29.03.2019

Как подшить карниз крыши своими руками. Карнизный свес: устройство и виды


1.
2.
3.
4.
5.

Карнизный свес крыши – это элемент конструкции, который выступает за пределы стен дома. Свес необходим для защиты сооружения и прилегающего к нему пространства от осадков.

В нашей статье пойдет речь об устройстве . Мы расскажем об оптимальной длине выступа и о разновидностях карнизных свесов.

Устройство карнизов: общие сведения

Украсить доски можно при помощи декоративной сквозной резьбы. Самый простой способ обустроить карниз – обшивка концов балок тесом. Если уложенные стропила не выступают за стены, то осуществляется их наращивание. Для этого следует прибить куски доски к каждой балке.


Не стоит забывать, что создание карнизных архитектурных профилей на стенах из кирпича требует определенной наметки. Ее толщина не должна быть больше 50 миллиметров.

Держа в уме этот момент, рассмотрим поверхности, на которые можно наносить раствор:

  • Конструкции из досок;
  • Готовые выносы кладки;
  • Каркас из металла, который обтянут сеткой.

Чтобы выполнить профили штукатурных карнизов – используются шаблоны профильной доски, которые имеют двойную оковку. Вторая оковка нужна для того, чтобы вытянуть профиль по грунту, а затем снять его. Далее, чистый профиль накрывается уже свободной первой оковкой.


Устройство карнизного свеса и его отделка потребуют применение роликов вместо полозка. Они облегчают перемещение тяжелого шаблона, при этом соблюдая все нюансы. Если карнизы расположены во входящих углах – то их профилирование лучше всего осуществлять с использованием специальных шаблонов.

Полезно: Чтобы достичь вершины угла профильной доской шаблона – расположите ее возле стены под углом в 45 градусов.

Как правило, штукатурку наносят в три слоя:

  • Первый слой – обрызг. Он осуществляет сцепление основания с наметом штукатурки. Для получения этого слоя понадобится раствор, обладающий жидкой консистенцией. В зависимости от материала, выбирается и толщина – от 5 до 9 миллиметров.
  • Второй слой – грунт. Его изготовление осуществляется из раствора заданной заранее консистенции по обрызгу. Последний должен, как говорят, «схватиться». Толщина слоев – от 5 до 12 миллиметров.
  • Третий слой – лицевой. Его нанесение осуществляется внакрывку, а толщина должна быть меньше заявленных 2 миллиметров.


Выполнив нанесение штукатурки, можно приступать к лепным работам. Они включают профильные тяги устанавливаемого карниза.

Карнизный свес кровли и его виды

  • Фронтальный – предназначен для защиты фасада здания. Выполняется с использованием выступающих за границы стен скатов. Они обычно установлены под наклоном;
  • Боковой – изготавливается в виде свесов, которые располагаются по бокам здания.

Отметим, что от расположения карниза, зависит и его ширина. Чаще всего боковые свесы выпускают на расстояние в 50-60 сантиметров за границы стен сооружения. Фронтальные свесы – до 1 метра, причем эта длина может быть и увеличена.


Для обустройства фронтального свеса двускатной стандартной крыши, нужно выпустить коньковую доску на выверенную ранее длину за границы фасада. Затем, по такому же принципу провести выпуск несущих кровельных перекладин, которые закреплены на стропилах.

После этого следует закрепить карнизную доску к торцевым сторонам конька крыши и несущим брусьям. Вы можете и не нижнюю часть карнизного фронтального свеса. Но для улучшения благоприятного внешнего вида дома, все же рекомендуется .

Важно: Чтобы обеспечить надежность фронтального карнизного свеса, следует осуществить грамотный подбор материалов. Учитывайте, что горизонтальный брус и конструкция стропил должны быть одинаковыми по сечению.

В процессе изготовления бокового карнизного свеса – кровельные балки должны быть выпущены за пределы внешней плоскости стены. Расстояние выпуска при этом будет зависеть от ширины отмостки фундамента и высоты самого здания. После укладки материала для покрытия кровли – следует стадия крепежа торцов балок. При этом используется дощатая обвязка – выступающая в роли . Она будет скрывать край и первоначальную подложку кровельного настила.


Пространство свеса, оставшееся открытым – обычно подшивается с помощью специального материала. Как правило, для этого используется паз, находящийся в нижней части карнизной доски. В качестве материалов подшивки рекомендуется использовать виниловый сайдинг (подробнее: " ") или шпунтованную доску. Все материалы следует закрепить под углом в 90 градусов.

