12.03.2019

Ремонт насосов. Устройство центробежных насосов: виды поломок и ремонт


Введение 4

1. Организация ремонтных работ оборудования на насосных и компрессорных станциях 5

1.1 Износ оборудования 5

1.2 Планово-предупредительный ремонт и организация ремонтных работ 5

1.3 Методы проверки оборудования и деталей 8

1.4 Организация ремонта и составление графиков ремонта оборудования 11

2. Ремонт и монтаж центробежных насосов 14

2.1 Виды ремонтов 14

2.2. Ремонт и восстановление основных деталей оборудования насосных станций 18

2.3 Монтаж центробежных насосов 30

3. Ремонт поршневых насосов 39

4. Ремонт газотурбинных установок 41

5. Расчет нормы парка запасных частей 42

6. Охрана труда и техника безопасности 45

Заключение 48

Насосы и компрессоры, наряду с линейной частью, являются наиболее ответственным звеном в работе технологической цепочки перекачки.

От их рабочих параметров (производительности, давления, числа оборотов, мощности и др.) зависит в целом работа трубопровода.

Однако каждый агрегат имеет определенную наработку в часах гарантирующую безаварийную работу силового оборудования, а далее требует определенной профилактики или ремонта.

В дипломном проекте отражены вопросы износа оборудования, методов проверки деталей и организации всех видов ремонта насосов и компрессоров, монтаж оборудования, применяемые приспособления и подготовка к пуску после капитального ремонта.

Кроме того, определенное внимание уделено вопросам организации парка запасных частей и составлению графиков проведения ППР, а также восстановлению быстроизнашиваемых узлов и деталей подвижных частей.

Согласно заданию руководителя, более подробно дана технология ремонта центробежных насосов и газомотокомпрессоров.

Глубоко изученный материал в подготовке и проведении всех видов ремонта силового оборудования я постараюсь использовать в своей практической работе после окончания колледжа.

Литература

1. Актабиев Э.В.; Атаев О.А. Сооружения компрессорных и нефтеперекачивающих станций магистральных трубопроводов. – М.: Недра, 1989

2. Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник / А. Э. Кравчик, М. М. Шлаф, В. И. Афонин, Е. А. Соболенская. - М.: Энергоиздат, 1982

3. Березин В.Л.; Бобрицкий Н.В. и др. Сооружение и ремонт газонефтепроводов. – М.: Недра, 1992

4. Бородавкин П.П.; Зинкевич А.М. Капитальный ремонт магистральных трубопроводов. – М.: Недра, 1998

5. Брускин Д.Э. и др. Электрические машины. – М.: Высшая школа, 1981

6. Булгаков А. А. Частотное управление асинхронным двигателем - М.: Энергоиздат, 1982

7. Бухаленко Е.И. и др. Монтаж и обслуживание нефтепромыслового оборудования. М. Недра, 1994

8. Бухаленко Е.И. Справочник по нефтепромысловому оборудованию. М. Недра, 1990

9. Грузов В. Л., Сабинин Ю. А.. Асинхронные маломощные приводы со статическими преобразователями. СПб, Энергия, 1970

10. Ковач К.П., Рац И.. Переходные процессы в машинах переменного тока. М., Госэнергоиздат, 1963

11. Марицкий Е.Е.; Миталев И.А. Нефтяное оборудование. Т. 2. – М.: Гипронефтемаш, 1990

12. Махмудов С.А. Монтаж, эксплуатация и ремонт скважных насосных установок. М. Недра,1987

13. Раабин А.А. и др. Ремонт и монтаж нефтепромыслового оборудования. М. Недра,1989

14. Руденко М.Ф. Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений. М.: Труды МИНХ и ГТ, 1995

15. Соколов В.М. Методы увеличения продуктивности скважин. М.: «Недра», 1991

16. Титов В.А. Монтаж оборудования насосных и компрессорных станций. – М.: Недра, 1989

17. Токарев Б. Ф. Электрические машины. Учеб. пособие для вузов. - М: Энергоатомиздат, 1990:

18. Чичедов Л.Г. и др. Расчет и конструирование нефтепромыслового оборудования. М. Недра, 1987

19. Шапиро В.Д. Проблемы и организация ремонтов на объектах нефтяной и газовой промышленности. – М.: ВНИНОЭНГ, 1995

20. Шинудин С.В. Типовые расчеты при капитальном ремонте скважин. М.: «Гефест», 2000

Cтраница 1


Капитальный ремонт насосов выполняется силами БПО или ЦБПО. Ремонт фундамента, стакана вертикального насоса, демонтаж и монтаж насоса производятся выездной бригадой БПО.  

Капитальный ремонт насосов должен производиться после каждых двух лет его работы. Этот ремонт обычно производится на ремонтно-механических заводах или в хорошо оснащенных технологическим оборудованием механических мастерских.  

Капитальный ремонт насосов, перекачивающих нестабильные бензины, богатые сероводородом, выполняется приблизительно 1 раз в полтора-два года. Для насосов, транспортирующих горячий крекинг-остаток, щелочи и кислоты, этот ремонт производится примерно 1 раз в три года, для остальных насосов - приблизительно 1 раз в четыре года. Принцип учета трудоемкости, необходимой для выполнения капитального ремонта, остается тот же.  

Капитальный ремонт насосов (замена валов, сальников, втулок; смена прокладок) проводится один раз в год.  

Капитальный ремонт насосов и вентиляторов проводят через 32 тыс. ч эксплуатации. Кроме среднего ремонта производят замену рабочих колес и роторов, вала, более 50 % конструкций кожуха вентилятора, ременного привода и муфтовых соединений.  

Капитальный ремонт насоса включает демонтаж и полную разборку насоса, замену и восстановление базовых деталей.  

Капитальный ремонт насоса и вентилятора производится в случае полного износа отдельных деталей.  

При капитальном ремонте насоса рекомендуется испытывать все цилиндры, а также клапанные и золотниковые коробки гидравлическим давлением Рраб 5 ат, а всасывающую коробку насоса - давлением 3 ати.  

При капитальном ремонте насосов выполняются все работы предыдущих ремонтов с полной разборкой насоса и редуктора, для выявления и восстановления всех деталей до нормального их состояния.  

После каждого капитального ремонта насоса должно быть проведено его испытание для определения подачи и напора. Результаты испытаний должны быть оформлены актом.  

После каждого капитального ремонта насоса должно быть проведено его испытание для определения подачи и напора. Результаты испытании должны быть оформлены актом.  

Демонтаж подлежащего капитальному ремонту насоса и монтаж нового или заранее отремонтированного насоса осуществляет персонал ВРБ.  

