняшних высших учебных заведений активно развивают программы бизнес обучения, среди них, такие как Академия народного хозяйства, Государственный университет управления; Финансовая академия, Высшая школа экономики; Российская экономическая академии им. Г.В.Плеханова; Экономический факультет и школа менеджмента МГУ имени М.В.Ломоносова; и так далее имеют большой научно-методический, материально-технический потенциал и богатые традиции.

Наряду с этими столпами образовательной науки появились десятки, сотни, тысячи частных заведений образовательного бизнеса, многие из которых можно приводить в пример как по уровню известности в своем сегменте рынка образовательных услуг, так и по качеству построения и ведения процесса обучения.

Образовательный бизнес сегодня

Традиционные формы получения образования - очная, заочная, экстернат. Классическая старинная модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность. Вот почему на смену этой догматичной модели приходит так называемое «открытое образование», предполагающее платное, но зато бесконкурсное поступление в на курсы обучения, широкую свободу выбора времени и темпа обучения, а также свободу посещаемости (хочешь ходи, хочешь нет - ведь образование нужно ученику, а не учителю), переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу- знания доставляются человеку самыми различными каналами - от обычной лекции до компьютерных технологий, электронной почты, аудио и видеоконференций Интернета и так далее. То есть можно получать те же знания дистанционно, не тратя времени на дорогу в учебное заведение.

И наконец, пришло осознание того, что процесс получения знаний бесконечен - люди избавились от парадигмы "обучения на всю жизнь" и переходят к обучению "через всю жизнь". Это означает, что знания «про запас» становятся менее востребованными. И ученики все больше стремятся выбирать курсы, где дают знания, которые им нужны «здесь и сейчас», что зачастую формирует выбор более коротких курсов с более узкими темами обучения и возможностью получить практические навыки, соответствующие потребностям и ожиданиям. Далеко не всегда при этом выбираются учебные заведения с фундаментальными базисными возможностями, по многим вопросам при выборе лидируют небольшие, учебные заведения, в преподавателях у которых не доктора наук, а специалисты базирующиеся на практической деятельности. Зачастую у таких учебных заведений даже нет образовательной лицензии, что не мешает им, впрочем, вести образовательный бизнес вполне легально, оформляя свои учебные программы как консультационно-информационные семинары.

Лицензирование образовательного бизнеса

Нужна ли учебному заведению образовательная лицензия? И да и нет. Для каких то видов обучения она обязательна, а для каких-то нет. Поэтому отсутствие или наличие образовательной лицензии для краткосрочных курсов, далеких от школьной и ВУЗовской программы на практике не играет большой роли, хотя, конечно, если вести дела серьезно, то ее следует иметь. Жаль только, что как и многое в деле государственного регулирования, процесс получения лицензии долгий, дорогой и формальный. Фактически все сводиться к обязательному наличию приспособленного помещения (хотя зачастую учебный класс содержать не слишком рентабельно, проще арендовать для семинара помещение в каком-то бизнес центре), а также списочного состава преподавателей с регалиями (опять же неслишком убедительных для слушателей ученых званий, степеней и наличия публикаций) и так далее. Кроме того, для того, чтобы получить образовательную лицензию требуется написать множество методических планов обучения, а также заплатить немаленькую пошлину (а значит, повысить стоимость обучения, чтобы покрыть расходы).

В качестве собственного бизнес-проекта можно рассматривать частный учебный центр, который может быть разного профиля и направленности. Такое дело может приносить неплохой доход, но для этого нужен подробный бизнес-план учебного центра, а также организаторские и преподавательские качества у хозяина центра. Главный вопрос, на который надо открыть перед составлением бизнес-плана - это чему будут учить в центре? Обучать можно чему угодно, но люди будут готовы заплатить деньги за те знания, которые позволят им приобрести новую специальность или повысить свою квалификацию. Сейчас, например, популярны , компьютерного дизайна, веб-программирования, также курсы бухгалтеров и парикмахеров или стилистов.