Устройство карнизного свеса крыши и его вентиляция

Главное правило – обязательная установка вентиляции. Неважно, какой тип и размер свеса вы выбрали. Вентиляция очень важна, если вы планируете обустроить мансарду в чердачном помещении. Совокупность всех вентиляционных отверстий должна составлять от 1/600 до 1/400 площади помещения. Подшивка карнизных свесов должна содержать в себе зазоры. Они нужны для циркуляции свежего воздуха во внутреннем помещении. для испарения воздуха из помещения предусматривает специальные отверстия. Оно расположено в коньке крыши.

Важно: Вентиляционные отверстия должны быть закрыты сеткой. Она защищает помещение от проникновения в него летучих мышей и других мелких птиц.

Устройство карнизных свесов и выбор материала

Обшивка карнизных свесов предполагает использование доски любой длины и ширины. Однако ее толщина должна быть не меньше 17 и не больше 22 миллиметров.


Если доска небольшая – то ее можно крепить на концах. Для массивных досок (длина 6 метров и больше) крепление должно располагаться на каждом метре их длины.

Сооружение кровли - достаточно сложный процесс. Выполнять монтаж крыши необходимо с учетом множества параметров, расчетов и схем. Но и после установки крыши строительные работы нельзя назвать оконченными - настает черед карниза и свесов.

Действительно ли дому так необходимы карнизы, для чего нужны эти конструкции, какие разновидности свесов существуют - ответы на эти вопросы в данной статье.

Что такое свесы кровли

Карниз (или свес) представляет собой продолжение кровли, ее нависание над стенами сооружения. Эта конструкция защищает верхнюю часть стен дома от намокания, попадания дождя и снега. Такой подход способствует лучшему сохранению тепла внутри сухих стен, увеличивает срок службы материалов, из которых построен дом, препятствует развитию грибка и плесени на влажной поверхности.

Еще одна функция свеса кровли - защита стропил и всего «кровельного пирога». Ведь без карниза край крыши окажется открытым, ничто не будет защищать его от влаги, ветра и холода. Все это приведет к преждевременному износу материалов (утеплителя, изоляции, стропильной конструкции), намоканию венца дома, несущих конструкций.

Конечно, больше всего в защите от влаги нуждаются дома из дерева. Именно поэтому на деревянных постройках делают самые длинные свесы, их длина может достигать 120 см. На панельных и кирпичных домах достаточно карнизов от 40 до 60 см.

Важно! Размер свеса напрямую зависит от высоты цоколя и стен дома. Есть такая закономерность - чем выше дом, тем длиннее должен быть карниз его крыши.

Ну, и третьей функцией свесов можно назвать эстетическую составляющую. Ведь дома с красиво обшитыми кровельными свесами выглядят законченными. Эта архитектурная деталь не только защищает дом, но и делает его красивее.

Виды кровельных карнизов

Строительством домов люди занимаются тысячи лет. За это время сооружения претерпели массу изменений и дополнений. Устройство карниза на сегодняшний день считается обязательной составляющей монтажа любой кровли. А вот тип свеса каждый хозяин может выбрать самостоятельно, кстати, вид карниза во многом зависит от типа кровли:

  1. Двускатные и четырехскатные (вальмовые) крыши любых размеров и конструкций могут обустраиваться свесами подшитого типа.
  2. Неподшитые карнизы так же подходят для скатных крыш.
  3. Если крыша дома имеет только один скат, либо, наоборот, это кровля сложной ломаной конструкции, то свес выполняют в виде короба, его так и называют - коробчатым.
  4. Укороченная конструкция карниза универсальна - подходит для крыш любой конструкции и размера.

Внимание! Свес кровли конструктивно является продолжением самой крыши. Поэтому выбирать материалы для изготовления свесов необходимо с учетом тех же параметров: климатических особенностей региона, необходимых слоев «кровельного пирога», конструкции всего дома.

Устройство кровельных карнизов

В зависимости от формы карниза крыши различают несколько устройств кровельных свесов:


Важно! Способов обшивки карнизов два: горизонтальный и вертикальный . Вертикальный короб сооружают, когда наклон ската крыши небольшой. Обшивочные материалы в этом случае крепятся к стропильным ногам. Горизонтальные короба сооружают между концами стропил и стеной дома. Для этого на стену крепят брус или доску, а обшивку крепят в одной точке к стропилу, в другой - к брусу.