Срок службы до капитального ремонта насосов с рабочими колесами из серого чугуна (Сч 21 - 40) не превышает 500 - 600 часов (КНС 12 6), из стали 20Х13Л - 1500 - 1800 час. Поэтому необходимо полностью исключить применение этих материалов из практики насосостроения для изготовления рабочих колес, уплотнительных колец, крышек, направляющих аппаратов и других деталей. Для перекачки сточных вод необходимо спроектировать и изготовить специальные насосы с проточной частью, выполненной ив коррозионно-арозионностойких материалов, обладающих высокой стойкостью. Как показали лабораторные исследования / 2 /, к таким материалам следует отнести легированные стали аустекитного и мартенситного класса с повышенным содержанием хрома, присадками никеля и молибдена, а также титан.  

Из анализа ценообразования на капитальный ремонт насосов следует, что затраты на первый капитальный ремонт составляют в среднем около 60 % первоначальной стоимости техники, на второй ремонт - 85 %, на третий и четвертый ремонты - 100 - 120 % Это объясняется различной степенью износа основных деталей машины в зависимости от срока ее эксплуатации. Признано целесообразным ввести дифференцированные коэффициенты увеличения затрат на ремонт в зависимости от номера ремонта к затратам на первый капитальный (текущий) ремонт.  

Выбор оптимального времени проведения капитального ремонта насосов / / Нефтегазовое дело.  

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Технические характеристики

Показатели применяемости насосов по параметрам должны соответствовать данным в таблице 1.

Таблица 1

1.2 Назначение агрегата

Агрегат электронасосный типа К предназначен для перекачивания в стационарных условиях воды (кроме морской) с рН 7 и других жидкостей, сходных с водой по плотности, вязкости и химической активности, содержащих механические примеси по объекту не более 0,1% и размером не более 0,2 мм. Температура перекачиваемой жидкости 273-358 К (0 ; +85).

Агрегат состоит из центробежного с осевым входом горизонтального, консольного одноступенчатого насоса типа К, изготовленного с сальниковым уплотнением, фундаментной плиты, электродвигателя, соединительной муфты и ограждения муфты. Основные детали проточной части насоса изготовлены из чугуна.

Агрегат предназначен для работы как в закрытых помещениях, так и вне помещений под навесом. Агрегат изготовлен в общепромышленном исполнении и не допускает установки и эксплуатации во взрыво- и пожароопасных производствах и использования для перекачивания горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

Агрегат укомплектован электродвигателем 4AM160S2У3 и должен устанавливаться и эксплуатироваться в помещениях и установках соответствующего класса в соответствии с действующими ПУЭ (правилами устройства установок)

Условное обозначение агрегата и входящего в него насоса принято в соответствии с Международным стандартом ИСО 2858 - 75 с добавлением типом насоса, условного обозначения уплотнения вала, использования агрегата, климатического исполнения и категории размещения.

Например: К-80-50-20 С-А-У-3 ТУ 26-06-1425-86, где К- обозначение типоразмерного ряда насосов для воды и других нейтральных жидкостей; 80 - диаметр входного патрубка, мм; 50- диаметр выходного патрубка, мм; 80 - диаметр выходного патрубка, мм; 200 - номинальный диаметр рабочего колеса, мм; С - уплотнение вала - сальниковое одинарное; А - условное обозначение агрегата; У - климатическое исполнение; 3 - категория агрегата при эксплуатации.

1.3 Устройство и принцип работы

Агрегат электронасосный состоит из центробежного насоса, электродвигателя, соединительной муфты, ограждения муфты, смонтированных на общей фундаментной плите. Привод насоса осуществляется через упругую муфту. Направление вращения ротора - по часовой стрелке, если смотреть со стороны электродвигателя.

Насос центробежный горизонтальный консольный одноступчатый. Корпус насоса имеет лапы, которыми крепится к фундаментной плите. Опорный кронштейн консольно крепится к корпусу насоса и имеет вспомогательную опору со стороны муфты. Ротор насоса вращается в подшипниковых опорах. Смазка подшипников - консистентная, подаётся через масленки в крышках подшипников.

Уплотнение вала насоса - одинарный мягкий сальник.

2. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Расчёт плана-графика капитального ремонта

Для составления годового графика планово-предупредительного ремонта (графика ППР) нам понадобятся нормативы периодичности ремонта оборудования. Эти данные можно найти в паспортных данных завода-изготовителя на электрооборудование, если завод это специально регламентирует, либо использовать справочник «Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования».

Сущность метода планово-предупредительных ремонтов заключается в том, что все виды ремонта выполняются в заранее установленной последовательности через определенное количество отработанных часов.

Таблица 2 - ППР

Количество ремонтов на единицу оборудования за год:

капитальных ремонтов

где Тэф - эффективный фонд работы оборудования в год

Тэф =365 дн *24ч = 8760ч.

Мк - продолжительность межремонтного цикла для капитального ремонта, ч

текущих ремонтов

где Мт - продолжительность межремонтного цикла для текущего ремонта, ч

Количество ремонтов на все оборудование:

капитальных,

где А - число единиц оборудования

2.2 Расчет трудоёмкости ремонта в чел/час

Согласно паспорту по эксплуатации капитальный ремонт предлагается провести за 260ч.

Ремонт будет производиться в работающем цеху, в стеснённых условиях при нормальной температуре.

Согласно СНИПов за работу в стеснённых условиях насчитывается 15%. По этому трудоёмкость равна:

260*1,15=299 чел/час

При выполнении ремонтных работ используются цеховые ГПМ.

Состав бригады выбирается в зависимости от объёма работ, сложности операций.

Так же состав бригады можно посмотреть ГЭСН, РСН, ЕНиР.

Там указывается средний разряд рабочего и время за которое выполнит всю работу данный рабочий.

Заработную плату за проведение капитального ремонта мы изменить не можем.

Поэтому я выбираю бригаду, состоящую их:

ѕ Слесарь - ремонтник 5разряда 1чел.

ѕ Слесарь - ремонтник 4разряда 1чел.

ѕ Слесарь - ремонтник 3разряда 1чел.

Обязанности стропальщика выполняет слесарь - ремонтник 3 разряда Фомин П.А.

Обязанности бригадира выполняет слесарь - ремонтник 5 разряда Селюнин А.Г.

Обязанности сварщика выполняет слесарь - ремонтник 4 разряда Борщёв Д.А., имеющего лицензию на проведение сварочных работ по 5 разряду.

Подготовительные работы составляют 15% от трудоёмкости работ

Демонтажные работы составляют 20% от трудоёмкости работ:

Ремонтные работы составляют 25% от трудоёмкости работ:

299*0,25=74,75ч.

Монтаж с выверкой составляют 30% от трудоёмкости ремонтных работ:

Обкатка и сдача в эксплуатацию составляет 15% от трудоёмкости:

299*0,15=44,85ч.