Учебная программа и преподаватели

Обязательно для нового учебного центра надо составить учебную программу. Уроки должны состоять из вводной теоретической части и практики, которая закрепляется домашним заданием. Эффективность структуры урока можно предварительно проверить на родственниках и друзьях - доходчиво ли изложен материал, успевают ли слушатели его усвоить и сделать домашнее задание? Лучше, если курсы будут представлены в двух варрантах: дневные и вечерние. Продолжительность курса будет зависеть от дисциплины. Так, обучение 3D графике займет 15-20 уроков, а английский надо будет изучать в течение 70-90 занятий.

После составления учебной программы можно перейти к изготовлению методических пособий и поиску учителей. Ставка преподавателей на курсе обычно стартует с 5 у.е. за час занятий.

Оформление и разрешения

Учебный центр надо оформить через разрешение Министерства Образования и науки. Для этого и руководитель, и преподаватели центра должны обязательно иметь педагогическое образование, а учебные программы должны быть составлены по государственным стандартам обучения. Также необходимо выполнить требования к помещению. Например, каждое учебное место должно быть оснащено умывальником.

Среди документов, необходимых для лицензии:

  • Разрешения от санэпидслужбы и пожарной инспекции
  • Перечень сотрудников
  • Учебные планы
  • Нотариально заверенные дипломы преподавателей

Лицензия выдается сроком на 3 года а затем ее надо подтверждать. Кроме того следует помнить, что Министерство образования не лицензирует СПД и ЧП, поэтому надо регистрировать ООО. Можно и поступить по-другому: если планируется небольшие курсы с 3-5 учениками, то можно регистрировать деятельность как оказание информационно-консультационных услуг.

Помещение

Офис для учебного центра должен быть расположен рядом с остановками транспорта или станцией метро, вряд и люди захотят ездить в спальные районы или на окраины города. Поначалу, для занятий с небольшой группой учеников достаточно будет помещения 15-17 кв. метров площадью. Обязательно в офисе должен быть телефон и интернет.Лучше всего снимать офис в административном здании, например в бывшем НИИ.

Оборудование и мебель

Поскольку обычно помещения сдаются без мебели, необходимо будет позаботиться об оснащении учебного центра. Можно поискать б/у офисную мебель, которая обойдется в 2-3 раза дешевле, чем новая. Для курсов, связанных с компьютером, необходимы ПК. Их также можно будет купить б/у, но в этом случае лучше, если среди работников будет человек, хорошо разбирающийся в комплектующих компьютеров и ПО. Кстати, устанавливать на компьютеры пиратские программы опасно, поскольку в любой момент можно столкнуться с неприятностями.

Если же вы собираетесь обучать на курсах, связанных с индустрией красоты, то лучше договориться с хозяевами и парикмахерских об использовании их помещений.

Организация работы

Учеников лучше набирать совершеннолетних с базовым средним образованием. Обязателен договор, в котором будут расписаны права и обязанности сторон. Вы со своей стороны обязуетесь научить клиента определенным навыкам, а он обязуется посещать уроки, выполнять задания и оплатить стоимость курсов (обычно вносится предоплата в размере 50%). Можно оговорить количество пробных занятий (1-3), в течении которых слушатель должен будет решить, подходят ли ему курсы.Лучше, если учебный центр будет предоставлять скидки. Например, 5-10% можно скидывать пенсионерам, малоимущим или инвалидам. А еще можно устраивать скидочные акции летом, в пору отпусков, или во время новогодних каникул.

По окончанию курсов обычно выдаются сертификаты. Но не надо их путать с дипломом государственного образца, ведь никакой сертификат курсов не имеет. Он представляет собой, как правило, ламинированный лист бумаги, на котором есть печать курсов. Говорит эта бумага о том, что человек прослушал такие-то курсы в течении стольких-то часов. Данный сертификат не подтверждает качество услуг учебного центра, скорее таким показателем будет количество трудоустроенных слушателей. Всегда стоит вести статистику устроившихся на работу по специальности выпускников, что станет большим преимуществом перед другими учебными центрами.

Реклама

Новому учебному центру не обойтись без рекламной компании. На данный момент наиболее эффективной является реклама в интернете - на тематических порталах, на сайтах своего города, на форумах, в социальных сетях и т.д. Также обязательно надо создать свой сайт, на станицах которого можно разместить не только контактные данные и учебные программы, но и стоимость курсов, список работодателей, а также информацию об акциях и скидках. Стоит помнить, что собственный сайт требует технической поддержки и продвижения в поисковых системах.