Чем подшивают свесы крыши

Чтобы дом выглядел красиво, а крыша не потеряла в утеплении и гидроизоляции, необходимо подшить карнизные свесы. Лучшими материалами для этих целей считаются:


Занимаясь обустройством карнизов, необходимо помнить, что именно на кровельные свесы приходится самая большая нагрузка от снежных масс. Сползая с верха крыши, снег и лед часто задерживаются на карнизах, поэтому конструкция свеса должна быть рассчитана до мелочей, а материалы выбираются самые прочные и качественные.

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Виды

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:


Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Видео-инструкция

Крыша дома защищает все здание от осадков и придает ему эстетичный законченный вид. Остается облагородить фронтонные свесы и закрыть карнизы крыши. Этот кропотливый процесс понадобится не только для наведения красоты – он связан также с обеспечением вентиляции подкровельного пространства и ветрозащиты.

Карнизы необходимы для защиты стен от осадков, поэтому они выступают за габариты здания, а сделать эффективной ветровую защиту крыши призвана обшивка стропил и свеса. Необходимо разобраться в том, как и какими материалами выполнить заключительный этап работ.

В этой статье

Что такое карниз и из чего он состоит?

Прежде чем приступить к работам по отделке, необходимо понять, что такое карниз крыши. Под этим понятием в строительстве подразумевается часть кровельной конструкции, которая выступает за стены здания и защищает их от атмосферных осадков. Расстояние от стены дома до нижнего края ската именуют кровельным свесом, который по нормам должен быть не менее 40 см, а иногда достигает и 100 см, в зависимости от архитектурного решения.

Это нужно для того, чтобы предотвратить намокание стен дома от воздействия талой и дождевой воды, поступающей со скатов кровли. Кроме того, закрытые карнизы вашей крыши будут выполнять функцию ветровой защиты и обеспечат бесперебойную воздушную циркуляцию в подкровельной части конструкции.

Состоит карниз кровли из ряда элементов, наличие которых определяется способом подшивки. Карнизные свесы могут быть фронтальными при односкатной и двухскатной крыше и боковыми. Фронтальные карнизы необходимы не только для защиты верхней части фронтона, но и для придания ветрозащитных и эстетических свойств всей крыше. Они образуются выступающими частями обрешетки, и метод их отделки свой для каждого вида используемого материала.

Важно помнить, что все узлы жесткости и направляющие бруски должны иметь дополнительные поперечины из-за длинных пролетов.


Стыки нужно закрывать декоративными уголками, придающими дополнительную прочность.

Что касается боковых свесов, то их конструкция сложнее, а отделка карнизов крыши состоит из большего количества операций и имеет ряд разновидностей.

Составляющие

Во всех видах боковых карнизов присутствуют следующие составляющие:

  • стропильный свес, в случае короткой стропильной ноги ее удлиняют кобылкой;
  • лобовая доска, крепится к концу стропил вертикально и является основой для крепления вспомогательных элементов и отделочных материалов;
  • фартук из металла, крепится на лобовой доске;
  • водосточный желоб с капельником;
  • жесткая конструкция свеса, расположена между стеной дома и лобовой доской карниза;
  • брейка, которая крепится к конструкции свеса;
  • материал обшивки.

Типы устройства свесов

Чтобы выбрать материал и способ отделки карниза крыши своими руками, нужно знать типы устройства свесов, а именно:

  • Свес, построенный на одном уровне со стенами, то есть заподлицо. При этом типе кровли отделка карниза крыши заключается в креплении лобовой доски вровень со стенами. Это делает невозможным создание полноценной защиты стен от талой и дождевой воды и используется в сухом климате, а водосток с капельником крепится непосредственно к лобовой доске.
  • Открытый свес, при монтаже которого водосточные желоба крепят на крыше к стропилам снизу или в верхней части с обязательной установкой капельника. При этом методе хорошая вентиляция, но плохая ветрозащита подкровельного пространства.
  • Свес закрытого типа, который является наиболее предпочтительным с точки зрения вентиляции, ветровой защиты и эстетичного внешнего вида. Монтаж заключается в креплении вертикальной лобовой доски к стропилам и изготовлении паза на стене дома, затем между этими элементами крепится отделочный материал. Окончательно стыки декорируются внешними прямоугольными уголками.
  • Свес фронтонный, используется при двускатных крышах, а длина выноса определяется хозяином исходя из целесообразности.

Кроме этих основных видов, существует много разновидностей конструкций карнизов, и их использование зависит от сложности крыши.