Расчёт ведётся по формуле:

Количество дней = трудоёмкость/8*количество смен*количество рабочих

ѕ Подготовительные работы 33/8*2*3=0,7дн

ѕ Демонтажные работы 66/48=1,4дн

ѕ Ремонтные работы 83/48=1,7дн

ѕ Монтажные работы 99/48=2,1дн

ѕ Обкатка 50/48=1дн

2.3 Расчёт количества рабочих, необходимых для производства ремонта по квалификациям и разрядам

Для определения количества дней и часов которые должен отработать один рабочий в течении года составляется баланс рабочего времени одного среднесписочного рабочего с учётом различных условий труда и режима работы.

Таблица 3 - Расчёт баланса рабочего времени

Статьи баланса

Режим работы

Беспрерывная 4-ох сменная

Прерывная 5-ти сменная

1.Колендарный фонд времени 365,дн

2.Количество нерабочих дней всего, дн

в т.ч. праздничных

выходных

3.Наменальный фонд времени, дн

4.Неявки на работу всего, дн

в т.ч. отпуск

выполнение гос-ых обязанностей

5.Эфективный фонд

6.Продолжительность смены, ч

7.Эфективный фонд времени, ч

Проведения расчета

Списочной численностью является общее кол.-во человек по спискам организации (по штатному расписанию).

Для ее определения принимаем следующую структуру по разрядам:

Распределение общих трудозатрат по квалификациям, % Тз

6 разряд - 15%

5 разряд - 20%

4 разряд - 30%

3 разряд - 20%

2 разряд - 15%

Итого - 100%

Тогда трудозатраты по каждому разряду составляют:

ТОБЩ- общие трудозатраты на все ремонты,

% Тз - % трудозатрат по каждому разряду.

1. Списочная численность ремонтных рабочих:

КР = 1,02 - коэффициент роста производительности,

КН= 1,03 - коэффициент выполнения норм,

Тз разр - трудозатраты по данному разряду.

Эффективный фонд времени, ч.

Табл.4-Численность ремонтных рабочих:

Профессия

Трудозатраты

Эффективный фонд времени

Списочная численность

По расчёту

Округлённо

Слесарь по разряду

2. Расчет явочной численности дежурных рабочих явочная численность - кол.-во рабочих на смену, рассчитывается по формуле:

А=4 - кол.-во оборудования, шт.

Но=10,5 - норма обслуживания на одного рабочего.

З. Списочная численность дежурных рабочих

КСМ=2- коэффициент сменности (кол.-во смен в сутках=З), Ксп - коэффициент списочности:

Фк=З65 - календарное время в году, дн.

Фэф.год. =224- эффективное время в году, дн.

Принимаем

4. Трудоемкость дежурных рабочих:

2.4 Локальная смета на стоимость ремонтных работ

Расчет сметы затрат на капитальный ремонт оборудования

Смета затрат на капитальный ремонт оборудования включает зарплату за капитальный ремонт, страховые отчисления на неё, стоимость материалов, запасных частей, накладные расходы.

Для расчёта зарплаты за капитальный ремонт рассчитываем среднегодовую тарифную ставку:

Тстср. = (ТстVIЧVI + ТVЧV+ ТIVЧIV) /Чобщ = (412+37,72+24,67) /9 = 52,71руб

где ТстV, ТV, ТIV - тарифные ставки соответствующих тарифных разрядов, руб. ЧVI, ЧV, ЧIV - численность ремонтных рабочих по разрядам, Чобщ - общая численность ремонтного персонала.

Тарифная заработная плата за капитальный ремонт составит:

ЗПтар = Тстср Тр к. общ = 52,71134,1 = 7068.41руб

где ЗПтар - тарифная заработная плата за капитальный ремонт, руб.

Тст. ср. - средняя тарифная ставка за час, руб.

Тр. к. общ - трудоёмкость капитального ремонта, чел-час.

Премия за качественное выполнение капитального ремонта начисляется в размере 40% тарифной зарплаты:

Спр = ЗПтар 40% = 7068.4140% = 2827,36 руб

Основная зарплата равна сумме тарифной зарплаты и премии:

ЗПосн = ЗПтар Спр = 7068.41+2827,36 = 9895,77 руб

Дополнительная зарплата включает оплату учебных, очередных отпусков и оплату выполнения государственных обязанностей. Для расчёта составляющих дополнительный ФЗП находим среднедневную зарплату:

ЗПс/дн = ЗПосн/ФРВпол = 9895,77/208 = 47,58 руб

где ЗПосн - основная зарплата за капитальный ремонт, руб.

ФРВпол - полезный фонд рабочего времени в днях, таблица 4.

Оплата очередного отпуска:

Ооч = ЗПс/днtоч = 47,58 30 = 1427,4 руб

tоч - продолжительность очередного отпуска, дни (таблица 4).

Оплата учебного отпуска:

Оуч = ЗПс/днtуч = 47,58 3 = 142,74 руб

где ЗПс/дн - среднегодовая зарплата, руб.

Tуч - продолжительность учебного отпуска, дни (таблица 4).

Оплата выполнения государственных и общественных обязательств:

Ог/о = ЗПс/дн tг/о = 47,58 2 = 95.16 руб

где tг/о - продолжительность выполнения государственных обязанностей, дни (таблица4).

Дополнительный фонд зарплаты:

ЗПдоп = Ооч + Оуч + Ог/о = 1427,4+142,74+95.16 = 1665,3 руб

Фонд зарплаты за капитальный ремонт равен сумме основного и дополнительного фондов:

ЗПкр = ЗПосн + ЗПдоп = 9895,77 +1665,3 = 11561,07 руб

Таблица 5 - Смета затрат за капитальный ремонт

Статьи затрат

Обоснование

Сумма затрат, руб.

Удельный вес, %

1. Заработная плата за капитальный ремонт

Из расчёта

Продолжение таблицы 8

2. Единый социальный налог с отчислениями на случай травматизма

3. Стоимость материалов и запасных частей

5% от стоимости оборудования

4. Накладные расходы

90% от основной зарплаты за капитальный ремонт

3. РЕМОНТНАЯ ЧАСТЬ

3.1 Ввод оборудования в эксплуатацию

электронасос ремонт смета стоимость

После поставки агрегата на место монтажа следует убедиться в комплектности агрегата и сохранности гарантийных пломб и заглушек на всасывающем на нагнетательных патрубках.

С наружных поверхностей агрегата необходимо удалить смазку, для чего следует протереть их ветошью, смоченной в бензине или уайт - спирите.

Место установки агрегата должно удовлетворять следующим требованиям:

Должен быть свободный к агрегату для его обслуживания во время эксплуатации, а так же возможность его разборки и сборки;

При подготовке фундамента предусмотреть 50-80 мм запаса по высоте для последующей подливки фундаментной плиты цементным раствором;

Всасывающий и напорный трубопроводы должны быть закреплены на отдельных опорах и иметь температурные компенсаторы; передача нагрузок от трубопроводов на фланцы насоса не допускается;

Для обеспечения бескавитационной работы насоса всасывающий патрубок должен быть по возможности коротким и прямым и иметь уклон в сторону заборной ёмкости. При установке фильтра на всасывающем трубопроводе он должен иметь живое сечение, площадь которого в1,3 - 1,4 раза больше площади всасывающего патрубка;

На напорном трубопроводе должны быть установлены обратный клапан и задвижка. Обратный клапан устанавливается между задвижкой и насосом;

На всасывании и нагнетании должны быть установлены мановакуумметр и манометр для измерения давления перекачиваемой жидкости;

Для отвода утечки из насоса должен быть проложен дренажный трубопровод;

При установке агрегата вне помещений должный соблюдаться требования отраслевого стандарта ОСТ 26-1141 - 74.