Раздача листовок и расклейка объявлений сейчас работают не так эффективно, как раньше, поэтому лучше отдать предпочтение интернет-рекламе.

Расходы и доходы

Первоначальные расходы:

  1. Регистрация фирмы (от 5 у.е. за ЧП)
  2. Мебель - 5 столов и 5 стульев, могут обойтись примерно в 250 у.е.
  3. Офисная техника (компьютеры, принтер, сканер) - от 2000 у.е.
  4. Сайт - от 100 у.е.
  5. Итого: от 2355 у.е.

Ежемесячные расходы составят:

  1. Аренда офиса - от 300 у.е.
  2. Печать методических пособий и учебных материалов - от 50 у.е.
  3. Техническая поддержка сайта - от 70 у.е.
  4. Оплата коммунальных услуг - от 30 у.е.
  5. Налоги - от 30 у.е.
  6. Итого: 480 у.е.

Ежемесячные доходы зависят от количества групп и продолжительности курсов. Например, возьмем учебный курс из 30 занятий по три часа в течении 2,5 месяцев для дневных групп и курс из 60 занятий по 1,5 часа в течении 5 месяцев для вечерней группы. Стоимость курсов возьмем 100 у.е. Если взять группу из 12 студентов днем и 20 студентов вечером, то ежемесячный доход может составить около 880 у.е.

Чистая прибыль будет равна 400 у.е., а окупаемость составит период около 5 месяцев.

Сейчас очень популярно стало получать дополнительное образование, как в сфере своей профессии, так и дополнительного самообразования взрослым и детям. Спрос рождает предложения, поэтому открытие учебного центра дополнительного образования вполне хорошая возможность для заработка. Рассмотрим все этапы, как открыть учебный центр?

Как открыть учебный центр- выбор ниши!


Определите, в каком формате Вы хотите обучать и кого?

Обычно дополнительное образование можно встретить в виде курсов, тренингов, семинаров, лекций, мастер-классов, образовательных марафонов.

Их условно классифицируют:

  1. По времени обучения.

Продолжительность мероприятий зависит от заявленной программы, которая может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
К такому длительному формату обучения можно отнести курсы иностранного языка, дизайна и прочие дисциплины. Программа разбивается на несколько уровней подготовки, длительность которых в среднем от 3-х месяцев до 2 лет. Длительное обучение хорошо тем, что длительное время будет поступать доход от учеников в виде ежемесячных взносов.

Краткосрочное обучение может быть от нескольких часов, как мастер-класс, до 2-х месяцев, как образовательный марафон или тренинг.

  1. По тематике курсов, которая бывает:

Профессиональная –это повышение уровня профессиональных знаний, либо освоение новых профессий, как бухгалтера, дизайнера, флориста, маникюрши, парикмахера, бармена и др.

Общеобразовательные — когда развивают отдельные навыки, например, иностранные языки, либо прокачивают личностные качества, так называемые популярные сейчас тренинги личностного роста.

Творческие курсы, когда учат рисовать, шить, вязать, делать кукол, плетению из бисера, вышивать, резьбе по дереву и другим, в формате хобби.

  1. Классификация по возрасту аудитории.
    Они делятся на детские, подростковые, взрослые.

Определившись с программой обучения и аудиторией, переходим к следующему шагу.

Как формировать штат сотрудников?

Для обеспечения жизнедеятельности учебного центра понадобится администратор, бухгалтер, преподаватели, уборщица.

Педагоги могут быть как штатными сотрудниками, так и приглашаемыми со стороны.

Для специализированного учебного центра, который обучает постоянно одним и тем же курсам, необходим постоянный штатный преподавательский состав.

Есть учебные центры, которые служат только площадкой для проведения образовательных программ. Сейчас такой формат популярен, когда за арендную плату сдаются площади от часов до нескольких дней, оборудованные всем необходимым для проведения образовательных мероприятий. В таком случае преподавательский состав не нужен, достаточно администратора, уборщицы. Бухгалтер также внештатный на аутосерсинге.

Как подобрать помещение?

В основном учебные заведения расположены в центральных районах, что очень удобно людям для всех районов города. Как открыть учебный центр рентабельно? Выбирайте лучше центральное место!