Материалы для отделки карниза

Для отделки карниза вашей крыши своими руками можно подобрать разный материал. Если исходить из единообразия с кровельным материалом, то нужно и отделку производить, используя то же покрытие. Это позволит сэкономить, если заранее рассчитать количество материала с учетом отделки карниза, а также использовать обрезки.

Когда такой подход почему-либо не устраивает, можно подобрать по цвету, качеству и цене нужное покрытие из широкого перечня предлагаемой отделки и комплектующих. В большинстве случаев используют следующие материалы:

  • хвойные пиломатериалы;
  • пластмассовый или металлический сайдинг;
  • профнастил;
  • софиты.

Хвойные породы дерева обладают повышенным содержанием смол, поэтому более долговечны. Но деревянный материал необходимо выбирать по степени просушки, а толщина его должна находиться в пределах 15–22 мм.

Для повышения срока службы перед монтажом важно обработать дерево специальным составом, который препятствует гниению, образованию плесени и воздействию насекомых.

При поперечном монтаже отделочных планок необходимо закрепить настенный брус и прикручивать доски между стеной и вертикальной лобовой доской. Если предстоит продольный монтаж, то необходимо укрепить конструкцию карниза дополнительными силовыми элементами во избежание провиса.

Сайдинг является более стойким к атмосферным воздействиям материалом и не требует дополнительной обработки. Его достаточно легко подобрать по цветовой гамме, а дополнительные крепежные приспособления позволяют отделать карниз крыши самостоятельно.

Профнастил обладает высокой коррозионной стойкостью, но требует повышенного внимания к увеличению жесткости конструкции свеса. Профнастил можно также подобрать по цвету и толщине.

Софиты обладают всем необходимым для быстрого и эффективного монтажа и являются экологичным и популярным видом отделки карниза. Они бывают медными, алюминиевыми, оцинкованными и виниловыми. Если металлические софиты имеют сравнительно большой вес, то пластиковый материал значительно легче и дешевле.
Софиты обладают перфорированными отверстиями, которые обеспечивают хорошую вентиляцию подкровельного пространства и не ухудшают ветрозащиту.

Какой инструмент понадобится?

Перед отделкой необходимо подготовить надежное оборудование и исправный инструмент, который понадобится при обшивке карниза, а именно:

  • рулетку;
  • строительный уровень;
  • разметочный шнур;
  • строительный карандаш или фломастер;
  • дрель и перфоратор;
  • шуруповерт и саморезы;
  • электрический удлинитель;
  • лестницы;
  • инструмент для раскроя материала;
  • молоток;
  • крепежный материал;
  • спецодежду и перчатки.


Необходимо помнить о правилах техники безопасности при высотных работах и иметь исправное электрооборудование.

Последовательность облицовки свесов карниза

Начинать работы по отделке карнизов следует с выбора способа обшивки. Затем подготавливается карниз к монтажу облицовки, а именно:

  • Выравниваем концы стропил по длине, при этом используем уровень, чтобы концы стропил были обрезаны параллельно стенам.
  • Вертикально монтируем к стропилам лобовую доску и выставляем горизонтально ее нижний обрез. Крепим на доску отделочный фартук и элемент крепления для горизонтальных планок.
  • На этом этапе можно закрепить капельник и кронштейны для водостока, выставив их с надлежащим углом наклона, обеспечив беспрепятственный сток воды.
  • На одном уровне с нижним срезом лобовой доски на стену дома притягивается брус, на который прикручивается крепеж для горизонтальных планок.
  • От стены дома до лобовой доски ставятся перемычки через 50 см для упрочнения конструкции.
  • К смонтированному каркасу крепятся отделочные горизонтальные элементы, которые вы выбрали. Необходимо оставлять температурный зазор между стеной дома и лобовой доской, дабы избежать деформации элементов отделки карниза.
  • Стыки следует закрыть декоративными уголками, чтобы обеспечить эстетичный внешний вид, а также придать дополнительную прочность конструкции карниза крыши.

Очень важно обеспечить надежную вентиляцию под кровлей, чтобы избежать гниения, деформации или пересыхания материала.

Все элементы отделки карниза крыши должны быть смонтированы по уровню, без перекосов и строго перпендикулярно к стене здания. Выполнять работы рекомендуется при температуре не ниже +10 °C.

Подводим итоги

Мы рассмотрели вопросы, которые могут возникнуть при отделке карнизов крыши своими руками, выяснили, какими бывают типы карнизов и их конструктивные особенности. Приобрели знания о видах отделочных материалов, которые используют, закрывая свесы. Подробно остановились на важных моментах и последовательности монтажа облицовки.