Агрегат установить на фундамент, обеспечив горизонтальность установки, и после затвердения цементного раствора подливки окончательно затянуть фундаментные болты.

К агрегату подсоединить всасывающий и напорный трубопроводы, а так же трубопроводы других систем. Допустимая непараллельность фланцев не более 0,15 мм на длине 100 м. Запрещается устранять перекос фланцев подтяжкой болтов или установкой косых прокладок.

Смонтированную систему испытать на герметичность и прочность пробным давлением по ГОСТ 356 - 80.

После монтажа проверить центрирование валов насоса привода. Допустимая величина перекоса и параллельного смещения валов и электродвигателя 0,06 мм.

Проверить вращение ротора насоса и убедиться в отсутствии касания подвижных и неподвижных деталей и отсутствии заедания при поворачивании.

Проверить правильность направления вращения кратковременным пуском агрегата.

Проверить действие задвижек трубопроводов и кранов манометров. Исходное положение задвижек и кранов перед пуском - закрытое.

Проверить наличие масла в полости крышек подшипников.

После 20 ч работы непосредственно на объекте составить акт сдачи смонтированного агрегата.

3.2 Ремонтная документация

Порядок разборки и сборки агрегата:

Разбирайте агрегат не на мете эксплуатации, а на специальном участке, исключающем загрязнение деталей агрегата.

Разбирайте и собирайте агрегат только стандартными инструментами с использованием специнструмента, предусмотренного в ЗИП. Перед разборкой насос промыть от перекачиваемого продукта и очистить от пыли и грязи.

Для ревизии проточной части, уплотнения вала и при текущем ремонте агрегат частично разбирается:

Обесточить агрегат;

Отвернуть пробку и слить рабочую жидкость;

Отвернуть болты М10 и снять кожух муфты;

Отвернуть болты М12 , крепящие электродвигатель к фундаментной плите;

Отодвинуть электродвигатель в осевом направлении;

Снять с вала полумуфту насоса с закреплёнными на ней пальцами, втулками распорными и втулками упругими;

Снять шпонку с вала;

Отвернуть болты крепления лапы к фундаментной плите;

Отвернуть гайки крепления корпуса подшипников к корпусу насоса;

Вытянуть опорную часть насоса вместе с рабочим колесом;

Отвернуть гайку, крепящую рабочее колесо на валу насоса;

Снять рабочее колесо;

Отвернуть гайки и снять крышку сальника, вытянуть сальниковую набивку;

Снять с вала защитную втулку;

Снять отбойник;

Отвернуть болты и снять крышки подшипников;

Вынуть вал с подшипниками;

Снять подшипники с вала.

Собирается агрегат в порядке, обратном разборке.

Перед сборкой агрегата все детали должны быть подготовлены к сборке, т. е. очищены от грязи, ржавчины, заусенцев. Острые углы всех деталей должны быть притуплены.

При сборке агрегата соблюдать чистоту. Все детали перед сборкой протереть чистой сухой ветошью. Все прокладки изготавливаются по месту и форме стыков различных деталей.

В соединениях наружных частей насоса нависание одних над другими допускается в пределах допусков на размеры сопрягаемых деталей. Все резьбовые соединения при сборке смазать графитной смазкой УСсА ГОСТ 3333-80. Все гайки в собранном агрегате должны быть затянуты равномерно.

Затяжка гаек не должна вызвать перекоса соединяемых деталей. Концы шпилек должны выступать из гаек на одинаковую высоту (1-4 нити резьбы) в одном соединении. Утопание в гайке торца шпилек не допускается. Перед посадкой на вал нагреть подшипники до температуры 80-90 .

3.3 Испытания оборудования на холостом ходу, под нагрузкой

После полного завершения предпусковых работ осуществляют пробные пуски агрегата без нагрузки. Первоначально производят первое кратковременное включение в сеть на 2-3с, позволяющего проверить направление вращения двигателя, отсутствие задевания вращающихся частей насоса за неподвижные и проверить наличие лишних шумов, указывающих на неполадку в работе агрегата.

Повторно двигатель включат в сеть на 4-5 мин для проверки вибрации агрегата, биения во фланцевом соединении валов, отсутствие выбросов масла в направляющих подшипниках через выгородку. При этом пуске проверяют работу пусковой аппаратуры и отсутствие дефектов сборки.

После указанной проверки насосный агрегат включат на 8-10 ч в режиме холостого хода.

После устранения неисправностей в работе насоса и двигателя, обнаруженных при испытании на холостом ходу, заполняют протокол и приступают к испытаниям под нагрузкой.

Для выполнения испытаний под нагрузкой проточную часть насоса заполняют водой. Заполнив водой проточную часть, тщательно осматривают те места, где возможны протечки.

Убедившись в исправности водопроводящего тракта, включают электродвигатель агрегата и постепенно открывают трёхходовые краны манометров, продумают их и закрывают. Возрастание нагрузки насоса до рабочего режима должно быть равномерным. При достижении электродвигателем насоса номенальной частоты вращения и соответствующего давления, открывают дисковый затвор на запорном трубопроводе.

Испытания проводят до стабилизации температуры обмоток, направляющих подшипников, масла, охлаждающего воздуха. Продолжительность испытания должна быть не менее 4ч. В этот период тщательно осматривают и прослушивают работающие узлы агрегата и делают измерения.

После 4-5 часов под нагрузкой, насосный агрегат останавливают и осматривают все узлы, особенно механические крепления деталей и составных частей, монтажные и сварные соединения, уплотнения, предохраняющие от утечки масла, воды и др.

Заключительной операцией при испытаниях является обкатка - непрерывная работа агрегата в течение 72 ч. В период обкатки проверяют соответствие фактических значений параметров насосного агрегата, полученных в результате измерений и расчётов, паспортным, а так же устанавливают оптимальный режим работы.

По окончанию нормальной работы насосного агрегата под нагрузкой в течение 72 ч оформляют протокол испытаний с указанием параметров и акт выдачи агрегата из ремонта. После этого насосный агрегат считается пригодным к эксплуатации.

3.4 Демонтаж насоса

Демонтаж насосного агрегата производят после отключения его от сети и закрытии всех задвижек. Далее откручиваются фундаментные болты насоса, болты во фланцевом соединении насоса со всеми прилегающими трубопроводами.