Исключением могут стать спальные районы, которые удобны для детских образовательных центров.

Помещение должно соответствовать санитарным нормам.
Его размеры и планировка зависит от выбранной концепции учебного центра.

Это могут быть как большие комнаты, либо небольшие классы. Обязательным условием необходим санузел, комната- кухня, где можно отдохнуть сотрудникам в обед или перекусить ученикам во время учебного процесса.

Какое необходимое оборудование?

Основное оборудование -это столы, стулья, доска или флипчарт, проектор, канцелярские принадлежности.

От тематики учебного центра может еще понадобится учебный методический материал, компьютеры, для детей –игрушки и ковровое покрытие на полу.

Как официально оформить?

Могут быть вопросы: как открыть учебный центр, нужна ведь лицензия. Для ведения образовательной деятельности формата курсов лицензия не требуется. Только должна быть обязательная регистрация в налоговых органах.

Также необходим следующий пакет документов:

Список обучающих программ центра;
— документы на наличие высококвалифицированного преподавательского состава;
— документы на помещение, соответствующее всем санитарным нормам;
— документы на обеспечение процесса обучения всем необходимым;
— сведения о регистрации негосударственного учебного заведения.

Какие будут затраты?

Сказать определенную цифру сложно, т.к. стоимость арендой платы и заработной платы сотрудникам от регионов значительно отличаются.

Чтобы не упустить ничего из виду подведем смету из чего они складываются:

  1. Аренда помещения, возможно, потребуется дополнительный ремонт;
  2. Закупка оборудования;
  3. Зарплата персоналу;
  4. Затраты на рекламу;

Часть расходов можно сократить на зарплате. Например, начислять зарплату по количеству учеников.

Варьироваться могут затраты на рекламу. Зависит от способов продвижения. Одним работающим способом является интернет реклама. Необязательно сразу создавать свой сайт, достаточно сделать рекламу в соц. сетях, разместить объявление на форумах, что намного дешевле на начальном этапе, чем вкладываться в сайт.

Как стоит продвигать учебный центр?

Маркетинговая стратегия развития строится по выбранной концепции.

Если Вы обучаете профессиям, то стоит получить поддержку центров занятости населения, которые смогут направлять к вам для переобучения. Дать объявления на городских форумах.

Для детских центров надо размещать объявления на форумах, журналах для мам. В детских развлекательных центрах. Даже может пройти рядом стоящие дома и расклеить объявление у подъезда.

Где заработать денег: 5 уникальных идей для бизнеса, которые помогут разбогатеть! Как быстро заработать денег в канун праздников? Работающие способы от Анатомии Бизнеса!

Производимая в России шерсть уходит за границу, а местные предприятия вынуждены закупать дорогое иностранное сырьё, переплачивая за него в 10 раз. Об этом говорят текстильщики, переработчики и сами овцеводы.

Экономические проблемы овцеводов

Заинтересованность государства в российском сырье понятна: овцеводы одевают ряд м инистерств и ведомств . В бюджете-2016 на развитие овцеводства и козоводства выделено 724,2 млн рублей. Н ачиная с 2015 года, в "Госпрограмму развития сельского хозяйства... на 2013–2020 годы" включена поддержка производителей тонкорунной и полутонкорунной шерсти - самой дорогой и качественной. На эти задачи будет тратиться по 150 млн рублей в год. Деньги также выделяют камвольщикам и текстильщикам: субсидированные кредиты переработчикам идут на приобретение сырья.

Тем не менее шерсть "убегает" за границу. В 2015 году в России были заготовлены 54 тыс. тонн тонкой и грубой шерсти. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), её экспорт с 2012 по 2015 год увеличился более чем в 3 раза - до 11,5 тыс. тонн.

Российская шерсть главным образом уходит в Индию и Китай, которых привлекает "слабый" рубль и высокое качество. Средняя цена, за которую азиатские промышленные гиганты покупают нашу продукцию, - $2 за кг. Потом российские производители покупают у тех же китайцев переработанную шерсть с существенной наценкой. Отсюда сокращения объёмов госзаказа и рост цен на обмундирование. Так, госзаказ в 2016 году на форменную одежду из полушерсти уменьшился в два раза - до 1 млн м ткани.