Каждый человек, исходя из финансовых возможностей, доступности материала и климатических условий региона, сам определяет способ отделки крыши. Мы надеемся, что смогли помочь вам с выбором. Используя современные материалы, можно не только своими руками смонтировать отделку карниза, но и добиться гарантированной долгой службы всей кровли.

Главное в жизни - это надёжная крыша над головой. Это подтверждают и профессиональные мастера. Они сходятся во мнении, что только надёжная и прочная крыша способна обеспечить комфортное проживание в доме. И часто надёжность и долговечность зависит от незначительных элементов, например, карниза. Эта часть крыши имеет небольшой размер и процент от площади поверхности ската. Но она выполняет настолько важные функции, что напрямую влияет на срок службы крыши и прочность конструкции.

Карниз крыши - это нижняя часть ската, которая является его продолжением за пределы стен. Монтаж производится во время установки стропильной системы и формируется путём увеличения длины стропильных ног или установки кобылок. Карниз имеет верхнее покрытие, которое формируется кровельным материалом, и нижнее - зашивка деревом, сайдингом или другим материалом.
Карниз крыши обустраивается для защиты стен и фундамента дома от влаги

Основными функциями карниза являются:

  1. Защита стен дома от влаги. Именно карнизный свес крыши способен предотвратить попадание атмосферной влаги и грязи на наружную стену, что позволит длительное время сохранять её привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращение ската талой и дождевой воды на фундамент. Устройство карнизного свеса таково, что потоки воды и глыбы снега, которые соскальзывают со скатов, выносятся дальше от фундамента дома. Это позволяет предупредить размытие грунта возле дома и разрушение отмостки фундамента.
  3. Придание крыши законченности и аккуратного вида. Карнизный свес способен придать конструкции крыши более пропорциональный вид, гармонично завершить архитектурный замысел дома и помочь облагородить экстерьер.

Монтаж карнизных свесов является обязательным этапом кровельных работ. При этом вид, форма и тип гидроизоляционного покрытия в этом случае не имеют никакого значения. Даже плоская крыша должна иметь небольшой вынос, который выступает за наружные стены для их защиты от влаги.

Видео: как должен выглядеть карнизный свес

Виды свесов крыши

При обустройстве скатной крыши формируется два вида свесов:


По сути, карниз - это удлинение стропильных ног. Поскольку располагается свес внизу ската, то формируется он с учётом минимальной снеговой нагрузки. Однако при проектировании стоит учитывать возможность оказания значительного давления и из-за распределения нагрузок, которое возможно из-за монтажа водосточного жёлоба и снегозадержателей.

Способы формирования

Способ монтажа свеса напрямую зависит от конструкции крыши, от длины ската. Есть несколько способов формирования свеса крыш:


Часто профессиональные мастера используют кобылки для формирования свеса в том случае, если длина ската значительно превышает стандартные размеры пиломатериалов. Обычно для каркаса крыши используются доски длиной 6 м. Если же скат крыши имеет такую же длину, то карниз формируется с помощью кобылок.

Размеры свесов

Очень важно правильно подобрать размер свеса, ведь если он будет слишком маленьким, то не сможет полноценно выполнять свои функции, то есть талая или дождевая вода будет попадать на отделку наружных стен, фундамент, что в итоге приведёт к разрушению дома. При расчёте этого параметра необходимо учитывать:

  1. Климат. На размер карниза влияет количество осадков, которые выпадают в зимний и летний период. Если количество осадков большое, то необходимо использовать крышу с широким карнизом. Например, в поселениях вблизи альпийских гор дома имеют карнизные свесы шириной не менее 1 м.
  2. Наклон скатов. Чем больше угол наклона крыши, тем меньшим может быть карниз. Это связано с особенностями траектории падения снега и воды. Но если скаты крыши очень крутые, то движение воды может быть довольно интенсивным. Поэтому карниз можно сделать широким.
  3. Пропорции дома. Если постройка имеет пологую крышу и широкий карниз, она будет казаться более низкой. Вытянуть силуэт поможет узкий свес с высокой кровлей.

Минимально допустимой является ширина карниза в 45–50 см. Но такой элемент можно обустраивать только в регионах с низкой снеговой нагрузкой. При необходимости размер карниза можно увеличить до 1 м.

Способы отделки карнизов

Поскольку карниз также выполняет и декоративную функцию, нужно правильно его обшить. При этом важно не только выбрать качественный материал, но и определиться со способом отделки карниза. Последнее зависит от уклона скатов и их протяжённости.