Затем осуществляется раскручивание болтов соединительной муфты насоса с электродвигателем. После выполнения этих операций можно снимать агрегат с фундамента.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

4.1 Техника безопасности при остановке оборудования

При остановке оборудования следует проверить насос на наличие неисправностей, заземление. Запрещается устранять какие-либо неполадки при заполненном жидкостью насосе.

Проверить вращение вала агрегата, вал должен свободно поворачиваться от руки. При проведении ремонтных работ насос должен быть полностью отключён от сети.

4.2 Техника безопасности после пуска оборудования

Во время работы агрегата:

Все вращающиеся части должны быть ограждены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Гловацкий О.Я. Очилов Р.А Совершенствование эксплуатации крупных насосных станций, М.: Изд. ЦБНТИ Минводхоза,1990г.

2 Крупные осевые и центробежные насосы. Монтаж, эксплуатация, иное пособие. М. : Машиностроение, 1997г.

3 Насосы и насосные станции / Под ред. А.Ф. Чебаевского.М.: Агрпром,1991г.

4 Насосы центробежные и осевые: Справочник. М.: Изд. ЦБНТИ Минводхоза, 1989г.

5 Рахимлевич З.З. Насосы в химической промышленности: Справочник пос. М.: Химия, 1990г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 14.03.2015

    Технико-экономические показатели ОАО "АК ОЗНА", организационная структура управления предприятием. Организация работ по капитальному ремонту центробежного насоса марки НГК 4х1. Расчет трудоемкости и выработки ремонта, пути снижения его себестоимости.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Определение трудоемкости ремонтных работ устройства станка. Расчет материальных затрат, заработной платы, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Стоимость ремонта детали, затрат на разборку-сборку и ремонт узла; полная себестоимость ремонта.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Определение количества плановых ремонтов и технического обслуживания графическим способом для тракторов. Определение трудоёмкости ремонтных работ на шиномонтажном участке. Подбор оборудования, расчёт площади, вентиляции, освещения и отопления участка.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2013

    Для расчета трудоемкости необходимо составить спецификацию электрооборудования. Межремонтный цикл, межремонтный период, трудоемкости капитальною ремонта, текущею ремонта, структура ремонта являются нормативными данными. Трудоемкость ремонтных работ.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2008

    Система планирования производства работ: понятие, значение и совершенствование ремонтов. Текущий и капитальный ремонт. Расчет трудоемкости и среднесписочной численности ремонтных работ. Расчет годового фонда заработной платы, потребности в запчастях.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2011

    Расчёт скорректированной нормативной трудоёмкости технического обслуживания и текущего ремонта. Смета затрат на проведение технического осмотра и ремонта подвижного состава. Сводный годовой план по труду и фонду заработной платы рабочих предприятия.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Задачи и организационная структура энергохозяйства завода. Системы и прогрессивные методы ремонта энергооборудования. Цеховая служба электрика и планирование работ, энергетического персонала и заработной платы. Смета затрат на капитальный ремонт агрегата.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2010

    Организация службы ремонта и технического обслуживания УЧПУ. Расчет нормативов планово-предупредительного ремонта. Организация рабочего места электронщика по ремонту оборудования. Расчет трудоемкости и себестоимости ремонтных работ, график их выполнения.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2012

    Определение оптимальной производственной программы. Расчет численности работающих, фонда заработной платы, количества и состава оборудования, амортизационных отчислений. Построение сетевого графика ремонта трансформатора. Смета затрат на производство.

3.4.

РЕМОНТ НАСОСОВ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Ремонт насосного оборудования должен носить профилактический, предупредительный характер и мо­жет выполняться на месте эксплуа­тации или в цехе ремонтного пред­приятия. Различают текущий, сред­ний и капитальный ремонты насо­сов.

Текущий ремонт насосов прово­дится на месте их установки. Сред­ний и капитальный ремонты могут осуществляться на месте установки насоса с выполнением ремонта от­дельных сборочных единиц в цехе ремонтного предприятия. Самым прогрессивным методом капиталь­ного ремонта в настоящее время является централизо­ванный ремонт, с применением демонтажа насосов и заменой их заранее отремонтированными.

Перед остановом насоса на пла­ново-предупредительный капиталь­ный ремонт в зависимости от типа и назначения насоса проводятся ис­пытания для определения: высоты всасывания; давления при номи­нальной подаче; вибрации опор; вне­шних утечек; давления жидкости в разгрузочной полости; температуры подшипников; параметров работы электродвигателя.

При выполнении капитального ремонта разборка (демонтаж) на­ружных корпусов питательных и конденсатных насосов, корпусных частей осевых и вертикальных на­сосов производится при невозможно­сти их ремонта на месте эксплуата­ции или при замене.

В процессе демонтажа центро­бежного лопастного насоса произ­водятся следующие обязательные проверки:

Несоосности валов насоса и элек­тродвигателя, измеряемой по ободу и торцам полумуфт в четырех точ­ках;

Осевого разбега ротора у насо­сов с упорным подшипником сколь­жения или автоматическим устрой­ством уравновешивания осевых сил, действующих на ротор;

Зазоров по дистанционным бол­там, продольным и поперечным шпонкам, фиксирующим насос на фундаментной плите.

Проверка несоосности валов, на­соса и электродвигателя выполня­ется по скобам и щупу (см. п.3.1.7). Необходимо также про­верить тепловой зазор между тор­цами полумуфт и маркировку их взаимного положения.

Зазоры между дистанционными болтами и корпусом насоса, а так­же в шпоночных соединениях уста­навливаются для возможности теп­ловых перемещений и сохранения центровки при работе насоса. На рис. 3.27 показаны места измере­ний и значения тепловых зазоров питательного насоса.

Рис. 3.27. Места измерений тепловых зазоров питательного насоса:

а – вид спереди;б – передние лапы;в – задние лапы;г – зазорыу дистанционных болтов и у шпонок;

1 корпус насоса;2 – постамент;3– траверса;4 – вертикальная шпонка

Осевой разбег ротора любого насоса секционного типа измеряет­ся до удаления разгрузочной пяты (рабочий разбег) и после него (пол­ный разбег).

Например, при разборке насоса секционного типа (рис. 3.28) для измерения рабочего разбега ротора вскрывают подшипник со стороны выходного патрубка и устанавлива­ют индикатор. Индикатор часового типа устанавливают с упором конца измерителя в торец вала, после чего ротор насоса сдвигают до отказа сначала в одну, а затем в другую сторону.