В Интернете есть масса объявлений о покупке шерсти. Так, один бизнесмен из Кисловодска подтвердил Лайфу, что многие овцеводы продают шерсть китайцам и индийцам. Он также отметил, что в последние годы это явление превратилось в массовое. Причина тому - отсутствие спроса на шерсть внутри страны. В одних регионах её просто выбрасывают или затыкают ей дыры в сараях, а в других годами не стригут овец. Дескать, процедура очень затратная. Доходит до того, что услуги парикмахера стоят дороже, чем сама шерсть.

- Недавно к нам в город приезжали представители крупной фирмы из Китая, двое из них - директора заводов. Я их возил по хозяйствам, где есть овцы. Им требовались 3 тысячи тонн мытой шерсти, которые они обязались доставить другому предприятию из Поднебесной, с которым заключили договор. Спрос на российскую шерсть есть и в Италии, Англии, Болгарии, Китае, Индии и других странах, - рассказал Лайфу скупщик.

Сама технология переработки шерсти проходит несколько этапов. После стрижки шерсть отмывают от грязи и жира на специальной шерстомойке. Если вовремя этого не сделать, она пожелтеет и превратится в низкокачественный вид сырья. Следующий этап - это создание топсовой ленты из шерстяных волокон. Из неё затем делают пряжу - нитку нужной толщины и прочности. А потом ткут саму ткань. С ней и работают предприятия по производству одежды.

Трудности производителей

Овцеводы стригут животных с мая по июль. Но в это время у отечественных текстильщиков обыкновенно нет средств для выкупа шерсти. Дело в том, что б анки не спешат давать кредиты предприятиям, не имеющим на руках контрактов с потребителями своей продукции. А соглашения текстильщиков с различными федеральными министерствами и ведомствами заключаются, как правило, после того, как овцеводы остригут свои стада. К этому времени шерсть уходит в Китай и Индию.

Одним из ведущих текстильных предприятий, которое занимается производством "ведомственных тканей" и школьной формы, является Брянский камвольный комбинат.

- Овцеводам выделяют почти 1 млрд рублей в виде субсидий. Государство просубсидировало шерсть, а её отправили в Индию и Китай, - рассказала замдиректора комбината Александра Алдушина. - Мы продаём шерсть за $2, а нам из Китая завозят трикотажную пряжу по цене $21,6 за кг. Эта пряжа идёт, например, на джемпера и свитера. Другими словами, мы просубсидировали китайскую и индийскую промышленность.

В Минпромторге также обеспокоены ситуацией:

- Труднодоступность кредитных ресурсов для российских предприятий лёгкой промышленности создаёт неравные условия конкуренции в период закупочной кампании сырья между отечественными предприятиями и большим количеством индийских, китайских и других иностранных компаний, которые используют денежные ресурсы.Так, например, ставка по кредитам китайских компаний на закупки сырья равна нулю. Тогда как стоимость оборотных средств для наших предприятий в 2015 году приблизилась к 20–25%, - рассказали Лайфу в Министерстве.

Директор "Ярославской фабрики валяной обуви" (на фабрике производят валенки) Григорий Шмыков считает, что проблема российских шерстей в отсутствии переработки, культуры заготовки и хранения. Поэтому работа с местной шерстью требует дополнительных затрат на мойку, обработку, дефектовку, решение проблем дополнительных отходов.

- Из Узбекистана сырьё идёт к нам уже в мытом виде. В конечном продукте содержится 93–97% качественной шерсти. Это очень высокий уровень переработки. А вот у российских фермеров и хозяйств этот показатель гораздо ниже - 52–65%. По тонким и полутонким шерстям ситуация схожа: то сырье, что способно конкурировать по качеству с импортным, хорошо берут на экспорт. Останется сырьё засоренное и низкокачественное, непригодное к использованию без существенных затрат, - говорит Шмыков.

Несмотря на это, Шмыков заявил, что за последние 2–3 года резко выросло предложение от производителей из ближайших к Ярославлю областей . Но пока предприятие выкупает лишь 10% от необходимых объёмов, а б ольшую часть шерсти получает из Новосибирского региона, Казахстана и Узбекистана. Объём переработки ярославской фабрики составляет 800–1000 тонн грубой и полугрубой шерсти в год .