Есть два метода подшивки карнизных свесов:


Крепить обшивку можно как непосредственно к стропильным ногам (если угол наклона крыши небольшой), так и к специально сделанному коробу. Для его обустройства нужно:


Устройство карниза из разных материалов

Монтаж свеса является заключительным этапом сборки стропильного каркаса. По мере того как обрешётка будет готова, выполняют подравнивание стропильных ног по уровню, а затем фиксирует лобовую планку для защиты нижней поверхности карниза от влаги, заселения птиц и других неприятностей, выполняют подшивку карниза. Для этого можно использовать разные материалы.

Материал для подшивки нужно выбирать таким образом, чтобы можно было обеспечить вентиляцию карниза, ведь от этого зависит срок службы стропильного каркаса. Для удобства можно использовать специальный материал с перфорацией, например, софиты. Также можно монтировать специальные вентиляционные решётки или укладывать материал с зазором.

Из доски

Подшивку можно выполнить с помощью обычной обрезной доски или других подобных пиломатериалов. Этот метод имеет несомненные достоинства, в частности, древесина является экологически безопасным материалом, доступным каждому. Но стоит помнить, что дерево нуждается в защите от влаги, иначе подшивка карниза досками прослужит вам недолго. Для защиты необходимо регулярно обновлять лакокрасочный слой, который и защитить дерево от гнили.
Деревянный карниз требует защиты от воздействия влаги

Для монтажа деревянной обшивки нужно:


Если крыша имеет значительный угол наклона, то подшивку выполняют другим способом:


Из сайдинга

Подшивку карниза сайдингом можно считать наиболее практичным решением. Связано это с тем, что монтировать этот материал можно своими руками. Сайдинг представляет собой пластины из металла или пластика с полимерным покрытием. Именно поэтому он отлично противостоит любым погодным условиям, в равной степени сильному дождю, граду и солнечным лучам, при этом привлекательный внешний вид сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации. Недостатком этого материала можно считать плохую вентилируемость. Решить эту проблему легко - достаточно установить специальные вентиляционные решётки.
Сайдинг плохо пропускает воздух, поэтому при подшивке карниза нужно устанавливать вентиляционные решётки

Для монтажа сайдинга нужно:


Из софитов

Софиты - это панели, специально предназначенные для подшивки карнизных и фронтонных свесов. От сайдинга их отличает наличие перфорации. И в этом их главное преимущество. Через эти отверстия легко проникает воздух, но при этом вода через них пройти не может. Отличия есть и по ширине. Панели софитов гораздо шире чем сайдинг, поэтому процесс подшивки займёт гораздо меньше времени.
Софиты являются специальным материалом для обшивки карнизов

Монтаж выполняется следующим образом:


Из профлиста и оцинкованной стали

По сути, эти материалы являются идентичными, отличия заключаются лишь в наличии полимерного покрытия и рёбер жёсткости. Они характеризуются устойчивостью к перепадам температур и давлению ветра.

Выполнять монтаж профилированного листа или оцинкованной стали нужно на стропила, которые выступают за вертикальные стены, в том случае, если угол наклона небольшой. В противном случае может потребоваться обустройство короба или монтаж брусков вдоль стены и стропильных ног соответственно.
Крепить профилированный лист одним краем можно на стропильные ноги, а вторым - на брусок у стены дома

При использовании профилированного листа для обшивки нужно:


Для обеспечения вентиляции лист профнастила нужно разрезать на куски размером на 2 см меньше, чем ширина свеса.

Установка карнизной планки

Карнизную планку необходимо крепить к примыканию кровли. Выполнять работу нужно в следующей последовательности:

  1. Смонтировать лобовую доску, при этом крепить её нужно к торцам стропильной системы оцинкованными гвоздями. Альтернативный вариант - крепление в специальных пазах на стропильной системе.
    Монтаж карниза начинается с крепления лобовой доски
  2. Перед фиксацией карнизной планки необходимо установить кронштейны для водосточных желобов. Их можно располагать как на карнизной доске, так и на стропильных ногах.
    Перед креплением карнизной планки нужно зафиксировать кронштейны для водостока
  3. Теперь можно приступить к креплению карнизной планки, которую нужно установить до того, как будет производиться монтаж кровельного материала. Располагать карнизную планку необходимо поверх кронштейнов для водосточной системы. Для фиксации можно использовать саморезы, которые ввинчиваются в карнизную или лобовую доску. Шаг между крепёжными элементами может быть равен 30–35 см.