Рис. 3.28. Насос секционного типа:

1 всасывающий патрубок,2 – секция;3 – разгрузочная пята,4 – разгрузочный диск;5 – кронштейн подшипника,6– защитная втулка вала;

7 напорный патрубок,8 – стяжная шпилька

На валу по торцевой крыш­ке другого подшипника наносят рис­ки, соответствующие рабочему поло­жению ротора. После выполнения этого измерения снимают крышки и верхние вкладыши подшипников, вынимают набивку сальников, сни­мают полумуфту и кронштейн под­шипника (вал насоса подпирают временной опорой). Вслед за этим снимают защитную втулку вала и разгрузочный диск. Защитную втул­ку на резьбе отворачивают специ­альным ключом, при гладкой по­садке втулку стягивают приспособ­лением, приведенным на рис. 3.29,а .Упорный диск сни­мают приспособлением, изобра­женным на рис. 3.29,б . После уда­ления разгрузочной пяты3 (см. рис. 3.28) измеряют полный разбег ротора. Для этого разгрузочный диск надевают на вал, зажимают втулкой вала и смещают поочередно до отказа в сторону выходного и входного патрубков. После замера общего разбега ротора насоса сни­мают стяжные шпильки8 , напор­ный патрубок7 , рабочее колесо и корпус выходной секции и вновь из­меряют осевой разбег ротора. Эту операцию повторяют до тех пор, по­ка не будут снятые все рабочие коле­са и секции корпуса. Снятие рабо­чих колес выполняют приспособлением, приведенным на рис. 3.29,а .


Рис. 3.29. Приспо­собления для снятия деталей с вала на­соса:

а – для снятия рабочих колес и защитных вту­лок;б для снятия разгрузочного диска;

1 рабочее колесо;2 – кольцо;3 – захваты;4 – шпильки;5 фланец;

6 – разгрузочный диск.

При разборке насоса проверяют правильность расположения рабо­чего колеса по отношению к на­правляющему аппарату, замеряют радиальные и осевые зазоры в уп­лотнениях рабочих колес. Зазор между рабочими колесами и уплотнительными кольцами опреде­ляют как полуразность диаметров рабочих колес в месте уплотнения и внутренних диаметров уплотнительных колец. Измерения произво­дят по двум взаимно перпендику­лярным диаметрам. Диаметр коль­ца замеряют микрометрическим ну­тромером (штихмасом), a диаметр места уплотнения рабочего колеса - микрометрической скобой. Зазоры должны соответствовать данным, указанным в чертежах. Значения радиальных зазоров в уплотнениях рабочих колес зависят от размера насоса и температуры рабочей среды и обычно находятся в пределах 0,2-0,5 мм на каждую сторону. Осевые зазоры между уплотнительными кольцами и колесами насоса должны быть больше осевого разбега ротора насоса на 1,0-1,5 мм для обеспечения свободных тепло­вых расширений ротора относитель­но корпуса. Определение плотности посадки рабочего колеса на вал производят измерением диаметров ступицы и вала. Измерение выпол­няют в двух сечениях по длине по двум диаметрально противополож­ным направлениям.

Разность диаметров ступицы и вала даст значение натяга или за­зора при посадке рабочего колеса на вал. Это значение должно соот­ветствовать данным технических ус­ловий или указаниям чертежа кон­кретного насоса.

При разборке насосов необходи­мо проверять, а при необходимости наносить метки взаимного распо­ложения сопрягаемых деталей для последующей сборки. При отсутст­вии меток их наносят на поверхно­сти, не являющиеся посадочными, уплотняющими или стыковыми, без нарушения защитных покрытий.

Разборку неподвижных сопря­гаемых деталей производят на прессах с помощью специальных приспособлений или предусмотрен­ных конструкцией специальных уст­ройств (отжимных болтов, шпилек и т. п.). При разборке сопряженных частей допускается нагрев охватывающей сопрягаемой составной части соединения без местных пережогов равномерно от периферии к центру разбираемого соединения. Температура предварительного на­грева должна быть около 100130°С. Подшипники качения снима­ются без предварительного подо­грева с приложением усилия к коль­цу, имеющему неподвижную по­садку.

Разборку фланцевых и стыковых соединений выполняют специальными приспособлениями и устройства­ми (домкратами, отжимными бол­тами и т. п.). Разборка стыкую­щихся поверхностей расклинивани­ем (зубилами или отвертками) не допускается.

Разборка лопастного осевого вертикального насоса начинается со слива мас­ла из ванны верхнего подшипника электродвигателя. Разбирают и уда­ляют маслоохладитель, рассоединя­ют валы насоса и электродвигателя, затем демонтируют ступицы пяты и сег­менты подпятника. После удаления роторной части проверяют центров­ку корпусных деталей насоса. Для этого опускают струну с грузом в центре агрегата, используя для этой цели калиброванную проволоку без сгибов и узлов диаметром 0,3 0,5 мм . Вертикальную струну цент­рируют по закладному кольцу с точностью 0,10,2 мм. Для учета эллипсности расточек корпусных де­талей до подвеса струны измеряют штихмасом диаметры всех расточек в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Проверку центриро­вания корпусных деталей насоса вы­полняют измерением расстояний от поверхностей их расточек до струны в двух взаимоперпендикулярных направлениях. При необходимости передвигают корпусные детали на­соса, увеличивают отверстия во фланцах и перешлифовывают флан­цы.

В процессе разборки насоса про­веряют идентичность углов установ­ки лопастей рабочего колеса. Разница углов установки лопастей не должна быть более 30". Проверяют зазоры между валом и вкладышем верхнего и несущего подшипников, а также степень касания расточкой вкладыша шейки вала. Диаметральный зазор в подшипниках должен быть 0,30,4 мм.

При измерении зазоров подшип­ник соединяют на валу и, поворачи­вая его, измеряют снизу в четырех положениях диаметральный зазор по всей длине вкладыша. Если за­зоры в подшипнике больше чем на 20 % отличаются от проектных, устанавливают проклад­ки под планки или заменяют вкла­дыш (при большом износе).

Корпусные детали проточной части насоса подвергают проверке с целью выявления их кавитационно-коррозионного и абразивного из­носа. На валах обычно обнаружива­ют дефекты в виде изменения фор­мы центрирующего выступа полу­муфты, который должен плотно входить в заточку сопрягаемого ва­ла. Если изменение диаметра составляет около 0,10,2 мм, то со­пряжение восстанавливают удара­ми в торец выточки с последующей проточкой вала на станке. При больших зазорах посадочное сопря­жение восстанавливают наплавкой буртика или выточки с последую­щей проточкой. Если обнаружено повышенное торцевое биение флан­цев вала, его исправляют на стан­ке. В таких случаях рекомендуется одновременная проточка шеек вала и центрирующих буртиков или впа­дин.

Наиболее частыми дефектами рабочих колес являются кавитационно-коррозионный и абразивный износы. Кроме проверки рабочего колеса с целью выявления поверх­ностных разрушений и трещин про­веряют жесткость посадки лопасти насоса во втулке. Рабочие колеса не должны иметь люфтов в меха­низме разворота лопастей. Не до­пускаются протечки масла в уплот­нениях цапф лопастей колес и по прокладке между втулкой и обте­кателем. Зазор между камерой и лопастью колеса должен быть 0,001 D K (D K – диаметр камеры).