Коллапс в лёгкой промышленности сделал производство отечественных шерстяных изделий нерентабельным. Приоритетным направлением отечественного овцеводства вместо шерсти стало мясо.

- Людям надо как-то жить, а учитывая, что с рабочими местами на селе сегодня трудно, они держат овец. Естественно, что в такой ситуации баранина стала интереснее шерсти. Поэтому там, где раньше были фабрики и племхозяйства, сегодня пасутся овцы эдельбаи (скороспелая мясная порода курдючных овец) , раньше их не было в таком количестве. В советское время колхоз мог постричь отары, сдать шерсть и на эти деньги целый год выплачивать заработную плату колхозникам. За одну проданную тонну шерсти можно было купить мощный трактор "Кировец", - рассказала представитель Национального союза овцеводов Елена Осычкина.

Чем живут российские овцы

Поголовье овец в Дагестане насчитывает более 5,3 млн голов. В Калмыкии и Ставропольском крае - 2,4 млн и 2,2 млн особей соответственно. Это главные "шерстяные" регионы страны. Причём в Дагестане и Калмыкии нынешние показатели превышают даже советские.

По словам представителей Союза овцеводов, сегодня на Северном Кавказе существует проблема с перегоном овец на пастбища. Местные пастухи весной угоняют животных на летние пастбища - в горы, а осенью - на равнину , где трава успела отрасти. Скотопрогоны (дорожные сооружения для пересечения автодороги стадами скота) больше не строят, нет и средств на железнодорожную перевозку животных. Поэтому зачастую овец перевозят автотранспортом. Денег на развитие производства тонкой шерсти в 2015 году Дагестан не получил.

- Раньше хозяйства платили только за погрузку животных и очистку вагонов, остальное брал на себя республиканский бюджет. А с 2012 года каждое хозяйство самостоятельно ищет транспорт и горючее. Это затратно и, как правило, проходит неорганизованно. Кроме того, перевозка создаёт дополнительные проблемы со скотопрогонными трассами, которые идут мимо селений. Они застраиваются мечетями, частными домами, рынками. Всё это значительно усугубляет ситуацию с отраслью, - сообщили в Национальном союзе овцеводов.

Основная порода региона, дагестанская горная, была создана именно для ведения перегонного овцеводства. Животное не очень крупное, но прекрасно чувствует себя в горах, ноги не стираются при многокилометровой ходьбе, и, в отличие, например, от мериноса, у неё нет "копытной гнили" (инфекционная болезнь копыт овец). Развиваются и другие породы, например, грозненский меринос. Лезгинская и андийская породы составляют небольшое поголовье в фермерских хозяйствах. Из их шерсти, в частности, делают бурки и папахи.

В Калмыкии идёт опустынивание почв, соответственно, растёт нагрузка на пастбища. Приходится думать и о развитии сельхозпроизводства, и о сохранении степи. Если нагрузка на пастбища превышает оптимальную, идут штрафные санкции. Здесь популярны мериносовые, тонкошёрстные породы, например, грозненская. Овцы в Калмыкии довольно выносливы, приспособлены к пустынным и степным условиям.

В Ставропольском крае проблемы совершенно иные. Они тянутся ещё с царских времён, когда плуг вытеснил овец - теперь это прежде всего зернопроизводящий край. Инвесторов интересуют зерновые, а животноводство считается хлопотным делом. Местное п оголовье овец-мериносов небольшое и сконцентрировано только в племхозяйствах.

- В Ставропольском крае во времена СССР делали лучшую в стране шерсть. В Апанасенковском районе ещё 15 лет назад было 11 племзаводов. Это был единственный в России район-племзавод, где разводили овец-мериносов. А, например, в ипатовском районе, где была создана ставропольская порода овец, советский меринос, сегодня всего один племзавод - "Вторая пятилетка". А когда-то там были племзаводы "Большевик" и "Советское руно", - рассказала Осычкина.

Есть проблемы и с селекцией.

- В последний раз вложения в породы делались во времена СССР. После распада Союза племенной работой занимались только на частном уровне. Это трудно: нужно закупать дорогостоящих элитных баранов-производителей. Новые породы создавать очень нелегко, а испортить стадо просто. Достаточно, чтобы к мериносовым овцам попал баран с чёрной шерстью, и всё - порода попортилась, - говорит замдиректора Павловопосадской платочной мануфактуры Вячеслав Долгов.

Надежда на импортозамещение

В Национальном союзе овцеводов надеются на проекты в сфере импортозамещения. Но для этого они ждут, когда предприятия легпрома определят количество требуемой шерсти в год - как тонкой, так и грубой. Важно также усилить бдительность на границе.

- В кодах товарной номенклатуры на вывоз шерсти существует разделение только на мытую и немытую. Шерсть не разграничивается на тонкую и более дешёвую грубую (15–50 рублей за кг) . Во-вторых, уйти от этого поможет сертификация шерсти. В России нет ни одной сертификационной лаборатории. Если ситуация не изменится, на мировом рынке при всех прочих равных условиях она будет всегда в два раза дешевле, - заявила Алдушина .

Долгов считает, что нужно ужесточить контроль за вывозом шерсти из России, поставить заградительные пошлины. Но нужно быть внимательным, поскольку китайцы могут легко обойти запрет: иностранцы могут выступать и от российского юрлица. Текстильщики и камвольщики на протяжении ряда лет обращаются с предложениями к правительству закрепить сельхозпредприятия за предприятиями легпрома. Это, по их мнению, позволит остановить поставки шерсти в Индию и Китай.

- Если бы в качестве закупщиков выступали производители шерстяных волокон, это было бы идеально. Но в этом случае рынок сузится, он будет монополизирован. С рыночными принципами это не очень согласуется, но делать нечего. Ситуация критическая, - говорит Долгов.

Шерсть представляет собой волосяной покров животных, который может быть использован для изготовления пряжи, тканей, валяных или войлочных изделий. Основную массу шерсти, перерабатываемую промышленностью, составляет овечья шерсть. Незначительное количество шерсти получают с коз, верблюдов, лам, яков, лошадей, коров, оленей, овцебыков, собак, кроликов. Доля овечьей шерсти в валовом производстве всех видов шерсти составляет 96%.
Шерсть, состригаемая с животных, вычесываемая или собираемая при линьке животных, называется натуральной, а снятая со шкур убитых животных - заводской. К натуральной относится также шерсть, получаемая расщипыванием на соответствующих машинах ношеных шерстяных изделий или обрезков тканей и пряжи.
Из всего массива 603 учтенных пород овец в мире основная часть тонкорунных, полутонкорунных, полугрубошерстных и грубошерстных овец в той или иной мере сориентированы на производство шерсти. He участвуют в этом лишь 52 породы бесшерстных овец.
В странах с развитым овцеводством в течение длительного времени основное внимание уделялось разведению овец шерстного, шерстно-мясного и мясо-шерстного направления продуктивности и производству шерсти. Лидерами по производству шерсти были и остаются в 2007 г. Австралия (437 тыс. т), Китай (395 тыс. т), Новая Зеландия (217 тыс. т), Иран (75 тыс. т), Великобритания (62 тыс. т), Россия (52 тыс. т), Уругвай (50 тыс. т), Судан (46 тыс. т), Турция (46 тыс. т), Индия (45,5 тыс. т).
Несмотря на многочисленные достоинства натуральной шерсти, ее производство во многих странах и во всем мире неуклонно снижается. За период 1990-2007 гг. производство шерсти в мире уменьшилось на 39,2%. Причинами этого послужили: высокая стоимость производства натуральной шерсти, успешный выход на рынок химических волокон, приближающихся по своим свойствам к волокнам (шерстинкам) натуральной шерсти, распахивание и засевание зерновыми и техническими культурами используемых овцами пастбищных массивов, освоение мясным скотом экологической ниши, традиционно занимаемой овцами.
Тем не менее, овечья шерсть остается главным сырьем для текстильной промышленности, производящей изделия с использованием шерсти, востребованность которых остается достаточно высокой не только в странах с холодным климатом.
На уровень шерстной продуктивности овец, величину объемов производства шерсти и ее качество оказывают влияние многочисленные факторы, большинство которых будет рассмотрено ниже.