В поворотно-лопастных осевых насосах камера сферическая, поэто­му после наварки торцов лопастей в случае их с работки торцы обраба­тываются на карусельном станке. Для этой цели лопасти после навар­ки свертывают, прихватывая каж­дую лопасть к соседней. Поверх­ность лопасти после наплавки шли­фуют заподлицо со старым метал­лом, профиль проверяют по шабло­ну. В случае наплавки, большого ко­личества металла рабочее колесо балансируют.

При обслуживании и ремонтах насоса особое внимание должно уделяться состоянию уплотнений вала.

Уплотнения вала в местах выхо­да его на корпуса насоса (рис. 3.30) выполняют две функции: соб­ственно уплотнения и охлаждения. В насосах тепловых электростанций и котельных применяют в основном уплотнения сальникового и щелевого типов.

Причинами быстрого износа сальниковой набивки и как следст­вие выхода из строя сальниковых уплотнений могут быть:

Применение в качестве набивки материала, не отвечающего режи­му работы насоса, что приводит к обугливанию набивки и пропуску воды через сальник;

Некачественное изготовление на­бивок сальникового уплотнения, за­ключающееся в плохой заделке замка, недостаточной опрессовке ко­лец, неправильном взаимном распо­ложении стыков колец;

Сильный износ защитных втулок;

Большая вибрация насоса;

Разработка нажимной втулки, фонарного и упорного колец, приво­дящая к попаданию (и деформиро­ванию) колец сальниковой набивки в увеличенный зазор между валом и этими деталями;

Прекращение подачи уплотняю­щей жидкости на фонарное кольцо или ее нарушение в результате не­правильной установки фонарного кольца;

Нарушение или прекращение по­дачи охлаждающей воды в камеры сальников насосов, работающих на горячей воде.


Рис. 3.30. Уплотнения вала насоса:

а – сальниковое;б – щелевое;

1 нажимная втулка;2 – трубка подвода воды;3 – упорное коль­цо;4 – фонарное кольцо;5 сальниковая набивка;6 – защитная втулка;7 разгрузочная пя­та;8– камера подвода холодного конденсата;9 – камера отвода конденсата в бак низших точек;10 – камера отвода конденсата в конденсатор;11 обойма;12 – втулка;13 – вал на­соса

Во время работы насоса набив­ка изнашивается, из нее вымывает­ся графит и отлагаются приносимые водой твердые частицы, что при­водит к пропуску воды через саль­ник и износу защитной втулки вала. Сальниковая набивка через опреде­ленный период должна заменяться новой, защитная втулка валапо мере износа.

При капитальном ремонте на­бивку сальников производят после окончания всех работ по сборке и центровке насоса, убедившись в свободном вращении ротора от ру­ки.

Для большинства насосов при­меняется хлопчатобумажная набив­ка, пропитанная салом, смешанным с графитом. Для насосов, работаю­щих на горячей воде, применяется специальная набивка, пропитанная графитом и армированная медной проволокой.

Толщина набивки выбирается по размеру кольцевого отверстия саль­ника. Внутренний диаметр колец сальниковой набивки выполняют точно по наружному диаметру за­щитной втулки вала.

Перед набивкой сальника точно измеряют расстояние от торца на­жимной втулки до отверстия, через которое поступает уплотняющая во­да, и располагают фонарь так, что­бы его кромка, смещенная в сторо­ну нажимной втулки, захватывала половину диаметра отверстия. Такая установка фонарного кольца обеспечивает соединение его поло­сти с отверстием подвода воды и возможность подтягивания сальни­ка при работе насоса.

В питательных насосах применя­ют щелевые бессальниковые уплот­нения (рис. 3.30,б ). Через ради­альный зазор (0,300,35 мм) меж­ду обоймой и втулкой горячая питательная вода не может прони­кать наружу корпуса, поскольку кольцевой зазор между буксой и втулкой заперт холодным конденса­том, поступающим в камеру8 под давлением несколько большим, чем давление питательной воды в раз­грузочной (или всасывающей) ка­мере насоса.

При ремонте щелевых уплотне­ний промывают подводящий кон-денсатопровод и установленный на нем фильтр. Проверяют щупом ра­диальные зазоры в уплотнении.

При необходимости выполняют центрирование вала относительно обойм уплотнений перемещением корпусов подшипников и изменени­ем установки их контрольных штиф­тов.

Сборку насосов производят со­гласно техническим условиям или руководству по ремонту конкретно­го насоса. Все детали собирают в сборочные единицы согласно имею­щимся меткам.

При сборке сопрягаемых дета­лей по посадкам с натягом и по скользящей посадке допускается нагрев охватывающей составной ча­сти в кипящей воде или в горячем масле.

При запрессовке подшипников качения допускается их нагрев в масле до 8090 °С, передача уси­лий производится через кольцо, со­прягающееся с натягом. При сбор­ке насосов необходимо проверять совпадение осей каналов рабочих колес и отводящих устройств, допу­стимое несовпадение ± 0,5 мм . У се­кционных насосов проверяют пер­вую ступень, последующие контро­лируют поочередно по разбегу рото­ра после установки рабочих колес.

Отсутствие перекосов при сбор­ке секционных насосов с межсекци­онным уплотнением гибкими про­кладками (или резиновыми кольца­ми) контролируют по размеру меж­ду торцами крышек на сторонах входа и выхода насоса. Измерения производят в трех местах со смеще­нием на 120 o . Максимально допус­тимая разность размеров не должна превышать 0,03 мм.

После окончательной центровки ротора со статором выполняют про­верку прилегания разгрузочного диска к пяте автоматического уст­ройства уравновешивания осевой силы, действующей на ротор. Про­верку производят по краске, кото­рая должна быть равномерно рас­пределена по всей площади контак­та, и занимать не менее 70 % поверх­ности.

Для секционных насосов с авто­матической компенсацией осевой силы, действующей на ротор, про­верку осевого перемещения ротора относительно статора проводят до и после установки разгрузочного ди­ска, для остальных насосовдо и после сборки опорного и упорного подшипников. Осевое перемещение ротора при собранном подшипнике должно быть в соответствии с требованиями рабочего чертежа или технических условий на ре­монт.

Для насосов, ротор которых ус­тановлен на упорных подшипниках качения с регулируемым осевым за­зором, осевое перемещение ротора при собранном упорном подшипни­ке должно быть не более 0,02 мм . Этого добиваются подбором про­кладок между кольцами подшип­ников.

После сборки насоса и присоеди­нения входного и выходного патруб­ков выполняют центровку насоса с двигателем по полумуфтам. Цент­ровка, при которой в качестве базы всегда принимается насос, осущест­вляется в два приема. Сначала пра­вильность установки привода выве­ряют по валу насоса при помощи линейки, которую помещают на об­разующие полумуфт, затем монти­руют скобы и окончательно центри­руют по щупу.

Каждый отремонтированный на­сос должен проходить приемосда­точные испытания с целью провер­ки его соответствия требованиям технических условий на ремонт или другой нормативно-технической до­кументации.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается ремонт зубчатых передач?

2. С какими дефектами подшипники качения подлежат замене ?

3. Как выполняется центровка валов?

4. Что проверяют перед выводом в ремонт дымососов и вентиляторов?

5. Как подбирают по массе лопатки перед установкой в ротор центробежного дымососа?

6. Как ремонтируют редуктор шаровой мельницы?

Эксплуатация и обслуживание агрегатов и оборудования - это совокупность мероприятий по их поддержанию в работоспо­собном состоянии.

Система техобслуживания и ремонта (ТОР) по техническо­му состоянию основывается на проведении профилактичес­ких, восстановительных и диагностических работ через опре­деленные интервалы времени (наработки).

Возможные причины изменений характеристик насоса:

    работа насоса в режиме кавитации - от этого снижается напор и КПД, а мощность остается прежней;

    частота вращения ниже номинальной - снижается на­пор и мощность. КПД прежний;

    чрезмерные перетоки через уплотнения; пропускает об­ратный клапан - напор и КПД ниже, мощность - выше пас­портных данных.

Насосные агрегаты необходимо выводить в ремонт при сни­жении напора от норматива на 5-7%, а КПД на 2-4%.

ТОР вспомогательных систем производится в случаях, когда:

    упало давление в масляной линии (ниже 1,2 атм.) - не­правильно отрегулирован перепускной клапан или засорились маслофильтры;

    повысилась температура на входе в подшипники (более 55 °С) - неисправность в агрегатах охлаждения или недоста­точное поступление масла к подшипникам;

    произошел перегрев обмоток статора электродвигателя - неисправен водяной насос или засорились трубки в системе охлаждения;

    наблюдается повышенная вибрация и шум вентиляцион­ных установок-дисбаланс ротора агрегата, ослабление креп­ления болтов фундамента.

Техническое обслуживание (уход и мелкий ремонт) осуще­ствляется в профилактических целях. Техническое обслужи­вание (ТО) осуществляется в плановом порядке и включает в себя: наблюдение за состоянием агрегатов, арматуры и трубо­проводов: систем смазки, охлаждения и уплотнений; надзор за контрольно-измерительными приборами (КИП) и система­ми автоматики; подтяжку болтовых соединений.

Система планово-предупредительного ремонта (ППР) - это совокупность мероприятий по надзору, обслуживанию и ре­монту агрегатов по составленному плану. Плановые виды ра­бот делятся на текущий, средний и капитальный ремонты.

Текущий ремонт - это устранение мелких дефектов и ре­гулирование узлов и механизмов. Средний ремонт - это разборка насоса, капитальный ремонт отдельных узлов, замена изношенных деталей.

Капитальный ремонт-полная разборка агрегата, замена всех износившихся деталей. В результате работоспособность машины должна быть полностью восстановлена.

ТО центробежных нагнетателей осуществляется эксплу­атационно-ремонтным персоналом перекачивающей стан­ции. При техническом обслуживании насосов проводятся проверки состояния фланцевых и резьбовых соединений; за­тяжки фундаментных болтов; уровня масла в маслобаках; гер­метичности маслопроводов и торцевых уплотнений; замена смазки; затяжки болтовых соединений муфты; герметичнос­ти уплотнений в разделительной стенке насосной и запорной арматуры.

При текущем ремонте проводятся все операции ТО, про­верка состояния подшипников, торцевых уплотнений, зубча­той и пластинчатой муфт, измерение зазоров во вкладышах подшипников, разборка и дефектация торцевых уплотнений, проверка герметичности стыков крышки с корпусом горизон­тальных и стаканом вертикальных насосов, проверка центров­ки и измерение параметров агрегата под нагрузкой.

При среднем ремонте проводятся все операции текущего ремонта, а также разборка насоса, очистка, промывка и осмотр узлов и деталей; проверка состояния и стопорения втулок вала, радиально-упорных подшипников, контроль размеров поса­дочных и резьбовых поверхностей вала, лопаток и дисков ра­бочего колеса, дефектоскопия вала, измерение зазоров в ще­левых уплотнениях рабочего колеса (рис.2). В среднем ще­левые зазоры имеют размеры от 0,10 до 0,40 мм.

В случае необходимости заменяются уплотнительные коль­ца и восстанавливаются размеры элементов щелевого уплот­нения. В зависимости от технического состояния проводится замена подшипников, замена или ремонт ротора. Устанавли­ваемый ротор должен быть динамически отбалансирован.

Все резиновые кольца заменяются на новые. Заменяются прокладки между крышкой и корпусом насоса. Проводится сборка насоса, центровка и опробование под нагрузкой. Провернется избыточное давление в воздушной камере промежу­точного вала (не менее 20 мм водяного столба).

Рис.2.Контролируемые зазоры в щелевых уплотнениях роторов насосов

При капитальном ремонте осуществляются все операции среднего ремонта, а также демонтаж насосов. Проверяется состояние корпуса и патрубков, в стальных деталях обнару­женные дефекты устраняются сваркой. Чугунные детали с трещинами заменяются на новые детали. После монтажа и центровки агрегата проводится его опробование под нагруз­кой в течение 72 часов при работе на нефтепроводе.

При капитальном ремонте агрегат полностью разбирают. Корпус агрегата очищают от загрязнений и ржавчины и вы­являют наличие трещин. Выработка шеек валов не должна превышать 0,025 мм, а осевой разбег вала должен быть в пре­делах 0,15-0,35 мм. С помощью индикаторов проводят про­верку на биение в нескольких точках. Выявляют наличие фрет- тинг-коррозии. Сработанные и выкрошенные лабиринтные уплотнения заменяют новыми.

Проверку зазоров в уплотнениях поверяют свинцовой проволокой. После подъема крышки замеряют свинцовые оттиски.

Сегодня считается наиболее эффективной система ТОР, опирающаяся на результаты контроля и оценки фактического технического состояния оборудования НПС. Агрегат или его часть ремонтируют по потребности. Эта система обеспечива­ет полное использование ресурса элементов (до отказа).

Ввиду высоких требований к безотказности агрегатов НПС межремонтный ресурс должен назначаться таким, чтобы их узлы и детали отработали с вероятностью безотказной рабо­ты не менее 95%.

Внедрение метода замены элементов по техническому со­стоянию увеличивает среднюю наработку деталей и узлов до двух раз. Однако, данная стратегия требует использования методов и средств диагностирования, обладающих большой информативностью. Для этого необходимо непрерывно изме­рять такие параметры: вибрация, температура, напор, КПД, кавитационный запас, сила тока и т. д. Система автоматиза­ции, телемеханики и АСУ должны обеспечивать надежный контроль и регистрацию параметров перекачки и эксплуата­ционных параметров оборудования.